Научная статья на тему 'Новое в экологическом образовании, включая проблемы улучшения экологической образованности населения'

Новое в экологическом образовании, включая проблемы улучшения экологической образованности населения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
179
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крупина М. В., Котелевцев С. В., Корж В. Д., Тропин И. В., Шестакова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое в экологическом образовании, включая проблемы улучшения экологической образованности населения»

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16, № 5(5)

НОВОЕ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ, ВКЛЮЧАЯ ПРОБЛЕМЫ УЛУЧШЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАЗОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ (рецензия на книгу «Экологическое образование и образованность - два «кита» устойчивого развития / Отв. ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберг, докт. биол. наук Д.Б. Гелашвили, докт. экон. наук Г.Р. Хасаев, докт. биол. наук Г.В. Шляхтин. - Самара; Тольятти; Н. Новгород; Саратов: Самар. гос. экон. ун-т, 2014. - 292 с.)

NEW IN ENVIRONMENTAL EDUCATION, INCLUDING IMPROVEMENTS ECOLOGICAL EDUCATION OF THE POPULATION (book review "Environmental education and education - the two "pillars" sustainable development / Ed. by Gennady S. Rozenberg, David B. Gelashvili, Gabibula R. Khasaev, Gennady V. Shlyakhtin.Samara, Togliatti, N. Novgorod, Saratov: Samar. State Econ. Univ. Press, 2014. 292 p.)

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ОБРАЗОВАННОСТЬ

ДВА «КИТА» УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Вопросы экологического образования продолжают быть актуальными; это тесно связано с развитием экономики и наук об окружающей среде [1-8], с важностью вопросов экологической безопасности [9].

Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос об эффективности экологического образования и уровне экологической образованности населения. Авторы рецензируемой коллективной монографии (экологи и экономисты Поволжья) считают, что эти два понятия тесно связаны, так как «экологическая образованность» формируется в результате действенного экологического образования, являясь более широким понятием, в основе которого лежит экологическая культура, экологическое воспитание и экологическое сознание. В этом контексте, во «Введении» совершенно спра-

ведливо «экологическое образование» получает такое определение: «Образование в области экологии - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности, реализуемых в экологически грамотной деятельности» [1, с. 9].

Книга состоит из 8 глав, только перечисление которых уже дает представление о структуре и содержании монографии: «Просвещение вообще, и экологическое в частности», «Что такое "экологическое образование"», «Кое-что об экологическом образовании в Соединенных Штатах Америки», «Экологическое образование в интересах устойчивого развития», «Экологическая этика», «О культуре экологов и нравственности экологического мышления», «Зачем экономистам экология?», «Экологическое краеведение как основа воспитания экологического мировоззрения»; значительную часть (почти четверть объема монографии) занимает 18 приложений, в которых приведены документы конференций и форумов под эгидой ООН и ЮНЕСКО, а также ряд других материалов по экологическому образованию, включая, например, краеведческие эссе о знаменитостях Красноречья (Ульяновская область) или «Клятву эколога» (с сайта экологического факультета Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе).

Не будем подробно останавливаться на всех главах монографии, укажем лишь на некоторые особенности в изложении материала. Так, например, во вторую главу включены 5 этюдов: «История через книги» (обзор древних изданий, имеющих отношение к экологии, начиная с "Христианской топографии" Козьмы Индикоплова 547 г.), «Кружки юннатов» (КЮБЗ [Кружок юных биологов] на базе Московского зоопарка, БК МОИП [Биологический кружок Московского общества испытателей природы], КЮН ЗИН [Кружок юных натуралистов Зоологического ин-

1859

Критика и библиография

статута АН СССР] и др.), «Экологические камикадзе» (о сложностях, возникших при создании учебников по экологии), «Дружины охраны природы (ДОП)» и «Экологические факультеты» (первый экологический факультет был создан в Казанском государственном университете в 1989 г.). А пятая глава об экологической этике содержит рассказы о жизни и творчестве Альберта Швейцера (Albert Louis Philipp Schweitzer; 1875-1965) и Олдо Леопольда (Aldo Leopold; 1880-1948), а также подробный разбор книги американского экофилософа Холмса Ролстона (Holmes Rolston, г. р. 1932) "Новая экологическая этика: для следующего тысячелетия жизни на Земле" (2012 г.), в которой подведен итог его почти 40-летней плодотворной деятельности на этом поприще.

На первый взгляд, несколько чужеродной выглядит глава «Зачем экономистам экология?». Однако в дальнейшем выясняется, что это далеко не праздный вопрос: экология - наука о доме; экономика - наука о ведении этого дома; очень близкие, по существу, понятия, которые, конечно, не противоречат, а только дополняют друг друга. И здесь авторы солидаризируются с мнением профессора Московского госуниверситета С.Н. Бобылева, который на первое место среди нерешенных традиционной рыночной экономикой проблем ставит недооценку или отсутствие цены на многие природные ресурсы и услуги [1, с. 168], демонстрируя печальное правило рыночной экономики: «то, что не имеет цены, не существует, не учитывается в процессе хозяйственных решений». В этом контексте, именно знание некоторых фундаментальных законов современной экологии (как естественнонаучной дисциплины) и должно помочь сделать экономический процесс в мире более устойчивым. В этой же главе обсуждается содержание «зелёной экономики», принципы которой легли в основу документов саммита Рио + 20 (в целом «зелёная экономика» соответствует экономике для устойчивого развития).

Завершая монографию, авторы пишут [1, с. 190]: «На наш взгляд, причина кризиса экологического образования состоит в том, что современная интеллектуальная среда учащихся, не дает им деятельностной основы для опыта, на который могли бы накладываться экологические абстракции. Они им не нужны в виртуальном мире новой информационной культуры, не требующей навыков доказательности, логичности и критичности, так как результаты появляются простым "кликом мышки". Существующая система образования делает слишком большой упор на то, что известно, и слишком мало внимания уделяется тому, что еще не познано. Современное экологическое образование пытается реализовать системную методологию в конструктивном соединении естественнонаучной строгости, как общей составляющей образования любого уровня». С этим трудно не согласиться.

Книга под редакцией чл.-корр. РАН Г. С. Ро-зенберга, докт. биол. наук Д.Б. Гелашвили, докт. экон. наук Г.Р. Хасаева, докт. биол. наук Г.В. Шляхтина [1] содержит большой объем новых фактов и интересных идей. Она вносит существенный вклад в современную обширную литературу по вопросам экологического образования (см., например, [10-14]). Рецензируемая монография заслуживает самой высокой оценки. Книга пригодится многим, кто имеет отношение к экологическому, природоохранному образованию, к учебному процессу и в университетах, и других учебных заведениях. Книга заслуживает переиздания.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Экологическое образование и образованность - два «кита» устойчивого развития / Отв. ред. чл.-корр. РАН Г.С. Розенберг, докт. биол. наук Д.Б. Гелашвили, докт. экон. наук Г.Р. Хасаев, докт. биол. наук Г.В. Шляхтин. Самара; Тольятти; Н. Новгород; Саратов: Самар. гос. экон. унив., 2014. 292 с.

2. Носкова О.Л., Розенберг Г.С. Блеск и нищета экологического воспитания и образования (к механизмам достижения устойчивого развития) // Экологический вестник Югории. 2006. Т. 3, № 1-2. С. 72-77.

3. Костина Н.В., Розенберг Г.С. Здоровье среды: оценки риска и экологическое воспитание, образование и просвещение населения // Материалы Междунар. науч. конф. «Татшцевские чтения: актуальные проблемы науки и практики». Актуальные проблемы экологии и охраны окружающей среды. Часть I. Тольятти: ВУиТ, 2004. С. 32-36.

4. Носкова О.Л., Перешиватов Л.А., Розенберг Г.С. Экологическое воспитание, образование и просвещение населения как механизм достижения устойчивого развития территории (программы для регионов разного масштаба) // Эколого-географические проблемы природопользования нефтегазовых регионов: Теория, методы, практика: Доклады Ш Международной науч,-пракг. конф. (Нижневартовск, 25-27 октября 2006 г.). Нижневартовск: Нижневартовск, гос. гуманитар, ун-т, 2006. С. 328-333.

5. Розенберг Г.С., Ивлентиев B.C. Непрерывное экологическое образование в техническом вузе // Экологическое образование и воспитание в Нижегородской области: Тез. докл. обл. конф. Н. Новгород: Изд-во Ни-жегород. ун-та, 1995. С. 57-58.

6. Розенберг Г.С. Опыт построения системы непрерывного экологического образования (на примере системного анализа экологической обстановки в Волжском бассейне) // Экологическое образование в целях устойчивого развития (Экологическое образование -XXI век): Тез. докл. Междунар. конф. Тольятти: ИЭВБ РАН, 1996. С. 182-184.

7. Розенберг Г.С. Волжский бассейн: На пути к устойчивому развитию. Тольятти: ИЭВБ РАН. 2009. 477 с.

8. Волжский бассейн. Устойчивое развитие: опыт, проблемы, перспективы / Под ред. Г.С. Розенберга. М.: Институт устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации / Центр экологической политики России, 2011. 104 с.

9. Остроумов С.А., Котелевцев C.B., Козлов Ю.П. Концепция учебного курса по проблемам химического загрязнения среды, экотоксикологии и экологической безопасности. // Ecological Studies, Hazards, Solutions. 2010. V. 15. С. 103-106.

1860

Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 5(5)

10. Биологический контроль окружающей среды: биоиндикация и биотестирование / Под ред. О.П. Мелехова, Е.И. Сарапульцева. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 288 с.

11. Ермаков В.В., Карпова Е.А., Корж В.Д., Остроумов С.А. Инновационные аспекты биогеохимии. М.: ГЕОХИРАН, 2012 340 с.

12. Orlov S.N., Kotelevtsev S.V., Novikov K.N. et al. Biophysics, Biochemistry, Biosystem Studies. Fundamental Research and Applications: Results and Bibliography / Eds: S.N. Orlov, S.V. Kotelevtsev, S.A. Ostroumov. Moscow: University Press, 2014. 180 p.

13. Олескин A.B., КарташоваE.P., БотвинкоИ.В. и др. Гуманитарная биология и экология: Учебно-методическое пособие для средней общеобразовательной школы, лицеев, колледжей, университетов / Под ред. A.B. Олескина. М.: Изд-во Московского университета, 2011. 96 с. (Сер.: МГУ - школе). (URL: http://5bio5 blogspot.com/2012/10/2011 -96.html).

14. Yablokov A.V., Ostroumov S.A. Conservation of Living Nature and Resources: Problems, Trends, and Prospects. Berlin et al.: Springer, 1991. 272 p. (URL: http://www.scribd.com/doc/63176028/; http://www.researchgate.net/publication/200637729_book _Conservation).

© 2014 М.В. Крупина, С.В. Котелевцев

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова;

В.Д. Корж

Институт океанологии им. П.П. Ширшова РАН (г. Москва);

И.В. Тропин, Т.В. Шестакова Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова; В.Л. Шелейковский Главный ботанический сад им. Н.В. Цицина РАН, (г. Москва);

Л.Г. Богатырев

Международный университет «Дубна» (Московская область);

М.В. Гончарова, С.А. Остроумов Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

1861

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.