Научная статья на тему 'НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: НЕЖЕНЕЦ Н.И., НЕЖЕНЕЦ И.Н. ОЧЕРКИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX–XX ВВ., МОСКВА: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР МГИК, 2023. 578 С.)'

НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: НЕЖЕНЕЦ Н.И., НЕЖЕНЕЦ И.Н. ОЧЕРКИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX–XX ВВ., МОСКВА: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР МГИК, 2023. 578 С.) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русская литература / художественный гений / эпос / трагедия / смысл бытия / народная душа / Гомер / Пушкин / Толстой / Шолохов / Твардовский / Russian literature / artistic genius / epic / tragedy / meaning of existence / people's soul / Homer / Pushkin / Tolstoy / Sholokhov / Tvardovsky

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волобуев Виктор Алексеевич

Рецензия на монографию авторов Неженец Н.И., Неженец И.Н. «Очерки русской литературы XIX–XX вв.» представляет собой характеристику внутреннего смыслового единства этой работы. По убеждению авторов монографии, в русской литературной классике основные вопросы человеческого бытия – добро, красота, подвиг и святость, борьба жизни и смерти – решаются на уровне древнегреческого эпоса и идущей от Гомера классической литературной традиции. В монографии дано новое прочтение «Евгения Онегина» Пушкина, «Войны и мира» Льва Толстого, «Братьев Карамазовых» Достоевского, «Тихого Дона» Михаила Шолохова и других шедевров русской словесности. Авторам удалось объединить шедевры русской литературы XIX века и советской литературы ХХ века художественными средствами, созданными гениями русской литературы на основе решения в них эпических проблем в контексте русской жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW READING OF RUSSIAN CLASSICAL LITERATURE (REVIEW OF THE MONOGRAPH: NEZHENETS N.I., NEZHENETS I.N. ESSAYS ON RUSSIAN LITERATURE OF THE 19TH–20TH CENTURIES, MOSCOW: MSIC PUBLISHING CENTER, 2023. 578 PP.)

The review of the monograph by the authors Nezhenets N.I., Nezhenets I.N. "Essays on Russian Literature of the XIX–XX centuries" is a characterization of the inner semantic unity of this work. According to the authors of the monograph, in the Russian literary classics the main issues of human existence – goodness, beauty, feat and holiness, the struggle of life and death – are solved at the level of the ancient Greek epic and the classical literary tradition coming from Homer. The monograph gives a new reading of Pushkin's Eugene Onegin, Leo Tolstoy's War and Peace, Dostoevsky's The Brothers Karamazov, Mikhail Sholokhov's The Quiet Don and other masterpieces of Russian literature. The authors managed to unite the masterpieces of Russian literature of the 19th century and Soviet literature of the 20th century on the basis of solving epic problems in the context of Russian life and by artistic means created by the geniuses of Russian literature.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ ПРОЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: НЕЖЕНЕЦ Н.И., НЕЖЕНЕЦ И.Н. ОЧЕРКИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX–XX ВВ., МОСКВА: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР МГИК, 2023. 578 С.)»

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2023 ♦ 6 (116) ноябрь-декабрь ^

OBOE ПРОЧТЕНИЕ РУССКОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ: НЕЖЕНЕЦ Н. И., НЕЖЕНЕЦ И. Н. ОЧЕРКИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX-XX BB, МОСКВА: ИЗДАТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР МГИК, 2023. 578 С.)

УДК 94(470+571)"17/1917"

http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-6116-190-193 В.А. Волобуев

Московский государственный институт культуры, Химки, Московская область, Российская Федерация, e-mail: [email protected]

Аннотация: Рецензия на монографию авторов Неженец Н.И., Неженец И.Н. «Очерки русской литературы XIX-XX вв.» представляет собой характеристику внутреннего смыслового единства этой работы. По убеждению авторов монографии, в русской литературной классике основные вопросы человеческого бытия - добро, красота, подвиг и святость, борьба жизни и смерти - решаются на уровне древнегреческого эпоса и идущей от Гомера классической литературной традиции. В монографии дано новое прочтение «Евгения Онегина» Пушкина, «Войны и мира» Льва Толстого, «Братьев Карамазовых» Достоевского, «Тихого Дона» Михаила Шолохова и других шедевров русской словесности. Авторам удалось объединить шедевры русской литературы XIX века и советской литературы ХХ века художественными средствами, созданными гениями русской литературы на основе решения в них эпических проблем в контексте русской жизни.

Ключевые слова: русская литература, художественный гений, эпос, трагедия, смысл бытия, народная душа, Гомер, Пушкин, Толстой, Шолохов, Твардовский.

Для цитирования: Волобуев В. А. Новое прочтение русской классической литературы (Рецензия на монографию: Неженец Н. И., Неженец И. Н. Очерки русской литературы XIX-XX вв., Москва: Издательский центр МГИК, 2023. 578 с.) // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2023. №6 (116). С. 190-193. http://doi. org/10.24412/1997-0803-2023-6116-190-193

NEW READING OF RUSSIAN CLASSICAL LITERATURE (REVIEW OF THE MONOGRAPH: NEZHENETS N. I., NEZHENETS I. N. ESSAYS ON RUSSIAN LITERATURE OF THE 19TH-20TH CENTURIES, MOSCOW: MSIC PUBLISHING CENTER, 2023. 578 PP.)

ВОЛОБУЕВ ВИКТОР АЛЕКСЕЕВИЧ - доктор философских наук, профессор кафедры истории и философии, Московский государственный институт культуры VOLOBUEV VIKTOR ALEKSEEVICH - DSc in Philosophy, Professor at the Department of History and Philosophy, Moscow State Institute of Culture

© Волобуев В. А., 2023

= Рецензии

Viktor A. Volobuev

Moscow State Institute of Culture, Khimki, Moscow region, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Abstract: The review of the monograph by the authors Nezhenets N. I., Nezhenets I. N. "Essays on Russian Literature of the XIX-XX centuries" is a characterization of the inner semantic unity of this work. According to the authors of the monograph, in the Russian literary classics the main issues of human existence - goodness, beauty, feat and holiness, the struggle of life and death - are solved at the level of the ancient Greek epic and the classical literary tradition coming from Homer. The monograph gives a new reading of Pushkin's Eugene Onegin, Leo Tolstoy's War and Peace, Dostoevsky's The Brothers Karamazov, Mikhail Sholokhov's The Quiet Don and other masterpieces of Russian literature. The authors managed to unite the masterpieces of Russian literature of the 19th century and Soviet literature of the 20th century on the basis of solving epic problems in the context of Russian life and by artistic means created by the geniuses of Russian literature.

Keywords: Russian literature, artistic genius, epic, tragedy, meaning of existence, people's soul, Homer, Pushkin, Tolstoy, Sholokhov, Tvardovsky.

For citation: Volobuev V. A. New reading of Russian classical literature (Review of the monograph: Nezhenets N. I., Nezhenets I. N. Essays on Russian literature of the 19th-20th centuries, Moscow: MSIC Publishing Center, 2023. 578 pp.). The Bulletin of Moscow State University of Culture and Arts (Vestnik MGUKI). 2023, no. 6 (116), pp. 190-193. (In Russ.). http://doi.org/10.24412/1997-0803-2023-6116-190-193

Издание монографии авторов Н. И. Не-женца и И. Н. Неженца стало интеллектуальным событием в жизни Московского государственного института культуры. Обучение хореографов, музыкантов, режиссеров, не говоря о специалистах в области истории и теории культуры, требует особой гуманитарной подготовки. Но здесь недостаточно общей эрудиции и воспитания художественного вкуса. Каждый деятель искусства уникален, и его талант означает не только знание, но и способность особого проникновения, вчувство-вания в произведение искусства. Здесь уместно вспомнить О. Шпенглера с его методом «вживания» в душу каждой культуры, без чего не понять духовной жизни прошлых веков и современности [3, глава 5]. Искусство тех, кто преподает гуманитарные дисциплины, -в умении развить эту способность у студентов. Рациональное понимание культуры всегда вторично, а его основа - погружение в душу создателя и самого произведения, что, на наш взгляд, и демонстрируют авторы «Очерков русской литературы Х1Х-ХХ вв.».

Монография «Очерки русской литературы Х1Х-ХХ вв.» далека от академическо-

го издания. В ней не представлена строгая хронология, разделение на этапы или классификация литературных направлений. Эту монографию структурируют не внешние рациональные принципы, а внутреннее смысловое единство. В его основе вечный круг вопросов, на которые по-своему отвечал уже Гомер, а затем Данте, Шекспир, Гете и, наконец, равный им Александр Пушкин, «генетически мудро пестуя на русский лад вопросы жизни и смерти, красоты и добра, личной свободы и всеобщего нравственного порядка на земле» [1, с. 7]. «Логическая справедливость, с какою русский поэт занял это место в кругу избранных гениев человечества, - отмечают далее авторы, - определяется в первую очередь величиною его творческого духа, равноценно соотнесенного с движением истории» [1, с. 8].

Авторы убеждены в том, что величие русской словесности можно понять и прочувствовать в контексте мирового культурного развития. Вот почему в монографии о русской словесности органичен рассказ о гомеровской «Илиаде», в которой уже задана такая чистота и возвышенность художественной мысли, к какой последующая мирская поэзия только

ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2023 ♦ 6 (116) ноябрь-декабрь:

склонялась, но не могла перешагнуть ее во всей незыблемой полноте и совершенстве эпической поэмы Гомера. Гомер пропел поэтическую думу о существе сущего. Данте, поднявшийся «в рост» Гомеру, представил смысловую картину, раскрывавшую всю трагическую безысходность земного бытия. Шекспир, исследуя земное бытование, погрузил человека в анналы трагической безысходности. Романтик Гете только указал направление действа, обещавшее подвести мир к очертаниям гармонического обустройства жизни. Существо же гармонии, ее содержание в жизни сущей, - пишут авторы, - было реалистически раскрыто современником Гете, нашим поэтом Пушкиным. «По сути, Пушкин, вставший «в рост» с величайшими творцами в искусстве слова, первым объяснил и, объяснив, возвратил мировой литературе идею гармонии мирского бытия, высказанную Гомером, но скоро утраченную после него» [1, с. 18].

В данном пункте авторы опираются на свое понимание русской идеи, которая в XIX и в начале ХХ века выражала национальный идеал - русский взгляд на мировую гармонию и движение к ней. Своеобразие искусства, с авторской точки зрения, в том, что эстетический идеал как образное представление о желаемом, а точнее, воспроизведение «прекрасного как должного» раскрывает свое содержание через соотнесение его с правдой жизни художественном произведении, начиная уже с творческого замысла [2, с. 531]. Вот почему свое высшее и адекватное выражение русская идея нашла в классической русской литературе XIX века1.

В том же ряду, что и Пушкин, в рецензируемой монографии стоят Толстой, Достоевский и Шолохов. Радикализм присущ русской душе. Сегодня он проявляет себя в радикальном отказе от советского прошлого. Но «отменяя» советскую культуру и литературу, мы

1 Отдельная статья в монографии посвящена произведению «гомеровской» направленности в русской культуре - «Слову о полку Игореве», создателем которого - по итогам собственного разыскания - авторы считают Беловолода Просовича.

разрываем связь времен в русской истории, какой бы трагической она ни была. Трагизм «Тихого Дона» Михаила Шолохова не уступает трагизму «Войны и мира» Льва Толстого. «В своих жанрово-стилевых исканиях, - читаем мы в монографии, - Шолохов, естественно, подпитывался творениями Гомера и Толстого. Его эпопея, куда он органично привнес трагическое начало, как бы соединила в себе типы жанрового построения, заявленные в «Илиаде» и «Одиссее», с идеей вселенского «эпического состояния», которой вдохновлялся автор «Войны и мира» [1, с. 22].

Подробное всматривание в суть бытия авторы демонстрируют во внимательном рассмотрении «Евгения Онегина» Пушкина, «Войны и мира» и «Анны Карениной» Льва Толстого, «Братьев Карамазовых» Достоевского. Дополняют этот анализ менее масштабные образы творчества Лермонтова, Гоголя, Гончарова, Тургенева, Чехова.

Авторское прочтение русской литературы в предлагаемой монографии, как уже было сказано, не обрело бы цельности без анализа советского периода, который занимает почти половину монографического исследования. Здесь не только «Тихий Дон» Шолохова, но и «Жизнь Клима Самгина» Горького, «Русский лес» и «Пирамида» Леонида Леонова.

Отдельно следует сказать об авторском взгляде на военную поэзию и прозу в предлагаемой монографии. В произведениях о Великой Отечественной войне проявило себя величие русской идеи, несмотря на атеистическую идеологию эпохи. Особое внимание отводится поэме Александра Твардовского «Василий Теркин», в которой, по мнению авторов, язык сплавляет литературную норму с разговорно-бытовыми выражениями. Сам стиль поэмы Твардовского приближается к фольклорному. Форма эпического сказа позволяет авторам именовать Твардовского «Гомером ХХ века». Именно так названа в монографии глава об этом выдающемся советском поэте.

Как и должно быть в эпосе, главная тема в поэме «Василий Теркин» - это борьба жиз-

Рецензии

ни и смерти. В освещении этой темы в поэме, подчеркивают авторы, много иронии, что не умаляет величия русского солдата, который побеждает смерть не только за счет личной храбрости, но и благодаря боевому товариществу, сплочению советских людей, которые, как и в давние времена, объединялись в борьбе с врагами и природной стихией. Глубинные нравственные основы нашего народа нашли свое талантливое выражение в так называемой «лейтенантской» прозе и поэзии. В монографии мы находим тонкое понимание романа Юрия Бондарева «Горячий снег».

Отдельно отметим авторское умение адекватно оценивать историческое содержание и индивидуальный стиль разных, порой противоположных, произведений, какими являются, с одной стороны, революционный стих Маяковского, а с другой - стиховое говорение Пастернака.

В заключении, которое называется «Гений, талант, посредственность», авторы

констатируют, что только в искусстве мы имеем дело с подлинной гениальностью, которая выражает сущность человека. Гениальному художнику, художнику слова, в том числе, не нужны правила, нормы и законы, он сам себе закон, который стихийно устанавливается в нем. «Истинный художник-творец создает новые миры; в этом смысле его дело богоподобно, - заключают авторы монографии. - И люди, приобщенные к на-стоящемуискусству, выходят, пусть временно, в пространство другого, образного мира, где открывается тайный смысл бытия и вычерчиваются желанные горизонты и возможности, присущие земному сознанию [1, с. 574].

Указанное издание адресовано преподавателям и учащейся молодежи, а также тем, для кого русское слово есть подлинное достояние российской и мировой культуры. И мы надеемся, что ее прочтение сделает любовь авторов к русской словесности всеобщей.

Список литературы

1. Неженец Н. И., Неженец И. Н. Очерки русской литературы Х1Х-ХХ вв.: монография. Москва: МГИК, 2023. 578 с.

2. Неженец Н. И. Русская народно-классическая поэзия. Москва: Раритет. 2007. 544 с.

3. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории: гештальт и действительность. Т.

1. / Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К. А. Свасьяна. Москва: Мысль, 1993. 663 с.

*

Поступила в редакцию 25.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.