Научная статья на тему 'Новая жизнь русских народно-академических инструментов (на примере санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет»)'

Новая жизнь русских народно-академических инструментов (на примере санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет») Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
294
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
русские народные инструменты / русские народно-академические инструменты / "терем-квартет"

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Еунг Бо Сим

Статья посвящена одному из ярчайших явлений в современном исполнительстве на русских народно-академических инструментах творчеству санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет». Являясь автором большинства произведении в своем репертуаре, открывая новые грани звучания русских народных инструментов, ансамбль дает им новую жизнь.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to one of the brightest phenomena in modern Russian folk academic instrument performing the work of St. Petersburg ensemble «Тегет-quartet». Being the author of the majority of pieces in its repertoire, opening new sides of Russian folk instruments" sounding, the ensemble gives them a new life.

Текст научной работы на тему «Новая жизнь русских народно-академических инструментов (на примере санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет»)»

НОВАЯ ЖИЗНЬ РУССКИХ НАРОДНО-АКАДЕМИЧЕСКИХ

ИНСТРУМЕНТОВ (на примере санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет»)

Работа представлена сектором инструментоведения Российского института истории искусств.

Научный руководиплель - кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник Д. А. Булатова

Статья посвящена одному из ярчайших явлений в современном исполнительстве на русских народно-академических инструментах - творчеству санкт-петербургского ансамбля «Терем-квартет». Являясь автором большинства произведении в своем репертуаре, открывая новые грани звучания русских народных инструментов, ансамбль дает им новую жизнь.

Ключевые слова: «Терем-квартет», русские народные инструменты.

The article is devoted to one of the brightest phenomena in modern Russian folk academic instrument performing - the work of St. Petersburg ensemble «Тегет-quartet». Being the author of the majority of pieces in its repertoire, opening new sides of Russian folk instruments' sounding, the ensemble gives them a new life.

Key words: «Тегет-quartet», Russian folk instruments.

Оркестры и ансамбли русских народных нем выдающегося энтузиаста русской на-

инструментов возникли во второй полови- родной инструментальной музыки Василия

не XIX в. с целью популяризации русских Васильевича Андреева. Его многолетняя де-

народных мелодий. Создание оркестра рус- ятельность была направлена на усовершен-

ских народных инструментов связано с име- ствование русских народных инструментов

с целью приобщения широких масс народа к лучшим образцам народной и академической музыки.

Движение, основанное В. Андреевым, вот уже более ста лет продолжает функционировать и развиваться в условиях современной музыкальной культуры. С течением времени это искусство стало мало востребованным, интересным лишь узкому кругу самих исполнителей на этих инструментах. Репертуар Андреевских оркестров и ансамблей состоит преимущественно из обработок русских народных песен. Они и по сей день преобладают в репертуаре большинства оркестров и ансамблей русских народных инструментов. В наши дни, когда экспедиции в русские глубинки вскрыли подлинные пласты русского фольклора, явления псевдофольклорного характера постепенно перестали вызывать интерес у публики. Еще со времени В. Андреева другой составляющей репертуара стали переложения и обработки отечественной и зарубежной музыкальной классики. В. Андреев считал, что с помощью русских народных инструментов можно донести эту музыку до большей части народных масс. В наши дни все более ясно стало, что и эта область малоперспективна в плане интереса для современных слушателей. В исполнении на русских народных инструментах русская и особенно зарубежная классика воспринимается как суррогат, сильно уступающий по качеству оригиналу.

Главным же для любого музыкального инструмента всегда является собственный репертуар. В этом русские народные инструменты всегда ощущали недостаток. В связи с тем что их история насчитывает всего немногим больше века, оригинального репертуара в достаточном количестве они не наработали. Кроме того, композиторы не с очень большой охотой обращаются к русским народным инструментам, часто в связи с тем, что они многими считаются не серьезными, не достойными того, чтобы обращать на них внимание, инструмента-

ми второго сорта. Круг авторов, создавших для этих инструментов подлинные шедевры - Н. Будашкин, Ю. Шишаков, Б. Глы-бовский и др., - невелик. Многие современные исполнители вынуждены искать «своих» композиторов, которые бы писали для них музыку.

В современной музыкальной культуре функционирует множество оркестров и ансамблей русских народных инструментов. Ведущие из них - такие, как Русский концертный оркестр под управлением В. Попова, Национальный академический оркестр народных инструментов России им.

Н. П. Осипова, Академический оркестр русских народных инструментов Всероссийской государственной телерадиокомпании и др., - в большей степени продолжают линию, начатую В. Андреевым. Одновременно с этим появляются музыкальные феномены, которые стоят особняком, резко отличаясь от «классических» образцов оркестров и ансамблей народных инструментов. Они выводят русские народно-академические инструменты на новый уровень их развития, дают им новую жизнь. Таков Оркестр баянистов и аккордеонистов им. П. Смирнова, таков и санкт-петербургский ансамбль «Терем-квартет».

«Терем-квартет» - неординарное явление в мире современной музыки, вызывающее разные эмоции и оценки со стороны слушателей - как любителей, так и профессионалов - от полного неприятия до восторженности в его оценках. Такая полярность взглядов кроется как в самом феномене, так и в исторически сложившихся в отечественной культуре взглядах на русское народно-исполнительское искусство, в самом отношении к русским народным музыкальным инструментам.

«Терем-квартет» - ныне действующий музыкальный коллектив, ансамбль, существующий вот уже 22 года, но попыток изучения этого феномена до настоящего момента не предпринималось. Исторические и социологические предпосылки возникно-

вения подобного музыкального явления, почва, на которой стало возможным его появление, - вопросы, требующие своего осмысления.

«Терем-квартет» - ансамбль, который перевернул представление о музыке для русских инструментов и вывел ее на новый уровень. «Терем-квартет» был одним из первых ансамблей, кто укрепил позиции академической ансамблевой музыки на сценах ведущих отечественных филармонических залов, отказался от надоевшей к последним десятилетиям XX в. «клюквы» и аранжировок классической музыки, а также создал свой яркий неповторимый репертуар. Это единственный ансамбль в нашей стране и в мире, который зарегистрировал авторские права под именем «Терем-квартет» и является автором большинства произведений своего репертуара, по сути - ансамблем-композитором. Кроме того, «Терем-квартет» - это ансамбль, который открыл новые грани звучания русских академических инструментов.

Такое неординарное музыкальное явление, как «Терем-квартет», пышно расцвело на фоне общего интереса к России, возникшего в конце 80-х гг. прошлого века. Не надо забывать, что год создания ансамбля - 1986-й - является знаменательным для России как год, когда в нашей стране начались серьезные исторические, политические и социальные преобразования, год перестройки, время открытия железного занавеса. Российские музыканты получили возможность беспрепятственно выезжать за рубеж, демонстрируя образцы русской культуры зарубежному слушателю, а иностранцы - наблюдать за преобразованиями, происходящими в русской музыкальной культуре.

Одновременно со внутренними преобразованиями, происходящими в России в 1980-е гг., это еще и время пробуждения интереса к этнической музыке на Западе. Именно в это время возникает ряд фести-

валей, объединяющих этническую музыку разных стран и народов, и появляется термин, объединяющий народную музыку разных стран, - «world music» - «музыка мира». Один из самых крупных фестивалей такого рода - фестиваль Питера Габриэля «WOMAD» - «World of Music, Art and Dance» («Мир музыки, искусства и танца»). «Терем-квартет» стал одним из коллективов, наряду с ансамблем Покровского, представляющих на фестивале музыку России. Поскольку фестиваль включал не только и не столько чисто этнические музыкальные коллективы, но прежде всего коллективы, которые используют элементы народной музыки в современных музыкальных композициях, термин «world music» закрепился именно за подобными музыкальными явлениями. «Терем-квартет» в чистом виде не вписывался в это музыкальное направление, но для Запада он был одним из инструментальных коллективов, по которым слушатели в 80-е гг. XX в. получали представление о русской инструментальной музыкальной культуре.

Время, когда формировалось музыкантское мировоззрение «Терем-квартета» и многие его стилевые установки - 80-е - 90-е гг. прошлого века, - период расцвета постмодернизма, и многие музыкальные критики относят своеобычное искусство ансамбля к этой стилевой категории. Однако если этим термином и можно объяснить неожиданный и ни с чем не сравнимый феномен «Терем-квартета», то вряд ли он проясняет суть творчества ансамбля.

Отнесение к тому или иному жанру -краеугольный камень в определении творчества «Терем-квартета». Что это? Академическая музыка? Эстрада? Фольклор? Джаз? Ни в один из этих жанров творчество «Терем-квартета» не укладывается. Известный музыкант Питер Габриэль сказал, что музыканты «Терема» работают вне жанра и каждый раз, выходя на сцену, рождают новое

дитя. Стиль «Терем-квартета» он назвал «те-ремизмом», который вбирает в себя немного классики, чуть-чуть фольклора, джаза...

Наделе оказывается, что «Терем-квартет» рожден на пересечении множества стилей и жанров и справедливо относится к направлению «кроссовер». «От "классики" берут высококачественный материал и профессиональную выучку, от "попсы" игровую манеру подачи и вседозволенность методов, - очень точно подмечает Анна Петрова. - Получается изящно адаптированная классика без занудства сонатных разработок и перегруженности полифонических стретт. То есть и полифония, и мотивно-тематическое развитие еще как присутствует, но лишь как элемент попурри» [2, с. 5].

На пересечении разных музыкальных стилей, жанров, направлений и течений «Терем-квартет» создал ярко индивидуальный, свойственный только ему музыкальный стиль. «"Терем-стиль" - явление беспримерное и, бесспорно, уникальное в нынешнем концертном обиходе. Экзотический фольклоризм a la russe с элементами джаза, круто замешенный на фонтанирующем остроумии и пародии, скрещивание русской народной песни с европейской традицией, попурри на темы популярной классики вперемешку с советской песней и Чайковским -вот что такое нынешний "терем-стиль"», -

считает музыкальный критик Поляра Са-дых-заде [4, с. 6].

Исполнитель своих собственных произведений, ансамбль существует в особом исполнительском состоянии, близком театральному искусству. Композитор Александр Чайковский назвал «Терем-квартет» инструментальным театром. «Их музыка -во взгляде, улыбке, крике, взмахе головы или, в конце концов, гримасе. Удивительно, но и у нас есть люди, видящие ее не только в партитуре...»-отмечает Николай Русский [3, с. 4].

За время существования «Терем-квартета» появилось множество музыкальных коллективов - подражателей ансамбля, а также продолжателей творческого стиля и метода «Терем-квартета». Это такие ансамбли, как «Экспромт-квинтет», «Арт-кон-траст» и многие другие. Обладая индивидуальностью и стараясь искать собственные пути развития, эти коллективы в той или иной мере перенимают опыт «Терем-квартета». Несмотря на все это, ансамбля, сопоставимого по силе и таланту «Терем-квартету», в современной культуре так и не появилось. Только «Терем-квартет» неизменно собирает полные залы, вплоть до зала Большого Кремлевского дворца, только этому коллективу, играющему на русских народно-академических инструментах, под силу владеть вниманием тысяч слушателей.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах: Учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. М., 2002. 351 с.

2. Петрова А. Сердца четырех // Коммерсантъ - Санкт-Петербург. 2001. 28 ноября. С. 5.

3. Русский Н. Веселый питерский «Терем-квартет» отмечает юбилей // Вечерняя Москва. 2006. 30 мая. С. 4.

4. Садых-заде Г. Тайные источники народной любви // Время МН. 2002. 17 января. С. 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.