Научная статья на тему 'Новое измерение дворянской культуры (по мемуарным источникам второй половины XVIII - первой трети XIX века)'

Новое измерение дворянской культуры (по мемуарным источникам второй половины XVIII - первой трети XIX века) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
524
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое измерение дворянской культуры (по мемуарным источникам второй половины XVIII - первой трети XIX века)»

Н.В.Александрова

НОВОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ДВОРЯНСКОЙ КУЛЬТУРЫ (по мемуарным источникам второй половины XVIII — первой трети XIX века)

Понятие «частный» означает не общественный обособленный от общества и государства Процесс появления частной сферы жизни в Европе связывают с модернизацией общества, переходом от его традиционного аграрного типа к индустриальному

Типичной чертой традиционного общества была пространственная и социальная привязанность индивида к его общине, сословию и социальной функции При переходе от аграрного общества к индустриальному связи между людьми становятся всеобщими, универсальными Человек, который может свободно изменить свое местожительство и не связан рамками сословной принадлежности, уже не столь жестко привязан к своей социальной роли, различные общественные связи являются для него внешней необходимостью

Превращение социальных связей в средство достижения частных целей повышает меру свободы человека, дает ему возможность выбора и даже делает этот выбор необходимым Таким образом, появляется пространство для частного существования

Необходимость самостоятельно принимать решение в многообразных меняющихся ситуациях предполагает человека с развитым самосознанием Автономизация личности реализуется не только на социальном уровне, но и в микросреде, быту, частной сфере Человек традиционного общества был прочно поглощен различными социальными структурами Теснота и прочность взаимосвязей никому не позволяла пренебрегать ими, оставляя человеку очень мало места для чего-то своего, личного интимного В Европе городской быт постепенно разрушает такую цельность

До тех пор, пока различные группы принадлежности (семья, приход, сословие, государство) объединялись в более или менее единую иерархическую систему, они воспринимались просто как разные сферы жизни и аспекты своей личности Но постепенно эта система расшатывается, происходит дифференциация социального пространства По мере роста социальной мобильности, человек начинает сознавать себя автономным субъектом, который лишь частично или временно входит в эти многообразные общности Значимой и ценной становится приватная жизнь

Россия по сравнению с Европой к концу XVIII века продолжала оставаться традиционным аграрным обществом с довольно жесткими социальными структурами и подобного высвобождения человеческой личности там не происходило Но определенные сдвиги в этом направлении в передовой дворянской среде, под влиянием несколько иных обстоятельств, все же начинали осуществляться

Наша задача во-первых, проследить, что изменилось в положении дворянского сословия к концу XVIII йека, каковы были историко-культурные предпосылки для зарождения частной жизни Кроме того, автономизация личности предполагает социально-психологические изменения, следовательно, во-вторых, мы должны выяснить, каковы были предпосылки для обособления частной сферы в этой области путем анализа самооценки представителей дворянства, отраженной в мемуарных источниках Для нас будут важны следующие критерии

1 Отношение к родовому имени и индивидуальным качествам, т к в традиционном обществе для человека нет ничего важнее родового имени в нем — унаследованная социальная сущность человека по сравнению с которой все его индивидуальные качества ничего не значат

2 Отношение к другому человеку, в т ч представителю своего сословия т к в традиционном обществе очень важна "социальная похожесть" на представителя своей группы, когда же традиционное общество нарушает свою целостность и монолит-

ность, становится более подвижным, человеку важно подчеркнуть свое отличие от других, найти в себе самом и утвердить нечто внутреннее, автономное, личное, частное

3 Психологизм в описании человека, т е передача своих переживаний, чувств, настроений А в традиционном обществе нет психологии без этики

4 Отношение к феномену одиночества, т к усложнение жизненного мира личности повышает ее интерес к самой себе и вызывает у нее противоречивые, не допускающие однозначного толкования, эмоциональные состояния

Соответствие самооценке и описания другого человека этим критериям говорят о том, что человек подготовлен к духовной автономии с правом на частную жизнь

В течение XVIII века произошли существенные изменения в социально-экономическом и политическом положении дворянства Манифест 18 февраля 1762 года, отменивший обязательный характер военной и гражданской службы для его представителей, юридически ликвидировал условности землевладения и отменил "службу с земли" Во второй половине XVIII века окончательно сложились привилегии господствующего класса-сословия За дворянами было законодательно закреплено монопольное право владения крестьянами и землей, они были освобождены от всех налогов, платежей, повинностей Дворянство составляло экономически и политически господствующий класс, правящую корпорацию1

По-прежнему существенной значимой сферой общественной жизни, определявшей потребности и цели дворян, оставалась императорская служба Дворяне, упорно добивавшиеся освобождения от этой повинности и созданием Манифеста о вольности получившие полную возможность удовлетворить свои хозяйственные устремления, часто продолжали исполнять свои должности и после 1762 года Подобное отношение к долгожданной свободе нельзя объяснить иначе, как существованием незафиксированных законодательно мощных стимулов, заставлявших дворянство оставаться добровольным служилым сословием Идея обязательности службы продолжала существовать в сознании представителей господствующего сословия, но санкционировалась она теперь уже не приказом, а морально-этическими нормами, кодексом сословных добродетелей В сознании дворянства служба императору и Отечеству непосредственно была связана с представлениями о чести, что предполагает такие качества, как ревностная, преданная, исполнительная служба, служебная порядочность, то есть отказ от низких средств в борьбе за карьеру, строгое подчинение чиновничье-бюрократической иерархии, соблюдение субординации

Цель служебной карьеры дворянина заключалась в завоевании сословно-статусной репутации — чина, ранга, должности, титула В сознании представителей дворян чин вышел далеко за рамки своего узкого значения, определяющего место в системе бюрократической иерархии, и превратился в универсальный критерий оценки многих социальных явлений Пожалование, пенсия, столовые деньги должны были соответствовать не столько заслугам дворянина, сколько его служебному статусу Власть чина над умами представителей господствующего сословия определила и ведущий ориентир отношения к человеческой личности в светской среде

Ощущение каждым дворянином личной зависимости от монарха было неразрывно связано с отсутствием тесных межличностных связей, строившихся по принципу вассальной верности Российский дворянин для продвижения по иерархической лестнице не имел, как правило, единственного, пожизненно данного ему покровителя Представители дворянства, нарушая субординацию, обращались за помощью не к чиновникам, стоявшим на ступень выше их, а к приближенным императрицы, через милость которых в отраженном виде доходило до дворянина благоволение государыни, причем просили обычно не о повышении в чине или награде, а о представительстве, "протекции", "докладе" Получив необходимую помощь дворянин не считал себя связанным никакими обязательствами по отношению к своему покровителю Всепоглощающая идея верноподданнической обязанности затмевала собой собственно сословные цели, препятство-

вала формированию политической культуры правящего сословия Сословный интерес оказывался растворен в имперском Политическая инфантильность господствующего сословия создавала почву для высокого доверия официальной идеологии и ее подавляющего влияния на дворянское сознание Духовная автономия, приспособление к заданной самодержавием социальной роли характеризует преобладающий социально-психологический тип дворянина как экстрэвертной личности, опирающейся на внешние критерии самооценки Господствующая ориентация на социальный статус создала реальную психологическую возможность для углубления противоречия между представлениями о высокой социальной роли дворянства и борьбой за служебную карьеру

Развитие сознания господствующего сословия во второй половине XVIII века отличалось сложностью и противоречивостью, которые могут быть поняты как борьба и взаимовлияние различных систем ценностных ориентаций, общепринятых и альтернативных традиционным Процесс девальвации господствующих идеалов и формирование новых интересов, целей, идей, был связан с индивидуализацией и усложнением внутреннего мира дворянина Как уже отмечалось, политическое и экономическое могущество, просвещенность высокообразованной верхушки дворянства открывали максимально широкие возможности, допустимые условиями России последней трети XVIII века, для развития и раскрепощения личности

Процесс ценностной переориентации интеллектуально-аристократических кругов господствующего сословия имел политическую направленность В обстановке борьбы за служебную карьеру, общепринятой системы протекций, корыстного и циничного отношения к государственной службе возможность реализации социальной роли дворянства становилась иллюзорной Болезненное сознание перерождения высоких верноподданнических идеалов в формальную словесную ценность, маскирующую потребительский образ жизни, привело к падению престижа официальной идеологии Обесценивание чина, звания, должности, наград высокосветских престижных связей вело к отказу оппозиционно настроенной интеллектуальной знати от догм традиционного мышления, стереотипов общественного мнения, трафаретной оценки личности и самооценки Азторы стремятся преодолеть зависимость от общественного мнения, подчиненного придворному влиянию Можно говорить об углублении духовной и идейной близости между представителями интеллектуально-аристократических кругов господствующего сословия, культивировании дружеских отношений в противовес строго регламентированным бюрократической субординацией корыстным связям в среде дворянской иерархии Особую ценность приобретают "доверенность" и "чувствования сердца"2 Потребность в глубоком духовном общении, в дружеских кружках, литературных группах и объединениях, необходимость в "глубоком чувствовании" постепенно становится нормой для верхушки господствующего сословия В меньшей степени это относится к среде провинциального дворянства, но постепенно вышеназванные процессы проникают и в эту среду

По мере консолидации господствующего сословия, увеличения сословно-корпора-тивных привилегий, эмансипации от всепоглощающего авторитета абсолютистского государства, дворяне заявляли права и на свою духовную автономию Рост сословного самосознания обострял у наиболее образованной части чувство внутренней независимости личности Причем не только у вельможной аристократии, которой повышенные представления о дворянской чести были присущи исконно Но такие же понятия разделяли представители рядового старинного дворянства, а также те, кто добился дворянского звания благодаря личной выслуге по Табели о рангах Примечательно, что эти социально-психологические сдвиги отчетливо проявились уже в мемуарах 60 — 70-х годов, в том, как их авторы мотивировали намерения заняться собственными жизнеописаниями Здесь привлекает более всегс выраженное самоощущение личного достоинства, сбрасывающего с себя путы старинных предрассудков Подлинное достоинство человека — не в величии и древности его рода а в том, каков он сам по себе, в "величестве" его "заслуг", в его "добрых делах" и успехах на общественном поприще3

Только это придает человеку реальную ценность, возвышает его в собственных глазах и сообщает интерес его личности, только это нравственно оправдывает и сами усилия по созданию повествования о его жизненном пути

Также при оценке другого человека на первое место ставятся его личные качества и заслуги, конкретные дела и поступки, С Глинка пишет о С Ю Храповицком 'Богатый не только числом душ, но и собственной душой, он был и дворянином, и в полном смысле человеком благородным"4, по своим делам и помыслам

Высоко ценились душевные качества человека, даже больше, чем деловые Автор помнит своего врача по его личным качествам " Он говорил тихо, в глазах и на устах его обнаруживались кротость и человеколюбие",5 — не придавая особого значения профессиональным качествам этого медика

В мемуарах, записках и пр обязательно встречаются описания великих людей своего времени Екатерины Второй, А В Суворова, графа Г Орлова, графа Г Потемкина Например, графа Потемкина описывают как значительную личность, наделенную положительными и отрицательными качествами, благодаря (или вопреки) которым он ¿анял столь высокое положение "Потемкин был прекрасный мужчина, имел привлекательную наружность, приятную острую физиономию, был пылок и в обществе любезен", а также обладал природным умом, превосходной памятью, возвышенной душой, хитростью без лукавства, щедростью, тонкостью, что составило "счастливую смесь причуд"® Важна адекватная самооценка в соответствии с личными поступками и качествами, но все же авторы берут равнение на сильных мира сего как на определенный общественный идеал, приукрашивая при этом носителей данного идеала

Человеку было интересно побыть с самим собой наедине, перебирая в памяти события прошлого и оценивая собственные поступки, сравнивая их с поступками других Анализ собственной личности воспринимается рядом авторов как одна из целей написания записок, воспоминаний и т д Это "поиск занятия в самом себе" у И И Дмитриева6, "необходимость размышлять и совещаться с самим собой" — у П И Полетики7, чистосердечно признается в делах своих и помышлениях Д И Фонвизин8, Г Винский верит, что писать надобно о том, что лучше всего знаешь "дельно1 я знаю самого себя лучше всего"9 А Г И Ржевская считает себя полностью ответственной за свои воспоминания, так как описывала лишь то, что лично "видела, чувствовала, испытала"10

Новое понимание личности с обязательным правом на частную жизнь выразилось не только в новой самооценке или оценке другого лица

Начинает пониматься ценность собственной неповторимой жизни И М Долгорукий описывает, как он тонул в присутствии жены, детей и своих ближних "Тонуть и лишиться жизни при всех силах здорового корпуса1 Это не болезнь, во время которой постепенно теряются силы и само изнеможение физики приготовляет к кончине иногда с достаточным равнодушием Нет1 Здесь совсем другое Я силен, бодр, здоров, хочу и могу жить, и вдруг лишаюсь дыхания, утонуть — минута, и не почувствуешь, в присутствии полном разума памяти, и всех чувств утопать есть мучение неописанное от которого одна рука божия избавить может"11

Интерес к духовной жизни самого себя приводит к повышению интереса к духовной жизни других, более глубокому познанию и пониманию окружающего мира людей и природы "Давно уже прежними годами увлекся я в истины духовного мира Неприметным тому началом было второе лето мое в Москве Проводил свободные дни на Воробьевых горах один, с друзьями, книжкой и бумагою, иногда — с вечера Там — задумчиво глядел на Москву, исходил много и далеко по сторонам, то бывал весь телесный, то весь умственный, и обращения мои на самого себя приносил домой До того надумался, что стал щадить жизнь насекомых, одушевлял дерева, растения, и скоро ощутил себя на следах пифагорейских Мнения скоплялись, очищались и роднились"12

Все выше и выше ценится честность и чистая совесть не только перед кем-то, но и перед самим собой "Внутреннее воздаяние, то есть всегдашнее спокойствие души, конечно, сладостнее всего другого"13

Человек должен был учиться управлять своими эмоциями и чувствами Например, А Т Болотов постоянно отучал себя "от гнева и вспыльчивости, старался контролировать свои чувства управлять самим собою"14 Недопустимыми считались подобные поступки Вигель в своих воспоминаниях описывает, как княгиня Голицына узнала что муж впал в немилость и "забывая, что свидетелями она имеет детей и слуг, проклинала царя, всех, народ и войско и успокоилась только от изнеможения сил"15

Человек должен был быть свободен в своих помыслах, 'где нет принуждения мысли, там и сердце кипит от радости"16 Надо жить не так, как велят другие, не зависеть от других людей, так как каждый стремится к выполнению своих капризов, а "угождать им кромешная мука", таким образом, И М Долгорукий выступает против русской пословицы "Живи не так, как хочется, а так, как Бог велел", так как жить, как Бог велит приятно, потому что "он дал нам все наслаждения жизненные и запретил одно злоупотребление, которого и природа наша не потерпит146

Вольно и приятно было жить без всякого принуждения, но при этом "благопристойность строго соблюдалась ибо старались быть принятыми в хорошем обществе, а для того надобно было иметь репутацию без малейшего пятна и тон хорошего воспитания"17 (Причем в данном случае в понятие "вольно' включается множество увеселений и развлечений — концерты театры, балы, маскарады и тд)

Человек видится и внутренне свободным Он всегда должен помнить, что он человек и "в восхищениях своих не унижаться перед другим'"8 Дворянин должен обязательно уважать себя и соответственно, знать себя и адекватно оценивать, анализировать свои качества и поступки при этом самомнение и зависть — удел мелких душ

Человек торопится, потому что боится не успеть, "упустить время", он постоянно доказывает себе и другим право на самоуважение и уважение Таким образом, возникает "личностное чувство времени' Ритм жизни ускорился, прошлое перестало давить на отдельного человека обязательным грузом традиций С Н Глинка называет XVIII век "мелким", предчувствуя будущее, в котором роль отдельно взятой личности будет более значительна, чем прежде19

Возникает необходимость самостоятельно принимать решение в многообразно меняющихся ситуациях, быть активные Активный и самостоятельный человек в состоянии распоряжаться собой, своими желаниями, стремлениями, он меньше зависит от обстоятельств в том числе и материальных "Человек, умеющии ограничивать круг своих потребностей, с малым числом денег всегда будет богаче того, который на бесконечные затеи потребует несчетных сокровищ 20 Истинное духовное богатство человека всегда с ним

Но вообще российский человек обычно пассивен, безынициативен и зависим от внешних обстоятельств, не зря Е Дашкова отмечает, что "самый распространенный тип человека — человек бесхарактерный"2'

Признание в том, что готов сопротивляться обстоятельствам и судьбе, встречается в мемуарной литературе нечасто, только сильные цельные характеры могли себе это позволить Например провинциальный дворянин Д 5 Мертваго вспоминает, что твердо решился "не поддаваться гонению судьбы и против желания губернатора остаться в службе, идти прямым путем, противиться, если нужно, начальнику и по-прежнему не давать воли корыстолюбивым чиновникам, какие бы ни произошли последствия"22 Проявление честолюбия, самолюбия и пр считалось даже в малых количествах и при особых обстоятельствах недопустимыми

Особенно пассивным в своей массе было провинциальное дворянство считавшее, что предпочтительнее не бороться с обстоятельствами и судьбой, а "молчать и страдать"23

При самых разных поворотах жизни должно было полагаться, прежде всего на Бога и судьбу

Человек с трудом привыкал к новым ситуациям, не в силах изменить даже самые незначительные из них М П Загряжский, провинциальный дворянин, привыкший к не-

торопливой и размеренной жизни, незаполненной даже мало-мальски значимыми событиями, вспоминает как о великом несчастье время, когда у него закончились деньги и ему перестали подавать чай " Если не подают — тоска, все валится Ходил в таком виде, как человек в несчастьи"24 Но даже он понимает, что необходимо воспитывать характер, чтобы меньше зависеть от обстоятельств, столь мелких и незначительных Тому, кто сильно зависит от различных ситуаций и людей, защиту могут дать природные качества и воспитание, развивающее природные качества "Мне кажется, я был восковой, но к счастью, сохранилось во мне чувство справедливости и чести данное мне природой и первым воспитанием"25

Однако само российское общество не поощряло развитие в человеке активности и самостоятельности Тот, кто показывал свою независимость, автономность, непохожесть на других, вызывал злобу и зависть Например, С Н Глинка вспоминает, как в кадетском корпусе был жестоко избит и изувечен кадет Михаил Полетика за то, что он был "умоз-ритель", философ, непохожий на других26

Оценка своих поступков, признание слабостей и недостатков часто связывалось с конкретными обстоятельствами Например, И В Лопухин описывает то, как он избегал искушающих обстоятельств вместо того, чтобы воспитывать свой характер и волю "Не любил делать пиров и праздников, не играл в большие игры"27 и т д А И Я Трегубов причины своих отрицательных поступков видит в других людях, но не в себе В 16 лет он попал в дурную компанию, стал пить и играть в карты, и виноватым считает не себя, поддавшегося слабостям, а членов этой "дурной компании", которые напоили и обыграли28

Частная жизнь становится все более значимой для российского дворянина Настойчиво повторяется мотив ухода от государственной, общественной деятельности В литературе кристаллизуется образ человека, отвергнувшего суету столичной жизни, обитающего в своей усадьбе в кругу семьи, друзей любимого крестьянами, к которым он относится отечески Такая жизнь дает физическое и нравственное здоровье, душевный покой Дни наполнены простыми естественными радостями бытия Наряду с гражданскими мотивами на рубеже веков все явственнее слышится иное настроение Что мне, что мне суетиться, Вьючить бремя должностей, Если мир за то бранится, Что иду прямой стезей? Пусть другие работают, Много мудрых есть господ И себя не забывают, И царям сулят доход

(ГР Державин "К самому себе", 1798) При этом в литературе мемуарного характера иногда проявляется присущий классицизму и не преодоленный до конца еще в начале Х'Х века разрыв между государственной службой как наиболее престижным для человека поприщем и его частным, индивидуальным существованием Правда, в числе авторов этих произведений мы не видим выходцев из аристократической знати и придворных кругов — ареал их распространения смещался из столиц на периферию, в менее культурные слои, в среду мелкопоместного и служивого двооянства Например, Д Б Мертваго пишет о том, что не желает богатства и главной целью его является "прославиться добрыми делами, продвигаясь по служебной лестнице" К этому в жизни всегда были препятствия, которые только закаляли характер "Волнения страстей, через меру чувствами завладевающие, укрощаются недостатками и притеснениями, а гордость, претимая непозволенными ей путями, находит себе отраду И так томлюсь, стражду и притворяюсь философствовать тогда, когда ни малого нет спокойствия в сердце' Но слава добывается с огромным трудом и часто ценою человеческого счастья "При таковых чувствах овладевает мною сильное

желание иметь детей, но как вспомню, что для сего надобно иметь жену, к которой, судя по чувствам, сделаюсь столько привязан, что переменит она все мое расположение и сделает обыкновенным в свете человеком, карману угождающим, то как пар исчезает желание Пусть братниьы дети пользуются моими заслугами "29 Вскоре Мертваго женился и, по его признанию, был счастлив в браке и "жена становилась изо дня в день все милее"30

Очень важным для российского дворянина было общение, неформальное, не связанное со службой и делами, особенно распространенное при деревенском открытом образе жизни "В городах на все обычай когда увидеться, когда наскучить друг другу и разойтись В деревне совсем иное живут для ближних, съезжаются для приязни, и когда соберутся все вместе, то без скуки вообще проводят время"31

Но при этом личность нуждается в обособлении от других, ищет уединения и в то же время остро переживает одиночество как следствие дефицита значимого общения или неспособности выразить богатство своих переживаний

Одиночество могло быть вынужденным и случайным, сознательным и необходимым Для провинциального дворянина М П Загряжского оно было связано с неумением "сыскать знакомства" в дворянской среде, и он "так без занятия, от скуки проводил время", не умея, да и не желая ничем его заполнить32 Часто состояние оторванности от других, друзей или знакомых могло приносить грусть или скуку Эту ситуацию, например, рисует Н Б Долгорукова в начале своих "Своеручных записок" "Как скоро вы от меня поехали, осталась я во уединении, пришло на меня уныние и так отягщена была голова моя беспокойными мыслями казалось, что уже от той тягости к земле клонюсь Не знала, чем бы беспокойные мысли разбить"33 Но иногда в литературе автобиографического характера высказывается потребность побыть одному Например, И И Дмитриев 'любил везде быть свободным невидимкою, или сидеть за книгою, иногда же проводить время в кругу двух-трех приятелей ло мыслям и по сердцу", любил побыть один в толпе"34

Ценилось умение сохранять автономность души "Ничто так не означает твердых душ и мужественных свойств нашего нрава как склонность к уединению"35 Человек, находясь один, мог быть всегда занят с приятностью и разумом

Можно было испытывать чувство одиночества, живя среди людей, и это не являлось чем-то необычным "Посреди службы и Москвы обширной, живу я в пустыне, занимаясь зрелищем великого театра Вселенной", — пишет И Лопухин36

Средоточением частной жизни становится помещичья усадьба Жизненный путь дворянина, особенно когда в семье уже были старшие дети, как правило, начинался в усадьбе Место успокоения предков служило колыбелью потомкам За краткой полосой детства в усадьбе следовало отрочество, знаменовавшее расставание с домом, родными, домашними и дворовыми Начиналась жизнь, в основном протекающая в городе (период учения, службы) Город сливался с понятием 'света", официальной жизнью Город выступал от лица нации и государства, усадьба — от имени "малой родины", родительского гнезда и крова Долгу перед соотечественниками противостояли обязанности перед семьей и своими крестьянами Пониманию гражданина как официального лица, связанного обязательствами перед сослуживцами, — хотя бы иллюзорная мысль о независимости, представление, что "сам себе хозяин", отец домашних и крепостных В деревне образ жизни был иной, чем в городе, менее обязывающий и дающий свободу фантазии Многое из того, что в городе было недопустимо или предосудительно, казалось здесь возможным и приличным Внеслужебное времяпрепровождение вне постороннего взгляда, точнее, в окружении домашних, мало уважаемых соседей или живущих в усадьбе из милости, нередко оборачивалось распущенностью и самодурством Низкие страсти, как, впрочем, и возвышенные, цвели здесь в полную силу, не будучи обусловлены или стеснены близлежащим мнением Иногда дело доходило до прямого издевательства и крайней жестокости Однако образ жизни многих достаточно образованных и известных в качестве культурных дворян был также весьма непригляден Особенно это было заметно наблюдателям-иностранцам3"

В те годы усадьба часто вплотную придвигается к городу или переносится в его черту, превращаясь в усадьбу в городе, одновременно обладающую самостоятельностью и тесно связанную с ним Общественный элемент соприкасается здесь с частным, а возвышенные задачи — с прозаическими соображениями личной выгоды

Находясь в обществе близких и снисходительных друзей, желая удовлетворить то что мы называем сейчас эстетическими потребностями, в усадьбах фантазировали и дилетантствовали на все лады "играли" в архитектуру воздвигали статуи, писали маслом сочиняли стихи, рукодельничали, словом, упражнялись в искусстве, иногда артистично и тонко, иногда наивно и неумело, но с неизменным удовольствием и пользой для душевного равновесия Любое творческое занятие избавляло от вредной праздности А Т Болотов вспоминает "Имел я более и времени и досуга заниматься своими книгами, пером, кистями и разными другими любопытными и занимательными упражнениями, доставлявшими мне всегда тысячи минут приятных"35

Самую же главную прелесть усадьбы составляла ее способность содействовать глубокому и сильному чувствованию Нигде, как в усадьбе, не цветет так привольно любовь, нигде нет такой идеальной среды для щедрого изъявления сердечных привязанностей и дружбы, а при отсутствии сколько-нибудь малочисленного общества все внимание переносится на семью Практически то же самое можно сказать о загранице, когда россияне жили и путешествовали там как частные лица Позволить себе это могли лишь немногие знатные, достаточно зажиточные и обязательно образованные люди типа Н Б Юсупова, который со многими иностранными учеными был в переписке и даже дружески был знаком с Вольтером Юсупов очень любил "картины, мраморы, бронзы и всякие дорогие хорошие вещи и собрал у себя в Архангельском столько всяких ценных редкостей, что подобного собрания, говорят, ни у кого из частных лиц нет в России, разве только у Шереметева"39 В Европе "есть чем удовлетворить свой вкус и дать пищу мысли"40 Можно было заняться самообразованием, изящными искусствами или увлечься совершенно необычными занятиями "граф Ростопчин вздумал брать уроки кулачного боя, он нашел, что битва на кулаках такая же наука, как и бой на рапирах"41 Представители российского дворянства чувствовали себя за границей более свободно, чем дома Для П В Долгорукова оказалось возможным печатать в Европе свои сочинения, не дозволенные в России цензурой — "Заметки о знатнейших семействах России", "Правда о России" и четыре части "Российской родословной книги"42; для П И Полетики память о загранице оказалась связана со счастливой любовью43, хотя при этом европейское пространство все же ощущалось "чужим", неосвоенным и непривычным

Однако не только усадьба являлась средоточением частной жизни дворянина Нельзя считать, что в городе все стороны существования носили только светский официальный характер Можно говорить о том, что формирующееся в последней четверти XVIII века понятие "частной жизни" уже не всегда зависело от того, где она, эта частная жизнь происходила

К концу XVIII века дворянство превратилось в господствующее сословие Оно осознало себя единым шляхетством, получило новую систему чинов и званий Лицо провинции преобразовывают усадьбы — родовые гнезда дворян, от Петра Первого до Екатерины Второй разница в образовании, кругозоре, одежде, привычках между дворянином и его крепостным стала разительной Но реально на преобразования провинции повлиял изданный Петром Третьим в 1762 году "Манифест о вольности дворянства", по которому было запрещено принуждать дворянина к службе, надежда возлагалась на достаточное в обществе число людей, радеющих об общей пользе Распространение понятия "патриотизм" на гражданскую службу, которое превращалось в осознанное служение власти и обществу, стало важнейшим основанием для преобразования провинции

Облик провинции несколько изменился туда стал проникать столичный стандарт жизни на уровне моды, копировались стереотипы поведения, даже формировалось общественное мнение, под влиянием периодических выборов складывалась привычка к

выражению своих суждений Правда, у современников очень рано сформировалось предубеждение к качеству провинциальной жизни, заранее не дотягивавшему до петербургских образцов. Но для людей деятельных порой находилось поле для приложения сил

Провинциальное дворянство отставало от столичного по многим показателям, в том числе их мировосприятие было более традиционным и консервативным. И все же в конце XVIII века провинциальное дворянство еще находилось в русле общих изменений в стране

Расширение правовой базы господствующего сословия должно было способствовать его консолидации, росту сословного самосознания. Воспитание верноподданических чувств потребовало корректировки уже не на уровне группового сознания, а на уровне сознания отдельной личности. Этому помогло реформирование системы дворянского образования. Также огромное значение для формирования личности имело чтение, постепенно библиотека становится обязательной частью дворянской усадьбы.

Конечно, Россия осталась аграрной страной с мощными традициями и сохранением абсолютной монархии. В сознании дворянства служба Государю и Отечеству непосредственно была связана с представлениями о чести и отказом от низких средств в борьбе за карьеру В среде столичной интеллектуальной аристократической элиты ориентация на социальный статус создала реальную психологическую возможность для углубления противоречия между представлениями о высокой социальной роли и жесткой борьбой за служебную карьеру Процесс девальвации господствующих идеалов и формирования новых интересов, идей, был связан с индивидуализацией и усложнением внутреннего мира дворянина Просвещенная высокообразованная верхушка имела широкие возможности, допустимые условиями России, для развития и раскрепощения личности, формирования новых ценностей, права на духовную автономию и частную жизнь.

В меньшей степени это относится к среде провинциальных дворян, со значительно более низким уровнем образованности, воспитанности и общего уровня культуры И все же хотя бы отчасти вышеназванные процессы очень медленно докатывались и до провинции, особенно после не очень удачных попыток власти реформ на местах

По мере консолидации господствующего сословия, увеличения сословно-корпора-тивных привилегий, эмансипации от всепоглощающего авторитета абсолютистского государства, дворяне заявляют права на определенную личную автономию В наиболее образованной его части обострилось чувство внутренней независимости личности. Эти социально-психологические сдвиги обозначились в мемуарах 70-х годов, развились в сочинениях рубежа XVIII — XIX веков:

1. Подлинное достоинство человека — в его личностных качествах и делах, хотя ценность родового имени не подвергается сомнению.

2 При оценке другого человека также важны его личные качества. Однако в жизни человек ориентирован на высокий идеал, а не на конкретные жизненные ситуации

3 Полезным представляется побыть в одиночестве, но для среднего провинциала это все же неестественное состояние.

4. Человек должен учиться управлять своими эмоциями и чувствами, быть свободным в своих промыслах

Но при этом не поощряется сопротивление обстоятельствам, человек должен полагаться на судьбу. Проявление честолюбия, самолюбия и пр считалось вообще недопустимым Общество не позволяло развитие активности и самостоятельности человеческой личности

В провинции сохраняется противопоставление государственной службы и частной жизни, но право на последнюю зарождается и здесь. Творческий человек находил здесь возможности для саморазвития, воспитания чувств и мысли. Таким образом, понятие "частная жизнь" формируется и в столице, и в провинции, в городе и в усадьбе

ПРИМЕЧАНИЯ

' Буганов В И Российское дворянство// Вопр истории 1994 №1 С 33 — 37

2 Марасинова Е H Эпистолярные источники о социальной психологии российского дворянства (последняя треть XVIII века)// История СССР 1990 № 4 С 170

3 Тартаковский А Русская мемуаристика XVIII — первой половины XIX века От рукописи к книге M 1991 С 60

4 Глинка С H Записки//Рус мемуары Избранные страницы XVIII век М, 1988 С 325

5 Энгельгардт Л H Записки// Рус мемуары С 236

6 Дмитриев И И Взгляд на мою жизнь// Рус мемуары С 179

7 Полетика П И Мои воспоминания// Рус архив M , 1885 Кн 3 № 11 С 306

8 Фонвизин Д И Избранное M , 1946 С 192 - 212

9 Винский Г Мое время Спб 1914 С 1

Ржевская Г И Памятные записки// Рус архив M , 1871 Кн 1 № 1 С 6 " Долгорукий И M Журнал путешествия из Москвы в Нижний// Изборник M , 1919 С 85

12 Тимковский И Ф Записки// Рус архив M , 1874 N? 6 Стб 1429

13 Гр ПИ Панин — кн А Б Куракину// Архив князя Ф А Куракина Кн 6 Саратов, 1896 С 347

14 Болотов А Т Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные самим им для своих потомков M , 1986 С 304

15 Вигель ФФ Записки// Рус архив M , 1891 Кн 2 №6, 7 С 120 15 Долгорукий И M Указ соч С 124

7 Энгельгардт Л H Указ соч С 240

18 Долгорукий И M Указ соч С 91

19 Глинка С H Указ соч С 340, 356, 357

20 Долгорукий И M Указ соч С 158

21 Дашкова Е Р Записки M , 1991 С 205

22 Мертваго Д Б Записки M , 1867 С 69

23 Винский Г Указ соч С 28

24 Загряжский M П Записки//Лица Биогр альм M Спб, 1993 С 89

25 Вигель Ф Ф Указ соч С 167

26 Глинка С H Указ соч С 347

27 Лопухин И В Записки сенатора M , 1990 С 145 — 150

"" Трегубов И Я Дела давно минувших лет Описание жизни моей детям моим, быв под арестом (1799 года, декабря 25 дня) // Рус старина M , 1908 № 11 С 312

29 Мертваго ДБ Указ соч С 143

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Там же С 173

31 Долгорукий И M Указ соч С 159

32 Загряжский M П Указ соч С 93 — 94

33 Долгорукова H Б Своеручные записки Спб , 1913 С 4 — 5

34 Дмитриев И И Указ соч С 179 2- Долгорукий И M Указ соч С 82

36 Лопухин И В Указ соч С 208

37 См , напр Сегюр Л -Ф Записки о пребывании в России в царствование Екатерины Второй// Россия глазами иностранцев Л, 1989 С 419

38 Болотов А Т Указ соч С 590

39 Благово Д Рассказы бабушки Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Л , 1989 С 170

40 Головина В H Записки Спб 1900 С 197

41 Комаровский ЕФ Записки Спб , 1914 С 20 — 21

42 Благово Д Указ соч С 117 примечания 4J Полетика П И Указ соч С 326

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.