Научная статья на тему 'НОВОЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПО «КОМПЕНСАЦИОННОМУ» ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЮ (ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЮ)'

НОВОЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПО «КОМПЕНСАЦИОННОМУ» ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЮ (ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЮ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
291
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕМ И ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЕМ / ЛЕСОКЛИМАТИЧЕСКИЕ ПРОЕКТЫ / КОМПЕНСАЦИОННОЕ ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЕ / ЭКСПЛУАТАЦИЯ ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ В ЛЕСНОЙ ЗОНЕ / ПОСТОЯННОЕ И НЕИСТОЩИМОЕ ЛЕСОПОЛЬЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Спиридонова Екатерина Валерьевна

Автор исследует влияние климата на выбор способа лесовосстановления. Рассматривает проблемы правового регулирования пользования недрами. Анализирует изменения, внесенные в Лесной кодекс Российской Федерации (ЛК РФ) в части выполнения недропользователями и другими лицами обязанности по воспроизводству лесов. Предлагает учитывать деление лесов по климатическим зонам при проведении работ по лесовоспроизводству и дополнить ЛК РФ отдельной главой, регулирующей обязанности недропользователей и их статус.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW IN THE REGULATION OF THE OBLIGATIONS OF SUBSOIL USERS FOR «COMPENSATORY» REFORESTATION (AFFORESTATION)

The author explores the influence of climate on the choice of reforestation method. Considers the problems of legal regulation of subsoil use. Analyzes the changes made to the Forest Code of the Russian Federation (LC RF) in terms of the fulfillment by subsoil users and other persons of the obligation to reforest. Proposes to take into account the division of forests into climatic zones when carrying out reforestation work and supplement the RF LC with a separate chapter regulating the obligations of subsoil users and their status.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ В РЕГУЛИРОВАНИИ ОБЯЗАННОСТЕЙ НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ ПО «КОМПЕНСАЦИОННОМУ» ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЮ (ЛЕСОРАЗВЕДЕНИЮ)»

 Новое в регулировании обязанностей недропользователей по «компенсационному» лесовосстановлению (лесоразведению)

Е.В. Спиридонова руководитель направления по недропользованию крупной российской компании, аспирант кафедры экологического и земельного права Юридического факультета Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова (г. Москва)

Екатерина Валерьевна Спиридонова, Skv1994@mail.ru

Леса России имеют мировое значение ввиду их колоссальных размеров, огромного углеродопоглощающего потенциала 1, биоразнообразия и запасов ресурсов (как древесных, так и недревесных). Кроме того, лесной сектор играет важную роль в экономике Российской Федерации, поскольку на него приходится существенная доля ВВП, экспорта и занятости населения. Богатая история управления лесной отраслью сделала нашу страну одним из лидеров в области охраны лесов, научных исследований и разработок.

В истории лесоводственного дела России Петра I принято считать основоположником отрасли лесной промышленности и лесного хозяйства. Полагают, что именно в то время был заложен ключевой принцип постоянного и неистощимого лесопользования - основа современного лесоводства. В 18 веке в Россию пригласили Фердинанда Фокеля, который создал первую плантацию леса в стране. После его смерти осталась рукопись книги «Описание естественного состояния растущих в северных российских странах лесов с различными примечаниями и наставлениями как оные разводить», где описаны различия климатических условий русского севера и их влияние на лесные культуры и способы лесовоспроизводства.

Реально лесовоспроизводство стало развиваться только в 20-21 веках, так как

право начало стремительно развиваться именно в это время, вместе с тем антропогенная нагрузка на природные ресурсы возросла.

Указом Президента Российской Федерации от 1 апреля1996 года № 440 утверждена Концепция перехода России к устойчивому развитию, в которой отмечалось, что возросшая мощь экономики стала разрушительной силой для биосферы и человека. В соответствии с этой концепцией переход к устойчивому развитию предполагает постепенное восстановление естественных экосистем до уровня, приемлемого для гарантии стабильности окружающей среды.

Впоследствии этот принцип был сформулирован в Лесном кодексе Российской Федерации 1997 года, в котором говорилось о необходимости обеспечения рационального и неистощительного использования лесов, их охраны, защиты и воспроизводства исходя из принципов устойчивого управления лесами и сохранения биологического разнообразия лесных экосистем, повышения экологического и ресурсного потенциала лесов, удовлетворения потребностей общества в лесных ресурсах на основе научно обоснованного, многоцелевого лесопользования.

В настоящее время Федеральным законом от 19 июля 2018 года № 212-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс

Ш1_: https://tass.rU/obschestvo/12814581

Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ), вступившим в силу 1 января 2019 года, установлена обязанность для арендаторов лесных участков, использующих леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ (далее - ЛК РФ), в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, выполнить работы по лесовосстановлению (лесоразведению) на площади, равной площади вырубленных лесных насаждений, не позднее, чем через один год после рубки леса, в границах территории соответствующего субъекта 2.

В юридической литературе эта норма оценивается положительно и характеризуется как направленная на правовое обеспечение повышения качества лесов 3.

Лесное законодательство обеспечивает баланс прав частных и публичных интересов, определяя особые правила владения лесами, включая, помимо прочего, правила создания новых лесов посредством проведения работ по лесовосстановлению 4.

До принятия Федерального закона № 212-ФЗ работы по лесовосстановлению (лесоразведению) проводились органами государственной власти, а также органами местного самоуправления в пределах их полномочий 5.

Значительность описываемого аспекта лесопользования также подтверждается структурой ЛК РФ - одна из его глав по-

священа институту воспроизводства лесов и лесоразведению, положения которой основаны на принципах охраны, защиты и воспроизводства лесов, заложенных еще в советское время 6. Воспроизводство лесов включает лесное семеноводство, лесо-восстановление, уход за лесами, отнесение земель, предназначенных для лесовосста-новления, к землям, на которых расположены леса.

Понятия «лесовосстановление» и «лесоразведение» следует различать. Согласно статье 62 ЛК РФ лесовосстановление осуществляется естественным, искусственным или комбинированным способом в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, а также сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия. В то же время согласно статье 63 ЛК РФ лесоразведение осуществляется на землях лесного фонда и на землях иных категорий в целях предотвращения эрозии почв и других связанных с повышением потенциала лесов целях. Из анализа приведенных статей следует, что основные различия между лесовосстановлением и лесоразведением состоят в том, что первое проводится на таких площадях, где лес ранее произрастал, но был вырублен, второе -где лес никогда ранее не произрастал.

Порядок выполнения работ по лесовос-становлению искусственным и комбинированным способами для отдельных категорий лиц, в том числе для недропользователей, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 7 мая 2019 года № 566 «Об утверждении Правил выпол-

Подробнее см. Игнатьева И.А. Использование земель и земельных участков с объектами электроэнергетики: право и практика: учебное пособие. М.: Проспект, 2019. Смотри, например:

Акопджанова М.О. Современное лесное законодательство: история формирования, тенденции развития и правовое обеспечение исполнения // Юрист. 2019. № 9. С. 60-63;

Чернов С.Н. Особенности развития современного лесного законодательства Российской Федерации // Юрист. 2020. № 4. С. 66-70.

Красов О.И. Право собственности на землю в странах Европы: монография. М.: Норма: ИНФРА-М, 2016. С. 260.

Подробнее см. Крассов О.И. Экологическое право: учебник. 3-е изд., пересмотр. М.: ИНФРА-М, 2014. С. 386-394.

Боголюбов С.А. Экологическое право. Учебник для вузов. М. : Издательская группа «НОРМА-ИНФА М», 1999. С. 296.

2

3

4

5

нения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка». Проект лесовос-становления и проект лесоразведения разрабатываются в соответствии с приказами Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2020 года № 1014 и от 30 и юля 2020 года № 541, которыми установлены правила выполнения работ по лесовосстановлению (лесоразведению) для всех категорий лиц, в том числе для недропользователей.

Введенная Федеральным законом № 212-ФЗ норма не учитывала деление территории страны на климатические зоны 7. О.И. Крассов отмечал, что лесовосстанов-ление (лесоразведение) осуществляется на зонально-типологической основе в соответствии с потенциальными лесорастительны-ми условиями участков, лесоводственными свойствами древесных и кустарниковых пород, целями выращивания насаждений 8.

В качестве примера рассмотрим Ямало-Ненецкий автономный округ (далее -ЯНАО), входящий в Арктическую зону Российской Федерации, в котором освоение территорий в контексте разработки нефтяных и газовых месторождений тесно связано с необходимостью воспроизводства природных ресурсов. ЯНАО находится в зоне континентального климата с продолжительной и холодной зимой (до 8 месяцев), коротким летом и сильными ветрами. Средняя температура января в регионе составляет

примерно -25 градусов, средняя температура июля - примерно +12 градусов 9. На его территории преимущественно произрастают леса, относящиеся к зоне притундровых лесов и редкостойной тайги, а также леса Западно-Сибирского северо-таежного равнинного района 10.

Окружающая среда Арктики с ее уязвимыми экосистемами очень медленно поддается восстановлению после вмешательств человека 11. В связи с этим выработка комплекса мер, направленных на регулирование экосистем рассматриваемого региона, требует особого подхода.

Исполнение обязанностей по «компенсационному» лесовосстановлению (лесоразведению) в ЯНАО осложнено суровыми природно-климатическими условиями, по-чвенно-климатическими особенностями, заболоченностью территорий, труднодо-ступностью, коротким вегетационным периодом, отсутствием в субъекте лесных питомников, посадочного материала в необходимом количестве и его высокой ценой, а также приживаемостью ниже указанного в законодательстве 12 порога, равного 85 процентам, при котором требуется дополнение лесными культурами.

Для искусственного и комбинированного лесовосстановления в Западно-Сибирском северо-таежном равнинном районе ЯНАО предполагается использование посадочного материала, соответствующего определенным критериям и требованиям 13. Так, для сибирской ели, сибирской лиственницы, сосны кедровой сибирской, сосны обыкновенной требования предъявляются к возрасту посадочного материала (2-4 года) и

7 Подробнее см. Бережной В.А. Эколого-правовой режим природопользования // Налоги (газета). 2008. № 31.

8 Крассов О.И. Природные ресурсы России: Комментарий законодательства. М.: Дело, 2002. С. 653-664.

9 URL: http://geochemland.ru/index.php?page=%D1 %84%D0%B3%D0%B0%D0%BC

10 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2020 года № 1014 «Об утверждении Правил лесовосстановления, состава проекта лесовосстановления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений».

11 Подробнее см. Экологическое право: учебник. М. : ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: издательский центр «МарТ»,2005. С. 407.

12 Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2020 года № 1014 № 1014.

13 Там же.

(или) к высоте (более 10 сантиментов), а также к диаметру стволика у корневой шейки (более 2 миллиметров). Однако с 2004 года на территории ЯНАО искусственное лесовосстановление вообще не проводится в том числе из-за отсутствия на его территории постоянных лесных питомников. Таким образом, основным способом проведения работ по лесовосстановлению является естественный. Выбор указанного способа определен как природными, так и экономическими условиями, что подтверждено проектами лесоустройства.

В соответствии со статьей 87 Л К РФ основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества 14. Лесохозяйствен-ные регламенты лесничеств ЯНАО (Надымского, Красноселькупского, Ноябрьского, Таркосалинского) на период 2019-2028 годов предусматривают естественный способ лесовосстановления 15.

Естественное лесовосстановление осуществляется при равномерном сохранении и в достаточном количестве неповрежденного подроста хозяйственно ценных пород, а также источников обсеменения 16. При применении этого способа нет необходимости в транспортировке и дополнении искусственно выращенным посадочным материалом. Особенностью процесса ле-совосстановления в зоне притундровых лесов, произрастающих в экстремальных климатических условиях при наличии многолетней мерзлоты, является его длительность. На начальном этапе лесовосстанов-ления появляются лиственные породы и только через 3-5 лет - хвойные, имеющие большую ценность (сосна). В целом про-

цесс формирования хвойного массива заканчивается через 20-25 лет.

Федеральным законом № 212-ФЗ предусматривается проведение работ по «компенсационному» лесовосстановлению (лесоразведению), при этом изначально не учитываются особенности различных природно-климатических зон, а на недропользователей возлагается обязанность по проведению непрофильных работ, качество которых зависит от добросовестности нанятых подрядчиков, а их контроль выходит за рамки компетенции недропользователей.

2 июля 2021 года был принят Федеральный закон № 303-ФЗ «О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон № 303-ФЗ), предполагающий очередной кардинальный пересмотр института лесо-воспроизводства, результатом которого станет увеличение объема дополнительных обязанностей недропользователей, что существенно увеличит их денежные расходы 17. В его первоначальной редакции содержались только нормы об увеличении сроков выполнения обязательств по «компенсационному» лесовосстановлению (лесоразведению) с одного года до трех лет при условии проведения агротехнического ухода за созданными лесными культурами в течение трех лет после их посадки.

Согласно заявлению заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В.В. Абрамченко «с принятием законопроекта представители бизнеса, не обладающие достаточными ресурсами или компетенциями для проведения ле-совосстановления, получат возможность заказать такие работы под ключ у региональных лесничеств» 18. Таким образом,

14

15

Подробнее см. Добровольский А.А. Особенности разработки проектной документации на лесные участки,

переданные в пользование // Экологическое право. 2017. № 4. С. 38-40.

URL: https://dprr.yanao.ru/activity/3283/

Крассов О.И. Природные ресурсы России: Комментарий законодательства.

Подробнее см. Спиридонова Е.В. Предпосылки становления системы правового регулирования лесоклиматических проектов в России // Экологическое право. 2021. № 3. С. 29-34. URL: http://government.ru/news/41052/

Закон № 303-ФЗ был дополнен нормой, предусматривающей проведение работ по лесовосстановлению (лесоразведению) с привлечением профессиональных исполнителей - государственных (муниципальных) учреждений.

В качестве меры, стимулирующей компании обращаться за этой услугой к профессиональным исполнителям, стоит предусмотреть выполнение обязанности с момента оплаты услуг таких профильных специализированных учреждений, а также перенос ответственности за «компенсационное» лесовосстановление на такие государственные (муниципальные) учреждения. Кроме того, возникает проблема отсутствия достаточного количества подрядных организаций, способных осуществлять качественные работы по лесовосстановле-нию (лесоразведению), поскольку организации топливно-энергетического комплекса не могут самостоятельно проводить такие работы ввиду их непрофильности. Это замечание было учтено при доработке Закона № 303-ФЗ ко второму чтению.

Еще одной идеей при доработке рассматриваемого закона ко второму чтению являлась замена обязанности недропользователей выполнить такие работы в натуре на выплату компенсационных платежей для осуществления мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов в соответствующие органы государственной власти субъекта Российской Федерации. Платеж предполагалось включить в виде дополнительного коэффициента при расчете арендной платы за лесной участок. Такой подход позволил бы реформировать лесную отрасль за счет средств бизнеса, привлечь высококвалифицированных специалистов лесного хозяйства на службу в лесную отрасль. Однако существует сложность в распределении этих средств в бюджеты конкретных субъектов. Так как лес является федеральной собственностью, финан-

совые средства могли бы поступить лишь в федеральный бюджет 19. Для того чтобы передать такие средства на уровень бюджета субъектов, необходимо «окрасить» их, для чего сначала должен быть разработан соответствующий механизм.

Недра, помимо прочего, могут предоставляться для геологического изучения, включающего поиск и оценку месторождений полезных ископаемых. Геологическое изучение недр осуществляется недропользователями посредством сейсмических исследований на профилях, достигающих в длину несколько сотен километров. Сейс-мопрофиль (или профиль) - это просека, на протяжении которой устанавливают оборудование для проведения работ по поиску полезных ископаемых (обычно ее ширина ограничивается 4 метрами) 20. Для этой цели осуществляется рубка лесных насаждений на соответствующих сейсмических профилях.

Для недропользователей обязанность проведения работ по «компенсационному» лесовосстановлению (лесоразведению) на трассах сейсмических профилей стала острой проблемой. Ранее Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации инициировало внесение в постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2019 года № 566 изменений, предусматривающих возможность проведения работ по лесовосстановлению естественным способом на сейсмопрофи-лях. Это предложение было принято (см. подп. 2 п. 7 статьи 63.1 ЛК РФ ). Сейсмораз-ведочные работы в ЯНАО осуществляются в зимний период на сейсмопрофилях при наличии устойчивого снежного покрова, что обеспечивает минимальное негативное влияние на лесной биоценоз с сохранением напочвенного покрова и подроста, способного образовать новый древостой. В таких условиях достаточным является проведение работ по лесовосстановлению есте-

19 Подробнее см. Гуслов Е.А. Обеспечение сохранности земель лесного фонда посредством прокурорского вмешательства // Законность. 2019. № 8. С. 21-23.

20 https://greenpeace.ru/stories/2018/11/21/nam-ot-nefti-nichego-odni-problemy/

ственным способом. Законом № 303-ФЗ такая возможность изначально исключалась. Как уже указывалось, низкая приживаемость искусственно выращенного посадочного материала в арктическом регионе показала, что естественный способ является оптимальным для рассматриваемых территорий. При доработке Закона № 303-ФЗ ко второму чтению норма, касающаяся проведения работ по лесовосстановлению на сейсмопрофилях, была уточнена, для таких участков был предусмотрен естественный способ.

Закон № 303-ФЗ был дополнен нормой, которая предусматривала проведение работ по лесовосстановлению (лесоразведению) за пределами субъекта Российской Федерации, где была осуществлена рубка, если в нем отсутствуют земли, нуждающиеся в лесовосстановлении (лесоразведении). Однако эта норма имеет неоднозначный характер. Во-первых, в ней содержится оценочный критерий, непонятно по какому принципу и кто должен определять отнесение тех или иных земель к нуждающимся в лесовосстановлении (лесоразведении). Во-вторых, не все компании имеют свои филиалы за пределами субъекта Российской Федерации, в котором осуществляется ее деятельность, в том числе в южных регионах страны, где лесовосстановление проводится в более благоприятных природно-климатических условиях. В-третьих, субъекты Российской Федерации и лесные питомники с малой долей вероятности поддержат «перекос» в лесовосстановлении в южных регионах, где лесовосстановление дешевле и проще проводить. В-четвертых, существует федеральная программа «Сохранение лесов», являющаяся частью национального проекта «Экология», в котором заложены принципы проведения лесовосстановления на всей территории страны, то есть во всех ее субъектах. При этом необходимо учитывать, что субъекты Российской Федерации обязаны проводить такие работы и отчитываться по ним в указанные сроки.

В главе 4 ЛК РФ «Воспроизводство лесов и лесоразведение» сохраняется изначальный подход и не вносятся коррективы в отношении субъектного состава. В этой главе основными субъектами деятельности являются лесозаготовители, а также иные представители бизнеса (недропользователи и т. д.), статус которых приравнивается к ним. Такой подход представляется неверным по нескольким причинам.

Во-первых, лесозаготовители получают участок в аренду, проводят на нем рубку и на этом же участке осуществляют лесо-восстановление. Недропользователи, напротив, на полученном в аренду участке проводят рубку лесных насаждений и не проводят работы по лесовосстановлению. Для выполнения своих обязательств по «компенсационному» лесовосстановлению они выбирают земли в интернете, где размещается информация об указанных землях, предназначенных для искусственного лесовосстановления, уполномоченным органом на своем официальном сайте в соответствии с частью 3 статьи 5.1 ЛК РФ.

Во-вторых, лесозаготовителям важно получить участок с высоким бонитетом произрастающих на нем лесных насаждений, они заинтересованы в высоком качестве полученной древесины. Более того, лесозаготовители проводят рубку с учетом сохранения отдельных деревьев, способствующих последующему обсеменению. Недропользователи арендуют участок с целью возведения на нем сооружений (зданий, линейных объектов), проведения геологического изучения и т. д. То есть изначальные цели указанных категорий лиц расходятся.

В-третьих, недропользователи при проведении работ по лесовосстановлению (лесоразведению) осуществляют их на другом участке, который выбирают на сайте департамента природопользования субъекта Российской Федерации. В соответствии со статьей 25 ЛК РФ проведение работ на таком участке не подходит ни под один из видов пользования лесными участками, перечисленных в указанной статье. В свя-

зи с этим представляется целесообразным установить правовые основы пользования лесными участками при проведении работ по лесовосставлению (лесоразведению), так как ЛК РФ не предусмотрено пользование лесными участками в форме лесовос-становления (лесоразведения).

В-четвертых, лесовосстановление используется в том числе для сохранения биологического разнообразия и предотвращения эрозии почв. Если вырубить леса в одном месте и посадить в другом, то эрозия почв не будет предотвращена там, где были вырублены леса. Кроме того, определенные деревья растут в определенных климатических условиях, соответственно, не всегда вырубленные деревья можно вырастить в другом месте (то есть теряется биологическое разнообразие).

В-пятых, положением пункта 7 статьи 1 Закона № ЗОЗ-ФЗ предусматривается в качестве итога проведенных работ «отнесение земель, на которых осуществляется искусственное лесовосстановление, к землям, на которых расположены леса» (процесс формирования лесных насаждений с сомкнутой кроной). Это означает, что ответственность недропользователей распространяется на длительный период продолжительностью 10-20 лет, а обязанности по лесовосстановлению необходимо выполнить в течение года. Представляется целесообразным считать обязательства недропользователей по лесовосстановле-нию исполненными в случае достижения параметров, установленных в проекте ле-совосстановления, согласованном с уполномоченными органами государственной власти, местного самоуправления.

Таким образом, наиболее приемлемым способом решения некоторых проблем, связанных с обязанностями недропользователей и их статусом в отношениях, регулируемых ЛК РФ, представляется введение в Лесной кодекс Российской Федерации отдельной главы, посвященной «особой»

категории лиц, в том числе недропользователей, чей статус отличается от статуса лесозаготовителей.

Кроме того, принимая во внимание потенциал России в лесном секторе, следует отстаивать позицию по включению «лесоклиматических проектов» в статью 6 Парижского соглашения по определению параметров таких проектов 21. В целях реализации таких проектов предлагается предусмотреть стимулирующую меру, которой могла бы стать поддержка значительных долгосрочных инвестиций отдельных категорий лиц, в том числе недропользователей, в частности, посредством снижения арендных платежей за качественно восстановленные лесные площади, пропорционального увеличения разрешенного объема лесопользования и т. д. 22.

Вместе с тем представляется важным учитывать деление лесов по климатическим зонам при проведении работ по лесовос-становлению, что влияет на выбор способа выполнения таких работ. В процессе лесо-воссстановления должно обеспечиваться воспроизводство лесных ресурсов в максимально короткие сроки наиболее эффективным в экономическом, лесоводственном и экологическим отношениях способами.

Как уже отмечалось, следует скрупулезно выверять рассмотренные в настоящей статье законодательные нормы, ввести в законодательство отдельную главу, посвященную статусу «особой» категории лиц, в том числе недропользователям. Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 296-ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов», в котором вводится понятие «климатический проект», не конкретизирует возможные виды таких проектов и по своей сути имеет рамочный характер. Думается, что отдельный законодательный акт, посвященный «климатическим проектам», не будет принят, однако, вероятнее всего, появятся отсылочные нормы к главе 4 ЛК РФ. Сложно представить, какие пра-

21 URL: https://www.rbc.ru/business/30/10/2021/617c17579a794709fdc15dcc

22 URL: https://lesprominform.rU/media/_protected/journals_pdf/14786/lpi_142.pdf

вовые коллизии и неопределенности могут возникнуть при применении этой отсылочной нормы, если в эту главу не будут внесены необходимые поправки.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Эксперт: использование лесов России для поглощения CO2 надо считать зеленым проектом. URL: https://tass.ru/obschest vo/12814581

2. О Концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию : Указ Президента Российской Федерации от 1 апреля 1996 года № 440. Доступ из справочной правовой системы «Консультант-Плюс».

3. Лесной кодекс Российской Федерации от 29 января 1997 года № 22-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консуль-тантПлюс».

4. О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов и лесоразведения : Федеральный закон от 19 июля 201 8 года № 212-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

5. Лесной кодекс Российской Федерации : Федеральный закон от 4 декабря 2006 года № 200-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

6. Игнатьева И. А. Использование земель и земельных участков с объектами электроэнергетики: право и практика : учебное пособие. М. : Проспект, 2019. 368 с.

7. Акопджанова М. О. Современное лесное законодательство: история формирования, тенденции развития и правовое обеспечение исполнения // Юрист. 2019. № 9. С. 60-63.

8. Чернов С. Н. Особенности развития современного лесного законодательства Российской Федерации // Юрист. 2020. № 4. С. 66-70.

9. Крассов О. И. Право собственности на землю в странах Европы : монография. М. : Норма: ИНФРА-М, 2016. 400 с.

10. Крассов О. И. Экологическое право : учебник. 3-е изд., пересмотр. М. : ИНФРА-М, 2014. 624 с.

11. Боголюбов С. А. Экологическое право : учебник для вузов. М. : Издательская группа «НОРМА-ИНФА М», 1999. 448 с.

12. Об утверждении Правил выполнения работ по лесовосстановлению или лесоразведению лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43-46 Лесного кодекса Российской Федерации, и лицами, обратившимися с ходатайством или заявлением об изменении целевого назначения лесного участка : постановление Правительства Российской Федерации от 7 мая 2019 года № 566. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

13. Об утверждении Правил лесовос-становления, состава проекта лесовос-становления, порядка разработки проекта лесовосстановления и внесения в него изменений : приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 4 декабря 2020 года № 1014. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

14. Об утверждении Правил лесоразведения, состава проекта лесоразведения, порядка его разработки : приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 30 июля 2020 года № 541. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

15. Бережной В. А. Эколого-правовой режим природопользования // Налоги (газета). 2008. № 31. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

16. Крассов О. И. Природные ресурсы России: Комментарий законодательства. М. : Дело, 2002. 816 с.

17. Экологическое право : учебник. М. : ИКЦ «МарТ» ; Ростов н/Д : издательский центр «МарТ», 2005. 464 с.

18. Добровольский А. А. Особенности разработки проектной документации на лесные участки, переданные в пользование // Экологическое право. 2017. № 4. С. 38-40.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Лесохозяйственные регламенты лесничеств Ямало-Ненецкого автономного округа. URL: https://dprr.yanao.ru/activ ity/3283/

20. О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации : Федеральный закон от 2 июля 2021 года № ЗОЗ-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».

21. Спиридонова Е. В. Предпосылки становления системы правового регулирования лесоклиматических проектов в России // Экологическое право. 2021. № 3. С.29-34.

22. Виктория Абрамченко: Лесничества смогут восстанавливать леса по заказу биз-

неса. URL: http://government.ru/news/41052/

23. Гуслов Е. А. Обеспечение сохранности земель лесного фонда посредством прокурорского вмешательства // Законность. 2019. № 8. С. 21-23.

24. Советник Путина предупредил о риске провала саммита в Глазго. https://www. rbc.ru/business/30/10/2021/617c17579a7947 09fdc15dcc

25. Леспром. Информ. URL: https:// lesprominform.ru/media/_protected/journals_ pdf/14786/lpi_142.pdf

26. Об ограничении выбросов парниковых газов : Федеральный закон от 2 июля 2021 года № 296-ФЗ. Доступ из справочной правовой системы «Консультант Плюс».

* * *

УВАЖАЕМЫЕ КОЛЛЕГИ!

Стартует продажа on-line версии нового «СПРАВОЧНИКА ОЦЕНЩИКА НЕДВИЖИМОСТИ -2022. ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ. ЧАСТЬ 2»

под редакцией Л.А. Лейфера.

Данный сборник представляет собой вторую часть «Справочника оценщика недвижимости - 2022. Земельные участки», которая содержит корректирующие коэффициенты (корректировки), необходимые оценщикам при выполнении работ по оценке земельных участков:

• на физические характеристики объекта;

• характеристики, отражающие функциональное назначение объекта;

• передаваемые имущественные права;

• скидки на торг и коэффициенты капитализации. Обращаем Ваше внимание на то, что для удобства

пользователей, данное издание Справочника содержит новый раздел, посвященный рекомендациям по использованию и области применения Справочника в процессе оценки.

Обновленное издание представлено в полной версии, а также в виде отдельных самостоятельных блоков, что позволяет приобретать часть Справочника, содержащую данные по той категории городов, которая Вам необходима. Как и предыдущие издания, Справочник представлен только в он-лайн версии.

Заказать Справочник можно на сайте http://inform-ocenka.ru в разделе «Заказать»

На все вопросы по приобретению справочников и их доставке вам с удовольствием ответят по тел.: 8-920-056-23-36 и эл. почте: inform@pcfko.ru

ПРИВОЛЖСКИЙ ЦЕНТР МЕТОДИЧЕСКОГО И ИНФОРМДЦИОННО'АМАЛИТИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОЦЕНКИ

СПРАВОЧНИК ОЦЕНЩИКА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.