Научная статья на тему '«Десант» ученых Поволжья в экологическое образование'

«Десант» ученых Поволжья в экологическое образование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
94
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Миркин Б. М., Наумова Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Десант» ученых Поволжья в экологическое образование»

КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ

Самарская Лука: проблемы региональной и глобальной экологии.

2014. - Т. 23, № 4. - С. 206-210.

«ДЕСАНТ» УЧЕНЫХ ПОВОЛЖЬЯ В ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Экологическое образование и образованность - два «кита» устойчивого развития / отв. ред. чл.-кор. РАН Г.С. Розенберг, д-р биол. наук Д.Б. Ге-лашвили, д-р экон. наук Г.Р. Хасаев, д-р биол. наук Г.В. Шляхтин; Са-мар. гос. экон. ун-т. Самара; Тольятти; Н. Новгород; Саратов, 2014. 292

Environmental education and education - two "pillars" of sustainable development / Ed. G.S .Rosenberg, D.B. Gelashvili, G.R. Chasaev, G.V. Shlyakhtin. Samar. Gos. ehkon. Univ. Samara; Togliatti; Nizhny Novgorod; Saratov, 2014. 292 p.

В Поволжском регионе исследования по экологии курирует Институт экологии Волжского бассейна РАН, который возглавляет член-корреспондент РАН Г.С. Розенберг. Этот продуктивный ученый много внимания уделяет вопросам экологического образования. Недавно он возглавил коллектив экологов из Тольятти, Самары, Нижнего Новгорода и Саратова (Г.С. Розенберг, Д.Б. Гелашвили, Г.Р. Хасаев, Г.В. Шляхтин, Г.Э. Кузнецова, O.JI. Носкова, Ю.К. Рощевский, С.В. Саксонов, А.А. Сидоров, Ю.В. Симонов), который опубликовал монографию об экологическом образовании и образованности. Содержание монографии представляет интерес для учителей биологии и экологии.

Во «Введении» экологическое образование получает такое определение: «Образование в области экологии - непрерывный процесс воспитания, обучения, самообразования, накопления опыта и развития личности, направленный на формирование ценностных ориентаций, поведенческих норм и получение специальных знаний по охране окружающей среды, природопользованию и экологической безопасности,

реализуемых в экологически грамотной деятельности» (с. 9). Экологическая образованность, как считают авторы, это более широкое понятие, в основе которого лежит экологическая культура, экологическое воспитание и экологическое сознание.

Эти два понятия тесно связаны, так как «экологическая образованность» формируется в результате эффективного экологического образования.

В книге 8 глав. Глава 1 «Просвещение вообще, и экологическое в частности». Авторы рассматривают историю экологического образования как составляющей общей системы просвещения в России, начиная с деятельности ученого-энциклопедиста, экономиста и географа В.Н. Татищева (1686-1750). Кратко перечислены все важные экологические события мирового сообщества, которые повлияли на формирование системы экологического образования. Мы узнаем, что впервые термин «экологическое образование» (ecological education) прозвучал на конференции по вопросам обучения и воспитания школьников, которая прошла в Килском университете (Великобритания) в 1965 г. 1970-й год был объявлен ЮНЕСКО годом просвещения, причем, особо подчеркивалась необходимость включения в школьные программы вопросов сохранения окружающей среды. В документах конференции ООН по охране окружающей среды (Стокгольм, 1972) были приняты рекомендации о необходимости развития экологического образования. Вопросы экологического образования обсуждались практически на всех международных экологических форумах, включая Рио-92, Рио+10, Рио+20. По решению ООН в 2005 г. было объявлено начало «Десятилетия образования в интересах устойчивого развития».

В заключение главы авторы сравнивают понятия «экологическое образование» и «образование в целях устойчивого развития», они считают, что эти образовательные подходы близки и нацелены на решение сходных образовательных задач. Это не совсем так, поскольку экологическое образование включает много вопросов (экология видов, популяций и экосистем), которые лежат за рамками образования в целях устойчивого развития. В современных учебниках экологии (Миркин и др., 2009) концепция устойчивого развития органично входит как одна из частей.

Глава 2 «Что такое "экологическое образование"» открывается сравнением парадигм антропоцентризма и экоцентризма (в понимании С.Д. Дерябо и В.А. Левина). Характеризуется структура экологического образования по Н.Н. Марфенину. После этого читателю предлагается пять «этюдов» об экологическом образовании в России.

Этюд 1. «История через книги» (обзор древних изданий, имеющих отношение к экологии, начиная с Христианской топографии (547 г.) и вплоть до создания постоянной биогеографической комиссии при Императорском Русском географическом обществе (1910 г.), первым председателем которой был академик П.П. Семенов-Тяншанский.

Этюд 2. Кружки юннатов (СЮН под руководством В.В. Всевятского, 1918 г.; КЮБС на базе Московского зоопарка, 1924; БК МОИП, 1955; и др.).

Этюд 3. «Экологические комикадзе» (сложности, возникшие при создании первых учебников по экологии).

Этюд 4. Дружины охраны природы (ДОП).

Этюд 5. Экологические факультеты. (Первый экологический факультет был создан в Казанском государственном университете в 1989 г.).

Глава 3 «Кое-что об экологическом образовании в Соединенных Штатах Америки». Авторы при обсуждении особенностей экологического образования в США отмечают отсутствие единой общегосударственной политики в этой области. Тем не менее, американские образовательные экологические программы информативны, познавательны и насыщенны. «Они развивают мышление и воображение. А самое главное, - ответственность за окружающий мир. В глазах американского школьника, урок «природоведения» - игра, в которой он стремится принять непосредственное участие...» (с. 99).

Приводится перечень задач, которые решает экологическое образование США:

- обеспечить широкие контакты детей с окружающей природной средой;

- предоставить возможности для исследования живых организмов в естественной среде их обитания;

- внести вклад в формирование экологически приемлемых стилей поведения и деятельности в природе;

- сформировать совокупность знаний о единстве человека, общества и природной среды, о взаимосвязи локальных, региональных и глобальных экологических проблем, об окружающей среде как системе природных, экономических и социальных факторов;

- вовлекать каждого школьника в решение местных экологических проблем.

В этой же главе есть небольшой раздел «Несколько слов об экологическом образовании в Германии». В отличие от «либеральной» системы экологического образования в США, в образовательной политике Германии используются единые стандарты, но при учете специфики каждой Земли. Специфика экологического образования в этой стране также состоит в том, что на первый план выходит важность практической борьбы граждан за охрану природы своего региона.

В главе 4 «Экологическое образование в интересах устойчивого развития» авторы приводят программу предмета «Устойчивое развитие» (по Б.М. Миркину и др., с дополнениями). Программа включает 4 раздела:

1) объективные предпосылки перехода на устойчивое развития (последствия формирования техносферы и глобализации мирового сообщества);

2) общая характеристика устойчивого развития;

3) основные проблемы устойчивого развития (демографическая, продовольственная, энергетическая, ресурсов и отходов, урбанизации);

4) механизмы устойчивого развития (экономические и правовые, нравственно-этические, международные).

Следовало бы отметить, что переход к устойчивому развитию блокируется крупным бизнесом, который не желает терять высоких прибылей от ис-тощительной эксплуатации природных ресурсов. В итоге ситуация в мире продолжает ухудшаться: идет процесс потепления климата, снижается биологическое разнообразие, вырубаются тропические леса, усиливаются процессы опустынивания, ухудшается демографическая ситуация и др.

Глава 5 «Экологическая этика» представляет особый интерес, так как экологическая этика - это ядро экологической образованности. В центре главы - рассказ о жизни и творчестве двух великих этиков - Альберта Швейцера (1875-1965) и Олдо Леопольда (1880-1948).

А. Швейцер пришел к представлениям о «благоговении перед природой» при общении с богатством жизни тропических лесов, которое он наблюдал в течение 37-летней работы в созданной им (за счет личных средств) больнице в Габоне. О. Леопольд 19 лет проработал чиновником в американской службе лесного хозяйства, где занимался вопросами рационального использования промысловых животных.

«Если у Швейцера в центре внимания находится нравственность, то в работах Леопольда доминирует экологический аспект в структуре этического знания: конфликт с природой предопределен не только неправильным использованием ее ресурсов, но и неумением видеть Землю как часть сложной системы, к которой принадлежат все люди. Леопольд вводит новый термин «экологическая совесть» (с экологической точки зрения, эта норма этики представляет собой ограничение свободы действий человека в борьбе за существование, с философской - разграничение общественного и антиобщественного поведения). Он вводит понятие «виды - эстетические индикаторы», которые представляют собой отличительный знак данного ландшафта: "Если их нет, тогда в ландшафте отсутствует ясный свет совершенного здоровья. Подобно неуловимой пуме или лесному волку, их нет необходимости видеть, чтобы они оживили пейзаж. Достаточно просто знать, что они имеются"» (с. 132).

Авторы рассказывают также о вкладе в экологическую этику американского экофилософа X. Ролстона. Видимо, напрасно они отнесли к крупным этикам украинского природоохранника В.Е. Борейко, представляющего «крайних радикалов» среди экологических этиков. Борейко выступает за превращение заповедников в «сакральные территории», в которые запрещен доступ ученых, полностью отрицает роль экономических механизмов охраны природы, предлагает наделять животных «избирательными правами» и т.д. аргументированную критику взглядов В.Е. Борейко дали H.H. Марфенин (2007) и авторы (Миркин, Наумова, 2007).

В главе 6 «О культуре экологов и нравственности» приводится анализ формирования экологической культуры (повышения «индекса культурности») по данным о количестве учреждений здравоохранения, образования, культуры и спорта в Волжском бассейне.

В главе 7 «Зачем экономистам экология?» рассматривается содержание «зеленой экономики», принципы которой легли в основу документов саммита Рио+20 (в целом «зеленая экономика» соответствует экономике для устойчивого развития).

Глава 8 «Экологическое краеведение как основа воспитания экологического мировоззрения». Авторы пишут о том, что краеведение должно перерастать в «краелюбие», «...стать стержнем экообразовательной и экопросве-тительной системы России и средством нравственного воспитания молодежи» (с. 187).

В книге имеется краткое «Заключение» и обширные «Приложения», в которых приведены документы конференций и форумов, а также ряд других материалов по экологическому образованию, включая «Клятву эколога» (с сайта экологического факультета Российского государственного геологоразведочного университета им. Серго Орджоникидзе).

Книга не лишена некоторых недостатков: не всегда последовательно излагается материал, имеются длинноты. Кроме того, вряд ли удачно указание в качестве создателей книги всего авторского коллектива из десяти человек. Видимо, отдельные главы книги писали разные авторы, что следовало отразить.

Общая оценка книги самая положительная, она является источником разнообразной и полезной информации для тех, кто принимает участие в реализации задач экологического образования.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Марфенин H.H. Экология и этика // Россия в окружающем мире: 2006. (Аналитический ежегодник). М.: МНЭПУ, Авант, 2007. 320 с.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Рец. Борейко В. Прорыв в экологическую этику. 2005 // Укр. ботан. журн. 2007. Т. 64. № 2. С. 326-332. - Миркин Б.М., Наумова Л.Г., Сумато-хин C.B. Экология: 10-11 классы: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: профильный уровень. М.: Вентана-Граф, 2009. 384 с.

О 2014 Б.М. Миркин

Институт биологии Уфимского научного центра РАН, Уфа

О 2014 Л.Г. Наумова Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, leniza.gumerovna@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.