Научная статья на тему 'Новое законодательство об ограниченных вещных правах на земельные участки'

Новое законодательство об ограниченных вещных правах на земельные участки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2104
352
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО ПОСТОЯННОГО БЕССРОЧНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ / ПРАВО ПОЖИЗНЕННОГО НАСЛЕДУЕМОГО ВЛАДЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ / ПРАВО БЕЗВОЗМЕЗДНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ / ПРАВО ОГРАНИЧЕННОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ УЧАСТКАМИ / СЕРВИТУТ / УСТАНОВЛЕНИЕ СЕРВИТУТА В ОТНОШЕНИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / НАХОДЯЩИХСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ / RIGHT OF PERPETUAL USE OF LAND / THE RIGHT OF LIFETIME INHERITABLE POSSESSION OF LAND / THE RIGHT OF FREE USE OF LAND / EASEMENT LAND / EASEMENT / EASEMENT IN RESPECT OF LAND PLOTS IN STATE OR MUNICIPAL OWNERSHIP

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Грачева Оксана Сергеевна

В статье исследуются изменения земельного законодательства об ограниченных вещных правах. Обзор изменений права постоянного бессрочного пользования земельными участками, пожизненного наследуемого владения земельными участками, субъектного состава безвозмездного пользования земельными участками, права ограниченного пользования земельными участками (сервитут).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New legislation on limited property rights to land plots

The article examines the changes in land legislation on limited real rights. Overview of changes the right of permanent perpetual use of land, lifetime inheritable possession of land, the subject composition of uncompensated use of land, the right of limited use of land (easement).

Текст научной работы на тему «Новое законодательство об ограниченных вещных правах на земельные участки»

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

УДК 349.4

Грачева Оксана Сергеевна Gracheva Oksana Sergeevna

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права и процесса Нижегородская академия МВД России (603950, Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3)

candidate of legal sciences, senior lecturer of civil law and process

Nizhny Novgorod academy of the Ministry of internal affairs of Russia (3 Ankudinovskoye shosse, Nizhny Novgorod, 603950)

E-mail: oxanamelnikova@yandex.ru

Новое законодательство об ограниченных вещных правах

на земельные участки

New legislation on limited property rights to land plots

В статье исследуются изменения земельного законодательства об ограниченных вещных правах. Обзор изменений права постоянного бессрочного пользования земельными участками, пожизненного наследуемого владения земельными участками, субъектного состава безвозмездного пользования земельными участками, права ограниченного пользования земельными участками (сервитут).

Ключевые слова: право постоянного бессрочного пользования земельными участками, право пожизненного наследуемого владения земельными участками, право безвозмездного пользования земельными участками, право ограниченного пользования земельными участками, сервитут, установление сервитута в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

The article examines the changes in land legislation on limited real rights. Overview of changes the right of permanent perpetual use of land, lifetime inheritable possession of land, the subject composition of uncompensated use of land, the right of limited use of land (easement).

Keywords: right of perpetual use of land, the right of lifetime inheritable possession of land, the right of free use of land, easement land, easement, easement in respect of land plots in state or municipal ownership.

Первого марта 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 171-ФЗ). По мнению многих правоведов, данный Закон повлечет существенные изменения в земельных правоотношениях, и в сложившейся ситуации можно говорить о начале проведения новой земельной реформы [1, с. 1], [2, с. 20], [3, с. 63]. Данным Законом были внесены значительные изменения, касающиеся ограниченных вещных прав.

В соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ с 1 марта 2015 года утратили силу статьи 20 «Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками» и 21 «Пожизненное наследуемое владение земельными

участками» Земельного кодекса РФ. Тем не менее, данные права на землю не прекратили свое существование. Пункты 1 и 2 статьи 39.9 Земельного кодекса РФ устанавливают основания предоставления земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования и круг субъектов, кому может быть предоставлен земельный участок на данном праве. Анализ статей 20 и 39.9 Земельного кодекса РФ показывает, что и основания возникновения — решение уполномоченного органа, и круг субъектов-землепользователей остались без изменения. Новеллой в Земельном кодексе РФ, касаемо права постоянного бессрочного пользования, является включение в Закон содержания решения о предоставлении участка на данном праве: должен быть указан кадастровый номер предоставляемого земельного участка;

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)

95

Гоачева О. С. Новое законодательство об ограниченных вещных правах на земельные участки

Гоачева О. С. Новое законодательство об ограниченных вещных правах на земельные участки

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

наименование организации, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в Едином государственном реестре юридических лиц в случае предоставления земельного участка юридическому лицу; наименование органа местного самоуправления в случае предоставления ему земельного участка или наименование органа государственной власти в случае предоставления ему земельного участка.

Что касается права пожизненного наследуемого владения земельными участками, то, несмотря на то, что статья 21 Земельного кодекса РФ утратила силу, пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» указывает, что право пожизненного наследуемого владения, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется. В Гражданском кодексе РФ статьи 265, 264 и 267 также не утратили силу.

Серьезные изменения претерпели положения Земельного кодекса РФ, касающиеся права безвозмездного срочного пользования: во-первых, изменилось название «право безвозмездного пользования»; во-вторых, значительно изменился субъектный состав, и их перечень теперь содержится не только в статье 24, но в статье 39.10 Земельного кодекса РФ; в-третьих, законодатель четко обозначил основание возникновения данного права.

Рассмотрим более подробно некоторые изменения. Перечень субъектов, имеющих право пользования земельными участками на праве безвозмездного пользования, в соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ был дополнен:

— гражданам для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;

— гражданам для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства в муниципальных образованиях, определенных законом субъекта Российской Федерации, которые работают по основному месту работы в таких муниципальных образованиях по специальностям, установленным законом субъекта Российской Федерации, на срок не более чем шесть лет;

— гражданам, если на земельном участке находится служебное жилое помещение в виде жилого дома, предоставленное этим гражданам, на срок права пользования таким жилым помещением;

— гражданам в целях осуществления сельскохозяйственной деятельности (в том числе пчеловодства) для собственных нужд на лесных участках на срок не более чем пять лет;

— гражданам и юридическим лицам для

сельскохозяйственного, охотхозяйственного,

лесохозяйственного и иного использования, не предусматривающего строительства зданий, сооружений, если такие земельные участки включены в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, на срок не более чем пять лет;

— некоммерческим организациям, созданным гражданами, для ведения огородничества или садоводства на срок не более чем пять лет;

— некоммерческим организациям, созданным гражданами, в целях жилищного строительства в случаях и на срок, которые предусмотрены федеральными законами;

— лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и их общинам в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности для размещения зданий, сооружений, необходимых в целях сохранения и развития их традиционных образа жизни, хозяйствования и промыслов, на срок не более чем десять лет;

— лицам, с которыми в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе», Федеральным законом от 5 мая 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заключены государственные контракты на выполнение работ, оказание услуг для обеспечения обороны страны и безопасности государства, осуществляемых полностью за счет средств федерального бюджета, если для выполнения этих работ и оказания этих услуг необходимо предоставление земельного участка, на срок исполнения указанного контракта;

— некоммерческим организациям, предусмотренным законом субъекта Российской Федерации и созданным субъектом Российской Федерации в целях жилищного строительства для

96

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, определенных федеральным законом, указом Президента Российской Федерации, нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, законом субъекта Российской Федерации, в целях строительства указанных жилых помещений на период осуществления данного строительства;

— лицу, право безвозмездного пользования которого на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, прекращено в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд, взамен изъятого земельного участка на срок, установленный пунктом 2 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ в зависимости от основания возникновения права безвозмездного пользования на изъятый земельный участок;

— лицу, имеющему право на заключение договора безвозмездного пользования земельным участком, в случае и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства».

Не является бесспорным моментам срок, установленный законодателем для некоторых видов пользования земельными участками на праве безвозмездного пользования. По мнению В. Алистархова, шесть лет — это не большой срок для того, чтобы в достаточной степени успеть развить фермерское хозяйство, да и для сельскохозяйственных организаций — пять лет так же не большой срок [2, с. 4].

Что касается оснований возникновения права безвозмездного пользования, то пункт 1 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ указывает, что им является договор безвозмездного пользования, который заключается гражданином или юридическим лицом с уполномоченным органом. Например, предоставление земельного участка гражданину для индивидуального жилищного строительства на срок не более чем шесть лет будет осуществляться на основании договора безвозмездного пользования, заключенного этим гражданином с органом местного самоуправления. В этом же пункте 1 статьи 39.10 Земельного кодекса РФ предусматривается возможность заключения такого договора и другими субъектами: с одной стороны — физическое или юридическое лицо, а с другой стороны — организация, которой земельный участок, находящийся в муниципальной или государственной собственности, предоставлен в постоянное бессрочное пользование. Такой ва-

риант возможен тогда, когда земельный участок предоставляется, например, сотрудникам госу-дарственныхили муниципальныхучреждений в виде служебного надела, на срок трудового договора, заключенного между этим гражданином и указанным выше учреждением.

Значительные изменения коснулись и права ограниченного пользования земельным участком. В соответствии с поправками, внесенными Федеральным законом № 171, в статье 23 Земельного кодекса РФ не упоминается такой вид сервитута, как частный, но, тем не менее, частный земельный сервитут как гражданскоправовое явление, продолжает существовать. По мнению Н.Н. Аверьяновой, «само явление с признаками, характерными для частного сервитута, осталось, как и норма, отсылающая к положениям гражданского законодательства» [3, с. 64]. В соответствии со статьей 23 Земельного кодекса РФ публичный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. С момента вступления в действие вышеуказанного Федерального закона, вне зависимости от вида сервитута собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Ранее в Земельном кодексе РФ содержалось положение, что требовать такую плату мог только собственникземельного участка, обремененного частным сервитутом. Тот же Федеральный закон отменил такую возможность собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя, как право требовать выкуп земельного участка, если установление публичного сервитута привело к невозможности использования этого земельного участка. В этом случае, по всей видимости, у собственника земельного участка, землевладельца, землепользователя, обремененного публичным сервитутом, остается только право требовать соразмерную плату, хотя в соответствии с пунктом 7 статьи 22 Земельного кодекса РФ такое требование может быть обращено к органам государственной власти или органам местного самоуправления, установившим публичный сервитут, если установление такого публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Законодатель не закрепил в Земельном кодексе РФ алгоритм расчета убытков правообладателей земельных участков при установлении сервитута. В Проекте редакции Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) с изменениями, внесенными проектом федерального

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)

97

Гоачева О. С. Новое законодательство об ограниченных вещных правах на земельные участки

Гоачева О. С. Новое законодательство об ограниченных вещных правах на земельные участки

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

закона № 47538-6, содержатся нормы, определяющие основные положения, касающиеся платы за сервитут. Так, статья 301.2 «Плата за сервитут» устанавливает, что размер платы за сервитут определяется договором об установлении сервитута, а в случае спора — судом. Эта же статья закрепляет положения о том, что плата за сервитут может устанавливаться в виде единовременного или периодических платежей и размер платы за сервитут может быть изменен не чаще, чем один раз в пять лет по соглашению сторон, а при недостижении соглашения — по решению суда.

В проекте Гражданского кодекса из главы 20.2 исключена норма, касающаяся взимания соразмерной платы за сервитут. При изучении данной проблемы М.Н. Малеина [4, с. 11] справедливо отмечает, что данное положение, касающееся соразмерности платы за сервитут, должно быть возвращено в Гражданский кодекс, поскольку на практике при возникновении судебных споров о плате за сервитут, собственники обременной сервитутом вещи пытаются получить от сервитуария не только компенсацию за понесенные убытки, но и прибыль от установления сервитута. Мнения о том, что собственник не имеет права обогащаться за счет сервитута, придерживается и Е.В. Козлова [5, с. 63]. До недавнего времени при установлении платы за сервитут суды руководствовались Временными Методическими рекомендациями по оценке соразмерной платы за сервитут, утвержденными Росземка-дастром 17 марта 2004 года, но документ признан недействующим решением Верховного Суда РФ от 18 декабря 2014 года № АКПИ14-1093 (вступило в законную силу 17 февраля 2015 года) [6].

В соответствии с Федеральным законом № 171-ФЗ в Земельный кодекс РФ была включена глава V.3, посвященная установлению сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. В некоторыхслучаях, основанием установления сервитута в отношении вышеуказанных земельных участков должно являться соглашение об установлении сервитута. Некоторые из таких случаев указаны в статье 39.23 Земельного кодекса РФ, а именно:

1) размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка;

2) проведение изыскательских работ;

3) ведение работ, связанныхс пользованием недрами.

Соглашение об установлении сервитута заключается землепользователем, землевладельцем или арендатором при условии, что земельный участок предоставлен им на срок более чем один год. Таким образом, соглашение об установлении сервитута заключается без участия собственника земельного участка, если иное не предусмотрено договором аренды либо договором безвозмездного пользования. Тем не менее, пункт 3 статьи 39.24 Земельного кодекса РФ закрепляет обязанность землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков уведомить в десятидневный срок со дня заключения указанного соглашения уполномоченный орган, то есть государственный или муниципальный орган (в зависимости от того, в государственной или муниципальной собственности находится земельный участок), осуществляющий полномочия собственника в отношении указанного земельного участка. В случае, если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, в ведении которых находятся эти предприятие, учреждение, организация.

Земельный кодекс РФ в статье 39.26 рассматривает порядок заключения сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, где соглашение заключается на основании заявления заинтересованного лица с государственным или муниципальным органом, уполномоченным на распоряжение таким земельным участком, в котором указывается цель, предполагаемый срок действия сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. Схема границ земельного участка не требуется, если установление сервитута предполагается в отношении всего земельного участка.

Уполномоченный орган в течение 30 дней с момента получения заявления должен направить заявителю либо уведомление о возмож-

98

Юридическая наука и практика

ОТРЯСЛЕЙЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ НЯЧКИ И ПРЯКТИКИ

ности заключения соглашения об установлении сервитута в предложенных заявителем границах, либо направить заявителю предложение о заключении соглашения об установлении сервитута в иных границах с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории, либо, если сервитут устанавливают в отношении всего земельного участка или в отношении части земельного участка, направить подписанные экземпляры проекта соглашения об установлении сервитута. Законодатель предусмотрел также случаи, когда уполномоченный орган должен принять решение об отказе в установлении сервитута:

1) заявление об установлении сервитута направлено в орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, которые не вправе заключать соглашение об установлении сервитута;

2) планируемое на условиях сервитута использование земельного участка не допускается в соответствии с федеральными законами;

3) установление сервитута приведет к невозможности использовать земельный участок в соответствии с его разрешенным использованием или к существенным затруднениям в использовании земельного участка.

Если на практике возникает один из случаев, указанных выше, то уполномоченный орган обязан направить заявителю решение об отказе в установлении сервитута с обязательным указанием оснований такого отказа.

Будущий сервитуарий, получив уведомление о возможности заключения соглашения или предложение о заключении соглашения об установлении сервитута, осуществляет государственный кадастровый учет части земельного участка, в отношении которой планируется установить сервитут. Затем заинтересованное лицо предоставляет в уполномоченный орган уведомление о государственном кадастровом учете частей земельных участков. В срок не более чем тридцать дней со дня предоставления заинтересованным лицом вышеуказанных сведений уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через тридцать дней со дня его получения.

Содержание соглашения об установлении сервитута четко определено законодателем и оно остается неизменным вне зависимости от того, каков порядок заключения соглашения об установлении сервитута и кто являются уполно-

моченными лицами на заключение этого соглашения.

Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, должно содержать кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить сервитут; учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, за исключением случая установления сервитута в отношении всего земельного участка или случая, когда осуществляется установление сервитута в отношении части земельного участка на срок до трех лет. Хотелось бы заметить, что некоторые правоведы, например В.А. Майборода, предлагают дополнить действующее законодательство обязанностью «заинтересованных лиц размещать информационные знаки об установлении публичного сервитута с указанием его границ на местности» [2, с. 22]. В соглашении также указываются сведения о сторонах соглашения, цели, основания и срок действия сервитута, размер платы, права сер-витуария осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлен сервитут, обязанность сервитуария вносить плату по соглашению, обязанность сервитуария после прекращения действия сервитута привести земельный участок в состояние, пригодное для его использования.

Плата по соглашению об установлении сервитута устанавливается в порядке, установленном Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в отношении земельных участков, находящихся в федеральной, региональной и муниципальной собственности соответственно. Плата по соглашению об установлении сервитута поступает правообладателю, непосредственно с которым было заключено указанное соглашение. Если же если соглашение заключено с уполномоченным органом, государственным или муниципальным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, плата по этому соглашению вносится, поступает и зачисляется в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Подводя итог, можно отметить, что рассмотренные изменения законодательства окажут весьма значительное влияние на развитие земельных правоотношений и дадут стимул дальнейшему совершенствованию земельного законодательства.

Вестник Нижегородской академии МВД России, 2015, № 4 (32)

99

Гоачева О. С. Новое законодательство об ограниченных вещных правах на земельные участки

Гоачева О. С. Новое законодательство об ограниченных вещных правах на земельные участки

ОТРЯСЯЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ нячки И ПРЯКТИКИ

Примечания

1. Алистархов В. Как приобрести земельный участок // ЭЖ-Юрист. 2015. № 14.

2. Майборода В.А. Новеллизация публичных сервитутов на земельные участки // Российская юстиция. 2014. № 6.

3. Аверьянова Н.Н. Новое законодательство о земельных сервитутах // Право и экономика. 2015. № 2.

4. Малеина М.Н. Плата за частный сервитут: определение размера, порядок изменения, последствия неуплаты // Гражданское право. 2013. № 5.

5. Козлова Е.В. Соразмерная плата за сервитут // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2015. № 4.

6. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php7icM224182

Notes

1. Aristarkhov V. How to purchase a plot // EJ-Lawyer. 2015. № 14.

2. Mayboroda V.A. Novelization of public easements on land // Russian justice. 2014. № 6.

3. Averyanova N.N. New legislation on land servitudes // Law and Economics. 2015. № 2.

4. Maleina N.M. Fee for private easement: determination of size of the order changes, the consequences of non-payment // Civil law. 2013. № 5.

5. Kozlova E.V. Proportionate fee for the easement // Property relations in the Russian Federation. 2015. № 4.

6. URL: http://www.vsrf.ru/stor_pdf.php?id=1224182

100

Юридическая наука и практика

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.