Научная статья на тему 'Евразийская интеграция: вчера, сегодня, завтра'

Евразийская интеграция: вчера, сегодня, завтра Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
334
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
евразийская интеграция / Евразийский экономический союз / Большое евразийское партнерст-во / евразийство / евроатлантизм
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Евразийская интеграция: вчера, сегодня, завтра»

Глигич-Золотарева М.В.

к.ю.н., начальник отдела, Аналитическое управление Аппарата СФ РФ

ЕВРАЗИЙСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ: ВЧЕРА, СЕГОДНЯ, ЗАВТРА

Ключевые слова: евразийская интеграция, Евразийский экономический союз, Большое евразийское партнерство, евразийство, евроатлантизм.

1. Стратегия евразийской интеграции

Евразийская интеграция носит закономерный и объективный характер. Она базируется на многовековом историческом опыте совместной созидательной деятельности народов Евразии.

Интеграционные процессы на евразийском пространстве, как известно, не первые процессы такого рода на континенте. В качестве наиболее известного примера обычно приводится Европейский Союз. Он также начинался с идей панъевропеизма, с особой силой зазвучавших после Второй мировой войны. Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951 г., когда Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ и Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля и стали. С целью углубления экономической интеграции те же государства в 1957 г. учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом). Процесс развития и превращения этих структур в современный Европейский Союз происходил путем передачи все большего числа функций управления на наднациональный уровень и увеличения числа участников интеграции.

Этот же алгоритм характерен и для евразийского интеграционного объединения. Как и европейская, она основывается на «четырех свободах» - движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Истоки создания Евразийского экономического союза (ЕАЭС) следует искать в начале 90 -х гг., когда прекратил свое существование Союз ССР. Очевидно, что советское интеграционное образование стало в определенный момент неактуальным и должно было быть заменено другим, более современным и эффективным, построенным на иных идеологических основаниях. Эту роль пытались играть Содружество Независимых Государств (СНГ), Союзное государство России и Беларуси и Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

В 1994 г. в ходе своего официального визита в Россию Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев в МГУ им. М.В. Ломоносова впервые озвучил идею Евразийского Союза на основе единого экономического пространства и обеспечения совместной оборонной политики. Подразумевалось создание конфедеративного союза государств с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным и культурным пространством. В последующие годы этот проект оставался в основном на бумаге, пока в него не вдохнули новую жизнь Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС) (2001-2014 гг.) и Таможенный союз.

Договор об учреждении Евразийского Экономического Сообщества (ЕврАзЭС) был подписан 10 октября 2000 г. в Астане Беларусью, Казахстаном, Кыргызстаном, Россией и Таджикистаном. Позднее статус наблюдателей при ЕврАзЭС получили Украина, Молдова и Армения. Со временем ЕврАзЭС стала четко структурированной межправительственной организацией, созданной для углубления интеграции в экономической и гуманитарной областях, с жестким механизмом принятия и реализации решений, обладающей международной правосубъектностью. В соответствии с уставными целями и задачами ЕврАзЭС Беларусь, Казахстан и Россия в 2007-2010 гг. создали Таможенный союз. С 1 июля 2011 г. на внутренних границах стран-членов был снят контроль за передвижением товаров, что завершило формирование полноценной единой таможенной территории. Уже первый год работы Таможенного союза дал рост взаимного товарооборота стран-участниц на 40%.

Наконец, 29 мая 2014 г. в Астане был подписан договор о создании ЕАЭС. 5 лет назад стартовал важнейший интеграционный проект современности, со всей ясностью продемонстрировавший, что евразийство, существовавшее долгое время в контексте теоретического концепта, вышло на новую стадию развития - стадию правового обеспечения и доктринального толкования, за которыми последовала реализация идей евразийства на практике.

Сегодня в составе ЕАЭС 5 государств-членов: Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия. Статус страны-наблюдателя ЕАЭС имеет Молдавия. Зона свободной торговли ЕАЭС действует с 4 странами: Вьетнам, Иран, Китай и Куба. В стадии переговоров находится еще несколько стран (Египет, Таиланд, Монголия, Сербия, Индия, Сингапур)1. Еще порядка 50 государств проявляют интерес к сотрудничеству2. ЕАЭС — это открытое объединение, состав которого постоянно расширяется.

1 https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5ceccf5e9a79479e19fl67dd?from=newsfeed

2

По информации Министра иностранных дел РФ С.В. Лаврова / Правительственный час в Государственной Думе, 25 января 2017 г. - https://www.souzveche.ru/articles/politics/35309/

Сегодня Евразия - это один из центров мирового развития, регион с растущими экономиками, в котором сосредоточен мощнейший экономический, технологический, энергетический, транспортный и, главное - человеческий потенциал. Здесь наблюдаются самые высокие темпы экономического роста \ Страны-члены ЕАЭС занимают первое место в мире не только по добыче нефти, но и по производству ряда других продуктов. Объединение производит 34,3% всего мирового объема калийных удобрений, 25% подсолнечника и 18% сахарной свеклы. ЕАЭС находится на втором месте в мире по добыче газа (17,3%), по протяженности железных дорог (7,9%) и по производству молока (7%). Кроме этого, на ЕАЭС приходится 4,6% мирового производства чугуна, 9,6% зерна, 11% картофеля, что ставит его на третье место в соответствующих международных рейтингах 2.

Уже фактически сформировалось единое пространство, состоящее из территорий России, Белоруссии, Каза х-стана и других евразийских государств, на котором функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм. Установлена единая инфраструктура и согласованная налоговая, денежно -кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, что обеспечивает свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы - по модели создания единой Европы. С 1 января 2018 г. вступил в силу Таможенный кодекс ЕАЭС.

Европейское экономическое сообщество стояло у правовых и экономических истоков единой Европы. Евразийское Экономическое Сообщество, Таможенный союз и ЕАЭС стоят у истоков единой Евразии. С той лишь разницей, что европейцам в свое время, чтобы пройти путь интеграции, потребовалось почти 40 лет. На евразийском пространстве все развивается гораздо динамичнее: активная стадия интеграционных процессов заняла около 10 лет. Сегодня уже можно сказать, что в ЕАЭС сформированы наднациональные структуры - Высший Евразийский экономический совет, Евразийский межправительственный совет, Евразийская экономическая комиссия, Суд ЕАЭС - что сближает евразийскую и европейскую модели интеграции.

Разумеется, полноценное евразийское единство - это дело будущего, перед нами разворачивается пока только начальный этап его формирования. Впереди еще принятие большого количества нормативных актов, синхронизация законодательства стран-участниц, вступление в ЕАЭС новых государств. Важно, что его создание не противоречит выстраиванию партнерских отношений с другими крупными «игроками» в системе международных экономических отношений. Напротив, новая интеграционная структура способна стать своеобразным связующим мостом между Европой и Азиатско-Тихэокеанским регионом (АТР).

2. Большое Евразийское партнерство как квинтэссенция евразийства

Сегодня на евразийском континенте функционирует полтора десятка региональных объединений. При этом только ЕС и ЕАЭС имеют наднациональные органы регулирования, в то время как другие функционируют как межгосударственные. Большая часть региональных объединений нацелена на устранение торговых барьеров, формирование зон свободной торговли, гармонизацию норм технического, таможенного, тарифного и нетарифного регулирования. С некоторыми из них (НАТО, Восточное партнерство, ГУАМ) евразийская интеграция практически несовместима, с другими же целесообразно налаживать более тесные контакты или даже работать по схеме слияний и поглощений.

В последнее время немаловажной частью развития ЕАЭС стало его сопряжение с китайской инициативой «Один пояс, один путь», призванной связать Китай с ЕС сетью железных и автомобильных дорог. Работа в этом направлении уже ведется. Постоянно производится модернизация действующих железнодорожных веток - БАМа и Транссибирской железнодорожной магистрали. В июле 2019 г. введена в эксплуатацию новая железнодорожная ветка, соединившая Транссиб с г. Якутском - Амуро-Якутская магистраль (АЯМ). Ведется работа над инфраструктурой Северного морского пути (СМП).

Кроме того, проект первой полностью частной автомагистрали в России - дороги «Меридиан», которая пройдет через Казахстан и соединит Китай и Европу, получил поддержку со стороны Правительства Российской Федерации3. Автомобильная дорога «Меридиан» должна соединить Западную Европу и Китай. Ее общая протяженность составит 8445 км, длина российского отрезка - порядка 2 тыс. км. По территории России дорога пройдет через 7 регионов -Оренбургскую, Саратовскую, Тамбовскую, Липецкую, Орловскую, Брянскую и Смоленскую области. Автодорога станет транзитной между Россией, Казахстаном и Китаем, а также другими азиатскими странами. Планируется, что благодаря новой дороге у дастся сократить скорость доставки грузов по маршруту из Европы в Азию почти в 5 раз - до 11 дней. Новый сухопутный путь перераспределит на себя часть грузов, которые сегодня доставляются из Азии в Европу по Суэцкому каналу и СМП, а также авиацией и по Транссибу4.

В ходе саммита Россия-АСЕАН в Сочи в мае 2016 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин выдвинул предложение о сопряжении ЕАЭС, АСЕАН и ШОС - т.н. «интеграции интеграций». На Петербургском международном экономическом форуме в июне 2016 г. В.В. Путин предложил создать большое партнерство в Евразии, в которое могли бы войти ЕАЭС, Китай, Индия, Пакистан, Иран и другие государства континента, а также анонсировал начало переговоров по созданию партнерства между ЕАЭС и КНР. Это направление к настоящему времени стало централь-

1 В Индии сегодня это больше 7%, в Китае на протяжении уже многих лет на уровне 7%. Страны АСЕАН устойчиво демонстрируют 5-8% роста. В то время как такие развитые страны с устойчивой экономикой, как Япония, дают всего 1% роста.

2

https://vlast.kz/politika/16143-8-maloizvestnyh-faktov-o-evrazijskom-ekonomiceskom-souze.html

3

Председатель Правительства Д.А. Медведев одобрил этот проект на совещании 24 июня 2019 г.

4 Подробнее об этом см. https://regnum.ru/news/polit/2661486.html; https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/09/04/ 779916-iz-evropi-v-kitai

ным трендом развития евразийского пространства. Объединение потенциалов государств Евразии позволит в полной мере раскрыть их конкурентные преимущества и эффективно отвечать на глобальные вызовы. Это особенно важно в современном мире, где протекционизм и односторонние санкции все чаще используются для достижения политич е-ских целей. ЕАЭС предлагает альтернативную, объединительную повестку, организация готова к расширению сотрудничества со всеми заинтересованными партнерами на основе открытости, прозрачности и взаимного уважения \

Впервые идею о разноуровневой и разноскоростной интеграции на евразийском пространстве высказал Е.М. Примаков2. Президент Российской Федерации В.В. Путин в Послании Федеральному Собранию 3 декабря 2015 г. предложил начать консультации между ЕАЭС, ШОС и АСЕАН по формированию экономического партнерства на принципах равноправия и учета взаимных интересов. Ключевой идеей такого партнерства является состыковка и гармонизация национальных стратегий развития и многосторонних интеграционных проектов с учетом интересов экономики каждой страны-участницы. На Петербургском международном экономическом форуме в июне 2016 г. глава государства отметил, что большое евразийское партнерство предусматривает формирование сети двусторонних и многосторонних торговых соглашений с разной глубиной, скоростью и уровнем взаимодействия, открытостью рынка в зависимости от готовности той или иной национальной экономики к такой совместной работе. Позже Президент России отметил: «Сложение потенциалов таких интеграционных форматов, как ЕАЭС, «Один пояс, один путь», Шанхайская организация сотрудничества, Ассоциация государств Юго -Восточной Азии способно стать основой для формирования большого Евразийского партнерства. Имеется ввиду создать систему двусторонних и многосторонних соглашений по упрощению регулирования в таких сферах, как таможенное дело, санитарный и фитосанитарный контроль, отраслевое сотрудничество и инвестиции, защита прав интеллектуальной собственности... Процесс, предполагающий разную глубину, разную скорость и уровень интеграции в зависимости от готовности конкретного государства -участника. В конечном итоге это позволит выйти на формирование единого экономического пространства от Атлантики до Тихого океана»3.

Большое Евразийское партнерство (БЕП) должно стать для России фактически 13 национальным проектом4. ЕАЭС может стать одним из центров широкого интеграционного контура и вовлекать новых партнеров для решения экономических и технологических задач, поскольку к 2025 г. в рамках ЕАЭС будет создан единый рынок энергетики и углеводородов, единый финансовый рынок. БЕП предусматривает формирование сети двусторонних и многосторонних торговых соглашений с разной глубиной, скоростью и уровнем взаимодействия, с открытостью рынка в зависимости от готовности той или иной национальной экономики к такой совместной работе. Предполагается стыковка инфраструктурных проектов в рамках ЕАЭС и проекта «Один пояс, один путь» с СМП с тем, чтобы создать глобальную транспортную артерию и тем самым сформировать новую транспортно -логистическую конфигурацию евразийского континента. Сложение интеграционных потенциалов ЕАЭС, ШОС, АСЕАН и проекта «Один пояс, один путь» позволит выстроить в Евразии общее пространство гармоничного устойчивого развития5. Начать решение данной задачи предполагается с упрощения и унификации регулирования в области отраслевого сотрудничества и инвестиций, а также нетарифных мер технического, фитосанитарного регулирования, таможенного администрирования, защиты прав интеллектуальной собственности, с ориентацией на постепенное снижение, а в перспективе - на отмену тарифных ограничений 6.

По мнению С.Ю. Глазьева, целью БЕП является превращение Евразии в зону мира, сотрудничества и процветания. Это предусматривает решение задач формирования преференциальных режимов торгово -экономического сотрудничества, развития материковой транспортной, информационной и энергетической инфраструктуры, сочетания национальных планов развития и гармонизации международной производственно-технологической кооперации, перехода к справедливой системе валютно -финансовых отношений, а также прекращения существующих и недопущения новых вооруженных конфликтов. При определении средств решения этих задач следует учитывать особенности социально-экономического и политического устройства евразийских государств. БЕП не предполагает их унификации. Оно исходит из безусловного уважения национального суверенитета участвующих в интеграции государств, невмешательства в их внутренние дела, сохранения разнообразия их хозяйственной и политической культуры как необходимого условия добросовестной конкуренции национальных юрисдикций и совместного развития на основе сочетания конкурентных преимуществ. БЕП, по мнению Глазьева, должно формироваться на основе гибкой системы правовых норм, совместных проектов и институтов, учитывающих разнообразие интересов участников и сугубо доброволь-

1 По словам Председателя Совета Федерации В.И. Матвиенко, см.: Ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации по итогам 2018 г. на тему «Разноуровневая и разноскоростная интеграция: контуры большого Евразийского партнерства» (с. 4) // Официальный сайт Совета Федерации.

2

По словам заместителя Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханова, см.: Ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации по итогам 2018 г. на тему «Разноуровневая и разноскоростная интеграция: контуры большого Евразийского партнерства» (с. 11) // Официальный сайт Совета Федерации.

Из выступления Президента РФ В.В. Путина на Международном форуме «Один пояс, один путь» (Пекин, 14 мая 2017 г.)

4 В настоящее время таких проектов 12. Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

5 По словам Председателя Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачева. См.: Ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации по итогам 2018 г. на тему «Разноуровневая и разноскоростная интеграция: контуры большого Евразийского партнерства» (с. 6) // Официальный сайт Совета Федерации.

6 По данным И.В. Моргулова, заместителя Министра иностранных дел РФ. См.: Ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации по итогам 2018 г. на тему «Разноуровневая и разноскоростная интеграция: контуры большого Евразийского партнерства» (с. 15-16) // Официальный сайт Совета Федерации.

ный характер сотрудничества. Интеграция в партнерство может быть только разноскоростной и разноуровневой, предоставляющей каждому участнику свободу выбора пакета обязательств1.

3. Большое Евразийское партнерство: проблемы и перспективы

В настоящее время единое экономическое пространство фактически охватывает государства ЕС и ЕАЭС, общий рынок которых составляет, соответственно, 17 и 1,8 трлн. долл., объединяя хозяйственную деятельность стран с населением соответственно 512 и 182 млн. человек. В условиях свободной торговли работают государства СНГ, АСЕАН, ОЭС, СААРК, ССАГПЗ и ЕАСТ 2.Такие страны, как Китай, Япония, Вьетнам, Индия, Республика Корея, Сингапур, Израиль имеют соглашения о свободной торговле со многими государствами Евразии. ЕАЭС вступил в отношения свободной торговли с Вьетнамом, ведутся переговоры об этом с Египтом, Индией, Ираном, Сингапуром, Сирией, Сербией и Черногорией. Желание создать зону свободной торговли с ЕАЭС выразили уже более 40 государств и международных организаций.

Наряду с традиционными региональными объединениями с преференциальным режимом торговли на территории Евразии действует множество соглашений по десяткам позиций международного экономического сотрудничества, включая: торговлю товарами и услугами; устранение нетарифных барьеров; либерализацию доступа на финансовые рынки; конвергенцию различных норм и стандартов; права интеллектуальной собственности; развитие международной транспортной инфраструктуры; взаимный доступ к государственным закупкам; создание общего рынка электроэнергии; согласование правил конкуренции; взаимное признание дипломов о профессиональном образовании; выработку совместных инициатив и механизмов нейтрализации региональных и глобальных конфликтов.

Среди принципов БЕП - добровольность, взаимовыгодность, равноправие, прозрачность, строгое соблюдение норм международного права и взятых на себя обязательств.

Добровольность предполагает отсутствие вмешательства во внутренние дела государств, как это сделали ЕС и США на Украине, организовав там государственный переворот для принуждения к созданию неравноправной ассоциации с ЕС. Каждое государство должно самостоятельно определяться с участием в тех или иных объединениях и принятием на себя обязательств по соблюдению принимаемых ими решений исходя из своих национальных интересов и установленных национальным законодательством процедур. Принуждение к интеграции путем организации государственных переворотов, «цветных»» революций, внешнего спонсирования политических сил с целью приведения к власти угодных заказчикам интеграции политических режимов должно рассматриваться как преступление, а навязанные соответствующей стране обязательства - как нелегитимные, не признаваемые участниками БЕП. «Эффективная интеграция может строиться только на основе равноправия всех участников, уважения и учета взаимных интересов без какого-либо политического или экономического диктата, навязывания односторонних решений. В нашем понимании интеграция - это предсказуемые, долгосрочные правила, это открытость для сотрудничества с другими странами и объединениями как на Востоке, так и на Западе»3.

Взаимовыгодность означает, что все участники интеграционного процесса должны получать от него ощутимую экономическую выгоду, заключающуюся в дополнительных возможностях для социально -экономического развития, включая рост общественного производства, потребления и уровня жизни населения, увеличение занятости, повышение конкурентоспособности национальной экономики. В случае ассиметричного распределения интеграционного эффекта, когда, как в ЕС, одни страны используют преимущества общего рынка в ущерб другим странам, должны приниматься меры по корректировке интеграционных соглашений и созданию механизмов выравнивания условий интеграции4. Первоочередными направлениями деятельности, в которых создание БЕП может принести дополнительный интеграционный эффект, являются: таможенное дело, санитарный и фитосанитарный контроль, отраслевое сотрудничество и инвестиции, защита прав интеллектуальной собственности5.

Но, разумеется, столь основательный и воистину глобальный интеграционный проект не может обойтись без проблем, причем системного свойства.

1 Материалы С.Ю. Глазьева (в настоящее время - члена Коллегии (Министра) по интеграции и макроэкономике Евразийской экономической комиссии). См.: Ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации по итогам 2018 г. на тему «Разноуровневая и разноскоростная интеграция: контуры большого Евразийского партнерства» (с. 62-80) // Официальный сайт Совета Федерации.

2

ОЭС - Организация экономического сотрудничества (Афганистан, Азербайджан, Иран, Казахстан, Кыргызстан, Пакистан, Таджикистан, Турция, Туркменистан, Узбекистан); СААРК - Южно-Азиатская Ассоциация регионального сотрудничества (Афганистан, Бангладеш, Бутан, Мальдивы, Непал, Пакистан, Индия, Шри Ланка); ССАГПЗ - Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, ОАЭ, Оман, Саудовская Аравия); ЕАСТ - Европейская ассоциация свободной торговли (Исландия, Лихтенштейн, Норвегия, Швейцария).

3

Из выступления Президента РФ В.В. Путина на Пленарном заседании Восточного экономического форума (Владивосток, 3 сентября 2016 г.).

4 Материалы С.Ю. Глазьева. См.: Ежегодный доклад Интеграционного клуба при Председателе Совета Федерации по итогам 2018 г. на тему «Разноуровневая и разноскоростная интеграция: контуры большого Евразийского партнерства» (с. 62-80) // Официальный сайт Совета Федерации.

5 «Начать можно было бы с упрощения и унификации регулирования в области отраслевого сотрудничества и инвестиций, а также нетарифных мер технического, фитосанитарного регулирования, таможенного администрирования, защиты прав интеллектуальной собственности, в дальнейшем постепенно двигаться к снижению, а затем и отмене тарифных ограничений». Из выступления Президента РФ В.В. Путина на Пленарном заседании Петербургского экономического форума (Санкт-Петербург, 17 июня 2016 г.).

1. По мере развития и укрепления евразийской интеграции будут усиливаться противостоящие ей тенденции. Они отчетливо видны в событиях, происходящих на Украине, в Армении и Молдавии. Против ЕАЭС, России и поддерживающих проект государств развязана настоящая клеветническая кампания в СМИ, ведутся торговые и санкци-онные войны. Очевидно, что, по мнению западных лидеров, существование ЕАЭС уже ipso facto угрожает благополучию Запада, а сложившиеся в настоящее время в мире экономические реалии - это игра с нулевой суммой, когда развитие и прибыль одного международного игрока означает стагнацию и убытки другого. При таком подходе любое не подчиняющееся западным элитам экономическое и политическое образование априори рассматривается как неприм и-римый антагонист со всеми вытекающими из этого последствиями.

2. Большое Евразийское партнерство в настоящее время представляет собой, по меткому китайскому выражению, «миску лапши» : множество различных по своему размеру и потенциалу государств, межгосударственных объединений, значительное число двух- и многосторонних связей, проектов, стратегий и т.п. Все это не позволяет странам ЕАЭС и шире - БЕП вырабатывать единую позицию по ключевым вопросам развития и безопасности, сообща отстаивать свои интересы. Институциональная структура интеграционных объединений пока еще рыхлая, что не позволяет им развиваться в темпе, превышающем изменения окружающего мира. Наднациональность на евразийском пространстве выражена слабо. Отсутствует парламентское измерение ЕАЭС. Рассогласованы правовые системы государств -членов объединения. Указанные проблемы предстоит преодолеть в ближайшее время, и уже на этой основе решать отраслевые проблемы - повышение эффективности таможенного дела, развитие транспортных коридоров, усиление информационного измерения, валютно -финансовую реформу, повышение привлекательности объединения в глазах других государств, граждан и предпринимателей всего мира.

3. Достаточно слабо в евразийском интеграционном проекте используются наработки уже существующих объединений, таких как Союзное государство России и Беларуси (СРБ) и СНГ. Так, например, МПА СНГ к настоящему времени принято немало модельных законов, которые могут быть имплементированы в рамках ЕАЭС. Что же касается СРБ, то сегодня оно, по сути, является даже не объединением государств, а формой двустороннего международного сотрудничества, поскольку, в отличие от ЕАЭС, оно не имеет полноценных наднациональных органов. В связи с этим целесообразно поднять вопрос о сопряжении интеграционных процессов в рамках ЕАЭС с соответствующими процессами развития российско-белорусских отношений. Следует разграничить предметы ведения СРБ и ЕАЭС, а также полномочия наднациональных органов, созданных в рамках ЕАЭС, и органов, создание которых предусмотрено в рамках СРБ в соответствии с Договором «О создании Союзного государства» 1. В частности, это касается вопросов формирования единого экономического пространства, а также проведения единой торговой и таможенно-тарифной политики, которые согласно п. 1 ст. 17 Договора отнесены к исключительному ведению СРБ и одновременно являются предметом права ЕАЭС в соответствии с Договором о ЕАЭС от 29 мая 2014 г.

В последнее время наметились позитивные тенденции и в данном направлении. Так, после поездки на Валаам в июне 2019 г. Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко предложил решить все спорные вопросы и подготовить программу действий по интеграции до 8 декабря: «В декабре 20 лет нашему Союзному договору, ясно, что ни одной проблемы мы не должны вынести за пределы этого срока. Это нас поджимает. Что мы будем говорить к двадцатилетию? Нечего будет сказать, если мы не снимем все вопросы, которые есть, и не подпишем программу, которая определит стратегию наших дальнейших действий», - отметил он. «Я предлагаю снять все вопросы к этой дате и в рамках Высшего Госсовета, или мы, как договоримся, все это утвердить - и программу, которая определит стратегию наших действий, и снять текущие проблемы, которые сегодня есть», - заявил лидер Беларуси2. Однако к настоящему времени указанный документ находится в стадии разработки.

4. Евразийство vs Евроатлантизм

Тематика евразийской интеграции в последнее время выходит едва ли не на первый план международной политики. По тематике евразийской интеграции проводятся заседания Высшего Евразийского экономического совета в Нур-Султане3 и заседания Совета Безопасности Российской Федерации4, про нее говорят зарубежные лидеры и пишут СМИ разных стран. Причем мнения высказываются самые различные, вплоть до антагонистических.

Так, например, Польша резко выступила против китайского проекта Нового шелкового пути, целью которого является инфраструктурная и экономическая интеграция Евразии и Европы: «Концепция Нового шелкового пути и экспансия Китая - это договоренность Западной Европы с Россией и Китаем по исключению из евразийского пространства влияния США и ликвидации геополитической субъектности Польши». При этом утверждается, что Польша -это единственная страна, которая могла бы создать потенциальную альтернативу этой евразийской сверхсиле. А. Ма-черевич, до 2018 г. - Министр национальной обороны Польши, заявил, что Варшава будет работать на срыв проекта Нового шелкового пути. По его мнению, торгово -экономический союз Европы и Евразии, превращение европейско -

1 Договор между РФ и Республикой Беларусь от 8 декабря 1999 г. «О создании Союзного государства».

2 https://rg.ru/2019/07/18/putin-i-lukashenko-prodolzhili-valaamskie-diskussii.html

3 Состоялся 29 мая 2019 г. // Официальный сайт Президента РФ. - http://www.kremlin.ru/events/president/news/60597

4 Президент РФ В.В. Путин провел оперативное совещание с постоянными членами Совета Безопасности РФ 24 мая 2019 г., затрагивались темы подготовки к саммиту ВЕЭС в Нур-Султане, а также двусторонних встреч Президента РФ на полях этого мероприятия. // Официальный сайт Президента РФ.

евразийских рубежей в рубежи сотрудничества, а не вражды, идет вразрез с политикой США, а, следовательно, и польского правительства 1.

Польский аналитический Центр восточных исследований2 в 2015 г. подготовил обширное исследование «Евразийский экономический союз - более политический, чем экономический»3. В докладе отмечается, что ЕАЭС стал самым серьезным интеграционным проектом на постсоветском пространстве после распада СССР. Однако, по мнению авторов, его особенности вкупе с «агрессивной политикой», как характеризуют международную стратегию России польские эксперты, делают его, в первую очередь, политическим проектом в ущерб экономике. После присоединения Крыма и событий на Украине польским экспертам стало очевидно, что ЕАЭС - это орудие влияния России и изоляции постсоветских государств от Запада и Китая4.

Россия воспринимается НАТО как ядро евразийской интеграции, поразив которое, можно будет разрушить геополитический суверенитет Евразии5. На этом фоне президент Польши А. Дуда еще в 2016 г. призвав избавиться от перекоса в инфраструктурно -экономическом развитии Европы, а именно от избытка инфраструктурных артерий Восток-Запад в пользу развития таких артерий по линии Север-Юг, от Скандинавии до Юго-Восточной Европы. Концепция евразийства, таким образом, подменяется другой концепцией - Междуморья6.

Концепция евразийства с самого начала своего существования в начале 20-х годов ХХ в. выступала против глобального доминирования Запада, за самобытную русскую цивилизацию. Поэтому евразийство является по сути антизападной идеологией, отвергающей право западного общества на установление своих критериев добра и зла в качестве универсальной нормы. Постепенно евразийство обогатилось геополитической методикой, основанной на дуализме цивилизации Моря и цивилизации Суши, чьи концепции были разработаны в первой половине ХХ в. англичанином Хэлфордом Макиндером и развиты американскими стратегами - от Николаса Спикмена до Збигнева Бжезинского. Россия, согласно этим теориям, - это ядро цивилизации Суши, сердечная земля Евразии, и поэтому она обречена на то, чтобы вести многовековое сражение с англосаксонским миром (ранее его ядром была Британская Империя, со второй половины ХХ в. - США). Евразийцы, таким образом, являются противниками западной гегемонии, американской экспансии и либеральных ценностей7. Патриарх американской политологии Збигнев Бжезинский даже предрек скорый конец Евразийского экономического союза. «Я сомневаюсь, что Евразийский экономический союз просуществует 10-20 лет», — заявил политолог. По его словам, Евразийский союз вообще «станет ненужным при прогрессе в нормализации отношений России с западной частью Европы и признанием Россией того факта, что она в конечном счете является европейским, а не евразийским государством»8.

В планах Москвы по созданию Таможенного и Евразийского союзов Вашингтон с самого начала видел угрозу воссоздания Советского Союза. Об этом еще в 2012 г. заявила госсекретарь США Хиллари Клинтон. В связи с этим, по ее словам, США будут всячески противодействовать интеграционным процессам на постсоветском пространстве. «Существует движение в сторону ресоветизации региона. Это не будет называться именно так. Это будет называться Таможенным союзом, это будет называться Евразийским союзом и все в таком роде. Не будем заблуждаться на этот счет. Мы знаем, в чем заключается цель, и мы стараемся разработать эффективные способы того, как замедлить или предотвратить это», - процитировало Клинтон Financial Times9.

Буквально на наших глазах происходит реализация доктринальной идеи глубинной интеграции на евразийском пространстве. Как отметил В.В. Путин в своей программной статье еще в 2011 г., «создание Евразийского союза... -это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века. Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания» 10.

1 Гулевич В. Польша встала поперек «евразийской сверхсилы» - Нового шелкового пути. - https://rusnext.ru/recent_ opinions/1484579353

2 Osrodek Studiów Wschodnich.

3

The Eurasian Economic Union - More Political, Less Economic, авторы Александра Ярошевич и Эва Фишер.

4 Потапейко П. Фобия и имитация: каким польские аналитики видят Евразийский союз? - http://eurasia.expert/kakim-polskie-analitiki-v idy at-evraz iyskiy -soy uz/

5 Троеморье против евразийского союза. - http://www.segodnia.ru/content/208156

6 Междуморье (польск. Mi^dzymorze) - проект конфедеративного государства, которое включало бы Польшу, Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, Югославию, Чехословакию, а также Финляндию, выдвинутый Ю. Пилсудским после Первой мировой войны. Эта конфедерация должна была простираться от Черного и Адриатического морей до Балтийского и по сути стать реставрацией Речи Посполитой. Пилсудский считал, что ее восстановление позволит государствам Центральной Европы избежать доминирования Германии или России.

Дугин А. Евразия в сетевой войне: евразийские сети накануне 2015 года. - http://evrazia.org/article/2609

8 https://news.rambler.ru/articles/36500638-konets-evraziyskogo-soyuza/

9 https://www.km.ru/world/2012/12/07/organizatsiya-tamozhennogo-soyuza/699111-khillari-klinton-vezde-mereshchitsya-sovet

10 https://iz.ru/news/502761

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.