УДК 654.924.5
НОВАЯ ТЕХНИКА ТУШЕНИЯ АВАРИЙНОГО РОЗЛИВА ГОРЯЩИХ НЕФТЕПРОДУКТОВ НА МОСТАХ ИЗ ПОЕЗДА С ЦИСТЕРНАМИ
В. Д. ЗАХМАТОВ, А. С. КРУТОЛАПОВ, А. В. МИРОНЬЧЕВ, Н. В. ЩЕРБАК* ,
Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева, * ООО «Зола» Санкт-Петербург, Российская Федерация, г. Санкт-Петербург E-mail: zet.pulse@gmail.com
Пожар быстро снижает прочность металлических и железобетонных конструкций мостов. В статье показано, что аварийный розлив и горение топлива из железнодорожных цистерн на Крымском мосту наиболее опасен для критической потери прочности его несущих конструкций и железнодорожного полотна. Авторы обосновали целесообразность оснащения моста допол-нительной, стационарной системой тушения из автономных, компактных, многоствольных модулей — ММ-9 стволов, ММ-16 - с интервалами 60-100 м. Приведен анализ результатов полигонных экспериментов, показывающий, что ударно-волновое распыление 200 л воды залпом из 10 стволов создаст мощный, мультивихревой шквал по горящему участку моста дальностью до 150 м с тушением всей горящей площади различно ориентированных поверхностей сложных конструкций моста, горящих цистерн и розлив топлива на железнодорожном полотне и опорах моста. Береговые, пожарные части предлагается усилить новыми пожарными машинами с башенными модулями ММ-50, ММ-72 с поворотом на 360 на шасси колесных, башенных САУ типа «Коалиция» Камаз, Россия; МАЗ «Берег», Беларусь; «Дана» (Чехия); «Сюзана», Словакия, также открытые платформы пожарных поездов - быстро прибывающие на пожар и эффективно тушащие серией по 5-8 Шквалов дальностью тушения до L=150 м с расширяющимся фронтом от 1 до 14 м и общей площадью тушения вдоль траектории движения S=900-1100 м2.
Ключевые слова: пожар, конструкция, потеря несущей способности, обрушение, превышение огнестойкости, многоствольный распылительный модуль, стационарная система модулей.
A NEW TECHNIQUE FOR EXTING UISHING AN EMERGENCY SPILL OF BURNING OIL PRODUCTS ON THE BRIDGES FROM A TRAIN WITH TANKS
V. D. ZAKHMATOV, A. S. KRUTOLAPOV, A. V. MIRONCHEV, N. V. SHCHERBAK*,
Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia named after the Hero of the Russian Federation General of the Army E. N. Zinicheva,
* LLC Zola St. Petersburg, Russian Federation, St. Petersburg E-mail: zet.pulse@gmail.com
Fire - quickly reduces the strength of metal and reinforced concrete structures of bridges. The article shows that emergency Fuel spill out of railway tanks and burning of fuel on the Crimean bridge are most dangerous for the critical loss of the strength of its load -bearing structures and the railway canvas. The authors substantiated the appropriateness of equipping the bridge with an additional, stationary extinguishing system of autonomous, compact, multi-barrel modules-MM-9 barrels, MM-16-at 60-100m intervals. An analysis of the results of Field-range experiments is given, which shows that the shock-wave spraying of 200 liters of water by volley from 10-barrels will create a powerful, multi-whirly Squall along the burning area of the bridge up to 150m with extinguishing the entire burning surfaces of complex structures of the bridge, burning tanks and fuel-out fuel on the railway canvas and supports of the bridge. The coastal fire units are proposed to strengthen new fire engines with MM-50, MM-72 tower modules with 3600 rotation on the chassis of wheeled, tower self-propelled guns of the KAMAZ, Russia, Russia type; MAZ "Coast", Belarus; "Dana" (Czech Republic); "Suzana", Slovakia, also mounted at open platforms of fire trains. These units quickly a r-riving on a fire and effectively extinguishing a series of 5-8 squalls with a extinguishing range to L = 150 m with an expanding front from 1 to 14m and a total extinguishing area along the trajectory of movement S = 900-1100 sq.m.
© Захматов В. Д., Крутолапов А. С., Мироньчев А. В., Щербак Н. В., 2023
62
Key words: fire, construction, loss of bearing capacity, collapse, exceeding fire resistance, multi -barrel spray module, stationary modules system.
Введение
Тушащая эффективность традиционной пожарной техники при защите мостов низка. На стратегически и политически важном Крымском мосту недопустимо 6 часовое тушение пожара, возникшего после террористического взрыва 8 октября 2022 г., с помощью только традиционных пожарных машин, поезда, вертолёта - не способных тушить быстро большие пожары. Основная причина - прогрессирующая потеря прочности моста по мере развития пожара и увеличения времени свободного горения и неэффективного тушения пожара, несмотря на большие расходы воды. На длинных мостах технически сложно, очень дорого и неэффективно применение стационарных систем тушения с большими цистернами воды, мощными, тяжёлыми насосами и толстостенными трубопроводами высокого давления современной пожарной автоматики.
Особенно опасна быстрая потеря прочности конструкций моста при сочетании взрыва и пожара. На мостах осуществляется прогрев армирующих составляющих частей железобетонных плит и несущих тросов на глубину до 150-200 мм под воздействием тепловых потоков дыма и излучения Пламени в режиме развитого пожара разлитых нефтепродуктов. Изучены зависимости прогиба плит от времени под воздействием стандартного режима пожара и расчетной нагрузки. Экспериментально доказано достижение предельной потери несущей способности плиты по измерению величины и скорости прогиба при прогреве плиты с расчетной нагрузкой и потере теплоизолирующей способности составляет более 65 мин. Это исследовано и замерялось только для пожара без предшествующего ослабления конструкций моста взрывной ударной волной [1-4].
Любая мощная взрывная волна создает в относительно близко расположенных железобетонных и металлических конструкциях сеть микротрещин. Интенсивное тепловое воздействие пламени и высоко-температурного дыма способствуют развитию сети трещин в ширину и глубину. Это вызывает неизбежную потерю прочности конструкций части моста, подвергнутых комбинированному ударному и тепловому воздействию. Аналог мы видели в 2001 г. в Нью-Йорке, когда два небоскрёба подверглись комбинированному сильнейшему удару тарана Боингами и ударной волной последующего, объёмного взрыва авиа-топливо-воздушной смеси, после этого в результате
интенсивного пожара по всей площади сечения зданий в высоту 2-3 этажей за 10-15 мин силовые конструкции потеряли прочность из-за быстрого развития сети трещин. Их создали тараны Боингов и усугубили последующие: ударно-тепловая волна объёмно-термобарической дефлаграции топливо-воздушной смеси (ТВС) с Т0 = 3000 °С и глубоким фронтом быстро углубляющим сеть микротрещин. Пожар сопровождала серия вторичных взрывов с интенсивными и глубокими ударными волнами [1, 5].
Аналогична схема разрушения Крымского моста: мощный фугасный взрыв террористического заряда взрывчатых веществ (ВВ) создал сильную ударную волну, обрушившую часть моста и неизбежно образовавшую сеть трещин в стальных балках и железобетонных плитах уцелевшей автомобильной полосе и железнодорожной части Крым-моста. 6 часов интенсивного пожара, розлива топлива из цистерн, с температурами до Т=1.500-2.000 °С на больших площадях рельсовых путей, участках боковой и даже локальных нижних поверхностей моста при сильном ветре. По проведенным исследованиям потеря прочности железобетонных конструкций наступает после 65 мин интенсивного нагрева от Пламени. В потере прочности и разрушении части моста, повреждённой ударной волной взрыва, предел прочности наступит гораздо раньше из-за образования в несущих конструкциях моста сети микротрещин от воздействия ударной волны [6, 9].
Поэтому результатом 6-часового интенсивного нагрева неразрушенных силовых стальных балок и железобетонных плит моста неизбежно углубление и разветвление сети трещин с деформацией ползучести стальных конструкций [5, 6], уничтожением теплозащитного слоя и частичной потере прочности стальных несущих колонн, балок, железобетонных плит. Неизбежна потеря части их несущей способности и перераспределение нагрузки на участки с менее развитой сетью трещин. Это может привести к потере несущей способности части конструкций моста вплоть до их внезапного обрушения. При первичном взрывном, ударном воздействии, каждая последующая минута интенсивного горения в зоне нахождения конструкций моста с образованием микротрещин приводит к потере их прочности и гарантированному при строительстве моста сроку его эксплуатации [7, 8]. В конструкции части моста подвергнутой комбини-
рованному разрушающему действию УВ и Пламени, снижается критическая температура огнестойкости, обрушение моста частями будет следствием его конструктивной схемы, площади повреждения УВ, на которую разрушающе воздействует Пламя.
Анализ температурных разрушений конструкций железнодорожного подвижного состава и оплавления рельсов
от пожара на Крымском мосту
Рельсовые стали имеют высокую стойкость к нагрузкам циклического характера, предельная прочности рельсов от 800 до 1000 МПа. Деформация рельсовой стали начинается от 600 до 810 Мпа, ударная вязкость 2,5 кг/см2, твердость рельс - сильно снижаются при их нагреве, а пластичность увеличивается. Начало деформации рельс при их нагреве до температуры 900-1000 °С, судя по цвету Пламени температура нагрева рельс могла составить до 1500 °С.
Выводы
Продолжительное воздействие предельно высоких температур горения нефтепродуктов на ходовую часть железнодорожных цистерн и рельсовый путь, изготовленных из наиболее жаростойких углеродистых сталей (Тпл =1535 °С) в любом случае вызывает разрушение целостности форм и конструкций. Категорическим требованием к сохранению стальных конструкций является уменьшение времени и температуры воздействия высоких температур.
Длительность существования целостности моста после взрыва определяется интенсивностью Пламени и временем свободного развития пожара вкупе со временем его полного тушения. При длительном периоде развития и тушения пожара развитие деформаций ползучести может стать необратимым. Таким образом, даже при внешней целостности части моста после длительного тушения неизбежно встает вопрос определения оставшегося запаса прочности моста для составления заключения о возможности и сроке его дальнейшей эксплуатации и необходимых объёмов ремонта. Единственный реальный путь сохранения моста после происшедшего взрыва и его главного разрушительного последствия - пожара - увеличить эффективность систем пожаротушения и сократить период начала тушения и его продолжительность [1, 3].
Обоснование новой пожарной техники защиты моста
Предлагаем разместить на Крымском мосту стационарные системы тушения пожаров из автономных, компактных, мощных, многоствольных модулей (ММ), распыляющих залпами с созданием масштабных Шквалов тонко распылённой воды с фронтом шириной до 8-10 м, тушащих за секунду до 600700 кв. м пожара. Используя ММ можно недорого - без насосов и трубопроводов высокого давления - смонтировать исполнительную часть автоматической системы пожаротушения (АСП) на всю длину моста с необходимой, практически неограниченными мощностью и масштабом тушения и возможностью за минуту потушить несколько горящих цистерн и розлив топлива вокруг. Вторая их функция вывод из строя диверсионной группы на мосту и 1
его опорах .
Дополнительно возможно на скоростных шасси колесных, башенных самоходных, артиллерийских установок (САУ) типа «Коалиция», «Берег» Россия, «Дана» (Словакия) создать пожарные машины, быстро прибывающие на пожар и масштабно тушащие с дистанций до 100 м и выше с соседней автомобильной части моста. Это позволит исключить такой опасный фактор как пожар, из возможных средств разрушения Крымского моста [4].
В мае 1986 г. в СССР за 5 дней наладили производство аналогичного ММ-9 для Чернобыльской зоны на военном, ремонтном заводе «Арсенал-2», Киев. Модули ММ-9 (партия 30 штук) применялись как быстро монтируемые стационарные модули пожарной защиты с дистанционным управлением для трансформаторных подстанций и других объектов на участках Чернобыльской зоны с наиболее опасными уровнями радиации. Модуль распыляет до 180 кг огнетушащего порошка на дальность до 90 м с площадью тушения до 600 м2; испытано впервые в 1990 г., позднее неоднократно подтверждалось. Фрагмент штабеля 15x6,5^3,5 м ящиков с боеприпасами тушится с дистанции 40 м тремя залпами по 8 стволов (160 кг порошка или 96 л воды) из ММ-25 на двухосном лафете [7]. Учитывая современную загруженность таких заводов, возможно, быстро изготовить такое необходимое число новой
1(Отчет НИР «Разработка научно обоснованных предложений по созданию импульсно-распыли-тельной техники для тушения горящего фюзеляжа
самолета и авиатоплива вокруг аварийного самолета на взлетно-посадочной полосе» (НИР «Тушение авиатранспорта») (п. 1 раздела VI Плана НИР и ОКР МЧС России на 2021 год и плановый период 2021 и 2022 годов, утвержденного приказом МЧС России от 29.01.2021.)
техники на менее загруженных заводах дружественных стран. Предлагаются различные прототипы ММ использовать для создания стационарной Системы быстрого тушения пожаров, поджогов - последствий диверсий и ракетно-артил-лерийских обстрелов на Крымском мосту.
На Чернобыльской АЭС с 1994 г. работают 2 гусеничных, бронированных, пожарных машины «Импульс-3М», оснащены бульдозерными ножами, системами защиты экипажа от радиационной пыли и токсичных паров, газов. Эта единственная в мире пожарная машина способна далеко (до 110 м), эффективно и масштабно (до 1000 м2) залпом из 10 стволов тушить пожар. Это особенно необходимо в период ракетно-артиллерийского обстрела, когда нужно неотложно начать тушение пожара и снизить тепловое воздействие на металлические конструкции и предотвратить обрушение моста. Без перезарядки «Импульс-3М» тушит различные пожары на площади от 3500 м2 до 4500 м2. Системы защиты экипажа и броня корпуса шасси обеспечивают высокий уровень безопасности экипажа из 2-х человек при тушении в период ракетно-артиллерий-ского обстрела, атаки диверсантов на объект.2
Распылитель выстрелом впервые создан в июне 1986 г. в Чернобыльской зоне для накрытия локальной площади с пятном радиоактивной пыли. В 1993 г. министр МЧС Украины В. М. Кальченко финансировал выпуск опытно-промышленной партии и организовал её эксплуатацию в частях МЧС Киевской и Черкасской областей. В 2012 г. огнетушитель и линия по его производству на ГКБ «Луч» (Киев) сертифицированы по евростандартам. В 2013 г. документация передана на завод горного оборудования им. Петровского (г. Донецк) для промышленного выпуска новых огнетушителей - надёжного, быстрого дистанционного тушения возгораний на конвейерных лентах, угольных комбайнах и др. опасных участках в шахтах. В 2008-2012 гг. огнетушитель модернизирован на фирме «PulsTEcH» (Эстония) для применения на морских судах. Испытан для тушения лесных пожаров дальним распылом песка, грунта - сухих и увлажнённых, природной воды с примесями, пыли. Эффективное тушение песком, грунтом впервые позволяет автономно тушить много локальных очагов. Это наиболее ценно в условиях войны -тушения и защиты пожарными, солдатами, жителями пожаров - последствий ракетно-артиллерийских обстрелов и авиабомбардиро-
вок. ПРИВ незаменим при тушении пожаров на мосту пожарными, охранниками, солдатами, добровольцами.
Пример возможного применения технологии быстрого тушения пожара железнодорожного состава на Крымском мосту. В результате подрыва большегрузного автомобиля произошло обрушение двух пролётов автомобильного путепровода моста, а также повреждение осколками и возгорание 7 цистерн с топливом на железнодорожной части моста товарного состава. Машинист состава применил экстренное торможение, и ему удалось остановить состав задолго до Арочной части моста, установленной над судоходным каналом в Керченском проливе.
По данным МЧС Крыма, в тушении пожара принимало участие около 250 человек, 70 единиц техники. Пожар потушили за 6 часов, после 16 часов дня по уцелевшей части автомобильного путепровода было запущено реверсивное движение легковых автомобилей. Из-за высокой температуры и длительности горения были деформированы рельсы, тележки, рамы и даже колёсные пары пострадавших цистерн. В тушении пожара принимали участие пожарный вертолёт Ми-8 и пожарный поезд в составе трёх цистерн с водой ёмкостью по 72,3 м3 (всего 215-217 тонн), вагонов: штабного, насосной станции. Пожарный вертолёт был оборудован стандартным водосливным устройством (ВСУ), ёмкостью 4 тонны воды. Воду вертолёт набирал в ВСУ рядом с мостом, прямо из пролива.
Рассмотрим версию применения технологии ускоренного тушения техногенных и других сложных пожаров. Длина пострадавшей части товарного состава - 7 топливных цистерн, стандартная железнодорожная цистерна имеет длину 12 м, длина сцепки 7 цистерн -84 м. Многоствольные модули стационарно размещённые на платформе, для дистанционного тушения на дальности до 200-300 м, надежно, масштабно, экологически чисто, с малыми удельными расходами огнетушащих составов (ОС) и природных компонентов: воды, включая загущённую, песка и грунта - сухих и увлажнённых, пыли и др., надежно тушат всю полосу ответственности РЖД вдоль колеи. Возможно тушить без остановки поезда, например, когда мотовоз буксирует платформу с ММ по соседнему пути с горящим поездом.
Мотовоз МПТГ-2 производит Тихорецкий машиностроительный завод, подходит для монтажа ММ, аналогичных «Импульс-ЗМ» на танковом шасси. Шасси САУ «Коалиция», «Берег» Россия, «Дана» - базовый автомобиль ТАТРА-815, «Колос» удобны для монтажа башенной ММ-50 (72) и системы управления ав-
2 Лучший пожарный танк - с 1990 г. и наиболее пер-
спективный, отвечает задачам настоящего времени: сайт. URL: https://warspot.ru/3080-zagadochnyy-impuls.
тономным тушением масштабных пожаров: в зонах без работающих водопроводов и близко расположенных водоёмов, комбинированное тушение кустарника, высокой травы, сбивание пламени, масштабное осаждение Дыма, нейтрализация токсичного, взрывоопасного облака. Просторная кабина мотовоза позволяет перевозить группу пожарников-спасателей, вооружённых многоразовыми профи-огнетушителями.
Возимые на одной платформе до 4-х Роботов «Милрем» (Эстония) грузоподъёмность М=1000 кг с многоствольным модулем, содержащим до 600 кг огнетушащего состава, дальность тушения залп 6 стволов до 60-80 м, площадь до S = 300-350 м2, общая площадь тушения 6-ю залпами S = 2300-3500 м2, в зависимости от интервалов между залпами. Возможна загрузка другой платформы пожарным танком «Импульс-ЗМ». Платформы со стационарными многоствольными модулями могут быть в начале и конце поезда с диапазоном тушения в телесном угле до 2700.
Профи-огнетушителями целесообразно оснастить в первую очередь пожарных-десантников на мотовозе, прицепных платформах для тушения пожаров и защиты самого поезда от огня, охранников железнодорожных объектов, дальнего тушения водой - до 10 м, порошком - до 17 м, песком - до 25 м. Профи-огнетушитель незаменим при тушении возгораний и очагов пожара Леса, на станции, различных объектах, в лесу, степи, радиус действия пожарных с ПРИВ ограничен только числом носимых распылительных патрончиков до 500 шт. общим весом около 4 кг. Одним распылом можно потушить очаг горения на площади от 2 до 12 м2, поэтому боекомплекта пожарному хватает на активное тушение очагов природных пожаров на большой территории.
Возможно быстрое, эффективное тушение части Крымского моста мотовозом с ММ или пожарным поездом, имеющим платформы с ММ. Зона тушения газокапельным Шквалом имеет дальность до 120 м, ширину по текущему значению ширины фронта Шквала до 10 м. Шквал создан залпом 10 стволов из ММ-50 или одновременными залпами по 6 стволов из двух ММ-24 (36), установленных на пожарном мотовозе МПТГ-2. На прицепной платформе мотовоза или пожарного поезда могут монтироваться два ММ-50 и стеллаж между ними с 500 огнетушащими контейнерами.
При залпах из двух ММ-50 на платформе создается газокапельный Шквал со
сплошным фронтом, расширяющимся по траектории до 150 м, в ширину до 12-22 м, в высоту до 3,5 м. По площади прохождения фронта обеспечивается тушение всех видов пожаров, осаждение дыма, спасение пассажиров из горящих вагонов и обитателей горящих зданий. Локомотив пожарного поезда, который подошёл по второму пути, находится на расстоянии около ста метров от крайней цистерны и около 160-170-ти метров от горящей цистерны. Если бы это был пожарный мотовоз МПТГ-2 с ММ-50, то он мог бы оперативно с этого места сбить пламя с горящей цистерны на расстоянии, вдвое превышающем взаимное расположение мотовоза и пострадавшего объекта. МПТГ-2 может тушить горящие автомобили на автомобильной части моста на расстоянии до 100 м в обе стороны. Если на дежурстве держать два пожарных мотовоза МПТГ-2 в постоянной боевой готовности, по одному на каждом берегу, тем более 2 пожарных поезда с двумя платформами с ММ-50 можно быстро тушить возгорания и пожары железнодорожных составов, автомобилей на соседнем путепроводе. Быстрое тушение горящей сцепки из 7 железнодорожных цистерн на Крымском мосту возможно с помощью двух ММ-50 на железнодорожной платформе пожарного поезда и ММ-72 или с шасси колёсных танков с позиции на автомобильном мосту, параллельном железнодорожному.
Данный системный подход к оснащению принципиально новой техникой пожаротушения и многоплановой защиты позволит обеспечить стратегический объект Крымский мост комбинированной защитой, сочетающей стационарную автоматическую систему с исполнительными многоствольными модулями залпового распыления, защищающими каждый свой участок длиной до 100 м с созданием в сумме сплошных полос тушения на железнодорожном и автомобильном мостах, быстроходные бронированные автомобили с башенными многоствольными модулями дальностью тушения до 150 м, оснащение охраны моста, технического персонала, полиции ручными распылителями выстрелом с дальностью тушения до 10-17 м возгораний и поджогов в начальной стадии развития. Это создаст новое качество защиты моста и на его опыте других стратегических объектов транспорта России в сложной международной обстановке военного противостояния. Это будет важным вкладом в общий показатель безопасности страны.
Список литературы
1. Милованов А. Ф. Железобетонные температуростойские конструкции //. М.: НИ ИЖБ, 2005. 234 с.
2. Парфёнов А. А., Сивакова О. А., Гусарь О. А. Работа и разрушение бетона в условиях высокой и низкой температуры // Строительные материалы. 2019. № 3. С. 6467.
3. Dusenberry O. D. Review of existing guidelines and provisions related to progressive collapse workshop. Arlington, 2004.
4. Razdolsky L. Explosion in a high-rise building // Proceedings of Structures Congress 2005. N.Y.: American Society of Civil Engineers, 2005, pp. 1-12. DOI: 10.1061/40753(171)215
5. Ройтман В. М. Особенности проектирования огнестойкости конструкций и зданий при особых воздействиях с участием пожара // Пожаровзрывобезопасность. 2013. Т. 22, № 7. С. 47-54.
6. ASTM E 119. Standard Test Methods for Fire Tests of Building Construction and Materials // West Conshohocken: American Society for Testing and Materials, 2000.
7. Ройтман В. М. О механизме прогрессирующего обрушения высотного здания ВТЦ-7 во время событий 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке // Пожаровзрывобезопасность. 2015. Т. 24, № 10. С. 37-44. DOI: 10.18322/PVB.2015.24.10.37-44
8. Костюченко Е. Г., Захматов В. Д. Определение предельных состояний пустотных преднапряжений железобетонных плит перекрытий при огневом воздействии под нагрузкой // Пожаровзрывобезопасность. 2018. Т. 27. № 2-3. С. 67-74.
9. Захматов В. Д., Клейменов А. В. Анализ разработок специальных пожарных машин для защиты объектов нефтегазового комплекса (Части 1, 2) // Проблемы управления рисками в техносфере. 2017. № 4 (44). С. 1725.
References
1. Milovanov A. F. Zhelezobetonny'e temperaturostojskie konstrukcii [Reinforced concrete temperature structures] //. M.: Neither ILB, 2005. 234 p.
2. Parfyonov A. A., Sivakova O. A., Gusar O.A. Rabota i razrushenie betona v uslovi-yax vy'sokoj i nizkoj temperatury' [ Work and destruction of concrete in conditions of high and low temperature]. Stroitel'ny'e materialy', 2019, issue 3, pp. 64-67. DOI 10/31659/0585-430X-2019-768-3-646
3. Dusenberry O. D. Review of existing guidelines and provisions related to progressive collapse workshop. Arlington, 2004.
4. Razdolsky L. Explosion in a high-rise building // Proceedings of Structures Congress 2005. N.Y.: American Society of Civil Engineers, 2005, pp. 1-12. DOI: 10.1061/40753(171)215
5. Rojtman V. M. Osobennosti proektiro-vaniya ognestojkosti konstrukcij i zdanij pri osoby'x vozdejstviyax s uchastiem pozhara [Features of designing fire resistance of structures and buildings with special influences with the participation of a fire]. Pozharovzry'vobezopasnost', 2013, vol. 22, issue 7, pp. 47-54.
6. ASTM E 119. Standard Test Methods for Fire Tests of Building Construction and Materi-als// West Conshohocken: American Society for Testing and Materials, 2000.
7. Rojtman V. M. O mexanizme progressi-ruyushhego obrusheniya vy'sotnogo zdaniya VTCz-7 vo vremya soby'tij 11 sentyabrya 2001 goda v N'yu-Jorke [On the mechanism of the progressive collapse of the VTC-7 high-rise building during the events of September 11, 2001 in New York]. Pozharovzry'vobezopasnost', 2015, vol. 24, issue 10, pp. 37-44. DOI: 10.18322/ PVB.2015.24.10.37-44
8. Kostyuchenko E. G., Zaxmatov V. D. Opredelenie predel'ny'x sostoyanij pustotny'x prednapryazhenij zhelezobetonny'x plit perekry'tij pri ognevom vozdejstvii pod nagruzkoj [Determination of the maximum states of hollow pretense of reinforced concrete slabs of ceilings with firing exposure under load]. Pozharovzry'vobezopasnost', 2018, vol. 27, issue 2-3, pp. 67-74.
9. Zaxmatov V. D., Klejmenov A. V. Analiz razrabotok speciaPny'x pozharny'x mashin dlya zashhity' ob"ektov neftegazovogo kompleksa (Chasti 1, 2) [Analysis of the development of special fire engines to protect the oil and gas facilities (part 1, 2)]. Problemy' upravleniya riskami v texnosfere, 2017, vol. 4 (44), pp. 17-25.
Захматов Владимир Дмитриевич
Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева, Российская Федерация, Санкт-Петербург
доктор технических наук, профессор, старший научный сотрудник отдела планирования, организации и координации научных исследований центра организации научно-исследовательской и редакционной деятельности E-mail: zet.pulse@gmail.com Zakhmatov Vladimir Dmitrievich
Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia named after the Hero of the Russian Federation General of the Army E. N. Zinicheva, Russian Federation, Saint-Petersburg
doctor of Technical Sciences, professor, senior researcher of the department of planning, organization and coordination of scientific research of the center for the organization of research and editorial activities E-mail: zet.pulse@gmail.com,
Крутолапов Александр Сергеевич
Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы МЧС России им. Героя Российской Федерации генерала армии Е. Н. Зиничева, Российская Федерация, Санкт-Петербург
доктор технических наук, профессор, профессор кафедры пожарной, аварийно-спасательной техники и автомобильного хозяйства E-mail:krutolapov75@list.ru Krutolapov Alexander Sergeevich
Saint-Petersburg University of State Fire Service of EMERCOM of Russia named after the Hero of the Russian Federation General of the Army E. N. Zinicheva, Russian Federation, Saint-Petersburg
doctor of Technical Sciences, professor, professor of the department of fire, rescue equipment
and automotive facilities
E-mail:krutolapov75@list.ru
Щербак Николай Владимирович ООО «Зола»,
Российская Федерация, Санкт-Петербург кандидат технических наук, главный конструктор E-mail: vksys.nikolay@gmail.com Shcherbak Nikolai Vladimirovich Zola LLC,
Russian Federation, Saint-Petersburg Candidate of Technical Sciences, Chief Designer E-mail: vksys.nikolay@gmail.com