Научная статья на тему 'Новое детство'

Новое детство Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
223
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛОВИЯ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ / НОВЫЕ ВОЗНИКАЮЩИЕ ПОТРЕБНОСТИ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Уденховен Нико Ван, Вазир Рекха

Число преступлений, совершаемых детьми, растет, и все больше детей становится жертвами заболеваний, спровоцированных загрязнением окружающей среды или образом жизни. Ожирение у детей, когда-то считавшееся проблемой мира богатых, сейчас очень распространено в таких странах, как Индия и Китай. Помним ли мы, как были шокированы, когда первый мальчик, террорист-смертник, взорвал себя в Израиле в начале 90-х годов, и понимаем ли, насколько "привычными" стали такие акты, осуществляемые детьми? Что-то созревает в нашем обществе, а может быть, и во всем мире, что-то, что влияет на то, как дается жизнь детям и как их растят. Проявляется ли это, казалось бы, в несвязанных событиях? Мы задавали себе этот вопрос со всевозрастающей тревогой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New Childhood

The article describes current trends affecting children's development new and emerging needs of children. Emerging needs appear very quickly, so they are difficult to track, not to mention the fact that it is hard to respond to them. Among them are: emergence of the Internet, the use of mobile phones by preschool children, the problems associated with obesity in children and others. After analyzing these unexpected events, authors found out that professionals, whether researchers, policy makers, practitioners or journalists looked at them as at deviation from the norm situations that are rare, and therefore are not to worry about. But when rare phenomena superimposed on each other, authors became alarmed. It turned out that all these accidents can not be attributed to chance.

Текст научной работы на тему «Новое детство»

Нико ван Уденховен, доктор психологических наук, соучредитель Международного центра в области инициатив детского развития (Лейден, Нидерланды)

Рекха Вазир, доктор педагогических наук, старший научный сотрудник Международного центра в области инициатив детского развития (Лейден, Нидерланды)

Новое детство

*

Интервью в Индии были запланированы на первую половину марта 2005 года. По случайному стечению обстоятельств в это же самое время учащиеся 10-х и 12-х классов сдавали заключительные экзамены, и этот факт послужил стартовой точкой обсуждений новых возникающих потребностей детей. Хорошие результаты этих экзаменов являются ключом к будущему. Они предопределяют, какие предметы ученик может выбрать на оставшийся период обучения (естественные науки и математика являются желанным выбором, обеспечивающим поступление в лучшие вузы). Конкуренция при поступлении в университеты обостряется все сильнее. Уровень стрессов у абитуриентов растет, при этом амбициозные родители часто тревожатся больше, чем их дети, а школы делают все для того, чтобы по итогам экзаменов попасть в высшую лигу. Распространено мнение, что связанный с экзаменами стресс сильно повысился за последние пять лет и достиг уровня, который уже вызывает опасения.

К сожалению, события последнего времени подтверждают это. Шесть учеников уже совершили самоубийство, 300 других попытались это сделать, и многие тысячи испытывают сильный стресс и тревожность. Стресс усилился, когда начались экзамены. В Дели 17-летний мальчик покончил жизнь самоубийством еще до того, как стали известны результаты экзаменов. В предсмертной записке он написал: «...давление измучило меня, и я не мог больше его терпеть» (Indian Express, 2005). В Мумбаи у 16-летней девочки были тахикардия, трудности дыхания, головные боли и рвота, но при помощи психиатра она смогла сдавать экзамены. Другим ученикам в Мумбаи не так повезло. У ученика 10-го класса начался сердечный приступ во время экзамена, и подросток скончался по пути в больницу, а 16-летний мальчик повесился, потому что посчитал, что не очень хорошо сдал

* Окончание. Начало в предыдущем номере. Из книги: Новое детство: как изменились условия и потребности жизни детей / Нико ван Уденховен, Рекха Вазир. - М.: Университетская книга, 2010. Публикуется с любезного разрешения авторов и Всемирного банка.

экзамен (Indian Express, 2004). Родители становятся жертвами этого давления. В Дели 42-летняя женщина покончила с жизнью, потому что впала в депрессию из-за плохих результатов своей дочери на экзамене по математике. Это всего лишь верхушка айсберга. Такие публикации появились в средствах массовой информации в главных мегаполисах Индии, и данный сценарий повторяется по всей стране.

По результатам статистики, почти 4 тыс. учеников кончают жизнь самоубийством из-за экзаменов, но точных данных нет, и говорить о тенденциях рано. Одна из национальных газет выяснила, что у каждого пятого ученика в Дели под давлением экзаменов возникают мысли о самоубийстве, более половины учеников говорят о том, что цели, поставленные перед ними родителями и школой, отличаются от их собственных, и 80% чувствуют, что учителя нагнетают стресс, поддерживая гонку за успехом (Hindustan Times, 2005). Трехлетнее исследование, проведенное в школах Дели, дало похожие результаты. 80% учеников считают, что давление родителей относительно хороших результатов непомерно велико, 70% заявляют, что они испытывают более сильное беспокойство, чем то, с которым они могут справиться, и 9 из 10 учеников сказали, что их образ жизни претерпел существенные изменения из-за стресса, вызванного экзаменами. Многие ученики сообщают о расстройствах сна, использовании препаратов, улучшающих память, лекарствах от головной боли и стимуляторах для сохранения состояния бодрствования, а также о возрастании потребления кофе и чая.

Средства массовой информации играют ключевую роль в привлечении внимания общества к этим проблемам, но, по иронии судьбы они сами вносят вклад в нарастание напряжения. Материалы об экзаменах в качестве новостей - относительно новое явление, и их активное освещение в прессе приходится на период, когда эти экзамены проходят. Репортеры появляются в школах и опрашивают учеников, учителей и родителей; экзаменационные задания анализируются в прессе. Фактически любое событие, имеющее отношение к экзаменам, считается новостным и выносится на

МИРОВОМ ОПЫТ

к

обсуждение. В прессе подробно описывается каждое самоубийство ученика или ученицы, у родителей и друзей погибшего берут интервью, опрашивают одноклассников, учителей и руководство школы, а некоторые газеты заходят так далеко, что публикуют фото предсмертной записки. Спеша возложить вину на кого-то, многие СМИ берут интервью у псевдоспециалистов, чтобы проанализировать причины возрастающего уровня стресса среди школьников, и требуют, чтобы политики, которые тоже вынуждены реагировать, занялись рассмотрением этого вопроса. 2005 год ничем не отличался от других. Министерство образования объявило, что будет созвано заседание представителей образовательных учреждений и экспертов для обсуждения экзаменационной системы (Indian Express, 2005). Сообщения прессы носят сезонный характер. Сезонный характер имеет и реакция политиков. На следующий год ситуация повторяется.

Увеличивается ли стресс, связанный с экзаменами, и растет ли число самоубийств среди школьников в Индии? Можно ли их объяснить просто возросшей конкуренцией при поступлении в университет и давлением со стороны родителей? Стоят ли за этими страшными событиями какие-то другие социальные процессы? Обсуждения с группой, где были широко представлены разные стороны (маргина-лизированные подростки, дети, посещающие

школу, родители, учителя, журналисты, психологи), выявили ряд взаимосвязанных процессов, которые меняют мир детей беспрецедентно и очень быстро. Самоубийства школьников в ответ на стресс, вызванный экзаменами, являются лишь одним из проявлений этих изменений.

Силы изменений

В последнее десятилетие индийское общество претерпело сильнейшие потрясения, и скорость изменений особенно увеличилась за последние пять лет. Эти изменения быстро распространились и оказывают огромное влияние на бедных и богатых, на мальчиков и девочек - фактически на все общество. Каковы же движущие силы этих изменений, в какой форме они происходят и как сказываются на детях? Наиболее очевидным катализатором в этом процессе является глобализация, которая в той или иной степени охватывает разные области жизни - экономическую, социальную, культурную, политическую. Термин-клише «глобальная деревня», означающий, что в воображении людей расстояния стираются, оказал глубокое влияние на индийское общество. Каждый человек теперь подвержен лавине сообщений, на все надо немедленно реагировать, все открыто. Такого не было даже 10 лет назад, когда богатые и бедные жили в своем собственном изолированном мире.

Последствия глобализации усилились по мере либерализации индийской экономики, которая началась в 90-е годы и ускорилась в последние пять лет. Дерегуляция экономики открыла двери для иностранных инвестиций и транснациональных корпораций, включая медийные. Хотя возможности расширились во всех сферах жизни, будь то возможность покупать ранее недоступные товары или перспективы карьеры, эта ситуация привела буквально к взрыву гедонистической культуры потребления, повысила ожидания и породила чувство незащищенности у большой группы населения.

Глобализация и либерализация накатились приливной волной на берег продолжающегося процесса структурных изменений в экономике и обществе. Возрастающая урбанизация привела к скоплению людей и перенаселению городов. Она почти вызвала коллапс во многих городах. Пространства для общественного использования, включая детские площадки для игры, исчезают, у многих школ нет прилегающей территории. Время передвижения до работы и школы возросло, выросла и продолжительность рабочего дня, из-за этого у родителей остается мало времени на детей. Браки стали нестабильными. При медленном исчезновении публичного осуждения разводов число последних неуклонно увеличивается. Другие демографические и социальные тенденции, такие как увеличение числа несплоченных семей, разрушение традиционной системы поддержки, существующей в большой семье, и такие явления, как семья, где родители находятся в разводе, становятся элементом всеобщего воздействия на жизнь детей. Загрязнение окружающей среды достигло беспрецедентного уровня, при этом дети страдают больше, чем взрослые, в силу своего небольшого роста и небольшой массы тела. Уровень таких заболеваний, как бронхиальная астма, рак и аллергии, среди детей растет.

Рынок труда также меняется. Возрастает опасность потерять работу, неформальный сектор расширяется, и все больше женщин выходят на рынок труда. Людям приходится уезжать далеко от дома в поисках работы, что приводит к длительным периодам миграции и разделению семей. В то же самое время рост технологического сектора и приход многонациональных корпораций породили целый сегмент высокооплачиваемой деятельности. Конкуренция за рабочие места стала очень высокой, и это отражается на борьбе за

ограниченные места в хороших школах, университетах и технических институтах. Для получения места в детском саду малыши сдают экзамен, а их родители дают интервью.

Революция в области высоких технологий и сопровождающий ее информационный и медийный взрыв были, наверное, самыми мощными факторами изменений. Это наиболее символично проявляется в быстром распространении электронных средств массовой информации: кабельное и спутниковое телевидение дошли до самых удаленных деревень и беднейших и наименее развитых городских районов. Число каналов непрерывно увеличивается (сейчас их 100 и рост продолжается). Они круглосуточно предлагают большое количество индийских и международных программ. Викторины, реа-лити-шоу, программы о стиле жизни, фильмы, сериалы и спортивные программы создают широкий диапазон развлечений, которые сильно отличаются от традиционных, предлагавшихся правительственной вещательной компанией «Дурдасхан» до 90-х годов прошлого столетия. Телевидение стало мощным средством уравнивания, по крайней мере, в том смысле, что все

имеют доступ к одной и той же информации, рекламе и развлечениям. Потенциалом растущего рынка Индии не преминули воспользоваться крупные компании, которые открыли собственные каналы и вовсю эксплуатируют многонациональные корпорации, тратящие огромные деньги на рекламу, чтобы заманить как можно больше индийских потребителей. Есть мнение, что сейчас все население Индии (богатые, средний класс и бедные) в равной степени ориентировано на бренды и следит за новейшими тенденциями в моде, косметологии и потребительскими товарами. Другой вопрос: могут ли люди позволить себе покупать все это?

Печатные издания вынуждены реагировать на вызов, брошенный растущим числом электронных средств коммуникации. Им удалось сохранить свою долю рынка в основном за счет смещения баланса между новостями и развлечениями в сторону публикаций о стиле жизни и развлекательных материалов. Многие «качественные» издания теперь выделяют больше места под материалы, которые раньше размещали на третьей полосе.

Последствия в связи с новыми возникающими потребностями

Каковы последствия таких изменений для детей? Создают ли они возможности для преодоления некоторых давно существующих ограничений, вызванных бедностью и неразвитостью? А может быть, наоборот, новые проблемы и новые требования наслаиваются на ранее существовавшие проблемы? Являются ли последствия неодинаковыми для детей из разных социальных слоев? Появилось ли у них больше перспектив в обществе, есть ли какая-то власть, имеется ли какая-либо автономия? Чувствуют ли дети смятение и непонимание?

Все проинтервьюированные нами люди заявляли, что мир детей и само детство за последнее десятилетие быстро изменились, причем хаотически. Теперь на повестке дня уже не просто проблемы бедности, здоровья, плохого питания и невозможности получить образование. Впервые в состоянии стресса находятся не только бедные дети. Сейчас социум одинаково бросает новые вызовы и богатым, и бедным. Из обсуждений стало понятно, что большинство людей без труда понимают концепцию новых возникающих потребностей детей. Это

проблемы, с которыми постоянно борются все, кто имеет хоть какое-то отношение к детям. Но выход из этих новых ситуаций пока еще не найден. Наблюдается тенденция рассматривать проблемы изолированно и реагировать на события спонтанно, по мере их появления.

Средства массовой информации и технологии привнесли столь радикальные изменения, что многих они застали врасплох. Телевидение проникает в каждый индийский дом и, похоже, берет верх над реальной жизнью или становится ее заменителем. «В школе учителя всегда говорят о телевизионных сериалах вместо того, чтобы учить нас. Дома наши матери с нами не разговаривают. Им интереснее болтать с соседями о телесериалах», - говорит 12-летняя Сусхиила, которая живет в Сангам Вихар (самый большой незаконно застроенный район Дели). У детей тоже почти нет альтернативы телевидению вследствие острой нехватки открытых пространств для спортивных и других игр. Таким образом, вместо того чтобы самим играть в крикет, они смотрят игру по телевизору.

Экспансия средств массовой информации наложилась на существующую культуру кино, которая всегда пропагандировала победу героя (обычно бедный юноша одолевает богатого злодея и добивается своей избранницы). Ко всему этому добавляются сексуализированные образы, реклама и шоу, предлагающие большие призы как быстрое решение проблемы бедности. «Дети принимают все за чистую монету», -говорит молодая девушка-волонтер, работающая в Сангам Вихар. «Им нравится герой: он смелый и у него есть подруга. В фильмах и сериалах жизнь показана очень легкой. Все мальчики хотят быть героями и думают, что у них будет такая же жизнь. Они также воспроизводят насилие, которое видят в фильмах».

«Они готовы драться по малейшему поводу. Раньше, если у них возникала проблема, они жаловались родителям, теперь же собирают банду и избивают обидчика. Если они обратятся к родителям, другие дети будут дразнить и высмеивать их. Нам нужно говорить детям, что фильмы - это фантазия, а не реальность. У них создается ощущение, что все, что они видят, возможно». Собравшиеся дети начали быстро приводить примеры: «Парень в нашем районе поджег себя и стал кричать, чтобы Шактиман (индийский супермен) пришел и спас его», - говорит один. «Другой парень спрыгнул с крыши и кричал то же самое», - добавляет следующий.

Разрыв между ожиданиями и желаниями, будь то собственные или родителей, и способностью детей реализовать их все время растет, и цена, которую представители нового поколения платят за это, никогда не была такой высокой, как сейчас. Суицид - один из страшных способов ответа на стресс. Самоубийства среди школьников происходят и в других странах, особенно часто в Финляндии, Латвии, Литве, Новой Зеландии, Российской Федерации и Словении (WHO, 1995), но их показатели в Индии особенно велики. В Индии суицид никогда не был частью традиционной социальной жизни. Широкое неделикатное освещение самоубийств в прессе не помогает, а может быть, даже подталкивает некоторых к ним. Однако на каждого ребенка, который решается на такой шаг, приходится несколько таких, кто испытывает острые душевные страдания. В Индии полномасштабные исследования психического здоровья детей не проводились, но несколько имеющихся небольших работ подтверждают распространенность широкого круга психических заболеваний. Рассказы профессионалов в области психиатрии подтверждают это. Очень высок среди детей и юношества уровень депрессии, наркомания и алкоголизм распространяются среди детей всех социальных слоев.

В определенной степени средства массовой информации создают некое общее поле для детей из разных социальных слоев: все они имеют доступ к одной и той же информации и получают ее в большем объеме, чем раньше. Это стало очевидно, когда в декабре 2004 года на юг Индии обрушилось цунами.

Все одновременно смотрели по телевизору, как разворачиваются события, и на всех это произвело одинаковое впечатление. В Дели бедные дети, посещающие вечернюю школу, собрали деньги, чтобы послать их жертвам цунами. Малолетние преступники, отбывающие наказание в тюрьме Тихар, сшили сумки для того, чтобы необходимые вещи можно было перевезти в пострадавшие районы. Это характерные примеры - впервые помощь оказывали не только дети элиты и среднего класса.

Однако доступность информации не ведет автоматически к эмоциональной зрелости и не учит анализировать то, что дети узнали. Например, средства массовой информации обрушивают на них лавину сексуальных образов, но при этом почти все дети остаются наедине с собой, без помощи взрослых, в борьбе со своим любопытством и природными инстинктами. В культуре, где разговоры о сексе табу, даже взрослые не готовы к такой ситуации. Большинство школ не стремятся к тому, чтобы давать ученикам адекватное сексуальное образование, но в некоторых элитных школах эту проблему уже осознают. По словам Аруна Капура, «дети теперь быстрее созревают физически и интеллектуально, но эмоционально они все еще инфантильны. Пубертат начинается раньше, и это застает взрослых врасплох. Даже наиболее чуткие родители и учителя не знают, что делать в этой ситуации».

Рену Каул, директор подготовительной школы Ра11ауап, добавляет: «Сексуальное воспитание становится необходимым во все более раннем возрасте. Раньше мы вводили уроки по этой теме в старшей школе, но сейчас это

становится необходимо, сообразно возрасту, уже в детском саду, чтобы дети осознали свое тело и половую принадлежность».

Технологический и медийный натиск в последнее десятилетие инициировал в такой же мере сильные изменения в системе жизненных ценностей и породил конфликт поколений. Средства массовой информации пытаются создать образ гражданина мира, но он не очень хорошо укладывается в традиционные понятия, которые все еще превалируют в индийских семьях. Это столкновение наиболее остро проявляется в области сексуальности, и большинство родителей - фактически все общество - плохо подготовлены к его последствиям. Арпита Ананд, психолог, объясняет это так: «Секс по-прежнему является в Индии запретной темой. Это порождает дилемму: дети получают слишком много информации, они созревают в более раннем возрасте, они осознают свои потребности, но не могут обсуждать это. Разговоры на данную тему в индийской культуре никогда не практиковались. Она была табу. Сейчас это становится непосильным грузом для детей. Они не получают структурированной информации из надежных источников, а должны сами собирать эту мозаику».

Группа матерей из беднейших районов Дели соглашается, что дети теперь многое знают о сексе. Женщины обвиняют в этом средства массовой информации. Они признаются в том, что не обсуждают со своими дочерьми вопросы полового созревания и секса: «Девочки все узнают сами, как когда-то узнавали мы» - таково общее отношение. «Телевидение разрушило мир. По ночам по кабельному телевидению показывают эротические фильмы», - говорит одна из этих матерей. «Телевидение пробуждает детскую сексуальность, - добавляет другая. - Они узнают о сексе и хотят его. Некоторые дети хотят жениться, чтобы заниматься сексом. Мы ничего не знали об отношениях, когда были молодыми, и испытывали шок, когда выходили замуж. Теперь они знают, на что идут. В некотором смысле это неплохо». «Но ни у мальчиков, ни у девочек не остается стыда, - добавляет третья мать. - Мальчики угрожают, что убегут из дома, а девочки - что убьют себя, если не получат свое».

Открытость, с которой сексуальные образы подаются в средствах массовой информации, не соответствует открытости в обсуждении этих вопросов с детьми ни дома, ни в школе. Секс как проблема в обществе замалчивается, и, следовательно, отсутствуют структуры

поддержки детей, испытавших на себе его негативные последствия, что порождает новые проблемы. Медики подтверждают, что число беременностей у девочек-подростков из семей среднего класса увеличивается, и количество абортов в этой группе значительно возрастает. По мнению Арпита Ананд, «у взрослых нет навыков работы с такого рода ситуациями. Самый простой способ для них - отвести дочь на аборт, скрыть это от окружающих и забыть обо всем. Последствия для душевного здоровья этих девочек, конечно, будут негативными».

Сочетание сексуализации общества и сексуального любопытства, отсутствие сексуального образования и доступность информации породили для детей целый ряд проблем. Наиболее широко они были освещены и публично обсуждались в «деле о MMS» в Дели в ноябре 2004 года. Это название относится к видеоролику, где девочка и мальчик занимаются оральным сексом. Оба были учениками элитной частной школы, видеоролик снят на мобильный телефон с согласия девочки, но она не знала, что оно будет разослано в виде MMS другим детям. Очень скоро оно распространилось по всей стране и вызвало в Индии шок. Реакция на это была неоднозначной. Сам факт, что дети занимались сексом, был неприятным сюрпризом для страны. Школа обошлась с этими детьми строго: их исключили. Полиция посчитала это преступлением и предъявила мальчику обвинение. Мобильные телефоны в школах запретили, и какое-то время за всеми Интернет-кафе велось наблюдение. Средства массовой информации повели себя некорректно - они назвали имена детей, их родителей и школу.

Взрослым тоже приходится расплачиваться за изменения, охватившие общество. Стремление к успеху означает сверхурочные часы на работе, что оставляет работающим родителям совсем мало времени на своих детей. «Некоторые дети неделями не видят отца и мать. Большую часть времени они проводят одни или с помощниками по хозяйству и постоянно смотрят телевизор. При этом помочь им осознать то, что они видят, некому, но у этих родителей амбициозные планы относительно своих детей. Они мотивируют их стремиться к успеху и покупают подарки, чтобы компенсировать свое отсутствие», - замечает Вики, учитель подготовительной школы Ра11ауап. Энакси Гангули Тхукрал добавляет, что помощники по хозяйству, с которыми оставляют детей, часто сами очень молоды. Только богатые семьи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.