Новая политическая стратегия В. Путина на Дальнем Востоке и на Корейском полуострове: в поисках партнёра или инвестора?
7 мая 2012 года Владимир Путин официально вступил в должность и стал шестым президентом Российской Федерации. На церемонии инаугурации президент заявил, что будущее России зависит от её способности стать лидирующим государством во всей Евразии и не прекращающихся усилий в создании огромного государства от Балтийского моря до Тихого океана - реального успеха, определяющего современные критерии жизни и новую экономику для будущего России, защищённости нации и поддержки семьи [10].
Какой стратегии после возвращения на пост президента придерживается Путин в 2012 году, который в 2000 году главным пунктом внешней политики выбрал «становление сильной России и возвращение Великой Державы»? Наблюдаются ли изменения во внешней политике президента Путина в Северо-Восточной Азии? А если изменения во внешней политике России в Северо-Восточной Азии наблюдаются, то как это отразится на отношениях России и Корейского полуострова? [1, с. 548].
С одной стороны, исходя из внутренней политики страны, сможет ли третье возвращение Путина на пост президента принести политическую устойчивость, рост экономики, повышение места России на международной арене? Сможет ли Владимир Путин, ставший президентом Российской Федерации в третий раз, провести политические и экономические реформы для развития общества, учитывая влияние демократического общества? Насколько важным фактором может стать развитие Дальнего Востока России в данном контексте?
В связи со всем вышеперечисленным, в рамках данного исследования мы стремимся использовать «Стратегию развития Дальнего Востока», чтобы понять политику В. Путина в Северо-Восточной Азии после его возвращения на пост президента РФ, исходя из внутренней политики России и итогов саммита стран АТР во Владивостоке в 2012 году. Политику вернувшегося в третий раз Путина в отношении Северо-Восточной Азии нужно рассматривать многогранно через взаимосвязь с внутренней политикой на Дальнем Востоке.
Рассматривая исследования корейских учёных на тему стратегии России в Северо-Восточной Азии и Корейском полуострове после возвращения В. Путина в третий раз на пост президента, можно сказать, что до сих пор количество подробных исследований, которые бы глубоко анализировали, данный вопрос, очень мало; в основном все они ограничиваются лишь кратким описанием вопроса. Авторы как правило исследуют общетеоретическую причину взаимосвязи поли-
1 Статья подготовлена на основе доклада для ежегодной конференции БАСВЕС 2014, в Уильям Фитц и Черчилль колледже, Кембриджском университете, 5 - 7 Апреля 2014.
тики Медведева и политики Путина в отношении Северо-Восточной Азии и Корейского полуострова, и до сих пор невозможно найти работы, которые бы использовали методику подробного изучения и анализа данного вопроса.
Таким образом, данное исследование указывает на необходимость рассмотрения стратегии президента В.В. Путина в СевероВосточной Азии в комплексе, учитывая внутреннюю политику московского центрального правительства в отношении Дальнего Востока и внешнюю политику России в Северо-Восточной Азии. Кроме того, данное исследование указывает на необходимость концентрации внимания на политике развития Дальнего Востока и понятии «регионализм» в отношении дальневосточного региона России для того, чтобы понять все произошедшие изменения и непрерывность политического курса В. Путина в Северо-Восточной Азии [5, с. 18].
Внешняя политика Российской Федерации и изменения в международной среде.
1. Европейский кризис и расцвет в Северо-Восточной Азии. После того, как В. Путин вступил на должность президента в мае 2012 года, наблюдаются различные признаки того, что российская дипломатия перемещает своё внимание от Европы, на которую она традиционно была направлена, на Азиатско-Тихоокеанский регион. Экономический кризис, начавшийся в Греции, затронувший южную Европу и ставший основной причиной замедления экономического развития и политической интеграции Евросоюза, стал отрицательным фактором экономического развития и получения прибыли Россией в Европе. Одновременно с этим, Германия и некоторые важнейшие европейские государства прилагают усилия для уменьшения зависимости от российского газа после событий по прекращению газовых поставок между Россией и Украиной, произошедших в начале 2006 и 2009 годов. [4, р.115-145].
Такие экономические изменения в Европе стали основными причинами того, что правительство Путина стало проявлять более активное внимание северо-восточноазиатскому рынку, нежели раньше. С экономической точки зрения российское правительство оценивает северо-восточноазиатские страны, респ. Корея, Китай, Японию, как регион, который сможет заменить европейский рынок энергетических поставок и такие страны, как Германия, Франция и т. д., что в корне изменяет энергетическую политику России в данном регионе. Данные изменения означают трансформацию условий поставки российского газа в Северо-Восточную Азию. Во-первых, факторы сокращения потребления российского газа зарубежными странами можно разделить на четыре группы: 1) сокращение потребления российского газа на европейском рынке; 2) поставка Северной Америкой СПГ (сжиженного природного газа) в Азиатский регион; 3) затягивание газового соглашения между Россией и Китаем и поставка в Китай газа из Центральной Азии; 4) планы Китая по освоению сланцевого природного газа и т. д. Во-вторых, следует иметь ввиду фактор увеличения потребления газа Японией и запрет политики АЭС некоторыми европейскими государствами [5, с. 205-234].
Исходя из вышеперечисленного, основной целью стратегии экономического развития президента Путина всё больше становится Северо-Восточная Азия, нежели Европа. В особенности российское правительство ставит важной стратегической целью расширение поставок российского газа в данный регион. Правительство Путина оценивает Северо-Восточную Азию как крупнейший в мире рынок, который может стать новым привлекательным местом сбыта российского газа.
2. Смена власти в важнейших государствах для российской внешней политики в Северо-Восточной Азии. Новую власть в ведущих мировых государствах также можно назвать важным фактором в изменениях во внешней политике Путина. Безусловно, после прихода к власти Путина, власть в других государствах поменялась, но можно сказать, что основная идея внешней политики Путина могла активно противостоять другим странам. Но изменения во власти других государств показали важность создания необходимых условий для перехода внешней политики Путина в более гибкий и активный формат.
Например, в марте 2013 года Си Цзиньпин стал лидером КНР. В декабре 2012 года в Японии произошла смена власти, Синдзо Абе стал премьер-министром Японии вновь. В случае с Северной Кореей в связи с внезапной смертью в декабре 2012 года верховного главнокомандующего Ким Чен Ира, произошла передача власти к Ким Чен Ыну. По результатам выборов в феврале 2012 года к власти в Южной Корее пришла Пак Кын Хе. В случае с США в январе 2013 года Б. Обама вступил в свой второй срок в качестве президента.
Итак, можно сказать, что смена власти в основных государствах стала важным фактором, повлиявшим на внешнюю политику В. Путина после его вступления на должность президента РФ. Но новая политика Путина, имея своей основой политику, проводимую им в начале 2000-х годов, развивает внешнеполитическую линию России, принятую президентом Д. А. Медведевым. Следовательно, Россия занимает позицию активного и быстрого реагирования на изменения, происходящие на международной арене. Подведём итог: Россия намерена занять позицию «активного контролёра» на международной арене.
Внешняя политика Путина в Северо-Восточной Азии на Дальнем Востоке
1. Цель. Важнейшую стратегическую цель внешней политики Путина в Северо-Восточной Азии можно разделить на 3 компонента. Во-первых, необходимость укрепления связей России и быстрораз-вивающихся стран АТР. Причиной этого является то, что перспективы будущего сотрудничества Сибири и Дальнего Востока внесут вклад в развитие России. Во-вторых, сотрудничество Азиатско-Тихоокеанского региона поможет России объединить весь регион в целом. Стратегическое развитие, запланированное президентом Путиным углубит экономические отношения стран АТР, чьи инвестиции и технологии помогут развитию Дальнего Востока. В-третьих, существует необходимость участия в мероприятиях по обеспечению
безопасности в АТР, где всё ещё существуют нестабильность и факторы угрозы, что обеспечит безопасность азиатского региона в целом, где Россия будет играть особую роль [6, с. 137].
Для того чтобы получить признание в качестве сильной державы в мировом сообществе, уровень экономического развития страны-претендента должен достигать уровня развитых стран. С точки зрения России, непременным условием для достижения этой цели является развитие Восточной Сибири и Дальнего Востока. России будет сложно завоевать признание в качестве сверхдержавы без какого-то видимого развития в данном регионе. Иными словами, политика Владимира Путина в Северо-Восточной Азии должна пониматься и анализироваться в связи с развитием Дальнего Востока и Сибири.
После возвращения Владимира Путина на пост президента, наблюдаются различные как положительные, так и отрицательные признаки в развитии Дальнего Востока. Прежде всего, в новом правительстве Путина появилась структура «Министерство РФ по Развитию Дальнего Востока», а также были внесены предложения по развитию Сибири и Дальнего Востока. Иными словами, создав межведомственный орган, который берёт на себя ответственность за все принятые политические решения и их осуществление по вопросам развития Дальнего Востока, правительство Путина намеревается вкладывать огромные инвестиции и обеспечивать политическую поддержку в данном регионе1.
Будучи межведомственным органом, «Министерство РФ по развитию Дальнего Востока» имеет несколько основных функций. Во-первых, Дальневосточный регион на федеративном уровне официально признаётся очень важным регионом РФ. Во-вторых, отчисления из бюджета для региона будут гораздо более существенными, нежели раньше. В-третьих, правительство РФ официально заявляет о сотрудничестве со странами АТР. На дипломатическом саммите в июле 2012 года В. Путин также подчеркнул взаимосвязь развития Дальнего Востока и экономического развития АТР, выразив, что «участие России в процессе интеграции АТР окажет положительное влияние на социально и экономически слабые Сибирь и Дальний Восток РФ» [9].
Переназначение министров, ответственных за развитие ДВ, выражает сильное намерение проведения «Восточной политики». Возглавил новое министерство Виктор Ишаев, губернатор Хабаровского края. Начиная с 2009 года, он исполнял обязанности полномочного представителя Президента РФ по Дальневосточному региону. 7 июля 2012 года, после вступления на пост президента в очередной раз, Владимир Путин дал кабинету министров распоряжение о ряде экономических реформ и также потребовал ускорить процесс со-
1 Посол РФ в Южной Корее Внуков К. В. подчеркнул политику РФ, нацеленную на восток: «В системе правительства РФ нет министерства по развитию Европейской части России, но есть министерство, занимающееся развитием Дальнего Востока. Что ещё более явственно может показать намерения правительства в развитии Дальнего Востока и Сибири?» [13].
циального и экономического развития Дальнего Востока и Сибири [12].
На встрече по стратегии распределения государственного бюджета, прошедшей 18 сентября 2012 в городе Сочи на побережье Чёрного моря, президент Путин выразил огромное недовольство работой кабинета министров Медведева. Путин подверг жёсткой критике министров, заявив о том, что в отчёте по планированию государственного бюджета на 3 года не отражены указания, который были им даны. Подчёркивая тот факт, что «данные указания необходимо обязательно выполнить», Путин заявил, что «если план останется прежним, ни один президент не сможет его осуществить», также он упрекнул кабинет министров в том, что «они не смогли даже исполнить указания по разработке плана, который мог бы помочь в скорейшем развитии Дальнего Востока и Сибири». Ещё одна проблема была связана с невыполнением указания президента по проекту ускоренного развития Сибири и Дальнего Востока до конца июня 2012 года в области транспорта и строительства, отданного министру развития данного региона Говоруну. Президент выразил недовольство тем, что в плане по бюджету на ближайшие 3 года не был отражён бюджет на развитие Сибири и Дальнего Востока [11].
Возможно, президент Путин с самого начала своего третьего срока ставит целью достижение видимых результатов и ускорение развития Дальневосточного региона, но члены кабинета министров, не сумев чётко осознать данное намерение, затянули с проектами по развитию, что привело к беспрецедентно жёсткому порицанию и смене глав соответствующих министерств. Это показывает серьёзное намерение Путина развивать Дальневосточный регион.
2. Международный саммит АТЭС в г. Владивостоке и Дальний Восток. С 8 по 9 сентября 2012 года во Владивостоке прошёл международный саммит стран АТЭС на тему «Интеграция - в целях развития, инновации - в интересах процветания». Результатом совещания глав 21 государства стала Владивостокская декларация «Мероприятия и контроль безопасной торговой зоны. Торговля. Свобода инвестиций», «Содействие в интеграции экономического развития региона и обеспечение безопасности каналов распространения», «Укрепление безопасности в вопросах продовольствия», «Борьба с коррупцией», «Стимулирование роста» и т. д в АТР [2, с.32].
Можно ли назвать состоявшийся в сентябре 2012 года международный саммит во Владивостоке сигналом начала проведения президентом Путиным новой дальневосточной политики? В действительности, за последние 30 лет советские и российские лидеры постоянно упускали необходимость экономического развития Дальнего Востока и, следовательно, возможность становления России как экономической державы. Вот почему до сих пор не наблюдаются видимые результаты в экономическом сотрудничестве Дальнего Востока, а также среди всех регионов РФ, Дальний Восток является самым экономически отсталым регионом.
Упоминая о том, что международный саммит АТЭС 2012 года является первым шагом в развитии Приморского края и Владиво-
стока, Путин несколько раз подчеркнул, беря во внимание стратегическую и геополитическую важность дальневосточного региона, необходимость его экономического развития и расширения. Расширяя Владивосток, правительство Путина проводит новую восточную политику, чтобы сделать его центром Восточной России. По решению правительства регион стал «главным морским портом АТР», была создана промышленная зона, а для достижения цели успешной реализации новой восточной политики правительство РФ привлекает огромные иностранные инвестиции и капитал.
В связи с этим посол РФ в респ. Корея высказал следующее по поводу дальнейших целей РФ. Во-первых, прежде всего экономический рост АТР происходит быстрее, чем в Европе. Это может стать положительным моментом для Дальнего Востока и Сибири. Во-вторых, нельзя оставлять без внимания Дальний Восток и Сибирь. Во время подготовки саммита АТЭС в строительство газопровода Сахалин-Хабаровск-Владивосток было вложено около 300 млрд. корейских вон (около 11 триллионов рублей). Всё это было сделано для того, чтобы начать снабжать газом дальневосточный регион, полностью забытый во времена Советского Союза. Ставя целью улучшение условий, газификация подготавливает регион к будущему развитию, сокращая вредные выбросы и увеличивая количество населения. В-третьих, геополитическая важность. Главным вопросом на прошедшем саммите АТЭС стала проблема продовольственной безопасности. Амурская область может сыграть немаловажную роль в этом вопросе. Почва в данном регионе, также как и Украинские чернозёмы, очень плодородна. Если экспортировать в год около 35 - 40 млрд тонн, то можно внести огромный вклад в вопрос продовольственной безопасности [13].
Безусловно, в свете последних изменений в мировой экономике, Россия пытается ослабить зависимость от Европейского Союза и выразила на саммите АТЭС во Владивостоке свои мысли по поводу активного сотрудничества с экономиками стран АТР как альтернативы сотрудничеству с ЕС, но долгосрочность данного решения остаётся неизвестной. Иными словами, новая восточная политика России -это просто «экономическая альтернатива» или же она может стать долгосрочным проектом?
На последней встрече клуба международных дискуссий «Валдай» было вынесено предложение о возможности превращения Владивостока в столицу Восточной России. Была проведена аналогия с переносом столицы из Москвы в Санкт-Петербург, что послужило основанием расцвета России как сверхдержавы в политике распространения модернизации по всей стране. Было вынесено предложение о том, чтобы перенести часть столичных функций на Дальний Восток с целью развития отсталых районов Сибири и Дальнего Востока. Перенос столичных функций на Дальний Восток не означает снижения интереса к Европейской части России. Напротив, для сбалансированного развития России считается более подходящим создание трёх столиц: 1) Москва - функции политической / военной / дипломатической столицы; 2) Санкт-Петербург - функции культурной
/нормативной столицы; 3) Владивосток - экономические функции и т. д. В случае если перенос части столичных функций на Дальний Восток состоится, то это может положительно сказаться на гордости жителей региона и укреплении политического курса. Также была выражена обеспокоенность в том, что в настоящее время проект расширения Москвы будет препятствовать равномерному развитию страны, что может привести к упадку регионов [8, с.31].
Однако традиционная политическая система России сконцентрирована в западной части страны. Можно ли добиться сотрудничества и убедить широкие массы и элиту в том, что перенос некоторых столичных функций на восток может сыграть важную роль в стимулировании развития важного для страны региона?
Как известно, все крупные международные совещания, состоявшиеся в России, проходили в европейской части страны, Москве или в Санкт-Петербурге. Но российское правительство вложило огромные денежные средства в проходивший во Владивостоке международный саммит, собравший глав и представителей 21 государства Азиатско-Тихоокеанского региона. Является ли это свидетельством намерения правительства В.В. Путина развивать Дальний Восток России?
После Владивостокской декларации 1986 года советские и российские лидеры постоянно подчёркивали важность развития Приморского края. Владивосток, Уссурийск, Находка и т. д являются стратегически важными районами (политика / экономика / военная сфера / культура) Приморского края в связи с энергетикой, транспортом, богатством ресурсами, важность которых нельзя переоценить. Значимым моментом в развитии Дальнего Востока является аргументация важности и ценности данного региона для России. Иными словами, настал тот момент, когда прошла стадия обсуждения «Потенциала и возможностей» дальневосточного региона и правительство РФ должно начать конкретную реализацию своих целей в сотрудничестве с региональным правительством Дальнего Востока. Состоявшийся в 2012 году во Владивостоке международный саммит является одной из причин, конкретно подтверждающих это.
Политика В. В. Путина на Корейском полуострове
Цели России на Корейском полуострове, как это было освещено в 2008 году в концепции внешней политики России, следующие: 1) сохранение мира на Корейском полуострове; 2) развитие равноправных отношений между Северной и Южной Кореей; 3) денуклеари-зация Корейского полуострова. Это напрямую связано с участием в интеграции региона и развитием Дальнего Востока России и Восточной Сибири, поддержанием безопасности в приграничных территориях - целями, стоящими перед правительством России в СевероВосточной Азии [7, с. 59].
Если рассмотреть более конкретно основные аспекты и направления российской политики на Корейском полуострове, то они выглядят следующим образом. Во-первых, сохранение прежних связей с Южной и Северной Кореями и равноправное с США, КНР и другими соседствующими странами, участие в решении проблем на Корейском полуострове. Во-вторых, президент Путин, который делает
ставку на экономическую прибыль, намеревается укреплять экономическое сотрудничество с респ. Корея, развивая энергетическую область. Также активно укрепляется трёхстороннее экономическое сотрудничество в треугольнике «Южная Корея - Северная Корея - Россия», которое может внести огромный вклад в поддержание мира на полуострове. В-третьих, сохранение политических и экономических отношений с Северной Кореей и их дальнейшее развитие. В-четвёртых, рассмотрение ядерной проблемы Северной Кореи, которая создаёт конфликтную ситуацию на Корейском полуострове, нужно осуществлять через призму шестисторонних переговоров. Таким образом, необходимо решать ядерную проблему Корейского полуострова дипломатическими и политическими методами.
С другой стороны, политику РФ на Корейском полуострове после 2008 года можно разделить на два вида. Прежде всего, Россия рассматривает респ. Корея в качестве основного рынка потребления российских энергетических ресурсов, а также Корейский полуостров является основным объектом для осуществления Россией политики в Северо-Восточной Азии. Эти основные цели России на Корейском полуострове остались неизменными и в третий срок В. Путина в качестве президента РФ.
Как известно, после образования Российской Федерации одним из главных вопросов, стоящих перед главами государства, является вопрос сохранения российского федерализма. Низкий уровень развития регионов по сравнению с Центральной Россией привёл к недовольству и волнениям местного населения, существует гипотеза о вероятном распаде федерации. Центральное правительство России, оценивая цепь негативных явлений, как угрожающих федерализму, прорабатывало стратегии развития региона как способ решения назревшей проблемы. «Увеличение потенциала развития» было необходимо, и Дальний Восток России являлся первостепенным регионом, который нуждался в таком проекте. Для правительства РФ необходимо было создание свободной экономической зоны, которая могла бы объединить весь Дальний Восток, для чего перед правительством встала острая необходимость создания инфраструктуры и развития энергетических ресурсов (ESPO, UGSS, строительство восточного газопровода и т. д.) как поставщика энергии в страны Северо-Восточной Азии - основной рынок потребления российских энергетических ресурсов. С одной стороны, с точки зрения российского Дальнего Востока, данные меры могут быть восприняты как уникальный проект, нацеленный на самостоятельное и долговременное экономическое и социальное развитие региона, не зависящее политически и экономически от центрального правительства. В связи с этим, Россия, проводя политику сближения с Северной Кореей, стремится создать трёхсторонний PNG между респ. Корея, КНДР и РФ.
Вместе с тем, анализ темы «Корейский полуостров как отправная точка российской политики в Северо-Восточной Азии» проводится по политическим, внешнеполитическим и стратегическим аспектам. Иными словами, в начале 1990-х годов, когда возникли проблемы
в политическом равновесии на Корейском полуострове, российское правительство утратило влияние во всей Северо-Восточной Азии. В эпоху Холодной Войны Советский Союз имел влияние над Северной Кореей, но современная Россия потеряла контроль не только над Северной Кореей, но и практически утратила всякие отношения и с Южной Кореей также. Ослабление влияния России в Северо-Восточной Азии отдалило Россию от процесса решения проблемы ядерного оружия Северной Кореи, главной проблемы в Северо-Восточной Азии.
Россия вновь обратила свой взгляд к проблемам СевероВосточной Азии в рамках шестисторонних переговоров, начав активные переговоры о сотрудничестве в сфере энергетики с Южной Кореей и восстановив отношения с Северной Кореей. Наконец, Россия, поддерживая политические и международные отношения с Северной Кореей и укрепляя отношения в области энергетики с Южной Кореей и исполняя роль главного международного медиатора политики между Южной и Северной Кореей, осуществляет свою международную стратегию в Северо-Восточной Азии.
Заключение
Возвращение Владимира Путина на пост президента РФ в мае 2012 года означает продолжение политики РФ в Северо-Восточной Азии, начатой бывшим президентом РФ Д.А. Медведевым. К тому же наблюдается ситуация того, что в третий срок Путина в качестве президента внешняя политика РФ, ранее концентрировавшаяся на Европе, после мирового экономического кризиса 2008 года постепенно перемещает свой фокус в Северо-Восточную Азию. Внешняя политика Путина в Северо-Восточной Азии имеют тесную взаимосвязь с политикой развития данного региона. Исходя из этого, в том случае, если Южная Корея желает проводить эффективную и успешную политику с Российской Федерацией, то первоочередной задачей для неё станет понимание сложившихся отношений между центральным российским правительством и правительством Дальнего Востока и проводимой ими политики.
Однако предыдущие методы, использованные в осуществлении политики на Дальнем Востоке, в третий срок Путина должны быть заменены. Основываясь на изменениях в российской демократической системе, можно утверждать, что принудительными политическими методами центрального правительства, которые применялись ранее, невозможно решить региональные проблемы российского Дальнего Востока; существует множество как внутренних, так и внешних факторов, например, отсутствие последовательности в политических решениях по поводу Дальнего Востока (слишком частое изменение или слишком большое количество программ, стратегий, концепций) и другие. Для успешного осуществления дальневосточной политики необходимо конкретное и реальное внешнеполитическое сотрудничество России с соседними странами в Северо-Восточной Азии. В соответствии с этим на данный момент сложилась ситуация, когда осуществлять жёсткую внешнюю политику, присущую ранее президенту Путину, стало сложно. Иными словами, ради достижения реального успеха в политике на Дальнем Востоке Россия во время
третьего срока В.В. Путина на посту президента должна изменить характер внешней политики на более гибкий и быть открытой к сотрудничеству.
Развитие Дальнего Востока России должно пониматься и восприниматься как необходимая предпосылка в решении проблем регионализма, в рамках которого существует чёткая разница между центральной и региональной Россией. Необходимо ясно понимать, что разногласия между центром и регионами, возникающие в связи с экономическими реформами или экономическим сотрудничеством, осуществляемыми правительством РФ - это не простое различие экономических интересов, они берут своё начало в различии восприятия и систем ценностей, а также в разнице в подходах и методах развития региона. Иными словами, велика вероятность того, что российская демократия и связанное с ней развитие регионализма окажут огромное влияние на политику РФ на Дальнем Востоке.
Существует вероятность того, что внезапные изменения на мировой арене потребуют корректировки осуществляемой на данный момент политики РФ на Корейском полуострове и её стратегии в Северо-Восточной Азии, но в целом она будет осуществляться на основании новой внешнеполитической концепции России, провозглашённой летом 2008 года. Велик риск того, что во время третьего срока своего правления Владимир Путин займёт позицию спешки в достижении значимых результатов в своей деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Леонов Н. С. Закат или рассвет? Россия: 2000 - 2008. М.: Русский Дом, 2008. 548 с.
2. Сумский В. В. Азиатско-Тихоокеанские ориентиры России после саммита АТЭС во Владивостоке: к итогам Второго азиатско-тихоокеанского форума/ Российский совет по междунар. делам (РСМД). М.: Спецкнига, 2013. 32 с.
3. Ik Joong Youn, Seongkyu Lee. Russia's New Gas Supply Conditions and Strategy for Export under Putin's Third Presidency // East and West Studies(in Korean), Vol. 24, No. 4, 2012, pp. 205-234.
4. Ik Joong Youn, Seongkyu Lee. Studies of Energy Conflicts between Russia and EU // National Strategy(in Korean), Vol. 15, No. 3, 2009, pp. 115-145.
5. Peter Reddaway and Robert W. Orttung, ed., The Dynamics of Russian Politics: Putin's reform of federal-regional relations. Lanham, MD Rowman & Littlefield, 2004.
6. Taekang Choi. Putin's Policy Toward Northeast Asia during his Third Presidency // New Asia(in Korean). Vol. 19, No. 3. 2012. p. 137.
7. Taekang Choi. Russia's Policy Toward the Korean Peninsula: Past, Present, and Future // New Asia (in Korean), Vol. 16, No. 2, 2009, p. 59.
8. Valdai: Discussion Club Analytical Report. Toward the Great Ocean, or the New Globalisatio of Russia. Moscow. Council on Foreign and Defense Policy. July 2012. p. 31.
9. tc (Путин, Подъем Дальнего Восток) [Электронный ресурс] // URL http: //article.joins.com/news/article/article. asp?total_id=8787365 (дата Обращения: 28.05.2013 г.)
10. ^ (Выступление Путина на церемонии
инаугурации) [Электронный ресурс] // URL http: //www.yonhapnews.co.kr/
international/2012/05/07/0606000000AKR20120507107200080.html (дата обращения: 20.05.2013 г.).
11. т^., ^^ ^^ (Путин, Критика чиновников по развитию Дальневосточного региона [Электронный ресурс] // URL http:// news.naver.com/main/read.nhn?mode=LSD&mid=sec&sid1=101&oid=001& aid=0006376121). (дата Обращения: 26.05.2013 г.).
12. ^ , (Путин, НаправлениенаВосток) [Электронныйресурс] // URL http: //www.segye.com/content/html/2012/05/22/20120522022748. html (дата обращения: 28.05.2013 г.).
13. Щ^ ЩЩ ^Ц, ЩЩ^ ^ (Путин, внимание та ускоренное экономическое развитие в Азиатско-Тихоокеанском регионе, перенос экономичес^го центрa на Дальний Восток) [Электронный ресурс] // URL http: //article.joins.com/news/article/article.asp?total_ id=9325092. (дата обращения: 30.05.2013 г.).
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б
1. Leonov N. S. Zakat ili rassvet? Rossiya: 2000 - 2008. M.: Russkij Dom, 2008. 548 c.
2. Sumskij V. V. Aziatsko-Tikhookeanskie orientiry Rossii posle sammita ATEHS vo Vladivostoke: k itogam Vtorogo aziatsko-tikhookeanskogo foruma/ Rossijskij sovet po mezhdunar. delam (RSMD). M.: Spetskniga, 2013. 32 c.
3. Ik Joong Youn, Seongkyu Lee. Russia's New Gas Supply Conditions and Strategy for Export under Putin's Third Presidency // East and West Studies(in Korean), Vol. 24, No. 4, 2012, pp. 205-234.
4. Ik Joong Youn, Seongkyu Lee. Studies of Energy Conflicts between Russia and EU // National Strategy(in Korean), Vol. 15, No. 3, 2009, pp. 115-145.
5. Peter Reddaway and Robert W. Orttung, ed., The Dynamics of Russian Politics: Putin's reform of federal-regional relations. Lanham, MD Rowman & Littlefield, 2004.
6. Taekang Choi. Putin's Policy Toward Northeast Asia during his Third Presidency // New Asia(in Korean). Vol. 19, No. 3. 2012. p. 137.
7. Taekang Choi. Russia's Policy Toward the Korean Peninsula: Past, Present, and Future // New Asia (in Korean), Vol. 16, No. 2, 2009, p. 59.
8. Valdai: Discussion Club Analytical Report. Toward the Great Ocean, or the New Globalisatio of Russia. Moscow. Council on Foreign and Defense Policy. July 2012j. 31.
9. (Putin, Pod»em Dal'nego Vostoka) [EHlektronnyj resurs] // URL http: //article.joins.com/news/article/article. asp?total id=8787365 (data Obrashheniya: 28.05.2013 g.)
10. ^ (Vystuplenie Putina na tseremonii inauguratsii) [EHlektronnyi resurs] // URL http: //www.yonhapnews.co.kr/in ternational/2012/05/07/0606000000AKR20120507107200080.html (data obrashheniya: 20.05.2013 g.).
11. ^ ^ ШЩ-. (Putin, Kritika chinovnikov po razvitiyu Dal'nevostochnogo regiona [EHlektronnyj resurs] // URL http://news. naver.com/main/read.nhn?mode=LSD&mid=sec&sid1=101&oid=001&aid= 0006376121). (data Obrashheniya: 26.05.2013 g.).
12. —S. .„ (Putin, Hapravlenie na Vostok) [EHlektronnyi resurs] // URL http: //www.segye.com/content/html/2012/05/22/20120522022748. html (data obrashheniya: 28.05.2013 g.).
13. щщ ^Hi ¥4, щщ^ ^ (Putin,
vnimanie na uskorennoe ehkonomicheskoe razvitie v Aziatsko-Tikhookeanskom regione, perenos ehkonomicheskogo tsentra na Dal'nii Vostok) [EHlektronnyj resurs] // URL http: //article.joins.com/news/article/article.asp?total_ id=9325092. (data obrashheniya: 30.05.2013 g.).