Научная статья на тему 'Новая региональная политика и ее инновационные ориентиры'

Новая региональная политика и ее инновационные ориентиры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
124
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Инновации
ВАК
RSCI
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая региональная политика и ее инновационные ориентиры»

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

Новая региональная политика и ее инновационные ориентиры

А. Н. Кудинов,

ректор

Тверского

государственного

университета

Е. А. Лурье,

директор Научно-методического центра по инновационной деятельности высшей школы

Десятый год подряд Тверь выполняет важную функцию экспериментальной площадки, на которой заинтересованные федеральные ве-а, администрации регионов, ректоры вузов и руководители вузовской науки совместно рассматривают вопросы инновационного развития территорий и роль высшей школы в решении новых для регионов задач.

Последняя конференция по проблеме «Высшая школа и регионы: сотрудничество в условиях новой региональной политики» была проведена в последних числах декабря 2005 г. Ее учредителями выступили два федеральных ведомства: Министерство образования и науки РФ и Министерство регионального развития РФ. Участниками конференции стали представители администраций регионов в лице заместителей губернаторов и министров, начальники департаментов науки и образования большой группы субъектов РФ, ректоры вузов, директора научных организаций и проректоры по научной работе, ведущие специалисты федеральных ведомств.

На этот раз в числе основных задач конференции был определен анализ основных направлений и характерных тенденций новой региональной политики и ее инновационных ориентиров. Проводится существенное разграничение функций между центром и регионами, на территории субъектов РФ создаются новые технологические площадки с высоким потенциалом конкурентоспособности: промышленные округа, особые экономические зоны, технопарки, научно-технологические кластеры; регионы выступают в роли активных участников и проводников инновационных процессов, привлекая для этого в качестве равных партнеров вузовские научные коллективы.

В чем особенность этого качественно нового этапа федерально-региональной научно-технической и инновационной политики?

Что нового он вносит в жизнь регионов и высшей школы?

Что отражает первый опыт решения этих задач в большой группе регионов России?

Каково его влияние на процессы инновационных преобразований и становления в регионах новой экономики?

Новая региональная политика: основные приоритеты и признаки

Создание новых территориальных сетевых моделей, «сетей, привязанных к месту», является отличительной чертой современной экономики. На место централизованных моделей территориального развития, в которых ключевое положение занимали крупные промышленные комплексы федерального уровня, приходят модели, ориентированные на самостоятельность, активность и экономическую самоорганизацию территорий.

Динамику их развития определяют, в первую очередь, сфера образования и науки, динамичное бизнес-сообщество, интеллектуальные ресурсы региона и другие условия, которые отражают их особое положение в составе государства. В числе характерных признаков территориальных сетевых моделей — активное привлечение регионов к процессам инновационных преобразований, к созданию научно-производственных систем с высокой концентрацией интеллектуального потенциала, призванных обеспечить новый уровень конкурентоспособности региона.

Знание, новые технологии, активное представительство в мировом экономическом пространстве определяют динамичное и стабильное развитие регионов.

В России эта характерная тенденция получила реальное воплощение на государственном уровне в ходе формирования новой региональной политики, в основе которой — ответственность субъектов РФ за развитие территорий, достижение самодостаточности, в том числе в сфере науки и образования.

Может быть назван ряд приоритетов, отражающих новый этап территориального развития и усиления роли регионов в составе Российской Федерации (рис. 1). Существенное разграничение функций между центром и регионами, придавшее регионам и муниципальным образованиям статус непосредственных участников и организаторов процесса технологического обновления на качественно новой инновационной основе; использование государственно-частного партнерства в качестве одного из базовых механизмов взаимодействия государства и бизнес-сообщества; утверждение особого значения в новой эко-

номике малого производственного и инновационного бизнеса — эти и другие приоритеты определяют содержание, основные направления и формы государственной поддержки территориального развития субъектов РФ.

Отличительным признаком нового этапа региональной политики является активная разработка рядом федеральных министерств и ведомств целого ряда новых проектов и программ, реализуемых на конкурсной основе (рис. 2).

Минэкономразвития России возглавило этот список и ведет активную политику в регионах. Стали заметными явлениями конкурсы на создание особых экономических зон различной типологии. Принято решение об организации промышленных технопарков на базе проектов, которые не прошли конкурсный отбор на первом этапе; создаются бизнес-инкубаторы для малого, в том числе инновационного, бизнеса; в регионах организуются венчурные фонды. В стадии подготовки находится конкурс по экономическим кластерам; по соглашению с зарубежными партнерами создаются промышленные округа.

В области агропромышленного комплекса создаются агротехнопарки и агротехнологические кластеры. В транспортном комплексе России получили развитие центры логистики, логистические технопарки. Федеральное агентство по образованию в рамках национального проекта «Образование» стимулирует развитие инновационных процессов в университетах, создает в университетской среде на базе вузов инновационно-технологические центры, инновационнопромышленные комплексы, технологические деревни. Из 66 офисов трансфера и коммерциализации технологий 44 создано в составе и на базе вузов.

В Мининформсвязи России завершается подготовка программы по организации 1Т-технопарков; Минпромэнерго России ведет подготовку конкурса на создание промышленных технопарков; Минобрнауки России создает разветвленную сеть национальных информационно-аналитических центров по мониторингу основных направлений развития науки.

Новая региональная политика воплощается в конкретных решениях и определенных направлениях регионального развития, в создании современных территориальных сетевых моделей.

Таковы особенности нынешнего этапа новой региональной политики. Ее характерные признаки в обобщенном виде приведены на рис. 3.

В числе ее характерных особенностей — утверждение особой роли регионов в решении новых инновационных задач и представление их как партнеров бизнес-сообщества; новый статус муниципальных образований, которые выступают в роли основных технологических площадок для создания новых точек роста с высоким уровнем конкурентоспособности.

Новая региональная политика: основные приоритеты

♦ Законодательные основы разграничения функций между центром и регионами, в том числе в сфере образования и науки.

♦ Развитие территориальных сетевых моделей организации научно-

♦ Представление регионов как крупных технологических площадок создаваемых новых высокотехнологичных производств

♦ Приоритетное опережающее развитие в регионах высоких технологий, в том числе 1Т-, нано-, биотехнологий.

♦ Привлечение зарубежного опыта и капитала для формирования

♦ Разработка и освоение механизма государственно-частного партнерства в сфере производства и инноваций.

♦ Вовлечение в состав территориальных сетевых моделей малого инновационного и производственного бизнеса

Рис. 1. Основные приоритеты нового этапа территориального развития регионов

Малый бизнес рассматривается в числе основных участников инновационных процессов, определяя во многом элементную основу новых территориальных систем. Опыт регионов подтвердил важность привлечения административного ресурса на региональном и муниципальном уровнях как фактора поддержки и стратегической оценки развития регионов на перспективу.

В субъектах РФ разрабатываются и формируются региональные сетевые модели создания промышленных округов и зон научно-технического развития; по-новому предстали в инновационной среде наукограды, располагающие крупным потенциалом развития.

Рис. 2. Проекты и программы, реализуемые министерствами и ведомствами на конкурсной основе

Территориальные сетевые модели инновационного развития, реализуемые в условиях новой региональной политики

Минэконом- развития России ♦ Особые экономические зоны различной типологии. ♦ Научно-промышленные технопарки и бизнес-инкубаторы. ♦ Экономические кластеры и венчурные фонды. ♦ Промышленные округа

Мининформсвязи России ♦ Технопарки высоких технологий, в том числе ГГ-технопарки

Минобрнауки России Федеральное агентство по науке и инновациям ♦ Национальные информационно-аналитические центры по мониторингу основных направлений развития науки. ♦ Научно-технические центры международного сотрудничества. ♦ Инновационно-технологические центры. ♦ Центры трансфера и коммерциализации технологий

Минпром-энерго России ♦ Промышленные технопарки

Минсельхоз России ♦ Агротехнопарки. ♦ Агротехнологические кластеры

Федеральное агентство по образованию ♦ Университеты инновационного типа. ♦ Университетские технопарки, инновационно-технологические центры, инновационно-промышленные комплексы, технологические деревни. ♦ Центры трансфера и коммерциализации технологий

Минтранс России ♦ Логистические центры и технопарки

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

Новая региональная политика: основные признаки

гионы — непосредственные участники процесса создания новых промышленных и научно-производственных систем

Регионы — партнеры Привлечение административного ресурса

бизнеса на региональном и муниципальном уровне

Приоритетное развитие и поддержка малого инновационного и производственного бизнеса

Региональные программы развития промышленных округов и других систем

Развитие механизма государственно-частного партнерства

униципальные образования — непосредственные участники процесса развития территорий

Активное международное сотрудничество и использование опыта ЕС

ривлечение и участие высшей школы в формировании территорий инновационного развития

ктивная роль и участие наукоградов в инновационных преобразованиях

Рис. 3. Основные признаки региональной политики Опыт регионов

Немного подробнее рассмотрим географию опыта и многообразие новых территориальных систем, представленных на конференции (рис. 4).

Промышленные округа: Московская область, Ела-буга, Нижнекамск, Липецк, Обнинск. В Татарстане и Липецке промышленные округа формируются на основе сотрудничества с правительством Италии и в рамках реализации проекта по развитию промышленных округов в России.

В Обнинске промышленная зона создана усилиями администрации Калужской области и мэрии города. Правительство Московской области создает на программной основе промышленные округа на территории большой группы муниципальных образований.

Промышленные округа рассматриваются как площадки, на которых создаются предприятия с высоким уровнем конкурентоспособности и определенной научно-производственной специализацией: в основе округа — крупные производства, создаваемые с участием зарубежных партнеров, и разветвленная сеть

малого производственного и инновационного бизнеса, в том числе предприятий-партнеров; высокий уровень самостоятельности округа обеспечивает развитая инфраструктура, взаимодействие с научными организациями, вузами.

По особым экономическим зонам показаны особенности и программы развития технико-внедренческих и промышленно-производственных зон, по которым завершен конкурс, а также специфика туристско-рекреационной зоны «Селигер», создаваемой в Тверской области.

В числе новых базовых моделей представлены агропромышленные кластеры Мичуринска и Пензы; технологическая деревня Зеленограда; ЭкоТехноПолис «КАС»; технопарки Петрозаводска, Санкт-Петербурга, Тюмени; научно-технологические кластеры Твери, Екатеринбурга, Бурятии, Томска; региональные центры международного сотрудничества с приграничными государствами и регионами Владивостока, Архангельска; наукограды Петергофа, Дубны, Бийска; Волжский научно-производственный центр, созданный на базе интеграции технического университета (ВолГТУ) и отраслевого НИИ.

Высшая школа, как обычно, в числе первых откликнулась на новый вызов времени и активно участвует в разработке и формировании территориальных сетевых моделей.

В Липецке — технический университет; в Казани — технический и технологический университеты; в Обнинске — технический университет атомной энергетики; в Твери — классический университет; в Томске — ТГУ, ТПУ, ТУСУР; в Тамбове — технический университет; в Мичуринске — агроуниверситет; в Комсомольск-на-Амуре — технический университет; в Санкт-Петербурге и Петрозаводске — классические университеты; в Зеленограде — технический университет электронной техники; во Владивостоке — технический университет; в Архангельске — Поморский государственный университет; в Бурятии — классический университет; в Екатеринбурге — технический университете и другие.

Территориальные промышленные и научно-производственные системы: опыт регионов

Промышленные

округа

Особые

экономические

зоны

Московская область,

Елабуга,

Нижнекамск (Татарстан), Липецк; Обнинск (Калуга)

/'уо'ч Томск, Зеленоград,

— Дубна, Санкт-Петербург

СЇЇП) Елабуга,Липецк СТР) Тверь

Технопарки

Информационных технологий Петрозаводск, Санкт-Петербург Научно-промышленные Тюмень, Казань, Обнинск,

Новосибирск, Нижний Новгород

V Индустриальные, экотехнопарки, логистические Московская область Университетские Томск, Москва — МГУ, Черноголовка, Курчатовский и др.

Научно-технологические кластеры

Международные

инновационные

центры

Тверь, Екатеринбург, Бурятия, Томск

Владивосток,

Санкт-Петербург,

Архангельск

Экотехнополисы

Технологи ческая деревня

Агропромышленные

кластеры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Наукограды

Комсомол ьск-Амурск-Солнечный (Хабаровский край)

Зеленоград, Москва

Тамбов, Мичуринск, Пенза Петергоф, Бийск, Дубна

Рис. 4. География и многообразие новых территориальных систем

Типология технопарков

В составе территориальных сетевых моделей все более заметна роль технопарков различной типологии, использование «парковой» организационной формы для создания промышленных и научно-технических структур.

В программных и других документах, в публикациях, в составе новых проектов представлено все многообразие технопарковой среды: индустриальные парки, логистические парки, экопарки, агротехнопарки, технопарки высоких технологий и 1Т-технопар-ки, научно-промышленные парки, бизнес-парки, многофункциональные парки и другие (рис. 5).

В формируемой новой научно-промышленной и инновационной среде технопарки представлены на достаточно широкой организационной основе с различной научно-производственной специализацией и инновационными ориентирами.

Технопарки — это значительные территории, на которых созданы и функционируют сотни малых производственных и инновационных компаний, университеты, банки, научные организации, предприятия и фирмы инфраструктурной поддержки («Со-фия-Технополис» во Франции, Тайваньский технопарк, 1Т-парк в Бангалоре, технопарк Бангкока в Таиланде и других странах Тихоокеанского региона, и др.).

Технопарки — это ограниченные специализированные комплексы для решения целевых задач в области логистики, туризма, рекреации, экспертных поставок.

Технопарки — это индустриальные и промышленные парки; научные и технологические парки; многофункциональные парки.

Технопарками называют промышленные округа и зоны, промышленные и инновационные кластеры и другие территориальные научно-производственные системы.

Технопарки — это крупные научно-производственные площадки, создаваемые на базе академических центров и научных учреждений РАН (академические парки).

Предложения по созданию промышленных парков и технопарков, в том числе на кластерной основе, были одобрены 30 сентября 2005 г. на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ.

В 2006 г. планируется создать первые 6 промышленных парков.

Минпромэнерго России объявило о том, что оно примет участие в создании промышленных парков в целях обеспечения ускоренного развития малого бизнеса в производственной сфере.

Мининформсвязи России завершает подготовку программы по созданию 1Т-технопарков.

По итогам конкурса технико-внедренческих зон был отобран ряд проектов, которые не вошли в число победителей, но представляют, по мнению специалис-

тов, значительный интерес. Минэкономразвития совместно с Минсвязи и Минобрнауки России внесли в Правительство предложение о создании 5 технопарков в тех регионах, чьи проекты ТВЗ привлекли особое внимание.

Согласно замыслу, в 2006 г. начнется строительство 5 профильных технопарков:

1) в Новосибирске — разработка информационных и биотехнологий;

2) в Тюмени — технологии поиска и добычи углеводородов;

3) в Казани — разработка химических и нефтехимических технологий;

4) в Сарове (Нижегородская область) — разработка информационных, медицинских и экологических технологий;

5) в Обнинске (Калужская область) — разработка 1Т-технологий.

В числе основных задач профильных технопарков — выполнение функций инкубаторов для выращивания будущих резидентов технико-внедренческих зон, в том числе и тех, которые в дальнейшем могут быть созданы на этих территориях.

Представляет значительный интерес реализация венчурных и «посевных» проектов, отработка механизма государственно-частного партнерства, активное участие в становлении технопарков нового типа Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Особое положение призваны занять в инновационной среде университетские технопарки. В высшей школе и вузовской науке они получили первую поддержку и развитие на значительной территории России. Пока, к сожалению, о них мало вспоминают, и университетские технопарки не рассматриваются в качестве активных участников инновационных процессов, которые реализуются в регионах.

На их базе создавались первые инновационнотехнологические центры, более половины действующих в научном сообществе ИТЦ созданы в системе высшей школы. Технопарки заложили основу для созданных в дальнейшем инновационно-промышленных комплексов и технологических деревень. Сегодня вузы в своих годовых отчетах по НИР подтверждают деятельность 102 университетских технопарков, представленных в высшей школе 57 регионов.

Университетские технопарки — это интеллектуальная основа технопарковой среды, формируемой в регионе.

Утверждение новой роли и значимости технопарков как действенных промышленных и научно-про-

Рис. 5. Типология технопарков

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

изводственных комплексов отражает особенности и характерные тенденции инновационной экономики, ее ориентацию в первую очередь на новые знания, новую информацию, новые подходы к решению любых задач, ориентацию на человеческий капитал.

Региональные программы развития территориальных сетевых моделей

Региональные программы были представлены рядом регионов: Московской, Томской, Камчатской областями и другими регионами.

Тверская область в последние годы нередко выступает в роли экспериментальной площадки для отработки новых механизмов развития инновационных процессов на региональном уровне. Администрация области постоянно нацелена на все новое, что может быть использовано для вывода региона на самодостаточность.

Проектная разработка программы Верхневолжской модели создания промышленных округов представлена на рис. 6. Ведется разработка 3 региональных научно-технологических кластеров: программирования, полимерной химии и кремневого производства, в которых наука и образование представлены

университетами города. Область активно участвовала в конкурсе по особым экономическим зонам и представила проекты трех технико-внедренческих и одной промышленно-производственной зон. Проекты не прошли по конкурсу, но их подготовка стала важной школой для большой группы специалистов. В стадии завершения проект по туристско-рекреационной зоне «Селигер», который готовится к представлению на конкурс особых экономических зон. Область признана победителем по созданию бизнес-инкубатора информационных технологий, объявленный МЭРТ России.

В ходе мониторинга научно-технического и инновационного потенциала региона и по его результатам ведется предварительная разработка создания группы промышленных округов на базе крупных промышленных центров: Ржева, Торжка, Кимр, а также округов муниципального уровня на базе Зубцовско-го, Старицкого, Конаковского и Бежецкого районов Тверской области. Рассматриваются варианты создания научно-промышленных зон на базе крупных предприятий — лидеров по видам экономической деятельности: в энергетике и железнодорожном машиностроении, а также создания территориальных научно-производственных сетей в составе лесного, торфяного и транспортного комплексов региона.

Государственно-частное партнерство

Экономический механизм создания региональных научно-технологических кластеров — государственно-частное партнерство, особенности его использования в области инновации, в проектах, в которых одним из основных участников выступает университет.

На рис. 7 приведены основные признаки, характерные для государственно-частного партнерства.

При общих основах использования механизм государственно-частного партнерства имеет свои осо-

Основные признаки

Государственные

научно-

образовательные

учреждения

Федеральное государственное образовательное учреждение «ТГУ»

Бизнес-сообщество, отраслевая наука

Технологическая деревня программирования в составе университетского кампуса

Распределенный корпоративный научнопроизводственный комплекс «Кремний»

Кластерная кооперативная региональная сеть предприятий и отраслевых НИИ, КБ полимерной химии

♦ Сотрудничество государственного

и частного секторов экономики

♦ Договорная, контрактная основа партнерства

♦ Равные права, ответственность

и обязанности сторон

♦ Общие цели

и государственный интерес — основа партнерства

♦ Совместные

и распределенные расходы,риски и использование полученных результатов

Рис. 6. Промышленные и научно-производственные системы: Верхневолжская модель

Рис. 7. Механизм государственно-частного партнерства в сфере инноваций (варианты)

Рис. 8. Интегральный инновационный индекс предприятия

бенности для проекта по созданию технологической деревни в составе университетского кампуса, для проекта по распределенному научно-производственному комплексу «Кремний», по созданию кластерной кооперативной региональной сети предприятий и отраслевых НИИ, КБ полимерной химии.

До последнего времени практика применения механизма государственно-частного партнерства во многом ограничивалась решением инфраструктурных задач: строительством транспортных магистралей, портов, аэродромов и др. К числу таких крупных инфраструктурных проектов относятся паромная переправа на Каспии, портовый комплекс Новороссийска, Калининградский морской канал, аэропорт «Толмачево» в Новосибирске, железная дорога «Архангельск — Пермь», «легкое» метро в Москве, система водоснабжения и канализации в Омске, Нижнем Новгороде, морской торговый портал «Усть-Луга», автомобильная дорога Москва — Санкт-Петербург и др. По опыту европейских стран среди других инфраструктурных проектов: спортивные сооружения, школы, госпитали, офисные и муниципальные здания, жилищный фонд и др.

Это направление сохраняет свою актуальность, однако не менее важно использовать механизм государственно-частного партнерства для решения инновационных задач, освоения новых прорывных технологий и представления конкурентоспособной продукции на отечественном и мировых рынках.

Разработка и формирование на программной основе в границах Тверской области территориальных сетевых моделей, организация новых производств и научно-технических комплексов определили в числе первоочередных задач проведение мониторинга научно-технического инновационного потенциала региона, системного анализа достигнутого уровня развития научно-инновационной среды и степени ее влияния на преобразования в экономике.

К проведению мониторинговых наблюдений привлечены большая группа промышленных предприятий, научные и конструкторские организации, вузы, муниципальные образования, инфраструктурные центры поддержки науки и инноваций, малый наукоемкий и производственный бизнес, ряд видов экономической деятельности, наиболее соответствующих критериям высокотехнологичных отраслей высшего и среднего уровней: энергетики, железнодорожного машиностроения, 1Т-индустрии, полимерной химии, микроэлектроники.

В качестве примера приведены обобщенные индикаторы по трем группам мониторинговых оценок: по интегральному инновационному индексу предпри-

Ржевский завод «Электромеханика»

Принципиально новая продукция ♦ в мире 1. Вакуумная литейная печь направленной кристаллизации «ВЛП-НК» 2. Установка нанесения покрытий «АНП-250»

♦ в России 1. Вакуумные термические печи типа «ПВ»

Продукция более качественная по сравнению с существующей и способная заменить последнюю на отечественном рынке 1. Источники питания типа «ВСВУ» и «ТПЧТ»

Продукция, имеющая преимущества перед существующей по ряду технологических и эксплуатационных характеристик на отечественном рынке 1. Сварочная головка для сварки погруженной дугой «ГСПД-1М»

Новинки 1. Дозатор порошковых материалов «Руслан-300» (разработан совместно с МГУ им. М.В. Ломоносова. 2. Шахтная печь. 3. Установка дробеметного упрочнения «УДП». 4. Агрегат рециркуляционнотермического нагрева «АРТН-13,5»

Рис. 9. Перечень инновационной продукции, создаваемой на основе технологических новшеств

Мониторинг научно-технического и инновационного потенциала региона

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

ИННОВАЦИИ № 4 (91), 2006

Таблица 1

Интегрированный рейтинг инвестиционной привлекательности промышленного комплекса Тверской области

на примере базовых предприятий

Наименование предприятия Локальный рейтинг Интегри- рованный рейтинг Итоговый рейтинг

Вклад в региональную экономику Уровень эффективности и конкурентоспособности Инновационный потенциал

Рейтинговое значение Частный рейтинг Рейтинговое значение Частный рейтинг Рейтинговое значение Частный рейтинг

ОАО «Тверской вагоностроительный завод» 1,00 1 1,69 1 2,87 4 1,83 1

ЗАО «Диэлектрические кабельные системы» 2,98 3 1,80 2 2,55 3 2,29 3

ОАО «Электромеханика» 2,29 2 2,35 3 1,94 2 2,23 2

ООО ПФ «Кимрский завод теплового оборудования» 3,07 4 3,24 4 1,59 1 2,75 4

ОАО «Торжокский завод полиграфических красок» 3,11 5 3,29 5 3,85 5 3,38 5

Весовые коэффициенты 0,25 0,48 0,27

ятия «Диэлектрические кабельные системы» (рис. 8); по уровню технологического обновления, конкурентоспособности и нововведениям Ржевского завода «Электромеханика» (рис. 9); по инновационной привлекательности промышленного комплекса области (группы базовых предприятий) (табл. 1).

Шесть основных индикаторов используются для оценки инновационного потенциала и динамики инновационных процессов на предприятии, организации. Интегральный инновационный индекс рассчитывается в ходе экспертной оценки с участием специалистов Тверьстата и Департамента экономики и промышленной политики администрации Тверской области.

На рис. 9 представлен фрагмент карты мониторинга Ржевского завода «Электромеханика», в котором дана оценка конкурентоспособности производимой продукции.

Девять нововведений представило предприятие, из них 3 не имеют аналогов в мировой и отечественной практике, 2 обладают высокой новизной и востребованы рынком и 4 в стадии разработки и представляются как новые.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По результатам этих оценок будет формироваться региональная база данных «Новые технологии, инновационные проекты, конкурентоспособная продукция».

В числе основных показателей инвестиционной привлекательности предприятия — конкурентоспособность, инновационный потенциал, вклад в региональную экономику.

В ходе мониторинга оценивался потенциал муниципальных образований как технологических площадок для привлечения инвесторов и создания новых производств, формирования промышленных округов и зон научно-технологического развития.

Тверская область по своему потенциалу близка многим субъектам центра России и другим регионам. Она продолжает оставаться дотационной и испытывает немалые трудности в своем развитии. Но область, выбрав инновационный путь развития, активно участвует в процессах обновления в экономике и производстве, которые сегодня характерны для России.

Новая региональная политика, ее инновационные приоритеты предоставляют дополнительные возможности регионам для выхода на новый уровень динамичного и устойчивого развития.

ОАО «Трансфер»

предлагает:

Консультационные услуги по коммерциализации и передаче технологий.

► Управление инновационными проектами.

Подбор технологических решений по запросам промышленных предприятий, подготовку обзоров по рынкам и технологиям.

Информационную поддержку новых разработок, включая подготовку публикаций в журнале «Инновации».

Редакционно-издательские услуги по изданию книг, брошюр, каталогов, рекламно-информационных материалов и другой печатной продукции.

Обращаться в редакцию журнала «Инновации»

Тел./факс: (812) 234-0918; тел. (812) 234-6658. Е-шаіІ: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.