УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ КАЗАНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА.
__СЕРИЯ ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
2018, Т. 160, кн. 1 С.261-265
КРИТИКА И БИБЛИОГРАФИЯ
НОВОЕ ФУНДАМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ПО ПАЛОМНИЧЕСКОЙ ПРОЗЕ 1800-1860 гг.
[Рец. на кн.: Александрова-Осокина О.Н. Паломническая проза 1800-1860-х годов: священное пространство, история, человек: Монография. - М.: Флинта: Наука, 2015. - 432 с.]
Н.Г. Комар
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия
Аннотация
В рецензии рассматривается монография авторитетного исследователя паломнической литературы О.Н. Александровой-Осокиной «Паломническая проза 1800-1860-х годов: священное пространство, история, человек», вышедшая в свет в 2015 г.
Паломническая литература - это масштабное явление, появившееся на Руси вместе с принятием христианства, представленное множеством жанров и отражающее важнейшую грань отечественной культуры - практику паломничества, богомолья. К середине XIX в. наблюдаются не только расцвет отечественной паломнической прозы, но и процесс приобретения ею массового характера. Востребована эта литература и в наше время, так как её содержание обращается к важнейшим духовным истокам человеческого бытия.
Подчёркивается большое научное значение труда О.Н. Александровой-Осокиной, заключающееся в первом систематическом рассмотрении малоисследованного феномена -русской паломнической прозы, во введении в круг изучения произведений «забытых» или «неизвестных» писателей, а также в освещении духовных интересов классиков отечественной литературы (А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского и др.).
Отмечается, что рецензируемая монография может быть востребована не только филологами, но и культурологами, историками, философами, богословами, а также широким кругом учёных, интересующихся вопросами русской духовной литературы. Перспектива дальнейших исследований в этой области видится в изучении явления паломнической прозы после 1860 г.
Ключевые слова: паломническая проза, религиозная культура, путешествия, сакральное пространство, литературоведение первых десятилетий XXI века
В 2015 г. издана монография О.Н. Александровой-Осокиной, доктора филологических наук, доцента кафедры литературы и журналистики Дальневосточного государственного гуманитарного университета (Хабаровск) «Паломническая проза 1800-1860-х годов: священное пространство, история, человек», в которой
ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
262
Н.Г. КОМАР
представлен интересный малоизученный феномен русской литературы - паломническая проза, появившаяся на Руси вместе с принятием христианства.
Паломническая литература привлекала внимание как писателей и учёных ХУШ и XIX вв., так и наших современников. В конце XIX в. исследователи (С.В. Арсеньев, П.В. Безобразов, В.Г. Васильевский, М.А. Винивитинов, Г.С. Дестунис, С.О. Долгов, Н.И. Ивановский, архимандрит Леонид (Кавелин), И.В. Помяловский, Н.С. Тихонравов, И.Е. Троицкий др.) занимались в основном изучением и подготовкой научного издания древнерусских хождений. В первой половине XX в. в связи с существенно изменившимися политическими реалиями жизни нашей страны изучение паломнической прозы сводилось преимущественно к рассмотрению хождений в составе средневековой литературы и чаще всего осуществлялось не на содержательном уровне, а в рамках текстологии, определения жанрово-стилевых особенностей и генезиса. Заметный всплеск интереса в русском обществе и отечественной науке к этому явлению происходит к концу XX в.: расширяется круг анализируемых произведений, среди которых появляются паломнические путешествия XVШ - XIX вв. В трудах современных учёных (архимандрит Августин (Никитин), Т.А. Алпатова, М.В. Гуминский, С.В. Корнилов, А.М. Любомудров, В.А. Михельсон, И.В. Маклецова, А.В. Моторин, С.Н. Травников и др.) освещается ряд важных аспектов поэтики паломнической литературы, она трактуется как особый жанр, претерпевший эволюцию от древнерусских хождений до паломнической прозы XIX в., научная разработка темы начинает проводиться на путях синтеза бого-словско-философских, эстетических и филологических знаний.
Однако, несмотря на предыдущие обращения учёных к паломнической прозе, она была ещё мало изучена, и только рецензируемая монография явилась первым систематическим исследованием этого художественного феномена, представленного в работе в широком контексте литературных, исторических и других реалий, в связи с чем её новизна не вызывает сомнений.
Актуальность труда О.Н. Александровой-Осокиной обусловлена следующими факторами: исследователь вводит в круг изучения произведения малоизвестных писателей, определяет их место в литературной жизни того времени, а также проливает свет на некоторые творческие и дружественные связи классиков отечественной литературы (А.С Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Ф.И. Тютчева, Ф.М. Достоевского и др.).
Обзор и системный анализ весьма значительного количества научных работ представлен в первой, теоретической главе первой части исследования (всего в книге Александровой-Осокиной три части) под названием «Изучение паломнической литературы в первой половине XIX - начале XXI в.». В обозначенной главе прослеживается вклад каждой эпохи в постижение данного явления, раскрываются его генетические истоки (в древнерусской словесности, литературе XVIII в.) и обобщается опыт литературно-критического и научного осмысления. В третьем параграфе главы дан обзор рецепции паломнической литературы в литературоведении XX - начала XXI вв. Так, литературная критика и научные работы XIX в., отмечает автор, сформировали подходы к пониманию содержательной, ценностной и эстетической значимости паломнической прозы и её роли в историко-литературном процессе. Исследователь подчёркивает: 1) жанр жития
не исчез, а получил развитие в паломнических путешествиях Нового времени, 2) эта литература была интересна людям всех сословий, 3) «произведения древнерусской и современной литературы, "светской" и церковной являются звеньями единого историко-литературного процесса» (А.-О., с. 43).
Во второй главе первой части - «Паломническая проза как явление духовной литературы» - рассматриваются духовные основы этого жанра литературы, поскольку, по верному и глубокому замечанию филолога, «поэтика паломнического путешествия может быть полноценно осмыслена только с учётом роли религиозно-эстетического мировоззрения автора» (А.-О., с. 51). Последний «соединяет в своём восприятии два взгляда: "мирской" (художника, путешественника, учёного) и взгляд "религиозного паломника", молитвенно и благоговейно воспринимающего мир как священное пространство, как икону» (А.-О., с. 51). В трёх параграфах данной главы раскрываются и обосновываются важные теоретические религиозно-эстетические понятия и категории: «священное пространство», «религиозный экфрасис», «святость», «пасхальность» и др. Они пронизывают «всю художественную структуру произведений, определяя характер композиции, образа автора, выбор изобразительно-выразительных средств» (А.-О., с. 79). Здесь представлена и методология изучения паломнической литературы как явления духовной прозы.
Следующие две части монографии Александровой-Осокиной, выстроенные в соответствии с хронологической последовательностью, занимают основное пространство книги и представляют собой разбор собственно памятников паломнической прозы. Вторая часть повествует о произведениях, посвящённых путешествиям в Святую землю: три её главы описывают образцы паломнической литературы первых десятилетий (глава 3), 30-х (глава 4) и 40-60-х (глава 5) годов XIX столетия. В центре внимания третьей части находятся произведения о паломничестве к отечественным святыням; она состоит из двух глав, рассматривающих литературу 1800 - первой половины 1830-х годов (глава 6) и паломническую прозу 40-50-х годов XIX в. (глава 7). Немаловажным, с нашей точки зрения, является тот факт, что в этих частях освещается творчество ряда «забытых» писателей, среди которых митрополит Платон (Лёвшин), архиепископ Софония (Сокольский), архимандрит Антонин (Капустин), архимандрит Иосиф (Левицкий), Валериан Яковлевич Никонов, Иван Вешняков, монах Свя-тогорец (отец Селевкий), Кир Иванович Бронников, Инок Парфений и др.
Из всего жанрового многообразия паломнической литературы, обозначенной Александровой-Осокиной (хождение, путешествие, дневник, мемуары, автобиография, путевые очерки, письма), особо ею выделяется демократическая паломническая проза, развивавшаяся «в едином контексте с "аристократической" литературой» (А.-О., с. 418). Автор справедливо утверждает, что сочинения Кира Бронникова (крепостного крестьянина графа Д.Н. Шереметева), Ивана Вешнякова (небогатого дворянина, прапорщика в отставке), с одной стороны, и Д.В. Дашкова, А.Н. Муравьёва, Н.В. Гоголя, П.А. Вяземского, Н.В. Берга, С.П. Шевырёва, с другой, направлены к одним и тем же «религиозно-духовным граням человеческого бытия» (А.-О., с. 418).
Содержание паломнической прозы Александрова-Осокина оценивает с точки зрения паломнического опыта, в котором мир открывается как сакральное про-
264
Н.Г. КОМАР
странство. Художественная картина мира в рассматриваемой литературе охватывает не только географию и этнографию, но и историю, культуру, богословие. При всём хронологическом, образном и сюжетном разнообразии произведений паломнической прозы исследователю удаётся проследить духовную целостность содержания каждого из них, которая основывается на христианском идеале.
По мнению Александровой-Осокиной, паломническая проза XIX в., представленная творчеством авторов - выходцев из различных слоёв русского общества, отразила фундамент отечественного православия, чем засвидетельствовала о единстве ценностных, религиозных и эстетических основ национальной духовной культуры, а также о наличии духовной преемственности в русском обществе.
Замечательным в книге является не только анализ самих произведений, но и характеристика концепции периодических изданий, в которых публиковалась паломническая проза («Душеполезное чтение», «Русский вестник», «Журнал Министерства Народного просвещения», «Современник» и др.), а также интерес к паломнической тематике в других сферах. Так, отмечается, что путешествия в Святую землю находили отражение в живописи. Например, в 1835 г. графа П.В. Давыдова в таком путешествии сопровождали художник Карл Брюллов, дипломат и художник-любитель Рудольф Френ и архитектор Николай Ефимов, итогом чего стали книга путевых заметок и приложенный к ней атлас рисунков и акварелей, а её автору (Давыдову) была присвоена почётная учёная степень Эдинбургского университета (А.-О., с. 181).
Несомненным достоинством анализируемой нами монографии стало вовлечение в исследование обширнейшего культурно-исторического фона эпохи: паломническая литература описывается в контексте целого ряда литературных, исторических, политических, религиозных и культурных событий.
Поскольку работа Александровой-Осокиной охватывает только период с 1800 по 1860-е годы, вполне очевидна перспектива дальнейших исследований в данной области: паломническая проза развивалась и во второй половине XIX в., кроме того, она как бы заново открылась в постсоветский период и остаётся востребованной до сегодняшнего дня, в том числе в сети Интернет.
Данная монография будет интересна не только филологам, но и культурологам, историкам, философам, богословам, а также широкому кругу исследователей, интересующихся вопросами русской духовной словесности и паломнической литературы, отразившей важнейшие основы и ценности отечественной религиозной культуры.
Источники
А.-О. - Александрова-Осокина О.Н. Паломническая проза 1800-1860-х годов: священное пространство, история, человек: Монография. - М.: Флинта: Наука, 2015. -432 с.
Поступила в редакцию 07.09.17
Комар Наталья Геннадьевна, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской и зарубежной литературы
Казанский (Приволжский) федеральный университет ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия E-mail: [email protected]
ISSN 2541-7738 (Print) ISSN 2500-2171 (Online)
UCHENYE ZAPISKI KAZANSKOGO UNIVERSITETA. SERIYA GUMANITARNYE NAUKI (Proceedings of Kazan University. Humanities Series)
2018, vol. 160, no. 1, pp. 261-265
A New Fundamental Research of Pilgrimage Prose in the 1800s-1860s
[Book Review: Alexandrova-Osokina O.N. Pilgrimage Prose of the 1800s and 1860s: Sacred
Space, History, Human. Moscow, Flinta, Nauka, 2015. 432 p.]
N.G. Komar
Kazan Federal University, Kazan, 420008 Russia E-mail: [email protected]
Received September 7, 2017 Abstract
The review considers the monograph "Pilgrimage Prose of the 1800s and 1860s: Sacred Space, History, Human" by O.N. Alexandrova-Osokina, the authoritative researcher of pilgrimage literature, published in 2015.
Pilgrimage literature is a comprehensive phenomenon that emerged in Russia along with the adoption of Christianity, represented by a variety of genres and reflecting the most important facet of the national culture, i.e., the practice of pilgrimage. By the middle of the 19th century, there was not only the prosperity of pilgrimage prose in the Russian literary culture, but also the processes of its becoming of a mass character. This literature is also in demand in our time, because its content turns to the most important spiritual source of human existence.
We have emphasized the great scientific significance of the work by O.N. Aleksandrova-Osokina, which was in the first systematic research of such a little-studied phenomenon of Russian literature as "pilgrim prose", as well as in the introduction to the studying of "forgotten" and "unknown" writers and, at the same time, in coverage of the spiritual interests of the famous Russian classical writers (A.S. Pushkin, Yu.M. Lermontov, F.I. Tyutchev, F.M. Dostoevsky, etc.).
This reviewed monograph, in our opinion, is of interest not only for philologists, but also for cultural scientists, historians, philosophers, theologians, as well as for a wide range of researchers interested in Russian spiritual literature. Further research in this field can embrace the phenomenon of pilgrimage prose after 1860.
Keywords: pilgrimage prose, religious culture, travel, sacral space, literary criticism of first decades of 21st century
Для цитирования: Комар Н.Г. Новое фундаментальное исследование по паломнической прозе 1800-1860 гг. [Рец. на кн.: Александрова-Осокина О.Н. Паломническая проза 1800-1860-х годов: священное пространство, история, человек: Монография. -М.: Флинта: Наука, 2015] // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2018. -Т. 160, кн. 1. - С. 261-265.
For citation: Komar N.G. A new fundamental research of pilgrimage prose in the 1800s-1860s [Book Review: Alexandrova-Osokina O.N. Pilgrimage Prose of the 1800s and 1860s: Sacred Space, History, Human. Moscow, Flinta, Nauka, 2015]. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2018, vol. 160, no. 1, pp. 261-265. (In Russian)