бей) бороздили пространство во всех направлениях на небольшой скорости и собирали медленно летящих насекомых в воздухе. Наконец, самую верхнюю часть этой пирамиды составляли серебристоспинные колючехвостые стрижи Hirundapus cochinchinensis. Они стремительно носились на высоте 30-35 м и выше и там ловили разлетающихся термитов. Число охотившихся особей этого вида подсчитать не удалось, так как их маневры охватывали большое пространство, птицы постоянно скрывались за кромкой окружающего леса и появлялись вновь. По-видимому, их было несколько десятков.
Активность птиц продолжалась до глубоких сумерек. В это время появились козодои Caprimulgus macrurus и С. asiaticus. Но сколько-нибудь определённой реакции их на продолжающийся лёт термитов не отмечено. Можно полагать, что число видов насекомоядных птиц, которые в таких ситуациях оказываются потребителями этого корма, значительно больше. В районе проведённых наблюдений в лесу почти постоянно можно было видеть перемещающиеся общества термитов. Они двигались непрерывным потоком по избранному пути (земля, упавшие стволы деревьев), но в этом состоянии птицы их не трогали. По-видимому, перемещающиеся бескрылые массы термитов обладают хорошей химической защитой. В период брачного лёта положение меняется, и в эти короткие отрезки времени крылатые особи, лишённые такой защиты, становятся массовым кормом многих неспециализированных к их добыче насекомоядных птиц. Общий урон, нанесённый насекомым сравнительно с их общей численностью, относительно мал. Описанный случай — ежегодное фенологическое явление жизни первичного тропического леса.
Ю ^
ISSN 0869-4362
Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1053: 3042-3043
Новое место гнездования сипухи Tyto alba на юге России
А.Н.Хохлов, М.П.Ильюх, Л.П.Есипенко, А.А.Гожко
Второе издание. Первая публикация в 2010*
Встречи сипухи Tyto alba на Северном Кавказе периодически отмечаются с 1998 года в разных местах: в Анапе, Славянске-на-Кубани, Сочи (Адлер), селе Весёлое Краснодарского края, Железноводске и селе
* Хохлов A.H., Ильюх М.П., Есипенко Л.П., Гожко A.A. 2010. Новое место гнездования сипухи на юге России // Орнитология в Северной Евразии. Оренбург: 318.
Греческое Ставропольского края (Букреев 2003; Фарафонтов, Бахтадзе 2003; Бахтадзе, Фарафонтов 2004; Тильба, Мнацеканов 2005; Парфёнов, Байрамкуова 2006; Хохлов и др. 2006). Причём эти птицы, скорее всего, принадлежат двум подвидам: номинативному Т. a. alba (Scopoli, 1769) и среднеевропейскому Т. a. guttata (C.L.Brehm, 1831).
Однако не каждая находка вида в регионе фиксировалась как гнездовая. Достоверные случаи гнездования сипухи на Северном Кавказе отмечены лишь в Анапе, сёлах Греческое и Весёлое (на границе с Абхазией). В связи с этим определённый интерес представляет новое место гнездования сипухи в городе Славянске-на-Кубани. Так, вблизи реки Протоки на улице Набережной 24 августа 2009 при спиливании тополя обнаружено дупло с двумя птенцами сипухи (подвида Т. a. alba), один из которых погиб. Выживший птенец в дальнейшем содержался в неволе, где чувствовал себя вполне комфортно. По нашим наблюдениям и сведениям таксидермиста Д.Н.Бакуты, в 2009 году сипуха в Славянске-на-Кубани и его окрестностях встречалась гораздо чаще, чем в 2008 году.
Встречи сипухи в последние годы в разных районах Северного Кавказа свидетельствуют о начале активного расселения вида на восток. Его проникновение в Предкавказье, вероятно, происходит по двум направлениям: из северной Турции по восточному побережью Чёрного моря проникает подвид Т. a. alba, а из Балканского полуострова вдоль западного и северного черноморских побережий через Крым и Приазовье вселяется подвид Т. a. guttata. Таким образом, Предкавказье в настоящее время является зоной интерградации двух подвидов сипухи.