Научная статья на тему 'Новосибирск как ворота в туристскую Сибирь: возможности или иллюзия'

Новосибирск как ворота в туристскую Сибирь: возможности или иллюзия Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1433
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / REGIONAL TOURISM / ТУРИЗМ НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ / TOURISM IN NOVOSIBIRSK REGION / РЕКРЕАЦИОННО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / ТРАНСПОРТНЫЙ КОРИДОР / TRANSPORT CORRIDOR / ТУРИСТСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST DESTINATION POPULARITY / ПРОБЛЕМЫ ТУРИСТСКОЙ ОТРАСЛИ / CHALLENGES FOR THE TOURISM SECTOR / RECREATIONAL-GEOGRAPHIC LOCATION

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Горошко Надежда Владимировна, Пацала Сергей Викторович

Предметом исследования данной работы является рекреационно-географическое положение г. Новосибирска. Логический анализ рекреационно-географического положения города необходим с целью выявления его конкурентных позиций на региональном туристском рынке. В исследовании посредством логического анализа рекреационно-географического положения проведена оценка позитивных и негативных факторов, определяющих туристскую привлекательность Новосибирска на региональном рынке туризма. При анализе использована разработанная авторами модель-картосхема «рекреационно-географического положения Новосибирска», позволившая выявить место города и области на туристском рынке Сибири, туристский потенциал территории, возможные стратегические риски утери лидирующих позиций. Установлено, что значительная доля туристского потока и рынка, достающаяся Новосибирску, определяется выгодами географического положения города. Выявлены растущие риски ослабления туристской привлекательности города. Предложены основные направления деятельности с целью закрепления туристских потоков на территории Новосибирской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Горошко Надежда Владимировна, Пацала Сергей Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NOVOSIBIRSK AS THE GATEWAY OF TOURISM IN SIBERIA: OPPORTUNITY OR ILLUSION

The research focuses on the recreational and geographical position of Novosibirsk. The logical analysis of the city’s recreational and geographic location is important for determining its competitive position in the regional tourism market. By means of logical analysis of recreation and geographical location the authors assess the positive and negative determinants of tourist attractiveness of Novosibirsk regional tourism market. In the research the authors developed and used the model-map “recreational-geographic location of Novosibirsk”, which allows setting the location of the city and the region in the tourist market of Siberia, as well as evaluating the tourist potential of the area and potential strategic risks by the loss of leading positions. The authors proved that a significant share of the tourist flow and the tourism market of Novosibirsk is due to the favorable geographical location of the city. The growing risks of decrease in the tourist attractiveness of the city are identified. The main activities for maintaining the tourist flows on the territory of Novosibirsk Region are proposed.

Текст научной работы на тему «Новосибирск как ворота в туристскую Сибирь: возможности или иллюзия»

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 91(571)+338.48(751)

НОВОСИБИРСК КАК ВОРОТА В ТУРИСТСКУЮ СИБИРЬ: ВОЗМОЖНОСТИ ИЛИ ИЛЛЮЗИЯ

Н. В. Горошко, С. В. Пацала

NOVOSIBIRSK AS THE GATEWAY OF TOURISM IN SIBERIA: OPPORTUNITY OR ILLUSION

N. V. Goroshko, S. V. Patsala

Предметом исследования данной работы является рекреационно-географическое положение г. Новосибирска. Логический анализ рекреационно-географического положения города необходим с целью выявления его конкурентных позиций на региональном туристском рынке. В исследовании посредством логического анализа рекреационно-географического положения проведена оценка позитивных и негативных факторов, определяющих туристскую привлекательность Новосибирска на региональном рынке туризма. При анализе использована разработанная авторами модель-картосхема «рекреационно-географического положения Новосибирска», позволившая выявить место города и области на туристском рынке Сибири, туристский потенциал территории, возможные стратегические риски утери лидирующих позиций. Установлено, что значительная доля туристского потока и рынка, достающаяся Новосибирску, определяется выгодами географического положения города. Выявлены растущие риски ослабления туристской привлекательности города. Предложены основные направления деятельности с целью закрепления туристских потоков на территории Новосибирской области.

The research focuses on the recreational and geographical position of Novosibirsk. The logical analysis of the city's recreational and geographic location is important for determining its competitive position in the regional tourism market. By means of logical analysis of recreation and geographical location the authors assess the positive and negative determinants of tourist attractiveness of Novosibirsk regional tourism market. In the research the authors developed and used the model-map "recreational-geographic location of Novosibirsk", which allows setting the location of the city and the region in the tourist market of Siberia, as well as evaluating the tourist potential of the area and potential strategic risks by the loss of leading positions. The authors proved that a significant share of the tourist flow and the tourism market of Novosibirsk is due to the favorable geographical location of the city. The growing risks of decrease in the tourist attractiveness of the city are identified. The main activities for maintaining the tourist flows on the territory of Novosibirsk Region are proposed.

Ключевые слова: региональный туризм, туризм Новосибирской области, рекреационно-географическое положение, транспортный коридор, туристская привлекательность, проблемы туристской отрасли.

Keywords: regional tourism, tourism in Novosibirsk Region, recreational-geographic location, transport corridor, tourist destination popularity, challenges for the tourism sector.

Благодаря своему демографическому и экономическому потенциалам Новосибирск традиционно позиционируется как «столица Сибири». В последнее время к этому неформальному титулу всё чаще добавляют новый - «ворота туристской Сибири». Имеет ли это утверждение под собой реальные фактические основания? И если да, то что могло бы способствовать сохранению данного статуса за Новосибирском и его областью? В поисках ответа на данные вопросы обратимся к логическому анализу рекреационно-географического положения города, то есть положению относительно мест отдыха и туризма в рекреационном пространстве Сибири и регионов ближайшего соседства.

Федеральным законом от 24.11.96 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» туризм отнесен к приоритетным направлениям развития экономики страны, и особое внимание получил въездной и внутренний сегмент. Для их развития необходимо занять свою нишу на мировом и российском рынке туризма и отдыха при наличии большой конкуренции [9].

Сибирь - уникальный регион по площади, по ресурсному потенциалу. Сибирский федеральный округ второй по размерам после Дальневосточного (около 30 % от общей площади страны), богат природными и культурно-историческими достопримечательностями, позволяющими региону занять достойное место на российском и международном туристских рынках. Можно выделить ряд факторов, определяющих привлекательность сибирских регионов как объектов туризма (рис. 1).

Наиболее перспективные направления рекреации и туризма в Сибири представлены на рис. 2.

Однако существует ряд серьезных факторов, обуславливающих негативное влияние на развитие туризма в Сибири (рис. 3).

Согласно материалам Комиссии по туризму Координационного Совета по внешним связям Межрегиональной Ассоциации «Сибирское Соглашение» существует ряд основных проблем отрасли туризма сибирского региона (рис. 4).

Рис. 1. Факторы, определяющие туристскую привлекательность сибирских регионов [составлено по: 6]

Рис. 2. Перспективные виды рекреации и туризма в Сибири [составлено по: 2]

разрушение системы руководства отраслью

крайне медленный темп роста организации совместныхи смешанных предприятий с участием

зарубежных инвесторов

перераспределение доходов в пользу теневой экономики

удаленность от основных западноевропейских столиц, поездки в сибирские регионы связаны с авиационным транспортом, что резко ^ъеличиваетих стоимость

недостаток квалифицированных кадров высшегои среднего звена, способных работать в новых

экономических условиях

устойчивое общественное мнение о туризме как об узкой сфере отдыхалщцей

Рис. 3. Факторы, обуславливающие негативное влияние на развитие туризма [составлено по: 6]

Факторы

Несмотря на трудности, туризм - перспективное направление развития сибирского региона. XXI век может стать временем туристского освоения Сибири, когда грандиозные сибирские туры придут на смену великим сибирским стройкам XX века. Одним из начальных этапов работы на этом пути стало принятие «Концепции развития отрасли туризма Сибири на 2005 - 2010 гг.», где определена общая стратегия, нацеленная на преимущественное развитие въездного туризма. Утверждена в 2010 г. концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011 -2016 гг.», в рамках которой регионы получат дополнительную финансовую поддержку на реализацию региональных туристских проектов. Примечательно, что сибирские регионы стали не только активно строить новые туристские объекты, но и целенаправленно заниматься продвижением своего имиджа для разви-

тия въездного и внутреннего туризма. Новосибирская область не стала исключением.

В области реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Новосибирской области на 2012 - 2016 гг.», цель которой - формирование туристского комплекса, интегрированного в экономику Новосибирской области и удовлетворяющего потребности жителей и гостей региона в отдыхе. Область располагает солидным туристско-рекреацион-ным потенциалом. На территории насчитывается более 2,5 тысяч памятников истории и культуры (из них около 70 % составляют памятники археологии), 25 заказников и 53 памятника природы, всего более 300 туристско-рекреационных объектов (2012 г.). Новосибирск - центр культурной и духовной жизни, здесь действуют десятки музеев, известные театры, музыкальные коллективы. В каждом муниципальном районе области функционируют краеведческие музеи.

Однако Новосибирская область уступает Алтайским регионам, Кемеровской и Иркутской областям, Красноярскому и Забайкальскому краям по степени известности природных комплексов и ряда культурно-исторических достопримечательностей. Но географическое положение области вкупе с молодым и дина-

мично развивающимся финансовым, научным, образовательным, торгово-промышленным центром Новосибирском может позволить ему занять свою достойную нишу, приняв на себя статус «ворот туристской Сибири».

Рис. 4. Основные проблемы отрасли туризма сибирского региона [составлено по: 6]

Обратимся к логическому анализу рекреационно-географического положения Новосибирска, выявив позитивные и негативные факторы, определяющие туристскую привлекательность города на региональном рынке туризма. Для анализа воспользуемся разработанной авторами моделью - картосхемой рекреа-ционно-географического положения Новосибирска, позволяющей определить место города и области на туристском рынке Сибири, туристский потенциал территории, возможные стратегические риски утери лидирующих позиций (рис. 5).

Проведённый анализ позволяет сделать вывод о ведущей роли Новосибирска и области в регионе как по числу граждан, размещённых в коллективных средствах размещения (здесь ближайшими конкурентами являются Иркутская обл. и Красноярский край), так и по величине платных туристских услуг (здесь главным конкурентом является Кемеровская обл.). Среди регионов ближайшего соседства у Новосибирской области пока нет прямых конкурентов на рынке, за исключением Кузбасса.

Очевидно, что значительная доля туристского потока и рынка, достающаяся Новосибирску, определяется выгодами географического положения города.

Новосибирск занимает место, которое позволяет наиболее удобно выполнять функции центра крупного региона и узла сочленения сухопутных и водных артерий. Новосибирск - центр Сибирского федерального округа, куда входят 12 субъектов Российской Федерации. В области действуют дипломатические и

торговые представительства иностранных государств, международные организации (из Германии, США, Великобритании, Франции, Австрии, Китая и других стран), которые своей деятельностью способствуют формированию имиджа области, притоку иностранных и российских туристов в Новосибирскую область и упрощению порядка оформления виз.

Новосибирск входит в число крупнейших научных (Академгородок, Кольцово), бизнес- и выставочных центров (всесибирские бизнес-учреждения: Сибирская межбанковская валютная биржа, Сибирская ярмарка, Экспоцентр и др.) России с большим инновационным потенциалом, что создает условиях для научного и делового туризма.

По своему положению Новосибирская область среди регионов Сибири не имеет аналогов: оно и центральное, и «узловое». Поэтому именно Новосибирск для России выступает в роли одного из важнейших центров контактов с зарубежной Азией. Положение между тремя важнейшими центрами мирового хозяйства (Западной Европой, США и Японией) представляет собой своеобразный «евразийский мост» - естественный путепровод торгово-экономических и пассажирских транзитных потоков. Это сплетение дополняют многочисленные транспортные артерии, дающие Новосибирску удобный доступ ко всем близлежащим сибирским центрам - Омску, Томску, Барнаулу, Кемерово, Новокузнецку. Тем самым он оказывается в центре скопления относительно близко расположенных друг к другу крупных городов, что не

характерно для Сибири, имеющей очень слабую насыщенность городской сетью (рис. 5).

Пожалуй, основополагающее преимущество города - выгодное транспортное месторасположение Новосибирска и Новосибирской области. На Новосибирск в течение всего ХХ века были замкнуты основные транспортные магистрали Сибири. Город выступает опорным пунктом огромной пассажиропроводя-щей системы, в зону его влияния попадает 17 - 18 млн человек. Новосибирск является крупнейшим транс-

портным узлом Западной Сибири и расположен на пересечении: Западно-Сибирской железной дороги; автомобильных дорог федерального и регионального значения; воздушных трасс международного, федерального и регионального значения, судоходной реки Обь. В городе сформировано 12 хабов - локальных центров накопления, обработки и распределения гру-зо- и пассажиропотоков в рамках транспортных коридоров, ориентированных на четыре направления или зоны [5].

Рис. 5. Особенности рекреационно-географического положения г. Новосибирска

[составлено по: 1, 3, 7, 8, 10]

Отдельного внимания заслуживают крупнейшие транспортные узлы города, среди которых авиа, авто, речной и главный железнодорожный вокзалы.

Положение железнодорожного вокзала Новосибирск-Главный на главном ходу Транссиба дает возможность отправлять поезда по трем основным направлениям: Юг - Алматы, Ташкент, Бишкек, Восток - Владивосток, Чита, Иркутск, Хабаровск, Красноярск, Запад - Москва, Санкт-Петербург, Волгоград, Воронеж, Адлер, а также скоростными комфортабельными электропоездами нового поколения в Омск, Томск, Барнаул, Кемерово, Новокузнецк.

Новосибирск можно назвать окружным авиационным центром Сибирского федерального округа. Новосибирский аэропорт «Толмачево» является шестым аэропортом страны и крупнейшим в Сибири. В настоящее время аэропорт имеет два терминала (внутренний и международный) и развивает маршрутную сеть по трем основным направлениям: даль-немагистральные, региональные и грузовые авиаперевозки. На сегодняшний день география полетов из аэропорта «Толмачево» охватывает более 80 городов России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Базовым аэропорт считается для компании «S7 Airlines», являющейся четвёртым по величине национальным авиаперевозчиком (как по числу перевезённых пассажиров, так и по пассажирообороту). В рамках программы 2011 г. по расширению пассажирской маршрутной сети были привлечены такие авиаперевозчики, как «Аэрофлот», «Оренбургские авиалинии», «Полет», «Северный ветер», «Трансаэро», «Уральские авиалинии», «ЮТэйр», Astra Airlines, «Туран Эйр». Аэропорт «Толмачево» - единственный соответствующий нормам Международной организации гражданской авиации (ИКАО от англ. ICAO - International Civil Aviation Organization) (категории III, т. е. - высшая) за Уралом аэропорт, пригодный для обслуживания кросс-полярных трасс и приема самого большого в мире пассажирского самолета Airbus A800.

Международный аэропорт Новосибирск (Толмачё-во) по итогам работы в 2014 г. обслужил 3957667 пассажиров, что на 5,6 % больше, чем в 2013 г. Пассажиропоток на внутренних воздушных линиях составил 2431238 человек, на международных воздушных линиях - 1526429 человек.

Рост пассажиропотока на региональных авиалиниях в 2014 г. превысил показатели 2013 г. на 19 % -в прошлом году региональными рейсами перевезено 368242 человека. Количество пассажиров на рейсах, выполняемых в рамках государственной программы субсидирования региональной авиации, составило 44247 человек. Количество трансферных пассажиров по итогам прошлого года составило более 268 тыс. человек, что выше показателей 2013 г. на 19,3 %. Доля трансферного пассажиропотока аэропорта увеличилась до 7 %.

Кроме этого, в черте города функционирует спортивный аэродром «Мочище» и «Ельцовка» («Чкалов-ский»), пригодные для использования малой и бизнес-авиацией.

Такое положение обусловило статус Новосибирска как центрального скрепляющего звена всего экономического пространства сибирских территорий,

позволяющего организовать и замкнуть на себя большую часть транспортно-туристских потоков. И в первую очередь тех из них, что направляются в Кузбасс, Алтай и Томскую область. Широкая география чартерного авиасообщения вполне способна привлечь в Новосибирск транзитные потоки международных туристов, формирующихся также в Омской и Тюменской областях.

Закрепить и усилить эту функцию существенно помогла бы организация скоростного железнодорожного движения на участках между Новосибирском и Омском, Томском, Кемерово, Новокузнецком, Барнаулом и возможно даже Тюменью.

Однако, транспортный транзит в нашем случае не самоцель, при всём своём мультипликативном эффекте, он всё-таки остаётся транзитом. Сколь долгий срок транзитный пассажир (турист) проведёт в нашем городе (оставив здесь определённую сумму своих финансовых средств), да и останется ли он здесь вообще, зависит уже от того, насколько выгодные и интересные туристские услуги город сможет ему предложить.

А как мы уже отметили выше, предложить Новосибирску есть что: область входит в тройку лидирующих сибирских регионов как по объёму реализованных платных туристских услуг, так и по числу принятых туристов. Но стоить признать очевидное -подавляющая часть этого потока привлечена отнюдь не природными красотами новосибирской земли, и уж тем более не её культурным и архитектурным наследием. Здесь молодой во всех смыслах Новосибирск не может конкурировать ни с Иркутском, ни с Красноярском. Транзитное и «столичное» (как центра федерального округа) положение, роль ведущего сибирского узла бизнеса и инноваций - вот тот магнит, который притягивает в Новосибирск потоки туристов. То есть туризм этот в основной своей массе деловой, событийный. Именно на него и должен в первую очередь делать ставку город.

В условиях конкурентной борьбы за подобные туристские потоки в целом Новосибирск сохраняет пока своё лидерство, но и соперники (а таковыми следовало бы признать Красноярск и Иркутск) в последние годы активно наращивают свой потенциал. Так, в Новосибирске и Иркутске в равной степени представлены дипломатические миссии иностранных государств, а возможности получить визу (что сибиряку, желающему отправиться за рубеж, необходимо в первую очередь) в Красноярске уже шире (в том числе благодаря объединённому визовому центру в городе можно оформить визы в 18 государств, в Новосибирске - в 10). По данным Российского союза выставок и ярмарок, отстаёт Новосибирск от ряда других сибирских центров и по размерам выставочных площадей, числу их посетителей (рис. 5).

Таким образом, сегодня Новосибирск не столько сам создаёт условия для привлечения туристских, в том числе транзитных потоков, сколько использует свои естественные географические преимущества. Однако в современной рыночной экономике географические преимущества сами по себе перестают быть определяющим фактором. В регионе необходимо развивать те виды туризма, которые дадут возможность путешественнику остановиться, задержаться и узнать

для себя полезное, увидеть неизвестное и продолжить путешествие далее в сибирские регионы. Решение подобных вопросов должны быть безотлагательным, чтобы не перейти в категорию упущенных возможностей. Тем более что ухудшение позиций Новосибир-

ска в развитии туризма обусловленное рядом сдерживающих факторов (рис. 6) происходит на фоне возрастающей конкуренцией других городов Сибири и России по активному развитию туристско-рекреа-ционных комплексов.

Рис. 6. Проблемы развития туризма в Новосибирской области [составлено по: 4]

Сильные и слабые стороны туристского региона следует оценивать в контексте его конкурентоспособности. Представленный SWOT-анализ помогает прояснить обстоятельства, в которых развивается регион, сбалансировать действие внутренних сильных и слабых сторон с действием благоприятных возможностей и угроз, помогая определить не только возможности региона, но и все доступные преимущества перед конкурентами (таблица 1).

Установлено, что значительная доля туристского потока и рынка, достающаяся Новосибирску, определяется выгодами географического положения города: организующего центра транспортно-распределитель-ных потоков Сибири вообще и транспортно-туристских потоков в частности, управленческого, делового, научного, инновационного ядра огромного региона.

Выявлены растущие риски ослабления туристской привлекательности города: развитие транспортной инфраструктуры в регионах соседства, опережающий рост их промышленного, культурного потенциала, расширение международной активности. Всё это будет способствовать постепенному «перетягиванию» туристского потока из Новосибирска в другие региональные центры.

Необходима выработка целого комплекса мер, позволяющих закрепить за городом статус «ворот в туристскую Сибирь». Развитие туризма в Новосибир-

ской области и привлечение туристских потоков в область должно гармонично сочетаться с собственными туристскими ресурсами, объектами и продуктами Новосибирской области, с уже сформировавшимися интересами и потоками внутренних и международных туристов на территории Уральского и Сибирского федеральных округов. Залогом устойчивого экономического развития регионов Сибири посредством туризма является проведение на федеральном и региональном уровнях единой государственной политики поддержки туризма как одного из приоритетных направлений.

Для лучшего восприятия и узнаваемости Сибири у туристов, в т. ч. иностранных, по мнению специалистов, необходимо позиционирование его регионов под единым брендом, что способствует формированию у иностранных туристов целостного образа Сибири, представления о географическом положении территорий и возможных межрегиональных маршрутах.

Таблица 1

SWOT-анализ туристской конкурентоспособности города Новосибирска

[составлено по: 4]

Сильные стороны ф) 1. Статус центра Сибирского Федерального округа (СФО) и развитая институциональная структура федеральных и региональных государственных органов, имидж «столицы Сибири». 2. Выгоды транспортно-географического положения города. 3. Наличие крупнейшего в регионе международного аэропорта. 4. Наличие значительного числа природных и культурно-исторических ресурсов местного и регионального значения, а также некоторого количества уникальных объектов общероссийского и мирового значения. 5. Наличие пригородных рекреационных зон. 6. Высокий образовательно-квалификационный уровень населения и широкие культурные потребности жителей города. 7. Низкий уровень социальной конфликтности населения. 8. Наличие обширной базы событийного и делового туризма (сибирских отделений РАН, РАПН, РААСН), технопарка Новосибирского Академгородка, уникальных медицинских учреждений, Экспоцентр. 9. Наличие предприятий, производящих уникальную продукцию в России (а иногда и в мире). 10. Развитая образовательная база, постоянно обогащаемая интеллектуальной средой. 11. Наличие одной из лучших в мире школ музыкальной педагогики. 12. Наличие развитой научной, инженерно-строительной, интеллектуальной, трудовой базы для создания и реализации масштабных градостроительных проектов. 13. Наличие в городе перспективных площадок, имеющих высокую градостроительную ценность 14. Реализация крупных градостроительных проектов. 15. Наличие территориальных отраслевых организаций, например, Новосибирская Ассоциация Туристских Организаций. Слабые стороны 1. Недостаток уникальных природных и культурно-исторических ресурсов, в том числе общегосударственного или мирового уровня и малая известность имеющихся туристско-рекреационных ресурсов. 2. Неблагополучная экологическая ситуация. 3. Неадекватность дорожно-транспортной сети грузовым и пассажирским потокам (отсутствие магистралей непрерывного движения, кольцевой дороги, нехватка мостов). 4. Плохое состояние дорожных покрытий. 5. Недостаточное число высококлассных гостиниц и другой современной инфраструктуры. 6. Значительная доля жителей с низкими доходами 7. Неблагополучная криминальная ситуация. 8. Отсутствие идеологических установок и патриотичного отношения к Новосибирску у многих жителей города. 9. Отсутствие развитой архитектурной среды, нарушение отдельных уникальных архитектурных ансамблей в городе. 10. Проблемы транспортной доступности, формирования транспортно-пересадочных узлов, развития метрополитена. 11. Отсутствие в городе крупных деловых форумов, аналогичных Красноярскому или Байкальскому международным экономическим форумам.

Возможности (О) 1. Близость к быстро развивающимся государствам азиатского региона. 2. Положение в центре единственного в Сибири скопления близко расположенных крупных городов. 3. Близость к субъектам РФ, имеющим высокий покупательский спрос. 4. Широкие возможности организации транспортного и туристского транзита. 5. Использование статуса Новосибирска как центра СФО для привлечения организаторов крупных мероприятий (форумов, выставок и т. п.). 6. Развитие туристического и культурно-досугового бизнеса. 7. Формирование на территории города эффективной экологической инфраструктуры. 8. Создание имиджа пассионарного города. Угрозы (Т) 1. Удаленное положение относительно важных центров России, Европы и мира. 2. Формирование собственных крупных транспортных узлов в регионах-соседях. 3. Создание/развитие туристской инфраструктуры в регионах-конкурентах. 4. Активизация выставочной деятельности, делового общения в регионах-конкурентах. 5. Возможная потеря статуса центра Сибирского федерального округа. 6. Развитие международного сотрудничества в регионах-конкурентах.

Должна быть общая стратегия, тесное межрегиональное сотрудничество, туристы должны представлять образы каждого из ее регионов, которые могут быть объединены в межрегиональные проекты под единым брендом «Туристская Сибирь». Таким примером может стать запуск межрегионального железнодорожного туристского маршрута - проект Межрегионального пресс-тура по территориям регионов Сибири, входящих в туристский маршрут «Великий Чайный путь». Продвижение межрегионального тур-продукта, развития туристской инфраструктуры, а также совершенствование межрегиональной транспортной логистики позволит на базе естественных преимуществ появяться сугубо экономическим, которые пойдут на пользу всем участникам сибирского туристского рынка.

Но и сам Новосибирск не должен оставаться в стороне от реализации на своей территории крупных туристских проектов. Проведённый нами анализ показывает, что использование потенциала брэнда «столица Сибири» близко к своему исчерпанию. И здесь просто необходимо вовлекать в использование огром-

ный потенциал сильных сторон и возможностей Новосибирска. Помимо активизации выставочной деятельности, включения города в проведение масштабных форумов общероссийского и международного уровня, необходимо строительство так необходимых для города архитектурных объектов, но не рядовых, а уникальных (аналогичных Академгородку или Буг-ринскому мосту), заставляющих говорить о Новосибирске не только в России, но и в мире. А для этого город обладает и демографическим, и экономическим, и научным, и, главное, по-настоящему креативным потенциалом.

Таким образом, подводя итог, можно выделить основные направления деятельности с целью закрепления туристских потоков на территории Новосибирской области: формирование в городе мультимодаль-ного транспортного узла, расширение возможностей для организации событийного туризма, создание в пределах области туристского продукта на транзитных маршрутах, связывающих Новосибирск с центрами отдыха и туризма в соседних регионах.

Литература

1. Бандман М. К., Малов В. Ю. Проблемные регионы ресурсного типа: программы, проекты и транспортные коридоры: монография. Новосибирск: ИЭиОПП СО РАН, 2000.

2. Возможности развития туризма Сибирского региона и сопредельных территорий: сборник докладов. Томск: ТГУ, 2005.

3. Генеральный рейтинг привлекательности российских городов по результатам деятельности за 2011 год // Российский союз инженеров. Режим доступа: http://www.российский-союз-инженеров.рф/2-generalnyy-reyting-

privlekatelnosti-rossiyskikh-gorodov-po-rezultam-deyatelnosti-za-2011

4. Долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Новосибирской области на 2012 - 2016 гг.» // Интернет-портал «российской газеты», 15 июля 2011 г. Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/11/17/novosib-prog-turizm-reg-dok. html

5. Комаров К. Л., Максимов С. А. Новосибирск как мультимодальный транспортный узел // Железнодорожный транспорт. Режим доступа: http://www.zeldortrans-jornal.ru

6. Концепция развития отрасли туризма Сибири на 2005 - 2010 гг. / Комиссия по туризму Координационного Совета по внешним связям Межрегиональной Ассоциации «Сибирское Соглашение». Новосибирск: НГУ, 2005.

7. Российский статистический ежегодник. 2014: Стат. сб. М.: Росстат, 2014.

8. Статистические данные по РФ // Официальный сайт Федерального агентства по туризму. Режим доступа: http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-dannye-po-rf

9. Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ // Гарант: информационно-правовой портал. Режим доступа: http://base.garant.ru/136248/

10. Число принятых иностранных туристов // Единая межведомственная информационно-статистическая система. Режим доступа: http://www.fedstat.ru/indicator/data.do?id=31598&referrerType=0&referrerId=1293272

Информация об авторах:

Горошко Надежда Владимировна - кандидат географический наук, доцент кафедры физической географии и туризма Новосибирского государственного педагогического университета, goroshko1@mail.ru.

Nadezhda V. Goroshko - Candidate of Geography, Assistant Professor at the Department of Physical Geography and Tourism, Novosibirsk State Pedagogical University.

Пацала Сергей Викторович - старший преподаватель кафедры экономической географии и регионоведе-ния Новосибирского государственного педагогического университета, s-pacala@mail.ru.

Sergei V. Patsala - Senior Lecturer at the Department of Economic Geography and Regional Studies, Novosibirsk State Pedagogical University.

Статья поступила в редколлегию 04.06.2015 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.