Научная статья на тему '«Новое благочестие» и его роль в становлении гуманистического движения в Германии'

«Новое благочестие» и его роль в становлении гуманистического движения в Германии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1197
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / ГУМАНИЗМ / РЕФОРМАЦИЯ / МИСТИКА / БИБЛИЯ / АНТИЧНОСТЬ / СЕВЕРНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ / A HISTORIOGRAPHY / THE HUMANISM / THE REFORMATION / MYSTIC / THE BIBLE / THE ANTIQUITY / THE NORTHEN RENASCENCE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гурьянова Т. Н.

Рассматривается проблема истоков немецкого гуманизма, в частности влияние идей религиозно-просветительского движения «Devotio moderna» «Новое благочестие» на мыслителей и гуманистов Германии XV XVI вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The note of an article: The problem of German humanism sources, in particular religious educational movement «Devotio moderna» « New piety » ideas influence on thinkers and humanists of 15-16 ages Germany is considered.

Текст научной работы на тему ««Новое благочестие» и его роль в становлении гуманистического движения в Германии»

Т. Н. Гурьянова

«НОВОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ» И ЕГО РОЛЬ

В СТАНОВЛЕНИИ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ГЕРМАНИИ

Ключевые слова: историография, гуманизм, Реформация, мистика, Библия, античность, Северное Возрождение. a historiography, the Humanism, the Reformation, mystic, the Bible, the Antiquity, the Northen Renascence.

Рассматривается проблема истоков немецкого гуманизма, в частности влияние идей религиозно-просветительского движения «Devotio moderna» -«Новое благочестие» на мыслителей и гуманистов Германии XV- XVI вв.

The note of an article: The problem of German humanism sources, in particular religious - educational movement «Devotio moderna» - « New piety » ideas influence on thinkers and humanists of 15-16 ages Germany is considered.

В зарубежной историографии (Я. Буркхардт, В. Дильтей, Г. Баух, В. Ваттенбах, М. Геррманн, П. Иоахимсен, Э Трельч, А. Хима, Г. Риттер, Л. Спитц и др.), как правило, принято искать истоки немецкого гуманизма либо в классической древности, либо в творчестве итальянских мыслителей эпохи Возрождения; для этих исследователей немецкий гуманизм всего лишь «результат внешнего культурного воздействия Италии... маскарад, подделка под итальянский гуманизм».1 В отечественной науке (С.П. Сингалевич, О.А. Вайнштейн, М.М. Смирин, Б.И. Пурищев, А.Н. Немилов, А.Х. Горфункель) подобная точка зрения в целом не разделяется; «хорошо известно, - пишет Б.И. Пурищев, - как высоко ценили немецкие гуманисты античных авторов, с каким уважением они относились к итальянской гуманистической мысли», но это вовсе не означает, что «гуманисты Германии были чужды немецким национальным культурным традициям».2 Прежде всего - это религи-

1 Немилов А.Н. Немецкие гуманисты XV в. Л., 1979. С. 10. Несмотря на численное преобладание сторонников подобного подхода, высказывались и иные взгляды на эту проблему. К примеру, крупнейший исследователь немецкого гуманизма Л. Гейгер, признавая влияние Италии, тем не менее, считал, что в становлении и развитии немецкой гуманистической мысли не стоит недооценивать и влияние национальных традиций. На тех же позициях стоят и такие исследователи, как К. Лампрехт, Э. Готгейн, М. Зайдльмайер, П. Кристеллер. Существует и другая крайность: обращаясь к проблеме культурно-исторических традиций немецкого гуманизма, зарубежные исследователи (Р. Невальд, Г. Рупприх) пытаются «углубиться в раннее средневековье, вплоть до первых веков христианства»; для других (К. Бурдах, Э. Винтер, Г. Энтнер) началом, прелюдией — «Уогер1е1» — немецкого гуманистического движения является расцвет придворной культуры в Праге - середина XIV в. (Подробнее см.: Там же. С. 12-13, 15.).

2 Пурищев Б.И. Очерки немецкой литературы XV - XVII вв. М., 1955. С. 21. «Немецкий гуманизм хотя и вырос в Германии под сильным итальянским влиянием, — пишет О. Л. Вайнштейн, — однако он не был каким-то чужеродным растением, искусственно посаженным на немецкую почву, а естественным продуктом процессов социально-экономического развития, аналогичным итальянским». (Вайнштейн О.Л. Западноевропейская средневековая историография. М.; Л., 1964. С. 316.) К примеру, Франция, благодаря длительному периоду Авиньонского «пленения» пап имевшая особенно тесные контакты с итальянской культурой (более того, предоставившая на своей территории

озно-мистические учения XIII - XIV вв. (Экхарт, Таулер, Сузо), которые нашли отражение в литературных и философских произведениях Н. Кузанского, Э. Роттердамского, И. Рейх-лина, Т. Мюнцера, М. Лютера. Немецкий гуманизм, говоря словами М.Я. Либмана, был весь буквально «пронизан мистицизмом».3

Значительное влияние на гуманистическое движение Германии оказали и пантеистические идеи позднего номинализма (В. Оккам, Ж. Буридан, Н. Орем), проникавшие в Германию из Франции; в XIV - XV вв. во Франции происходит борьба против номиналистов (1348 г. процесс против Н. Отрекура, 1473 г. эдикт Людовика XI), и «зачастую, - пишет А.Н. Немилов, - изгнанники из Парижа находили самые благоприятные условия в немецких университетах»4 в Праге, Вене, Гейдельберге, Лейпциге. Главным направлением в учении представителей позднего номинализма стала критика клира и церковных институтов не только с нравственно-религиозных, но и с политических позиций, что особенно привлекало участников социально-политических и религиозных движений, вынашивавших «планы имперских реформ и антиримские проекты создания национальной немецкой церкви по образцу Франции, ограничившей права папы на своей территории».5

Но особенно сильное влияние на немецких мыслителей и гуманистов XV - XVI вв., несомненно, оказали идеи религиозно-просветительского движения «Devotio moderna» -«Новое благочестие»,6 в которых впервые последовательно излагалось новое отношение к церковной традиции, богу и человеку. «Новое благочестие» признавало практическую деятельность как угодной богу (за что и получило в современной науке название «практического мистицизма»), провозглашало право человека на непосредственное общение с богом, минуя церковь, и право верующих читать книги «Священного писания» (в первую очередь, Библии) на родном языке. «Если первоначально тексты Ветхого и Нового Завета были написаны на еврейском и греческом языках, т.е. родных языках тех народов, для которых они были написаны, затем св. Иероним перевел их на латынь, для того, чтобы они стали понятны латинянам, то, следовательно, - пишет Г. Зербольт, - и все другие благочестивые народы должны читать Библию на родном языке».7 Критикуя невежество и распущенность духовенства, проповедники «Нового благочестия» выступали за первоначальную чистоту христианского учения посредством очищения текста Библии от вековых наслоений и оши-

поместье Воклюз родоначальнику гуманистического движения в Италии - Петрарке), долгое время не воспринимала гуманизма, не имея к тому внутренних условий.

3 Либман М.Я. Искусство Германии XV - XVI вв. М., 1964. С. 13. В лице Т. Мюнцера мы встречаем противоречивый сплав гуманистически образованного человека, активного политического деятеля и мистика-фантаста, И. Рехлин увлекался каббалой, аббат Тритемий - магией, а легендарный Агриппа Неттесгеймский всеми оккультными науками сразу.

4 Немилов А.Н. Специфика гуманизма Северного Возрождения // Типология и периодизация культуры Возрождения. М., 1978. С. 43.

5 Володарский В.М. Культура Германии в конце XV - XVI в. // История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения. М., 2001. С. 115.

6 «Devotio moderna» - «Новое благочестие» - религиозно-просветительское движение (известное также под названием «Братьев общей жизни»), возникшее в конце XIV в. в северных провинциях Нидерландов. В течение первых десятилетий XV столетия это учение довольно быстро распространилось по всем Нидерландам и за их пределами - в Германии, Северной Франции, Швейцарии и Чехии. (Подробнее см.: Логутова М.Г. О некоторых предпосылках Северного Возрождения и Реформации // Вестник ЛГУ. Л., 1974. № 14. С. 50-55.)

7 Цит. по: Логутова М.Г. Значение «Нового благочестия» для Северного Возрождения и Реформации // Культура Возрождения и средние века. М., 1993. С. 69.

бок переписчиков, с этой целью разыскивались самые старые списки «Священного писания» (первоисточники).8

Одним из важнейших моментов в этике «Нового благочестия» является учение о морально-нравственном самосовершенствование индивидуума. Верующий предстоит один на один с богом, конечная цель его жизни — спасение души — может быть достигнута только благодаря мобилизации всех духовных сил. В этом не помогут ни религиозные обряды, ни паломничества, ни заступничества святых. Именно эти идеи, выработанные идеологами «Нового благочестия» (Я. Ван Рейсбрук, Г. Грооте, Г. Зербольт, Ф. Кемпийский), составили впоследствии фундаментальную основу «христианского гуманизма» Северного (в том числе и немецкого) Возрождения.

Почву для североевропейского Ренессанса «Новое благочестие» подготовило, прежде всего, широкой просветительской деятельностью и прекрасной постановкой школьного образования (И. Целе, А. Гегий); «кто влияет на юношество, тот держит в своих руках будущее народа», — писал Г. Грооте.9 На рубеже XV - XVI вв. в Германии и Нидерландах была создана целая сеть гуманистических школ (школы Девентора, Утрехта, Зволее считались лучшими в североевропейском регионе), в которых большая роль отводилась духовному воспитанию верующего путем совместного чтения и обсуждения (наставником и учеником) «Священного писания» — Библии, что, по мнению М.Г. Логутовой, послужило

началом «кардинальному для северного гуманизма принципу: образование должно соче-

10 тт

таться с христианской нравственностью». Не случайно, говоря о «педагогической» деятельности школ «девотон», А.Н. Чистозвонов видит их основное значение, прежде всего в том, что они «создали достаточно многочисленные кадры богословов с солидной филологической подготовкой, затронутых духом скептицизма и свободных к критическому анализу священного писания, что стало исходным моментом гуманистического и реформаци-онного движения на севере Европы».11 В этой связи достаточно вспомнить, что именно из этих школ вышли такие крупнейшие деятели немецкого и европейского гуманизма, как Р. Агрикола, Э. Роттердамский, Н. Коперник, И. Буш, В. Хансфорт и сам М. Лютер.

Помимо изучения «Священного писания» и другой «благочестивой литературы», в этих школах так же «прибегали и к изучению латинских авторов», которым, по словам С.П. Сингалевича, «... приписывалось главное значение в деле образования ума и сердца».12 К началу XVI столетия в типографиях «Нового благочестия» было выпущено более чем 450 одних только произведений античных авторов, не считая благочестивой литературы («О духовном восхождениях», «Об образе жизни совместно живущих благочестивых

8 К примеру, было найдено несколько рукописей каролингского времени. Однако «критика отдельных пороков и недостатков католической церкви» вовсе не означала, по мнению А.Н. Чисто-звонова, «ее ниспровержения»; она лишь была направлена на «ее усовершенствование и укрепление ..., что касается религиозной догматики, <^еуо1еп» по всем основным вопросам стояли на почве ортодоксального католицизма». (Чистозвонов А.Н. Реформационное движение и классовая борьба в Нидерландах в первой половине XVI в. М., 1964. С. 192.)

9 Цит. по: Логутова М.Г. Значение «Нового Благочестия». С. 71. Благодарят активной издательской деятельности (причем произведения издавались как на латинском, так и немецком языке) религиозно-этические взгляды «Братьев общей жизни» становились доступными относительно широкому массовому религиозному сознанию.

10 Подробнее см.: Там же. С. 71 - 72.

11 Чистозвонов А.Н. Указ. соч. М., 1964. С. 194.

12 Сингалевич С.П. Эпоха Возрождения. Культурно-политическая история итальянского и немецкого Ренессанса. Казань, 1912. С. 234.

людей» Г. Зербольта, «О подражании Христу» Ф. Кемпийского и др.). Благодарят активной издательской деятельности (причем произведения издавались как на латинском, так и немецком языке) религиозно-этические взгляды «Братьев общей жизни» становились доступными относительно широкому массовому религиозному сознанию.

К сожалению, следует отметить недостаточный интерес отечественных исследователей к предыстории и ранним этапам (идеологическим предпосылкам) развития немецкого гуманизма, в том числе, и к религиозно-просветительскому движению «Новое благочестие». Среди обширной литературы, посвященной эпохе Возрождения, о «Новом благочестии» можно встретить лишь небольшие высказывания отдельных авторов — С.П. Сингале-вича, А. Н. Немилова, А. Чистозвонова, В. Ошиса, Н. Гершензон — Чегодаевой. Между тем зарубежная историография вопроса огромна — Ж. Боне-Море, Г. Гейгер, П. Мествердт, Г. Гермелинк, А. Хима, М. Люкер, С. Акстерс, Р. Пост и др.13

© Т. Н. Гурьянова - канд. ист. наук, ст. препод. каф. социальной работы, педагогики и психологии КГТУ, kaspp@mai1.ru.

13 Bonet - Maury G. Gerard de Groote. Paris, 1878; Geiger L. Renaissance und Humanismus in Italien und Deutschland. Berlin, 1882. Bd. I - III; Mestwerdt P. Die Anfange des Erasmus. Humanismus und «Devotio moderna». Tubingen, 1917. S. 214 - 234; Hermelink H. Die religiose Reformbestrebungen des deutschen Humanismus. Tubingen, 1907; Hyma A. The «Devotio moderna» or Christian Renaissanse (1380 - 1520). Michigan, 1924; Luker M. Meister Eckhart und die «Devotio moderna» // Studien und Texte zur Geistesgeschichte des Mittelalters. Bd., I. Leiden - Brill, 1950; Axters S. Geschiedenis van de Vroomheitd in de Nederlanden. III. De moderna Devotie 1380 - 1550. Antwerpen, 1956; Post R. The Modern Devotion: Confrontation witn Reformation and Humanism. Studies in Medieval and Reformation Thought. Leiden, 1968. Vol. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.