Научная статья на тему 'Новейшая литература по истории православия в Восточной Сибири'

Новейшая литература по истории православия в Восточной Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
417
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новейшая литература по истории православия в Восточной Сибири»

появлением необуддизма и теософии. Отношение к Востоку отличалось в это время чрезвычайным разнообразием: от жаркого интереса и поиска ответов на вопросы, связанные с кризисом западной цивилизации, решения проблемы понимания и нахождения общих смыслов в разных культурах до настороженного неприятия как антипода опять-таки западной

(христианской) культуры.

Примечания

1 Владимир Вернадский. Жизнеописание. Избранные труды. Воспоминания современников. Суждения потомков. — М., 1993.

2 Лапшин И,И. Опровержение солипсизма. Б. м., б. г., с. 13-64. < Судя по перечислению Лапшиным своих работ, данная статья могла быть написана после 1923 г.>

3 Лапшин И.И. Проблема «чужого я» в индийской философии. В надзаг. «Отдельный оттиск» из XVI тома, №1 — 2 (1947). «АгсЫу — ОпепШни (1947)». Б,м., б. г.,

4 Лесевич В.В. «Буддийские легенды и их соотношение с буддийскими догматами». — Одесса, 1902.

6 Лосев А. Владимир Соловьев и его время. — М.: Прогресс. 1990.

6 Кожевников В. А. Буддизм в сравнении с христианством. — М., Изд. дом Грааль, 2002, т. I.

7 Росов В. А. В. И. Вернадский и русские востоковеды. Мысли -источники-Письма. — СПб., 1993.

8 Соловьев В.С. Оправдание добра / Владимир Сергеевич Соловьев. Сочинения в двух томах. 2-е изд. Том 1. — М: Изд-во Мысль, 1990.

9 В. С. Соловьев «Три разговора» / В.С. Соловьев. Избранное. — М.: Советская Россия. 1990.

10 Шохина В.К. Предисловие / Кожевников В.А. Буддизм в сравнении с христианством, т. I.

11 Циолковский К.Э. Очерки о Вселенной. — М., 1992.— С. 142.

Дулов А.В.

Иркутский государственный университет НОВЕЙШАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ИСТОРИИ ПРАВОСЛАВИЯ

В ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

Начиная с 1990-х гг. благодаря возможности публиковаться без ножниц политической цензуры, резко возросло количество исследований, в которых рассматривается история православной церкви. Автор данной статьи ставит перед собой задачу — дать представление о научной литературе конца XX

— начала XXI вв., относящейся к нашему региону.

Общее впечатление — громадный поток книг об истории церкви. Теперь они выходят ежегодно, иногда сразу по несколько изданий в год. Стремясь назвать все книги, выявленные по данной тематике, сразу же приходится оговориться, что автору удалось прочитать или просмотреть лишь примерно половину указанных изданий: далеко не все из них можно обнаружить в библиотеках Иркутска. Кроме того, вероятно, не все публикации по данной теме попадают на страницы «книжной летописи»; поэтому, некоторые книги, очевидно, не войдут в списки изданной литературы. В списки включаются монографии, книги учебного назначения, издания или переиздания источников по теме, сборники статей или материалов научных конференций,

номера некоторых журналов, если они целиком посвящены историкоцерковной тематике.

Из работ общего характера, опубликованных в Восточной Сибири, назовем небольшую книгу И. В. Левченко1. Она дает довольно яркое представление об истории взаимоотношений светских и духовных властей России — СССР. Примерно половина текста отведена характеристике этой проблемы до 1917 г.; остальная часть содержит более подробное изложение условий существования церкви в советский период и в эпоху 1990-х гг. Монография А. В. Дулова рассказывает об истории русского православия начиная с языческий времен до 1990-х гг. Одна из глав книги освещает историю сибирских епархий2.

В 2005 г. в Иркутске состоялись две научные конференции. Всероссийская научная конференция, организованная Иркутским

госуниверситетом, собрала более 40 докладчиков, представлявших научные школы от Москвы до Владивостока. В докладах были раскрыты особенности деятельности православного духовенства региона (огромные территории приходов, относи тельная бедность причта, полиэтничность и многоконфессиональность), а также отношение различных слоев населения к православию. Рассмотрены и позитивные, и негативные стороны христианизации коренного населения. Большое внимание уделено старообрядчеству, В нескольких публикациях затрагиваются судьбы христианства на Аляске, в Китае и Японии. Сборник материалов конференции издан под названием:»Конфессии народов Сибири в ХУ11 - начале ХХ вв.: развитие и взаимодействие. -Иркутск, 2005,-318 с. Администрацией

Иркутской области была проведена научная конференция, материалы которой получили название «Церковь и государство: история и современность» (Иркутск, 2005,-146с).

Целая серия работ написана Л.А. Тресвятским. К сожалению, ознакомиться с ними не удалось3.

Солидная монография известного новосибирского историка Н.Д. Зольниковой продолжает ее многолетнюю деятельность по изучению взаимоотношений церкви с властью и народом4. Автор дает количественную характеристику прихода, выясняет особенности взаимоотношений светской власти с приходской общиной; крестьянской общины и прихода. Н.Д. Зольникова приводит большой фактический материал о приходском сходе, выборах и действиях церковных и часовенных старост, приходских поверенных. Исследователь подробно и достоверно рассказывает, как строились и содержались церкви и часовни, какими были взаимоотношения приходских общин с клиром. С этой целью автор детально рассматривает, каким образом происходили выборы духовенства и обеспечивалось его

материальное содержание, какие конфликты возникали между белым духовенством и прихожанами.

Результатом исследования стали выводы о высокой активности сибирского прихода в ХУ111 в. Прихожане в начале века заключали договоры с причтом об условиях содержания церкви; сами выбирали священника, церковных и часовенных старост. Приход был не только религиозным, но и хозяйственным объединением.

В течение ХУ111 в. церковные и светские власти вели активное наступление на права приходской общины. Уже в первой четверти ХУ111 в. прекращается составление договоров общины с клиром. Церковная администрация берет в свои руки право санкций по отношению к причту, начинает переводить священников с одного места на другое независимо от желания прихожан, изменяет по своему усмотрению границы приходов. Запрещается строительство часовен, духовенство становится менее зависимым от прихода, чем прежде.

Хотя выводы автора построены главным образом на анализе материалов Западной Сибири и Урала (из более восточных территорий приводятся материалы лишь по Енисейскому краю), они в целом не расходятся и с данными по Восточной Сибири. Монография отличается высоким уровнем исследования, в том числе и в отношении статистической обработки источников.

Несомненно, полезным для историков сибирской церкви будет еще одно крупное издание, познакомится с которым, к сожалению не удалось5.

Три монографии, раскрывающие роль церкви в распространении культуры в Сибири в ХУП-начале XX вв., написаны Л.Н.Харченко6. Первая из них посвящена распространению православной литературы и духовного просвещения за период до середины Х1Х в. Автор выявила состав и тематику духовной литературы, использовавшейся в Восточной Сибири, сделала обзор библиотек монастырей, церквей, духовных лиц, показав, какие крупные библиотеки, насчитывавшие в некоторых случаях более тысячи книг, существовали в регионе. Довольно подробно говорится о духовном образовании, которое в первой половине Х1Х в. имело в Восточной Сибири три ступени: духовная семинария в Иркутске, готовившая священников; уездные училища, приходские школы, которых, правда, было тогда немного. Дана характеристика отделений Российского библейского общества и их роли в распространении религиозной литературы, а также переводческой деятельности священников региона с целью распространения религиозных книг на языке коренных народов края.

В целом монография дает немало новых сведений, но недостаточно конкретна и аналитична. Во-первых, в ней слишком велик удельный вес вспомогательных сведений (чрезмерно подробно дается общероссийский

фон), нет попыток получить конкретные числовые показатели, хотя фактический материал приводится довольно значительный (в приложении дается восемь таблиц, которые можно было бы легко обработать статистически). Не поставлены вопросы более широкого характера, которые возникают при ознакомлении с приведенным автором фактическим материалом. Например: насколько велика доля книг, доставлявшихся

духовенством в регион; доля грамотных в регионе; какую часть из них подготовило духовенство. Вполне справедлив вывод автора о том, что духовенство в ХУ11-ХУ111 вв. было лидером в развитии культуры нашего региона, но хотелось бы знать, как изменялось это ее значение в разные периоды.

Спустя три года издается книга этого же автора о миссионерской деятельности церкви в Сибири . Она состоит фактически всего из трех глав, в которых рассматривается методы и результативность работы православных миссий в Сибири, переводческой деятельности миссионеров и учебной деятельности православных миссий. Сложные вопросы миссионерской деятельности в Сибири в работе значительно упрощены и рассмотрены весьма поверхностно. Примерно четвертую часть книги занимают приложения, в которых приводятся тексты источников по данной теме и статистические данные о численности окрещенного населения по годам, но даже без перевода абсолютных чисел в проценты.

Третья монография Л.Н.Харченко8 очень велика по объему (510 страниц), но, как и вторая, отличается фактологичностью. Книга состоит из трех крупных глав: «Просветительская деятельность...»; «Миссионерская

деятельность...» и «Вклад православного духовенства Сибири в научное исследование регионов...» Почему-то к заглавию каждой главы добавляется указание на хронологию, хотя она уже известна из названия книги: «вторая половина Х1Х - февраль 1917»г; глава вторая фактически представляет собой только что (год назад) изданную монографию с такой же внутренней структурой. Главы первая и третья содержат довольно значительный новый фактический материал. В главе третьей читатель найдет обширный перечень фактов о работе священников в научных обществах и еще более интересный

— об издательской деятельности церкви в Сибири. Из многочисленных приложений наиболее ценен список книг и статей в журналах, написанных священниками. Он содержит более 400 названий работ. Приведен также список священнослужителей Иркутской епархии-членов ВСОРГО. Их 35. Даны послужные списки ряда священников. Однако эта монография не имеет даже «Заключения»! Автор, очевидно, посчитал, что выводы и обобщения здесь не нужны. Из многочисленных приложений к книге явно лишним является список использованной литературы и источников, занимающий

более 30 страниц. Ведь ссылки на литературу и источники, подчас даже слишком обильные, даны в тексте!

Прежде чем перейти к работам, прямо относящимся к нашему региону, назовем некоторые книги, повествующие об истории православия в сопредельных территориях. Изданы работы о русском миссионерстве в соседних странах: Иванов М.П.Из истории христианства в Китае. - М., 2005; 222 с.; Саблина Э.Б. 150 лет православия в Японии: история японской православной церкви и её основатель свт. Николай... .-СПб., 2006; 525 с.

Из книг, относящихся к Западной Сибири, назовем следующие: Адаменко А. М. Приходы Русской православной церкви на юге Западной Сибири в ХУП-начале XX века.-Кемерово, 2004; 190 с.; Сосковец Л.И. Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-60-е годы XX века.-Томск, 2003; 346 с, ; Софронов В.Ю.Миссионерская и духовно-просветительская деятельность Русской православной церкви в Западной Сибири(конец ХУП-начало ХХ вв.)-Тобольск, ч. 1, 2005; 142 стр. В Тюмени регулярно издаются сборники научных статей и документальных материалов под названием :»Религия и церковь в Сибири».

Из работ о развитии православной церкви на Дальнем Востоке отметим: Православие на Дальнем Востока. Сб.статей. -СПб., Вып. 4, 2004,-277с.; Христианство на Дальнем Востоке. Сб. науч. статей. Уссурийск,: 2001-107с.; Белашов А. И. Камчатское православие. Трехсотлетний путь(1705-2005)-Петропав-ловск-Камчатский ,2005,-204 с. ; 300 лет православия на Камчатке: миссия церкви в прошлом и настоящем. Матер.науч.-богословской конф.М.,2005,-236с.

Около десяти изданий посвящены видным деятелям сибирской церкви. Большинство из них носят апологетический характер. Роскошно изданная книга «Первосвятитель Иркутский Иннокентий 1 (Кульчицкий)» вышла в Иркутске в 2006 г. В ней 576 страниц очень большого формата, много красочных иллюстраций. Ее составитель-писательница В.В.Сидоренко. В книге перепечатаны крупные публикации церковных историков дооктябрьского периода: архимандрита Модеста Стрельбицкого,

протоиерея Прокопия Громова, священника И. Дроздова о жизни первого иркутского епископа. Даны тексты 30 поучений и 5»слов» Иннокентия Кульчицкого, приведены описания 76 «чудес», связанных с епископом (в основном — случаи исцеления). Отдельные главы рассказывают о церемониях, состоявшихся при канонизации первого общесибирского святого, праздновании столетнего юбилея его канонизации; вскрытии большевиками его мощей и увоз их из Сибири, возвращение мощей в Иркутск в 1990 г., прославлении Иннокентия в наше время.

Из другой, тоже очень объемной и напечатанной с большим размахом книги, читатель узнает о митрополите XVIII в.: Фомин С.В.Последний

царский святой: свт. Иоанн (Максимович) митрополит Тобольский, сибирский чудотворец: житие, чудеса, прославление, служба, акафист.-СПб. 2003,-702с.

Небольшая книга(50 стр.) характеризует одного из миссионеров первой половины Х1Хв.: Старостина М.И. Деятельность протоиерея Григория Слепцова в Среднеколымском комиссарстве.-Якутск, 2004.

Три книги опубликованы о, вероятно, наиболее замечательном сибирском церковном деятеле Иннокентии Вениаминове: Избранные труды святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. -Новосибирск, 1997; Путешествия и подвиги святителя Иннокентия,

митрополита Московского, апостола Америки и Сибири.(Авторы-составители Н.В. Романова, Н.Ю. Лазарева).-М. ,1999,-157с. Впервые издан новый источник: Иннокентий (Вениаминов И.Е.). Журналы священника Иоанна Вениаминова.-Якутск, 2005, — 269 с.

Две книг повествуют о сподвижниках Иннокентия Вениаминова. Одна из них вышла в Москве: Преосвященный Дионисий апостол Якутии (Составил В.В.Качаев), 2000. Вторая — в Пет-ропавловске-Камчатском: Громов П.В. Историко-статистичес-кое описание камчатских церквей. Слова и речи.-2000,-261с. В эту книгу включен также текст А.И.Белашова: Камчатская епархия: страницы истории: Документы. Факты. Комментарии.

Появилась книга и об одном из архиереев советского времени: Соколова Н.Н.Архипастырь Сибири: преосвященный Сергий (Соколов), епископ Новосибирский и Бердский.-М.,2003,-284с.

Обзор работ, отражающих главным образом особенности православной церкви отдельных территорий, начнем с Красноярского края. Здесь можно отметить переиздание в 1995 г, книги «Краткое описание приходов Енисейской губернии» (Красноярск, 1917) и большую статью Г.Персианова об истории епархии (Журнал Красноярско-Енисейской епархии, 2000). Недавно вышла книга В.Н. Асочаковой «Русская православная церковь в истории Хакасско-Минусинского края в ХУШ - первой четверти Х1Х в. Учеб. пособие»-Абакан, 2005, 200 с.

Судьбы православия в границах Иркутской области рассматриваются в целом ряде работ, посвященных общесибирским проблемам (книги Л.Н Харченко, А.В. Дулова, И.В. Калининой, Т.А.Крючковой, А.В. Кострова и др.) История локальной территории рассматривается в книге О.Е.Наумовой «Иркутская епархия ХУШ-первая половина XIX века».-Иркутск, 1996,205с. В работе довольно полно рассказано об учреждении епархии, перечислены все ее архиереи 1727-1854 гг., изложены краткие сведения о них. Приведены данные о хозяйстве монастырей Восточной Сибири, фрагментарная информация о материальном положении духовенства

региона. О.Е.Наумова сообщает об основных итогах строительства церквей в регионе, привлечены также материалы об управленческой структуре епархии. Автор повествует, хотя и весьма лаконично, о духовном образовании, появлении в Х1Х в. церковно-приходских школ, миссионерской деятельности, переводе церковной литературы на языки коренных народов, вкладе духовенства в этнографию и излучение края. К сожалению, книга не лишена серьезных слабостей и недостатков. Главная беда автора-ограниченность использования фактического материала, слабое знание темы. Не владея материалом, О.Е. Наумова часто ограничивается общими приблизительными определениям и фразами. Серьезным недостатком книги является то, что главное в православии — духовная жизнь осталась в тени. Совершенно не рассмотрены вопросы о роли духовенства как воспитателя: требования к «идеальному

священнику», этический уровень местного духовенства; особенности и тематика проповедей, бесед священников; роль исповедей; часто ли они проводились; какая часть жителей не исповедалась и почему; как относилось население к духовенству — все эти важные для религии моменты отброшены автором как ненужные.

В 1997 г. в Иркутске изданы тезисы докладов и сообщений научной конференции, посвященной 200-летию со дня рождения Иннокентия Вениаминова под заглавием «Исторические судьбы православия в Сибири» (120 с), в 1998-сборник статей «Из истории Иркутской епархии» (108 с.) и материалы научной конференции в честь Иннокентия Вениаминова и 270-летия Иркутской епархии «Апостол Аляски»(100 с.)

Вышли специальные выпуски журналов. Так, журнал «Земля Иркутская» № 14 за 2000 г. содержит биографии иркутских архиереев, ряд статей о прошлом Иркутской епархии. В первом номере журнала «Тальцы» за 1999 г. все материалы дают представление о жизни Иннокентия Вениаминова. Первый выпуск этого же журнала за 2000 г. включает в себя статьи об истории епархии в ХУШ-Х1Х вв., а «Тальцы» №2 за 2003 г.-публикации о жизни епархии в ХХ в. В духе апологетики написана книга

А. Д.Сирина «Необоримая стена» (Иркутск, 2000,-204 с.), рассказывающая о монастырях и архиереях Иркутской епархии. Издана небольшая книга: Андреева Л.В.И воззовет прошедшее,. Церкви Братска и окрестностей и их служители. - Братск, 1998.

Активно изучается история православной церкви в Забайкалье. В монографии В.И.Косых «Забайкальская епархия накануне и в годы первой российской революции» (Чита, 1999), подробно рассмотрено состояние церкви, взаимоотношения ее с населением, поведение служителей культа во время революционных событий 1905-1907 гг. Вторая книга того лее автора

(Православная церковь и начальное образование в Забайкальской епархии, Чита, 1999) дает характеристику церковно-приходских школ этой же территории.

К несомненным достижениям историков Забайкалья следует отнести и книгу А. Д. Жалсараева «Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии ХУП-ХХ столетий. Энциклопедический справочник» (Улан-Удэ, 2001,-447 с.). Автором проделана большая работа, собран огромный фактический материал, позволивший проследить историю более 200 церквей, дать краткие сведения или хотя бы имена 2000 членов причта и других лиц, связанных с церковью, отметить важнейшие события история православия на территории Бурятии.

Три монографии написаны Г.С. Митыповой: Православие в истории и культуре Бурятии(Улан-Удэ, 2005,-231 с.); Православная церковь в Бурятии (ХХ-ХХТ вв.)-Улан-Удэ, 2006,-111 с. Третья (о ней речь пойдет ниже посвящена церквям республики).

И.О. Цыремпилова показала, какими методами боролись большевики с религиозными культами на территории Бурятии: Цыремпилова И.С.Религия и власть в республике Бурятия: история взаимоотношений (1917-1940 гт.)-Улан-Удэ,2000,-162 с. Опубликована также небольшая книга В.П.Секерина «Религии на карте Забайкалья» (Чита, 1995,-78 с.)

Состоялось несколько научных конференций. В Улан-Удэ проводятся Ефремовские чтения в честь викарного епископа Селенгинского Ефрема (Епифания Кузнецова), расстрелянного большевиками в 1918 г. На них обсуждаются вопросы истории деятельности православной церкви в Забайкалье и ее современные проблемы. Материалы первой научной конференции изданы в Улан-Удэ в 2004 г. под названием «Ефремовские чтения-1». Вторые Ефремовские чтения состоялись в 2005 г. в Улан-Удэ, и их материалы опубликованы в том же году под названием: «Деятельность Русской православной церкви в Забайкалье: история и современность».

Еще одна научная конференция была связана с юбилеем: «Русская православная церковь в Сибири: история и современность: Матер, конф., посвященной 350-летию основания с. Посольское и Посольскому Спасо-Преображенскому монастырю».-Улан-Удэ,2003,-152 с. В Чите в 2004 г. вышла книга, посвященная другому юбилею: «Православие в Забайкалье: история и современность. Сб.ст., посвященных 110-летию учреждения Забайкальской епархии: и 10-летию возрождения Читинско-Забайкалъской епархии». Кроме того, историками Забайкалья написано несколько работ о старообрядцах региона.

В 1991г. в Томске изданы три сборника, в которых содержатся источники о религиозной жизни трех перечисленных выше регионов.

Назовем один из них: «Съезды, конференции и совещания социально — классовых политических, религиозных, национальных организаций в Иркутской губернии (март 1917-ноябрь 1918 гг.)». Сборники документов с аналогичными названиями опубликованы по Енисейской губернии и Забайкальской области.

Успешно разрабатываются вопросы истории православия в Якутии. Ф.Г.Сафронов в книге «Православное христианство в Якутии» (Мирный, 1997 ) раскрыл особенности процесса распространение христианства в крае, начиная с XVII в., строительства церквей, открытии приходских школ, привел сведения о первых богослужениях на якутском языке. Е.С. Шишигин в работах «Распространение христианства в Якутии» (Якутск, 1991); «Якутская епархия (краткий исторический очерк)» (Мирный, 1997 г») опубликовал новые материалы о деятельности православной церкви, подробно рассмотрел вопросы, связанные с пребыванием в Якутске знаменитого миссионера Иннокентия Вениаминова.

И.И. Юрганова в монографии «История Якутской епархии 1870-1919 гг. (деятельность духовной консистории)», Якутск, 2003, показала механизм деятельности якутской духовной консистории на разных этапах развития епархии. В другой своей книге «Церкви Якутии(краткая история)», Якутск, 2005) И.И. Юрганова приводит сведения о датах постройки якутских храмов, домах причта и земельных угодиях, численности прихожан, биографические данные о более чем ста духовных лицах, дает итоги количественного и качественного эволюции духовенства края. Автор сообщает материалы о 121 церкви Якутской епархии.

Кроме того, в Якутске издана довольно значительная по объему книга, в которого включены материалы трех православных конференций, состоявшихся в этом городе в 1997,2000 и 2005 гг. под заглавием: «На службе Богу и якутскому народу» (Якутск, 2006,-223 с.)

Значительное количество публикаций посвящено сибирским старообрядцам. Назовем прежде всего «Старообрядческий вестник» (Иркутск, 1995,63 с,). В нем собраны апологетические материалы

современных сторонников «древ л его благочестия», а также ряд статей исследовательского характера. Часть из них посвящена сибирской тематике.

В 1994 г. во Владивостоке состоялась научно-практическая конференция «Старообрядчество Сибири и Дальнего Востока, история и современность: местная традиция, русские и зарубежные связи». Ее материалы изданы в 1997 г. Местом издания названы Владивосток -Большой камень. На обложке книги значится: «Альманах «Алтарь России»,

выпуск 1. Издание информационного центра древлеправославных общин Приморского края».

В альманахе 113 страниц большого формата, на которых размещены тексты почти 30 докладов и сообщений. Один из докладов, напечатанный на английском языке, написан финляндским исследователем и рассматривает распространение старообрядчества среди угро-финских народов. Основная тематика материалов - история, религиозные традиции, современный фольклор, певческая культура сибирских и дальневосточных староверов.

Выходили работы старейшего исследователя старообрядчества Ф.Ф. Болонева. В 1992 г. в Улан-Удэ опубликована его монография «Семейские Историко-этнографические очерки». На двухстах пяти страницах автор дает научно-популярные обзоры истории, культуры и быта семейских. В главах книги рассматриваются вопросы происхождения старообрядчества, роль украинско-белорусских элементов в духовной культуре семейских; историю переселения их в Забайкалье в XVIII в., освоения ими новых земель до 1917 г.; восстаний семейских против царских властей и белогвардейцев атамана Семенова; земледелия семейских в годы советской власти; участия семейских в Великой Отечественной войне; изменениях численности населения, быта и культуры в ХХ в.; запрещении пьянства и табакокурения, народной медицине и песенном творчестве забайкальских староверов.

Тем же автором написана небольшая книжка «Старообрядцы Алтая и Забайкалья. Опыт сравнительной характеристики» (Барнаул,2001), в которой Ф.Ф.Болонев дает некоторые сопоставления особенностей этих религиозно-этнических групп.

Издана небольшая книга Е.В.Петровой «Социокультурная адаптация семейских Забайкалья. Этносоциологический анализ» (Улан-Удэ, 1999; 128 с). Автор прослеживает процесс адаптации семейских с XVII по конец ХХ в.По мнению Е.В.Петровой «Трансформацию православных ценностей (отношение к хозяйственно-трудовой деятельности) семейскими и возведение неустанного труда в ранг величайшей добродетели и средства спасения следует рассматривать, как особый «тип модернизации» в развитии общественных отношений, один из способов адаптации социальной группы к изменяющимся условиям жизни» (с. 116).

В советское время, по мнению автора, «было редуцировано влияние религиозно-этнических установок на поведение и социальную деятельность семейских, уменьшилась степень религиозности... на начало 70-х гг. число убежденных верующих составляло лишь 13% семейского населения» (с Л. 17). В 1990-х гг. респонденты в ответах на анкеты указывали три

этномаркирующих фактора: фольклор (песенное искусство), резьба по дереву и женский костюм. Но с 1996 г. стали выделять еще и религиозный фактор, поскольку число верующих поднялось тогда до 34,9% опрошенных.

В 2001 г. в Бурятии состоялась III международная научно-практическая конференция, материалы которой опубликованы под названием: «Старообрядчество: история и современность, местные традиции, русских и зарубежные связи...» (Улан-Удэ,2001; 406 с.). В том же городе совсем недавно вышла книжка С.В.Бураевой «Рукописное наследство забайкальских старо-ообрядцев» (Улан-УДЭ, 2006; 238 с.).

Вполне естественно, что в Бурятии, где живут тысячи семейских, постоянно издается литература о старообрядцах. Другим основным центром изучения староверов Сибири является Новосибирск. Здесь выпущен очень большой по объему сборник произведений этого варианта православия:» Духовная литература староверов Востока России XVIII — ХХ вв. (Серия История Сибири, Первоисточники* Вып. К^-Новосибирск,

1999. В издании 799 страниц большого формата, оно содержит около 80 текстов, собранных, начиная с 1965 г. ,научными экспедициями на Урале и в Сибири. Ответственный редактор книги - академик РАН Н.Н.Покровский.

Книга содержит огромное количество неизвестных ранее текстов, заставляющих во многом уточнить наши представления о духовных исканиях старообрядцев. Об интенсивности их свидетельствует, в частности, тот факт, что в 1951 г. карателями НКВД, боровшимися со староверами, попутно была сожжена в Красноярском крае библиотека, содержавшая до 500 древних рукописей и старопечатных книг! К числу наиболее интересных духовных сочинений принадлежат четыре текста крестьянина Мирона Ивановича Галанина (172б-1806 гг.).В их числе-»События из жизни древних православных христиан-старообрядцев часовенного согласия Сибирского края» и «Послание о вере».Интересны также фрагменты из «Урало-Сибирского патерика» и многие другие тексты. В книгу включены произведения староверов часовенного согласия, поморского согласия, страннического и титовского согласий.

Под таким же заглавием издан в Новосибирске в 2005 г. 12 — и выпуск «Первоисточников», содержащий 584 страницы.

Крупная монография «Староверы - часовенные на востоке России в ХУШ-ХХ вв.: Проблемы творчества и общественного сознания» (М., 2002;406 с.) написана Н.Н. Покровским и Н.Д. Зольниковой, но подержать ее в руках не удалось.

Совсем недавно вышла из печати книга очерков известного журналиста

В.М. Пескова, печатавшихся ранее в «Комсомольской правде»: «Таежный тупик: история семьи староверов Лыковых».-М., 2007. 223 с.

Опубликованы три книги, дающие представление об исторических воззрениях староверов. В Барнауле переиздано произведение Ф.Е. Мельникова «Краткая история древлеправославной (старообрядческой) церкви»-Барнаул, 1999. - 577 с. Два сибирских историка выявляют особенности исторических воззрений староверов: Гурьянова Н.С. История и человек в сочинениях старообрядцев ХУШ в. -Новосибирск, 1996, -232 с.; Костров А.В.Старообрядчество и старообрядческая историческая мысль во второй половине Х1Х-начале XX вв. -Иркутск, 2006.-159 с.

Несомненно, одной из наиболее удачных работ по истории церковной архитектуры является работа И.В. Калининой «Православные храмы Иркутской епархии ХУП - начала XX века», изданная в Москве в 2000 г. Книга очень велика по общему ( 494 стр. большого формата) и представляет собой перечень церквей Иркутской епархии (в современных ее границах).Приводится краткая история каждой выявленной церкви или часовни, даны иллюстрации, в ряде случаев цветные. Автором выявлено около 440 церквей и часовен, существовавших в разное время на территории епархии, границы которой совпадают ныне с границами Иркутской области. Монография, в которой соединены достоинства научного справочника и альбома, отличается высокой достоверностью и автор ее не случайно стала лауреатом Международного конкурса архитекторов. Культовому зодчеству посвящена также монография :А.Г.Туманик, Крупнейшие православные храмы Сибири.- Новосибирск, 1998, В ней рассмотрена история строительства и дана характеристика главным городским соборам Омска, Томска, Красноярска и Иркутска. В книге приведен значительный фактический материал, однако недостаточное внимание уделено чисто архитектурной характеристике этих храмов, особенностям их облика и сравнительному анализу.

Опубликованы также и другие монографии о церквях Восточной Сибири: Митыпова Е. С. Православные храмы Забайкалья (ХУП - начало XX вв.) Улан-Удэ, 1997; Петров П.П. Градо-Якутские православные храмы.- Якутск,

2000, но, к сожалению, ознакомиться с ними не удалось.

Появились альбомы и книги, посвященные сибирской иконописи. В Омске в 1999 г. издана книга «Сибирская икона»; в Иркутске в 1991 г. вышла работа Т.А.Крючковой «Иркутские иконы: каталог». Большой фактический материал содержит книга Ю.П. Лыхина и Т.А.Крючковой «Иконописцы, мастера и художники. Иркутска (XVII век-1917 год). Биобиблиографический словарь». 2000, 407 с. В ней приводятся сведения о 106 иконописцах и художниках, писавших иконы.

Появилось и первое издание, в котором сделана попытка обобщить основные материалы по истории православия в регионе до Октябрьской революции: Дулов А.В., Санников А.П.Православная церковь в Восточной

235

Сибири в XVII— начале XX веков. -Иркутск, 2006, ч Л-292 с., ч. II - 323 с. Авторы разделили работу на четыре главы, хронологическими границами которых служат рубеж XVII и XVIII вв. ,1805 и 1860 гг. В главах

рассматриваются следующие проблемы: церковное управление, архиереи и подвижники православия; строительство храмов; белое духовенство; богослужение и проповедническая деятельность; духовное образование; народные массы и православие; монастыри; миссионерская деятельность. В каждой из глав дается также параграф о положении старообрядцах. В двухтомнике приведен большой фактический материал и по многим аспектам истории православной церкви региона делаются впервые в литературе

выводы, основанные в значительной мере на статистических сведениях.

Итак, за последние 17 лет исследователями проделана большая работа. Опубликовано около 60 монографий, сборников статей, изданий источников, специальных номеров журналов, материалов научных конференций об истории православия в Восточной Сибири и Сибири в целом. Теперь мы имеем представление о деятельности всех четырех епархий Восточной Сибири, перечнях храмов на этих территориях с привлечением кратких сведений о всех церквях. Опубликованы по двум епархиям списки членов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

причта, собраны довольно подробные сведения об архиереях региона,

наиболее активных священниках, значительные материалы об организации управления церковью, миссионерской деятельности, духовном образовании. Впервые изданы духовные сочинения старообрядцев, увидели свет книги об особенностях их мировоззрения. Выполнена попытка представить целостную систему жизнедеятельности и эволюции православной церкви Восточной Сибири.

Однако, к сожалению, многим исследователям присущ фактологический подход, поверхностность оценок, некритический подход к источникам. Редко предпринимаются попытки обобщений, сопоставления особенностей

функционирования православной церкви различных местностей,

рассмотрения процессов взаимодействия клириков и населения, борьбы и взаимовлияния различных конфессий.

Примечания

1 Левченко И.В .Русская православная церковь и государство. Учеб. пособие, -Иркутск, 2-е изд. ,2001; 187с:.

2 Дулов А.В.Русское православие: очерк истории. -Улан-Удэ, 2000; 303с.

3 Тресвятский Л. А. Духовная культура православия в Сибири(ХУП-начало ХХв.)-Новокузнецк, 2003; 167 с. Он же.

Очерки по истории православия в Сибири:(ре-гиональный аспект).-Учеб,пособие.-Новокузнецк, 2004; 105с. Он же. История русской православной церкви в Сибири в ХУП-начале XX веков:учеб.пособие.-Новокузнецк,2005; 224 с; Он же, Влияние православной культуры на духовную жизнь в Сибири в ХУП-начале ХХв.-Новокузнецк,2006; 236 с, Он лее. Влияние православной культуры на изменение этнической картины мира сибирских народов. - Новокузнецк, 2006; 128 с.

4 Зольникова Н. Д. Сибирская приходская община в XVIII веке. - Новосибирск, 1990; 288 с.

6 Димитрук А. Патерик сибирских святых и подвижников благочестия. — М. — 2006; - 606 с.

6 Харченко Л.Н. Распространение православной духовной литературы и духовного просвещения в Восточной Сибири (XVII - первая половина XIX в.). Очерки истории.-Иркутск, 2001; 208 с.

7 Харченко Л.Н. Миссионерская деятельность православной церкви в Сибири (вторая половина XIX в.-февраль 1917 г.). Очерк истории.-СПб.,2004; 176 с.

8 Харченко Л.Н. Православная церковь в культурном развитии Сибири: (вторая половина XIX - февраль 1917г.): очерк истории.- СПб., 2005; 510 с.

Жуков Артем Вадимович Зубакова Наталья Сергеевна Читинский государственный университет

РЕЛИГИОЗНАЯ ТОЛЕРАНТНОСТЬ ЖИТЕЛЕЙ г. ЧИТЫ

Одним из важнейших процессов происходящих в современном мире является глобализация, которая несет в себе как положительные тенденции, подобные интеграции мирового хозяйства, так и отрицательные, такие, к примеру, как дезинтеграция социально-культурной жизни. С одной стороны нашу жизнь охватывают глобальный технологии и достижения, а с другой стороны — мы видим, как в обществе происходит разделения — по стратам, по этническому и религиозному признакам. Человек старается защитить себя и чтобы не раствориться в глобальном старается найти более узкий круг взаимодействия. Одной из форм такого поиска самобытности в глобальном митре является обращение к религии. Религиозное многообразие сегодняшнего мира ставит множество проблем и задач не только перед учеными, но и перед самими верующими, поскольку свобода исповедания какой-либо религии влечет за собой такие отрицательные тенденции, как религиозная нетерпимость. Религиозная рознь, религиозный экстремизм, религиозные конфликты. На сегодняшнем этапе развития как России в целом, так и отдельных ее регионов важным выступает понятие толерантности в отношениях к представителям разных религиозных организаций, как традиционных для России, так и нетрадиционных.

На сегодняшний день можно выделить четыре способа понимания толерантности:

Первый — толерантность как безразличие — предполагает существование мнений, истинность которых никогда не может быть доказана (религиозные взгляды, специфические ценности разных культур и т.д.).

Второй — толерантность как невозможность взаимопонимания — ограничивает проявление терпимости уважением к другому, которого вместе с тем понять невозможно и с которым невозможно взаимодействовать.

Третий — толерантность как снисхождение — подразумевает привилегированное положение своей собственной культуры, поэтому все иные оцениваются как более слабые: их можно терпеть, но при этом одновременно и презирать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.