Научная статья на тему 'Новое прочтение старых мифов (романы З. Толгурова рубежа ХХ-ХХI вв. )'

Новое прочтение старых мифов (романы З. Толгурова рубежа ХХ-ХХI вв. ) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
156
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое прочтение старых мифов (романы З. Толгурова рубежа ХХ-ХХI вв. )»

произведение изд. 1922 г. - М.: Художественная литература, 1991. - 123 с.

8. Пушкин А. С. Чёрная шаль // Пушкин А.С. Полн. собр. соч.: В 17 т. - М.: Воскресенье, 1994. -Т. 2. - Кн. 1. - С. 138.

9. Ремизов А.М. Неуёмный бубен: роман, повести, рассказы, сказки, воспоминания. - Кишинёв: Литература артистикэ, 1988. - С. 288-331.

10. Ремизов А.М. Повесть об Иване Семёновиче Стратилатове. Неуёмный бубен. - Берлин: Русское творчество, 1922. - 90 с.

11. Слобин Г.Н. Проза Ремизова 1900-1921. -СПб.: Академический проект, 1997. - 206 с.

12. Топоров В.Н. О «Крестовых сёстрах» А.М. Ремизова: поэзия и правда. Статья первая // Топоров В.Н. Петербургский текст русской литературы: Избранные труды. - СПб.: Искусство, 2003. - С. 519-549.

13. ТырышкинаЕ.В. «Крестовые сёстры» А.М. Ремизова: концепция и поэтика. - Новосибирск: Изд-во НГПУ, 1997. - 235 с.

14. Шварцбанд С.М. История текстов: «Гав-риилиада», «Подражания Корану», «Евгений Онегин» (гл. I-IV). - М.: Изд-во Рос. гос. гуманит. ун-та, 2004. - 237 с.

Н.А. Жангуразова НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ СТАРЫХ МИФОВ (романы З. Толгурова рубежа ХХ-ХХ1 вв.)

В данной статье нами делается попытка проанализировать с точки зрения литературоведческой критики некоторые недавно опубликованные романы писателя Зейтуна Толгурова, с целью ознакомления широкой читательской аудитории с аспектами творческой индивидуальности известного балкарского прозаика, нашего современника. Роману «Голубой типчак» критиками уделено достаточное внимание, но, в основном, они рассматривают произведение как очередной роман со сложной и противоречивой фабульной структурой. В действительности, с этим можно согласиться, и все же, «Голубой типчак», на наш взгляд, произведение зрелого символического реализма, в котором автор выходит далеко за пределы предметов и явлении в обычном их понимании, и, в первую очередь, давая оценку роману, его следует рассматривать именно с этой точки зрения. Что же касается романа «Белое платье» - наша статья является, первой попыткой дать критический анализ этому сложному истинно национальному полотну. И, на наш взгляд, роман является новым, очень весомым художественно-эстетическим феноменом в литературах РФ.

В последние годы в национальных литературах России появилось множество произведений, герои которых борются, ищут и стремятся к абсолютизму во всем. Авторы современных повестей и романов (И. Казиев «Кто убил человека из рая», Т. Керашев «Последний выстрел»,

Э. Мальбахов «Страшен путь на Ошхамахо», «Ищи, где не прятал», А. Теппеев «Мост Сират», «Ас-Тах» и другие) через своих героев, страстно обращаются к народу, предлагая переосмыслить жизненные ориентиры, поступки и действия согласно совести. Литература, по своей сути, предназначена воспитывать, учить ответственности, реалистически воспроизводить действительность. «Искусство всегда призвано выражать, воплощать, осваивать живую современность, быть насквозь современным, если даже тематически оно захватывает прошлое», - пишет по этому поводу известный критик литературовед В.В. Кожинов [3, с. 32]. В качестве подтверждения высказанной мысли уместно вспомнить увидевшие свет в конце ХХ - начале XXI века романы балкарского писателя З. Толгурова «Голубой типчак» и «Белое платье».

Глубокий психологизм, мотивированность сюжетных переплетений - вот характерные черты романа Толгурова «Голубой типчак» (1993). Взгляд автора здесь обращен в прошлое народа, связанное с войной, жестокой депортацией, различного рода гонениями. Но прошлое осваивается с сегодняшней точки зрения.

Основной конфликт произведения связан с перипетиями нелегкой судьбы мальчика-сироты. Главная мысль автора - показать силу человеческого духа, нравственный и моральный облик каждого героя, функционирующего в своей жизненной нише.

108

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008

© Н.А. Жангуразова, 2008

Однако действия, поступки героев, их жизнь нанизаны автором на некий философско-нрав-ственный стержень, который и составляет фабульную линию романа. Именно гносеологический подход к описанию событий является доминирующим, когда предметом анализа становятся не столько социальные явления или идеологические установки, а вечная борьба миров, познаваемых и непознанных истин.

Центральные образы произведения формируют две основополагающие линии групп. В одной из них состоят герои с нелегкой судьбой, живущие по совести и убеждениям (Халимат, Крым, Фаризат), в другой - опять же, люди с нелегкой судьбой, но алчных и властных (Айшат, Даум, Хафисат). Надо отметить, что, практически, все персонажи произведений Толгурова - трагичны, это люди нелегкой судьбы, вынужденные противостоять жизненным обстоятельствам, чувствующие себя малыми песчинками в вечном круговороте Вселенной.

Очень разные герои, созданные З. Толгуро-вым, в конечном итоге, заняты одним - поиском смысла жизни и бытия. В этом плане интересны рассуждения одного из главных действующих лиц романа - мальчика Крыма. Казалось бы, еще совсем ребенок, но он уже близок к пониманию философии вечных природных начал. Удивительно в романе слияние и родство мальчика с природой. Не по-детски зрело смотрит он на окружающий его мир:

«Было немного страшно, что весь этот звенящий и свистящий в ушах шум ветра так резко оборвался с остановившимся конём. Крым всего лишь крупица, слабый побег на одной из ветвей дерева жизни. Так почему же этот могучий мир подчиняется ему. Он встряхнул рукой, тут же под одним из камней жест повторился, он вскрикнул «мама», тишина вдруг очнулась и ответила тем же. На многие вопросы, беспорядочно столпившиеся в голове, Крым не смог найти ответа, но зато почувствовал воодушевление. Оказывается весь этот бескрайний мир следит за ним и видит все его действия. Теперь, стоя на теплом камне и почесывая затылок, он понял, что и сам имеет какое-то значение в этом огромном и, казалось бы, беспорядочном мире» [5, с. 66].

Как и каждого разумного человека на этой земле автора «Голубого типчака» глубоко волнует вопрос отторжения, размежевания личности и его коренных связей с родной землей. Тема деграда-

ции человека звучит как бы подтекстом. А призыв к вечным истинам является доминирующим.

Главный герой, совсем маленький, живет среди своих односельчан, он чуток ко всему, его мировосприятие близко к идеальному. Но автор отрывает его от всего, что дорого, отправляя вместе с приемным отцом в глубь России. И здесь образ Крыма выходит на совершенно иной качественный уровень - он взрослеет в другой среде, с другой культурой и религией. Как ни прискорбно, в конце романа Крым, вернувшись на Кавказ, не вспоминает ни свое трудное детство, ни свою мать, для которой он был единственным лучом в ее полной драматизма судьбе, ни зов родной природы - ничего. Такова печальная судьба человека, волею судьбы оторванного от родины. У большинства детей войны возможность чувствовать родительское тепло в сообществе со своей землей была отнята. И именно этот факт в центре художественного осмысления автора «Голубого типчака».

З. Толгурову необычайно тонко удается воспроизвести природу горного края. Не случайно автор назвал свой роман «Голубой типчак». Типчак глубоко символичен, сказания о его чудесных свойствах уходят своими корнями в глубь карачаево-балкарских мифов и легенд. Он несет в себе скрытый философский смысл, не прощает слабости, лжи, лицемерия, кто взойдет на него, непременно больно ушибется, будь то животное или человек. Трава типчак всегда зеленая, промерзлая, скользкая, но очень красивая. Она обманчива, как сама жизнь. Так и человек живя на земле, часто не постигает истин и, в конце концов, падает с воздвигнутой им же башни. Ценность жизни, по замыслу автора, сакральна, ее нужно все время искать и постигать. Но не всегда это получается, в конечном итоге, на этом поле выживает тот, кто умеет приспосабливаться к обстоятельствам или быть абсолютным победителем.

Нередко в своих произведениях Толгуров четко оппозиционирует два мира - мир высоких эстетических идеалов и духовной бедности, добра и зла. Подобные противостояния часто проецируются из мира природы на реальную человеческую жизнь. В качестве иллюстрации приведем образы таких непримиримых персонажей романа как вожак косяка отважный жеребец Алакёз (Сероглазый) и беспрестанно преследующая его агрессивная волчица Гожай (Злобная). Их прототипы часто упоминаются в мифах и национальном фольклоре балкарцев. В художественной ре-

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008

109

конструкции автора они иносказательно персонифицируют сложную диалектику человеческих взаимоотношений: так молодая женщина Хали-мат не выдержав вседозволенности и бесчинства системы власти теряет память, воспользовавшись ситуацией ее сестра Айшат завладевает имуществом, разлучив ее с единственным ребенком. Психологически достоверно и тонко автор сумел показать положительные и отрицательные характеры, неизменно сохраняя национальный колорит. С особым состраданием Толгуров повествует о героине романа Халимат, о ее переживаниях, чувствах, сомнениях. Ее образ в отличие от корыстной Айшат, является олицетворением женственности, добродетельной решимости, рассудительности.

Лиризм, тонкое знание культуры, обычаев народа и умение преподнести все это читателю -вот характерные черты, присущие писателю

З. Толгурову.

Опубликованный вслед за «Голубым типчаком» роман Толгурова «Белое платье» (2005) ознаменовал собой новый виток не только в творчестве самого писателя, но и балкарской прозы в целом. Это произведение представило читателю законченную систему мировосприятия и мышления Толгурова - философа. Здесь автор использует такие приемы, когда сюжетные перипетии служат фоном в художественной стратификации основных проблем человеческого и космического масштаба, когда предметом исследования служит человек сам по себе в кругу вечных и циклически повторяющихся истин.

Художественная ткань нового романа писателя нанизана на сюжеты из нартского эпоса карачаево-балкарской мифологии. Роман также отмечается полифоничностью, полисюжетностью, историзмом, когда внимание читателя акцентируется то на жизненных явлениях сегодняшнего дня, то актуальные сегодняшние проблемы рассматриваются из глубины веков, глазами мудрых предков, с точки зрения непреходящих, вечных истин. Для примера, хочется привести сцену из романа, где один из главных героев художник-правдоискатель, встретившись с дряхлой столетней старухой переспрашивает случайно услышанную им фразу из ее монолога:

- О ком это ты говоришь, кого это всех жизнь теребит и бросает под ноги?

- Всех: тебя, меня.

- Я не под ногами!

- Да, ты прав и в то же время нет, ты живешь только своим трудом, поэтому и говорю, что жизнь тебя не жалеет.

- Если бы я искал другие средства, я не считал бы себя человеком... Жизнь изменится к лучшему

- Да кто против? Но ожидая перемен мы сгорбились. Деревья растущие ввысь искорежены, если почву все время гложет паводок, лес не остается лесом. (Подстрочный перевод - Ж.Н.) [6, с. 30].

Сущность жизни, по Толгурову, есть трагизм. Трагизм человека, потерявшего корни, потерявшего надежду, является трагизмом, который порождает «несоглашательство, несогласие с несправедливостью мироустройства и человеческого удела в нем» [2, с. 48].

В образной структуре романа «Белое платье» немаловажную роль играют символы, они организуют в понимании читателя некую цепь нравственно-философского направления, через которую автор косвенной речью передает свое видение мира, они играют организационную роль выхода на сущность Вселенной и человеческого предназначения в нем:

- «Человек должен быть чист перед самим собой», - подумал художник. Есть люди непорочные снаружи, а на самом деле живущие в согласии с несправедливостью, смешавшие свое достоинство с грязью. И таких Зекерия знал немало. Надевающий белые одеяния и сердцем должен быть чист, и честь должна быть выше гор, не раз любил он повторять своей любимой. И никто не должен на эту честь посягать. На надетое им «белое платье» Аскерхан он был чуток. И девушка, понимая это, всегда была ему благодарна. А что же теперь случилось с ней?» (Подстрочный перевод - Ж.Н.) [6, с. 24].

Белое платье, как символ чести и достоинства женщины, возвращает нас к исконным обычаям предков, когда честь и достоинство были на первом месте. Автор романа призывает остановить негативную глобализацию Вселенной, спасти наш хрупкий, но все еще не знающий себе равных мир.

Не случайно роман начинается с того, что чудище-великан (образ эмегена из нартского эпоса карачаево-балкарцев) жадно высматривает земли нартов на равнине. Посредством художественных образов (доблестные нарты и извечные их противники эмегены-великаны) автор проводит параллели, сопоставляет два мира - прошлое и настоящее. Приоритеты и проблемы сегодняшнего дня рассматриваются в соотнесении с про-

110

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008

странственными форматами архаичных легенд. Мифологизирование ситуации помогает автору глубже раскрыть корни конфликта, тему современности. Миф, являясь хранителем информации о предыстории человечества, в художественном осмыслении «открывает пути не только в прошлое, но и в будущее, ибо для современного человека «помнить» - означает и жить днем сегодняшним, и одновременно прогнозировать будущее...» [1, с. 22].

В «Белом платье» мастерски сочетается круговорот жизни - печаль, радость, суета, бессмысленность идеалов, повседневных человеческих забот. Из нашей жизни ничего этого невозможно искоренить, но все же мы люди и, в конечном итоге, говорит писатель, мы различим ростки той правды, которая характерна человеческому сообществу.

Говоря же в целом о прозаическом творчестве З. Толгурова, надо сказать, что на сегодняшний день оно динамически развивается в русле повествовательных моделей крупного жанра со сложной, полисюжетной, хронотопически детер-

минированной основой. Это и есть те самые характерные признаки, которые являются отличительной особенностью современной прозы мирового уровня.

Библиографический список

1. Аджаматова Н.К. Проблема эволюции конфликта и национального характера в прозе народов Дагестана и Северного Кавказа: Автореф. . д-ра филол. наук. - Махачкала, 2007. - С. 46.

2. Гуртуева Т. Б. Маленький человек с большой буквы. - Нальчик: Эльбрус, 1994. - С. 207.

3. Кожинов В.В. Статьи о современной литературе. - М.: Советская Россия, 1990. - С. 544.

4. Писатели Кабардино-Балкарии (XIX - конец 80-х гг. XX в.). Библиографический словарь. -Нальчик: Эль-фа, 2003. - С. 443.

5. Толгуров З.Х. Голубой типчак: Роман, повесть / Перевод с балкарского. - Нальчик: Эльбрус, 2003. - С. 392.

6. Толгуров З.Х. Белое платье: Роман, повесть. - Нальчик: Эльбрус, 2005. - С. 344. (На балкарском языке).

Т.О. Земледельцева РОЛЬ ВОСПОМИНАНИЙ ОБ АРМЕЙСКОЙ СЛУЖБЕ В СЮЖЕТНОЙ ПРОЗЕ А.А. ФЕТА

За прозой Фета давно уже установилась репутация автобиографичной. Репутация эта опирается, в первую очередь, на то, что исследователям и читателям ярко бросаются в глаза многочисленные параллели между прозаическими произведениями и мемуарами Фета. В этом отношении М.В. Строганов выразил, пожалуй, общее мнение литературоведов по поводу прозы Фета: «Фет не умеет фантазировать, и между его сюжетной прозой и другими, несюжетными прозаическими жанрами его: мемуарами, критикой, публицистикой - принципиальной разницы нет: это всегда яркий рассказ о том, что реально было в реальной жизни с четким определением временной, причинно-следственной обусловленности, с ясно прописанной целевой установкой и предметно-определительными отношениями. Всё, что написано в прозе, было именно так, как написано в ней» [5, с. 7]. Действительно, на первый взгляд кажется, что фантазировать в прозе Фет то ли не умел, то ли не

хотел, то ли ленился, но более детальный анализ убеждает, что Фет учился фантазировать в своей прозе, искал свою неповторимую творческую манеру, но нужно констатировать, вслед за И.С. Тургеневым и самим Фетом, что «ни драматической, ни эпической» «жилки» в нем «совершенно нет» [7, т. 1, с. 7]. Задачей моей работы, однако, не является выставление оценок прозаическим опытам Фета, мне хочется показать механизм создания Фетом сюжетной прозы и правильнее это будет сделать на конкретном примере. В своей работе я покажу, как автобиографический материал, в частности, воспоминания об армейской службе, в различной степени участвует в создании сюжетной прозы Фета.

В прозе, кроме нескольких литературных и политических статей да трех томов воспоминаний, Фет оставил нам семь рассказов. В хронологическом порядке они располагаются так: «Кале-ник» (1854), «Дядюшка и двоюродный братец» (1855), «Семейство Гольц» (1870), «Первый

© Т.О. Земледельцева, 2008

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2008

111

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.