ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
КАЗАХСТАНСКИЙ ВАРИАНТ
Новое качество рабочей силы и профессионального образования в условиях инновационного развития
В Казахстане сегодня во главу угла ставится активная новая политика занятости, учитывающая задачи инновационно-индустриального развития экономики и способствующая профессиональной и территориальной мобильности населения.
чуланова
Зауре казбековна,
кандидат экономических наук, заместитель директора Центра «Институт экономических исследований», г. Астана (Казахстан)
Иа рынке постоянно появляются новые модели бизнеса, для управления которыми у менеджеров не всегда достаточно опыта.
Открытие национального рынка для иностранной рабочей силы и компаний-работодателей приведет к усилению конкуренции за высокооплачиваемые рабочие места с иностранными высококвалифицированными специалистами.
Диспропорции на рынке труда
Как показывает практика, современный рынок труда Казахстана испытывает определенный дефицит квалифицированной рабочей силы. Свидетельством несоответствия профессионально-квалификационной структуры потребностям рынка труда является наличие безработицы при имеющихся вакансиях. Согласно данным Агентства РК по статистике, в 2013 году 23,9 % безработных составили лица с высшим образованием, 32,4 % — со средним специальным, 42,2 % имели среднее общее образование. В республике высока доля самозанятого населения, составляющего третью часть экономически активного населения республики, при этом 62 % из них заняты на низкоквалифицированных сельскохозяйственных работах. Образовательный уровень трудовых мигрантов, представляющих в большинстве своем малоквалифицированную рабочую силу, находящую применение в сельском хозяйстве и строительстве, также не способствует повышению качества трудового потенциала страны.
Дефицит квалифицированных образованных кадров становится сдерживающим фактором для развития инновационных производств, препятствием для повышения конкурентоспособности ряда сфер деятельности и отдельных регионов, вызывая диспропорции в развитии экономики. Казахстанский рынок труда испытывает определенный дефицит и в эффективных управленцах. На рынке постоянно появляются новые модели бизнеса, для управления которыми у менеджеров не всегда достаточно опыта. Это подтверждают и данные отчета ВЭФ о мировой конкурентоспособности 2013-2014.
По эффективности рынка труда казахстанский рынок занимает достаточно высокую пятнадцатую позицию, благодаря таким составляющим, как
оплата труда и производительность (9 место), наем на работу (21), гибкость начисления зарплаты (24). Однако по таким показателям, как профессионализм управления, кооперация труда и работодателя показатели достаточно низки — 70 и 54 позиции соответственно. Это говорит о том, что на казахстанском рынке труда пока еще не сформирован устойчивый спрос на высокообразованную квалифицированную рабочую силу. Более того, высокий уровень образования, профессиональной квалификации не всегда является гарантом соответствующего социального статуса и дохода. Низкий уровень заработной платы в бюджетном секторе и отдельных отраслях экономики увеличивает дисбаланс на рынке труда, не способствуя притоку квалифицированных кадров в эти сферы и снижая спрос на профессиональное образование по этим специальностям.
Проблема недостаточного уровня квалификации и профессиональных навыков национальных кадров обостряется в условиях функционирования ЕЭП и предстоящего вступления Казахстана в ВТО. Открытие национального рынка для иностранной рабочей силы и компаний-работодателей приведет к усилению конкуренции за высокооплачиваемые рабочие места с иностранными высококвалифицированными специалистами.
Профессиональное образование: новые подходы
Формирование более рациональной и, соответственно, более эффективной по своему влиянию на темпы и качество экономического роста профессиональной и образовательной структуры занятости должно быть направлено на обеспечение социально-экономической сбалансированности предложения и спроса на рабочую силу. Однако сегодня выбор трудовой деятельности и конкретного рабочего места выпускников и молодых специалистов далеко не всегда совпадают с потребностями экономики в рабочей силе. Приходится учитывать возрастающие требования работников к содержательности труда, его условиям и оплате.
КАЗАХСТАНСКИЙ ВАРИАНТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
В современном мире основным фактором повышения конкурентоспособности становится образование и профессиональное обучение. В Казахстане ключевым фактором становится выработка новых подходов к образованию, профессиональной подготовке и переподготовке специалистов, в частности универсализации профессиональных навыков, адекватных запросам инновационной экономики, повышения качественных характеристик специалистов. Являясь неотъемлемой составляющей конкурентоспособности страны, качество рабочей силы в значительной степени определяет эффективность реализации других конкурентных преимуществ, в частности, выгодного экономико-географического положения, обеспеченности сырьевыми ресурсами, благоприятного инвестиционного климата.
Новый уровень качества образовательных услуг находится в числе актуальных проблем социально-экономической модернизации страны и качественного роста человеческого капитала. Современное профессиональное обучение требует компетентностного подхода — т. е. преподаватель должен не просто передавать «готовые знания», но и формировать у студента умение применять эти знания на практике.
интернационализация образования
С целью интегрирования отечественной системы образования в международное образовательное пространство в республике широкое распространение получает кредитная технология обучения. Увеличение доли самостоятельной работы студентов в программе вузовского обучения делает их активными участниками учебного процесса, в ходе которого реализуются образовательные программы, расширяющие возможности вхождения в глобальное образовательное пространство. Одновременно внедряемая технология определяет основы для нового подхода через совершенствование учебных планов, интегрированных программ обучения и научных исследований с перспективой обеспечения конкурентоспособности казахстанского образования и специалистов на мировом рынке. Все это становится возможным только при условии высокой компетентности преподавателей.
Интернационализация системы образования требует от преподавателя знания иностранных языков. Приходится констатировать тот факт, что в высших учебных заведениях с иностранным участием, где предусматривается трехъязычное обучение (казахский, русский, английский), большая часть казахстанских преподавателей владеют иностранным языком на начальном уровне. Языковой барьер не позволяет понять и усвоить нюансы профессионализма приглашенных иностранных коллег. Совместная работа осложняется еще и тем, что казахстанские преподаватели не прорабатывают современные иностранные издания, что значительно затрудняет проникновение в систему вузовского образования прогрессивных методик обучения. Выход из сложившейся ситуации
видится в создании при высших учебных заведениях для преподавателей, магистрантов, студентов центров по углубленному изучению иностранных языков, принципов и практики внешнеэкономической деятельности, организации бизнеса на предприятиях различных стран.
Высшее образование все сильнее испытывает воздействие процессов глобализации, являющихся главным фактором интернационализации университетов, постоянно возрастает доля студентов, участвующих в международной мобильности. В этом аспекте Государственная программа развития образования РК на 2010-2020-е годы предусматривает необходимость достижения двадцатипроцентного уровня мобильности, которая обеспечивала бы максимальный доступ студентов как к отечественной, так и зарубежной научной и материально-технической базе. Повышение мобильности должно происходить через участие студентов в научных проектах и прохождение стажировок и практики в научных, учебных и производственных предприятиях.
Выбор трудовой деятельности и конкретного рабочего места выпускников и молодых специалистов далеко не всегда совпадают с потребностями экономики в рабочей силе.
С целью интегрирования отечественной системы образования в международное образовательное пространство в республике широкое распространение получает кредитная технология обучения.
интеграция образования, науки и производства
Общемировая тенденция в развитии образования сводится к минимизации дистанции между образованием и производством. Следуя мировому опыту, вузы страны в целях усиления процесса взаимодействия образования, науки и производства переходят к модели исследовательского университета. Широкие возможности в этом направлении открывает Закон РК «О науке», определяющий понятие, задачи и права исследовательского университета. В частности, исследовательский университет может самостоятельно разрабатывать и реализовывать стандарты образовательных программ высшего и послевузовского образования, но не ниже устанавливаемых государственными стандартами. Также он вправе устанавливать дополнительные требования профильной направленности, создавать конструкторские бюро и опытно-производственные внедренческие предприятия. Все это позволит устранить противоречия между уровнем вузовской подготовки молодых специалистов и потребностью производства в действительно профессиональных кадрах, а также выстроить эффективную систему «вуз — наука — производство».
языковой барьер не позволяет понять и усвоить нюансы профессионализма приглашенных иностранных коллег.
Следуя мировому опыту, вузы страны в целях усиления процесса взаимодействия образования, науки и производства переходят к модели исследовательского университета.