Научная статья на тему 'Особенности развития ювелирного искусства Львова конца XX века'

Особенности развития ювелирного искусства Львова конца XX века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
475
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
JEWELRY / PRODUCT RANGE / LVIV ACADEMY OF ARTS / JEWELRY ARTIST / ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО / АССОРТИМЕНТ ИЗДЕЛИЙ / ЛЬВОВСКАЯ АКАДЕМИЯ ИСКУССТВ / ХУДОЖНИК-ЮВЕЛИР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Патык Р.С.

В статье рассмотрены основные тенденции развития ювелирного искусства Львова конца 20 века. Проанализирована деятельность Львовского государственного ювелирного завода. Исследовано творчество ведущих художников-ювелиров, которые сделали весомый вклад в развитие современного ювелирного искусства Львова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF JEWELRY ART IN LVIV AT THE END OF THE XX CENTURY

The article explores the main trends in the development of jewelry in Lviv at the end of 20th century. The activity of Lviv State Jewelry Factory is analyzed. The creativity of jewelry artists who have made a significant contribution to the development of modern jewelry in Lviv is investigated.

Текст научной работы на тему «Особенности развития ювелирного искусства Львова конца XX века»

ARTS

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF JEWELRY ART IN LVIV AT THE END OF THE XX

CENTURY

Patyk R.

Ph.D.in Arts, Professor Department of Art Management, Vice-Rector of the Lviv National Academy of Arts, Lviv, Ukraine

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА ЛЬВОВА КОНЦА XX ВЕКА

Патык Р. С.

кандидат искусствоведения, професор кафедры менеджмента искусства первый проректор Львовской национальной академии искусств, Львов, Украина

Abstract

The article explores the main trends in the development of jewelry in Lviv at the end of 20th century. The activity of Lviv State Jewelry Factory is analyzed. The creativity of jewelry artists who have made a significant contribution to the development of modern jewelry in Lviv is investigated.

Аннотация

В статье рассмотрены основные тенденции развития ювелирного искусства Львова конца 20 века. Проанализирована деятельность Львовского государственного ювелирного завода. Исследовано творчество ведущих художников-ювелиров, которые сделали весомый вклад в развитие современного ювелирного искусства Львова.

Keywords: jewelry, product range, Lviv Academy of Arts, jewelry artist.

Ключевые слова: ювелирное искусство, ассортимент изделий, львовская академия искусств, художник-ювелир.

Последнее десятилетие XX века отмечено глобальными изменениями в политической, социальной и культурной жизни Украины. Создание независимого государства в 1991 году стало мощным толчком к возрождению национального сознания, культуры и искусства. Однако потеря связи с национальными традициями, со своей историей и мен-тальностью спровоцировала в начале 90-х годов сложную ситуацию в развитии украинского искусства. Долгожданная свобода, отсутствие профессиональной цензуры и стихийно сложившегося художественного рынка привела к появлению и популяризации низкокачественных на "обывательском" уровне произведений искусства. А значит внимание многих ученых было обращено на исследование исторических аспектов развития национального культурного наследия, к достижениям прошлых поколений, к проблемам наследственности, то есть до восстановлении тех историко-культурных процессов развития украинской культуры, которые были уничтожены во времена коммунистического режима. Стремление ученых восстановить достоверную картину становления и проблем исторического развития украинского искусства привело к распространению публикаций, научных и теоретических работ по истории изобразительного и декоративно-прикладного искусства. В середине 90-х годов культурная ситуация меняется и отмечается утверждением новосформированных художественных ценностей, полных духовностью и глубиной. Конец 90-х годов XX века - первые годы XXI века отмечены большим интересом к анализу социо-

культурных изменений, шагов и проблематике развития современного искусства в условиях независимой Украины.

Экономический кризис, связанный с упадком производственных отношений в начале последнего десятилетия привела к импорту зарубежных товаров и технологий, а вместе с тем и к импорту зарубежной культуры, влияние которой постоянно растет. Конечно потеряны национальные традиции украинского искусства не могут существенно изменить современности, а следовательно, не способны противостоять активному прогрессивному развитию новейших технологий. Желаем мы этого или нет экономический рынок охватил все сферы общественной жизни и наложил свое клеймо на многие виды искусства. Эта ситуация привела к актуализации национального стиля и форм в искусстве. Процесс глобализации общества, развития несовершенного экономического рынка, популяризации модной "массовой" культуры, которая производит большей степени материальные, бездуховные западные прототипы, затрудняет развитие и прогресс наращивания национальных культурных ценностей и не способствует рождению собственной. Отдавая дань моде распространения приобретают низкокачественные произведения искусства. Это есть действительностью нашей современности, на фоне которой наблюдается довольно сложный процесс развития украинского искусства. Однако ведущие художественно-культурные центры, такие как Киев, Харьков, Ужгород, Львов и другие, где все больше активизируется художественная деятель-

ность, способствуют обновлению современного искусства и сосредоточивают большое количество талантливых художников в своих регионах.

Несмотря на сложные политические и экономические проблемы художественная жизнь во Львове, где живет и работает много талантливых художников и существует система художественного образования, достаточно активна. Здесь происходят постоянные художественные выставки, конференции и художественные акции.

Искусство обработки художественного металла, в частности ювелирное, что имеет давние традиции возрождается в конце XX века с трудом, в большей степени, как это ни прискорбно благодаря спросу среднего потребителя. Предыдущая эпоха социализма создала неблагоприятные условия, при которых ювелирное дело как вид декоративно-прикладного искусства претерпела разрушительных в художественном направлении последствий. Запрет работать с драгоценными металлами (право работать с ценными материалами имели только государственные предприятия), отсутствия на территории Украины профессионального художественного образования, вынуждена информационная изолированность от мировых ювелирных тенденций оттолкнуло украинское ювелирное искусство на огромный шаг назад и лишило на длительный период конкурентоспособности на мировых европейских художественных рынках.

Решающим изменением в развитии ювелирного искусства в Украине были политические и культурные события 90-х годов. Актуализация проблематики развития национальной культуры и искусства способствовала восстановлению ювелирного искусства. Был решен ряд первоочередных проблем в области восстановления утраченных традиций. Открытие, во многих западных регионах Украины, специального образования в области художественного металла позволило обратить внимание на ювелирное искусство. Во Львове с 1991 года в государственном колледже декоративного и прикладного искусства имени Ивана Труша и в Львовской академии искусств были организированы программы по изучению ювелирного искусства. Благодаря этой программе молодое поколение художников-ювелиров оказало значительное влияние на развитие ювелирного искусства, и способствовало выведению его на мировую арену.

Ювелирные традиции возрождались достаточно медленно, главным образом, из-за малого количества специалистов данной отрасли. Результатом заинтересованности малочисленных ювелирных предприятий и художников в обмене опытом стали всеукраинские выставки "Ювелир Экспо Украина", которые проходят в Киеве. Таким образом в конце XX века в украинское декоративно-прикладное искусство вернулось искусство, которое в течение почти семидесяти лет уничтожалось. Однако проблемой стало то, что за несколько лет "Ювелир Экспо Украина" приобрело более промышленного, ремесленного характера нежели художественного. Ежегодное проведение данной выставки показало, что ремесленного мастерства

"ювелирка" достигла, а художественного, образного уровня еще нет. Таким образом, ювелирная промышленность и индивидуальное высокохудожественное творчество пошли отдельными путями и составляют на сегодняшний день основные направления развития ювелирного искусства как во всей Украине, так и во Львове [8].

В развитии ювелирного фабричного производства сложно отделить какую-то определенную интересную тенденцию, которая имела твердую почву для прогрессивного развития, а следовательно для детального искусствоведческого исследования. Однако надо определить, что фабричное производство ориентируясь на массового потребителя следит за мировыми тенденциями в области ювелирного дизайна и пытается ввести в свой ассортимент новые формы ювелирных изделий и способов их отделки. На сегодняшний день в Украине официально зарегистрировано 750 частных и государственных ювелирных фирм, количество которых постоянно растет [3, с. 24]. Во Львове ювелирные мастерские составляют на сегодняшний день, значительную часть и представляют на украинский рынок большое количество фабричных изделий.

Примером и аналогом для рассмотрения фабричного ювелирного производства в Львове есть мощная деятельность Львовского государственного ювелирного завода. Завод сохраняет художественные традиции древнего львовского ювелирного ремесла, которое дало начало большому промышленному производству. Украшения из серебра, платины, белого и желтого золота с драгоценными и полудрагоценными камнями отличаются высоким качеством исполнения и эстетикой. В ассортимент изделий относятся: детские украшения; женские кольца и серьги, цепочки, браслеты, подвески, броши, колье, комплекты гарнитуры; мужские перстни-печати, цепочки, запонки и др. В ассортименте широкий выбор столового серебра. На заводе выполняются заказы по изготовлению государственных наград, нагрудных знаков, медалей и значков.

История завода берет свое начало, когда он назывался Львовский завод металлических изделий и специализировался по производству товаров широкого потребления. А уже на базе этого завода в 1950 году было организовано Львовскую ювелирную фабрику - предприятие "союзного" значения, по изготовлению ювелирных изделий из серебра и недрагоценных металлов. С 1960 года на предприятии начат выпуск ювелирных изделий из золота 375, 583, 750 пробы [13; 14].

С 60-х до 90-х годов ювелирная фабрика прошла сложный путь преобразований и реконструкций. За эти годы она неоднократно принимала участие во всесоюзных и международных выставках, выполняла государственные заказы и расширяла ассортимент изделий, привлекала новые материалы и технологии.

В начале 90-х годов в связи с переходом экономики на рыночные условия хозяйствования Львовское производственное объединение "Юве-лирпром" (такое название в то время имел завод)

реорганизовано в Львовский государственный ювелирный завод, согласно распоряжению Львовского городского совета выступает как самостоятельный объект хозяйствования, руководствуется статусом предприятия. Эти привилегии позволили выжить государственному предприятию в условиях экономического кризиса.

С 1991 года спрос на продукцию ювелирного производства уменьшается в связи с низким уровнем жизни, а значит и платежеспособности потребителей ювелирной продукции. Одновременно завод переживает кризис сырьевой базы и сужение рынков сбыта. Эти сложные условия вызвали перепрофилирование и реконструкцию завода. Было организовано подразделение по выпуске индивидуальных художественных ювелирных изделий модельерами технического отдела, были реконструированы приемные пункты по обмену лома из драгоценных материалов на готовую фабричную продукцию, для улучшенния условий реализации изделий был открыт ряд магазинов-салонов. Как показал опыт эти нововведения дали плодотворные результаты, а значит до сегодняшнего дня завод почти не изменил своей структуры и сфер деятельности. Достижением стало налаживание иностранных контактов с ювелирными предприятиями стран СНГ, Италией, Германией и т.д., а также совершенствования производственных технологий [2].

Ювелирные изделия Львовского завода перед тем как попадали на прилавки магазинов-салонов и, непосредственно, к потребителям проходили многоступенчатую процедуру утверждения. Разработкой эскизов занимается художественный отдел, состоящий из трех художников, имеющих художественное, но не ювелирное образование. Двое из них работают на заводе около 25 лет, закончили Львовский государственный институт декоративного и прикладного искусства, отделы керамики и моделирования одежды. Одна художница - закончила государственный колледж декоративного и прикладного искусства имени И. Труша, работает здесь с конца 90-х годов. Именно они по необходимости завода разрабатывают от 10 до 15 эскизов ежемесячно каждый. Затем отдел модельеров воплощает идею в готовое в материале изделие. После утверждения разработанной идеи ежемесячным художественным советом, который возглавляет главный технолог, ее запускают в производство.

Для удержания уровня рентабельности производства в постоянно меняющихся условиях рынка и нестабильных тенденциях "моды" на заводе ежеквартально обновляется на 80% ассортимент производства. Условия жесткой конкуренции на ювелирном рынке и дифференцированной платежеспособности потребителей ювелирной продукции завод разработал основные направления своей деятельности и стратегию работы. На основе изучения рынка спроса основными направлениями являются: серийное производство, производство ювелирных изделий по индивидуальному заказу, сувенирные изделия ориентированы на государственные заказы, и

художественные разработки для участия на все-украинских ювелирных конкурсах. Конечно же основное производство составляют серийные изделия, которые не отличаются высокими художественными качествами. Серийные изделия учитывают потребности и возможности производства: легкость и экономичность выполнения, рассчитанные на среднего платежеспособного потребителя ориентируются на так называемую легковесную категорию (2-3 грамма). Наиболее популярны изделия без декоративных вставок или украшенные цирконом.

Индивидуальные изделия изготавливаются на участке модельеров почти полностью ручной работой, которые создают изделие часто от начала до конца, небольшими партиями по 10 штук, что при необходимости повторяется. Основу этой деятельности завода составляет непосредственная работа по отдельным заказчиком и изготовлением изделия по его собственному эскизу, или эскизам созданным художниками завода по вкусу покупателя. Изделия по индивидуальным заказам могут быть самыми разнообразными, но наибольшей популярностью пользуются обручальные кольца, кулоны, серьги, браслеты, украшенные полудрагоценными камнями и комбинацией белого, желтого, зеленого золота [10]. Из-за чрезмерной перегрузки отдела модельеров работа по изготовлению индивидуальных украшений периодически прекращается.

Ассортимент сувенирных изделий состоит из изготовления предметов столовой посуды, пасхальных яиц, наград и тому подобное.

В связи с тем, что участие в ювелирных ярмарках и выставках еще в советское время стала традиционной, художественный отдел завода особое внимание уделяет дизайну художественных украшений конкурсного качества. Принимает участие в выставках ювелирный завод с 1963 года. И теперь завод ежегодно выставляет свои украшения на киевском "Ювелир Экспо Украина", а последней наградой была III премия за эскиз комплекта "Пока молодой".

Художественные особенности произведений львовского ювелирного завода имеют две основные тенденции: различные преобразования или подражания традициям классических форм ювелирных изделий и современные дизайнерские решения.

Другим, наиболее мощным двигателем в развитии современного ювелирного искусства Львова является творчество его ведущих художников. Интересной тенденцией современной "ювелирки" во Львове является одновременное развитие двух поколений ювелиров.

Отдавая дань наследию прошлого ювелиры, начало творчества которых приходится на 60-70-е годы внесли весомый вклад в развитие современного ювелирного искусства Львова. Их творчество характеризуется уважительным отношением и пониманием украинских ювелирных традицш [6, с. 10].

Одним из самых известных представителей старшего поколения львовских ювелиров является Станислав Вольский родом из города Славута

Хмельницкой области. С 1966 по 1970 годы учился во Львовском училище прикладного искусства им. И. Труша, отдел художественной обработки металла, которой только организовался. По окончании обучения получил красный диплом. С 1970 по 1992 годы работал на заводе "Рембыттехника" сначала в сувенирном отделе, позже в ювелирном цехе, где проработал 25 лет. Работая на заводе одновременно учился в государственном институте прикладного и декоративного искусства. На заводе "Рембыттехника" он работал вместе с 25 ювелирами, но только он один имел художественное образование, следовательно помогал коллегам, давал советы, показывал что-то новое. Мастерская, в которой он работал имела большой успех и заказы поступали даже из Москвы. Параллельно создавал украшения для различных ювелирных выставок [1, с. 25-28]. О высоком художественном и технологическом уровне работ Вольского того периода свидетельствует государственный заказ для Брежнева. Львовский хрустальный завод "Радуга" изготовил большую хрустальную вазу, огранки которой осуществили во Львовском художественном институте, а украшение металлом совершил С. Вольский. Во время учебы в институте декоративного и прикладного искусства Вольский познакомился с Эммануилом Мысько, который учил его скульптуры. "Он нравился мне как скульптор, преподаватель и как человек" [1, с. 26]. Поддержка и рекомендации Эммануила Мисько в определенной степени поспособствовали тому, что в 1987 г. С. Вольский был первым ювелиром во Львове, которого приняли в союз художников Украины. Его активная творческая деятельность началась с 1969 года и продолжается до сих пор. Ювелирные произведения выполнены С. Вольским можно разделить на следующие основные категории: ювелирные украшения, малая ювелирная пластика и искусство эмали, которое в свою очередь сочетается и с украшениями, и с пластикой, и существует само по себе. Долгие годы поисков развили разносторонность творческого диапазона художника, он увлекается медальерным искусством, резьбой по камню. В 1986 году на симпозиуме в Паланге С. Вольский познакомился с искусством эмали. Начал создавать работы с эмалями, которые имели успех. И именно тогда зародилась мысль об "объединить все свои умения -ювелирное, резьба по камню и эмальерное. Профессиональное кредо художника -"профессиональный ювелир должен ставить задачу - постоянно совершенствовать и усложнять свое искусство" [1, с. 26].

Еще одним художником творческий путь которого начался с 70-х годов является Всеволод Воло-щак. Его творчество занимает своеобразное место в современном львовском искусстве. Родившись в Жидачевском районе, переехал получать медицинское образование во Львов. Но в подсознании талантливого юношу тлели искорки эстетического потенциала, волновала красота просторных пейзажей, мелодии народных песен. И он начал воплощать свои замыслы на основе душевных импульсов, а художественное мастерство совершенствовал

самостоятельно на основе достижений художников-профессионалов [11], полной, мере отражены в его эмалевых произведениях. В художественную жизнь Львова он вошел в начале 1970-х годов, когда на художественных выставках появились его ювелирные изделия. Но признание как художника приобретает в 1994 году, когда представляет свою персональную выставку в Музее этнографии и художественного промысла НАН во Львове. Здесь экспонировались произведения декоративно-прикладного искусства, художественные эмали, которые раскрыли во всей полноте художественный мир автора и напоминают по мотивам исполнения лучшие традиции народного примитивизма. С 1995 года В. Волощак становится членом союза художников Украины. В 70-х годах он знакомится и творчески сотрудничает с Станиславом Вольским. Его творческая деятельность связана главным образом с изготовлением ювелирных украшений и художественной эмалью. 1984-1985 годы он посещает Индию, что в соответствии повлияло на ряд ювелирных произведений. Художественные эмали поражают цветовой гаммой и тематикой украинского крестьянства. Сегодня на счету В. Волощака десятки произведений, которые экспонировались на художественных выставках в Украине и за рубежом.

Малоизвестным на сегодняшний день является творчество Галины Хоменко, которая родилась в с. Лука Немировского района Винницкой области. Художественное образование она получила в 19601962 году в Кролевецком училище Сумской области и с 1963 по 1969 год во Львовском институте декоративного и прикладного искусства, окончив отдел художественного текстиля. В 60-х годах она работала на ткацкой фабрике во Львове. Галина Викторовна 25 лет (с 1973 по 1998 годы) проработала на Львовском ювелирном заводе художником, где в то время единственная имела художественное образование. С 1980 по 2001 годы она преподавала в львовском училище прикладного искусства им. И. Труша на отделении художественного металла. Вела курс узкой специализации, читая особенности технологии и работы в материале ювелирного дела. Ее учениками были преподаватель кафедры художественного металла Львовской национальной академии искусств - Аскольд Стернюк и известный львовский ювелир Станислав Вольский. Она является автором и исполнителем собственных ювелирных призведений [9, с. 75-79].

Художниками-ювелирами младшего поколения, чье творчество развивалось в конце 80-х и 90-х годах XX века является Виктор Шоломий, Александр Павлюк, Аскольд Стернюк, Александр Ми-рошников, Александр Швец.

Виктор Шоломий родился в г. Ростов-на-Дону. Художественное образование получил в Эстонском государственном институте в Таллине, где окончил кафедру художественного металла. С 1984 года он работал в области художественного металла Эстонии, а с 1989-2007 годов он был старшим преподавателем кафедры художественного металла Львов-

ской академии искусств. Работая в академии он разработал учебную программу, которая позволила изучать ювелирное искусство. Основными направлениями его творчества является художественная ковка и ювелирное искусство. Его украшения не имеют как такового функционального назначения, но представляют формообразующие поиски автора. Кредо в творчестве - "Я, художник по металлу. Для меня материал - это материал, я выбираю возможности материала, с которым работаю, а не его стоимость" [15, с. 52].

Преподавателем кафедры художественного металла в Львовской национальной академии искусств является Аскольд Стернюк. Родился и получил образование во Львове, сначала в училище прикладного искусства им. И.Труша на отделении художественного металла, а затем в ЛДИПДМ на отделении художественного стекла. С 1995 года является старшим преподавателем кафедры художественного металла и руководителем индивидуальной программы по изучению ювелирного дела. На сегодняшний день работает в области металлопла-стики и сакрального метала [12, с. 5].

Александр Павлюк родом из г. Пустомыты Львовской области, но с 1984 года постоянно проживает во Львове. Ювелирным искусством начал заниматься корда учился на геологическом факультете Львовского государственного университета. Собственно, именно из-за камней пришел к ювелирному искусству. Начинал с глиптики и постепенно самостоятельно овладел все сложности художественной обработки металла. Творчество развивалась благодаря самообразованию и общению с художниками-ювелирами. Учился на примере Вольского, Качмара, Шоломия. Творческий диапазон достаточно широк: парадное оружие, украшения, настенные композиции, произведения декоративного характера. Главным акцентом являются камни. Выставляет свои творческие работы с 1991 года. В 1994 году Александра Васильевича зарегистрировано как мастера народного творчества при областном центре народного творчества в секции декоративной обработки металла. Работы находятся в частных коллекциях многих стран мира, а также во Львовском историческом музее, "Патер-рис галери" г. Вильнюс, "Арт-центр" г. Киев.

Особый интерес представляет творчество Александра Швеца и Александра Мирошникова -их профильной специализацией является искусство глиптики.

Александр Швец не имея ни высшего, ни художественного образования самостоятельно овладел искусством глиптики. Желание работать с камнем возникло еще в детстве. "Желание иметь хорошую вещь" подтолкнуло к овладению рисунка, затем основ композиции, а затем техники и технологии резьбы по камню. Его работы представлены малой пластикой, ювелирными украшениями, и, главным образом, это камеи и геммы с портретными изображениями в профиль и фас.

Александр Мирошников родом из Николаева. Толчком к захвату ювелирным делом, в частности резьбе по камню, стало то, что "прочитал то, что

под Иркутском ли не единственное в мире месторождение камей "Чароит", а в нем - уникальный минерал сиреневого цвета с шелковым отливом ... нашел геологическую экспедицию и вскоре вернулся домой с желанным каменем". С тех пор увлечение постепенно переросло в профессиональное мастерство художественной обработки камня. Камень - есть акцентом всех его изделий, а металл: "может служить разве оправой. Благородным же есть камень" [5]. Сначала он самостоятельно осваивал сложную технологию искусства глиптики, а затем поступил в Московский университет им. Н. Крупской. После окончания первого курса бросил университет и продолжал заниматься самообразованием. Изучал соответствующую литературу, посетил десятки музеев. Методом экспериментов, проб и ошибок он овладел техниками резьбы по камню, гравировкой, скульптурной пластикой и ювелирным делом [7, с. 57].

Выдающейся фигурой Львовского художественного металла является Василий Качмар. Будучи человеком образованным и высококультурным он хорошо понимает проблематику искусства художественной обработки металла в Украине и делает свой вклад в его развитие. Получив художественное образование в России живет и работает во Львове. На первый взгляд его произведения можно отнести больше к кузнечного искусства нежели к ювелирному, да и ювелирных изделий он почти не производит. Однако, чтобы понять его творчество нужно понять его философию. Оружие и доспехи в историческом контексте эстетики являются украшениями и признаком социального статуса мужчины. В настоящее время таковы есть огромные по размеру кольца, цепи и дорогие часы. Оружие вообще потеряло свое утилитарное значение, а вместе с тем и любое украшение. Василий Качмар создает сугубо мужские украшения: будь то меч и шлем, или рыцарские доспехи, или огнестрельное оружие вместе с пороховницей - все это украшало мужчину, делало его внешний вид полным мужества и смелости. Кроме того, по художественным достоинствам и сложностью технического исполнения их можно рассматривать как произведения ювелирного майстерства [4, с. 2].

Другие тенденции развития ювелирного искусства и ювелирного дизайна утвердили творчество молодых художников-ювелиров, которые с 1991 г. учились во Львовской академии искусств на кафедре художественного металла и прошли курс индивидуальной программы обучения ювелирному искусству, художественному емальерству, декоративной чеканке, гравировке. Многие из них уже во время учебы представляли львовское ювелирное искусство на украинских и зарубежных выставках, фестивалях, симпозиумах и других акциях. Воспитав этих студентов львовская художественная школа имела хорошие перспективы на создание собственной школы ювелирного искусства с условием дальнейшего обучения других молодых художников, которые продолжали развивать и совершенствовать художественные, образные и стилистические тенденции школы [12, с. 5]. Однако

изучение ювелирного искусства было прекращено в 1997 году, а значит единственными молодыми, получившие специальное образование представителями последних тенденций ювелирного искусства, во Львове в конце XX - начале XXI века является Ярослав Квасик, Андрей Ковальчук, Орест Ивасюта, Роман Велигурский, Сергей Никита, Дмитрий Ледницкий, Виталий Крохмалюк, Эдуард Иванюшенко, Ольга Гикова, Александр Буйвидт, Андрей Кулыгин.

Одним из первых выпускников Львовской академии искусств был Сергей Никита. Родился в Владимир-Волынском. Первое художественное образование получил в Косовском колледже декоративного и прикладного искусства на отделении художественного металла. С 1991 по 1997 годы учился во Львовской академии искусств. Его творческая деятельность началась с 1994 года выставкой ювелирных украшений в Национальном музее во Львове, в которой принимали участие и другие студенты академии. В 1996-1997 годах он становится лауреатом международного фестиваля кузнецов и ювелиров "Гефайстон", который ежегодно проходит в Чехии. Мало того именно его украшения стали своеобразным символом этого фестиваля. Организатор и меценат "Гефайстон" Альфред Хаберман приобрел себе два украшения из коллекции Сергея.

Меньше сведений имеем о творчестве Дмитрия Ледницкого, родился в Днепропетровске. Окончил в 1991 году отделение живописи Днепропетровского художественного училища. В 1991 году поступил в Львовскую академию искусств. Уже с 1995- 1996 годов был стипендиатом Немецкой академической службы Учета (Бааб) в Высшей Школе Дизайна, г. Пфортсгейма.

Орест Ивасюта - единственный из выпускников этого периода оставшийся жить и работать во Львове. Родился в Киеве. Начальное художественное образование получил на отделении художественного металла в Косовском колледже декоративного и прикладного искусства. С 1991 по 1997 годы учился на кафедре художественного металла Львовской академии искусств. С 1994 года принимает участие в студенческих выставках. В 1998 году поступает в аспирантуру кафедры истории и теории искусств академии и занимается исследованием художественного металла. С 1995 года принимает активное участие в зарубежных выставках, конкурсах и акциях. На сегодняшний день живет и работает во Львове. Основными направлениями творческой деятельности является ювелирный дизайн.

Роман Велигурский родился в Киеве. В 1989 г. окончил курс художников оформителей и с 1991 по 1997 гг. студент кафедры художественного металла в Львовский академии искусств. Делал совместные выставки со студентами кафедры с 1994 года. В 1996-1997 году был лауреатом международного фестиваля кузнецов и ювелиров "Гефайстон", Чехия.

Ольга Гикова родом из Львова, в 1988-1991 годах училась на специальности художник-витражист, с 1993 по 2000 г. во Львовской академии искусств. Выставляет свои творческие работы с 1996 года. Является автором церемониальной цепи мэра Львова. Работает в области ювелирного искусства.

Ярослав Квасик был одним из иностранных студентов, который вступил в 1996 году во Львовскую академию искусств на отдел художественного металла и учился по индивидуальной программе. Но впоследствии он вернулся на родину в Польшу и вступил там во Вроцлавскую академию искусств на отдел дизайна. Однако во время учебы во Львове принимал участие в выставке "Амулет" (Польша, 1998 г.) и получил вознаграждение на международном фестивале кузнецов и ювелиров "Гефайстон", в Чехии.

Последними студентами, которые учились ювелирному искусству на индивидуальной программе были Эдуард Иванюшенко, Виталий Крох-малюк, Андрей Кулыгин.

Виталий Крохмалюк из Ивано-Франковской области, с 1991 по 1994 годы учился в Косовском колледже декоративного и прикладного искусства на отделении художественного металла. 1994-2000 годы - студент кафедры художественного металла Львовской академии искусств. Ведет активную творческую жизнь с 1998 года. В 2001 году получил премию за участие в международном конкурсе "Автопортрет", г. Легница, а в 2001 году - вторую награду в номинации "украшения" на международном фестивале кузнецов и ювелиров "Гефайстон", в Чехии. В 2002 году принимал участие в международном фестивале серебра в Легнице (Польша), где представил две броши.

Эдуард Иванюшенко закончил в 1993 году Донецкий колледж искусств, в 2000 году кафедру металла Львовской академии искусств. Принимает участие в акциях с 1997 года. Творческий диапазон художника охватывает: живопись, объемно-пространственные композиции и ювелирный дизайн. В 2002 году получил специальную награду "Серебряная Острога"за творческую смелость и бескомпромиссность на международном фестивале серебра в г. Легнице в Польше.

Андрей Кулыгин из Луганской области в 1997 году закончил Луганское государственное художественное училище и поступил на кафедру художественного металла Львовской академии искусств. В 2001 году получил диплом бакалавра. В 1991 году представляет коллекцию украшений "Сезоны моды" во Львове, а в 2000 г. получает диплом за оригинальные аксессуары в конкурсе молодых дизайнеров моды "Сезоны моды" в г. Мукачево. Сегодня живет и работает во Львове.

Александр Буйвидт родился в г. Вижница Черновицкой области. Первое художественное образование получил в Выжницком училище прикладного искусства, по окончании которого поступил в 1997 году в Львовскую академию искусств на кафедру художественного металла (однако на индивидуальной программе не учился), где в 2001 году получил диплом бакалавра. На сегодняшний день живет и

работает во Львове в области художественного металла (художественная ковка и ювелирный дизайн).

Творческие работы молодых мастеров-ювелиров обратили на себя внимание на международных художественных конкурсах. Они характеризуются новым осмыслением задач ювелирного искусства и развивают новые тенденции, чем представляют значительный интерес для отечественной и мировой художественной практики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Блошинская А. Львовский ювелир С. Вольский // 24 Карата: Мода. Стиль. Драгоценности. -2001. - № 9. - С. 25-28.

2. Боньковская С. Ковка Украины (XIX -начало XX вв.). - Киев: Научная мысль, 1991. - 112 с.

3. Вестник ювелиров Украини. Информа-цийно-аналитический бюлетень. - №1/2001. - 32 с.

4. Выставка ювелирных украшений [в г. Ровно]. Каталог / Авт. вст. ст. Р. Шмагало. - [Б.Р.]. - С. 2. [1995].

5. Жолтовский П. Художественный металл. Исторический очерк. - Киев: Искусство, 1972. - 116 с.

6. Кадры для ювелирной промышленности: актуальность и проблематика // Вестник ювелиров

Украины. Информационно-аналитический бюле-тень. - №2/2002. - С. 10.

7. Лучинский А. Отдел художественного металла. Вехи. Приложение к журналу «Изобразительное мистецтво». - Львов, 2002. - №1. - С. 57.

8. Львовская художественная школа: Каталог выставки / Львовская академия искусств, Украинский музей-архив, г. Кливленд, США; авт.-сост. Р. Шмагало. - Львов, 1999. - 28 с.

9. Мода, стиль, драгоценности. - 2000-2001. -№1(7). - С.75-79.

10. Петренко М. Украинское золотарство. -Киев: Научная мысль, 1970. - 207 с.

11. Уткин П. Кузнец. Ювелир. Художник. -Москва, 1978. - 115 с.

12. Учебные заведения, в которых обучают художников-ювелиров и мастеров // Вестник ювелиров Украины. Информационно-аналитический бюлетень. - № 2/2002. - С. 5.

13. Хохлова Е. Художественные изделия из метала. - Москва, 1959. - 310 с.

14. Художественные металлические изделия западных областей Украинской ССР (XVI -Х1Хст.). - Киев: АН УРСР, 1959. - 112 с.

15. Шоломий В. Становление студий художественного метала // Вестник ЛАМ. - 1996. - Вип. 7. - С. 52-55.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.