Научная статья на тему 'НОВОЕ АНТРОПОМОРФНОЕ ИЗВАЯНИЕ С ЕДИНИЧНОЙ САРМАТСКОЙ ТАМГОЙ ИЗ УЩЕЛЬЯ РЕКИ СОЛОНЕЦ'

НОВОЕ АНТРОПОМОРФНОЕ ИЗВАЯНИЕ С ЕДИНИЧНОЙ САРМАТСКОЙ ТАМГОЙ ИЗ УЩЕЛЬЯ РЕКИ СОЛОНЕЦ Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
53
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / РЕСПУБЛИКА МОЛДОВА / РОШИЕТИЧИЙ ВЕКЬ / РЕКА РЕУТ / РЕКА СОЛОНЕЦ / СТЕПЬ / САРМАТЫ / КУЛЬТОВЫЙ ОБЪЕКТ / АНТРОПОМОРФНОЕ ИЗВАЯНИЕ / КАМЕННАЯ СТЕЛА / ТАМГА

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Бондарь Игорь Александрович

Новое антропоморфное изваяние с единичной сарматской тамгой, происходящее из ущелья реки Солонец и расположенное близ сёл Рошиетичий Векь и Рогожены в Северной Молдавии, не относится к типичным сарматским каменным стелам. На личине памятника находится единичный сарматский тамговый знак, имеющий аналогии по схеме начертания в тамговых знаках, встречающихся в Северной Молдавии и Южной Украине. Лицевая сторона антропоморфного изваяния ориентирована на юг и на пологий противоположный склон ущелья, на котором, по всей видимости, находилась древняя дорога, ведущая к броду и водопою. Вместе с тем, стела с единичной сарматской тамгой на личине является центром скопления, состоящего из трёх камней. Камни расположены по разным сторонам от стелы и несут следы механической обработки в виде насечек, выемок, ниш, и желобообразных углублений, что также может говорить о возможной культовой ориентированности комплекса. Антропоморфное изваяние служило указателем места переправы через реку, а также указателем места для забора воды и водопоя лошадей. В тоже время оно могло являться культовым объектом сакрального почитания божества, связанного с культом воды и быть камнем, маркирующим владения сарматов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по биологическим наукам , автор научной работы — Бондарь Игорь Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEW ANTHROPOMORPHIC STONE STELE WITH A SINGLE SARMATIAN TAMGA FROM THE GORGE OF THE RIVER OF SOLONETS

The new anthropomorphic stone stele with a single Sarmatian tamga, originating from the Solonets River gorge and located near Rosieticii Vechi and Rogojeni in Northern Moldavia, does not belong to the typical Sarmatian stone steles. A Sarmatian tamga is carved on the face of the monument. This symbol has a number of analogies in terms of the carving pattern which are found in the region of Northern Moldavia and Southern Ukraine. The front side of the anthropomorphic statue is oriented to the South, and to the opposite gentle slope of gorge, on which there presumably was an ancient road leading to a ford and a watering hole. The stele with a single Sarmatian tamga on the mask is also the center of a cluster of three stones, which are located on different sides of the stele and bear traces of machining in the form of notches, hollows, niches, and groove-shaped depressions, which can also imply the possible cult orientation of the complex. The anthropomorphic statue served as a sign indicating the ford on the river and the watering hole for people and horses. At the same time, it could have been a cult object of sacred worship of a deity associated with water. Also, the stele could have been used as a stone marking the borders of the Sarmatian domain.

Текст научной работы на тему «НОВОЕ АНТРОПОМОРФНОЕ ИЗВАЯНИЕ С ЕДИНИЧНОЙ САРМАТСКОЙ ТАМГОЙ ИЗ УЩЕЛЬЯ РЕКИ СОЛОНЕЦ»

УДК 94(398.1) https://doi.Org/10.24852/2587-6112.2021.5.335.342

НОВОЕ АНТРОПОМОРФНОЕ ИЗВАЯНИЕ С ЕДИНИЧНОЙ САРМАТСКОЙ ТАМГОЙ ИЗ УЩЕЛЬЯ РЕКИ СОЛОНЕЦ

© 2021 г. И.А. Бондарь

Новое антропоморфное изваяние с единичной сарматской тамгой, происходящее из ущелья реки Солонец и расположенное близ сёл Рошиетичий Векь и Рогожены в Северной Молдавии, не относится к типичным сарматским каменным стелам. На личине памятника находится единичный сарматский тамговый знак, имеющий аналогии по схеме начертания в тамговых знаках, встречающихся в Северной Молдавии и Южной Украине. Лицевая сторона антропоморфного изваяния ориентирована на юг и на пологий противоположный склон ущелья, на котором, по всей видимости, находилась древняя дорога, ведущая к броду и водопою. Вместе с тем, стела с единичной сарматской тамгой на личине является центром скопления, состоящего из трёх камней. Камни расположены по разным сторонам от стелы и несут следы механической обработки в виде насечек, выемок, ниш, и желобообразных углублений, что также может говорить о возможной культовой ориентированности комплекса. Антропоморфное изваяние служило указателем места переправы через реку, а также указателем места для забора воды и водопоя лошадей. В тоже время оно могло являться культовым объектом сакрального почитания божества, связанного с культом воды и быть камнем, маркирующим владения сарматов.

Ключевые слова: археология, Республика Молдова, Рошиетичий Векь; река Реут, река Солонец, степь, сарматы, культовый объект, антропоморфное изваяние, каменная стела, тамга.

THE NEW ANTHROPOMORPHIC STONE STELE WITH A SINGLE SARMATIAN TAMGA FROM THE GORGE OF THE RIVER OF SOLONETS

I. A. Bondar

The new anthropomorphic stone stele with a single Sarmatian tamga, originating from the Solonets River gorge and located near Rosieticii Vechi and Rogojeni in Northern Moldavia, does not belong to the typical Sarmatian stone steles. A Sarmatian tamga is carved on the face of the monument. This symbol has a number of analogies in terms of the carving pattern which are found in the region of Northern Moldavia and Southern Ukraine. The front side of the anthropomorphic statue is oriented to the South, and to the opposite gentle slope of gorge, on which there presumably was an ancient road leading to a ford and a watering hole. The stele with a single Sarmatian tamga on the mask is also the center of a cluster of three stones, which are located on different sides of the stele and bear traces of machining in the form of notches, hollows, niches, and groove-shaped depressions, which can also imply the possible cult orientation of the complex. The anthropomorphic statue served as a sign indicating the ford on the river and the watering hole for people and horses. At the same time, it could have been a cult object of sacred worship of a deity associated with water. Also, the stele could have been used as a stone marking the borders of the Sarmatian domain.

Keywords: archaeology, Republic of Moldova; Rosieticii Vechi; Reut river, Solonets river; steppe; the Sarmatians; cult object; anthropomorphic statue; stone stele; tamga.

24 июня 2017 года в поле зрения группы На территории Днестровско-Прутского

туристов-краеведов и спелеологов во время междуречья сосредоточено немалое количе-

похода по ущелью реки Солонец попал ство самых разнообразных по типу и назна-

необычный камень со «странными символа- чению каменных стел и изваяний, относящих-

ми», высеченными на нём. 26 октября 2018 ся к различным археологическим культурам.

года руководитель похода - кишинёвский Так как вышеупомянутый регион расположен

краевед Юрий Швец, передал изображение и на осадочном чехле, образованном в резуль-

местоположение «загадочного объекта» авто- тате седиментации отложений Сарматского

ру настоящего исследования. Данное обстоя- моря1 в период миоцена, выходы известняка

тельство послужило толчком к его изучению и издревле известны на обширных территориях

поиску аналогий как на территории Днестров- центральной и северной части междуречья.

ско-Прутского междуречья, так и в сопредель- Данным обстоятельством обусловлено широ-

ных регионах. кое использование местной породы в качестве

материала для изготовления. Среди общего числа каменных объектов региона отдельную нишу занимают культовые стелы гунно-сарматского времени, часто маркированные сарматскими тамгами. Сарматские стелы Днестровско-Прутского междуречья в основном несут в себе культовое назначение, однако встречаются и плиты с единичными тамгами, выполняющие роль пограничных камней с межевым знаком, закрепляющих территорию за отдельным родоплеменным образованием сарматов, а возможно, и маркирующих внешние границы их государственного образования (Агульников, Бубулич, 2009, с. 206-207).

Описываемое в настоящей работе новое антропоморфное изваяние, по всей видимости, нельзя отнести ни к погребальным стелам, ни к камням, выполняющим только межевые функции.

Описание объекта. Новая антропоморфная стела (рис. 1)2 находится в живописном каменистом ущелье реки Солонец, близ села Рошиетичий Векь и расположена на левом берегу, в пяти метрах от зеркала реки (рис. 2)3. Объект удалён в пределах двух километров от устья реки Солонец4 при впадении в реку Реут и находится в степной зоне (рис. 9). Лицевая сторона изваяния ориентирована на русло реки и пологий противоположный склон, в то время как за оборотной стороной находится крутой каменистый склон ущелья.

Стела находится в «ансамбле» с двумя каменными блоками, сопоставимыми по габаритам, несущими следы антропогенного воздействия, и расположена в центре «ансамбля» (рис. 3). Центральное изваяние «ансамбля» имеет довольно выраженный антропоморфный облик5, ярко выделяется личина, намечены плечи. Высота стелы от дневной поверхности порядка 1,02 м, ширина 0,70-0,75 м, толщина порядка 0,43 м. Справа от центрального изваяния находится «плита», заходящая за центральное изваяние. Плоскость плиты наклонена в пределах 45°, несёт следы механической обработки, слегка дугообразно огибает центральное изваяние и имеет желобовидное углубление в горизонтальной плоскости верхней части плиты, по форме выделки напоминающее устройство полки (рис. 3). Оборотная сторона плиты вдаётся в наносные слои склона. Высота плиты в пределах 0,70 м, длина порядка 1,30 м, возвышение «полки» над дневной поверхностью порядка 0,40 м, глубина полки 0,200,30 м. Антропоморфная стела ориентирована лицевой стороной на юг с небольшой погреш-

Рис. 1. Вид лицевой стороны изваяния Fig. 1. View of the front of the stone stele

ностью на запад, составляющей около 12-15°. Плита за изваянием также ориентирована по сторонам света.

На лицевой стороне антропоморфного изваяния обнаруживается рукотворная структура, имеющая ряд углублений, обладающих симметрией, и интерпретируется в настоящем исследовании как тамга, стилизованная под антропоморфизм личины изваяния (рис. 4). Тамга имеет общую высоту порядка 0,43 м и ширину порядка 0,26 м. Горизонтальная перекладина тамги сильно заглублена, в то время как вертикальные перекладины имеют неглубокий характер выделки. Длина глубокой перекладины 18 см, ширина 4-5 см, глубина перекладины варьируется от 4 до 9 см. Вертикальные перекладины неглубокие и заглублены не более чем на 1-2 см. Нижняя часть тамги имеет контур геометрической фигуры, напоминающей пентагон с округлыми краями. Относительные размеры поверхности фигуры 25,5^25 см, выполнена в технике высокого рельефа и выдаётся над плоскостью лицевой стороны изваяния до 3-5 см.6

Тамга стилизована под личину изваяния и своей формой подчёркивает семантику элементов личины. Так, например, в глубокой горизонтальной перекладине имеются намеченные и весьма утрированные глаза. Под нижней округлой частью тамги, выполненной в высоком рельефе, обнаруживают-

Рис. 2. Вид вершины изваяния с рекой Солонец, и пологим спуском к броду Fig. 2. The view of top of the stone stele with Solonets river and easy slop to ford in the background.

Рис. 3. Культовый «ансамбль» объекта Fig. 3. The cult "ensemble" of the object.

Рис. 4. Схема лицевой стороны и схема тамгового

знака со стилизованными элементами личины Fig. 4. The outline of the front side of the object and scheme of the symbol with stylized elements of the face

Рис. 5. Схема боковой (восточной) стороны изваяния с указателем на Север. Fig. 5. The outline of lateral (eastern) side of the stone stele with north arrow

Рис. 6: 1. Антропоморфное изваяние с единичной тамгой на личине, из Запорожья. (По Драчук 1972); 2. Антропоморфное изваяние с единичной тамгой на личине, ущелья реки Солонец. Fig. 6: 1. The anthropomorphic stele with single tamga on the face from Zaporozhye. (After Drachuk 1972); 2. The anthropomorphic stele with single tamga on the face from the gorge of the river of Solonets.

ся два приблизительно равных по размерам углубления, предположительно изображающих ноздри, тем самым центральный округлый барельефный элемент изваяния, интерпретируемый в настоящем исследовании как нижняя часть тамги, несёт в себе семантику носа. Диаметр круглых углублений7 порядка 4 см, глубина около 3 см, располагаются симметрично на нижнем участке «носа» на удалении друг от друга около 10 см. (рис. 4).

Вершина изваяния (рис. 2) и боковая плоскость восточной стороны (рис. 5) несут следы механической обработки, а ряд засечек и симметричных выемок, возможно, могут являться в значительной степени эродированными космогоническими символами. На боковой плоскости обнаруживаются небольшие рукотворные ниши, вероятно, культового назначения.

Изваяние находит ближайшую аналогию в сопоставлении с сарматской антропоморфной стелой (рис. 6: 1), выполненной из гранита с единичной тамгой на личине и происходящей из впускного погребения кургана в Запорожье (Драчук, 1972, с. 105). Тамговый знак имеет определённое сходство со знаком солонецкого истукана (Драчук, 1975, табл. ХХХ1:2). Символ также располагается на личине изваяния, аналогичным образом неся в себе как значение самого символа, так и семантику утрированных глаз, носа, возможно, и иных черт, присущих антропоморфной личине (Курчатов, 2014, с. 136, рис. 2:3; Драчук, 1972, с. 106, рис. 42). Единичная лицевая тамга запорожского изваяния имеет сопоставимые размеры с единичной лицевой тамгой солонецкого изва-

яния. Аналогичный символ тамговому знаку запорожского изваяния вытесан на фрагменте плиты из Тецкан Северной Молдавии, размеры символа сопоставимы с тамговым знаком как запоржского изваяния, так и солонецкого (Курчатов, 2014, с. 136, рис. 2:2). В.С. Драчук, отмечает, что данный ряд сарматских тамго-вых знаков обнаруживается на сравнительно ограниченной территории Южной Украины8 и Северной Молдавии (Драчук, 1972, с. 106). В определённой степени антропоморфизмом обладает и стела с единичной тамгой из Танса в Румынии (Курчатов, 2014, рис. 2:1). Стела из Танса, как и фрагмент стелы из Тецкан9 в Северной Молдавии, происходят

8

Ш&М1

um

Рис.7. Схема начертания тамгового знака: 1. Пантикапей (По Драчук 1975); 2. Танаис (По Драчук 1975); 3. Танаис (По Соломоник 1959); 4. Солонец. Fig.7. The outline scheme of tamga: 1. Panticapaeum (After Drachuk 1975); 2. Tanais (After Drachuk 1975); 3. Tanais (After Solomonick 1959); 4. Solonets.

Рис. 8. Карта обнаружений стел и вещей с единичными сарматскими тамгами схожими по схеме начертания в Причерноморье. Карта дополнена местом расположения нового изваяния. (По Курчатов 2014). «а», «в» - вещи с соответствующими знаками; «б», «г» - стелы: 1 - Комаровка; 2 - Титчиха; 3 - Заздрость; 4 - Тараклия; 5-6 - Ольвия; 7-8 - Керчь; 9 - Тецканы; 10 - Танса; 11 - Низовья Днестра; 12 - хут. Малая Козырка; 13-14 - Ольвия; 15 - Кривой Рог; 16 - Запорожье; 17 -

Темерницкое Городище; 18-19 Керчь; 20 - Солонец. Fig. 8. Map of finds of stone steles and things with single Sarmatian tamgas similar in outline from Black Sea region. The map is supplemented with the location of the new stone stele. (After Kurchatov 2014). „^yV'-things with appropriate signs; „b", „g" - stele: 1 - Komarovka; 2 - Titchikha; 3 - Zazdrost; 4 - Tarakliya; 5-6 - Olbia; 7-8 - Kerch; 9 - Tetcani; 10 - Tansa; 11 -Lower reaches of the Dniester river; 12 - Malaya Kozyrka; 13-14 - Olbia; 15 - Krivoy Rog; 16 - Zaporozhye; 17 -

Temernik Settlement; 18-19 Kerch; 20 - Solonets river.

из сопредельных регионов русла Среднего Прута, единичные тамги которых идентичны (Курчатов, 2014, рис. 2:1) и схожи по схеме начертания с тамговым знаком «солонецко-го истукана». Весьма близка по схеме начертания тамга на антропоморфном надгробии (Драчук, 1975, с. 143, Соломоник, 1959, с. 69) из Керчи10, её нижняя часть имеет округлую форму, а верхняя часть отличается от тамги солонецкого изваяния только вариативно, тамга также является единичной11 (Драчук, 1975, табл. ХХХ1:7; Соломоник, 1959, с. 69, рис. 21). Близкая аналогия символу на антропоморфной стеле из ущелья реки Солонец по схеме начертания имеется на глиняной амфоре из Танаиса (Драчук, 1975, табл. XI: 83 8). Также в Танаисе на каменной плите вырезана вариация данной тамги, где вместо нижней округлой части предстаёт треугольная фигура

(рис. 7: 3), прямые аналогии которой дважды встречаются в Ольвии (Соломоник, 1959, с. 111-112, рис. 56).

Заключение и выводы. Антропоморфное изваяние, обнаруженное в ущелье реки Солонец, являет собой нетипичный и уникальный объект гунно-сарматского времени. Объект расположен в лесостепной зоне Северной Молдавии, в бассейне Среднего Днестра (рис. 8; 9; 10). Микрозона, в которой обнаружена стела, является местом сосредоточения сарматских памятников (Свод памятников истории и культуры МССР, 1987, с. 858). Вариации сарматского тамгового знака, семантически стилизованного под личину солонец-кого изваяния, распространены в Северном Причерноморье на рубеже эры и в первых веках н. э. Наибольшая концентрация вариаций схемы начертания данного знака обнару-

Рис. 9. Топографический план с локализацией объекта. Fig. 9. Topographic map with localization of the object.

живается в Крыму, в регионе Южной Украины и Северной Молдавии (рис. 8). Тамговый знак находит ряд вышеописанных аналогий и может быть охарактеризован как один из вариантов общей схемы начертания (рис. 7). Примечателен способ исполнения знака, а именно сочетание углублений и барельефа. Ориентация лицевой стороны памятника на Юг (рис. 5) может также свидетельствовать о его кочевом происхождении.

Назначение антропоморфной стелы р. Солонец, скорее всего, не связано исключительно с погребальными или межевыми функциями, что выводит памятник из привычного ряда функционального замысла каменных сарматских плит12 и изваяний.

Здесь стоит провести прямую аналогию с другим уникальным антропоморфным памятником кочевых племён степи, расположенным ниже по течению р. Реут, в заповеднике Старый Орхей. Половецкое изваяние, выполненное из небольшой известняковой скалы13, также располагается в каменистом ущелье, и скорее всего, как и изваяние ущелья р. Солонец, создавалось из удобно расположенной местной скалы с минимальными изменениями положения глыбы известняка относительно изначального местоположения. Половецкое изваяние находится в непосредственной близости от зеркала реки Реут, возле тропы, ведущей к броду, и по предположению В. Д. Гукина, является указателем брода через Реут (Гукин, 1991, с. 68-71). В этом же ключе стоит интерпретировать и новое сарматское

изваяние из ущелья реки Солонец. Представляется возможным предположить существование некогда древней дороги (рис. 10) на противоположном пологом склоне14, спускающейся к удобному месту брода15 в ущелье. Таким образом, изваяние «Солонец» могло являться указателем древнего брода16. В то же время изваяние с единичной тамгой было призвано решать задачи пограничного или межевого камня сарматов и быть культовым объектом, олицетворяющим поклонение божеству, символизирующему воду17. Об этом свидетельствует стилизация тамги под антропоморфные черты личины, придающая

Рис.10. Спутниковый снимок „Google" с локализацией объекта. Fig.10. Satellite picture „Google" with localization of thecobject.

изваянию подобие мужского облика (рис. 6: 2). Здесь стоит отметить, что в туранских религиях вода наделена мужским образом (Гасанов, 2002, с. 193). В скифо-сарматских (туранских) религиозных воззрениях известен бог Тагимасад18, ассоциирующейся с водой (Раевский, 2018, с. 37) и являющейся покровителем коневодства (Гасанов, 2002, с. 154, 340, 346, 378, 412, 413), Тагимасад особо почитался царскими особами (Акишев, 1984, с. 83). Также необходимо подчеркнуть, что водоснабжение являлось формой поклонения богу Тагимасаду (Гасанов, 2002, с. 274), что в контексте данного памятника может означать и место для набирания воды, и водопой для лошадей. Стоит отметить, что ещё один из

атрибутов Тагимасада19, помимо «священной земли-воды» и «покровительства над конями», это «пробивающий гору» (Гасанов, 2002, с. 340-342). Данная мифологема весьма интересна в свете расположения «изваяния Солонец» не только вблизи зеркала реки у древней переправы и водопоя, но и на дне каменистого ущелья с гористым ландшафтом, которое было «пробито» рекой Солонец в минувшие геологические эпохи20.

Таким образом, новая антропоморфная стела с единичной сарматской тамгой является уникальным памятником, по всей видимости, выполнявшим целый ряд функций, как сакрального значения, так и практического характера.

Примечание:

1 В данном случае - геологический термин, обозначающий существовавшее в период миоцена море. Сарматское море занимало территорию современных Чёрного, Каспийского и Аральского морей и обширные сопредельные регионы. Название получило по проживающим на этих территориях с IV в. до н. э. по IV в. н. э. кочевым скотоводческим ираноязычным племенам - сарматам.

2 «Стела» применительно к описываемому объекту, используется условно. Учитывая особенности объекта (барельефный элемент, антропоморфная форма личины хотя и грубо выдолбленная ваятелем), делает термин «изваяние», более применимым по отношению к данному объекту, несмотря на ряд оговорок.

3 При большей полноводности уровень зеркала реки подходит вплотную к камню.

4 Современная река Солонец имеет сезонный характер полноводности на всём протяжении своего русла в остальное время, склонна к частичному пересыханию. На участке местонахождения изваяния, Солонец в периоды полноводности, обладает чертами горной реки.

5 Помимо стилизованных элементов тамги, таких как: глаза, барельефный нос, ноздри, и т.д., антропоморфный облик стеле придаёт округлость самой личины, и намеченные плечи (рис.3).

6 Стоит отметить, что это единственный элемент, выполненный не в технике заглубления путём выбивки, а в технике высокого рельефа, что придаёт данному элементу характер барельефа.

7 Углубления выделены штриховкой на схеме (рис.4).

8 Прямые аналогии тамге запорожской стелы (рис.6: 1), в частности имеются на находках в Кривом Роге и Ольвии (Драчук, 1975, с. 151; таб ХХХ1:3:2,3).

9 Плита из Танса и фрагмент плиты из Тецкан атрибутируются как пограничные камни, ограничивающие владения государственного образования сарматов.

10 Однако тамга находится не на личине, а на тулове изваяния, и не несёт семантических функций антропоморфных черт личины.

11 На антропоморфной стеле имеется ряд более поздних сарматских знаков (Драчук, 1975, с. 152).

12 Исследователи склонны атрибутировать плиты с единичными сарматскими знаками в качестве пограничных камней (Курчатов, 2014, с. 138; Агульников, Бубулич, 2010, с. 206).

13 Антропоморфный вид имеет только лицевая сторона половецкого изваяния, оборотная же располагается на склоне. Личина изваяния детализирована и имеет ярко выраженные монголоидные черты, выделены глаза, брови, нос и ноздри. Интересна техника выполнения - изображение выделяется над плоскостью скалы, и имеет характер барельефа (Гукин, 1991, с. 70).

14 При спуске с противоположного склона изваяние довольно чётко визуализируется и локализуется за рекой Солонец, личина «взирает» на спуск и располагается напротив центральной области пологого склона (рис.2).

15 Данное предположение косвенно подтверждается спутниковыми снимками, на них отчётливо видна структура, которую можно интерпретировать как древний спуск, ведущий к броду (рис.10).

16 Русло реки Солонец на данном участке никогда не менялось, об этом предельно ясно свидетельствует геология ущелья и резкий характер его склонов прорезанных рекой в геологическое время (рис.10).

17 И сегодня потомки некоторых кочевых народов, в частности в Туве, поклоняются бродам через ручьи, и водопоям, приносят им преподношения (Примечание автора из личных наблюдений во время экспедиции по Центральной и Западной Туве).

18 Тагимасад отождествлён Геродотом с древнегреческим Посейдоном (Акишев, 1984, с. 83).

19 Примечательно, что в пантеоне богов древнетюркских народов - бог Ыдук Йер-Суб, обладает аналогичными атрибутами, что и скифо-сарматский бог Тагимасад. Бог Сартакпай из мифологии алтайских тюрок, также близок

по божественным способностям - Тагимасаду, тождественному Посейдону. Так, например, Сартакпай с лёгкостью прокладывает русла рекам в Алтайских горах (Гасанов, 2002, с. 342, 343). В этой связи мужское половецкое изваяние на реке Реут из Старого Орхея, описанное В. Д. Гукиным, могло олицетворять образ древнетюрского бога Ыдук Йер-Суба.

20 Геродот ссылается на утверждение фессалийцев что Посейдон прорубил в горах русло для реки Пеней (Гасанов, 2002, с. 342).

ЛИТЕРАТУРА

Агульников С., Бубулич В. Сарматская стела с тамгой из окрестностей п. Тараклия // Tyragetia, s.n., vol. IV [XIX], nr. 1, 2010. С. 205-208.

Акишев А.К. Искусство и мифология саков. Алма-Ата: Наука, 1984. 176 с.

Гасанов З. Царские скифы. Этноязыковая идентификация «царских скифов» и древних огузов. New York: Liberty Publishing House, 2002. 486 с.

Гукин В.Д. Половецкое изваяние из Старого Орхея // Археологические исследования в Старом Орхее / Отв. ред. П.П. Бырня. Кишинев: Штиинца, 1991. С. 68-71.

Драчук В.С. Новые антропоморфные стелы с единичными сарматскими тамгами // КСИА. Вып. 130. М.: Наука, 1972. С. 105-111.

Драчук В. С. Системы знаков Северного Причерноморья (Тамгообразные знаки северопонтийской периферии античного мира первых веков нашей эры). Киев: Наукова думка, 1975. 173 с.

Курчатов С. Следы неведомых «царей» // Revista Arheologica. 2014. Vol. X. Nr. 1-2. С. 132-142.

Раевский Д.С. Скифский пантеон: семантика структуры // Nartamongae Vol. XIII, N 1-2, 2018. С. 37-52.

Свод памятников истории и культуры МССР. Северная зона / Отв. ред. Н.А. Демченко. Кишинёв: Штиинца, АН МССР, 1987. 865 с.

Соломоник Э.И. Сарматские знаки Северного Причерноморья. Киев: АН УССР. 1959. 178 с. Информация об авторе:

Бондарь Игорь Александрович, независимый исследователь (г.Кишинёв, Молдавия); igorrr8829@gmail.com

REFERENCES

Agul'nikov, S., Bubulich, V. 2010. In Tyragetia. vol. IV [XIX], nr. 1, 205-208 (in Russian).

Akishev, A. K. 1984. Iskusstvo i mifologiia sakov (Art and Mythology of the Saka). Alma-Ata: "Nauka" Publ. (in Russian).

Solomonik, E. I. 1959. Sarmatskie znaki Severnogo Prichernomor'ia (Sarmatian Signs from the Northern Black Sea Region). ffiev: Academy of Sciences of the Ukrainian SSR Publ. (in Russian).

Gukin, V. D. 1991. In Byrnia, P. P. (ed.). Arkheologicheskie issledovaniia v Starom Orkhee (Archaeological Studies in Old Orhei). Kishinev: "Shtiintsa" Publ., 68-71 (in Russian).

Drachuk, V. S. 1972. In Kratkie soobshcheniia Instituta arkheologii (Brief Communications of the Institute of Archaeology). 130. Moscow: "Nauka" Publ., 105-111 (in Russian).

Drachuk, V. S. 1975. Sistemy znakov Severnogo Prichernomor'ia (Tamgoobraznye znaki severopontiiskoi periferii antichnogo mira pervykh vekov nashei ery). (Sign Systems of the Northern Black Sea Region (Tamga Signs of the Northern Pontic Periphery of the Ancient World of in First Centuries of the Common Era). Kiev: "Naukova dumka" Publ. (in Russian).

Kurchatov, S. 2014. In Revista Arheologica. 10 (1-2). 132-142 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Raevsky, D. S. 2018. In Nartamongae Vol. XIII, N 1, 2, 37-52.

Demchenko, N. A. (ed.). 1987. Svod pamyatnikov istorii i kultury Moldavskoi SSR. Severnaia zona (Corpus of Sites of Historical and Cultural of the Moldova ASSR. Northern zone). Kishinev: "Shtiintsa" Publ. (in Russian).

Gasanov, Z. 2002. Tsarskie skify. Etnoiazykovaia identifikatsiia «tsarskikh skifov» i drevnikh oguzov (Royal Scythians. Ethno-Lingual Identification of the "Royal Scythians" and the Ancient Oghuz). New York: Liberty Publishing House (in Russian).

About the Author:

Bondar Igor A. Independent researcher, Chisinau, Moldova; igorrr8829@gmail.com

Статья поступила в журнал 01.08.2021 г.

Статья принята к публикации 01.10.2021 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.