УДК 343.8 ББК 67.409(5Каз) С42
A.B. SKAKOV
NEW PENAL LEGISLATION OF KAZAKHSTAN AS ONE OF WAYS OF IMPROVING THE PENAL POLICY
Аннотация: в статье рассматривается вопрос о путях совершенствованияуголовно-исполнительной политики РеспубликиКазахстан.
Ключевые слова: РеспубликаКазахстан, уголов-но-исполнительнаяполитика, исправительные учреждения, тюрьмы.
АЙДАРКАН БАЙДЕКОВИЧ СКАКОВ*
НОВОЕ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КАЗАХСТАНА КАК ОДИН ИЗ ПУТЕЙ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ
Annotation : in the article the author considers ways of improving the penal policy of the Republic of Kazakhstan.
Key words: Republic of Kazakhstan, penal policy, correctional establishments, prisons.
Статистические показатели реализации уголовно-исполнительной политики Казахстана свидетельствуют о том, что коренных изменений в сторону ее улучшения не происходит Это связано с рядом причин: рост уровня преступности, снижение экономического благосостояния населения, безработица, коррупция, упущения в воспитательном процессе среди молодежи, а также устаревшее, неэффективное и не отвечающее современным требованиям законодательство уголовного цикла (уголовно-правовое, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное). Результатомвлияния этих причин является то, что Казахстан продолжает находиться в числе государств с высоким уровнем тюремного населения (тюремный индекс - 316 на 100 тысяч населения). Лишение свободы остается, к сожалению, наиболее часто назначаемым судом уголовным наказанием. По статистическим материалам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан на 1 января 2013 г., из всех осужденных к числу лиц, лишенных свободы, относятся 74,4 %; лица, осужденные за совершение тяжких преступлений, составляют 54,5 %, а за совершение особо тяжких - 39,6 %.
Приведенные тревожные статистические данные побудили государство принять меры по нейтрализации и устранению причин и условий, детерминирующих рост уровня преступности. Так, в настоящее время в Казахстане разрабатываются новые Уголовный, Уголовно-процессуальный и Уголовно-исполнительный кодексы В данные законопроекты вносятся новеллы, отвечающие международным стандартам, направленные на повышение экономической, политической и социальной безопасности страны. В то же время необходимо отметить, что раз-
со ш "О
е
!
0" ^
Сс
о 0"
* Доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права и процесса
(Институт правосудияАкадемии государственногсуправления при Президенте РеспубликиКазахстан). E-mail: [email protected].
-Q С О
>3
«Q
И &
00
работчики в ходе подготовки законов столкнулись с рядом теоретических и практических проблем. И это неудивительно. Имплементируя отдельные новеллы международного права в национальное законодательство, члены рабочих групп выявили коллизии норм в проектах. У стра-нение недостатков в законопроектах требовало формирования нового, единого понимания отдельных институтов права всеми рабочими группами. Так, Уголовно-исполнительный кодекс Республики Казахстан (УИК РК) осуществляет правовое регулирование исполнения основных видов уголовных наказаний. Вместе с тем некоторые уголовные наказания регламентируются другими нормативными правовыми актами, не входящими в уголовно-исполнительное законодательство (например, штраф).
Другой сложной теоретической проблемой является исполнение такой процессуальной меры пресечения, как арест. В уголовно-процессуальном законодательстве регламентируется порядок избрания меры пресечения - ареста. Однако исполнение данной процессуальной меры, а также правовое положение следственно-арестованных, порядок обеспечения их конституционных прав, свобод и законных интересов не нашли своего отражения в национальном законодательстве. В новом Кодексе предлагается урегулировать указанные вопросы в уголовно-исполнительном законодательстве. Данное положение связано с тем, что орган, исполняющий арест, следственный изолятор, гармонично входит в структуру уголовно-исполнительной системы (УИС). Это обстоятельство является весомым основанием для возложения правового регулирования исполнения меры пресечения (ареста), а также обеспечения правового статуса следственно-арестованных на новый УИК РК.
Приведенные выше основания следует отнести и к другим категориям лиц, находящихся в местах принудительного содержания (например, в приемниках-распределителях). И в этом случае, так же как и с арестом, исполнение принудительной изоляции следует возложить на уголовно-исполнительную систему Кроме того, включение в Кодекс норм о функционировании специальных учреждений, осуществляющих временную изоляцию от общества, оправдано с точки зрения концепции нового Уголовного кодекса, который вводит понятие уголовного проступка в лоно уголовного права, что подразумевает аналогичное слияние Закона «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную
изоляцию от общества» и Уголовно-исполнительного кодекса
В свете изложенного в проекте новой редакции УИК РК должны быть отражены следующие положения.
1. При подготовке нового Кодекса следует придерживаться таких направлений современной уголовной политики, указанных в Концепции правовой политики Республики Казахстан, как:
- дальнейшая декриминализация правонарушений, не представляющих большой общественной опасности, с переводом их в категорию административных правонарушений, а также переоценка степени тяжести отдельных преступлений путем смягчения наказаний (депенализация);
- усиление уголовной ответственности за преступления, посягающие на несовершеннолетних, их права и законные интересы; за преступления, совершенные в составе организованной преступной группы или преступного сообщества; при рецидиве преступлений;
- расширение сферы применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе исключение из отдельных санкций наказаний в виде лишения свободы либо снижение максимальных сроков лишения свободы;
- определение штрафа как одного из эффективных видов уголовных наказаний и возможности расширения его применения;
- установление соразмерности наказаний в санкциях статей Уголовного кодекса, отнесенных к одной категории тяжести, и соответствия их принципу справедливости наказания;
- внедрение альтернативных уголовному наказанию мер государственногопринуждения;
- продолжение курса на постепенное сужение сферы применения смертной казни;
- совершенствование институтов освобождения от уголовной ответственности, отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания.
2. В новом Кодексе необходиморасширить предмет его регулирования. Кроме традици -онных норм права, регламентирующих взаимоотношения органов государственной власти и осужденных, в рассматриваемую отрасль права должны быть включены нормы, обеспечивающие: правовое положение подозреваемых, обвиняемых, осужденных и иных лиц, находящихся в местах принудительного содержания, их личную безопасность, свободу совести осужденных, порядок рассмотрения обращений осужденных, возможность защищать свои права и свободы всеми не противоречащими закону способами.
В настоящее время общественные отношения, регулирующие правовое положение лиц, изолированных от общества государством кроме УИК РК, предусматриваются и Законом Республики Казахстан от 30 марта 1999 г. «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества». Специальными учреждениями, согласно указанному документу, признаются следственный изолятор, изолятор временного содержания, приемник-распределитель, специальный приемник, в которых лица пребывают на основании административного, уголовно-процессуального законодательства В теории права является не совсем ясной правовая природа норм, регламентирующих указанную сферу. В уголовно-процессуальном праве есть нормы, касающиеся применения ареста как меры пресечения, но эту отрасль права совершенно не интересуют вопросы о порядке и условиях пребывания следственно-арестованных в следственных изоляторах, поэтому эти общественные отношения регулируются Законом «О порядке и условиях содержания лиц в специальных учреждениях, обеспечивающих временную изоляцию от общества». Уголовно-исполнительное законодательство, обеспечивающее правовое регулирование содержания граждан в местах изоляции, также не содержит регламентации правового положения следственно-арестованных в следственных изоляторах. Принимая во внима -ние то, что следственные изоляторы структурно входят в УИС, предлагаем включить регламентацию правового положения следственно-арестованных в сферу действия нового Кодекса по исполнению принудительных мер.
В уголовном законодательстве будут определены виды иных мер уголовно-правового воздействия. Предполагается, что с учетом законодательной практики и теории уголовного права ими будутсчитаться: принудительные меры медицинского характера, принудительные меры воспитательного характера, конфискация имущества и условное осуждение. Учитывая это обстоятельство, предлагаем рассмотреть порядок и условия исполнения иных мер уголовно-правового воздействия перед разделом «Исполнение наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества» и начать с них Особенную часть УИК РК.
3. Пересмотреть название исправительных учреждений (ИУ) с учетом выполняемых ими задач. Важным обстоятельством в дальнейшем развитии УИС Республики Казахстан является как реорганизация структуры учреждений и органов, исполняющих наказания, так и устране-
ние наследия исправительно-трудовой системы СССР. Они не только извращают содержание проводимой Казахстаном уголовно-исполнительной политики, но и препятствуют ее эффективной реализации. В частности, следует изменить существующие названия ИУ, исполняющих наказания в виде лишения свободы, - исправительная колония общего режима, исправительная колония строгого режима, исправительная колония особого режима. Данные названия учреждений создают путаницу как в национальном законодательстве, так и в процессе исполнения лишения свободы. По действующемууголовно-испол-нительному законодательствуисполнение лишения свободы осуществляется в соответствии с прогрессивной системой, предусматривающей поэтапное изменение условий содержания (режима) осужденных в зависимости от их поведения (строгие условия содержания, обычные условия содержания, облегченные условия содержания и льготные условия содержания). В ранее действовавшем исправительно-трудовом законодательстведанная дифференциация режима содержания отсутствовала. Правда, прежнее законодательство предполагало перевод осужденных в улучшенные условия содержания, но правовая природа данных изменений в корне отличается от современного понимания прогрессивной системы отбывания лишения свободы. Перевод осужденных в улучшенные условия содержания предполагал предоставление дополнительного питания в виде пайки хлеба со сливочным маслом, в то время как действие прогрессивной системы направлено на комплексное изменение условий содержания.
При отсутствии в исправительно-трудовом законодательстве детальной дифференциации осужденных, присущей прогрессивной системе исполнения лишения свободы, в исправительно-трудовых колониях (ИТК) одного вида содержались осужденные в одних и тех же условиях. В связи с этим присутствие в названии колоний слова «режим» оправдывало себя -ИТК общего режима, ИТК усиленного режима, ИТК строгого режима и ИТК особого режима. В современных условиях дифференцированного исполнения лишения свободы наличие в названии ИУ слова «режим» препятствует единообразному пониманию правового института - режима содержания. В целях устранения данной коллизии предлагается изменить названия исправительных колоний в зависимости от степени безопасности изоляции от общества и содержания осужденных. Учитывая опыт США, следует применить аналогичную
со ш
го
е
!
0" ^
Сс
о 0"
•Q С
о
>3 «Q
И &
00
классификацию исправительных учреждений с некоторым дополнением, так как в казахстанской УИС видов колоний больше, а именно: название «исправительная колония-поселение» изменить на «исправительная колония минимальной безопасности»; «исправительная колония общего режима» - на «исправительная колония средней безопасности»; «исправительная колония строгого режима» - на «исправительная колония полной безопасности»; «исправительная колония особого режима» - на «исправительная колония максимальной безопасности»; исправительного учреждения «тюрьма» -на «тюрьма чрезвычайной безопасности». Аналогичным образом надо изменить названия воспитательных колоний, где содержатся несовершеннолетние осужденные: название «воспитательная колония общего режима» изменить на «воспитательная колония средней безопасности»; «воспитательная колония усиленного режима» - на «воспитательная колония полной безопасности».
Высказанные предложения следует отнести на ближайшую перспективу развития уголовно-исполнительной системы. В дальнейшем, учитывая международный опыт исполнения наказаний, необходимо при определении вида режима ИУ законодательно перейти от использования термина «колония» к термину «тюрьма» как отвечающему по своему смысловому содержанию месту, специально предназначенному для отбывания лишения свободы. Так, учитывая целесообразность создания условий для применения такого уголовного наказания, как арест, следует арестованных, наряду со следственно-арестованными, содержать в специально оборудованных локальных участках следственных изоляторов, которые необходимо переименовать в следственную тюрьму Это обеспечит ускоренное внедрение в правоприменительную практику данного вида наказания и существенную экономию финансовых средств, необходимых для строительства новых ИУ.
Принимая во внимание то, что исполнение наказания осуществляется по прогрессивной системе, следует пересмотреть структуру и виды исправительных учреждений, положив в основу их классификации степень изоляции осужденных от общества. В этих целях надо продолжить работу по переводу мест лишения свободы с лагерного на камерный тип, а для колоний-поселений - на тип общежитий, из расчета 1-4 человека в одной комнате. В соответствии с этим установить следующие исправительные учреждения (тюрьмы):
- тюрьмы открытого типа (вместо колоний-поселений, где осужденные будут иметь возможность при соблюдении ими установленных условий порядка отбывания на осуществление их права на получение общего, профессионального образования и осуществление трудовой деятельности вне пределов тюрьмы, а также выезда к близким родственникам в выходные и праздничные дни) для содержания лиц, осужденных к лишению свободы за совершение преступлений по неосторожности; впервые осужденных к лишению свободы за совершение преступлений небольшой, средней тяжести и тяжких преступлений, а также осужденных, переведенных из тюрем полузакрытого типа в порядке поощрения;
- тюрьмы полузакрытого типа (где камеры будут закрываться только в ночное время) для содержания осужденных к лишению свободы за совершение умышленных преступлений, не подлежащих направлению в тюрьмы открытого типа, и осужденных за совершение особо тяжких преступлений;
- тюрьмы закрытого типа (где камеры будут закрыты постоянно и осужденные, следственно-арестованные и арестованные будут из них выводиться только на прогулки, свидания, на проведение уголовно-процессуальных действий и т. д.) для содержания следственно-арестованных, арестованных и осужденных к пожизненному лишению свободы, а также к лишению свободы за совершение преступлений при особо опасном рецидиве.
В этих целях продолжить поэтапное создание необходимого количества тюрем, отвечающих требованиям международных стандартов (в каждом областном центре и больших городах либо вблизи от них), путем реконструкции имеющихся и строительства новых. Следует закрепить положение о переходе к камерному содержанию осужденных, лишенных свободы, для обеспечения их личной безопасности, а также создания условий для нейтрализации влияния криминальной субкультуры препятствующей воспитательному процессу, проводимому с осужденными. В настоящее время принято решение на строительство в г. Караганде первой тюрьмы, соответствующей международным требованиям. Строительство пенитенциарного учреждения будет осуществлено за счет как государственного финансирования, так и привлечения средств коммерческих структур. Государством выделено 25 млрд тенге (5,6 млрд российских рублей).
Необходимо обеспечить исполнение уголовных наказаний по прогрессивной системе отбы-
вания наказания, осуществляя дифференцированный и индивидуальный подход к определению порядка и условий содержания осужденных, типа тюрем, а также изменения условий отбывания наказания по мере их исправления. Тюрьмы полузакрытого и закрытого типа могут находиться в пределах одного исправительного учреждения, но в различных специализированных локальных блоках с соблюдениемне-обходимых условий режима содержания. Это обеспечит реализацию требований норм уголовно-исполнительного законодательства, в частности, ст. 68 УИК РК, согласно которой осужденные к лишению свободы должны отбывать наказание в учреждении, расположенном на территории области, в которой они проживали до ареста или осуждения. Следственно-арестованные и арестованные будут содержаться отдельно от осужденных. Тюрьмы открытого типа будут располагаться отдельно от вышеуказанных учреждений.
4. Уголовно-исполнительное законодательство должно эффективно обеспечивать реализацию основных целей наказания, создавать благоприятные условия для исправления осужденных, их перевоспитания и недопущения совершения ими новых преступлений. Надо помнить, что приоритетным направлением деятельности государства является обеспечение прав, свобод и законных интересов человека. Это требование распространяется и на осужденных, составляющих часть казахстанского общества, поэтому наряду с принудительными мерами законодательством предусмотрены и иные способы воздействия на осужденных. Одним из них является стимулирование правопослушного поведения осужденных путем реализации в процессе отбытия наказаний прогрессивной системы. Прогрессивная система - это комплексный межотраслевой институт уголовного и уголовно-исполнительного права, включающий в себя несколько самостоятельных институтов, в процессе применения которых правовое положение осужденных меняется в зависимости от степени их исправления либо в сторону расширения, либо в сторону ограничения объема их прав. Так, в новом Уголовно-исполнительном кодексе необходимо предусмотреть возможность перевода из колонии строгого режима в колонию особого режима, из колонии особого режима в тюрьму, и наоборот. При отбывании наказания в новом учреждении возможен досрочный перевод в прежнее исправительное учреждение за правопос-
лушное поведение. Это повысит эффективность прогрессивной системы.
В целях снижения репрессивности уголовно-исполнительного законодательства, обеспечения его возможностей реализации основных целей наказания следует расширить условия, соблюдение которых необходимо для применения института досрочного освобождения из исправительных учреждений осужденных лиц, твердо ставших на путь исправления (то есть достигших 6-й степени исправления).
Особое внимание должно быть уделено новому органу уголовно-исполнительной системы - службе пробации. Считаем необходимым ввести комплексную службу пробации, а не просто ее элементы, как это существует на данный момент Для этого наделить службу пробации, кроме функций уголовно-исполнительной инспекции, следующими функциями: 1) досудебноесо-провождение обвиняемого с представлением суду специального отчета о его личности, рекомендации суду о виде и сроках наказания и виде исправительного учреждения; 2) организация процесса примирения жертвы преступления с виновным; 3) контроль не только над условно осужденными, но и над условно-досрочно освобожденными и другими категориями наказанных, так как условно-досрочное освобождение, на наш взгляд, не означает полного освобождения от наказания.
В сферу деятельности службы пробации должны войти и лица, освобожденные из исправительных учреждений, в отношении которых установлен административный надзор. Исполнение административного надзора службой про-бации обеспечит реализацию комплексноговос-питательного процесса с учетом индивидуальных особенностей личности поднадзорного. Сочетание административного надзора с про-бационным контролем принесет положительный эффект в постпенитенциарной профилактике. В связи с расширением спектра работы службы пробации следует рассмотреть вопрос преобразования института административного надзора в постпенитенциарную пробацию.
Таким образом, предлагаемый подход к определению содержания уголовной политики страны позволит разработать новое уголовно-исполнительное законодательство и успешно решить многие задачи, стоящие перед правоохранительными органами и обществом в целом, по обеспечению в стране надлежащего правопорядка и общественной безопасности.
со ш
го
е
!
О" ^
Сс
о
О"