Новое •г",ебное пособие по социальной работе с молодежью
подготовки и проведения, этических норм ведения переговоров, совещаний, телефонных разговоров, дискуссий, публичных выступлений поможем овладеть специалистам индивидуальной системой коммуникативных техник, грамотно решать профессиональные задачи, самосовершенствоваться в коммуникативной сфере.
Учебное пособие построено таким образом, чтобы титатель мог последовательно, в приемлемой для усвоения форме, в соответствии с учебной программой, усвоить необходимые знания, самостоятельно ответить на поставленные в конце каждой главы вопросы творчески выполнить предлагаемые автором практические задания. Система разработанных практических заданий «оживляет» теоретический материал, устанавливав! связь теории с реальными проблемами профессиональной деятельности. Материал книги можно рассматривагь как ориентир для самостоятельного, более глубокого исследования заявленных проблем. Для этого, в заключение каждой главы содержится список рекомендуемой литературы, который поможет читателю сориентироваться в изучении того или иного вопроса. В пособии также содержится обширный тезаурус, включающий базовые понятия по проблеме делового общения.
Книга очень легко читается, материал изложен логично, хорошо структурирован, содержит
большое количество таблиц, схем, наглядно отображающих сущность оассматриваемых понятий. Текст выразителен, насыщен интересными примерами цитатами, образными сравнениями. В начале каждой главы обозначены основные цели, задачи и ключевые слова.
В своей книге автор утверждает, что научиться эффективным коммуникациям невозможно без постоянных тренировок. Понимание материала и овладение теоретической информацией не является гарантией успешности в реальных деловых коммуникат,иях. Необходим постоянный тренинг, направле нный на апробирование индивидуальных способов и приемов общения, осознание собственных коммуникативных потенциалов и проблем, развитие коммуникативной адекватности, креативности и рефлексии. Именно реальная повседневная жизнь, деловое общение с коллегами, адекватная «самопрезетация» в новых коммуникациях и серьезный анализ собственных коммуникативных действий принесут, по мнению автора, истинные уроки мастерства.
Во введение к учебному пособию А.Г. Са-мохвалова цитир> ет китайскую мудрость, которая гласит: хочешь сделать человека счастливым на один день - дай ему рыбу; хочешь сделать человека счастливым на всю жизнь - научи его ловить рыбу. Как это сделать? Загляните « книгу «Деловое общение: путь к успеху): - может ответ там?...
М.С. Петрова
HOBUE } ЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ГОЦИ \ЛЬНОЙ РАБОТЕ С МОЛОДЕЖЬЮ
В мае 2007 года излательско-торговая корпорация «Дашков и К°» выпустила в свет учебное пособие «Социальная работа с молодежью»* . Книга подготовлена коллективом авто-рои - преподавателей кафедры социальной работы Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова под руководством док-гора педагогических наук, профессора Н.Ф. Басова.
Издание книги является актуальным и своевременным. Дело в том, что, несмотря на наметившиеся процессы социально-экономичес-
* Социачьная работа с молодежью' Учебное пособие / под ред д.п.н., проф. Н.Ф.Басова - М Издатсльско-тор-говая корпорация «Дашков и К», 2007. - 328 с.
кой стабилизации в России, положение молодежи остается неустойчивым. Социальное неблагополучие отражается на состоянии здоровья этой социальной группы населения, у молодых людей наблюдается рост числа оаболеваний, сопутствующих крайней бедности (прежде всего туберкулез). Велик процент молодых людей, не имеющих работы, половина работающей молодежи трудится не по той специальности, которую приобрела в процессе обучения, либо вовсе не имеет профессии.
Не уменьшается число детей — «социальных сирот« инвалидов, безнадзорных. В особо сложных условиях находятся мотодые люди из числа беженцев и вынужденных переселенцев. Отсю-
©М.С. Петрову 2007
233
Книжная полка
да у молодежи проявляются тревога, отчаяние, возмущение, вандализм, что говорит о наличии социальной напряженности среди молодых людей, ведущей, в свою очередь, к дальнейшему отчуждению от общества. Неудачи в социальний адаптации молодежи и детей к новым социально-экономическим условиям проявляются в молодежной преступности, наркомании, алкоголизме, бездомности, проституции масштабы которых приобрели беспрецедентный характер.
В целом социальное положение молодежи в России отражает общее состояние общества, которые находятся в переходном периоде Отсюда возникла потребность в углубленной подготовке студентов к социальной работе с молодежью.
Социальные потребности молодежи подкрепляются системой услуг по информационному обеспечению, образованию, трудоустройству, здравоохранению, отдыху, социальному обслуживанию, поддержкой в трудной жизненной ситуации. Социальные службы для молодежи осуществляют свою деятельность по более чем 20 направлениям. Наиболее распространены психолого-педагогическое консультирование молодежи, экстренная психологическая помощь по телефону деятельность центров социальной реабилитации, социокультурные услуги, профессиональная ориентация молодежи, правовая и информационная помощь.
Российское законодательство предусматривает сеть специализированных учреждений, призванных обеспечить экстренную поддержку молодым людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации: центры доверия, досуговые и со-
циально-реабилитационные центры, социальные приюты для детей и подростков и т.д. Все эти учреждения нуждаются в высококвалифицированных специалистах с высшим образованием.
Настоящее учебное пособие знакомит студентов с важнейшими понятиями, а также направлениями, методами и технологиями социальной работы с молодежью с целью формирования V будущих специалистов системы профессиональных знаний.
В книге анализируется содержание деятельности учреждений социального обслуживания молодежи (главы 1-2), харак»еризуется работа по профилактике асоциальных явлений в данной среде, содействие занятости и трудоустройству молодежи (глава 4). Особое внимание уделено социальной помощи уязвимым категориям молодежи (глава 4), а также молодым мигрантам и переселенцам (глава 5), анализу организации до-суговой деятельности и отдыха молодых людей (глава 8). Большое место отводится педагогическим и правовым основам работы с мододежью (главы 14-15).
Данное учебное пособие поможет в подготовке к практическим занятиям, зачетам и экзаменам, в написании докладов, рефератов, курсовых и квалификационных работ. Существенную помощь пособие окажет также работникам социальной и социально-педагогической сферы в процессе повышения квалификации
Надеемся, что издание данного пособия будет способствовать совершенствованию системы подготовки специалистов для социальной работы с молодежью
234
Зестник КГУ им. Н.А. Некрасова 2007, Том 13