А. С. Полехин*
Новая стратегия развития финансового сектора Республики Корея до 2023 г.: анализ основных направлений и перспектив реализации
27 ноября 2013 г. финансовый регулятор Республики Корея FSC (Financial Services Commission, Kümyungwiwônhoe) представ™ План по повышению конкурентоспособности корейского финансового сектора, в англоязычных источниках получивший название ‘10-10 Value-UpPlan’. Своей конечной целью данная инициатива предполагает увеличение доли сферы финансов в ВВП страны до 10% к 2023 г. (в настоящий момент она не превышает 7%) путем реализации целого комплекса различных мер в секторе, направленных на повышение его устойчивости, темпов роста и доверия к нему, в том числе и среди населения. Несмотря на то что План пока существует в достаточно сокращенном виде и FSC обещает детально прорабатывать и представлять повестки по отдельным аспектам в дальнейшем, уже сейчас понятны точки его приложения и основные приоритеты на ближайшие десять лет. Принимая во внимание данный факт, мы можем говорить о том, что по сути именно этот План и должен стать каркасом Стратегии развития финансового сектора Республики Корея на долгосрочную перспективу.
Разработке Плана предшествовал достаточно большой объем подготовительной работы, реализация которой началась после марта 2013 г., когда председателем FSC стал профессиональный технократ из профильных министерств Син Джеюн (Shin Je-Yoon). За этот период, по данным регулятора, в частности, было проведено 68 встреч с участниками финансового рынка, и на основании анализа полученных данных был составлен План, важной особенностью которого, как подчеркивается, является его реализуемость1. Комментируя данную инициативу FSC, Korea Herald отметила, что она «выглядит более реалистичной в сравнении с неправильно истолкованной мечтой президента Но Мухёна десятилетней давности о создании финансового хаба [в Корее]»2. Тем не менее, в корейском бизнес-сообществе План был встречен неоднозначно. Однако прежде чем перейти к рассмотрению его сильных сторон, потенциально слабых мест и перспектив реализации, необходимо представить краткий анализ текущего состояния финансового сектора Республики Корея.
Финансовый сектор Республики Корея сегодня: сравнительный анализ
Как известно, Республика Корея после полувека интенсивного экспорториентированного разви-
тия в рамках модели Developmental State3 достигла впечатляющих результатов: в настоящий момент страна входит в число 15 крупнейших мировых экономик с объемом ВВП в 2013 г. почти в $ 1,2 млрд., ВВП на душу населения в том же 2013 г. составил $23,8 тыс.4 (что превышает значение аналогичного показателя для Мальты, Греции и Тайваня), корейские производители стали, автомобилей, судов и электроники прочно заняли лидирующие позиции в соответствующих отраслях уже в международном масштабе. Между тем не менее значимые достижения были осуществлены и при трансформации финансового сектора Республики Корея.
Диаграмма 1
Доля финансового сектора в ВВП Республики Корея (1970-2012 гг.)5
Источник: составлено по Bank of Korea (ecos.bok.or.kr)
Форсированная индустриализация Республики Корея в 60-70-х годах в условиях весьма ограниченных внутренних ресурсов капитала и фактического отказа от привлечения прямых иностранных инвестиций требовала четкой работы механизма, который, с одной стороны, обеспечивал бы эффективную мобилизацию средств внутри страны для последующего вложения их в приоритетные отрасли, а с другой — поддерживал бы у иностранных кредиторов доверие к Сеулу как к надежному заемщику. Объективным следствием такого подхода стал тот факт, что финансовая отрасль заняла подчиненную позицию по отношению к реальному сектору экономики, а созданная система управления экономическим развитием (когда Банк Кореи по сути был департаментом Министерства финансов, а само Министерство финансов подчинялось суперминистерству — Совету Экономического Планирования) способствовала закреплению такой ситуации. Относительная институциональная незрелость стала основной чертой финансового сектора вплоть до финансово-экономического кризиса 1997 г., о чем, в частности, свидетельствует низкая доля данной отра-
* Полехин Андрей Сергеевич, кандидат экономических наук, доцент ИСАА МГУ.
ели в ВВП и высокая волатильность в ее динамике (см. диаграмму 1). Ситуация начала кардинально меняться с 1998 г., когда были осуществлены радикальные преобразования, затронувшие регулирование деятельности банков, страховых компаний, NBFI (небанковские финансовые организации) и фондового рынка. В результате удельный вес финансового сектора в ВВП Республики Корея с 2001 г. достиг достаточно высоких значений и стабилизировался в границах коридора 6,4— 7,5% (для сравнения в 2012 г. для Еврозоны данный показатель составил 5,1%, для Австралии — 8,7%6), и при этом не наблюдалось какой-либо отрицательной динамики во время глобального финансового кризиса 2007-2010 гг. Тем не менее, в настоящий момент в самой Республике Корея существует мнение, что финансовая сфера в своем развитии все еще имеет признаки отставания от реального сектора, и, как следствие, это повышает уязвимость национальной экономики. Так, ведущая корейская экономическая газета Mael Kydngje отмечала, что в 2013 г., по оценке Всемирного экономического форума (WEF), по уровню зрелости финансового рынка Республика Корея заняла всего лишь 81-е место (тогда как в 2012 г. ей принадлежала 71-я строчка в рейтинге), притом что Китай расположился на более высокой 54-й позиции, не говоря уже о таких странах, как Япония, Гонконг и Сингапур7. Нам не удалось найти данный рейтинг в каком-либо виде, однако Всемирный экономический форум в своем последнем ежегодном отчете The Financial Development Report опубликовал Индекс финансового развития для 62 государств в 2012 г. (см. диаграмму 2). Согласно результатам исследования, по значению данного индекса8 Республика Корея заняла 15-е место, поднявшись с 18-го в 2011 г., опередив при этом такие страны, как Бельгия, Финляндия и Австрия. Такая оценка корейской финансовой отрасли, проведенная уважаемой международной струк-
Диаграмма 2
Индекс финансового развития в 2012 г. (WEF)
турой, как минимум не дает основании предполагать наличия серьезных проблем в данной сфере. Тем не менее, мы поподробнее остановимся на анализе современного состояния банковского и страховых секторов, а также финансового рынка.
С момента финансово-экономического кризиса 1997 г. банковский сектор Республики Корея подвергся серьезной реструктуризации, следствием которой стало появление ряда важных моментов, предопределивших дальнейшее развитие данной сферы. Во-первых, была проведена консолидация коммерческих банков путем слияний, поглощений и закрытий. Так, с января 1998 г. по сентябрь 2001 г. 5 коммерческих банков (3 национальных и 2 региональных) были ликвидированы, а на основе 11 банков (6 национальных, 2 региональных и 3 специализированных) было сформировано 5 банков (4 национальных и 1 специализированный). По состоянию на июнь 2013 г. в Республике Корея работали 7 национальных, 6 региональных, 5 специализированных банков и 39 отделений иностранных банков9.
Во-вторых, продолжился уверенный рост масштабов банковского бизнеса как в абсолютном, так и в относительном выражении: объем активов в 1999-2012 гг. (на конец периода) вырос в 2,8 раза до $ 1,66 трлн. Соотношение объемов активов к ВВП также продемонстрировало увеличение — со 115% в докризисный 1997 г. до 162% в 2013 г., что сопоставимо с такими странами, как Италия и Канада. На диаграмме 3 можно проследить, как менялись два ключевых показателя развития банковской системы — отношения депозитного и кредитных портфелей к ВВП — для Республики Корея в 2000-
2013 гг. Как видно из представленных данных, за этот период в условиях статичной выборки из 60 стран (по состоянию на 2010 г.) Республика Корея переместилась из группы развивающихся рынков, в группу, где доминируют развитые государства.
Диаграмма 3
Соотношение кредитного и депозитного портфеля к ВВП для выборки стран
Источник: The Financial Development Report 2012. World Economic Forum, 2012. P. 12.
Источник: Составлено no: The Financial Development Report 2012. World Economic Forum, 2012, p. 354 и данным Financial Supervisory Service (http://efisis.fss.or.kr/).
В-третьих, с момента проведения реструктуризации выросла рентабельность банковской деятельности. Так, если с 1993 г. ROE10 сектора устойчиво сокращался (до 4,3% в 1996 г.), то в 2012 г. он составил 6,2%. Среднее же значение данного показателя за 2001-2012 гг. превысил 10%, притом что с 2009 г. корейские банки были несколько перекапитализированы.
В-четвертых, увеличилась устойчивость банковского сектора Республики Корея: так, уровень достаточности капитала (по стандартам Базельского соглашения) по состоянию на конец третьего квартала 2013 г. составил 14,3%, в то время как в конце
1996 г. он едва превышал 9%и. Кроме того, в период глобального финансового кризиса второй половины 2000-х годов корейские банки продемонстрировали минимальное ухудшение качества кредитного портфеля, что говорит о хорошо поставленной системе риск-менеджмента.
Толчок к развитию корейского страхового сектора Республики Корея после финансово-экономического кризиса 1997 г. дала либерализация сегмента Р&С страхования12 в 1998 г. и сегмента страхования жизни в 2000 г. В 2011 г. Республика Корея по двум основным показателям, характеризующим значение данного сектора для экономики, — соотношение валовых страховых премий к ВВП (отдельно для страхования жизни и P8¡C страхования) — соответствовала уровню таких стран, как США, Сингапур и Швейцария.
Диаграмма 4
Соотношение валовых страховых премий к ВВП для выборки стран
Источник: Составлено по: The Financial Development Report 2012. World Economic Forum, 2012, p. 363 и данным Financial Supervisory Service (http://efisis.fss.or.kr)
Начиная с 2001 г. страховой сектор Республики Корея демонстрировал стабильную и достаточно высокую доходность: минимальные значения RO Едля Р&Сстрахования не падали ниже 9,4%, а для страхования жизни — ниже 3,7%, при этом среднее ROE для периода 2003-2012 гг. по данным видам страхования составило 12,8% и 10,4% соответственно13.
Финансовый рынок Республики Корея стал одним из наиболее пострадавших от кризиса
1997 г. секторов экономики: среднее значение индекса акций KOSPI в 1998 г. упало до 400 пунктов, что более чем в два раза ниже уровня 1996 г. При этом в течение года с рынка ушло восемь инвестиционных компаний (из 32) и 19 управляющих компаний (из 31). С другой стороны, неизбежные меры по реформированию системы регулирования и инфраструктуры финансового рынка избавили его от нежизнеспособных агентов и по сути создали условия для качественно нового развития. Уже в 1999 г. была открыта Korea Futures Exchange (биржа по торговле деривативами), принята законодательная база, регламентирующая проведение секьюритизации активов, индекс KOSPI вернулся на докризисные значения. Тем не менее, о каком-либо заметном прогрессе в контексте сравнения с финансовыми рынками развитых стран можно говорить только начиная со второй половины 2000-х годов. По такому показателю, как отношение капитализации акций к ВВП Республика Корея в настоящий момент приблизилась к таким государствам, как США и Швеция (см. диаграмму 5).
Диаграмма 5
Развитие фондового рынка14
Источник: Составлено по a) The Financial Development Report 2012. World Economic Forum, 2012, p. 372; 6) IMF,
World Economic Outlook Database (October 2013): в) Financial Supervisory Service (http://efisis.fss.or.kr)
Кроме того, за 2009-2011 гг. на Республику Корея пришлось 2,4% от мирового объема первичного размещения акций (IPO) в стоимостном выражении (7-е место), 2,7% от мирового объема сделок по слиянию и поглощению (11-е место), а отношение секьюритизированных активов к ВВП достигло 2,6% (3-е место после США и Нидерландов)15. Также следует отметить, что по результатам января — августа 2013 г. Korea Exchange вошла в десятку крупнейших площадок мира по объемам торговли акциями с оборотом в $ 890 млрд.16
План по повышению конкурентоспособности финансового сектора Республики Корея (‘10-10 Value-UpPlan’): основные цели
Как подчеркивает в своем пресс-релизе FSC, «финансовая отрасль будет превращена в сектор услуг с высокой добавленной стоимостью, что станет новым драйвером роста экономики, а также она создаст достаточное число новых рабочих мест»17. Для решения данной задачи ‘10-10 Value-Up Plan’ свою концепцию основывает на трех стратегических направлениях (или миссиях, как указывается в Плане). Эти направления уже получили довольно яркое название «3C’s»:
• Конкуренция (Competition). Предполагается создание на рынке новых возможностей за счет поддержки конкуренции и поощрения инноваций.
• Совмещение (Convergence). Предполагается достижение сбалансированного роста в финансовом и реальном секторах экономики за счет реализации «Креативных Финансов» (Creative Finance).
• Защита потребителей (Consumer Protection). Возвращение доверия граждан к финансовому сектору за счет повышения уровня защиты потребителей.
В рамках трех данных стратегических направлений План устанавливает девять основных целей (по три в каждом). Так, по направлению Конкуренция (Competition) предполагается решить следующие задачи:
1. Пп7тлрр-жка здоровой конкуренции в финансовой отрасли. Основной акцент здесь планируется сделать на снижении излишней зарегулированное™ сектора, препятствующей развитию конкуренции, а также поощрении роста сделок по слиянию и поглощению среди финансовых институтов и обеспечении свободы выбора для потребителей.
2. Создание спроса на финансовые услуги среди “Homo-hundred”18. Здесь планируется обеспечить потребителей пенсионного возраста финансовыми продуктами, полностью отвечающими их нуждам. Особое внимание будет уделяться развитию пенсионной системы третьего уровня (Pillar III) и страховых услуг.
3. Глобализация корейской финансовой отрасли. Предполагается смягчить те меры регулирования, которые препятствуют корейским финансовым институтам осваивать новые зарубежные рынки. Кроме того, будет подцерживаться создание в Республике Корея Финансового Хаба. Стратегическое направление Совмещение (Convergence) также реализует комплекс из трех ключевых целей:
4. Стимулирование активности в сегменте финансовых услуг для сферы, связанной с технологиями и интеллектуальной собственностью. Пла-
нируется создать Бюро технологических прав (Tech Credit Bureau), которое бы предоставляло оценочную информацию по разработкам, полностью отвечающую запросам потребителей.
5. Оживление рынков капитала. Будет усовершенствовано регулирование деятельности фондов прямых инвестиций (Private Equity funds), а также реализованы меры по стимулированию IPO (вывода акций на рынок) наиболее перспективных компаний. Помимо этого, предполагается повысить спрос на инвестиции на рынках капитала и поощрять развитие новых финансовых продуктов.
6. Укрепление корпоративной финансовой базы. Предполагается обеспечение финансовой поддержки компаниям для реализации проектов за рубежом, а также диверсификация каналов фондирования для среднего и малого бизнеса. Будет реформироваться регулирован^ для наиболее успешных фирм, например в части отмены института совместного поручительства.
Третье направление — Защита потребителей
(Consumer Protection) — делает акцент на следующих задачах:
7. Повышение защищенности потребителей финансовых услуг. Планируется провести реорганизацию законодательства и институтов, связанных с защитой прав потребителей финансовых услуг, а также обеспечить справедливую конкуренцию на рынке за счет искоренения недобросовестной практики в финансовых расчетах/
8. Стабилизация финансового рынка. Будет достигнуто повышение качества и прозрачности работы системы финансового надзора. Также предполагается улучшить инфраструктуру внутреннего финансового рынка до уровня, соответствующего мировым стандартам.
9. Повышение доступности финансовых услуг для потребителей с ограниченными социальноэкономическими возможностями. Особое внимание будет уделено домохозяйствам с низким уровнем дохода в контексте обеспечения их доступом к финансовым услугам и снижения бремени обслуживания имеющихся долгов.
На момент написания данной работы (январь
2014 г.) FSC ограничилась всего двумя пресс-релизами по теме ‘10-10 Value-Up Plan’, которые хотя и не раскрывают деталей Плана (они будут публиковаться Регулятором в течение 2014 г.), но достаточно четко дают представление об основных направлениях изменений в финансовом секторе, нацеленных в конечном итоге на повышение его удельного веса в ВВП страны. Сообщив в конце ноября 2013 г. о запуске ‘10-10 Value-Up Plan’ и обрисовав его структуру — 3 направления и 9 целей, FSC в тех или иных подробностях рассказала лишь о пяти моментах Плана.
Первый из этих моментов посвящен задаче поддержке здоровой конкуренции в финансовой отра-
ели (цель, идущая в Плане за № 1). Для ее решения FSC в целях упрощения процедуры получения одобрений на ведение финансовой деятельности (и, как следствие, снятие барьеров для входа на рынок новых игроков) планирует оптимизировать список ее видов за счет укрупнения в нем отдельных категорий. Также для определенных поставщиков финансовых услуг будет автоматически позволено заниматься и каким-либо дополнительным бизнесом без подачи отдельной заявки на разрешение. Кроме того, страховые компании получат право заниматься и доверительным управлением.
Несомненно важным в рамках данного момента является инициатива FSC по стимулированию слияний и поглощений в сегменте финансовых компаний. Этому был посвящен второй (и пока последний на текущий момент) пресс-релиз Регулятора по теме ‘10-10 Value-Up Plan’, в котором отмечается, что в Республике Корея сейчас «62 финансовых компаний, небольших по размеру в сравнении с игроками из развитых стран, и их специализация ограничивается брокерскими операциями на внутреннем рынке»19. FSC указывает на наличие излишней конкуренции между ними, негативно отражающейся на их рентабельности (и соответственно на размер добавленной стоимости, производимой ими), что должно быть исправлено за счет активизации процесса консолидации в данном сегменте.
Вторым моментом, который удостоился дополнительных пояснений со стороны FSC, стала задача создания спроса на финансовые услуги среди “Homohundred” (цель, идущая в Плане за №2). В данном контексте Регулятор заявил о своем намерении поощрять предложение новых финансовых продуктов для стареющего населения, что обеспечило бы более высокое качество жизни для вышедших на пенсию. В частности, планируется стимулировать дальнейшее развитие пенсионной системы третьего уровня (Pillar III), расширение ассортимента видов добровольного медицинского страхования для пожилых, а также поощрять потребителей сохранять долгосрочные контракты по пенсионным схемам за счет введения дисконта на комиссию за управление и упрощение процедуры возобновления прерванного контракта.
Третий момент, озвученный FSC, затронул лишь одну составляющую задачи Плана под №5, — реализация мер по стимулированию вывода акций наиболее перспективных компаний на рынок (IPO). Предполагается, что количество требований для листинга в секции KOSDAQ20 будет снижено вдвое, а в секции KOSPI будет существенно уменьшен период рассмотрения заявки для крупных и прибыльных компаний.
Четвертый момент также связан с задачей Плана под №5 и представляет собой еще одну ее составляющую — усовершенствование регулирования деятельности фондов прямых инвестиций (Private Equity funds). Планируется упростить их классификацию за счет упразднения достаточно запу-
танной таксономии, введя в обиход всего два вида фондов — фондов для профессиональных инвестиций (хедж-фонды) и фонды, реализующие права на управление. Также будет пересмотрен и порядок создания нового фонда — подачу заявления на регистрацию предполагается заменить уведомлением по уже факту формирования.
Наконец, пятый момент, который выделила в документе FSC, является задачей Плана под №3 — глобализация корейской финансовой отрасли. Здесь Регулятор собирается реализовать целый комплекс мероприятий: предоставление вновь созданным зарубежным филиалам корейских финансовых структур своего рода каникул (grace period) на соответствие критериям по операционным результатам, разрешение национальным банкам приобретать иностранные финансовые холдинговые компании, а также разрешение корейским финансовым компаниям владеть менее 50% в зарубежных дочерних структурах. По мнению FSC, это создаст новые возможности роста для финансовых институтов из Республики Корея.
Оценка перспектив реализации стратегия развития финансового сектора Республики Корея до 2023 г. (‘10-10 Value-Up Plan’)
Как уже отмечалось, ‘10-10 Value-Up Plan’ в корейском экспертном и деловом сообществе вызвал неоднозначную реакцию. В частности, выражалось сожаление по поводу того, что «он не выглядит, как план для финансовой державы, которая выдвинется на такие же места, на которых находятся Самсунг и Хёндэ в реальном секторе»21. Также звучали и такие мнения, что «План содержит перечисление фактов в духе энциклопедии, и чего-то нового в нем немного»22. Но, как бы то ни было, конечная цель ‘10-10 Value-Up Plan’ — увеличить долю финансово-
Диаграмма 6
Реальные темпы прироста ВВП и добавленной стоимости в финансовом секторе
-4,0*
Источник: Подсчитано по: a) South Korea: 5-year forecast table. Economist Intelligence Unit, 12.12.2013; 6) Bank of Korea (ecos.
bok.or.kr)
го сектора в ВВП к 2023 г. — является, вне всякого сомнения, достаточно амбициозной, и мы попробуем оценить возможность ее реализации.
В своем анализе мы опирались на последний (декабрь 2013 г.) макроэкономический прогноз Республики Корея до 2018 г., составленный Economist Intelligence Unit. Если предположить, что в среднесрочной перспективе после 2018 г. (горизонт на 5 лет) реальные темпы прироста и дефлятор ВВП сохранятся на уровне 2018 г. (4,8% и 2,1% соответственно), и при этом доля финансового сектора в ВВП будет увеличиваться на протяжении 2013-2023 гг. равными среднегодовыми темпами, то получится, что с 2015 г. реальные темпы прироста добавленной стоимости в финансовой отрасли не должны будут опускаться ниже 8%, а номинальные — превышать 10,5%23. Принимая во внимание динамику темпов роста данного сектора за последние годы, а также ожидаемые масштабы роста экономики Республики Корея в целом, можно с большой долей уверенности говорить о достаточной амбициозности конечной цели ‘10-10 Value-Up Plan’. Рассмотрим, где могут быть ресурсы увеличения добавленной стоимости в финансовой отрасли до уровня, установленного FSC в Плане.
По состоянию на 2012 г. на банковский сегмент (коммерческие и специализированные банки) приходилось 41% всей добавленной стоимости финансового сектора, на сегмент страхования жизни — 31%, Р&С страхования — 19%, инвестиционно-банковский бизнес — 5% и 4% — на прочие24. Как уже отмечалось ранее, по таким показателям, как проникновение кредитов и депозитов (отношение к ВВП) Республика Корея пока еще отстает от наиболее развитых стран — например, Нидерландов, Японии, Швейцарии. В условиях прогнозируемой динамики валовых инвестиций в основной капитал и потребления физических лиц (2013-2018 номинальный CAGR25 составит 4,8% и 7,4% — соответственно), а также при реализации мер со стороны Регулятора по стимулированию корейских компаний замещать иностранное финансирование кредитами банков-резидентов — вполне возможно достичь темпы прироста кредитного портфеля на уровне не менее 10% (соответственно — в случае сохранения чистой процентной маржи на стабильном уровне26 аналогичные темпы прироста будут и у чистых процентных доходов). Следует также отметить, что у корейских банков существенный потенциал увеличения есть и у чистых комиссионных доходов, доля которых в настоящий момент в совокупной чистой банковской выручке составляет около 25 %27. Таким образом, представляется реальным на горизонте 10 лет при определенных условиях обеспечить ежегодные темпы прироста чистой банковской выручки (а также и добавленной стоимости в банковском секторе) в размере 12%.
Добавленная стоимость в сегменте страхования жизни в последние годы демонстрировала достаточно высокие темпы прироста (более 30% в год
в 2009-2012 гг.), однако, принимая во внимание тот факт, что к 2013 г. Республика Корея стала одним из мировых лидеров по такому показателю, как отношение премий по страхованию жизни к ВВП (см. Диаграмму 4), следует ждать их заметного замедления. Тем не менее, ресурс для поддержания устойчивой положительной динамики здесь, безусловно, имеется — прежде всего за счет развития накопительных программ (например, unit-linked страхование). Таким образом, можно утверждать, что до 2023 г. поддержание темпов прироста добавленной стоимости в данном сегменте на уровне до 10% представляется вполне решаемой задачей.
Рост добавленной стоимости в сегменте Р&С страхования в рассматриваемом периоде может быть обеспечен на достаточно высоком уровне (не менее 10% в год) в свете двух моментов. Во-первых, здесь пока еще существует экстенсивная составляющая — по проникновению Р&С страховых премий к ВВП Республика Корея отстает от ряда стран, далеко не все из которых являются передовыми развитыми государствами (например, ЮАР). Во-вторых, стабильные значения комбинированного показателя убыточности28 в последние годы в диапазоне 99-102% свидетельствуют о довольно существенной конкуренции на корейском рынке по страховым продуктам с относительно невысокой добавленной стоимостью — таким образом, освоение новых рыночных ниш может стать дополнительным драйвером роста.
Сегмент финансовых компаний (инвестиционный бизнес) в настоящее время сильно фрагментирован, страдает от чрезмерной конкуренции, что, в свою очередь, негативно сказывается на его рентабельности (ROE в 2013 г. ожидается на уровне, едва превышающем 0%). Следствием этого стало 30%-ное падение в 2013 г. объема добавленной стоимости, произведенной в данном сегменте. Решение данной проблемы должен обеспечить комплекс мер, предла-
Диаграмма 7
Структура добавленной стоимости в финансовом секторе в 2012 и 2023 гг.
10« -Прочее
Финансовые компании (IB)
Р&С страхование Страхование жизни
Коммерческие и
специализированные
банки
2012 2023
Источник: Подсчитано по: a) South Korea: 5-year forecast table. Economist Intelligence Unit, 12.12.2013; 6) Bank of Korea (ecos. bok.or.kr); в) Financial Supervisory Service (http://efisis.fss.or.kr)
гаемых в рамках задачи ‘10-10 Value-Up Plan’ за № 1, которая на данный момент позиционируется Регулятором как одна из наиболее приоритетных. В целом в случае успешной реализации этих мер здесь можно ожидать среднегодовые темпы прироста добавленной стоимости до 2023 г. на уровне не менее 10%.
Заключение
Финансовый сектор Республики Корея с момента финансово-экономического кризиса 1997 г. прошел насыщенный путь реструктуризации, благодаря которой данная отрасль на сегодняшний день по своим показателям вплотную приблизилась к уровню, соответствующему наиболее передовым развитым странам. Тем не менее, корейским правительством (в лице финансового регулятора) был представлен ‘10-10 Value-Up Plan’, согласно которому доля финансовой индустрии в ВВП должна будет достигнуть амбициозных 10% к 2023 г. Проведенный анализ показал, что реализация этой цели вполне возможна, однако для этого необходимо скорейшее оформление Плана уже в виде более-менее детальной стратегии, а не схематичного road-map, существующего в настоящий момент, а также последующее четкое выполнение прописанных в нем мероприятий. Согласно нашей оценки, ключевым драйвером роста добавленной стоимости в финансовом секторе Республики Корея до 2023 г. должен стать банковский сегмент (см. диаграмму 7), однако в Плане последнему уделено крайне мало внимания. Тем не менее, есть основания полагать, что данный пробел является техническим, а не концептуальным и будет ликвидирован в самое ближайшее время: как подчеркнул FCS, «‘10-10 Value-Up Plan’ будет пересматриваться и обновляться на регулярной основе с целью оперативного и гибкого реагирования на изменения рынка»29.
Примечания
1 Plan to Strengthen Competitiveness of Korea’s Financial Industry (’10-10 Value-Up Plan’). Financial Services Commission Press Release. November 27, 2013. P. 1.
2 A New Financial Vision.Korea Herald, 29.11.2013.
3 Термин впервые был предложен почетным профессором Калифорнийского университета в Сан-Диего Чалмерсом Джонсоном (Chalmers Johson) для описания особой концепции государственного капитализма, реализуемой в странах Восточной Азии.
4 South Korea: 5-year forecast table. Economist Intelligence Unit, 12.12.2013.
5 Здесь и далее при рассмотрении доли финансового сектора в ВВП последний берется в факторных ценах. В Республике Корея, как и во многих странах ОЭСР, финансовый сектор не облагается НДС.
6 Рассчитано по данным ОЭСР (http://stats.oecd.org/index. aspx?queryid=9185)
7 Chigak palp’yóhan kümyung kangguk pangan silch’oni munjeda (Реализация объявленного плана по превращения страны в финансовую державу станет проблемой). MaeilKyóngje. 28.11.2013.
8 При растете данного индекса использовалось несколько десятков показателей, которые были сгруппированы в семь основных
групп: состояние институтов, бизнес-климат, финансовая стабильность, банковские финансовые услуги, небанковские финансовые услуги, финансовые рынки, доступ к финансовым услугам.
9 Максимальное количество коммерческих банков в Республике Корея насчитывалось накануне кризиса 1997 г. — 16 национальных банков и 10 региональных.
10 Return on Equity — отношение чистой прибыли банка к среднегодовому значению его капитала.
11 Минимально допустимый уровень достаточности капитала (с учетом капитала второго уровня) составляет 8%.
12 Р&С (Properties and casualties) — виды страхования, отличные от страхования жизни.
13 Рассчитано по данным Financial Supervisory Service (http:// efisis.fss.or.kr/). Для успешной страховой компании ROE должно быть в пределах 10-15%.
14 На данной диаграмме ВВП на душу населения Республики Корея в 2002 г. дан в ценах 2012 г.
15 The Financial Development Report 2012. World Economie Forum, 2012. P. 360, 362, 366.
16 Key Market Indicator. World Fédération of Exchanges, August 2013. P. 8 (www.world-exchanges.org)
17 Plan to Strengthen Competitiveness of Korea’s Financial Industry (’10-10 Value-Up Plan’). Financial Services Commission Press Release. November 27, 2013. P. 2.
18 Термин, впервые использованный в 2009 г. World Population Aging report для обозначения людей, чей возраст достиг 100 лет.
19 Plan to Stimulate M&As among Securities Companies. Financial Services Commission Press Release. December 16,2013. P. 1.
20 В секции KOSDA Опредставлены компании среднего и малого бизнеса, а также венчурные компании (аналог американского NASDAQ).
21 Chigak palp’yôhan kümyung kangguk pangan silch’oni munjeda (Реализация объявленного плана по превращения страны в финансовую державу станет проблемой), Maeil Kyôngje. 28.11.2013.
22 Kyujewanhwaro ôpkye muhankyôngjaeng yudo... “hwakkijôk taean ôpta” pulmando (Дерегулирование приведет к неконкурентоспособное™... Также есть и недовольство тем, что «передового альтернативного плана нет»), Hanguk Kyôngje. 28.11.2013.
23 Здесь и далее предполагаем, что дефлятор в финансовом секторе совпадает с дефлятором всего ВВП.
24 Добавленная стоимость для банковского сектора рассчитывалась как совокупная чистая банковская выручка до формирования резервов на возможные потери минус чистый доход от ценных бумаг и минус административные расходы (за вычетом расходов на персонал). Для страхования жизни — совокупная операционная прибыль минус чистые инвестиционные доходы плюс изменение резервов страхования жизни и плюс расходы на персонал. Для Р&С страхования — совокупная операционная прибыль минус чистые инвестиционные доходы плюс изменение резервов убытков и плюс расходы на персонал. Для инвестиционного бизнеса — совокупная операционная прибыль минус чистые процентные доходы плюс расходы на персонал.
25 Compound Annual Growth Rate — среднегодовой темп роста.
26 Чистая процентная маржа уже более 5 лет находится на уровне около 2%.
27 Подсчитано по данным Financial Supervisory Service (http:// efisis.fss.or.kr). До 2006 г. этот показатель превышал 30%.
28 Комбинированный показатель убыточности (Combined ratio) показывает рентабельность Р&С страховой компании по основному виду деятельности (страхованию). Значение, превышающее 100%, свидетельствует о том, что игрок убыточен (хотя в целом он вполне может и демонстрировать прибыль за счет положительного инвестиционного дохода).
29 Plan to Strengthen Competitiveness of Korea’s Financial Industry (‘10-10 Value-Up Plan’). Financial Services Commission Press Release. November 27, 2013. P. 1.