Образовательная ЮЛИТИКА
НОВОЕ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ об образовании
Руководителю школы это надо знать
Нина Михайловна Ладнушкина,
старший научный сотрудник лаборатории образовательного права Московского государственного педагогического университета, почётный работник образования Российской Федерации, кандидат педагогических наук
В последнее время идёт активное законотворчество в сфере образования, несмотря на то, что совсем недавно (в сентябре 2013 года) вступил в силу новый отраслевой закон «Об образовании в Российской Федерации». Как предполагали разработчики, он сможет отрегулировать все положения в образовательной сфере, но сегодня в новый закон внесены изменения 12 законодательных актов, и работа по его совершенствованию продолжается.
• законодательные акты Российской Федерации • изменения • государственная аккредитация • стандарты • правовая культура руководителя
н
а эти же цели направлен Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. № 500-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он вступил в силу в январе
этого года и внес изменения и дополнения не только в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», но и в Федеральный закон
от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон № 159-ФЗ) и Федеральный закон от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ).
Изменения, внесённые в Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», направлены прежде всего на снятие всевозможных ограничений по обеспечению дополнительными гарантиями социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учащихся в образовательных учреждениях в связи с отсутствием у учреждения государственной аккредитации.
Статьёй 2 Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 500-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесено дополнение в статью 17 Федерального закона № 294-ФЗ, которое приводит в соответствие нормы, установленные этой статьёй по принятию мер в связи с результатами контрольных мероприятий, и вновь принятые нормы по результатам проверок качества образования.
Более подробно остановимся на изменениях, внесённых в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». Они, в основном, коснулись процедур государственной аккредитации образовательной деятельности, системы мер, применяемых контролирующими органами в сфере образования по результатам проверок по федеральному государственному надзору в сфере образования и федеральному государственному контролю качества образования, а также процедур распределения и установления контрольных цифр приёма абитуриентов
по профессиям, специальностям и направлениям подготовки.
С целью совершенствования механизмов государственной аккредитации образовательной деятельности исключено требование об обязательном наличии учащихся, завершающих обучение в текущем учебном году по основным профессиональным образовательным программам при заявлении организации на проведение государственной аккредитации.
Изменение этой нормы позволит теперь образовательной организации подавать заявление на прохождение государственной аккредитации образовательной деятельности, в том числе и по основным профессиональным программам, в любой период реализации образовательных программ.
Также изменена норма предоставления временного свидетельства о государственной аккредитации образовательной деятельности. А именно: временное свидетельство теперь выдаётся аккредитаци-онным органом только в том случае, когда организации реорганизуются в форме разделения или выделения. При присоединении одной организации к другой свидетельство о государственной аккредитации организации, к которой присоединяется новая организация, переоформляется на период до окончания срока его действия. При слиянии свидетельство о государственной аккредитации оформляется с учётом свидетельства о государственной аккредитации организации, срок действия которого заканчивается раньше, чем у других слившихся организаций.
Уточнены основания, по которым аккре-дитационный орган лишает организацию государственной аккредитации образовательной деятельности по образовательным программам, относящимся к соответствующим уровням образования или к укрупнённым группам профессий, специальностей и направлений подготовки. Исключено основание в связи с аннулированием
лицензии на осуществление образовательной деятельности полностью или в отношении отдельных имеющих государственную аккредитацию образовательных программ. Это обосновано, прежде всего, тем, что образовательная деятельность при аннулировании лицензии не ведётся, соответственно государственная аккредитация также утрачивает силу.
Внесены изменения в позиции, которые устанавливаются Положением о государственной аккредитации образовательной деятельности, то есть Положением о государственной аккредитации будут теперь дополнительно установлены:
• случаи и основания, при которых аккреди-тационный орган принимает решение о возврате заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов;
• порядок принятия решения о государственной аккредитации, об отказе в государственной аккредитации, о приостановлении и возобновлении её действия, а также лишения государственной аккредитации, в том числе с участием коллегиального органа;
• особенности проведения аккредитационной экспертизы образовательной деятельности при отсутствии учащихся, завершающих обучение по реализуемым образовательным программам в текущем учебном году.
Особо остановлюсь на том, что теперь принятие решения о государственной аккредитации, об отказе в государственной аккредитации, о приостановлении её действия, возобновлении действия аккредитации или о лишении государственной аккредитации будет осуществляться с участием коллегиального органа. Учитывая это нововведение, аккредитационно-му органу необходимо разработать положение о коллегиальном органе, создать его и включить в процесс государственной аккредитации образовательной деятельности и не только.
Следует учесть, что изменения, внесённые в статью 92 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», напрямую теперь связаны с процедурой федерального государственного контроля качества образования и принятия мер по его результатам.
Теперь рассмотрим изменения, внесённые в статью 93 Федерального закона Об образовании в Российской Федерации».
Значительное изменение претерпели меры, применяемые контролирующими органами по результатам проверок по федеральному государственному надзору в сфере образования и федеральному государственному контролю качества образования.
Внесены изменения, согласно которым дополнительные основания для проведения внеплановых проверок, установленные ранее статьёй 93 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» только для федерального государственного надзора в сфере образования, теперь распространяются и на проверки по федеральному государственному контролю качества образования.
Федеральным законом № 500-ФЗ установлено, что организация проверок и принятие мер по их результатам будут опираться не только на нормы, установленные Федеральным законом № 294-ФЗ, но и на нормы, установленные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». А именно: система мер, применяемая органом контроля и надзора, будет разной по результатам проверок
по федеральному государственному контролю качества образования и федеральному государственному надзору в сфере образования.
Прежде чем обратиться к системе мер, применяемых органом контроля и надзора по результатам проверок по федеральному государственному контролю качества образования, следует отметить, что изменилось понятие «федеральный государственный контроль качества образования». Изменённое определение соотнесено с предметом аккре-дитационной экспертизы.
Теперь под федеральным государственным контролем качества образования понимается оценка соответствия содержания и качества подготовки учащихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам посредством организации и проведения проверок качества образования и принятия по их результатам мер, предусмотренных частью 9 статьи 93.
Это значительно меняет предмет проверок федерального государственного контроля качества образования и приближает его к аккредитационной экспертизе.
И исходя из этого определения, результатом проверок будет соответствие или несоответствие содержания и качества подготовки учащихся по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам федеральным государственным образовательным стандартам.
Учитывая, что в связи с внесёнными изменениями выявляются не нарушения, как прежде, а несоответствия содержания и качества подготовки учащихся федеральным государственным образовательным стандартам, то и применять меры, которые ранее применялись, невозможно. Именно поэтому и внесено дополнение в статью 17 Федерального закона № 294-ФЗ, о котором говорилось выше. При выявлении таких несоответствий содержания и качества подготовки учащихся федеральным государственным образовательным стандартам предписание не выдаётся, а сразу приостанавливается действие государственной аккредитации и устанавливается срок устранения выявленных несоответствий. Если несоответствия не будут устранены в установленный срок, то организация лишается государственной аккредитации в порядке, который будет прописан в Положении о государственной аккредитации образовательной деятельности. То есть государственный контроль качества образования приближен к государственной аккредитации образовательной деятельности, и путь к лишению организа-
ции права вести образовательную деятельность стал короче.
Отличается от предыдущего порядка и новый порядок действия органов по контролю и надзору в сфере образования в случае неисполнения предписания, выданного при выявлении нарушений обязательных требований законодательства, то есть по результатам проверок по федеральному государственному надзору в сфере образования. Согласно новой редакции статьи, в случае неисполнения предписания орган по контролю и надзору в сфере образования одновременно возбуждает дело об административной ответственности, выдаёт повторно предписание со сроком исполнения до трёх месяцев и запрещает приём в организацию полностью или частично.
При принятии судом решения о прекращении производства по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием состава административного правонарушения, приём в организацию возобновляется со дня, следующего за днём вступления в законную силу решения суда.
Если суд принимает решение привлечь организацию, осуществляющую образовательную деятельность, к административной ответственности за неисполнение в установленный срок предписания, орган по контролю и надзору в сфере образования возобновляет приём в организацию при условии выполнения в установленный срок повторно выданного предписания. До истечения срока исполнения выданного повторно предписания орган по контролю и надзору в сфере образования должен быть уведомлён органом или организацией об устранении нарушения требований законодательства об образовании с приложением документов, подтверждающих исполнение этого предписания. В течение тридцати дней после получения уведомления орган по контролю и надзору в сфере образования проводит проверку содержащейся в нём информации.
Внеплановая проверка проводится в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом № 294-ФЗ, по основанию в связи с истечением срока исполнения предписания.
Если же повторное предписание не исполнено, то орган по контролю и надзору приостанавливает действие лицензии до решения суда и обращается в суд за аннулированием лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Меры, установленные в связи с неисполнением повторно выданного предписания органом исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органом местного самоуправления, остались без изменения.
Серьёзные изменения претерпели статьи, связанные с контрольными цифрами приёма абитуриентов в образовательные организации. Определено, в частности, что контрольные цифры приёма учащихся могут быть установлены по профессиям, специальностям и направлениям подготовки и (или) укрупнённым группам профессий, специальностей и направлений подготовки для обучения по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования. Иначе говоря, теперь контрольные цифры приёма могут быть установлены и по программам, не имеющим государственной аккредитации, но при условии, что в течение трёх лет организация обязана получить государственную аккредитацию. В этой ситуации установление контрольных цифр приёма учащихся по соответствующим профессиям, специальностям, направлениям подготовки необходимо согласовать:
1. Государственным или муниципальным образовательным организациям с государственными органами или органами местного самоуправления, выполняющими функции их учредителей.
2. Частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по не имеющим
государственной аккредитации образовательным программам высшего образования с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.
3. Частным организациям, осуществляющим образовательную деятельность по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального образования, с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования.
Подводя итоги обращаюсь прежде всего к руководителям организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Внимательно ознакомьтесь со всеми изменениями, о которых шла речь в этой статье, особенно с теми, которые связаны с последствиями неисполнения предписания или неустранения выявленных несоответствий в установленный срок. Следует знать, что путь к аннулированию лицензии на образовательную деятельность и лишению государственной аккредитации лежит через проверки контролирующих органов. А если быть более конкретным — то напрямую связан с исполнением предписания и устранением выявленных несоответствий в установленный срок. Зная о последствиях, эти несоответствия можно предупредить, а следовательно, не допускать нарушений образовательного законодательства, несоответствий требованиям ФГОС, а также неисполнения предписания.
Правовая культура руководителя, правовая дисциплина — одно из важнейших и необходимых управленческих качеств. НО