Научная статья на тему 'НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ'

НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
159
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Евразийство / Евразийское экономическое сообщество / Евразийский экономический союз / Большое Евразийское партнерство / Таможенный союз / Единое экономическое пространство / 6 этапов евразийства / Eurasianism / the Eurasian Economic Community / the Eurasian Economic Union / the Greater Eurasian Partnership / the Customs Union / the Common Economic Space / 6 stages of Eurasianism
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»

Марышев А.А.

к.полит.н., главный специалист-эксперт Отдела таможенных информационных технологий Департамента

таможенной инфраструктуры Евразийской экономической комиссии

MaryshevAA@yandex.ru

НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ЕВРАЗИЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Ключевые слова: Евразийство, Евразийское экономическое сообщество, Евразийский экономический союз, Большое Евразийское партнерство, Таможенный союз, Единое экономическое пространство, 6 этапов евразийства.

Keywords: Eurasianism, the Eurasian Economic Community, the Eurasian Economic Union, the Greater Eurasian Partnership, the Customs Union, the Common Economic Space, 6 stages of Eurasianism.

Началом евразийской интеграции на постсоветском пространстве принято считать 29 марта 1994 года. В тот день Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев, в ходе своего первого официального визита в Россию, впервые выступил с идеей формирования Евразийского Союза Государств1. Между тем, в самом выступлении Н.А. Назарбаева, как это следует из опубликованной им книги «Евразийский Союз: идеи, практика, перспективы. 1994-1997», мы не находим ни самого понятия «Евразийский Союз», ни проекта документа о нём. Есть лишь непонятная цитата, по всей видимости, из газеты «Азия», в которой говорится, что на встрече с профессорско-преподавательским составом и студентами МГУ Н. Назарбаев предложил создать совершенно новое объединение из стран-участниц СНГ и назвать его Евразийским Союзом (ЕАС)2. В действительности же Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев впервые высказался о своём евразийском проекте 22 марта 1994 года, выступая в Лондоне в Королевском институте международных отношений «Чатем хаус», когда предложил «отказаться от стремления сохранить в составе СНГ все государства и на основе «ядра» стран построить реально работающий союз государств с возможным названием «Евро-Азиатский союз»3.

6 июня 1994 года в Алматы в резиденции Президента Казахстана Н.А. Назарбаева состоялась пресс-конференция руководителя информационно-аналитического центра Аппарата Президента Республики Казахстан М. Тажина и помощника Президента И. Тамсмагамбетова, на котором был представлен проект документа о формировании Евразийского Союза государств, подписанного Президентом Казахстаном 3 июня того же года. Г-н Тажин на пресс-конференции отметил, что инициатива создания Евразийского союза - это прежде всего идея экономического союза независимых государств. Однако сам текст документа «О формировании Евразийского союза государств» говорит о том, что, хотя Евразийский союз создается в качестве дополнительной структуры Содружества Независимых Государств, тем не менее, он предусматривал интеграцию в политической, оборонной, правовой, экологической, культурной и образовательной сферах4. Более того, создание Евразийского союза путём заключения международного договора о его формировании предполагало углубление интеграции в направлении формирования экономического, валютного и даже политического союза. В частности предлагалось одним из наднациональных органов сделать комиссию по вводу расчетной денежной единицы (переводного рубля). В сфере обороны предполагалось создание единого оборонного пространства, формирование коллективных миротворческих сил и возможность внесения коллективного обращения стран-участниц Евразийского союза в международные организации в целях придания совместному контингенту статуса миротворческих сил.

Стоит отметить, что большинство предложений Н.А. Назарбаева в сфере обороны удалось реализовать в ОДКБ, которая начала функционировать на постсоветском пространстве с 7 октября 2002 года, т.е. спустя 8 лет. Для создания Евразийского экономического союза потребовалось больше времени - 20 лет. В этот день 29 мая 2014 года президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписали Договор о Евразийском экономическом союзе. В память об этой дате с этого года Распоряжением высшего органа Евразийского экономического союза 29 мая объявлен днём Евразийского экономического союза5. Таким образом, в настоящее время считается, что евразийскому проекту исполнилось 28 лет, а Евразийскому экономическому союзу - 8 лет.

Однако история евразийского проекта или вернее евразийства началась на 74 года раньше - в далёком 1920 году и евразийский проект Назарбаева является не первым, а четвертным этапом евразийства. Отцом-основателем классического евразийства является Пётр Николаевич Савицкий, русский географ и геополитик. Именно П.Н. Савицким в 1920 г. в Софии (Болгарии) была опубликована его рецензия на брошюру другого представителя евразийства - Нико-

1 Евразийский экономический союз. - http://www.eaeuni0n.0rg/#ab0ut-hist0ry

2

Назарбаев Н.А. Евразийский союз: идеи, практика, перспективы, 1994-1997. - М.: Фонд содействия развитию соц. и полит. наук, 1997. - С. 32.

3 Там же, с. 26.

4 Там же, с. 42.

5 Распоряжение Высшего Евразийского экономического совета от 27.05.2022 № 3 «Об установлении Дня Евразийского экономического союза». 19.07.2022. - http://eaeunion.org/

лая Сергеевича Трубецкого1. В своей рецензии П. Савицкий утверждает, что Россия не похожа ни на Европу, ни на Азия, и ей подобает называется Евразией. Евразия является областью равноправия наций, не имеющих никаких аналогов в международных отношениях. Примечательно, что сам термин «Евразия» впервые употребил в конце XIX века австрийский учёный Эдуард Зюсс2. В своих публикациях Пётр Савицкий подчеркивал, что необходимо использовать термин «евразийство» вместо устаревшего понятия «евро-азиатство», который по инерции продолжал использоваться как Н.А. Назарбаевым с его известной инициативой создания Евразийского (Евро-Азиатского) союза», так и другими политическими деятелями во время функционирования Евразийского экономического сообщества с 2000 по 2014 гг. (называя Сообщество «Евро-Азиатское»).

Также П.Н. Савицкий в своих тезисах лекций, записанных им от руки 19 декабря 1930 года, предложил создать «Евразийский союз народов как прообраз международных отношений»3.

Таким образом, П.Н. Савицкого можно назвать отцом-основателем классического евразийства и идеи Евразийского союза. Помимо П.Н. Савицкого классическое евразийство также представлено князем Н.С. Трубецким, экономистом и географом П.Б. Струве, православным священнослужителем Г.В. Фроловским, русским музыкантом П.П. Сувчинским, а также светлейшим князем А.А. Левиным. Четыре отца-основателя, за исключением А. Левина и П. Струве, в 1921 году издают совместный сборник «Исход к Востоку»4, который во многом созвучен идеям немецкого философа Освальда Шпенглера в его произведении «Закат Европы»5. Там же в Софии 3 июня 1921 г. впервые идеи евразийства публично прозвучали на заседании религиозно-философского кружка. Организационное оформление евразийства произошло в конце 1924 г. на совещании в Вене, где был создан его руководящий орган - Высший Евразийский совет под председательствованием князя Трубецкого. Как известно, в настоящее время высшим органом Евразийского экономического союза также является Высший Евразийский экономический совет (на уровне глав государств). В январе 1929 г. образован Евразийский распорядительный комитет, который просуществовал до Первого Евразийского съезда (Брюссель, 1931 г.). Несмотря на то, что в 1932 году была создана Евразийская партия, выпущены сборник «Тридцатые годы» и шесть номеров журнала «Евразийские тетради», тем менее, евразийская идея стала терять свою популярность. Первый этап евразийского проекта - классическое евразийство просуществовал 18 лет - с 1920 по 1938 гг.

Классическое евразийство представляет собой разработанную и систематизированную «самобытную» концепцию отечественной философии, поскольку представляет собой крайне редкий случай, когда несколько различных представителей научной мысли вместе предложили свою уникальную единую теоретическую концепцию, созданную единовременно и концептуально оформленную. Этим евразийство принципиально отличается от множества идеологий, возникавших в Европе на рубеже двух мировых войн. Как справедливо отметил немецкий историк и советолог Леонид Люкс, «тут за дело взялись не дилетанты и политические доктринёры, а люди, прошедшие научную школу, владеющие искусством изощренного анализа»6.

Второй этап евразийства связан с именем создателя пассионарной теории этногенеза Л.Н. Гумилёва. Впервые о принадлежности Гумилёва к евразийству стали говорить и писать в конце 1970-х годов. Сам Лев Николаевич в многочисленных интервью 1980-х годов также охотно именовал себя евразийцем7. Важно отметить, что для Льва Гумилёва евразийство было не политической идеологией, а образом мысли. Именно Л.Н. Гумилёву принадлежит профетиче-ский афоризм: «Если России суждено возродится, то только через евразийство»8.

Третий этап евразийства можно назвать неудачным в попытках ее реализации. Данный этап охватывает период с 1921 по 2000 гг. и включает в себя в том числе и инициативу Н.А. Назарбаева по созданию Евразийского союза в 1994 г. Так, 26 сентября 1922 года, за два месяца до создания СССР, В.И. Ленин предложил назвать будущее государственное объединение Союзом Советских Республик Европы и Азии9. Учитывая, что руководство Советского союза активно взаимодействовало с классическим евразийцами, данную инициативу следует воспринимать как попытку перехватить инициативу у евразийцев. Тем не менее, как известно, данная инициатива В.И. Ленина не была принята за основу и с 1922 по 1991 гг. мы все жили в Союзе Советских Социалистических Республик и о евразийской идее почти 70 лет никто не вспоминал. А в августе - ноябре 1989 г., во времена перестройки в СССР, академиком А. Д. Сахаровым был предложен проект Конституции Союза Советских Республик Европы и Азии10, в пункте 3 которого говорится о создании «Европейско-Азиатского союза», и данная инициатива полностью совпадает с аналогичной инициати-

1 Савицкий П.Н. Европа и Евразия (по поводу брошюры кн. Н.С. Трубецкого «Европа и человечество») // Русская мысль. 1921. - № 1/2. - С. 119-138.

2 Suess E. Das Antlitz der Erde. - Prag-Leipzig, 1885. - Bd. I. - S. 768.

3

Тезисы лекции П.Н. Савицкого - «Национальный и вселенский смысл евразийства», записанные им от руки 19 декабря 1930 года // ГАРФ. Фонд П.Н. Савицкого.

4 Савицкий П.Н., Трубецкой Н.С., Флоровский Г.В., Сувчинский П.П. Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев. - София, 1921.

5 Шпенглер О. Закат Европы: Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. Гештальт и действительность. - М.: Мысль, 1993. -

667 с.

6 Люкс Л. Евразийство и консервативная революция. Соблазн антизападничества в России и Германии // Вопросы философии. - М., 1996. - № 3. - С. 59.

7 Гумилев Л.Н. Заметки последнего евразийца // Наше наследие. 1991. - № 3. - С. 19-34.

8 Социум. 1992. - № 9 (21). - С. 78.

9 Ленин В.И. Государство и революция // В.И. Ленин. Полное собрание сочинений. - М., 1967. - Т. 45. - С. 211.

10 Конституция Союза Советских Республик Европы и Азии (Проект народного депутата СССР, академика А.Д.Сахарова). -https://constitution.garant.ru/history/active/1024/

вой Н.А. Назарбаева, высказанной им в марте 1994 году в Лондоне. Также проект Конституции говорит нам о необходимости гармонизации экономического, социального и политического развития во всем мире. Данная инициатива также почти полностью корреспондирует с проектом Евразийского союза Н.А. Назарбаева, опубликованным 6 июня 1994 г. Также совпадают предложения А.Д. Сахарова и Н.А. Назарбаева в том, что вступление стран в новый Союз должно осуществляться на основе Союзного договора (Договора о создании Евразийского союза). Неудивительно, что и в вопросе русского языка как официального (государственного) позиции Андрея Сахарова и Нурсултана Назарбаева также совпадают. Как можно заметить ни инициатива академика А. Д. Сахарова, ни предложения Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева не были реализованы.

Вместо Советского союза как единого политического государства в 1991 году образовалось Содружество Независимых государств. Тем не менее, образование СНГ не было единственной инициативой на уже постсоветском пространстве. Главы четырех центральноазиатских государств (Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан) 13 декабря 1991 г. в г. Ашхабаде выступили с инициативой создания Евразийского Содружества Независимых Госу-дарств1. В проекте Евразийского СНГ было предложено развивать равноправное и взаимовыгодно сотрудничество своих народов и государств в области политики, экономики, культуры, образования, здравоохранения, охраны окружающей среды, науки, торговли, в гуманитарной и иных областях. Примечательно, что предлагалось подтвердить ранее заключенный Договор об экономическом сообществе2.

Несмотря на то, что идея формирования Евразийского СНГ в итоге не была поддержана другими постсоветскими странами, идея экономического сообщества все же была реализована вначале в Договоре об экономическом союзе 1993 года3, а затем в Договоре об учреждении Евразийского экономического сообщества в 2000 г.4 и, наконец, в Договоре о Евразийском экономическом союзе от 2015 г.5 Реализовать идею экономического сообщества с участием всех стран Содружества Независимых Государств не удалось из-за ограничений, первоначально заложенных в Содружестве. Дело в том, что согласно Уставу СНГ «Содружество не является государством и не обладает наднациональными полномочиями»6.

Такое ограничение в деятельности Содружества привело к феномену разноуровневой и разноскоростной интеграции на постсоветском пространстве7. Вначале Российская Федерация и Республика Беларусь в 1995 году подписывают Соглашение о Таможенном союзе8, затем к Соглашению через 14 дней присоединяется Республика Казахстан9, а 29 марта 1996 года и Кыргызская Республика10. В этот же день (29 марта 1996 г.) «интеграционная четвёрка» стран подписывают Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях11. В 1998 г. к данному договору присоединилась и Республика Таджикистан. 23 мая 2000 г. в г. Минске главы стран Договора об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях поддержали предложение Президента России В.В. Путина об образовании более эффективной экономической организации. Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил наделить новое объединение таким же международным статусом, что и Европейский союз, и назвать новую организацию «Евразийской»12.

Как уже было отмечено выше, 10 октября 2000 г. учреждается Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС). В 2005 г. на фоне андижанских событий в Узбекистане было принято решение о присоединении данной республики к ЕврАзЭС. Примечательно, что присоединение Узбекистана к Сообществу было оформлено как классическим прото-

1 Проект Соглашения о создании Евразийского Содружества Независимых Государств (13.12.1991, г. Ашхабад) // Документ опубликован не был.

2 Проект Договора об Экономическом сообществе // Правительственный вестник. - М., 1991. - № 42.

3 Договор стран СНГ «О создании Экономического союза» // Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество». 1993. - № 4.

4 Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (Астана, 10 октября 2000 г.) // Собрание законодательства РФ, 18.02.2002, № 7, ст. 632.

5 Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.) // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. 05.06.2014. - http://www.eurasiancommission.org/

6 Решение Совета глав государств СНГ «О принятии Устава СНГ» (Минск, 22 января 1993 г.) // Содружество. Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ. 1993. - № 1.

Разноуровневая и разноскоростная интеграция: контуры большого Евразийского партнерства. - М.: Изд-во Совета Федерации, 2018. - С. 4.

8 Соглашение о Таможенном союзе между Российской Федерацией и Республикой Беларусь (Минск, 6 января 1995 г.) // Бюллетень международных договоров. 1995. - № 10.

9 Соглашение о Таможенном союзе (Москва, 20 января.1995 г.) // Российская газета. - М., 1995. - 5 мая.

10 Договор о присоединении Киргизской Республики к Соглашениям о Таможенном союзе (Москва, 29 марта 1996 г.) // Российская газета (Ведомственное приложение). - М., 1996. - 13 мая.

11 Договор между Российской Федерацией, Республикой Белоруссия, Республикой Казахстан и Киргизской Республикой об углублении интеграции в экономической и гуманитарной областях (Москва, 29 марта 1996 г.) // Российская газета (Ведомственное приложение). - М., 1996. - 2 апреля.

12 История экономической интеграции евразийских государств. Досье. - https://tass.ru/info/1222521

колом о присоединении1, так и решением об объединении Организации Центрально-Азиатского сотрудничества с Ев-рАзЭС2. В октябре 2008 г. Узбекистан де-факто вышел из ЕврАзЭС3.

Несмотря на то, что Евразийское экономическое сообщество прекратило своё существование с 1 января 2015 г. одновременно с началом функционирования Евразийского экономического союза, тем не менее, уже в феврале 2003 года появилась альтернатива ЕврАзЭС - Единое экономическое пространство, в котором наряду с тремя государствами -членами ЕврАзЭС (Беларусью, Казахстаном и Россией) участвовала и Украина. Соответствующее соглашение «интеграционной четверкой» было подписано 19 сентября 2003 г.4 Несмотря на ратификацию данного Соглашения, оно не заработало, поскольку Украина, в отличие от Казахстана и России, провозгласила своей конечной целью вступление в Европейский союз и НАТО, что впоследствии нашло своё отражение в Конституции Украины5. ЕЭП-4, как назвали Соглашение о Едином экономическом пространстве Беларуси, Казахстана, России и Украины, оказалось нежизнеспособным, и Казахстан, Россия и Беларусь решили вместе построить Единое экономическое пространство уже на площадке ЕврАзЭС. Как справедливо отметил Генеральный секретарь ЕврАзЭС Г.А. Рапота, «видимо будет принято какое-то политическое решение и определены конкретные сроки»6. Так и произошло. На неформальном саммите ЕврАзЭС в августе 2006 г. было принято принципиальное решение о создании Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, в который на первой стадии вошли лишь три государства, имеющий близкие по уровню экономические потенциалы (Беларусь, Казахстан и Россия). А в октябре того же года принята концепция формирования Таможенного союза, а также план действий по его формированию рассчитанный на 3 года. В результате ЕврАзЭС раскололся как бы на двое - твердое ядро интеграции в формате «интеграционной тройки» и периферия интеграции с участием Киргизии и Таджикистана. Именно это не позволило реорганизовать Евразийское экономическое сообщество в Евразийский экономический союз. Наиболее реалистичным вариантом реорганизации Сообщества в Союз было предоставление Беларуси, Казахстану и России статуса государств-членов ЕАЭС, а Кыргызстану и Таджикистану - статуса партнёра по диалогу. Как известно, данный статус широко применяется в Шанхайской организации сотрудничества. Что касается органов будущего Союза, то Межгосударственный совет на уровне глав государств предлагалось переименовать в Высший Евразийский совет (как высший орган у классических евразийцев), Межгосударственный совет на уровне глав правительств переименовать в Евразийский межправительственный совет, исполнительный орган интеграции - Интеграционный комитет переименовать в Евразийскую экономическую комиссию, Суд Сообщества - в Суд Союза, а статус Межпарламентской Ассамблеи повысить до Евразийского парламента и перенести штаб-квартиру из Санкт-Петербурга в Астану. Как мы теперь видим, этим планам не удалось было сбыться.

Дальнейшая евразийская интеграция на постсоветском пространстве развивалась следующим образом. В октябре 2007 г. заработал первый наднациональный орган на постсоветском пространстве - Комиссия Таможенного союза7. В ноябре 2009 г. принимается единый Таможенный кодекс Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. С 1 января 2012 года прекращает деятельность Комиссия Таможенного союза и вместо нее действует Евразийская экономическая комиссия как единый постоянно действующий регулирующий (наднациональный) орган Таможенного союза и Единого экономического пространства, а с 1 января 2015 года - Евразийского экономического союза.

Сейчас вполне буднично звучит понятие «Таможенный союз», под которым понимается Таможенный союз Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации. Но не следует забывать, что в момент появления Таможенного союза интеграционные процессы происходили в рамках Евразийского экономического сообщества и подразумевали не нового игрока (международной организации региональной экономической интеграции) на постсоветском пространстве, а этап интеграции. Не случайно именно поэтому Таможенный союз и соответственно Комиссия Таможенного союза в документах Евразийского экономического сообщества начали писать не с заглавной, а со строчной буквы.

Также хотелось бы отметить, что несмотря на то, что названия организаций - Евразийское экономическое сообщество и Евразийский экономический союз - почти не отличаются, тем не менее Союз не стал правопреемником Сообщества. Поскольку Евразийское экономическое сообщество, как уже было отмечено, прекратило свое существование 31 декабря 2014 года, а уже на следующий день - 1 января 2015 года начал функционировать Евразийский экономический союз, то и в СМИ и на встречах руководителей государств-членов Евразийского экономического сообщества в отношении Евразийского союза продолжает использовать аббревиатура «ЕврАзЭС», которая должна по идее относится к Сообществу. Использование аббревиатуры «ЕврАзЭС» не случайно, поскольку по предложению Президента Российской Федерации В.В. Путина данная аббревиатура с 2016 года в публичном пространстве используется по отношению уже к Евразийскому экономическому союзу.

1 Протокол о присоединении Республики Узбекистан к Договору об учреждении Евразийского экономического сообщества

от 10 октября 2000 года (Санкт-Петербург, 25 января 2006 г.) // Собрание законодательства РФ. 29.01.2007. - № 5, ст. 559.

2

Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества № 267 от 25.01.2006 г. «О правовом оформлении интеграции Организации "Центрально-Азиатское Сотрудничество" в Евразийское экономическое сообщество». Документ опубликован не был.

Решение Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 24.12.2008 № 414 «О приостановлении участия Республики Узбекистан в работе органов Евразийского экономического сообщества». Документ опубликован не был.

4 Соглашение о формировании Единого экономического пространства (Ялта, 19 сентября 2003 г.). Документ опубликован не был.

5 Статья 102 Конституции Украины.

6 Саммит в Минске должен подвести итог слиянию ОЦАС и ЕврАзЭС. https://ria.ru/20060621/49834151.html

7 Договор о Комиссии Таможенного союза (Душанбе, 6 октября 2007 г.) // Бюллетень международных договоров. 2011. -№ 7. - С. 5-8.

Хотелось бы отметить, что в истории создания аббревиатуры «ЕврАзЭС» автор принимал непосредственное участие, работая в то время советником Межпарламентской Ассамблеи Евразийского экономического сообщества в Таврическом дворце Санкт-Петербурга. Именно там в Таврическом дворце родилась идея сокращенного названия Евразийского экономического сообщества - ЕврАзЭС.

Таким образом, Евразийский экономический союз, хотя и не является правопреемником Евразийского экономического сообщества, тем не менее, де-факто им все же является.

В настоящее время все большую популярность приобретают мегапроекты развития ЕврАзЭС. Одним из первых стало Евразийское экономическое партнёрство. Предложение о формировании Большого евразийского экономического партнёрства (далее - БЕП) следует рассматривать как ответ на формирование Транстихоокеанского партнёрства и Трансатлантического торгово-инвестиционного партнёрства, а также как новый этап Евразийства.

Как и любая идея, БЕП также эволюционирует. Впервые идею о всеобъемлющем партнёрстве от Лиссабона до Владивостока высказал генерал Шарль де Голль. Эта идея в полной мере не была реализована. Идея М.С. Горбачева об общем европейском доме также не была реализована.

Первоначально с идеей реализовать БЕП в 2015 году выступил Евразийский экономический союз, выпустив соответствующие Директивы1, которые были направлены коллегам из Европейского союза. Хотя реализовать данные Директивы

в то время не удалось, тем не менее, с 2021 года началось техническое взаимодействие двух исполнительных органов интеграционных объединений - Европейского союза и Евразийской экономической комиссии. Сложный процесс взаимодействия Евразийского экономического союза и Европейского союза обусловливается, видимо, в основном азиатским вектором развития международной деятельности Евразийского экономического союза. Из 19 меморандумов о сотрудничестве или взаимодействии ЕЭК с третьими странами лишь 3 приходятся на европейские страны -Грецию, Германию и Сербию2.

Неизменными участники Партнёрства остаются Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) и Ассоциация государств Южно-Восточной Азии (АСЕАН). Также в состав БЕП иногда включают и Содружество Независимых Государств как региональную интеграцию в целом, так и ее государства-участники, с которыми Евразийский экономический союз активно взаимодействует. Кроме этого, в состав участников БЕП входят страны БРИКС, а также государства и объединения Центральной Азии и Ближнего Востока.

Расширение деятельности БЕП обязательно должно учитывать специфику экономики каждого из стран ЕАЭС и осуществляться в целях обеспечения их макроэкономической стабильности и экономической устойчивости. Для реализации этой задачи ЕЭК совместно работают с государствами-членами Союза.

В развитие идеи БЕП Комиссия будет налаживать взаимовыгодное торгово-экономическое сотрудничество с международными партнерами, уделяя внимание вопросам перехода на использование национальных валют и платежных систем, в том числе в целях формирования справедливой и устойчивой системы международных расчетов во взаимной торговле, а также создания новых кооперационных и логистических цепочек, развития транспортного коридора «Север - Юг», раскрытия транзитного потенциала, в частности в рамках сопряжения планов развития Союза с китайской инициативой «Один пояс - один путь».

При взаимовыгодном сотрудничестве Союза с партнерами в рамках Большой Евразии Комиссией во взаимодействии с Деловым советом особое внимание также будет уделено поиску новых ниш на рынках третьих стран, представляющих интерес для наращивания экспорта товаров, произведенных в Союзе (в первую очередь, энергетических товаров, металлов, удобрений, продовольствия), а также переориентации экспорта товаров, попадающих под действие односторонних ограничительных мер в отношении некоторых государств-членов, на рынки стран Азии, Африки и Латинской Америки.

В следующем году в части продвижения инициативы формирования БЕП Комиссии целесообразно предпринять следующие шаги:

- развитие взаимодействия Союза с ключевыми интеграционными и межгосударственными объединениями, а также ведущими мировыми экономиками в странах Азии, Ближнего и Среднего Востока;

- содействие диалогу руководства исполнительных органов и экспертов Союза, АСЕАН, ШОС, стран БРИКС, Прикаспийского региона, а также представителей других заинтересованных структур межгосударственного взаимодействия в странах Азии, Ближнего и Среднего Востока в целях формирования в перспективе площадки (с участием международных партнеров Союза) для обсуждения актуальных вопросов развития торгово-экономического взаимодействия в рамках Большой Евразии;

- поддержка инициатив бизнес-сообществ государств-членов по формированию сети деловых контактов в рамках Большой Евразии;

- проведение совместно с государствами-членами системной работы по информационному сопровождению евразийской экономической интеграции в контексте формирования БЕП;

- организация специализированных тематических сессий по актуальным вопросам трансформации мировой экономики, затрагивающим сотрудничество в рамках Большой Евразии, на ключевых бизнес-форумах, проводимых на территориях государств-членов и заинтересованных партнеров Союза.

1 Памятная записка «Евразийский экономический союз - Европейский союз: контуры сотрудничества». Одобрена Евразийским Межправительственным Советом 8 сентября 2015 года в г. Гродно (Беларусь). Документ опубликован не был.

2 Соглашение о зоне свободной торговли между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Республикой Сербией, с другой стороны (Заключено в г. Москве 25.10.2019).

При этом экономическое сотрудничество Союза с региональными интеграционными объединениями и странами должно осуществляться с учетом их интеграционных инициатив и партнёрств, принимая во внимание важность укрепления контактов между ключевыми объединениями и международными организациями, в том числе на площадках структур ООН.

В рамках сопряжения планов развития Союза и китайской инициативы «Один пояс - один путь» будет продолжен мониторинг хода реализации имеющих интеграционную направленность и отвечающих задачам укрепления Союза приоритетных проектов отраслевого сотрудничества, согласованного Евразийской частью Совместной комиссии по реализации Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между Евразийским экономическим союзом и его государствами-членами, с одной стороны, и Китайской Народной Республикой, с другой стороны, от 17 мая 2018 года.

В условиях санкционного давления на отдельные государства-члены необходимо сохранять открытыми каналы коммуникации с европейскими предпринимателями и объединениями деловых кругов. Приоритетами, на которых Комиссии следует сосредоточиться, являются недопущение введения дополнительной нагрузки на бизнес, защита прав инвесторов, обеспечение стабильности экономического регулирования.

Несмотря на 102-летнюю историю евразийства Евразийский экономический союз является не только молодой, но и одной из самых влиятельных международных организаций региональной экономической интеграции. ЕАЭС являясь основой Большого Евразийского партнёрства, продолжает развиваться. При этом по предложению Президента России В.В. Путина Евразийской экономической комиссии поручено разработать концепцию Партнёрства и конкретные шаги по её реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.