Научная статья на тему 'Новейшая история избирательных кампаний: гендерный анализ электоральной культуры оренбуржцев'

Новейшая история избирательных кампаний: гендерный анализ электоральной культуры оренбуржцев Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
337
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КАМПАНИЯ / ЭЛЕКТОРАТ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / РЕЙТИНГИ ПАРТИЙ / РЕЙТИНГИ ПОЛИТИКОВ / АКТИВНОСТЬ ИЗБИРАТЕЛЕЙ / ГЕНДЕРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / УРОВЕНЬ БЕДНОСТИ / ИНТЕРЕС К ИНФОРМАЦИИ / ELECTION CAMPAIGN / THE POLITICAL CULTURE OF THE ELECTORATE / PARTY RATINGS RATINGS OF POLITICIANS / VOTER PARTICIPATION / GENDER CHARACTERISTICS / LEVEL OF POVERTY / INTEREST TO THE INFORMATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Шешукова Галина Викторовна

Особенности электорального поведения демографических групп в регионах РФ пока не стали предметом комплексного научного изучения. В статье дан социологический и статистический анализ электорального поведения жителей Оренбургской области в избирательных кампаниях по выборам депутатов Государственной Думы и Президента РФ. Выявляются особенности и парадоксы электоральных позиций мужчин и женщин в этих избирательных кампаниях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Newest history of election campaigns: gender analysis of the electoral culture of the citizens of Orenburg

Peculiarities of electoral behavior demographic groups in the regions of the Russian Federation have not yet become the subject of a comprehensive scientific study. The article is carried out sociological and statistical analysis of electoral behavior of the residents of the Orenburg region in the electoral campaigns for the election of deputies of the State Duma and the President of the Russian Federation. Identifies features and paradoxes of electoral positions of men and women in these election campaigns.

Текст научной работы на тему «Новейшая история избирательных кампаний: гендерный анализ электоральной культуры оренбуржцев»

УДК 94(470.56) «2012»:324

Г. В. Шешукова

Новейшая история избирательных кампаний:

гендерный анализ электоральной культуры оренбуржцев

Особенности электорального поведения демографических групп в регионах РФ пока не стали предметом комплексного научного изучения. В статье дан социологический и статистический анализ электорального поведения жителей Оренбургской области в избирательных кампаниях по выборам депутатов Государственной Думы и Президента РФ. Выявляются особенности и парадоксы электоральных позиций мужчин и женщин в этих избирательных кампаниях.

Peculiarities of electoral behavior demographic groups in the regions of the Russian Federation have not yet become the subject of a comprehensive scientific study. The article is carried out sociological and statistical analysis of electoral behavior of the residents of the Orenburg region in the electoral campaigns for the election of deputies of the State Duma and the President of the Russian Federation. Identifies features and paradoxes of electoral positions of men and women in these election campaigns.

Ключевые слова: избирательная кампания, электорат, политическая культура, рейтинги партий, рейтинги политиков, активность избирателей, гендерные характеристики, уровень бедности, интерес к информации.

Key words: the election campaign, the political culture of the electorate, party ratings ratings of politicians, voter participation, gender characteristics, the level of poverty, interest to the information.

Актуальность изучения электорального поведения определяется потребностями того периода, который переживает Россия. Это период формирования российской государственности на основе демократических принципов и ценностей. Именно поэтому электоральное поведение находится в центре внимания партий, общественных движений, государственных органов и политических лидеров. Самой массовой формой политического участия в демократических сообществах является голосование избирателей на конкурентных, свободных выборах. Однако эффективность такого участия предполагает наличие сложившихся политических представлений и ориентаций, на основе которых формируются навыки рационального участия граждан в выборах. В противном случае россияне по-прежнему останутся объектом манипулирования со стороны государства, партий, кандидатов и СМИ.

Сейчас политические лидеры нашей страны поняли, что судьбы политической элиты, власти, да и России во многом зависят от на-

© Шешукова Г. В., 2014

селения российской «глубинки», от того, каковы ориентации, ценности, пристрастия и настроения провинциального электората. В каждом российском регионе можно выявить определенные особенности политической культуры населения, которые существенно влияют на результаты выборов в государственные и местные органы власти.

Оренбургская область относится к приграничью. Граница с Казахстаном не является фактором политической стабильности. Электорат области по сравнению с электоратом других регионов сохраняет распространенную для приграничных регионов ориентацию на социалистические ценности. Особую остроту приобретают этнополитические проблемы.

Регионы со схожей социокультурной ориентацией, со сдвигом в сторону авторитаризма и консерватизма играют весьма заметную роль в современной политике России. В этом можно убедиться в процессе анализа политики президента и правительства РФ, которые стремятся привлечь население этих регионов на свою сторону через протекционистскую политику, усиление государственного регулирования экономики, патриотическую риторику, усиление дер-жавнических и авторитарных тенденций во внешней политике.

Между тем особенности электорального поведения демографических групп в регионах РФ пока не стали предметом комплексного научного изучения.

Субъективные ориентации индивида, группы, электората в целом поддаются наблюдению методами конкретной социологии, статистики, что позволяет достаточно эффективно в динамике изучать отдельные компоненты политической культуры. Гендерные различия в поведении электората порождаются не одним, а многими факторами окружающей среды. Комплексное воздействие этих факторов и определяет главное политическое событие - голосование на выборах. Содержание ориентаций предполагает их взаимосвязь и взаимообусловленность.

Применительно к оренбургским избирателям анализ, даже поверхностный, политических ориентаций мужчин и женщин выявляет их внутреннюю конфликтность, противоречивость, причем как на индивидуальном, так и на групповом уровне.

Для выявления особенностей гендерного электорального поведения женщин воспользуемся результатами социологического опроса, проведенного СЦОМ в Оренбургской области после выборов в Государственную Думу и накануне выборов президента РФ. Важный фактор, оказывающий влияние на электоральные позиции мужчин и женщин - это оценки ими социальной и экономической ситуации в России и области (табл. 1).

Таблица 1

Оценка жителями Оренбургской области ситуации в РФ (17-22 февраля 2012 г., %)

Довольны ли вы сегодняшним положением дел в РФ? Все избиратели Мужчины Женщины

Безусловно, доволен 5,30 5,70 4,96

Скорее доволен 26,30 24,12 28,13

Скорее не доволен 41,00 41,01 40,99

Безусловно, не доволен 21,00 23,25 19,12

Затрудняюсь ответить 6,40 5,92 6,80

В феврале 2012 г. были недовольны ситуацией в России: 64 % избирателей мужчин, 60 % - женщин. По существу, уровень недовольства ситуацией в России практически совпадает у мужчин и женщин. Однако мужчины более критично оценивают ситуацию в стране.

С этими данными коррелируются данные по уровню удовлетворенности мужчинами и женщинами собственной жизнью.

Были удовлетворены своей жизнью в феврале 2012 г. 50 % мужчин и 46 % женщин. И не удовлетворены 46 % мужчин и 50 % женщин. Итак, уровень удовлетворенности собственной жизнью у мужчин выше, чем у женщин. Оценка удовлетворенности собственной жизнью существенно зависит от самооценки избирателями своего материального положения.

Данные социологического опроса свидетельствуют о серьезном расхождении с результатами статистики в фиксации уровня бедности населения в области. Статистка дает данные, не превышающие 13 % бедных по населению страны. Президент России Владимир Путин на заседании Госсовета в июле 2012 г признал, что в стране «недопустимо велика дифференциация доходов» и 13 % граждан (около 18 млн чел.) до сих пор живут за чертой бедности.

Таблица 2

Оценка населением Оренбургской области собственного материального положения, %

Как Вы оцениваете материальное положение своей семьи? Все избиратели Мужчины Женщины

Практически ни в чем себе не отказываем 2,90 2,41 3,31

Можем позволить себе кое-что сверх необходимого 8,20 10,31 6,43

Не нуждаемся, но не более того 49,10 50,44 47,98

Едва сводим концы с концами 29,40 28,51 30,15

Денег не хватает на самое необходимое 10,30 8,11 12,13

К бедным можно отнести тех жителей, которые, по их самооценке, едва сводят концы с концами, и тех, у кого денег не хватает на самое необходимое: в ноябре перед выборами в ГД -42 % жителей, в феврале - 40 %. В настоящее время к бедным относят себя 37 % мужчин и 42 % женщин.

Женщины чаще негативно оценивают свое материальное положение по сравнению с мужчинами, так как по социальному статусу и доходам отстают от мужчин.

Впрочем, фактор бедности, как выяснится в ходе нашего дальнейшего анализа, не является решающим для женщин в голосовании за Президента РФ.

Серьезный фактор, влияющий на электоральное поведение мужчин и женщин - это уровень их интереса к информации о выборах. Существует распространенное мнение, что женщины интересуются политикой меньше, чем мужчины. Наши данные опровергают это мнение. Уровень политической активности избирателей определяется тем, как они относятся к информации о выборах

Перед выборами Президента РФ мы выясняли, интересуются ли избиратели информацией о выборах (выступлениями кандидатов в президенты РФ, их программами, теледебатами, рекламными ролики) (табл. 3).

Таблица 3

Уровень интереса избирателей к информации о выборах Президента РФ (17-22 февраля 2012 г., %)

Интересуетесь ли Вы информацией о выборах (выступления кандидатов в Президенты РФ, их программы, теледебаты, рекламные ролики) Все избиратели Мужчины Женщины

ДА 75,00 75,88 74,26

НЕТ 21,60 20,39 22,61

Затрудняюсь ответить 3,40 3,73 3,13

Итак, интересовались информацией о выборах 76 % мужчин и 75 % женщин. Таким образом, существенных различий в уровне интереса к выборам по гендерному критерию не было выявлено. Далее мы попытались выяснить уровень электоральной активности женщин и мужчин на предстоящих выборах президента РФ.

По данным нашего опроса, 66 % женщин и 64 % мужчин проявили готовность принять участие в выборах президента РФ. Предполагаемая активность женщин была выше, чем у мужчин.

В центре политической дискуссии в РФ в период от выборов Государственной Думы 4 декабря 2011 г. до выборов президента РФ

4 марта оказалась проблема доверия избирателей к результатам выборов. Мы знаем, что во многих странах именно недоверие к итогам выборов порождает сильнейшие политические кризисы, которые могут закончиться и даже заканчиваются революционными событиями (табл. 4).

Таблица 4

Оценка жителями области итогов выборов в ГД (17-22 февраля 2012 г., %)

Считаете ли вы, что выборы в Государственную Думу России 4 декабря 2011 г. на той территории, где вы проживаете, были честными? Все избиратели Мужчины Женщины

ДА 35,30 35,53 35,11

НЕТ 38,90 40,79 37,32

Затрудняюсь ответить 25,80 23,46 27,76

Итак, по итогам социологического опроса, проведенного в Оренбургской области 17-22 февраля 2012 г., оценивали выборы в Государственную Думу России 4 декабря 2011 г на территории проживания как честные 35 % избирателей области, а как нечестные -39 % избирателей. В Оренбургской области 36 % мужчин и 35 % женщин оценивали выборы в ГД на территории проживания как честные. 41 % мужчин и 37 % женщин оценивали выборы в ГД на территории проживания как нечестные.

Между тем мы знаем, что на выборах в Государственную Думу 4 декабря 2011 г. в городах области: в Оренбурге, Бузулуке, Бугу-руслане победила КПРФ, что соответствовало реальным электоральным ориентациям жителей области. Серьезных судебных исков в связи с фальсификацией выборов оппозиция не подала. Поэтому говорить о серьезных фальсификациях в нашей области не приходится. Почему же 39 % населения области сочли, что выборы в области были нечестными? И вот здесь как раз, на наш взгляд, сказался такой фактор, как влияние всей политической ситуации в стране через СМИ и Интернет на общественное мнение. То есть имело место определенное манипулирование общественным мнением или формирование общественного мнения со стороны СМИ и Интернета.

Одобряли митинги протеста в стране и области по поводу итогов выборов в Государственную Думу 45 % мужчин и 37 % женщин.

Не одобряли 30 % мужчин и 34 % женщин. Итак, мы видим, что женщины в большей степени расположены к компромиссу с властью по сравнению с мужчинами.

Рассмотрим электоральный рейтинг кандидатов в президенты РФ по итогам нашего опроса (табл. 5).

Таблица 5

Электоральный рейтинг кандидатов в Президенты РФ по Оренбургской области в зависимости активности и пола избирателей, %

Если бы выборы президента РФ состоялись в ближайшее воскресенье, то за какого кандидата вы бы проголосовали? Все из-бирате-ли Актив- ные избира- тели Муж- чины Женщины

Жириновский В.В. - лидер партии ЛДПР 8,50 8,24 12,98 4,78

Зюганов Г.А. - лидер партии КПРФ 13,30 14,66 17,11 10,11

Миронов С.М. - лидер партии «Справедливая Россия» 4,20 4,43 4,82 3,68

Прохоров М.Д. - предприниматель 5,20 5,80 6,14 4,41

Путин В.В. - председатель Правительства РФ 47,80 55,57 39,25 54,96

Затрудняюсь ответить 11,70 9,92 8,77 14,15

Испорчу бюллетень 1,50 1,37 1,75 1,29

Не пойду на выборы 7,80 0,00 9,21 6,62

Далее выясним влияние гендерного состава электората кандидатов в президенты РФ на итоги выборов. В Оренбургской области по результатам социологического опроса в электорате Г. Зюганова женщин 41 %, мужчин 59 %; В. Путина женщин 63 %, мужчин 37 %; Жириновского женщин 31 %, мужчин 69 %; М.Прохорова женщин 46 %, мужчин 54 %; С. Миронова женщин 48, мужчин 52 %.

Итак, если учесть, что путинский электорат составлял на выборах 57 % проголосовавших, то становится ясно, что судьбу прошедших выборов президента РФ решили женщины.

Выявлен определенный парадокс женского голосования. Результаты анализа социологических опросов свидетельствуют о том, что удовлетворенность собственной жизнью и материальным положением у женщин была ниже, чем у мужчин.

Но вопреки этому женщины в меньшей степени поддерживали митинги протеста и в большей степени были готовы поддержать представителя действующей власти. Это свидетельствует о том, что женский электорат - фактор стабильности в стране, фактор влияния консервативных ориентаций женщин. Склонность голосовать за В. Путина, сильного и волевого лидера - это определенная

склонность женщин к авторитарному лидеру. А так как женщин-избирательниц больше, чем мужчин, то их ориентации определяют лицо российской региональной политики в условиях современной России.

Литература

1. Архив СЦОМ. (Социологический центра «Общественное мнение», руководитель Шешукова Г.В.) Аналитический отчет СЦОМ 17-19 февр. 2012 г. Тема опросов: «Выборы Президента РФ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.