УДК 739.2 К. Н. Глазырин
Уральский государственный архитектурно-художественный университет Екатеринбург, Россия
НОВОЕ РУССКОЕ
ЮВЕЛИРНОЕ
ИСКУССТВО
В статье кратко рассмотрено современное состояние русского ювелирного искусства. На основе общих наблюдений названы наиболее часто используемые в новом ювелирном искусстве материалы, определены особенности их применения, а также инновационные технологии, такие как 3D-моделирование, 3D-печать объёмных форм и фрезеровка.
Определены главные тенденции в технологии современного ювелирного искусства: активное использование ненатуральных, искусственно синтезированных материалов, отказ от классической системы проектирования и моделирования. Также рассмотрены результаты их применения - глобальная механизация и отказ от 3D- технологий, в области художественно-эстетической составляющей - отсутствие единого, большого стиля, обращение к уникальной концепции.
Ключевые слова: русское ювелирное искусство; ювелирные материал;, новые ювелирные технологии
С. Л. Королёв. Подвес
«Пространство времени». 2018.
Золото, серебро, бриллианты, изумруды, сапфиры, рубины, эмаль, родирование, керамическое напыление. Спроектировано для ювелирной компании «Ринго», является собственностью компании, публикуется с разрешения владельцев компании
На сегодняшний день невозможно дать полную оценку «новому русскому ювелирному искусству», поскольку объем материала для анализа очень велик. Но можно с полной уверенностью сказать, что данное явление существует и имеет ряд определённых признаков, дающих почву для исследовательской работы в этом направлении.
Исследования русского ювелирного искусства М.М. Постниковой-Лосевой [7], И.Ю. Перфильевой [5] и других отечественных искусствоведов [1] дают возможность увидеть достижения прошлого, но современное состояние этого вида искусства в России мало изучено, не классифицировано и даже не описано. Возможно,
причиной такого положения дел являются редко проводимые сегодня выставки авторского ювелирного искусства в России, а возможно, причина заключается в изменении социокультурной модели поведения самих художников и, как следствие, и новом понимании роли искусства в жизни социума.
Сегодня искусство зачастую воспринимается обществом как развлечение, а не манифест, иллюстрирующий основные постулаты принятой общественной морали или нормы понимания прекрасного. Модель общества потребления не предполагает философских поисков - приоритетным становится «удовольствие от процесса». Для художников становится важен про-
цесс создания, экспонирования, обсуждения, принятия или непринятия созданного произведения [6]. Художник сегодня не работает «на заказ», полностью посвящая себя творческим поискам, исключение составляют лишь те, кто разрабатывает коллекции для ювелирного производства. Но и в этом случае узкие рамки технологического регламента не являются серьёзным препятствием для творчества.
В целом это приводит к полной свободе при выборе средств для решения творческих задач. В ювелирном деле это в первую очередь относится к вопросу выбора материала. Классические драгоценные материалы, такие как золото, серебро, драгоценные камни первой и второй группы, жемчуг и другие, не ушли в прошлое полностью, но уступили пальму первенства новым, не применявшимся ранее в ювелирном искусстве материалам из-за их недоступности или трудности обработки в прошлом.
Уже в конце XX века в произведениях русского ювелирного искусства появляются текстиль, титан, оргстекло, эбонит и многие другие. Так, например, в серии колец Владимира Денисова «Страйт» оргстекло становится доминирующим, основным материалом, задающим основу концепции формообразования, и классический объект
ювелирного искусства - кольцо - приобретает совершенно новое звучание.
Данный период в целом характеризуется активным поиском новых материалов [12], в числе которых появляются активно используемые в XVIII - XIX веке, но забытые дерево, кость, перламутр, черепаховый панцирь и даже такие недолговечные, но очень эффектные материалы, как кожа (в том числе кожа морского ската и крокодила), птичье перо или иглы дикобраза.
Постепенно интерес к материалам органического происхождения почти пропал, и трудно точно определить причину данного явления.
Сегодня наибольший интерес у художников-ювелиров вызывают материалы неорганического происхождения и металлы, обладающие особыми декоративными свойствами, такие как титан, ниобий, рутений и пр., а также их сплавы, не известные ювелирам прошлого. Особое место в этом ряду занимают двухкомпонентные полимерные смолы, применяемые ранее для создания флорентийских и объёмных каменных мозаик, а также всевозможные виды полимеров, именуемых в обиходе пластиком.
Возможно, причина популярности кроется в доступности, невысокой стоимости и ярко выраженной декоративности таких материалов [8]. Далеко не каждый художник-ювелир может позволить себе свободно работать с золотом, бриллиантами и про-
К. Н. Глазырин. Брошь «Квадратный век, всем русским художникам и поэтам XX века посвящается». 2016. Серебро, родирование, рутенирование, фрезеровка по воску.
Собственность автора, авторское фото, публикуется с разрешения автора
В. Н. Денисов. Кольца
из серии «Эко». 1995.
Золото, серебро, хризолиты, хромдиобсид, бивень мамонта.
Собственность автора, авторское фото, публикуется с разрешения автора
чими драгоценными материалами, а вот их аналоги, такие как фианиты, серебро и все виды пластика, имитирующие жемчуг, опалы и прочие, гораздо более доступны [9]. Это позволяет каждому художнику, находящемуся на этапе становления, попробовать свои силы и отточить мастерство, копируя лучшие образцы ювелирного искусства прошлого. Однако, став мастером, художник переходит к этапу творческого поиска, и в узких рамках традиционного материала ему становится тесно [10].
Ювелирное искусство, как и другие виды декоративно-прикладного искусства, плотно связано с материалом и технологией работы с ним. Именно материал устанавливает правила при работе над созданием художественного образа, удерживая автора в рамках ограничений. Использование новых материалов может значительно расширить круг возможностей и найти новое звучание даже для классических образов.
На современном этапе ювелирное искусство не является исключительно показателем статуса. Сегодня в гораздо большей степени это часть модной или развлекательной индустрии. Выставочные объекты высокого искусства составляют лишь малую часть из того, что можно увидеть, так как, к сожалению, они недоступны для широкой публики и изучения.
Таким образом, широкое распространение альтернативных драгоценным материалов имеет под собой вполне объективную причину и представляет собой закономерное развитие данного вида искусства. Вслед за материалом отходят на второй план и классические технологии. Те, что удовлетворяли мастеров еще тридцать лет назад, сегодня считаются глубоким анахронизмом. Новые технологии сильно расширяют возможности для творческой работы: привычные пайка, литьё, опиловка перешли в разряд вспомогательных, дополнительных или даже просто завершающих технологий.
Революционные изменения начались после внедрения в отечественное ювелирное производство 3D-технологий [3]. Возмож-
ность моделировать форму в виртуальном пространстве до начала работы с материалом полностью изменила методы создания объектов ювелирного искусства. Благодаря таким программам, как «Rhinoceros», «ZBruh», «KeyShot» и многим другим, недоступный ранее, почти сакральный вид искусства открылся всем желающим попробовать свои силы в данном направлении. Всё, что требуется от художника, - это навыки работы в специальных программах и безграничная фантазия. Если наряду с вышеназванными качествами художник-ювелир обладает ещё и серьёзными практическими навыками работы с материалом, то перед ним открываются широкие творческие перспективы.
Следует заметить, что созданные в виртуальном пространстве с помощью программ модели остались бы в категории «Проектная графика», если бы не технология прототипи-рования. Форма будущих объектов может быть напечатана с использованием принтера из специального полимера или отфрезерована из модельного воска для дальнейшей отливки в металле или любом другом материале.
Поверхность металла покрывается путём гальванических технологий родием, рутением и прочими металлами, использовавшимися ранее только в электронной, оборонной и космической промышленности. Эти покрытия изначально предназначались только для сохранения поверхности от внешнего механического воздействия, но теперь они начинают рассматриваться и как художественные средства, потому что дают новое, необычное звучание цвету и фактуре материала.
Таким образом, инновационные технологии позволяют использовать современным художникам-ювелирам недоступные ранее материалы как полноценные художественные средства. Сегодня работа над образом начинается с изучения возможностей и художественно-эстетических особенностей материала или технологии, что часто ведёт к созданию беспредметной, абстрактной формы. При этом изобразительные мотивы
могут быть гротескными. Художник больше не пытается передать красоту окружающего мира, но создаёт новый, основанный на впечатлениях собственный мир.
При этом следует отметить, что всеобщее увлечение инновационными технологиями существует наряду с интересом к традиционным, древним, почти забытым сегодня способам обработки материала классическим, ручным инструментом. К чеканке, гравировке обращаются художники в стремлении через живое прикосновение рук сделать произведение более эмоциональным, передающим состояние автора. Это также является характерной чертой современного искусства.
В качестве выводов можно определить одну из главных характеристик нового русского ювелирного искусства - технологичность. На это указывает активное использование ненатуральных, искусственно синтезированных материалов, а также отказ от классической системы проектирования и моделирования в пользу 3D-технологий. Данные тенденции приводят к проявлению двух диаметрально противоположных подходов - глобальной механизации и противоположному ей намеренному отказу от всего, что связанно с 3D-технологиями, вплоть до нарочитой небрежности.
Второй главной характеристикой нового ювелирного искусства является полное отсутствие большого общего стиля. Последним, хорошо изученным, понятным и закончившимся в середине XX века является стиль ар-деко. Он имеет целый ряд определённых признаков, хорошо узнаваем и может быть точно охарактеризован тремя словами: «последнее дыхание роскоши» [11]. Сегодня он остался в прошлом.
Художники-ювелиры XXI века относятся ко всем стилям ушедших эпох только как к возможности поиска средств при работе с образом. Могут быть использованы стилистические и композиционные приёмы, но в чистом виде стили применяются только для создания так называемых «исторических реплик». Появление такого рода произведений
объясняется, скорее, ностальгией по большому стилю и попыткой автора вернуться к красоте и совершенству.
Возможно, такого рода искания объясняются желанием современного художника-ювелира проявить свою исключительную индивидуальность, создать свой большой стиль, не похожий на то, что было создано раньше, а не просто проявить личный, узнаваемый почерк, стремление стать чем-то большим, чем может быть один человек. Подобных примеров достаточно в истории искусства. Творчество таких художников, как Рене Лалик [4], Карл Фаберже и многих других было основополагающим для стилевых направлений прошлого. Однако сегодня эти поиски приводят только к появлению невероятного разнообразия, затрудняющего общее понимание происходящего в среде художников процесса поиска нового стиля и пластического языка [2].
В некоторых случаях новым индивидуальным почерком становится попытка по-своему раскрыть ставшую классической тему, хорошо известную и поэтому легко узнаваемую. Цитата становится одним из главных признаков современного ювелирного искусства, впрочем, как и в других видах искусства. Всё, что кажется художнику интересным, он интерпретирует, используя новые материалы, технологии и художественные средства.
Одним из примеров данного явления является брошь «Квадратный век: всем русским художникам и поэтам XX века посвящается». Первая цитата указывает на одно из ключевых произведений искусства XX века - «Чёрный квадрат» работы Казимира Малевича. Вторая цитата является фрагментом стихотворения Арсения Тарковского, отражающим внутренние переживания поэта и сам дух ушедшей эпохи. Соединение этих двух цитат в одной работе показывает взгляд автора на художественное наследие прошлого как на материал для создания современного, нового искусства.
Представленный материал даёт лишь краткий, очень обобщённый взгляд на новое
К. Д. Юмин. Брошь «Манжет». 2015. Серебро, гранат.
Собственность автора, авторское фото, публикуется с разрешения автора
русское ювелирное искусство и нуждается в более подробном исследовании отечественными искусствоведами ряда основных направлений, представляющих наибольший интерес в данной области современного декоративного искусства.
Литература
1. Габриэль, Г.Н. Формирование нового художественного языка в ювелирном искусстве Санкт-Петербурга 1920-1990 годов // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. - Санкт-Петербург, 2015. -№4 (25). - С. 167-171.
2. Глазырин, К.Н. Ювелирное искусство Екатеринбурга конца XX - начала XXI века // Искусство Евразии. - Барнаул, 2019. - № 2 (13). - С. 147-153.
3. Заболоцкая, Е.В. 3Б-технологии в ювелирном искусстве // Вестник молодых учёных Санкт-Петербургского государственного университета технологии и дизайна. - Санкт-Петербург , 2016. - № 4. - С. 146-149.
4. Искусство Рене Лалика : каталог выставки / Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» ; вступ. ст. Е. Анисимовой, И. Брюнаммер, М. Ф. П. Лейте, Л. Пешехоновой, Д. Сото. - Москва, 2010. - 268 с: цв. ил.
5. Перфильева, И.Ю. Русское и западноевропейское ювелирное искусство XX века: к проблеме художественных влияний // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусства. - Санкт-Петербург, 2014. - №1 (18).
- С. 114-119.
6. Ретрофутуризм. Авторское ювелирное искусство России второй половины XX века - начала XXI века : каталог выставки / ВТОО «СХР», «Арт-Фактор» ; вступ. ст. И.Ю. Перфильевой. -Москва, 2015. - 28 с.: цв. ил.
7. Русские ювелирные украшения 16-20 веков из собрания Государственного ордена Ленина Исторического музея / Г. Медведева, Н. Платонова, М. Постникова-Лосева и др. ; [науч. ред. М. М. Постникова-Лосева]. - Москва, 1987. - 343 с: цв. ил.
8. Русское ювелирное искусство: вторая половина 19 - 20 века / вступ. ст. А. Гилодо. - Москва, 1994. - 195 с: цв. ил.
9. Третий Всероссийский конкурс авторского ювелирного и камнерезного искусства в Калининграде : каталог выставки / вступ. ст. Т.Ю. Суворова.
- Калининград, 2018. - 234 с.: цв. ил.
10. II Уральская триеннале декоративного искусства : каталог выставки / вступ. ст. Т. Галеева, Г. Храмцова. - Екатеринбург, 2019. - 152 с: цв. ил.
11. Элегантность и роскошь ар деко : каталог выставки / Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль» ; вступ. ст. Е. Гагарина. - Москва, 2016. -366 с: цв. ил.
12. Ювелирное искусство Урала / вступ. ст. В.И. Копылова. - Свердловск, 1981. - 224 с: цв. ил.
Об авторе
Глазырин Кирилл Николаевич - Лауреат премии губернатора Свердловской области за выдающиеся достижения в области литературы и искусства за 2017 год. Уральский государственный архитектурно-художественный университет, Институт изобразительных искусства, кафедра декоративно-прикладного искусства, доцент. Член ВТОО «Союз художников России» с 2002 года, председатель секции ювелирного и камнерезного искусства Свердловского регионального отделения с 2008 года
E-mail: [email protected]
NEW RUSSIAN JEWELRY ART
Kirill Nikolaevich Glazyrin
Winner of Sverdlovsk region governor's award for outstanding achievements in literature and art for 2017. Ural State University of Architecture and Art, Institute of Fine Arts, Associate Professor at the Department of Decorative and Applied Arts. Member of the Union of the artists of Russia since 2002, the chairman of jewelry and stone cutting section in regional department in Sverdlovsk since 2008, Ekaterinburg
Abstract: The paper briefly characterizes the contemporary Russian jewelry art. On the basis of common observations it names the most frequently used materials in the new jewelry art, defines the features of their use and also describes innovation technologies such as 3D modeling, 3D printing and milling. The main tendencies in the contemporary jewelry art technology have been defined: use of artificial and synthesized materials, the rejection of the classical system of projecting and modeling. Also the results of their use have been considered - global mechanization and rejection of 3D technologies. In the field of artistic and esthetic component - the lack of single big style, reference to a unique concept.
Keywords: Russian jewelry art; precious materials; new jewelry technologies.