Научная статья на тему 'Новейшие результаты российско-польского сотрудничества в области непрерывного образования и андрогогике (рецензия на: Непрерывное образование как социальный факт: моногр. / под науч. Ред. Н. А. Лобанова, В. Н. Скворцова. СПб. , 2011; 540 стр. ; таб. , рис. )'

Новейшие результаты российско-польского сотрудничества в области непрерывного образования и андрогогике (рецензия на: Непрерывное образование как социальный факт: моногр. / под науч. Ред. Н. А. Лобанова, В. Н. Скворцова. СПб. , 2011; 540 стр. ; таб. , рис. ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новейшие результаты российско-польского сотрудничества в области непрерывного образования и андрогогике (рецензия на: Непрерывное образование как социальный факт: моногр. / под науч. Ред. Н. А. Лобанова, В. Н. Скворцова. СПб. , 2011; 540 стр. ; таб. , рис. )»

РЕЦЕНЗИИ

Томаш Малишевски

Новейшие результаты российско-польского сотрудничества в области непрерывного образования и андрогогике

(Рецензия на: Непрерывное образование как социальный факт: моногр. / под науч. ред. Н. А. Лобанова, В. Н. Скворцова. СПб., 2011; 540 стр.; таб., рис.)

На пороге осени 2011 г. европейская литература по непрерывному образованию и андрогогике пополнилась очередной интересной публикацией, представляющей собой плод международного научного сотрудничества. На этот раз интересующиеся теорией и практикой образования взрослых получили интересный сборник научных трудов - компендиум по теме образования на протяжении всей жизни, подготовленный коллективом, состоящим из почти тридцати авторов из России и Польши. Создан он был в сотрудничестве Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина, находящегося в Санкт-Петербурге, и Келецкого гуманитарно-естественнонаучного университета им. Яна Кохановского. С польской стороны проект координировали Ева Куля и Мажена Пенковска, а с российской стороны -Николай Андреевич Лобанов и Вячеслав Николаевич Скворцов.

Том выпущен как научное издание ЛГУ им. А. С. Пушкина на русском языке [ISBN 978-5-8290-1078-2; 978-5-8290-1080-5(рус.)] и - параллельно - в английской версии под названием: Continuous education as a social fact: monogr. (Parallel edition), ed. by N.A. Lobanov, V.N. Skvortsov, Saint-Petersburg 2011 [478 с/, ISBN 978-5-8290-1078-2; 978-5-8290-1082-9(en.)]. Так что - это стоит подчеркнуть, в особенности учитывая перспективы польской научной мысли - коллективный труд полностью доступен на двух важных языках конгрессов, делающих возможным широкое восприятие в мире как непосредственных исследовательских результатов, так и осуществляемых на их основе отдельными авторами анализов или выстраиваемых обобщений.

Представляемую в данной рецензии монографию образуют 27 исследований (12 польских и 15 российских), подготовленных 29 авторами (16 из России). Среди включенных в публикацию очерков мы находим 15 статей российских ученых (в общей сложности 16 человек) и 12 статей исследователей из Польши (в общей сложности 13 человек). Таким образом видно, что книга и в количественном отношении имеет подлинно партнерский характер, поскольку в ней нет доминирования текстов какой-то одной страны.

Координировавшие работу над совместной публикацией авторов из двух стран «Непрерывное образование как социальный факт» с польской стороны Е. Куля и М. Пенковска к сотрудничеству в этом проекте представительный круг участников - из шести, причем, подчеркнем это, важных польских вузовских центров: Гданьска, Катовице, Кельце, Познани, Слупска и Вроцлава. Представляется, что благодаря этому им удалось исследовать в книге такие проблемы истории образования взрослых, андрогогики и геронтологии, которые можно было бы считать показательными для теоретических исследований и научных поисков, проводимых в последние годы в этой области в Республике Польша. Так что кроме познавательной ценности для зарубежного читателя, которую, несомненно, каждый из разделов имеет сам по себе, «польские» фрагменты монографии можно также рекомендовать российскому и шире - европейскому - читателю как хорошую иллюстрацию научно-исследовательских поисков, ведущихся в нашей стране в последнее десятилетие в области истории, современного состояния и будущего образования в течение всей жизни. Своего рода гарантией высокого научного уровня текстов, подготовленных польской стороной проекта, является также имя рецензента -проф. Кшиштофа Якубяка, историка педагогики, имеющего признанные в Польше и за рубежом научные достижения.

Вдохновителям издательского проекта «Непрерывное образование...» с российской стороны - профессорам Н.А. Лобанову и В.Н. Скворцову - мы обязаны, в свою очередь, продуманным подбором авторов, представляющих различные научные круги Москвы и Санкт-Петербурга. Правда, иностранному рецензенту, являющемуся внешним наблюдателем весьма развитой в количественном отношении и разноплановой по локализации, организации и проблематике (на что мы можем, не скрою, с точки зрения подобной перспективы в нашей стране смотреть с некоторой завистью) среды российских ученых, сложно иметь компетентное суждение в отношении концептуальной направленности статей, включенных в монографию, для современных исследований в области образования взрослых, ведущихся в Российской Федерации, но «российские» фрагменты публикации, несомненно, представляют собой для читателя извне чрезвычайно интересный материал. Добавим, что российским рецензентом предлагаемой читателям монографии была проф. Галина Павловна Чепуренко из Санкт-Петербурга.

Как указывается в соответствующей информации на титульной странице публикации, разбивка тома на разделы, а также вся композиция содержания были выработаны совместно российскими (Н. Лобанов) и польскими (Е. Куля, М. Пенковска) координаторами проекта. В монографии выделено семь частей. Перечислим их для порядка вме-

сте с фамилиями авторов, очерки которых включены в соответствующие части:

1. ИЗ ИСТОРИИ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - шесть статей польских авторов (С. Валасек, К. Палька, Р. Томашевски, Т. Малишевски, У. Табор, В. Ямрожек).

2. ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ И ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ МИССИЯ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - три статьи российских авторов (Т.А. Берсенева - А.А. Мороз, В.О. Гусакова, В.А. Мосолов) и две - польских (М. Русецкий, А. Виняж).

3. РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - четыре статьи, в том числе одна - автора из Польши (А.М. Новиков, А. Стопиньска-Пайонк, А.К. Орешкина, О.Н. Шилова).

4. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ПРЕДМЕТ И РЕЗУЛЬТАТ ЭВОЛЮЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОЦЕССОВ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ТЕОРИИ - две разработки польских авторов (Ю. Каргуль, Е. Куля, М. Пен-ковска) и две - российских (В.А. Мясников, С.Г. Вершловский).

5. НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ГЕРОНТОЛОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ - три статьи, две российские и одна польская (авторы: Т. Ю. Ломакина - Я.В. Боровикова, Е. И. Добринская; А. Зых).

6. НОВАЯ РОЛЬ УНИВЕРСИТЕТОВ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ В НЕПРЕРЫВНОМ ОБРАЗОВАНИИ НАСЕЛЕНИЯ - два исследования российских авторов (В.Н. Скворцов и Т.Ю. Ломакина).

7. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЗУЧЕНИЯ ФЕНОМЕНОЛОГИИ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ - три очерка, в том числе одна работа - польского автора (Л.Д. Тюличева, М. Сулик, В.И. Клюшкин, А.С. Мищенко).

Представляется, что состоящая из семи частей композиция монографии вполне обоснована разнообразием проблем, затрагиваемых отдельными авторами. В отношении структуры у автора отзыва возникло лишь одно небольшое замечание, имеющее, разумеется, дискуссионный характер: возможно, стоило подумать о том, чтобы отказаться от выделения в композиции монографии отдельной шестой части, содержащей всего две (в том числе одну, сравнительно короткую) статьи и помещенные в ней работы перенести, например, седьмую (в случае небольшого очерка Т. Ломакиной) или же дополнить эту часть интересным очерком авторства Е. Куля - М. Пенковска, перенеся его из четвертой части.

В данном случае нет возможности подробно обсуждать по существу содержание всей монографии. Остановимся поэтому только на нескольких общих замечаниях. Так, при анализе содержания всего тома видны некоторые расхождения в проблематике исследований ученых из Польши и России. Можно заметить, что российские авторы - в отличие от поляков - не слишком часто обращаются к периодам в ис-

тории просвещения, связанным с историей образования взрослых1. Подобное явление мы могли наблюдать и в Польше в начале 1989 г. -в период перехода от общества, строящего страну развитого социализма по советским канонам к обществу, строящему демократию по западноевропейским образцам. В нашей стране тогда во многом отрицалось наследие отечественного послевоенного образования взрослых, в котором видели не только источник прогресса и социального развития, но в значительной мере инструмент идеологической обработки общества коммунистами2. Однако в последнее десятилетие стал заметен процесс «отрыва» от большинства «дурных» традиций просвещения времен Польской Народной Республики (упрощенно годы 1944/45-1989) и поисков новой «опоры» для современных исследований в области образования взрослых в более далеких временных рамках, нежели вторая половина XX в. (или иная, нежели до сих пор эксплуатировавшаяся). Это поможет понять читателям не из Польши, почему среди статей, предложенных с польской стороны, а затем одобренных для публикации в монографии «Непрерывное образование как социальный факт», большинство в значительной мере использует исторические сюжеты. Внешнему наблюдателю трудно судить, ждет ли подобная судьба вскоре российскую андрогогику, тем не менее, в ее случае, если бы наступили процессы поиска «нового укоренения» по сценарию, наблюдающемуся у исследователей из стран Центральной Европы, то, очевидно, надо будет обратиться и к значительно более далекой истории, чтобы достичь консенсуса исследователей в отношении канона обращения к истории отечественного образования взрослых.

В свою очередь среди текстов, не относящихся прямо или косвенно к истории просветительской работы, отчетливо видно у авторов из обеих стран родство как направлений исследовательского поиска, так

1 Это мнение мы формулируем не только на основании содержания самой рецензируемой монографии, но также и основываясь на анализе тематики, затрагивавшейся российскими авторами в томах 7-9 ежегодного издания Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина: Непрерывное образование для устойчивого развития: труды международного сотрудничества, под ред. Н.А. Лобанова и В.Н. Скворцова, «Образование через всю жизнь», т. 7, 8, 9. СПб., 2009; 2010; 2011.

2 Этот процесс, впрочем, был заметен также в других странах Центральной Европы в постсоветский период, что подтверждают, в частности, хорошо известные в мире исследования канадского андрогога чешского происхождения Йиндры Кулиха - ср., напр.: J. Kulich. Adult education in former Eastern Europe and reconstruction // International Journal of University Adult Education, 1992, Vol. 31, № 1. P. 1-13, idem. Erwachsenenbildung in Mittel- und Osteuropa. Ein Uberblick. // Internationales Jahrbuch der Erwachsenenbildun, 1994, Bd. 22 (Bohlau Verlag, Koln), P. 121-140 или там же. Adult education in Central and Eastern European countries. // International Journal of Lifelong Education, 1995, Vol. 14, №. 1, P. 83-100.

173

и способов формулирования обобщений и построения теорий. Поскольку, с одной стороны, несомненно - на что указывают, впрочем, сами научные редакторы тома - что «[...] авторы монографии едины во мнении, что у мирового сообщества в XXI веке нет альтернативы непрерывному образованию» (с. 2), с другой же стороны, видно, что каталог вызовов, связанных с практикой образования взрослых и развитием андрогогической мысли, которые в настоящее время встают перед обществами всех европейских стран, бывает схожий, детерминируя тем самым направления национальных (в этом случае польских и российских) исследовательских работ и практических подходов в интересующем координаторов проекта, научных редакторов монографии

и, наконец, самих авторов диапазоне. Правда, как указывают уже цитировавшиеся Н.А. Лобанов и В.Н. Скворцов, «[...] следует признать, что вся мировая система образования все еще стоит в самом начале этого пути» (а у некоторых может появиться вопрос, будет ли это когда-нибудь вполне возможно?), однако же проведение многообразных международных исследований непрерывного образования / образования через всю жизнь представляется вполне обоснованным. Тем более, если их результаты будут такими же интересными в познавательном отношении, как, например, охарактеризованная выше коллективная монография, изданная в Санкт-Петербурге.

Заметки по поводу прочитанной российско-польской публикации хотелось бы подытожить еще одной мыслью. Оптимистической. Вспомним: два десятилетия назад в среде польских представителей общественных наук - в том числе педагогов и андрогогов - отчетливо обозначился отход от продолжения существовавших ранее (чаще всего предписанных центром) форм сотрудничества со специалистами образования взрослых из России (и - добавим - из большинства стран, возникших при распаде Советского Союза, за исключением прибалтийских республик). Не развивались и новые направления. Так что лишь сугубо спорадически можно было на польской стороне познакомиться с работами российских авторов3. В течение нескольких лет эта тенденция стала меняться, и видно постепенное все большее восстановление польско-российского сотрудничества в области образо-

3 Одной из немногочисленных иллюстраций таких работ может быть книга Л.Н. Лесохиной, опубликованная в издательской серии польского Академического общества андрогогики «Библиотека Образования Взрослых»: L.N. Lesochina. Spoleczenstwo ludzi wyksztaiconych? Spoieczne uwarunkowania edukacji. Warszawa-Torun, 1997, 105 p. (tlum. z j§z. ros. E.A. Wesoiowska) или, например, статья, представляющая результаты исследовательских принципов мини-проекта изучения шведского образования взрослых, который я вел десять лет назад совместно с проф. Е. Измайловым из Калининграда - ср.: E. Ismailov, T. Maliszewski. Szwedzkie szkolnictwo srednie dla doroslych u progu XXI wieku: Wybrane problemy. // Rocznik Andragogiczny. 2003. P. 99-112.

вания взрослых. При этом оно перестает опираться исключительно на основанный на личных контактах ученых индивидуальный обмен, и снова появляются проекты официального взаимодействия учреждений обеих стран.

Важную роль в восстановлении этих прервавшихся два десятилетия назад связей с польской стороны играет Келецкий университет им. Я. Кохановского, а с российской стороны - Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина. Последним по времени проявлением взаимодействия - несомненно, наиболее значительным во всем имевшем место до сих пор сотрудничестве двух вузовских центров - является издание монографического исследования «Непрерывное образование.», подготовленного коллективом авторов из двух стран. Оно может послужить как научным кругам в обеих странах для получения более полного представления о состоянии теории и практики образования взрослых, так и для ознакомления с кругом интересов коллег из другой страны (в том числе под углом зрения поиска потенциальных партнеров для новых совместных научно-исследовательских проектов). Следует полагать, что круг читателей книги не ограничится только польскими и российскими специалистами. Это подтверждается и настроем инициаторов создания публикации, которые с этой целью подготовили монографию, как уже упоминалось в начале, также в англоязычной версии.

Так что, поздравляя оба вуза с новой публикацией, мы ждем, что вскоре на линии Кельце - Петербург (и шире: Польша - Россия) появятся очередные интересные проекты по тематике образования взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.