Научная статья на тему 'Новая военно-экономическая стратегия Федеративной Республики Германии в условиях конфронтации с Российской Федерацией'

Новая военно-экономическая стратегия Федеративной Республики Германии в условиях конфронтации с Российской Федерацией Текст научной статьи по специальности «Прочие гуманитарные науки»

CC BY
16
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Федеративная Республика Германия / национальная безопасность / военно-политическая конфронтация / оборонная промышленность / Federal Republic of Germany / national security / military-political confrontation / defense industry

Аннотация научной статьи по прочим гуманитарным наукам, автор научной работы — Казанин М. В.

В рамках данной статьи предпринята попытка системно описать изменения в военной стратегии Федеративной Республики Германии, обусловленные российско-украинской конфронтацией. Дана характеристика руководящих документов, определяющих действия военно-политического руководства Германии. Представлены статистические данные по развитию предприятий оборонно-промышленного комплекса ФРГ. Сделан вывод, что проведение Россией специальной военной операции стало катализатором транснационализации оборонной промышленности ФРГ, которая создает на пространстве Европейского союза германоцентричный военно-промышленный комплекс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New military-economic strategy of the Federal Republic of Germany in the context of confrontation with the Russian Federation

Within the framework of this article, an attempt is made to systematically describe the changes in the military strategy of the Federal Republic of Germany caused by the Russian-Ukrainian confrontation. The characteristics of the governing documents defining the actions of the military-political leadership of Germany are given. Statistical data on the development of enterprises of the military-industrial complex of Germany are presented. It is concluded that Russia’s conduct of a special military operation became a catalyst for the transnationalization of the German defense industry, which is creating a German-centric military-industrial complex in the European Union.

Текст научной работы на тему «Новая военно-экономическая стратегия Федеративной Республики Германии в условиях конфронтации с Российской Федерацией»

Казанин М.В.

Кандидат политических наук, доцент кафедры международного бизнеса Факультета международных экономических отношений Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Новая военно-экономическая стратегия Федеративной Республики Германии в условиях конфронтации с Российской Федерацией

Стремительные изменения во внешней оборонной политике Федеративной Республики Германии (далее - ФРГ), произошедшие с апреля 2022 г. по декабрь 2023 г., обусловлены военно-политической конфронтацией между Российской Федерацией и Украиной, которая приобрела форму широкомасштабного вооруженного конфликта.

Изучению аспектов участия военно-политического руководства ФРГ и вовлеченности предприятий оборонно-промышленного комплекса (далее - ОПК) Германии внимание уделяют, прежде всего, союзники по НАТО - американские и британские военные и гражданские аналитические центры - United States Naval Institute (США), Center for Strategie and International Studies (США), International Institute for Strategie Studies (Англия), Ameriean-German Institute (США), Brookings Institution (США). Кроме того, аналитические материалы о вовлеченности ФРГ в российско-украинский конфликт систематически публикуют специализированные военно-политические ресурсы - BreakingDefense.com, Army-technology.com, CZDefense.com.

Действия немецкой стороны отражены в публикациях ведущих средств массовой информации коллективного Запада, а именно: The Economist (Англия), Financial Times (Англия), The Diplomat (США), Foreign Policy (США), New-York Times (США), Politico (ФРГ), DW (ФРГ). Источниками информации также являются официальные электронные ресурсы Министерства обороны ФРГ (www.bmvg.de, www.bundeswer.de), Совета по международным делам ФРГ (www.dgap.org) и Европейского совета по международным делам (www.ecfr.eu).

В отечественной политологической науке абсолютное большинство комплексных аналитических работ, в рамках которых проведено изучение военной политики Германии, носят историографический характер

и посвящены действиям руководства немецкого государства в периоды Первой и Второй мировых войн. Современные российские ученые уделили некоторое внимание эволюции «Белых книг по политике безопасности ФРГ», внешней политике официального Берлина1. Однако в настоящее время в период реализации специальной военной операции (далее - СВО) чрезвычайно актуально осмысление действий военно-политического руководства Германии с учетом ее роли в Европе и международных делах.

Деятельность А. Меркель на международной арене в должности федерального канцлера определялась ее трансатлантической позицией -ориентированностью на сотрудничество с США в вопросах обеспечения национальной безопасности. Руководитель немецкого государства полагала, что по своим совокупным возможностям США превосходят ФРГ и весь Европейский союз, а значит, в условиях глобализации гораздо выгоднее объединить усилия с официальным Вашингтоном в противостоянии угрозам национальной безопасности2.

Канцлер А. Меркель в начале своего многолетнего периода пребывания на высшей должности, занимая подчиненную официальному Вашингтону позицию, сформулировала четыре ориентира для ФРГ в аспекте выполнения задач в рамках Североатлантического альянса.

Во-первых, в случае возникновения конфликтной ситуации необходимо пользоваться дипломатическими методами решения, опираясь на понимание общности интересов и устремлений стран - членов НАТО.

Во-вторых, управляющие органы стран - членов НАТО и ЕС должны действовать согласованно в целях создания объединенных Вооруженных Сил (далее - ВС), предназначенных для ответа на угрозы военного характера.

В-третьих, странам - членам НАТО необходимо уделить внимание уровню своих возможностей, а не принятию новых членов в свои ряды ради расширения территории.

В-четвертых, органы управления НАТО должны активнее работать с ВС всех стран-членов для обеспечения качественного реагирования на любые угрозы и вызовы3.

Аналитики научно-исследовательского отдела Вооруженных Сил

1 Павлов Н.В. Внешняя политика канцлера А. Меркель (2005-2017). - М.: МГИМО-Университет, 2018. 388 с.

2 Ли Сяодун. Возвышение великих держав и выбор стратегии национальной безопасности. Пекин.: Изд-во Академии военных наук КНР, 2010. 577 с.

3 Ли Сяодун. Возвышение великих держав и выбор стратегии национальной безопасности. Пекин.: Изд-во Академии военных наук КНР, 2010. 577 с.

иностранных государств Академии военных наук Китайской Народной Республики (далее - КНР) выделяют три ключевых элемента стратегии национальной безопасности и внешней политики ФРГ в период руководства страной А. Меркель.

Во-первых, национальные интересы носят глобальный характер, и процесс их обеспечения основывается на взаимодействии со всеми странами Запада.

Во-вторых, угрозы национальной безопасности ФРГ носят глобальный, комплексный, смешанный характер, источником которых являются «незападные» страны, в частности Россия, КНР и т.д.

В-третьих, сотрудничество с США должно носить всеракурсный характер, поскольку по отдельности ЕС и США не способны противостоять вызовам и угрозам национальной безопасности в XXI в., а значит, только совместные усилия позволят защитить интересы стран - членов Североатлантического альянса4. Следует отметить, что на рубеже десятилетий китайские специалисты полагали, что ФРГ не пойдет по собственному пути и продолжит сотрудничество с США по совершенствованию глобальной архитектуры безопасности и созданию равноправного и эффективного механизма обеспечения союзных интересов.

Анализ «Белой книги по политике безопасности ФРГ», опубликованной в октябре 2006 г., показывает, что в списке угроз национальной безопасности ФРГ были указаны международный терроризм, распространение оружия массового поражения, региональные конфликты, нелегальная торговля вооружением, военной и специальной техникой (далее - ВВСТ), организованная преступность, угрозы международным транспортным коридорам, нехватка энергоресурсов, нелегальная миграция, заразные болезни.

Авторы «Белой книги по политике безопасности ФРГ 2016» указывали, что единственную угрозу евроатлантическому миру, порядку и стабильности представляют устремления военно-политического руководства РФ по продвижению своих интересов за счет использования военной силы, которая позволит пересмотреть политическую карту европейского континента. Немецкие стратеги усмотрели в действиях российской стороны угрозу безопасности как для всей Европы в целом, так и для Германии конкретно. В тексте документа отмечено, что РФ пошла на конфронтацию с ЕС, отказавшись от тесного сотрудничества с Западом на фоне до-

4 Ли Сяодун. Возвышение великих держав и выбор стратегии национальной безопасности. Пекин.: Изд-во Академии военных наук КНР, 2010. 577 с.

стигнутых результатов «Крымской весны» и вооруженного конфликта на востоке Украины. Разработчики «Белой книги 2016» отметили, что ФРГ необходимы фундаментальные изменения в национальной оборонной политике в обозримом будущем, что позволит противостоять угрозам, которые формирует Россия.

Как указывают специалисты Академии военных наук КНР, поворотным моментом для официального Берлина стали события «Крымской весны» и внутренний вооруженный конфликт в восточной части Украины, в ходе которого российская сторона оказывала содействие формированиям народного ополчения Луганской Народной Республики и Донецкой Народной Республики. После поражения Вооруженных Сил Украины (далее - ВСУ) специалисты ВС стран - членов Североатлантического альянса приступили к планомерной подготовке новых кадров из числа офицеров и военнослужащих - контрактников ВСУ, тогда как предприятия ОПК стран ЕС приступили к поставкам продукции военного назначения и специальной техники украинским военным5. Только за период с 2015 по 2022 г. европейские производители боеприпасов к стрелковому оружию поставили Украине 16,5 млн патронов.

Необходимо отметить, что в процесс координации усилий стран - членов НАТО по подготовке к вооруженному конфликту с РФ были вовлечены немецкие законодатели. Так, начиная с 2015 г. депутаты Бундестага из состава членов Комитета по обороне, совершавшие официальные визиты в Латвию, Литву и Эстонию в рамках деятельности межпарламентских групп дружбы, на регулярной основе обсуждали с коллегами из прибалтийских стран влияние российско-украинского противостояния на региональную безопасность, а также посещали Центр стратегических коммуникаций НАТО (Латвия) и Центр передового опыта совместной киберзащиты НАТО (Эстония).

Кроме того, в период относительного затишья между событиями в восточных регионах Украины и началом СВО депутаты Бундестага активно работали с коллегами из западно-балканских стран, которые ранее являлись членами Организации Варшавского Договора. При этом немецкие депутаты указывали на необходимость равного распределения нагрузки на все страны - члены НАТО при одновременном сохранении главенствующей роли ВС ФРГ в вопросах поддержания общеевропейской безопасности.

5 Куан Лашэн. Записки о сигнала опасности на Украине - приготовления к войне на пути к мирному развитию. Пекин.: Издательство национальной оборонной промышленности, 2023. 366 с.

Одновременно с работой на восточном направлении немецкие законодатели систематически обсуждали с коллегами из Соединенного Королевства и США угрозу, которую представляет вооруженный конфликт с РФ. С учетом утраты ОПК Соединенного Королевства некоторых компетенций и зависимости ряда программ по модернизации национальных ВС от поставок продукции из Германии официальный Лондон согласился с тем, что ФРГ будет играть более значительную роль в обеспечении общеевропейской безопасности. В свою очередь, американская сторона заверила депутатов Бундестага, что в случае начала боевых действий на европейском континенте ОПК США будет передавать часть технологических и конструкторских решений в распоряжение ОПК ФРГ.

СВО послужила триггером для начала действий военно-политического руководства ФРГ одновременно по нескольким направлениям с постепенным переходом от оперативного на стратегический уровень.

В целях наращивания боевых возможностей национальных ВС за счет радикального обновления парка ВВСТ канцлер Германии О. Шольц в марте 2023 г. в рамках выступления перед немецкими законодателями озвучил план по созданию специального фонда в размере 100 млрд евро6. Примечательно, что руководитель ведущей немецкой оборонно-промышленной компании Rheimetall AG А. Паппергер неоднократно высказывался о недостаточности такого объема денежных средств и необходимости увеличения объема данного фонда до 300 млрд евро, что позволит выполнить поставленные военно-политическим руководством цели к 2030 г7.

Следует отметить, что дополнительной информации о формировании или функционировании данного фонда в открытом доступе не обнаружено, что обусловлено необходимостью скрыть от оппозиционеров в лице некоторых депутатов Бундестага источники и особенности финансирования ОПК ФРГ.

Немецкие законодатели, в свою очередь, требуют соблюдения Конституции страны, а именно открытия доступа к информации рамочных соглашений между федеральным правительством и немецкими оружейниками о выделении миллиардных дотаций на увеличение производства военной продукции. Депутаты Бундестага указывают, что в данных се-

6 Germany's defense industry transformed by Scholz's 100 bn response to Ukraine crisis. [Электронный ресурс] Financial Times. // URL: https://www.ft.com/content/3cff6597-a013-414b-914b-81769aa27c6f (Дата обращения: 10.01.2024).

7 Armin Papperger, the german defense boss thrust into limelight by Ukraine war. [Электронный ресурс] Financial Times. // URL: https://www.ft.com/content/62dec528-ab84-4c7f-bc06-4dbf019e4928 (Дата обращения: 15.01.2024).

кретных документах отсутствуют такие важнейшие элементы любого документа, характеризующего договорные отношения, как:

- нижние и верхние пороговые значения по производству видов продукции военного назначения и специальной техники;

- сроки выполнения промежуточных этапов работ и достижения конечных результатов проектов и опытно-конструкторских работ (далее -ОКР);

- стоимость продукции, а также зависимость ценового параметра от объемов производства того или иного вида продукции;

- условия размещения заказов на производственных площадках немецких компаний, находящихся вне пределов ФРГ, что не соответствует интересам национальной экономики.

Благодаря выделению средств только компания Rheinmetall AG c апреля 2022 г. по ноябрь 2023 г. провела несколько важных сделок, направленных на увеличение производственных показателей нескольких видов продукции как в ближнесрочной, так и в долгосрочной перспективе8.

В указанный период в Испании за 1,2 млрд евро был приобретен производитель боеприпасов Expal Systems S.A.M. с последующим образованием структурного подразделения под обозначением Rheinmetall Expal Munitions S.A.M. В настоящее время проводится модернизация парка станков и оборудования на семи заводах данного структурного подразделения компании. По состоянию на ноябрь 2023 г. налажено производство новой серии боеприпасов калибра 155 мм9.

В Италии на базе производителя артиллерийского вооружения и боеприпасов Oto Melara завершено формирование структурного подразделения Rheinmetall Italia. На территории Словацкой Республики в кооперации с местной MSM Land Systems начато строительство нового завода по производству боеприпасов калибра 155 мм.

Кроме того, южноафриканское подразделение - Rheinmetall Denel Munitions - планомерно увеличивает производство как обычных осколочно-фугасных снарядов, так и противотанковых кассетных боеприпасов типа DM702SMArt10.

8 Financial report on Q3 2023. [Электронный ресурс] Официальный сайт компании Rheinmetall AG. // URL: https://www.rheinmetall.com/en/media/news-watch/news/2023/11/2023-11-09-rheinmetall-news-quarterly-statement-q3 (Дата обращения: 15.02.2024).

9 Rheinmetall Expal Munitions, S.A.U. [Электронный ресурс] Официальный сайт компании Rheinmetall AG. // URL: https://www.rheinmetall.com/en/company/subsidiaries/rheinmetall-expal-munitions (Дата обращения: 10.01.2024).

10 Rheinmetall Denel Munitions (Pty) Ltd. [Электронный ресурс] Официальный сайт компании Rheinmetall AG. // URL: https://www.rheinmetall.com/en/company/subsidiaries/rheinmetall-denel-munition (Дата обращения: 10.01.2024).

Анализ производственных возможностей перечисленных выше предприятий показывает, что предпринимаемые меры позволят немецкой компании Rheinmetall AG в ближайшее время занять лидирующие позиции в ЕС по производству боеприпасов - увеличить ежегодное производство снарядов калибра 155 мм с 70 000 шт. в 2022 г. до 500 000 шт. к 2025 г. с последующим достижением планки в 1 млн шт. к 2027 г. Отметим, что суммарный объем запасов ВС стран - членов НАТО по снарядам данного калибра оценивается в 13,5 млн шт.

Благодаря значительным объемам инвестиций в работу структурных подразделений, направленных на роботизацию производства, строительство новых производственных цехов и линий, а также найм сотрудников, компания Rheinmetall AG возобновляет работу над долгосрочными проектами, которые были затянуты по причине нехватки денежных средств. В частности, итальянское подразделение возобновило работу над новым автоматическим орудием калибра 60 мм и бронебойным боеприпасам к нему. Испанские коллеги смогли завершить работу над снарядами калибра 155 мм с повышенным осколочным воздействием направленного характера11, а южноафриканское предприятие направило усилия на доработку снаряда сверхбольшой дальности типа V-LAP12. В Германии активизирована работа по организации выпуска более эффективных метательных зарядов (далее - МЗ) типа Top Charge13.

В данном аспекте отметим конкурентную борьбу немецкого ОПК с американскими оружейниками, которые финансируют работу нескольких предприятий в странах Восточной Европы (Болгария, Румыния), осуществляющих выпуск боеприпасов советского образца - калибра 122 и 152 мм для ствольной и реактивной артиллерии ВСУ.

Такое внимание к производству артиллерийских боеприпасов со стороны немецких оружейников обусловлено результатами, представленными в аналитических докладах, в которых отмечается, что 70% потерь в подразделениях, участвующих в СВО, - результат действия артиллерии.

Стремление руководства Rheinmetall AG к объединению под своим

11 Spain buys Rheinmetall munitions amid calls for more ammo production. [Электронный ресурс] Defense News. // URL: https://www.defensenews.com/global/europe/2024/01/17/spain-buys-rheinmetall-munitions-amid-calls-for-more-ammo-production/ (Дата обращения: 21.02.2024).

12 Contract Awarded to Supply 155mm Artillery Ammunition [Электронный ресурс] Defense Advancement. // URL: https://www.defenseadvancement.com/news/contract-awarded-to-supply-155mm-artillery-ammuni-tion/ (Дата обращения: 20.02.2024).

13 Rheinmetall brings new L58 Extended Range Charge technology to the U.S.Army. [Электронный ресурс] Официальный сайт компании Rheinmetall AG. // URL: https://www.rheinmetall.com/en/media/news-watch/news/2022/2022-09-01_rheinmetall-brings-new-l58-extended-range-charge-technology-to-the-u.s.-army (Дата обращения: 19.01.2024).

управлением ключевых производителей артиллерийских боеприпасов обусловлено необходимостью повышения качества продукции, которая напрямую влияет на безопасность боевого применения артиллерийских орудий/систем и эффективность их огня. В данном аспекте следует отметить, что в странах НАТО действуют 14 различных технических условий на снаряды калибра 155 мм, что негативно сказывается на надежности и ресурсе орудий14.

Зарубежные специалисты отмечают, что в условиях дефицита боеприпасов у ВСУ, который компания Rheinmetall AG создала искусственно, контролируя объем передаваемых снарядов, значительно выросла стоимость таковых. В результате проведенных манипуляций и контроля над производством боеприпасов в странах ЕС немецким оружейникам удалось повысить отпускную стоимость одного выстрела калибра 155 мм с 2 000 до 3 600 евро (рост составил 80%), тогда как стоимость производства корпуса снаряда выросла всего на 20% и достигла 850 евро.

Кроме того, активизирована деятельность структурных подразделений компании, специализирующихся на производстве взрывчатых веществ (далее - ВВ), используемых при изготовлении боевых частей снарядов и МЗ к таковым. В частности, в Саксонии начато строительство нового завода по производству боеприпасов, запущен процесс модернизации на заводе RWM Italia Munition, расположенного на о. Сардиния, налажено взаимодействие с чешской компанией Explosia - ведущим производителем ВВ в Восточной Европе и организовано строительство нового завода по производству ВВ в Венгрии (г. Варпалота)15.

Как видно из представленных выше фактов, из четырех упомянутых заводов на территории ФРГ будет функционировать только один, что указывает на сниженную рентабельность подобных энергоемких производств на территории Германии в силу утраты источника дешевого топлива.

Rheinmetall AG через региональных представителей в Социалистической Республике Вьетнам, Республике Индии и Республике Корее приобретает значительные партии химикатов, необходимых для производства ВВ и МЗ, поставки которых замаскированы под удобрения.

В свою очередь, ОПК США с середины 2023 г. приобретает значитель-

14 Why the 155-mm rounds is so critical to the war in Ukraine. [Электронный ресурс] The Associated Press. // URL: https://apnews.com/article/155mm-howitzer-ukraine-ammunition-russia-7d966c85046b73db2b013f93c51a-f2a5 (Дата обращения: 10.02.2024).

15 Rheinmetall breaks ground on new factory designed to make Germany self-sufficient in artillery munition. [Электронный ресурс] European Security and Defense. // URL: https://euro-sd.com/2024/02/major-news/36507/ rheinmetall-new-ammo-factory/ (Дата обращения: 22.02.2024).

ные объемы сырья для производства ВВ и МЗ в Японии, что обусловлено недостаточными мощностями собственных предприятий.

В определенной мере работу западных производителей ВВ осложнил отказ КНР в поставках хлопка (контролирует 80% рынка данного продукта сельского хозяйства), который используется в производстве пироксилинового пороха и других ВВ.

В странах, в которых функционируют структурные подразделения Rheinmetall AG, проводится набор как опытных специалистов, так и граждан, желающих получить новую профессию. Немецкие оружейники организуют курсы подготовки для новых сотрудников, поскольку действующие заводы переведены на круглосуточный режим работы 24/7, что подвергает сотрудников опасности на производстве. Только в ФРГ в 2022 г. компания приняла на работу 1 500 новых сотрудников, а по результатам 2023 г. нанято еще 3 000 сотрудников. В 2022 г. в Италии компания Rheinmetall Italia признана работодателем года. С учетом перспективы открытия новых предприятий в Дании и других странах, а также переноса ряда производств из США компании Rheinmetall AG в ближайшие четыре года предстоит увеличить штатную численность с имеющихся 30 000 человек более чем на 30%16.

Представляется важным отметить, что военно-политическое руководство ФРГ не просто выделяет миллиарды евро ведущей оборонно-промышленной компании страны на скупку иностранных активов и развитие своих структурных подразделений, что позволяет Rheinmetall AG привлекать новых специалистов и проводить новые НИОКР, а фактически преследует цель по обретению главенствующей позиции в системе оборонной промышленности всего ЕС.

Описанные выше процессы осуществляются в рамках доктринального документа «Проектное расписание», ратифицированного 17 странами -членами ЕС в марте 2023 г., согласно которому все участники должны нарастить, в частности, производство снарядов калибра 155 мм до 2 млн шт. ежегодно. Канцлер ФРГ О. Шольц лично контролирует ход реализации данного плана и обсуждает его выполнение в рамках переговоров с руководителями стран - членов ЕС.

Военно-политическое руководство стран - членов ЕС разделяет оценки своих аналитиков о необходимости затягивания вооруженного конфликта с РФ для достижения поставленной цели - уничтожения/ослабле-

16 Taking Responsibility in changing world. [Электронный ресурс] Официальный сайт компании Rheinmetall AG. // URL: https://www.rheinmetall.com/en/ (Дата обращения: 21.02. 2024).

ния России, что, по их мнению, реально с учетом небольшого количества союзников/партнеров у официальной Москвы и отсутствия у российского ОПК возможности удовлетворить в полном объеме потребности ВС РФ в условиях широкомасштабной войны.

В рамках системного подхода к поддержанию боеспособности ВСУ в апреле 2022 г. военно-политическое руководство ФРГ инициировало долгосрочный план под названием Ringtausch. По замыслу разработчиков, во избежание прямого столкновения РФ со странами НАТО необходимо поддерживать боеспособность всех видов и родов ВСУ за счет поставок техники советского производства, которая находится на складах или в распоряжении ВС стран бывшего Варшавского договора, которую они предоставят украинской стороне напрямую или после краткосрочного ремонта/восстановления на подконтрольных ОПК ФРГ предприятиях17.

В соответствии с упомянутым планом в течение 2022-2023 гг. в подразделения ВСУ было передано не менее 1 000 ед. бронетехники, с эксплуатацией которой украинские военные знакомы. Подчиняясь условиям плана Ringtausch, ВС бывших стран - участниц Варшавского договора «очистили свои склады» от ВВСТ советского производства, что позволило ВСУ избежать обрушения линии фронта.

Следует отметить, что не все страны - участницы Варшавского договора присоединились к плану Ringtausch. Военно-политическое руководство Республики Польши продолжило придерживаться проамериканской линии поведения и осуществляет план по модернизации национальных ВС, подписав дорогостоящие контракты с ОПК Республики Кореи, предприятия которой в определенной мере зависят от поставок комплектующих из США.

Военно-политическое руководство ФРГ в переговорах с руководителями Греции, Чехии, Словении, Словакии, Румынии и Болгарии предложило условно два варианта компенсации за поставляемую технику и вооружение (боеприпасы исключены из списка)18. Первый вариант предусматривает получение денежных средств через третьи страны, и на 80% от полученной суммы национальные ВС обязаны приобретать технику немецкого производства. Согласно второму варианту ВС указанных государств дают согласие на епринятие на вооружение ВВСТ немецкого про-

17 Германия до 2028 г. окажет военно-технической помощи Украине на сумму 11 млрд евро. [Электронный ресурс] Net Ease. // URL: https://www.163.com/dy/article/IMM2PJG105561GKR.html (Дата обращения: 20.02.2024).

18 Германия надеется достичь понимания со Словакией по плану «Ringtausch», в части касающейся поставок танков. [Электронный ресурс] Jinri Toutiao. // URL: https://www.toutiao.com/article/7124852797148922 402/?wid=1708936192403 (Дата обращения: 10.10.2023).

изводства в определенном соотношении. Договоренности отличаются в зависимости от страны (таблица 1).

Некоторые участники рассматриваемого плана высказывают недовольство относительно пропорций передаваемой ВСУ техники и того количества ВВСТ, которое в компенсацию поставляет ФРГ, однако изменить ситуацию у Праги, Братиславы, Бухареста или Вильнюса нет возможности в силу зависимости от предложенных немецкими оружейниками вариантов сотрудничества и перспективных проектов19. Вновь произведенная техника оплачивается согласно утвержденной стоимости.

Таблица 1. Соотношение объемов ВВСТ, передаваемых в рамках плана Ringtausch.

Государство Наименование и количество ВВСТ, переданного ВСУ Наименование и количество ВВСТ, переданного из ФРГ, или денежные средства

Чехия ОБТ Т-72М1 (86 ед.) ОБТ T-72MCZ (36 ед.) ОБТ Леопард 2А4 (12 ед.) Ремонтно-эвакуационные машины модели BPz3 Buffe (1 ед.), а также 2,3 млрд евро

Словацкая Республика БМП-1 (30 ед.) ОБТ Леопард 2А4 (15 ед.)

Словения ОБТ М-SSS! (28 ед.) БМП BVP M-80 (35 ед.) Ремонтно-эвакуационные машины модели MAN HX (35 ед.) Гусеничные мостоукладчики (5 ед.)

Греция БМП-1 (162 ед.) БМП «Мардер1А3» (40 ед.)

Представленная таблица составлена без учета данных о поставках значительных объемов продукции военного назначения и специальной техники, производство которой оплачено немецкими оружейниками. В частности, в интересах ВСУ представители ОПК ФРГ оплачивают производство САУ «Дана-М2», «Зузанна», а также РСЗО RM-70 «Вампир-4Д» и боеприпасов к ним20.

Кроме того, на территории Румынии (г. Сату-Маре), Литовской Республики (г. Ионава) и Словацкой Республики (г. Михайловце) компания

19 Successful but controversial - The German Ringtausch Programme. [Электронный ресурс] German Aid To Ukraine. // URL: https://deaidua.org/news/2023/12/07/german-ringtausch-programme/ (Дата обращения: 10.11.2023).

20 Германия может поставлять оружие на Украину при посредничестве Чехии и Словакии. [Электронный ресурс] Euractiv. // URL: https://www.euractiv.com/section/politics/short_news/germany-may-supply-weapons-to-ukraine-via-czechia-slovakia/ (Дата обращения: 13.12.2023).

Rheinmetall AG организовала центры по восстановлению, обслуживанию и ремонту ОБТ моделей Леопард2А и 1А, САУ PzH2000, а также БМП «Мардер» и БТР «Fuchs»21. Указанные технические центры выполняют роль пунктов снабжения, поскольку на их территории аккумулируются поставки боеприпасов и другого военного имущества, произведенного структурными подразделениями предприятий ОПК ФРГ.

К положительным для немецких оружейников свойствам данного плана следует отнести:

- отсутствие необходимости дополнительной подготовки личного состава ВСУ;

- обеспечение оперативной транспортировки ВВСТ до Украины с территории восточно-европейских стран;

- заключение новых контрактов как с ВС ФРГ, так и ВС иностранных государств, втянутых в план Ringtausch;

- перспективная зависимость ВС иностранных государств от поставок сменно-запасных частей из Германии.

Успешное выполнение пунктов упомянутого плана благотворно сказалось на росте биржевой стоимости немецких оборонных компаний, позволило получить значительные объемы финансовой поддержки от государства, которые были направлены на расширение производственных возможностей. Так, если по состоянию на 22 февраля 2022 г. стоимость одной акции Rheinmetall AG составляла не более 95 евро, то к 24 февраля 2023 г. данный показатель составил 248 евро, а к 26 февраля 2024 г. уже 416 евро22. С 20 марта 2023 г. акции данной компании введены немецким регулятором Deutsche Boerse AG в национальный биржевой индекс DAX. Стоимость активов компании по состоянию на ноябрь 2023 г. достигла 11 млрд евро.

Рост стоимости акций стал возможным именно по причине обострения российско-украинского конфликта, в котором массово применяется продукция Rheinmetall AG. Следует подчеркнуть, что немецкие оружейники активно используют информацию о результатах боевого применения различных образцов ВВСТ национального производства в рамках переговоров с иностранными заказчиками. Свидетельством успешного продвижения своей продукции на мировом оружейном рынке являются

21 Хорошие соседи Украины. Танки «Леопард» будут ремонтировать в Литовской Республике. [Электронный ресурс] Net Ease. // URL: https://www.163.com/dy/article/IM5T0F3R05533T1G.html (Дата обращения: 11.11.2023).

22 Стоимость акций компании Rheinmetall AG. [Электронный ресурс] Market Watch. // URL: https:// www.marketwatch.com/investing/stock/rhm?countrycode=xe (Дата обращения 26.02.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

данные о прибыли компании за 2022 г. и 2023 г., которая составила 6,4 и 7,6 млрд евро соответственно. Зарубежные специалисты ожидают, что в 2025 г. только Rheimetall AG получит чистую прибыль в размере не менее 11 млрд евро, а к 2027 г. данный показатель составит 14 млрд евро.

Заметную роль в увеличении доходов компании играет консорциум RMMV - Rheinmetall MAN Military Vehicles, специализирующийся на разработке и крупносерийном производстве колесной техники для нужд ВС ФРГ и других стран - членов НАТО, которые начиная с 2022 г. разместили заказы на несколько тысяч машин серий HX, TGM и TGS различного назначения. Для сравнения: компания Daimler Track AG с 2008 г. получила всего один заказ на 110 грузовиков серии Zetros от ВС ФРГ, а в октябре 2023 г. был подписан еще один контракт с опционом всего на 250 машин для ВСУ23. На этом примере можно наблюдать избирательность решений военно-политического руководства ФРГ в пользу компаний и концернов, работающих в национальных интересах, тогда как предприятия с контрольной долей иностранного капитала получают значительно меньше заказов от Бундесвера.

Однако в целях сохранения видимости сотрудничества с США компания Rheimetall AG в октябре 2023 г. подписала с Lockheed-Martin соглашение о создании на территории ФРГ лицензионной сборочной линии боеприпасов к реактивной системе залпового огня типа HIMARS. Немецкая сторона будет закупать 80% комплектующих у заокеанских по-ставщиков24. Подобное решение позволит поддерживать у американской стороны впечатление о сохраняющемся подчиненном положении официального Берлина в вопросах поставок образцов вооружения, позволяющего серьезным образом повлиять на обстановку на поле боя.

Представляется возможным утверждать, что военно-политическая конфронтация между РФ и Украиной стала катализатором транснационализации оборонной промышленности ФРГ, которая, опираясь на значительные объемы дотаций и новые дорогостоящие и многолетние контракты на свою продукцию, создает на пространстве ЕС германо-центричный военно-промышленный комплекс, способный производить объемы продукции военного назначения и специальной техники, позволяющие объединенным ВС НАТО надеяться на лучшие результаты в слу-

23 Rheinmetall MAN Military Vehicles GmbH - Professional military logistics excellence. [Электронный ресурс] Официальный сайт компании Rheinmetall AG. // URL: https://www.rheinmetall.com/en/company/sub-sidiaries/rheinmetall-man-military-vehicles/about-us (Дата обращения: 20.02.2024).

24 Rheinmetall and Lockheed Martin offer GMARS for European market. [Электронный ресурс] Defense Industry Europe. // URL: https://defence-industry.eu/rheinmetall-and-lockheed-martin-to-offer-gmars-for-the-eu-ropean-market/ (Дата обращения: 20.01.2024).

чае вооруженного конфликта с внешним противником.

Помимо ведущей оборонно-промышленной компании КЬе1ше1а11 Лв, увеличение прибыли демонстрируют и другие компании, вовлеченные в реализацию плана военно-политического руководства ФРГ по оказанию военно-технической поддержки Украине. Они также проводят организационно-штатные мероприятия - принимают новых сотрудников на работу, что необходимо для своевременного выполнения контрактов (таблица 2). Наем новых сотрудников положительно влияет на социально-экономическую обстановку в регионах расположения производственных мощностей оборонно-промышленных компаний ФРГ в отличие от восточной части Германии, которая не получила индустриального развития после падения Берлинской стены.

Таблица 2. Оборонно-промышленные компании ФРГ, вовлеченные в процесс поддержания боеспособности ВСУ.

Наименование компании Категории поставляемой продукции Количество работников до и после начала СВО

Diehl Stiftung & Co.KG Зенитно-ракетные системы серии ¡МБ-Т различных моделей, зенитные ракетно-артиллерийские комплексы 2 500/4 000

Krauss-Maffei Wegmann GmbH& Co.KG Колесные и гусеничные самоходные артиллерийские установки, основные боевые танки, инженерная техника, боеприпасы 2 700/4 000

MBDA Deutschland GmbH Противотанковые мины и зенитные ракеты для зенитно-ракетных систем 9 400/12 000

Liebherr-Werk Ehingen GmbH Ремонтно-эвакуационная техника 47 925/51 321

Dynamit Nobel Defence GmbH Гранатометы, боеприпасы для стрелкового вооружения 13 000/---

Rohde&Schwarz Средства связи 8 700/10 000

Следует отметить, что если в 2022 г. ведущий производитель стали в Германии - компания ^уэзеиКгирр Лв рассматривала возможность переноса части своих производственных мощностей с территории ФРГ в США, то в 2023 г. обсуждение подобного развития ситуации было прекращено, поскольку значительный спрос на продукцию немецких стале-

литейщиков позволил компании стабилизировать ситуацию.

С учетом получения дополнительных доходов упомянутые в таблице компании возобновили ряд ОКР, которые ранее были заморожены или выполнялись с низким темпом.

Необходимо подчеркнуть, что немецкие оборонные предприятия в рамках выполнения указаний военно-политического руководства страны не только восстанавливают, расширяют и укрепляют собственные производственные возможности, но и, осознавая всю сложность производственных процессов в современных условиях, активно прибегают к содействию соседей, а именно ОПК Французской Республики. Во взаимодействии с французскими оружейниками в рамках совместного предприятия KNDS (немецкая Krauss-Maffei Wegmann и французская Nexter) активно ведутся работы над перспективным основным боевым танком, новыми артиллерийскими орудиями и боеприпасами и т.д25.

Примечательно, что Федеральное ведомство вооружений, информационных технологий и применения Бундесвера (далее - Ведомство), подчиняясь требованиям высшего политического руководства, возобновляет сотрудничество национальных ВС с поставщиками продукции военного назначения и специальной техники, на которых ранее были наложены различные взыскания и ограничения. Так, в 2023 г. немецкая компания CG Haenel GmbH, являющаяся конкурентом Heckler&Koch в области производства стрелкового вооружения (штурмовые и снайперские винтовки), подписала контракт на поставку 120 000 ед. стрелкового вооружения, который был аннулирован в 2020 г., поскольку Ведомство обнаружило нарушения, допущенные руководством CG Haenel GmbH при ведении внешнеторговой деятельности.

Кроме того, указанный контролирующий орган Бундесвера в третьем квартале 2023 г. рекомендовал восстановить военно-техническое сотрудничество с ВС Королевства Саудовская Аравия, прерванные ранее по решению официального Берлина, который был недоволен негуманным применением аравийскими военными в операции против йеменских ху-ситов в 2019 г. некоторых образцов ВВСТ немецкого производства. С начала 2024 г. представители ОПК ФРГ ведут переговоры о перспективных поставках авиационной техники, зенитно-ракетных комплексов и другой продукции военного назначения и специальной техники, необходимой аравийским военным.

25 KNDS continues to grow. [Электронный ресурс] Официальный сайт концерна KNDS. // URL: https:// www.knds.com/newsroom/press-releases/detail/default-030ed9a1bd/ (Дата обращения: 20.01.2024).

Параллельно с выполнением пунктов планов Ringtausch и «Проектное расписание» военно-политическое руководство ФРГ санкционировало план под условным наименованием «Маяк» по развертыванию подразделений бригадного формата национальных ВС на территории стран, которые уже вовлечены в обеспечение боеспособности ВСУ. Так, на территории Литвы готовится развертывание полноценной бригады Бундесвера, а в перспективе подразделения аналогичной организационно-штатной структуры планируется дислоцировать на территории Польши и Словакии. Примечательно, что руководители данных государств в 2023 г. разрешили немецким военным доступ к полигонам национальных ВС, что является прологом к размещению подразделений Бундесвера.

В данном аспекте отметим позицию министра обороны ФРГ Б. Писто-риуса, который в 2023 г. заявлял о необходимости смириться с мыслью о неизбежности вооруженного конфликта с РФ, а в январе 2024 г. назвал конкретную численность подразделений национальных ВС, которая необходима для вступления в войну с РФ, а именно 300 000 человек. Кроме того, руководитель Бундесвера приступил к продвижению замысла о возвращении в ФРГ обязательной воинской повинности/службы в ВС по призыву, указывая на неготовность контрактников выполнять служеб-но-боевые задачи вне территории страны.

В дополнение отметим, что все вышеописанные действия немецкой стороны носят скорее оперативный характер, поскольку не закреплены в руководящих документах, а именно в «Рекомендациях по оборонной политике», в которых немецкие стратеги формулируют ситуативные основы и стратегические приоритеты национальной безопасности, угрозы и риски, схемы взаимодействия со странами - членами ЕС и в рамках наднациональных организаций, ключевые задачи ВС ФРГ, концептуальные требования к военной безопасности государства, а также фундаментальные принципы развития системы обеспечения национальной безо-пасности26.

Необходимо обратить внимание на эволюцию стратегического мышления официального Берлина, что отражается в двух концептуальных документах, а именно в «Рекомендациях по оборонной политике Германии» 2011 г. и 2023 г., которые были опубликованы на официальных ресурсах Министерства обороны ФРГ 27 мая 2011 г. и 10 ноября 2023 г. соответственно27. Авторы обновленного документа значительно увели-

26 «Рекомендации по оборонной политике Германии». Берлин.: Министерство Обороны ФРГ, 2023. 36 с.

27 «Рекомендации по оборонной политике Германии». Берлин.: Министерство Обороны ФРГ, 2011. 17 с.

чили объем изложенного материала, пересмотрели структуру в пользу конкретизации.

При проведении сравнительного анализа двух «Рекомендаций» отметим, что в версии 2023 г. исчезло упоминание таких угроз национальной безопасности ФРГ, как террористические атаки, деятельность террористических группировок и организованных преступных группировок, незаконная миграция. Кроме того, не нашли отражение в документе 2023 г. такие угрозы, как нехватка природных ресурсов, перебои с поставками товаров, распространение заболеваний до уровня эпидемии/пандемии, нарушение деятельности критической инфраструктуры28.

В данном аспекте отметим, что в «Рекомендациях» 2011 г. присутствовал комплексный подход к формулированию угроз, поскольку национальная безопасность Германии напрямую зависит как от уровня развития периферийных стран ЕС, так и от стабильности в странах, удаленных от ЕС. Немецкие стратеги осознавали ценность нормального взаимодействия/сотрудничества с ближними и дальними соседями, поскольку это напрямую влияло на национальную безопасность ФРГ29.

В «Рекомендациях» 2023 г. авторы детализировали следующие пункты: «Стратегические приоритеты в оборонной политике» (гл. 2), «Ключевые задачи оборонной политики» (гл. 3) и «Фундаментальные принципы эффективной деятельности Бундесвера в будущем» (гл. 5).

Сопоставительный анализ гл. 4 «Ответственность Германии в Европе и мире» в документе 2011 г. и гл. 2 «Стратегические приоритеты в оборонной политике» от 2023 г. показывает сохранение приоритетной роли НАТО, являющейся краеугольным камнем системы общеевропейской обороны согласно «Стратегической концепции» альянса. Немецкие стратеги в рамках «Рекомендаций» 2023 г. детализировали характер и порядок действий для стран - членов ЕС в контексте «Общей политики безопасности и обороны» и «Стратегического компаса».

В отношении роли ОБСЕ и ООН как международных организаций, созданных в целях обеспечения международной и региональной безопасности, имеются минимальные упоминания - указано на утрату данными организациями какого-либо значения в современном миропорядке.

В главе 3 документа, опубликованного в ноябре 2023 г., сформулировано четыре направления деятельности ВС ФРГ, а именно: национальная и коллективная защита; обеспечение стабильности и построение партнер-

28 «Рекомендации по оборонной политике Германии». Берлин.: Министерство Обороны ФРГ, 2023. 36 с.

29 «Рекомендации по оборонной политике Германии». Берлин.: Министерство Обороны ФРГ, 2011. 17 с.

ства как вклад в управление международными кризисами; оборонная дипломатия как инструмент международного сотрудничества и партнерских отношений; обеспечение национальной безопасности. В каждом из таких блоков авторы конкретизировали задачи, количество которых выросло с 7 в 2011 г. до 23 к 2023 г.

При изучении гл. 5 «Рекомендаций» 2023 г. установлено, что авторы радикально увеличили объем документального освещения по сравнению с документом 2011 г. - с двух до семи параграфов. В обновленном документе уделено значительно большее внимание:

- разработке концептуальных документов, регламентирующих деятельность ВС ФРГ за пределами страны;

- организационным аспектам при подготовке Бундесвера к выполнению служебно-боевых задач за пределами страны;

- построению инфраструктуры для перспективного развертывания подразделений национальных ВС на территории стран - членов НАТО;

- финансированию процесса перевооружения национальных ВС и пересмотра структуры военного бюджета. В угоду «зеленым» добавлен параграф, посвященный связи с климатическими изменениями30.

С учетом вышесказанного представляется возможным утверждать, что новая военно-экономическая стратегия ФРГ в условиях конфронтации с Россией предусматривает деятельность по следующим направлениям.

Во-первых, планомерное увеличение бюджета национальных ВС в ближайшие пять лет до 4% от ВВП в целях радикальной модернизации Бундесвера по всем направлениям. С учетом наметившейся тенденции официальный Берлин будет увеличивать объем расходов на оборону на 25-30 млрд евро ежегодно.

Во-вторых, восстановление производственных возможностей и модернизация предприятий национального ОПК за счет создания новых производственных линий, отличающихся высоким уровнем автоматизации. Процессы оформления разрешительных документов и строительные работы ускорены более чем в три раза: временные затраты на открытие нового производства составляют менее двух лет.

В-третьих, продвижение военной продукции на мировом рынке. Значительное увеличение доли экспортных контрактов позволило предприятиям ОПК ФРГ возобновить и ускорить ОКР по нескольким направлениям.

В-четвертых, активное вовлечение прогерманских стран Европы в со-

30 «Рекомендации по оборонной политике Германии». Берлин.: Министерство Обороны ФРГ, 2023. 36 с.

здание стандартизированных производственных и ремонтных предприятий, ориентированных на сотрудничество с ОПК ФРГ.

Эти действия военно-политического руководства ФРГ направлены на комплексное решение следующих задач:

- во внутренней политике - на сохранение промышленного производства, а значит, обеспечение социально-экономической стабильности;

- во внешней политике - на сохранение ведущей политической роли в Европе.

Необходимо учитывать, что вторая задача полностью соответствует ключевым установкам «Рекомендаций по оборонной политике Германии» 2011 г. и 2023 г., согласно которым ВС ФРГ являются инструментом трансляции национальных амбиций официального Берлина на пространстве ЕС.

Список литературы:

1. Германия может поставлять оружие на Украину при посредничестве Чехии и Словакии. [Электронный ресурс] Euractiv. // URL: https://www.euractiv.com/section/politics/short_news/germany-may-supply-weapons-to-ukraine-via-czechia-slovakia/ (Дата обращения: 13.12.2023).

2. Германия до 2028 г. окажет военно-технической помощи Украине на сумму 11 млрд евро. [Электронный ресурс] Net Ease. // URL: https://www.163.com/dy/article/IMM2PJG105561GKR.html (Дата обращения: 20.02.2024).

3. Германия надеется достичь понимания со Словакией по плану «Ringtausch», в части касающейся поставок танков. [Электронный ресурс] Jinri Toutiao. // URL: https://www.toutiao.com/article/7124852797148922402/?wid=1708936192403 (Дата обращения: 10.10.2023).

4. Ли Сяодун. Возвышение великих держав и выбор стратегии национальной безопасности. Пекин.: Изд-во Академии военных наук КНР, 2010. 577 с.

5. Куан Лашэн. Записки о сигнала опасности на Украине - приготовления к войне на пути к мирному развитию. Пекин.: Издательство национальной оборонной промышленности, 2023. 366с.

6. Павлов Н.В. Внешняя политика канцлера А. Меркель (2005-2017). - М.: МГИМО-Университет, 2018. 388 с.

7. «Рекомендации по оборонной политике Германии». Берлин.: Министерство Обороны ФРГ, 2011. 17 с.

8. «Рекомендации по оборонной политике Германии». Берлин.: Министерство Обороны ФРГ, 2023. 36 с.

9. Стоимость акций компании Rheinmetall AG. [Электронный ресурс] Market Watch. // URL: https://www.marketwatch.com/ investing/stock/rhm?countrycode=xe (Дата обращения: 26.02.2024).

10. Хорошие соседи Украины. Танки «Леопард» будут ремонтировать в Литовской Республике. [Электронный ресурс] Net Ease. // URL: https://www.163.com/dy/article/IM5T0F3R05533T1G.html (Дата обращения: 11.11.2023).

11. Armin Papperger, the german defense boss thrust into limelight by Ukraine war. [Электронный ресурс] Financial Times. // URL:

https://www.ft.com/content/62dec528-ab84-4c7f-bc06-4dbf019e4928 (Дата обращения: 15.01.2024).

12. Contract Awarded to Supply 155mm Artillery Ammunition [Электронный ресурс] Defense Advancement. // URL: https://www. defenseadvancement.com/news/contract-awarded-to-supply-155mm-artillery-ammunition/ (Дата обращения: 20.02.2024).

13. Financial report on Q3 2023. [Электронный ресурс] Официальный сайт компании Rheinmetall AG. // URL: https://www. rheinmetall.com/en/media/news-watch/news/2023/11/2023-11-09-rheinmetall-news-quarterly-statement-q3 (Дата обращения: 15.02.2024).

14. Germany's defense industry transformed by Scholz's 100 bn response to Ukraine crisis. [Электронный ресурс] Financial Times. // URL: https://www.ft.com/content/3cff6597-a013-414b-914b-81769aa27c6f (Дата обращения: 10.01.2024).

15. KNDS continues to grow. [Электронный ресурс] Официальный сайт концерна KNDS. // URL: https://www.knds.com/ newsroom/press-releases/detail/default-030ed9a1bd/ (Дата обращения: 20.01.2024).

16. Rheinmetall and Lockheed Martin offer GMARS for European market. [Электронный ресурс] Defense Industry Europe. // URL: https://defence-industry.eu/rheinmetall-and-lockheed-martin-to-offer-gmars-for-the-european-market/ (Дата обращения: 20.01.2024).

17. Rheinmetall brings new L58 Extended Range Charge technology to the U.S.Army. [Электронный ресурс] Официальный сайт компании Rheinmetall AG. // URL: https://www.rheinmetall.com/en/media/news-watch/news/2022/2022-09-01_rheinmetall-brings-new-l58-extended-range-charge-technology-to-the-u.s.-army (Дата обращения: 19.01.2024).

18. Rheinmetall breaks ground on new factory designed to make Germany self-sufficient in artillery munition. [Электронный ресурс] European Security and Defense. // URL: https://euro-sd.com/2024/02/major-news/36507/rheinmetall-new-ammo-factory/ (Дата обращения: 22.02.2024).

19. Rheinmetall MAN Military Vehicles GmbH - Professional military logistics excellence. [Электронный ресурс] Официальный

сайт компании Rheinmetall AG. // URL: https://www.rheinmetall.com/en/company/subsidiaries/rheinmetall-man-military-vehicles/ about-us (Дата обращения: 20.02.2024).

20. Successful but controversial - The German Ringtausch Programme. [Электронный ресурс] German Aid To Ukraine. URL: https://deaidua.org/news/2023/12/07/german-ringtausch-programme/ (Дата обращения: 10.11.2023).

21. Rheinmetall Denel Munitions (Pty) Ltd. [Электронный ресурс] Официальный сайт компании Rheinmetall AG. // URL: https:// www.rheinmetall.com/en/company/subsidiaries/rheinmetall-denel-munition (Дата обращения: 10.01.2024).

22. Rheinmetall Expal Munitions, S.A.U. [Электронный ресурс] Официальный сайт компании Rheinmetall AG. // URL: https:// www.rheinmetall.com/en/company/subsidiaries/rheinmetall-expal-munitions (Дата обращения: 10.01.2024).

23. Spain buys Rheinmetall munitions amid calls for more ammo production. [Электронный ресурс] Defense News. // URL: https:// www.defensenews.com/global/europe/2024/01/17/spain-buys-rheinmetall-munitions-amid-calls-for-more-ammo-production/ (Дата обращения: 21.02.2024).

24. Taking Responsibility in changing world. [Электронный ресурс] Официальный сайт компании Rheinmetall AG. https://www. rheinmetall.com/en/ (Дата обращения: 21.02. 2024).

25. Why the 155-mm rounds is so critical to the war in Ukraine. [Электронный ресурс] The Associated Press. // URL: https://apnews. com/article/155mm-howitzer-ukraine-ammunition-russia-7d966c85046b73db2b013f93c51af2a5 (Дата обращения: 10.02.2024).

Bibliography

1. Germany can supply weapons to Ukraine through the mediation of the Czech Republic and Slovakia. // URL: https://www.euractiv. com/section/politics/short_news/germany-may-supply-weapons-to-ukraine-via-czechia-slovakia/ (12.13.2023).

2. Germany will provide military-technical assistance to Ukraine in the amount of 11 billion euros until 2028. // URL: https://www.163. com/dy/article/IMM2PJG105561GKR.html (02.20.2024).

3. Germany hopes to reach an understanding with Slovakia on the "Ringtausch" plan, regarding the supply of tanks. // URL: https:// www.toutiao.com/article/7124852797148922402/?wid=1708936192403 (10.10.2023).

4. Li Xiaodong. The rise of great powers and the choice of national security strategy. Beijing: Publishing House of the Academy of Military Sciences of the People's Republic of China, 2010. 577 p.

5. Kuan Lashen. Notes on the danger signal in Ukraine - preparations for war on the path to peaceful development. Beijing: National Defense Industry Publishing House, 2023. 366 p.

6. Pavlov N.V. Foreign policy of Chancellor A. Merkel (2005-2017). - M.: MGIMO-University, 2018. 388 p.

7. "Recommendations for German defense policy." Berlin: Ministry of Defense of the Federal Republic of Germany, 2011. 17 p.

8. "Recommendations for German defense policy." Berlin: Ministry of Defense of the Federal Republic of Germany, 2023. 36 p.

9. Share price of Rheinmetall AG. // URL: https://www.marketwatch.com/investing/stock/rhm?countrycode=xe (02.26.2024).

10. Good neighbors of Ukraine. Leopard tanks will be repaired in the Republic of Lithuania. // URL: https://www.163.com/dy/article/ IM5TOF3R05533T1G.html (11.11.2023).

11. Armin Papperger, the german defense boss thrust into limelight by Ukraine war. // URL: https://www.ft.com/content/62dec528-ab84-4c7f-bc06-4dbf019e4928 (15.01.2024).

12. Contract Awarded to Supply 155mm Artillery Ammunition // URL: https://www.defenseadvancement.com/news/contract-award-ed-to-supply-155mm-artillery-ammunition (20.02.2024).

13. Financial report on Q3 2023. // URL: https://www.rheinmetall.com/en/media/news-watch/news/2023/11/2023-11-09-rheinmetall-news-quarterly-statement-q3 (15.02.2024).

14. Germany's defense industry transformed by Scholz's 100 bn response to Ukraine crisis. // URL: https://www.ft.com/con-tent/3cff6597-a013-414b-914b-81769aa27c6f (10.01.2024).

15. KNDS continues to grow. // URL: https://www.knds.com/newsroom/press-releases/detail/default-030ed9a1bd/ (20.01.2024).

16. Rheinmetall and Lockheed Martin offer GMARS for European market. Defense Industry Europe. // URL: https://defence-industry. eu/rheinmetall-and-lockheed-martin-to-offer-gmars-for-the-european-market/ (20.01.2024).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Rheinmetall brings new L58 Extended Range Charge technology to the U.S .Army. // URL: https://www.rheinmetall.com/en/media/ news-watch/news/2022/2022-09-01_rheinmetall-brings-new-l58-extended-range-charge-technology-to-the-u.s.-army (19.01.2024).

18. Rheinmetall breaks ground on new factory designed to make Germany self-sufficient in artillery munition. European Security and Defense. // URL: https://euro-sd.com/2024/02/major-news/36507/rheinmetall-new-ammo-factory/ (22.02.2024).

19. Rheinmetall MAN Military Vehicles GmbH - Professional military logistics excellence. // URL: https://www.rheinmetall.com/en/ company/subsidiaries/rheinmetall-man-military-vehicles/about-us (20.02.2024).

20. Successful but controversial - The German Ringtausch Programme. German Aid To Ukraine. URL: https://deaidua.org/ news/2023/12/07/german-ringtausch-programme/ (10.11.2023).

21. Rheinmetall Denel Munitions (Pty) Ltd. // URL: https://www.rheinmetall.com/en/company/subsidiaries/rheinmetall-denel-mu-nition (10.01.2024).

22. Rheinmetall Expal Munitions, S.A.U. // URL: https://www.rheinmetall.com/en/company/subsidiaries/rheinmetall-expal-muni-tions (10.01.2024).

23. Spain buys Rheinmetall munitions amid calls for more ammo production. Defense News. // URL: https://www.defensenews.com/ global/europe/2024/01/17/spain-buys-rheinmetall-munitions-amid-calls-for-more-ammo-production/ (21.02.2024).

24. Taking Responsibility in changing world. Официальный сайт компании Rheinmetall AG. https://www.rheinmetall.com/en (21.02. 2024).

25. Why the 155-mm rounds is so critical to the war in Ukraine. Associated Press. // URL: https://apnews.com/article/155mm-howit-zer-ukraine-ammunition-russia-7d966c85046b73db2b013f93c51af2a5 (10.02.2024).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.