НОВО-ПОКРОВСКОЕ ИМЕНИЕ ГРАФА А. А. ОРЛОВА-ДАВЫДОВА. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО КОМПЛЕКСА КРУПНОГО КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО ХОЗЯЙСТВА1
Р. М. ЖИТИН
Статья основана на итогах изучения делопроизводственных материалов Ново-Покровского имения графа Орлова-Давыдова - крупного капиталистического хозяйства на территории Тамбовской губернии. Житин Р. М. тщательно проанализировал развитие хозяйственного комплекса выбранного имения, исследовал этапы развития экономии, выявил специфика изменений в местном сельскохозяйственном производстве. По мнению автора, причиной успешности хозяйственной деятельности на территории имения стала грамотно проведенная модернизация, позволившая интенсифицировать ресурсную базу имения и сделать ее прибыльной даже в условиях аграрного кризиса конца XIX - начала ХХ века. Характеристику администирирования имения показало сложность методов его управления и ее эфективность. Новизну работе придает значительный корпус источников отдельного фонда документов и материалов Ново-Покровского имения (ГАТО, Ф. 195), большинство из которых впервые вводится в научный оборот. В целом, поднятый сюжет позволяют актуализировать проблему места и роли крупных хозяйств в экономическом строе дореволюционной России.
Ключевые слова: дворянство, землевладение, Ново-Покровское имение, Орлов-Давыдов.
Вопросы дворянского землевладения, роли и положения первого сословия в истории России и в дореволюционную, и в советскую эпоху затрагивались не раз. Однако, если дореволюционные работы (А. Пазухин, М. Яблочков) носили в основном остропублицистический характер, то в оценке советских историков (А. М. Анфимов, А. П. Коре-лин, Л. П. Минарик) примешивалась неизбежная доля идеологической субъективности [1]. На современном этапе развития историографии продолжает сохраняться интерес к дворянской тематике, выходят публикации по культурно-бытовым особенностям жизни первого сословия, его социальному и экономическому положению (отечественный историк Е. П. Баринова, зарубежные - С. Бекер, Д. Ливен). В трудах некоторых современных авторов предложены принципиально новые подходы к характеристике пореформенного дворянства. Так, мнение об «оскудении» дворянского сословия, в целом являющееся принятым и в советской, и в дореволюционной историографии, в трудах
1 Статья подготовлена при поддержке ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы, проект №14.132.21.1028.
Article is prepared with FGP support «Scientific and scientific and pedagogical staff of innovative Russia» for 2009-2013, the project № 14.132.21.1028.
Д. Ливена и С. Бекера подверглось пересмотру. Последний, например, упадок дворянства в пореформенный период называет «мифом» и подчеркивает в его положении не столько процесс разорения, сколько радикальную трансформацию жизни, социального и экономического положения в новых экономических условиях [2].
Новые линии в исследовании дворянства наметились благодаря привлечению новых источников и методов (в первую очередь, количественных). Кроме того, для отечественных специалистов благотворное влияние оказала свобода от идеологической тенденциозности советского времени. Стало возможным более глубокое осмысление многих вопросов в рамках дворянской тематики, корректировка и, может быть, переоценка уже устоявшихся точек зрения.
В этой связи весьма интересной для рассмотрения темой продолжает оставаться землевладение высшей дворянской аристократии в пореформенной России. В условиях пореформенного времени представители аристократии сохранили свое политическое влияние, значительную финансовую и земельную собственность, что говорило о возможностях адаптации традиционной элиты.
В рамках данного очерка мы рассмотрим вопросы хозяйственной организации земельных владений аристократического дворянства на мик-
роуровне - в масштабе отдельно взятого поместья. В качестве объекта для изучения было выбрано Ново-Покровское имение графа А. В. Орлов-Давыдова (Тамбовская губерния). Это хозяйство интересно с точки зрения практикуемых в нем организационных решений, позволивших эффективно преодолевать аграрный кризис, охвативший в конце XIX - начале XX в. большинство дворянских имений Черноземья. Нами характеризуются принципы работы экономии, дана оценка эффективности хозяйственных практик, применявшихся здесь.
В качестве основной источниковой базы мы использовали материалы отдельного фонда документов Ново-Покровского имения, находящиеся в Государственном архиве Тамбовской области [4]. Фонд содержит значительный объем документов (1313 ед. хр.), дающих представление о методах хозяйственной деятельности в имении, доходности, способах администрирования Ново-Покровс-кого, социальных характеристиках рабочих и служащих имения. Ценность фонда состоит в том, что его документальный материал позволяет проследить жизнь крупного капиталистического имения на протяжении более чем трех десятилетий - начиная с момента покупки имения в 1884 г. и заканчивая его ликвидацией по закону о социализации земли в 1918 г. Материалы фонда впервые вводятся в научный оборот.
Ново-Покровское имение, по площади составлявших ее земель (а это свыше 7000 тыс. десятин [9]), бесспорно, принадлежало к числу самых крупных на территории Тамбовской губернии. Дата его возникновения доподлинно не известна, но до сентября 1885 г. имение принадлежало князю П. Д. Волконскому, продавшему всю площадь Ново-Покровского графу А. В. Орлову-Давыдову за 820 тыс. руб. Новоприобретенное имение стало частью обширного земельного хозяйства графа, состоявшего как минимум из 11 вотчин в 8 губерниях России [3] .
Предварительные результаты работы с нашими архивными данными раскрыли сложность системы хозяйственных практик, применявшихся в Ново-Покровском. Управление производственным комплексом имения в Тамбовской губернии было встроено в сложную систему административного контроля владений Орлова-Давыдова. Каждое имение графа управлялось посредством работы штата специально подобранных и компетентных в своей деятельности служащих во главе с управляющими. Они выполняли огромный объем работы, связанный с контролем и текущим учетом всех хозяйственных дел в имении, его финансовым со-
стоянием. В своей работе каждый управляющий отчитывался перед Главной конторой - центральным контролирующим органом за деятельностью имений семьи Орловых-Давыдовых. Главная контора должна была быть осведомлена обо всей хозяйственной жизни в вотчинах графа. Она утверждала важные решения управляющего, направляла работы имений. Начальник Главной конторы регулярно докладывал о работе экономий непосредственно их владельцу.
Обновление хозяйственной части началось сразу после покупки имения графом. Были реконструированы и построены заново служебные постройки, завезено необходимое производственное оборудование, пересмотрено наличие некоторых отраслей в вотчине. Через два года после покупки имения на основании данных о чрезвычайных расходах на содержание конного завода, доставшегося еще от князя Волконского, было принято решение ликвидировать завод с приплодом [10]. Мельница и кирпичный завод, доставшиеся также от Волконского, были интегрированы в производственный комплекс имения и проработали до конца его существования.
В итоге, уже через два года после покупки имения на территории Ново-Покровского стало действовать развитое многоотраслевое производство, основанное на земледелии, скотоводстве, лесоводстве и переработке. Наличие нескольких отраслей делало имение более устойчивым к влиянию со стороны рынка и негативному воздействию природно-климатических факторов.
Строгая регламентация хозяйственной деятельности сопутствовала всем отраслевым производствам в Ново-Покровском. Все хозяйственные работы в имении велись согласно специально установленным Главной конторой «правилам». Отступление от правил разрешалось только после предварительного разрешения Главной конторы. Регламентировались способы и характер землепользования (нормы высева и наименования культур, севооборот и площадь посева), нормы содержания и породы скота, сроки выработки леса и способы ухода за ним, правила производственных работ на промышленных предприятиях.
Важнейшей составной частью в хозяйственной структуре Ново-Покровского имения на протяжении его существования оставалось земледелие. Его улучшению способствовал введенный в имении 16-польный севооборот, расширенные посевы технических культур, «подпитка» земли химическими удобрениями. Имение было оснащено большим количеством самых современных сельско-хозяйственных машин, среди которых
уже в 1910 г. появился первый трактор. С 1901 по 1914 гг. работало от 6 до 8 локомобилей, от 7 до 22 косилок, от 13 до 19 сортировок, от 5 до 6 свеклорезок, от 116 до 403 плугов, функционировало от 2 до 7 элеваторов [11].
При таком подходе к земледельческим работам земля в имении приносила прибыль, а площадь собственной запашки составляла до 80 % от общей площади Ново-Покровского. Сдача земли в аренду в имении все же практиковалась, однако, фонд этой земли был достаточно мал и никогда не превышал 10 % от общей площади земель. При этом служащим вотчины запрещалось вступать в арендные отношения с Ново-Покровским, так как земельные работы могли отвлекать «работников от их служебных обязанностей» [8], что угрожало сказаться на эффективности работы экономии.
Наравне с земледелием в имении развивалось и скотоводство. Продуманность правил содержания и ухода за скотом, широкие закупки породистых животных сделали эту область хозяйствования образцовой на территории Тамбовщины. Но-во-Покровский скот являлся частым участником сельскохозяйственных выставок, в качестве образцового его закупали для сельскохозяйственных школ. Для овец, свиней, коров мясного и молочного направления, рабочих волов и лошадей на территории Ново-Покровского были выстроены просторные вольеры, предусмотрена регулярная подача корма, постоянное ветеринарное наблюдение. Уход за скотом и условия его содержания тщательно регламентировались. Размеры вольеров, расписание кормежек, определение состава и количества корма, регулярность ветеринарного осмотра и наименование прививок для скота были нормированы и не подлежали пересмотру [7].
Уникальным для частных имений случаем были и продуманные правила ведения лесного хозяйства. Имения в России, где лесоводство хоть как-то велось, а не пускалось сразу на разработку, насчитывались единицы. Ново-Покровское, которое располагало лесом на своей территории, берегло лес от порубок, защищало деревья от вредителей. Выполнение всех условий ведения лесного хозяйства контролировал лесничий. Главная контора четко отслеживала сроки и нормы выработок, требовала от управляющего личного контроля над лесным хозяйством.
Прибыльность Ново-Покровского имения повышало наличие на ее территории собственной перерабатывающей промышленности. Предприятия позволяли на месте реализовывать продуктивную базу имения. В 1908 г. к действующим на территории имения мельнице и кирпичному заво-
ду присоединился Ново-Покровский свеклосахарный и рафинадный завод. Его постройка стала значительным событием не только в истории владения Орлова-Давыдова, но и для Тамбовской губернии, существенно повысив выработку сахара в губернии [5]. Уже в первый год работы завод обслуживало 466 чел. [4], в 1913 г. - их численность увеличилась до 1044 рабочих, а в 1916 г. -до 1144. Вначале завод работал на местном сырье, которое выращивалось в имении, затем стал приобретать сахарный песок у 6 других сахарных заводов и рафинировать его.
Масштабность производственных работ потребовала постройки специально для предприятия двух железнодорожных веток - узкой и широкой колеи, не только обеспечивавших бесперебойную подпитку завода сырьем и вывоз сахара, но и активно использовавшихся в работе имения. Включение частного имения в железнодорожную инфраструктуру было уникальным явлением для частных хозяйств. Оно обеспечивало быструю доставку грузов на его территорию, способствовало росту местного производства.
Естественно, наличие огромной и развитой инфраструктуры требовало грамотного страхования. Согласно распоряжениям Главной конторы, страхование строений на территории Ново-Покровского, а также сельскохозяйственного посева и скота считалось обязательным. По распоряжению графа, все его имения работали только с обществом «Саламандра», известнейшей и авторитетнейшей на тот момент страховой организацией. Случаи вознаграждения за утерю и порчу имущества в Ново-Покровском были крайне редки. Наличие железных крыш на зданиях, применение алебастровой штукатурки при строительстве существенно снижали риски возникновения пожаров в имении. По свидетельствам специалистов из «Саламандры», Ново-Покровский свеклосахарный завод имел продуманную систему противопожарной защиты, что выгодно выделяло его перед другими аналогичными заводами.
Вся полученная в имении сельскохозяйственная и промышленная продукция была востребована как на местном, так и на общероссийском рынке. Значительный доход приносила продажа зерна, шерсть Ново-Покровской вотчины закупалась Нарвской суконной фабрикой, продукция свеклосахарного также реализовывалась и на территории Тамбовской губернии, и за ее пределами. В 1913 г. Киевское отделение Русского для внешней торговли банка предварительно закупило всю продукцию завода на 1914-1917 гг.
Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что Ново-Покровская экономия достигла того максимума, которого могло добиться капиталистическое хозяйство в своей деятельности. Во многом причиной этому стало грамотное руководство и продуманная организация производственного комплекса имения. Эта система позволяла максимально эффективно расходовать ресурсы имения, успешно развивать местное хозяйство.
* * *
THE EARL A. A. ORLOV-DAVYDOV'S NEW AND POKROVSK ESTATE. ORGANIZATION OF INDUSTRIAL COMPLEX OF LARGE-SCALE CAPITALIST ENTERPRISE
R. M. Zhitin
Литература
1. Баринова Е. П. Российское дворянство в начале ХХ века: экономический статус и социальный облик. М., 2006. С. 5.
2. Беккер С. Миф о русском дворянстве: Дворянство и привилегии последнего периода императорской России М., 2004.
3. Минарик Л. П. Экономическая характеристика крупнейших земельных собственников России конца XIX - начала ХХ в. М., 1971. С. 56.
4. Список фабрик и заводов Российской империи за 1908 г. СПб., 1912.
5. Черменский П. Н. Прошлое Тамбовского края. Тамбов, 1996.
6. ГАТО (Гос. арх. Тамбовской области). Ф. 195. Оп. 1. (Ново-Покровская контора имений и свеклосахарного и рафинадного завода графа А. А. Орлова-Давыдова).
7. ГАТО. Ф. 195. Оп. 1.
S. ГАТО. Ф. і9З. Оп. і
9. ГАТО. Ф. і9З. Оп. і
10. ГАТО. Ф. і9З. Оп. і
11. ГАТО. Ф. і9З. Оп. і
Д. 1. С. 9З.
Д. 1. С. 1З7. Д. 2. С. 2.
Д. 3. С.48-49.
Д. 102.
Article is based on results of studying of office work materials of the earl Orlov-Davydov's New and Pokrovsk estate -large-scale capitalist enterprise in the territory of the Tambov province. The author carefully analyzed development of an economic complex of the chosen estate, investigated stages of development of economy, revealed specifics of changes in local agricultural production. According to the author, competently carried out modernization, allowed to intensify resource base of the estate became the reason of success of economic activity in the territory of a manor and to make it profitable even in the conditions of agrarian crisis of the end of XIX - the beginning of XX centuries. The characteristic of an administration of the estate showed complexity of methods of its management and its efficiency. Novelty to work is given by the considerable case of sources of separate fund of documents and materials of the New and Pokrovsk estate (SATR, F. 195) the majority from which is for the first time introduced into scientific circulation. As a whole, the lifted plot allow to staticize a problem of a place and a role of large-scale enterprises in an economic system of prerevolutionary Russia.
Key words: nobility, land tenure, New and Pokrovsk estate, Orlov-Davydov.