Научная статья на тему 'Новое в правовом регулировании изъятия земель для государственных и муниципальных нужд'

Новое в правовом регулировании изъятия земель для государственных и муниципальных нужд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1568
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВАНИЯ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД / ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ / ВОЗМЕЩЕНИЕ ПРИ ИЗЪЯТИИ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ / СОГЛАШЕНИЕ ОБ ИЗЪЯТИИ НЕДВИЖИМОСТИ / GROUNDS FOR WITHDRAWING LAND PLOTS FOR STATE OR MUNICIPAL NEEDS / THE ORDER OF SEIZURE / COMPENSATION FOR THE SEIZURE OF LAND PLOTS / AGREEMENT ON THE EXEMPTION OF REAL ESTATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Самончик Ольга Анатольевна

В статье анализируется соотношение норм Земельного и Гражданского кодексов РФ, устанавливающих основания и общий порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, и некоторых принятых в последнее время законодательных актов, существенным образом изменяющих этот порядок в сторону его упрощения. Особое внимание уделено анализу новаций правового регулирования изъятия земель в связи с принятием Федерального закона от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Показаны позитивные стороны этого законодательства, а также некоторые нововведения, которые могут привести к ущемлению законных прав субъектов при изъятии у них земельных участков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New in the legal regulation of the seizure of land for State and municipal needs

The article analyses the relationship of SQ and the RUSSIAN CIVIL CODE, establishing bases and the withdrawal of land for State and municipal needs, and some recent legislation that significantly alter this order to simplify it. The author devotes special attention to analysis of the innovation of legal regulation of land seizures in connection with the adoption of the Federal law of December 31, 2014 № 499-FZ "on amendments to the land code of the Russian Federation and certain legislative acts of the Russian Federation". Showing the positive side of this legislation, as well as some of the innovations that might lead to infringement of the legal rights of withdrawal land from them.

Текст научной работы на тему «Новое в правовом регулировании изъятия земель для государственных и муниципальных нужд»

О.А. Самончик*

НОВОЕ В ПРАВОВОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ИЗЪЯТИЯ ЗЕМЕЛЬ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Для возведения объектов государственного и муниципального значения требуется предоставление земельных участков. Поскольку практически все земли находятся в чьем-то обладании, законодательством предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Согласно ст. 49 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) изъятие земельных участков осуществляется в исключительных случаях, связанных с выполнением международных обязательств Российской Федерации; размещением объектов государственного или муниципального значения: объекты федеральных и региональных энергетических систем; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности; объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи федерального и регионального значения и т.д. Кроме того, предусмотрено, что федеральными законами могут быть установлены иные обстоятельства изъятия земель.

В ЗК РФ и ГК РФ были закреплены требования по порядку изъятия земельных участков для государственных, муниципальных нужд. В соответствии со ст. 55 ЗК РФ, ныне утратившей силу, принудительное отчуждение земельного участка могло быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда. Порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у собственника с определением выкупной цены участка устанавливался ГК РФ (ст. 279-283 - в редакции, действовавшей до 1 апреля 2015 г.).

* Старший научный сотрудник Института государства и права РАН, кандидат юридических наук.

118 Труды Института государства и права

Российской академии наук № 1/2015

Были также установлены гарантии защиты прав и законных интересов собственников, других пользователей при изъятии земельных участков для публичных нужд. Так, правообладатель не позднее чем за год до предстоящего изъятия должен был письменно уведомляться об этом органом государственной власти или местного самоуправления, принявшим решение об изъятии; до истечения этого срока участок мог изыматься только с согласия правообладателя. Законодатель предусматривал также возмещение стоимости жилых, производственных и иных зданий, строений, сооружений, находящихся на изымаемых участках, а также убытков, включая упущенную выгоду. Кроме того, по желанию правообладателя возможно было предоставление взамен изымаемого равноценного земельного участка. Размер, сроки и другие условия возмещения определялись по соглашению с правообладателем участка.

Несмотря на установленный в ЗК и ГК общий порядок изъятия земельных участков для публичных нужд, в последние несколько лет были приняты законодательные акты, существенным образом изменяющие этот порядок в сторону его упрощения1. Так, Законом о при-

1 См.: Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. № 310-Ф3 «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горно-климатического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 49. Ст. 6071 (далее - Закон об Олимпийских играх); Федеральный закон от 8 мая 2009 г. № 93-Ф3 «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран - участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. 2009. № 19. Ст. 2283 (далее - Закон о саммите АТЭС); Федеральный закон от 24 июля 2008 г. № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства (в ред. от 23 июня 2014 г.) // СЗ РФ. 2008. № 30 (ч. 2). Ст. 3617 (далее - Закон о жилищном строительстве); Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации -городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 23 июня 2014 г.) // СЗ РФ. 2013. № 14. Ст. 1651 (далее - Закон о присоединенных территориях). Установленный этими законами порядок изъятия земельных участков подробно анализировался в юридической литературе и здесь специально не рассматривается. См.: Землякова Г.Л., Мельников Н.Н., Самончик О.А., Устюкова В.В. Правовое обеспечение публичного интереса при регулировании

соединенных территориях сокращен срок уведомления с одного года до пяти месяцев (ч. 7, 4 ст. 10). Закон устанавливает также трехмесячный срок для рассмотрения правообладателем соглашения об изъятии, после этого уполномоченный орган вправе обратиться в суд с требованием о принудительном изъятии участка. Следует отметить, что некоторыми ранее принятыми специальными законами установлены еще более короткие сроки осуществления указанных процедур. Например, Законом об Олимпийских играх для рассмотрения правообладателем проекта соглашения об изъятии участка установлен месячный срок, по истечении которого уполномоченный орган может обратиться в суд об изъятии участка, иных расположенных на нем объектов недвижимого имущества. Решение суда об изъятии земельных участков и иных объектов недвижимости подлежит немедленному исполнению (ч. 31, 33 ст. 15). Представляется, что такие требования могут привести к ущемлению интересов и законных прав граждан и юридических лиц при изъятии у них земельных участков.

Согласно Закону о жилищном строительстве (ч. 1 ст. 15) право федеральных организаций на земельные участки прекращается без их согласия и независимо от оснований, предусмотренных п. 2 ст. 45 ЗК РФ. Не требуется и согласования этих вопросов с федеральными органами исполнительной власти, в чьей подведомственности находятся организации (за исключением федеральных органов обороны и безопасности). Аналогично решается вопрос и о прекращении права хозяйственного ведения или оперативного управления этих организаций на недвижимое имущество, расположенное на изымаемом участке.

Еще один пример установления особых правил изъятия земельных участков указанными законами. Согласно Закону о присоединенных территориях до 31 декабря 2015 г. для размещения объектов федерального или регионального значения допускается резервирование земель, а также изъятие земельных участков и иных объектов недвижимого имущества при отсутствии документов территориального

земельных отношений // Государство и право. 2011. № 9; Золотова О.А. Особый порядок изъятия земель для государственных нужд // Журнал российского права. 2012. № 12 С. 113-118; Самончик О.А. Некоторые проблемы гармонизации законодательства об изъятии земельных участков для публичных нужд // Круглый стол: Современные проблемы гармонизации экологического и природоресурсного права. Международная научно-практическая конференция «Кутафинские чтения». «Гармонизация российской правовой системы в условия международной интеграции». М., 2014. 120

планирования (ч. 2 ст. 6, ч. 2 ст. 7). Документация по планировке территории утверждается без проведения публичных слушаний. Эти и некоторые другие положения Закона о присоединенных территориях не соответствуют требованиям Градостроительного кодекса РФ (далее - ГрК РФ), касающимся изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Напомним, что в соответствии с ГрК РФ решения о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны приниматься на основании документов территориального планирования, планировки территории, правил землепользования и застройки (ч. 4 ст. 9, ч. 3 ст. 42, ст. 45). Подготовка проекта правил землепользования и застройки осуществляется с учетом положений, содержащихся в документах территориального планирования, результатов публичных слушаний (ч. 3 ст. 31).

В соответствии с ч. 2 ст. 1 Закона о присоединенных территориях изъятие земельных участков и иных объектов недвижимого имущества на присоединенных к Москве территориях осуществляется в целях размещения объектов для решения государственных задач в области развития федеральной и региональной инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач. Расплывчатая формулировка «иные государственные задачи» может привести, на наш взгляд, к неоправданному расширению видов объектов, для размещения которых могут изыматься земельные участки, что противоречит установленным в ст. 49 ЗК РФ основаниям изъятия земельных участков. Не упоминается в Законе и такое обязательное для соблюдения требование ЗК РФ, как отсутствие других вариантов возможного размещения объектов.

Напомним, что согласно ст. 11 Закона о жилищном строительстве основаниями прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на землю федеральных государственных учреждений и предприятий являются жилищное строительство (прежде всего имеется в виду индивидуальное жилищное строительство), размещение объектов, предназначенных для производства строительных материалов, изделий, создание промышленных парков, технопарков и иного развития территорий. Полагаем, что все эти цели, за исключением, может быть, многоквартирного жилищного строительства, не носят исключительного публичного характера в том смысле, в каком это предусмотрено в ст. 49 ЗК РФ. Следует отметить, что вопрос об обоснованности изъятия земельных участков для государственных и муници-

пальных нужд напрямую связан с проблемой соотношения публичных и частных интересов в праве. ЗК РФ устанавливает принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан при регулировании земельных отношений (пп. 11 п. 1 ст. 1). Таким образом, разумный баланс публичных и частных интересов в случае изъятия земельных участков может быть достигнут при максимальном учете прав и интересов обладателя земельного участка и сохранении права публичного образования на принудительное изъятие участка в интересах всего или большей части общества2.

Закон о присоединенных территориях продолжает вслед за ранее принятыми законами практику установления особого порядка регулирования отношений по изъятию земельных участков и другого недвижимого имущества у государственных, муниципальных организаций. Согласно ст. 12 земельные участки и иные объекты недвижимости могут быть изъяты у этих субъектов на основании решения органа исполнительной власти без согласия правообладателей, без заключения соглашений об изъятии имущества и без возмещения убытков. Таким образом, нормы Закона о присоединенных территориях, как и Закона о жилищном строительстве, в этой части не соответствуют требованиям ч. 3 ст. 35 Конституции РФ и п. 2 ст. 55 ЗК РФ (в ред., действовавшей до 1 апреля 2015 г.), согласно которым принудительное отчуждение имущества, в том числе земельных участков, для государственных нужд может быть осуществлено только на основании решения суда и только при условии предварительного и равноценного возмещения. Не соблюдены также нормы ст. 282, 283 ГК РФ (в ред., действовавшей до 1 апреля 2015 г.), в соответствии с которыми в случае несогласия правообладателя с решением об изъятии у него земельного участка или недостижения с ним соглашения по возмещаемым убыткам вопрос об изъятии должен решаться в судебном порядке.

Устанавливая специальные правила изъятия земельных участков, Закон о присоединенных территориях упрощает общую процедуру изъятия в целях создания наиболее благоприятных условий для градостроительной деятельности на территории «новой Москвы». Так, сокращен срок уведомления о предстоящем изъятии участков с одного года (п. 3 ст. 279 ГК РФ в ред., действовавшей до 1 апреля 2015 г.) до пяти месяцев; установлен срок для рассмотрения собственниками и

2 Подробнее об этом см.: Землякова Г.Л., Мельников Н.Н., Самончик О.А., Устюко-ва В.В. Указ. соч. 122

другими пользователями соглашения об изъятии - три месяца со дня направления соглашения, по истечении которого уполномоченный орган вправе обратиться в суд с требованием о принудительном изъятии (ч. 7, 4 ст. 10 Закона). Такие нововведения могут привести к ущемлению интересов и законных прав граждан и юридических лиц при изъятии у них земельных участков.

Представляется, что ЗК РФ, закрепляя различные исключительные случаи изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд и предусматривая возможность установления законами иных обстоятельств их изъятия, в то же время не предусматривает возможности установления этими законами иного порядка изъятия земель. Таким образом, при любых видах публичных нужд, в том числе предусмотренных в других законах, основные положения порядка изъятия участков должны быть едиными. Кроме того, при принятии законов должно соблюдаться закрепленное ст. 19 Конституции РФ положение о равенстве граждан независимо от места жительства, что, на наш взгляд, нарушается нормами Закона о присоединенных территориях. Из изложенного следует, что нормы этого Закона в части прекращения прав на земельные участки и иное недвижимое имущество в связи с их изъятием для публичных нужд должны быть приведены в соответствие с требованиями конституционного, земельного и гражданского законодательства.

Необходимо отметить, что ЗК РФ и ГК РФ (в ред., действовавшей до 1 апреля 2015 г.) устанавливались основные параметры процедуры изъятия земельных участков для публичных нужд. В то же время на практике при изъятии земель возникало достаточно много вопросов, законодательно не урегулированных. Справедливости ради заметим, что ряд положений Закона о присоединенных территориях направлен на разрешение некоторых из них. Так, представляется важной для обеспечения прав обладателей земельных участков норма ст. 8, согласно которой уполномоченный орган исполнительной власти обязан не менее чем за два месяца до принятия решения обеспечить опубликование сообщения о планируемом изъятии; запросить сведения о зарегистрированных правах на изымаемую недвижимость, а в случае отсутствия таковых запросить сведения об имеющихся правах в архивах, органах государственной власти, органах местного самоуправления и у предполагаемых правообладателей. В случае если правообладатели объекта недвижимости не выявлены, уполномоченный орган по истечении двух месяцев со дня опубликования сообщения вправе

обратиться в суд с заявлением о признании указанного объекта бесхозяйным. При удовлетворении заявления земельный участок и иной объект недвижимого имущества переходят в собственность города Москвы.

Поскольку в настоящее время у значительного числа субъектов права на земельные участки не зарегистрированы в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государствен-

3

ной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» , а в отношении постановки земельных участков на кадастровый учет действует заявительный порядок, сведения о земельном участке могут не содержаться ни в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП), ни в государственном кадастре недвижимости (ГКН). В этом контексте представляются целесообразными приведенные положения ст. 8 Закона о присоединенных территориях, поскольку не исключено, что органы исполнительной власти предоставят (или продадут) такой земельный участок другим лицам, и тогда отстаивать свои права пострадавшему правообладателю придется в судебном порядке.

Таким образом, можно констатировать, что общий порядок изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд, установленный ЗК РФ и ГК РФ (в ред., действовавшей до 1 апреля 2015 г.), нуждался в корректировке.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»4 внесены существенные новации в регулирование отношений по изъятию земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Статья 49 ЗК РФ, посвященная основаниям изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, дана Законом в новой редакции. Однако имеющиеся в ней изменения носят в основном редакционный, а не содержательный характер. Так, изъятие земельных участков может быть осуществлено в исключительных случаях по основа-

3 СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3594. Пунктом 2 ст. 4 этого Закона установлена обязательная регистрация прав на земельные участки, правоустанавливающие документы на которые оформлены после его введения в действие, а также в случаях совершения сделок с земельными участками, права на которые возникли до принятия данного Закона.

4 СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 52.

ниям, связанным с: выполнением международных договоров (в предыдущей редакции - международных обязательств) Российской Федерации; строительством, реконструкцией (в предыдущей редакции -с размещением) объектов государственного значения или объектов местного значения при отсутствии других возможных вариантов строительства, реконструкции этих объектов. Среди объектов, как и прежде, указаны: объекты федеральных и региональных энергетических систем; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности государства; объекты федерального и регионального транспорта, связи и другие объекты; фактически никаких новых объектов законодатель не вводит. В пп. 3 п. 1 ст. 49 закреплено, что федеральными законами могут быть предусмотрены иные основания изъятия земельных участков. Отметим, что исчезло содержавшееся в прежней редакции пп. 3 положение о том, что законами субъектов РФ могут быть установлены иные случаи изъятия земельных участков, если они находятся в собственности субъектов РФ или муниципальной собственности.

Основные новации Закона от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ касаются порядка изъятия земельных участков. Вместо отмененных с 1 апреля 2015 г. ст. ЗК РФ 55 «Условия и порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд» и 63 «Гарантии прав на землю при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд» введена новая гл. VII1. «Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд» (ст. 56 -56 ). Впервые установлено, что изъятие участков в целях строительства и реконструкции государственных или муниципальных объектов допускается при наличии этих объектов в утвержденных документах территориального планирования и проектах планировки территории. Решение об изъятии участка может быть принято не позднее чем в течение трех лет со дня утверждения проекта планировки территории (ст. 563). Обратим внимание, что в этой норме законодатель применил уже содержащееся в ч. 4 ст. 9 ГрК РФ положение, в соответствии с которым запрещается принятие органами государственной власти и органами местного самоуправления решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях размещения объектов федерального, регионального или местного значения, если это не предусмотрено документами территориального планирования.

Согласно ст. 563 решения об изъятии земельных участков в иных целях должны быть обоснованы: решением о создании или расширении особо охраняемой природной территории; международным договором РФ; лицензией на пользование недрами; решением о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Закреплено также, что инициатором принятия решения об изъятии земельного участка может быть уполномоченный орган исполнительной власти, или орган местного самоуправления, либо организация, подающая ходатайство об изъятии участка для государственных или муниципальных нужд (если строительство, реконструкция объектов будет полностью или частично осуществляться за счет средств организации). Установлен запрет на изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, предоставленных федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление особо охраняемыми природными территориями федерального значения, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами (п. 8 ст. 563). Остается, однако, непонятным, почему законодатель не установил аналогичный запрет на изъятие земельных участков, предоставленных для особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения.

В ст. 564 перечисляются организации, которые вправе обратиться в уполномоченные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления с ходатайством об изъятии земельных участков. Это организации, являющиеся субъектами естественных монополий или обеспечивающие их деятельность; организации, уполномоченные заключенными с органами государственной власти или органами местного самоуправления договорами или соглашениями либо имеющие разрешения (лицензии) осуществлять определенную деятельность, и др. Предусмотрено, что перечень организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд, устанавливается Правительством РФ. С ходатайством об изъятии вправе также обратиться государственное унитарное предприятие, государственное учреждение в случаях изъятия земельного участка для размещения объекта федерального или регионального значения, предусмотренных адресной инвестиционной программой. Требования к форме и содержанию ходатайства об изъятии, состав прилагаемых к нему документов, порядок и способы подачи ходатайства и документов устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти.

В ст. 565 содержатся важные для правообладателей недвижимости нормы5. В частности, в пространной форме определяется: порядок выявления лиц, чьи земельные участки и другие объекты недвижимости подлежат изъятию; порядок информирования лиц о планируемом изъятии у них участков (опубликование сообщения, размещение информации на информационных щитах в населенных пунктах, на официальных сайтах государственных и муниципальных органов и т.д.). Предусмотрено, что собственники и другие правообладатели подлежащих изъятию земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества, чьи права на эти объекты не зарегистрированы в ЕГРП, в течение 60 дней со дня опубликования сообщения подают заявления в уполномоченный государственный орган или орган местного самоуправления об учете их прав. В случае если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления обращаются в суд с заявлением о признании права собственности РФ, субъекта РФ или муниципального образования на эти объекты.

По-новому теперь регулируется определение размера возмещения при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. В ст. 568 впервые предусматривается возмещение рыночной стоимости не только изымаемого земельного участка, который находится в частной собственности, но и подлежащих прекращению иных прав на земельные участки, при этом определение размера возмещения определяется исходя из разрешенного использования земельного участка. В соответствии с п. 3 ст. 568 в случае прекращения у юридического лица права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость права аренды на установленный законом предельный срок, а в случае его отсутствия - на 49 лет; в случае прекращения у гражданина права постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения земельным участком рыночная стоимость данного права определяется как рыночная стоимость земельного участка. В случае досрочного прекращения договора аренды или договора безвозмездного пользования земельным участком рыночная стоимость этих прав определяется как рыночная стои-

5 Отметим, что подобные нормы содержатся в некоторых ранее принятых

федеральных законах, в частности, в ст. 8 Закона о присоединенных территориях.

мость права аренды до истечения срока действия указанных договоров.

Необходимо отметить, что ряд важных положений по рассматриваемому вопросу содержится также в отдельных статьях Закона от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ. Так, согласно п. 3 ст. 26 в случае, если у собственника или обладателя на ином праве объектов недвижимости отсутствуют права на земельный участок, на котором расположены такие объекты, их изъятие осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Размер возмещения за изымаемый земельный участок определяется как при аренде участка на срок 49 лет. Обратная ситуация: изымаемый участок принадлежит лицу на праве собственности, ином праве, а зарегистрированное право на расположенный на участке объект недвижимости у гражданина отсутствует. В этом случае при определении размера возмещения в него включается рыночная стоимость указанного объекта недвижимости (п. 5 ст. 26).

В ст. 569, 56 достаточно подробно прописана процедура подготовки и заключения соглашения об изъятии недвижимости. Установлено, что правообладатель изымаемой недвижимости вправе подписать соглашение либо направить отказ или предложения об изменении условий соглашения, в том числе предложения об изменении размера возмещения с приложением обосновывающих это изменение документов. В случае если по истечении 90 дней со дня получения правообладателем проекта соглашения об изъятии недвижимости он не подписал соглашение, уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, могут подать в суд иск о принудительном изъятии земельного участка и других объектов недвижимости.

Законом от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ были внесены изменения и в другие федеральные законы, нормы которых в той или иной мере регулируют отношения по изъятию недвижимости для государственных или муниципальных нужд. Так, серьезным изменениям подверглись соответствующие статьи ГК РФ. Если нормы ст. 279-283 ГК РФ в ранее действовавшей редакции наряду с ЗК РФ определяли порядок изъятия земельных участков, то согласно с п. 1 ст. 279 ГК РФ в редакции указанного Закона изъятие участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, предусмотренных земельным законодательством. При этом в

ст. 279-281 в сжатом виде повторяются положения, предусмотренные в соответствующих статьях ЗК РФ, что свидетельствует, скорее, об информативной роли указанных статей ГК РФ.

Подводя итог анализа новаций земельного законодательства по изъятию земельных участков для государственных или муниципальных нужд, следует отметить, что внесенные Законом от 31 декабря 2014 г. № 499-ФЗ изменения в ЗК РФ направлены на упорядочение регулирования отношений в этой области. В базовом кодифицированном земельном законе теперь в обновленном виде представлены содержащиеся в ряде законов нормы, наиболее полно регулирующие отношения по изъятию земельных участков для публичных нужд. В то же время некоторые новые положения нуждаются, на наш взгляд, в дополнениях и уточнениях. Так, в ст. 569 ЗК РФ предусмотрено, что в соглашении об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд должен указываться срок передачи подлежащих изъятию земельных участков и расположенных на них объектов недвижимого имущества. При этом срок передачи не может превышать шести месяцев со дня прекращения прав прежнего правообладателя изымаемой недвижимости (пп. 6 п. 1). Однако для случаев передачи прежнему правообладателю объектов недвижимого имущества взамен изымаемых предельный срок передачи не установлен (пп. 4 п. 4). Вызывают вопросы и некоторые другие положения новых статей ЗК РФ.

Кроме того, хотелось бы обратить внимание на исчезновение из ЗК РФ и ГК РФ некоторых норм, которые имели существенное значение для обеспечения прав обладателей земельных участков. Так, в п. 2 ст. 63 ЗК РФ и п. 3 ст. 279 ГК РФ было закреплено требование, согласно которому собственники, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии. Изъятие земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускалось только с согласия правообладателей земельных участков. В новых статьях ЗК РФ и ГК РФ таких положений не содержится, что, на наш взгляд, может негативно сказаться на защищенности интересов граждан и юридических лиц.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.