НА КНИЖНУЮ ПОЛКУ ВОСТОКОВЕДА
Д.Л. Бродянский,
доктор исторических наук, ДВГУ
НОВОСИБИРСКАЯ ШКОЛА АРХЕОЛОГОВ-востоковедов
Востоковедение работает с текстами, археология - со своими вещественными источниками, археологическими памятниками. От Причерноморья до Тихого океана археологам неизменно приходится обращаться к письменным и эпиграфическим источникам на древних и современных языках народов Азии, а востоковеды повсеместно сталкиваются с археологическими объектами. Взаимное притяжение наук возникло еще до их разделения в современной академической среде. Продуктивное соединение археологии и востоковедения отразилось в трудах петербургских востоковедов: МВ. Воробьева (японист, кореист и китаист)1, М.И. Никитиной (кореистка)2, Е.И. Лубо-Лесниченко (китаист)3.
Выдающийся московский китаист М.В. Крюков в годы учебы в Пекинском университете (1957-1962) участвовал в раскопках иньских и чжоуских могильников. Богатейшая археология Китая отражена в книгах
„4
созданной им серии трудов по этногенезу и истории китайцев .
Уникальную, единственную в России школу археологов-востоковедов создал в Новосибирске Виталий Епифанович Ларичев. Как и М.В. Воробьев, он вошел в археологию как ученик и аспирант А.П. Окладникова, с 1953 г. работал с ним в экспедициях на Дальнем Востоке, в Сибири и Монголии. В 1974 г. в группе А.П. Окладникова В.Е. Ларичев работал в Пхеньяне, знакомился с коллекциями, участвовал в раскопках. В 1972 г. в Институте истории, филологии и философии Сибирского отделения АН СССР под руководством В.Е. Ларичева был создан сектор истории и археологии стран зарубежного Востока, а на гуманитарном факультете Новосибирского университета начата подготовка востоковедов-археологов. За 30 лет работы сектора создана единственная в России группа востоковедов-археологов, издана серия трудов по истории и археологии стран Дальнего Востока, Монголии и других стран Азии, а также Сибири, Приамурья и Приморья.
В моей и доступных мне библиотеках есть 25 томов серии «История и культура Востока Азии». К сожалению, после первых четырех выпусков, они выходили без нумерации и общее их число мне неизвестно. Опубликованы в этой серии несколько авторских монографий. В.В. Евсюков5 на основе семантического анализа росписей северокитайской неолитической керамики культуры яншао выделил сюжеты космогонического мифа об отделении неба от земли с фигурой демиурга Паньгу; сюжеты, отразившие вертикальную (мировое дерево) и горизонтальную структуру мира (четыре стороны света). Здесь же прослеживается и мифологическая черепаха, занимающая центральное место в корейской мифологии. Обнаружилась в росписях и календарная графика. С.С. Комиссаров исследовал комплекс чжоуского оружия Древнего Китая6. Трудно переоценить значение этой работы для датировки бронз всего востока Евразии. Капитальное исследование археологии Якутии в 3-х томах опубликован А.Н. Алексеев7.
Целый ряд исторических исследований в серии опубликовали виднейшие российские востоковеды Е.И. Кычанов, М.В. Воробьев, Е.И. Лубо-Лесниченко, B.C. Кузнецов, автор монографии о политике Цин в Центральной Азии.8 Выходец из харбинской школы русских археологов
A.Г. Маляв-кин опубликовал капитальную подборку материалов по истории уйгуров9. Печатались в серии и другие представители этой школы: B.C. Таскин, Е.П. Момот.
Много материалов опубликовано по археологии Китая, здесь труды главы школы В.Е. Ларичева и его учеников — А.В .Варёнова, СВ. Алкина,
B.В. Евсюкова, С.А. Комиссарова, СТ. Кожанова — и плеяды китайских археологов — Линь Юня, У Эня, Ян Чжицюня, Фан Цидуна, Го Дашуня, Хао Сыдэ, Лю Сяодуна, Лю Цзинвэня, Ли Цзяна10. Тематически археология Китая представлена от палеолита до средневековья. Работы новосибирских китаистов отличает гармоничное сочетание археологии и китаеведения, глубокое проникновение в специфику китайской культуры.
Серия исследований посвящена Монголии, рядом с русскими исследователями — труды монгольских коллег: Б. Ширендыба, В. Ринчэна, Г. Сухэбатора, Ч. Далай11.
Среди авторов серии — крупнейший авторитетнейший в мире специалист по палеолиту Центральной и Передней Азии В.А. Ранов, индийский археолог А.К. Гхош, этнограф и антрополог Н.Н. Чебоксаров, академики-археологи А.П. Деревянко и В.И. Молодин.
В.Е. Ларичеву принадлежат опубликованные в серии исследования по археологии Кореи — от палеолита до бронзового века12. В этой же серии опубликована и часть работ В.Е. Ларичева по астроархеологии13. Открытая им в Хакассии палеолитическая обсерватория «Белая лошадь» втрое старше знаменитого Стоунхэджа.
Новосибирцы удачно сочетают экспедиционные полевые исследования, работу с письменными источниками и с научной литературой на дальневосточных языках. Новосибирск стал притягательным центром для археологов Кореи, Японии, Китая, Монголии. В этом немалая заслуга директора
Института археологии и этнографии СО РАН академика Анатолия Пантелеевича Деревянко, не прекращающего полевые исследования в Монголии, Казахстане, Узбекистане, и востоковедного сектора во главе с В.Е. Ларичевым. Новосибирцы ввели в научный оборот огромный по объему материал по археологии Восточной Азии и целый ряд продуктивных идей.
В последние годы налажены совместные работы новосибирских археологов во главе с А.П. Деревянко и В.Е. Медведевым и археологов Республики Корея в низовьях Амура. Вслед за первым отчетом можно ожидать появления совместных исследований по археологии российского Дальнего Востока и Кореи.
Владивостоку создание подобного центра, как говорится, на роду написано, но, к сожалению, кроме отдельных археологов-востоковедов (Чан Су Бу, А.Л. Ивлиева, первых опытов П.Я .Афремова), сопоставимых с Новосибирском результатов пока нет.
В последнее время Амурский государственный университет в Благовещенске стал ежегодно проводить конференции «Россия и Китай на дальневосточных рубежах», издавать доклады и сборники статей «Традиционная культура востока Азии». Думаю, что пример Благовещенска и Новосибирска должен подтолкнуть востоковедов и археологов Владивостока к объединению усилий и интеграции своих дисциплин. Новосибирская школа показала, как продуктивна такая интеграция.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Воробьев М.В. Древняя Япония. М, 1958; Онже. Древняя Корея. М., 1961; Он же. Чжурчжэни и государство Цзинь (Х-1234 г.). М.: Наука, 1975; Он же. Культура чжурчжэней и государства Цзинь (Х-1234 г.). М., Наука, 1983; Он же. Корея до второй трети VII века: этнос, общество, культура и окру жающий мир. СПб., 1997.
2 Никитина М.И. Древняя корейская поэзия в связи с ритуалом и мифом. М.: Наука, 1982; Она же. Миф о Женщине-Солнце и ее родителях и его «спут ники» в ритуальной традиции древней Кореи и соседних стран. СПб., 2001.
3 Лубо-Лесниченко Е.И. Привозные зеркала Минусинской котловины: К воп росу о внешних связях древнего населения Южной Сибири. М.: Наука, 1975; Он же. Китай на Шелковом пути.: Шелк и внешние связи древнего и раннесредневекового Китая. М.: Наука, 1994.
4 Крюков М.В., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы: пробле мы этногенеза. М.: Наука, 1978; Крюков М.В., Переломов Л.С., Софронов М.В., Чебоксаров Н.Н. Древние китайцы в эпоху централизованных импе рий. М.: Наука, 1983; Крюков М.В., Малявин В.В., Софронов М.В. Китай ский этнос на пороге средних веков. М.: Наука, 1979; Они же. Китайский этнос в средние века (VII—XIII вв.). М.: Наука, 1984.
5 Евсюков В.В. Мифология китайского неолита по материалам росписей на керамике культуры яншао / История и культура Востока Азии. Новосибирск:
Наука, 1988.
6 Комиссаров С.А. Комплекс вооружения древнего Китая.: Эпоха поздней бронзы. Новосибирск: Наука, 1988.
7 Алексеев А.Н. Древняя Якутия: Неолит и эпоха бронзы. Новосибирск: На ука, 1996; Он же. Древняя Якутия. Железный век и эпоха средневековья. Новосибирск: Наука, 1996; Он же. Первые русские поселения на северо-востоке Якутии. Новосибирск: Наука, 1996.
8 Кузнецов B.C. Цинская империя на рубежах Центральной Азии /История и культура Востока Азии. Новосибирск: Наука, 1983.
9 Малявкин А.Г. Материалы по истории уйгуров в IX-XII вв. / История и культура Востока Азии. Новосибирск: Наука, 1974.
0 Древние культуры Южной Сибири и Северо-Восточного Китая / История и культура Востока Азии. Новосибирск: Наука, 1994; Китай в эпоху древ ности // История и культура Востока Азии. Новосибирск: Наука, 1990.
1 Сибирь, Центральная и Восточная Азия в средние века // История и культу ра Востока Азии. Т. 3. Новосибирск: Наука, 1975.
2 Ларичев В.Е. Палеолит Кореи // Сибирь, Центральная и Восточная Азия в древности // История и культура Востока Азии. Т. 4. Новосибирск: Наука, 1976. С. 8-83; Он же. Неолит и бронзовый век Кореи // Сибирь, Централь ная и Восточная Азия в древности: Неолит и эпоха металла // История и культура Востока Азии. Новосибирск: Наука, 1978. С. 9-87.
3 Ларичев В.Е. Святилище созвездия Малая Медведица // Северная Азия и соседние территории в средние века: История и культура Востока Азии. Новосибирск: Наука, 1992. С. 8-23; Он же. «Белая лошадь» чёрной горы (астрономические аспекты памятника и астральная подоснова искусства древнекаменного века Сибири) // Древние культуры Южной Сибири и Се веро-Восточного Китая: История и культура Востока Азии. Новосибирск: Наука, 1994. С. 9-40; Он же. Богиня Луны // Там же. С. 40-52.
David Brodyansky
Novosibirskaya school of archeologists - orientalists
The paper describes the unique scientific school of archeologists — orientalists in Russia founded in Novosibirsk by V.P.Farichev. As a result of his work Novosibirsk became the centre of archeological studies in the Far East region, a huge material in volume and in scientific value was gathered and explored and a new trend in archeological studies appeared.