Научная статья на тему 'Новое в гендерных исследованиях (Рецензия)'

Новое в гендерных исследованиях (Рецензия) Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Африка / африканистика / гендерные исследования / феминизм / традиции / культура / религиоведение / мифология / культурная и политическая антропология / политология / литература / музыка / Africa / African studies / gender studies / feminism / traditions / culture / religious studies / mythology / cultural and political anthropology / political science / literature / music

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Львова Элеонора Сергеевна

Рецензия на коллективную монографию «Женщины и культура. Африканские традиции. Современные тенденции»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New in Gender Research (Review)

Review of a Collective Monograph “Women and Culture. African Traditions. Modern Tendencies”

Текст научной работы на тему «Новое в гендерных исследованиях (Рецензия)»

РЕЦЕНЗИЯ

НОВОЕ В ТЕНДЕРНЫХ ИССЛЕДОВАНИЯХ

Рецензия на коллективную монографию «Женщины и культура. Африканские традиции. Современные тенденции»

О 2021 Э.С. Львова

Авторы: H.A. Ксенофонтова, Н.Ю. Ильина, И.Г. Татаровская Москва, Институт Африки РАН, 2021, 496 е., серия «Тендерные исследования», т. 24.

ISBN 978-5-91298-279-8 Автор идеи и руководитель проекта кандидат исторических наук H.A. Ксенофонтова, отв. ред. член-корр. РАН, проф., доктор исторических наук Д.М. Бондаренко

ЛЬВОВА Элеонора Сергеевна, доктор исторических наук, профессор кафедры африканистики Института стран Азии и Африки (ИСАА) Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Российская Федерация, 125009, Москва, ул. Моховая, 11, e-mail: eleonora. lvova39@yandex.ru

Ключевые слова: Африка, африканистика, гендерные исследования, феминизм, традиции, культура, религиоведение, мифология, культурная и политическая антропология, политология, литература, музыка

DOI: 10.31132/2412-5717-2021-57-4-115-120

«Женщины и культура. Африканские традиции. Современные тенденции» - коллективная монография, написанная исследовательницами-африканистками, хорошо известными своими работами в области социологии и культуры, африканской литературы, традиционной мифологии. Она представляет собой именно монографию, целостный труд, а не сборник статей. В этом несомненная заслуга H.A. Ксено-фонтовой, автора идеи, уже не одно десятилетие занимающейся тендерными исследованиями в африканистике.

Рецензируемая книга своевременна и важна по нескольким причинам. Прежде всего, заметим, что отечественные африканисты в большинстве своем акцентируют внимание на изучении внешней и внутренней политики, экономики, социологии. Состояние и проблемы культуры народов Африки подчас оказываются

H.A. Ксенофонтова, Н.Ю. Ильина, И.Г. Татаровская

ЖЕНЩИНЫ И КУЛЬТУРА

Африканские традиции. Современные тенденции

за рамками их интересов. Это первое за многие годы крупное и многоаспектное исследование культуры, ее многолетнего и даже многовекового развития, сложных соотношений традиций и требований современности.

Кроме того, впервые под одной обложкой дается широкое полотно духовной, политической, музыкальной, художественной, культуры, литературы (жаль, что не нашлось места для театра) - значимые работы В.Б. Мириманова, Б.И. Шаревской и других авторов, отделенные от нас многими годами, посвящались все же какой-нибудь одной из сфер культуры. Наконец, практически все работы африканистов рассматривают африканские общества исключительно как маскулинные. Женщины как деятели и созида-тельницы в лучшем случае оказываются на периферии исследований.

Предложенная читателям книга восполняет этот пробел. Работа выполнена в рамках тендерных исследований, которые активно ведутся в течение последних лет в Институте Африки РАН. Это 24-ое издание в серии и первое, посвященное женщинам Африки в культуре. Следует оговориться, что речь идет прежде всего об Африке южнее Сахары, так как Северная Африка, давно вошедшая в мусульманский мир, значительно отличается от нее. Однако сохраняются и некоторые общие черты, и поэтому включение североафриканского материала выглядит органично.

На широком историческом фоне показано, как решается трудный вопрос о соотношении традиционных и современных форм и подходов к культурному развитию стран Африки южнее Сахары. Отношения эти неоднократно метались от полного отрицания «отживших» и мешающих прогрессу традиций до требований отказа от западного, т.е. европейского влияния и возвращения «дедовских» норм жизни. Авторам удалось проанализировать настоящее положение культурного развития на современном этапе; показать историю формирования сегодняшней картины; продемонстрировать высокий уровень культуры, удачно сочетающей традиционность и современность, а главное -подчеркнуть громадную роль, которую играют африканские женщины в этом процессе. Нельзя не отметить фундированность, использование большого корпуса разнообразных источников, поиски и анализ которых требовали немалого труда.

Монография состоит из введения, пяти глав, библиографии (в ней 172 названия, не считая интернетовских материалов), именного указателя (что не часто мы видим в работах отечественных африканистов). Безусловно, украшают работу иллюстрации - рисунки и фото упоминаемых в книге деятельниц культуры.

Отдельные главы посвящены месту и роли женщин в духовной и политической культуре, в художественном творчестве, в музыкальной сфере и литературе. Показано, что во всех этих сферах африканки работают на современном уровне, но и не забывают наследия предков.

Во введении отмечается широкий подход к понятию «культура» вообще и африканская культура в частности. Не отрицая ценности работ предшественников, подчеркивается необходимость обобщающего труда с акцентом на место и роль современных африканок в культуре своих стран. Определяя цели своей работы, авторы пишут: «вывести африканских женщин-творцов из тени, направить на них мощный луч прожектора и высветить лица, показав свободный и креативный тип личности, способной на равных с представителями противоположного пола создавать и прославлять национальные и общечеловеческие культурные ценности» [с. 9]. Вся книга подчинена этой цели, последовательно глава за главой она рассказывает о месте и роли африканок в современной культурной жизни Африки южнее Сахары.

Логично, что первая глава, открывающая монографию (автор И.Г. Татаровская), посвящена духовной культуре африканцев. Она носит название «Богини. Тендерные аспекты в африканской мифологии» и демонстрирует новый, необычный взгляд на религиозные верования в срезе тендерного подхода. Это анализ и пантеонов, и места в них

женских персонажей, и роли женщин как служительниц культов, пророчиц и целитель-ниц. Выделены основные аспекты верований, каждому из которых определен отдельный раздел - связь женского начала с Небом и генезисом мира, с Землей и плодородием, с Водой и змеями - ее воплощениями, с Лесом и охотой и т.д.

Удачно показаны общие и особенные, этнические черты верований разных африканских народов; глубинное сходство с религиями и мифологией народов мира. Автор справедливо выделяет три этапа мироустройства, отраженных в мифологии африканцев. Выводы подкрепляются крупными выдержками из текстов мифов, записанных разными исследователями. Интересны обнаруженные автором указания на существование специфических женских алтарей, жертвенников, особых женских святилищах и т.п. Пожалуй, впервые дается анализ деятельности женщин-гриотов, музыкантов Западной Африки, и их роли в африканских сообществах и в их истории.

Вторая глава «Африканки в истории в контексте политической культуры» (автор H.A. Ксенофонтова) рассматривает роль женщин во власти на самых разных уровнях и в разных сферах политической жизни. Здесь дается исторический срез от древности и до наших дней. Автор показывает, что во все времена женщины были не только матерями, женами, хранительницами домашнего очага и традиций, воспитательницами и т.п. Они были и соратницами мужчин в политических сферах, а нередко и сами становились правительницами, воинами, играли заглавные роли в разных трудных ситуациях.

Женщины были родоначальницами династий, правительницами, воительницами, возглавляли восстания в давнем прошлом и в ходе национально-освободительных движений в недавние времена, борются за равные права в современности. В мирное время они активно участвуют в строительстве своих стран и в межгосударственных делах. Важные аспекты их деятельности - феминистские и экологические движения. Кенийка Вангари Маатаи стала в 2004 г. лауреатом Нобелевской премии мира. Сейчас в Африке немало женщин в парламентах, в дипломатии, среди министров и глав государств и правительств и т.д.

Важную роль всегда играли жены правителей - в одном из разделов этой главы рассматривается их история от соправительниц доколониальных политических союзов до «первых леди» современности. Показателем особой важности роли последних является, в частности, проведение в 1997 г. встречи жен глав африканских государств.

Несомненное достоинство монографии - конкретность. Автором не только называются имена, но даются биографии и фото героинь рассказов.

В третьей главе «В мире ритмов и звуков. Вклад африканок в музыкальную культуру» (автор H.A. Ксенофонтова) прослеживается история женщин - исполнительниц и сочинительниц музыкальных произведений. Громадная роль и то большое место, которое занимали и занимают в жизни африканцев ритм, музыка, пение, танец, хорошо известны. Они сопровождали всю их духовную, хозяйственную, политическую жизнь. Все праздники жизненного цикла от рождения до похорон, подготовка к охоте, возвращение с добычей, праздники урожая и другие календарные события, военные походы и ликования по случаю победы, восхваления правителей и т.п. сопровождались ими. Возникали и профессиональные группы сказителей, которые одновременно являлись певцами и музыкантами (гриоты, аз мари и другие).

Нельзя сказать, что эта часть культуры не привлекала исследователей. Однако, хотя специально не подчеркивалось, но музыкант и танцор обычно воспринимались в мужском обличии. Никогда ранее не анализировались степень и особенности участия женщин в этой сфере творчества. А их артистические потенции издавна реализовались как в общих массовых действах, так и в индивидуальных жанрах, например, плачах, заговорах, колыбельных и т.п.

Африканки все более активно вторгаются в музыкальную жизнь, занимая в ней самостоятельное место. Ныне они владеют многими стилями как древнего наследия, так и джазом, новыми молодежными формами исполнения, оперной классикой. Создают и собственные стили, основанные на синкретизме традиционных, западных и арабских манерах исполнения. Автор главы не только рассматривает историю «завоевания» женщинами музыкального подиума, но приводит множество примеров африканских певиц мирового уровня, много гастролирующих (в том числе и в России) и заслуживших признание не только в своих странах, но и во всей Африке и далеко за пределами континента.

В четвертой главе «Созидательницы гармонии и красоты. Африканки в художественном творчестве» (автор H.A. Ксенофонтова) рассматривается, как потребность человека в художественном восприятии мира развивается от производства традиционных искусно выполненных и декорированных безавторских (анонимных) ремесленных изделий до современной живописи и других направлений искусства и даже до возникновения новых форм отражения действительности. В этой области творчество женщин занимает большое место.

Здесь дан обобщенный, но достаточно подробный очерк развития традиционных ремесел (гончарства, плетения, ткачества и сопутствующего ему окрашивания тканей, настенной живописи, игравшей роль передачи информации, оберегов и многого другого). Как и в музыкальной культуре, в ремеслах основными творцами были мужчины. Лишь некоторые из них (например, гончарство) были изначально женскими. Ныне же африканками успешно осваиваются эти «мужские» занятия. Автор демонстрирует в этой главе процесс «вырастания» из традиционных ремесел современных художественных форм, прежде всего живописи, использующей традиционное цветовосприятие. Перед читателем проходит череда мастериц и художниц. Появились и такие новые профессии как фотохудожницы и галеристки, модельеры и кутюрье.

Замыкает монографию пятая глава - «Повелительницы слов. От фольклора к литературным формам» (авторы H.A. Ксенофонтова, И.Г. Татаровская, Н.Ю. Ильина). Эта заключительная глава открывается сжатым очерком богатого устного народного творчества, его жанровых и социальных особенностей. Авторы показывают, как от устных сказаний идет развитие к современным формам художественной литературы. Наравне с хорошо известными африканскими писателями-мужчинами, африканки являются создателями произведений, сочетающей традиционную ментальность с социальной направленностью. В своих повестях, новеллах, романах они не только ставят сугубо женские проблемы, но и размышляют о прошлой, сегодняшней и будущей жизни своих стран. При этом, даже зачастую живя в диаспоре (в США, Великобритании и т.п.), они остаются выразительницами чаяния своих народов.

Авторами главы прослежены также этапы становления «женской» художественной литературы (как и в целом африканской) от «этнографичности» до развития крупных литературных форм, показаны формирование разных жанров, сочетание традиций и требований современного литературного процесса, постепенное размывание перегородки между «элитарной» и «массовой» литературой. Обзор очень конкретен, он рассказывает о писательницах, их работах, биографиях, их становлении как мастеров слова. Все это подкрепляется обширными цитатами из их произведений.

Подводя итоги своим исследованиям, авторы подчеркивают немалые достижения женщин Африки южнее Сахары в развитии культуры во всех ее проявлениях. Они значительно активнее и изобретательнее, чем прежде, они стремятся и умеют проявить свою креативность, индивидуальность, творческие способности в разных сферах деятельности. При этом они смело вторгаются в те занятия, которые издревле считались «мужскими». Ныне мы видим их значимость как во всех аспектах экономической, со-

циально-политической, духовной жизни народов своих стран, так и в художественном и литературном творчестве.

В целом рецензируемый труд представляется важным вкладом как в тендерные исследования, так и в африканистику. Стремление авторов объять как всю историю участия африканок в развитии культуры, так и охватить всю Африку южнее Сахары (за исключением немногих обращений к северной Африке) привело, однако, к появлению отдельных соображений, на которых хотелось бы остановиться. В частности, встречаются неточности терминологии. Так, правители традиционных политических объединений именуются то царьками и королями, то верховными и традиционными вождями. По мнению многих религиоведов, культурологов и богословов, изучающих традиционные верования, такие определения, как «Бог», «Богиня», часто применяемые европейскими авторами, являются несомненно избыточными для африканских реалий. Вряд ли правомерно говорить о «матриархате» [с. 20, 80 и др.], точнее - о материнской филиации (иногда и сами авторы употребляют этот термин). Не стоит называть представителей традиционной экономической и политической элиты доколониальных обществ и ее нынешних наследников «феодалами» [с. 103]. Несомненно, можно приветствовать включение больших текстов из мифов и литературных произведений (это безусловно положительный момент, особенно учитывая труднодоступность оригинальных текстов), однако иногда это выглядит чрезмерным.

В такой многоплановой работе трудно избежать повторов. Они особенно заметны в рассказах о гриотах или женских союзах, о женских божествах у бамана и т.д. К сожалению, - и это типично для многих обобщающих работ наших отечественных африканистов - основное внимание авторов обращено на англоязычные страны, а среди них на Нигерию и ЮАР, тогда как франкоязычные страны (особенно в сфере литературы и политической культуры) остаются на периферии их интересов. Возникает и желание добавить многие имена выдающихся африканок из разных эпох, разных сфер деятельности (нет упоминаний о скульпторах, театральных деятельницах, духовных руководительницах - жрицах, пророчицах, основательницах африкано-христианских сект) народов Африки. Например, незаслуженно обойдена Эфиопия.

Эти немногие замечания свидетельствуют, во-первых, о том, какой интерес вызывают у читателя поднятые авторами проблемы. Во-вторых, и это, на наш взгляд, очень важно, показывают, какие новые научные направления инициированы этим исследованием. Несомненно, мы видим перед собой оригинальный труд, первую обобщающую работу по малоизученному аспекту африканской культурной истории. После его прочтения становится ясно, что исследователям необходимо более углубленное внимание обратить на конкретное изучение культуры (а не только экономики и политики) отдельных стран и народов Африки, а также месте и роли в этих процессах женщин, ставших значительной силой в современном африканском обществе.

Работа эта, несомненно, заинтересует и коллег, занимающихся тендерными исследователями в целом, и активных практических работников, и развеет еще нередко существующие представления об «отсталой, дикой» Африке, и ее «забитых» женщинах. Это особенно актуально ныне, когда возобновляются многосторонние отношения нашей страны с государствами Африки и все более наших сограждан работают с африканскими партнерами.

NEW IN GENDER RESEARCH

Review of a collective monograph "Women and Culture. African traditions. Modern tendencies"

© 2021 Eleonora Lvova

Authors: N A. Ksenofontova, N.Yu. Ilyina, I.G. Tatarovskaya Moscow, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences, 2021, 496 p., series "Gender Studies", v.24. ISBN 978-5-91298-279-8 The author of the idea and the head of the project, N A. Ksenofontova, PhD (History), ed. Corresponding Member RAS, Prof., Doctor of Historical Sciences D.M. Bondarenko

LVOVA Eleonora S., Dr.Sc. (History), Professor of the Department of African Studies, Institute of Asian and African Studies, Lomonosov Moscow State University. 125009, Moscow, Mokhovaya str., 11, building 1, Russian Federation, e-mail: eleonora.lvova@gmail.com

Keywords: Africa, African studies, gender studies, feminism, traditions, culture, religious studies, mythology, cultural and political anthropology, political science, literature, music

DOI: 10.31132/2412-5717-2021-57-4-115-120

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.