Научная статья на тему 'Новое и первое в Приморском крае гнездовое местонахождение рыжебрюхого дятла Dendrocopos hyperythrus'

Новое и первое в Приморском крае гнездовое местонахождение рыжебрюхого дятла Dendrocopos hyperythrus Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
79
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новое и первое в Приморском крае гнездовое местонахождение рыжебрюхого дятла Dendrocopos hyperythrus»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 1997, Экспресс-выпуск 25: 3-4

Новое и первое в Приморском крае гнездовое местонахождение рыжебрюхого дятла Dendrocopos hyperythrus

А.А.Назаренко

Лаборатория орнитологии, Биолого-почвенный институт ДВО РАН, пр. 100-летия Владивостока, 159, Владивосток, 690022, Россия

Поступила в редакцию 21 октября 1997

Рыжебрюхий дятел Dendrocopos hyperythrus subruflnus (Cabanis et Heine), 1863 — один из наиболее загадочных и малоизвестных видов птиц Уссурийского края. Достаточно сказать, что лишь в 1966 он впервые попался на глаза нашим орнитологам (Лафер, Назаров 1970) и только в 1985 и 1986 удалось обнаружить первые места его гнездования. Неожиданно ими оказались окрестности Хабаровска (Вальчук 1990; Вальчук, Назаров 1991). Рыжебрюхий дятел — настоящая перелётная птица, зимующая в Южном Китае (De Schauen-see 1989), и птицы, встреченные в Южном Приморье в мае, совершенно необязательно были местными.

При обследовании летом 1997 хребта Стрельникова — горнолесной территории на правобережье Уссури близ границы Приморского и Хабаровского краёв, в 20 км к западу от Лучегорска, 16 июня я встретил рыжебрюхого дятла. Своё присутствие птица выдала характерной барабанной дробью: краткими "тр, тр, тр, ...". Этот сигнал был почти неотличим от барабанной дроби карликового дятла Dendrocopos kizuki и резко отличался от аналогичных сигналов всех остальных дятлов местной фауны. Такое поведение птицы указывало на то, что у неё есть брачный партнёр. Побарабанив минут пять, дятел улетел. Минут через десять я услышал характерную по-зывку-трель. Дятел сидел на сухой вершине дуба прямо надо мной. Затем он перелетел на соседний дуб, в основном уже сухой, опустился снизу у основания толстой сухой и обломанной ветви, пробыл некоторое время в неподвижности (я успел хорошо рассмотреть дятла в бинокль — это был самец) и скрылся в дупле. Показалось, что самец с некоторым усилием в него забрался.

Отверстие дупла, судя по белой древесине, было совершенно новым. Оно находилось как раз в месте отхождения ветви от ствола, и поэтому плоскость летка была заметно наклонена к горизонту. Вход располагался на высоте 15 м от земли и был ориентирован на восток. Я не стал беспокоить птицу.

Рус. орнитол. журн. 1997 Экспресс-выпуск № 25

3

Место представляло собой пологий южный склон у небольшой долинки с ручьём. Фон растительности создавали редины из старых, частично усыхающих дубов и мелколесье и кустарники в нижнем ярусе. К гнездовому дереву примыкала обширная поляна.

В 2 км от данного места, на участке физиономически идентичном с первым, 18 июня я вновь услышал характерную трель. К сожалению, я находился за пограничной "системой" и не мог подойти к месту, откуда донесся крик. В течение четырёх дней я тщательно обследовал все варианты сомкнутых дубовых и осиново-дубовых лесов данного района, от высокого берега Уссури до вершин прилежащих сопок. Дятла в подобной обстановке обнаружить не удалось. Так что приходится признать, что его местообитанием являются редколесные участки старых дубовых лесов в комплексе с мелколесьем и полянами. Либо это мозаика куртин сомкнутых старых осинников с дубом и другими широколиственными породами в комплексе с полянами и рединами, как это имеет место близ Малышево (Вальчук 1990). В любом случае, эти сообщества образованы в результате хозяйственной деятельности человека, и одно из важнейших условий здесь — регулярные низовые пожары.

Склонность к обитанию в изреженных насаждениях с обилием полян и где обычными породами являются дубы проявляют и южноазиатские оседлые популяции рыжебрюхого дятла (Lekagul, Round 1991; Martens, Eck 1995). Знание специфики местообитания вида позволит более целенаправленно вести поиски мест его гнездования в других, в том числе более южных, районах Уссурийского края.

Местонахождение рыжебрюхого дятла на хребте Стрельникова находится в 250 км к югу от известных мест его гнездования в окрестностях Хабаровска.

Литература

Вальчук О.П. 1990. Первое свидетельство гнездования рыжебрюхого дятла — Dendrocopos hyperythrus subrufinus (Cabanis et Heine) на территории СССР/ Редкие птицы Дальнего Востока и их охрана. Владивосток: 139-140. Вальчук О.П., Назаров Ю.Н. 1991. К современному состоянию популяции рыжебрюхого дятла в СССР /¡Материалы 10-й Всесоюз. орнитол. конф. Витебск, 1, 2: 99-100.

Лафер Г.Ш., Назаров Ю.Н. 1970. Красношейный дятел (Dendrocopos hyperythrus) — новый вид фауны СССР //Паразитологические и зоологические исследования на Дальнем Востоке. Владивосток: 24-25. De Schauensee R.M. 1989. The birds of China. Oxford Univ. Press: 1-602. Lekagul В., Round P.D. 1991. A guide to the birds of Thailand. Saha Karm Bhaet Co., Ltd, Bangkok: 1-457.

Martens J., Eck S. 1995. Towards an ornithology of the Himalayas: Systematics, ecology and vocalization of Nepal birds //Bonner Zool. Monogr. 38: 1-445.

Л Рус. орнитол. журн. 1997 Экспресс-выпуск № 25

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.