РЕЦЕНЗИИ. ХРОНИКА
НОВОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО КУРСУ "СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ”
(Слинчак А.И. Социальная экология (взаимодействие общества и природы). Курс лекций. Часть 1. - Псков: ПГПУ, 2010. - 100 с.)
Несмотря на значительное увеличение количества изданий по социальной экологии, имеющей одни те же теоретические корни с общей экологией, учебное пособие А.И. Слинчака - это не повторение взглядов различных авторов, а пример оригинального подхода к преподаванию данной учебной дисциплины в вузе.
Общим вопросам взаимодействия социума и природы посвящена первая часть издания. Таблица "Основные этапы воздействия общества на природную среду", представленная в подразделе "Глобальные проблемы", логично и лаконично систематизирует в определенных временных интервалах виды хозяйственной деятельности (нагрузки) и их экологические последствия.
Кажется целесообразным при изложении этого материала упоминание глобальных экологических проблем, выделенных ЮНЕСКО:
- изменение климата;
- нарушение кругооборота воды в природе;
- загрязнение Мирового океана;
- уменьшение площади лесов;
- сокращение генофонда;
- учащение и усиление опасных природных процессов и явлений.
Проблема демографической ситуации рассматривается с применением статистических таблиц, которые наглядно показывают пространственно-временную обстановку на нашей планете.
Наиболее полно социально-экологическое состояние автором рассмотрено на примере современной России. Автор показывает, что неблагоприятная экологическая ситуация в России (СССР) является результатом доминирования в хозяйстве природоемких отраслей, преобладания ресурсо- и энергоемких технологий в производстве, сырьевой ориентации экспорта, несовершенной природоохранной политики, и лишь обширность территории, треть которой еще не затронута хозяйственной деятельностью, спасает сегодня российскую природу от полной деградации.
Влиянию деятельности человека на биосферу, частью которой он является, посвящен материал второй, объемной по содержанию, главы. В ней затронуты темы: "Человек и биосфера: реалии и перспективы", "Заповедное дело и проблемы природопользования", "Глобальный экологический кризис: миф или реальность?", "Экологическая ситуация и здоровье населения: эффект бумеранга", "Проблемы городов и поселений".
При изложении материала, касающегося глобального экологического кризиса, наряду с довольно объемной информацией о настоящем времени, наверное, стоило бы упомянуть, несмотря на последующую главу, некоторые экологические кризисы прошлого, ссылаясь, например, на труды Л.Н. Гумилева, Ал.А. Григорьева и др. Современный кризис -это не сиюминутное явление, его зарождение имеет глубокие исторические корни.
В последней теме после рассмотрения специфики городской среды указаны основные экологические проблемы: загрязнение воздуха и смоговые явления, пылевое, шумовое, тепловое, электромагнитное и радиоактивное загрязнения. Не затронут, к сожалению, острый вопрос водоснабжения населенных пунктов. Проблема бытового мусора, ставшая в последние десятилетия весьма актуальной, также не упомянута автором. Стоит отметить раскрытую автором тему "Города и проблема катастроф", в которой выделяются группы причин техногенных критических ситуаций или катастроф, приводятся емкие примеры.
Третья глава "Экологические кризисы в истории человечества" начинается с ретроспективного анализа процесса взаимодействия человека и природной среды. Однако, если изменения (в частности, эволюция) человечества в тексте ярко просматриваются, то о ритмичных изменениях, происходящих в географической оболочке, упоминания отсутствуют. Вызывают сомнения утверждения автора о существовании человека в плиоцене и о значительном давлении зарождающегося человечества на окружающую среду в плейстоцене.
Довольно подробно в данной главе охарактеризовано сельское хозяйство как отрасль природопользования и экологический пресс. Информация о подсечно-огневой системе земледелия, радикально изменяющей облик ландшафта, без сомнения, вписалась бы в материал этого раздела.
В несколько категоричной форме изложен материал о гидроклиматических последствиях парникового эффекта. До сих исследователями многих стран не решена проблема выделения доли (соотношения) природных флуктуаций и деятельности человека на глобальные температурные показатели.
Частный пример, приведенный автором в одном из подразделов - авария на Чернобыльской АЭС, является самым ярким фрагментом издания. Всего на двух страницах, но четко, информативно и эмоционально, автор рассказал о страшнейшей экологической (естественно, переросшею в экономическую и политическую) проблеме второй половины XX в.
Социально-экологические проблемы часто вызывают миграционные процессы. Они возникают тогда, когда социум не удовлетворяют качественные и количественные параметры "вмещающего ландшафта". В четвертой главе "Социально-экологические аспекты миграции населения" эта проблема достаточно подробно освещена.
Заключительная часть работы "Стратегия устойчивости жизни" начинается с выделения взаимосвязанных переходных процессов глобального значения, призванных способствовать выживанию человечества. А.И. Слинчак раскрыл суть демографического, экономического, технологического, этнического, социального и институционального переходов, ведущих к стабилизации экологической ситуации на нашей планете.
Потенциальная емкость территории - это одна из актуальных проблем, рассматриваемых социальной экологией. Автор раскрыл эту проблему с точки зрения соотношений ресурсного потенциала и численности населения. Наверное, стоило бы упомянуть о территории и акваториях, ставших сегодня дефицитным ресурсом, который вызывает наряду с экологическими экономические, социальные и экологические проблемы.
В конце главы рассмотрены "Концепция устойчивого развития", принятая на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.), законы и гипотезы устойчивого развития по А. Бартлетту, концепция ноосферы по В.И. Вернадскому и Н.Н. Моисееву.
Методическая часть работы представлена авторским тестом по курсу "Социальная экология", включающим 26 пунктов. Тест полностью соответствует содержанию курса, который представлен в рецензируемом учебном пособии.
В заключении необходимо отметить, что материал курса лекций, опубликованный А.И. Слинчаком, может быть применен при преподавании не только "Социальной экологии", но и других научных дисциплин, например: "Основы экономической и социальной географии", "Социальная и экономическая география", "Геоэкология" и др. Издание, без сомнения, будет пользоваться значительным
спросом и в других вузах страны, однако его тираж в перспективе должен быть более значительным.
Надеемся, что в ближайшее время выйдет вторая часть учебного курса, которая также найдет своего читателя не только среди студентов, учителей, преподавателей вузов, но и среди тех, кому не безразличны современные экологические проблемы.
С. Б. Потахин, г. Петрозаводск