УДК 94
Кацитадзе Георгий Омарович
специалист, экономист-международник. Дипломатическая академия МИД России [email protected]
Новая расстановка
ПАРТИЙНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ СИЛ В ШВЕЦИИ В ПЕРИОД 2006-2014 гг.
Georgii O. Katsitadze
expert, international economist. Diplomatic Academy of MFA of Russia [email protected]
The new alignment of the party-political forces in
SWEDEN DURING THE PERIOD OF 2006-2014
Аннотация. В статье рассмотрены основные процессы трансформации шведской политической системы за последние восемь лет. Определены главные исторические события, сформировавшие современную картину расстановки политических сил в Риксдаге. Проанализирована деятельность оппозиционных партий и исследовано их взаимодействие с правящим альянсом. Отдельное место в исследовании отводится роли партии «Демократы Швеции», как внеблоковой политической силе, получившей места в шведском парламенте. Приводится краткое описание политических процессов, результатом которых стал приход во власть третьей по значимости и количеству мандатов политической партии - Демократов Швеции.
Ключевые слова: политика, Швеция, партийно-политическая система, социал-демократия, оппозиция, демократы Швеции.
Annotation. The article describes the main processes of transformation of the Swedish political system over the past eight years. There are identified the major historical events that shaped the modern picture of the political landscape in the Riksdag. The activities of opposition parties and their interaction with the governing alliance are studied and analyzed. A special place in the study is given to the role of the party «Sweden Democrats» as nonaligned political power that came into the Swedish parliament. A brief description of the political process is given, in a result of which the Swedish Democrats became the third leading party and the third party having largest number of seats in the Riksdag.
Keywords: politics, Sweden, the party-political system, the social-democracy, Sweden democrats.
Швеция является конституционной монархией с парламентско-демократической формой государственного устройства. В конституции страны говорится, что вся власть исходит от народа и парламент является главным инструментом волеизъявления народа. Трансформация партийнополитической системы Швеции в период с 2006 по 2014 годы была обусловлена кризисом шведской социал-демократии, приходом к власти правоцентристского Альянса и успехом партии «Демократы Швеции» на парламентских выборах 2010 г.
Социал-демократическое движение оставило заметный след в развитии Швеции за последнее столетие. И по сей день Социал-демократическая рабочая партия Швеции (СДРПШ) является старейшей и самой многочисленной политической партией страны. Это главным образом объясняется тем, что партия - не просто некая политическая структура, а исходно зародившееся народное движение вследствие индустриализации страны на рубеже XIX-XX столетия. В течение многих десятилетий социал-демократическая партия доминировала в политике Швеции. Однако за последние 30 лет власть несколько раз переходила из рук в руки - от социал-демократов к «несоциалистиче-
скому» политическому блоку [1].
В то же время, развитие на волне недовольства от притока иммигрантов и последствий глобализации праворадикальных движений в конце 1980-х привело к появлению единой партии праворадикального и порой даже националистического толка. Вследствие межфракционной борьбы, а также внутрипартийных преобразований к началу XXI века образовалась новая сила на политической арене под названием «Демократы Швеции», которая выступает в качестве альтернативы двум возглавляемым доминирующими партиями блокам («Альянс за Швецию» и «Красно-зеленая коалиция»).
Создание партии Демократы Швеции (ДШ) в 1988 г. совпало с кризисом СДРПШ и ростом межэтнической напряженности, вызванной иммиграционной политикой шведских властей, и одновременно стало проявлением общеевропейской тенденции к поправению. Вместе с возникновением иммиграционной проблемы повысился и риск ущемления прав на социальные льготы для коренных шведов, обостряя и другие экономические проблемы, которые касаются «общества всеобщего благосостояния».
234
В 2003-2004 гг. новыми сторонниками Демократов Швеции стала часть евроскептиков, отрицавших необходимость участия Швеции в нынешней фазе европейской интеграции. Умело используя евроскептические настроения, партия совместно с рядом организаций провела кампанию «Защитить крону!», приуроченную к референдуму об участии Швеции в ЭВС, а также приняла участие в выборах в Европейский парламент.
Развернувшаяся в 2005г. внутри партии Демократы Швеции конфронтация между блоком Южной Швеции или «обновленцами» (Fоmyama) и блоком Средней Швеции или «фалангой бункера» (Bunkerfalangen) едва не завершилась новым расколом. В результате лидер «обновленцев» Й.Окессон занял пост представителя «фаланги бункера» и сменил М.Янссона на посту партийного председателя [2, с. 8-19].
В том же году, в преддверии очередных выборов, было продолжено обновление образа партии. Из партии были исключены члены с криминальным прошлым, основные постулаты переписаны в более толерантном тоне, был сформирован новый партийный имидж с легкоузнаваемой эмблемой.
Выборы 2006г. оказались благоприятными для националистов: партия, хотя и не набрала нужного количества голосов, чтобы попасть в риксдаг, но в муниципалитетах и регионах Демократов Швеции имела успех. Она получила двести восемьдесят мандатов в муниципальных советах и три мандата в советах ленов (ландстингах) [3. с. 44], Вместе с тем, выборы 2006г. выявили недостатки Демократов Швеции; в частности, слабость местных отделений и недостаточный уровень подготовки кандидатов в муниципальные органы законодательной власти. Для преодоления этих недостатков, привлечения нового электората и расширения своей массовой базы, в 2008 году в рамках подготовки к новым парламентским выборам Демократы Швеции создали интернет-блог «Политискт Инкоррект» (Politiskt Inkorrekt).
На всеобщих выборах 2010 года победу одержали партии «Альянса», которые добились успеха и в 2006 году. Взаимодействие партий «Альянса» стало новой вехой в развитии партийнополитической системы страны, так как социал-демократы, особенно руководитель партии -Мона Салин, ранее настороженно относилась к сотрудничеству с Левой партией.
С приближением выборов 2006 г. Умеренная-коалиционная партия (УКП) продолжила модернизацию своего образа. Сразу после прихода на пост партийного лидера Ф.Райнфельдт заявил, что не стал консерватором, поскольку верил в «революционную» смену правящей коалиции.
Для того, чтобы обозначить своё полевение, «модераты» частично поменяли название своей партии, которая с 2005г. стала называться Новые умеренные (Nya Moderaterna), вместо Умеренных. УКП определила свою идеологию как
синтез консервативных общественных ценностей и либеральных идей. В ходе избирательной кампании, активно используя в своей риторике понятия «рабочая партия» и «солидарность», УКП заявила о себе как о «единственной рабочей партии». Несмотря на то, что обновление образа партии было прежде всего тактическим шагом, идеологическая «мимикрия» также стала доказательством политического сдвига УКП влево.
Тем самым два противоборствующих политических блока (левоцентристы и правоцентристы) приблизились друг к другу; создались предпосылки к переходу от партийно-политической системы с одной доминирующей партией (СДРПШ) к системе с двумя доминирующими партиями (СДРПШ и УКП), который и произошел по итогам выборов 2006г.
Предпринятые пришедшим в 2006 г. к власти правоцентристским Альянсом реформы имели как положительные моменты (снижение налогового бремени), так и отрицательные (поляризация доходов населения, рост числа безработных). Тем самым социал-демократы объединились с оппозиционными партиями парламента (Левая партия и Партия защиты окружающей среды - Зелёные) в рамках красно-зелёного объединения. Эта мера наряду со сменой партийного лидера Й.Перссона на молодую и перспективную М.Салин дала СДРПШ надежду на победу на выборах 2010г.
В октябре 2008 года началось более глубокое сотрудничество между социал-демократами и П артией зеленых. В декабре 2008 года Левая партия была подключена к вышеупомянутому сотрудничеству [4].
На парламентских выборах 2010г. Демократы Швеции во главе с Й.Окессоном смогли не только перешагнуть необходимый 4 % барьер, но впоследствии даже удвоили свои показатели в сентябре 2014 г. Таким образом, одержав обескураживающую победу, партия впервые вошла в риксдаг и обозначила новый этап своего развития.
После всеобщих выборов 2010 г. Фредрик Райнфельдт стал первым премьер-министром от консервативной партии, который был переизбран на следующий срок, хотя правоцентристский альянс и не смог завоевать абсолютного большинства. Партия умеренных, к которой принадлежит премьер-министр, получила 30,06 % голосов, что намного превосходит ее предыдущий результат - около 20 % в 2006г. Правоцентристский альянс, также включающий Либеральную партию, Партию центра и христиан-демократов, добился 49,28 % голосов. Негативный рекорд поставили социал-демократы, получившие лишь 30,66 % голосов, хотя обычно им доставалось около 40 %. Результат оказался самым низким со времен Первой мировой войны. Левоцентристский блок, состоящий из социал-демократов, Партии левых и Партии зеленых, завоевал 43,6 % голосов избирателей.
Выборы 2010 г. положили начало периоду более острых политических разногласий в Швеции, по-
235
скольку страна оказалась одной из первых в Европе, где в парламент попали ультраправые партии. До 2010 г. шведские избиратели не предоставляли Демократам Швеции достаточной поддержки для преодоления четырехпроцентного проходного барьера в риксдаг.
В ноябре 2011 г. Демократы Швеции приняли новую, ещё более либеральную «программу принципов», опирающейся на принцип «открытой шведскости» [5], согласно которому шведом может стать человек из любой страны, принявший и следующий традициям и устоям страны. В то же время в новой программе партия впервые заявила о себе как о «социал-консервативной партии с националистическим мировоззрением», а также объявила о намерении позаимствовать лучшее из политических доктрин, как правых, так и левых партий. Заявления такого рода были невозможны на первом этапе истории партии, одной из главных черт которой являлась неприятие левой идеологии. Демократы Швеции расценивают либеральную миграционную политику, исламизацию, распространение американских культурных стандартов и глобализацию в целом как угрозу для шведской культуры. Согласно официальной политике Демократов Швеции, культурные анклавы, в которых живут иммигранты, наносят непоправимый вред шведскому обществу. В ноябре 2013 г. шведские националисты предложили депортировать или отправлять в тюрьму иностранцев, которые занимаются профессиональным попрошайничеством в Швеции.
Демократы Швеции видят своей задачей восстановление национального единства шведского народа и укрепление внутренней солидарности. Важной сферой деятельности партии также стала защита прав женщин. В ведении партии даже есть женская структура, возглавляемая К. Хер-стед. При этом из 20 депутатов от ДШ в Риксдаге, четверо - женщины, что говорит об их высокой политической активности [6, с. 12].
Новым рубежом в развитии партийно-полити-
Литература:
1. Колдунова Е.В. Незападные общества в современной мировой политике: альтернативные пути развития? Материалы Конвента Российской ассоциации международных исследований «Мировая политика: взгляд из будущего». М., 26-27 сентября 2008 г.
2. Akesson J. «Framst var det EU-fragan som drog mig i politiken». 20 roster om 20 ar. Р. 8-10.
3. Andersson H. Fran Bevara Sverige svenskt, BSS 1979 till Sverigedemokraterna 2006. Р. 44.
4. Backes U. Communist and Post-Communist Parties in Europe / U. Backes, P. Moreau. Gottingen : Vandenhoeck&Ruprecht. 2008.
5. Dagens Nyheter. 2011. 28 november; Dagens Nyheter. 2011. 25 november.
6. Kittilson M.C. Challenging Parties, Changing Parliaments : Women and Elected Office in Con-
ческой борьбы в Швеции стали парламентские выборы в сентябре 2014 года, когда впервые за 8 лет социал-демократы взяли реванш, и к власти пришли левоцентристы. Правоцентристский «Альянс», возглавляемый премьер-министром Фредриком Райнфельдтом, уступил власть «красно-зелёной» оппозиции, а он сам покинул пост председателя партии.
Таким образом, за двадцать пять лет партийной истории Демократы Швеции добились впечатляющих успехов, главным из которых стало вхождение в число парламентских партий. Став новой, восьмой по счёту партией риксдага, ДШ качественно и количественно изменили шведскую партийнополитическую систему и нарушили сложившийся в парламенте баланс сил. Даже несмотря на уход на больничный из-за синдрома «эмоционального выгорания» 17 октября 2014 года, Й. Окессон, согласно опросам экспертного шведского журнала DSM, стал лидером рейтинга ключевых фигур, формирующих общественное мнение в стране в 2014 году.
Умеренный национализм партии Й.Окессона имеет большой запас прочности, тем самым Демократы Швеции обладают широким пространством для маневра.
По итогам сентябрьских выборов 2014 г. к власти пришли красно - зелёные. Однако новый кабинет, возглавляемый С.Лёвеном, стал правительством меньшинства, поскольку по итогам выборов левоцентристы получили 158 мандатов, тогда как Альянс стал обладателем 142 мест в риксдаге. Все партии буржуазного Альянса потеряли часть своих мандатов по сравнению с выборами 2010г. Социал-демократы отказались от сотрудничества с Левой партией, и будут прилагать все усилия для управления Швецией с помощью «зелёных», получивших в новом правительстве шесть министерских постов. Однако главным победителем выборов стали Демократы Швеции, получившие почти 13 % голосов избирателей и ставшие третьей по величине партией риксдага.
Literature:
1. Колдунова Е.В. Незападные общества в современной мировой политике: альтернативные пути развития? Материалы Конвента Российской ассоциации международных исследований «Мировая политика: взгляд из будущего». М., 26-27 сентября 2008 г.
2. Akesson J. «Framst var det EU-fragan som drog mig i politiken». 20 roster om 20 ar. Р. 8-10.
3. Andersson H. Fran Bevara Sverige svenskt, BSS 1979 till Sverigedemokraterna 2006. Р. 44.
4. Backes U. Communist and Post-Communist Parties in Europe / U. Backes, P. Moreau. Gottingen : Vandenhoeck&Ruprecht. 2008.
5. Dagens Nyheter. 2011. 28 november; Dagens Nyheter. 2011. 25 november.
6. Kittilson M.C. Challenging Parties, Changing Parliaments : Women and Elected Office in Con-
236
temporary Western Europe. Columbus : Ohoi State University, 2006. 191 p.
temporary Western Europe. Columbus : Ohoi State University, 2006. 191 p.
237