Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение.
2024. № 54. С. 135-145. Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 2024. 54. pp. 135-145.
Научная статья УДК 7.046.3
doi: 10.17223/22220836/54/12
НОВАЯ ПОДПИСНАЯ ДАТИРОВАННАЯ ВЯТСКАЯ ИКОНА -СОФИЯ ПРЕМУДРОСТЬ БОЖИЯ
Наталья Викторовна Кривошеина1, Ольга Владимировна Крупина2, Анна Анатольевна Паршакова3
1 2 3 Вятский государственный университет, Киров, Россия 2 Вятский художественный музей имени В.М. и А.М. Васнецовых, Киров, Россия
Аннотация. Цель статьи - введение в научный оборот подписной датированной вятской иконы 1850 г. София Премудрость Божья. Исследование актуально в контексте формирования целостного представления о вятском иконописании, опираясь на атрибутированные памятники. Методика включает иконологическую, иконографическую, стилистическую и палеографическую составляющую. Сформированы территория бытования местных икон св. Софии, списков, информация по заказчику и исполнителю, местонахождению вклада. Новое знание о церковном наследии Вятки полезно в областях культуры, искусства, сферы туризма.
Ключевые слова: Вятская икона, София Премудрость Божия, памятник иконописания
Для цитирования: Кривошеина Н.В., Крупина О.В., Паршакова А.А. Новая подписная датированная вятская икона - София Премудрость Божия // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2024. № 54. С. 135-145. doi: 10.17223/22220836/54/12
Original article
NEW SIGNATURE DATED ICON OF VYATKA - SOFIA THE WISDOM OF GOD
Natalya V. Krivosheina1, Olga V. Krupnina2, Anna A. Parshakova3
1,2,3 Vyatka State University, Kirov, Russian Federation 2 Vyatka Art Museum named after V. M. and A.M. Vasnetsov, Kirov, Russian Federation
Abstract. The article introduces into scientific discourse a new Vyatka icon Sophia the Wisdom of God, dated back to 1850. Signed and dated by the artist icons are rare. They play a vital role in the formation of a holistic picture of icon painting. The study provides information on the client and the executor of the icon as a contribution to the church. A general representation of the existence of the images of St. Sofia on Vyatka and her copies.
© Н.В. Кривошеина, О.В. Крупина, А.А. Паршакова, 2024
The icon is located in a Cherdyn history museum, Perm region, but has not been studied until today. During the research work, biographical facts about the Vyatka artist Ivan Menshikov, who painted the icon, were collected. This data includes his family, places of work, and residence. Additionally, the information on the customer of the icon, Kalashnikov Ioann Vasilievich, was established. The temple of the Epiphany in Cherdyn, for which the icon was created, is also preserved. The article provides historical information about this church. It explains the spiritual and historical-geographical ties between Vyatka and Cherdyn. The icon painter made a copy of the miraculous icon from the St. Sophia Church of St. Vokhma, Vyatka province, Slobodskoy district. Written sources provide information about the ancient imported miraculous icon of the 17th century Sophia the Wisdom of God, which has not survived but has come down to us in the form of this reduplication of 1850. The article provides brief information on the Sofia icon in historical sources of the beginning of the 17th century and its detailed description of the end of the 19th century in the local periodicals. It also presents a discovered archival photograph of the icon of the early XX century. Signed and dated icons are very rare. For Vyatka, this is a valuable discovery, since the concept of a "Vyatka icon" and its features have not yet been formed. This monument supplies one of the themes and the name of the author. It is essential to understand that the search for Vyatka icons is not limited to the territory of the Kirov region and the boundaries of the Vyatka diocese.
The work integrated the research data of the Cherdynsk Museum of Local Lore named after Aleksandr S. Pushkin, Vyatka diocese, Vyatka State University, and Vyatka art museum. The study expands knowledge about the church artistic heritage of Vyatka, replenishes with a new signed dated monument, is useful in the fields of culture, education, the sphere of external and internal tourism, regional studies.
Keywords: Vyatka icon; Sophia the Wisdom of God; icon painting monument
For citation: Krivosheina, N.V., Krupnina, O.V. & Parshakova, A.A. (2024) New signature dated icon of Vyatka - Sofia the Wisdom of God. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. Kul 'turologiya i iskusstvovedenie - Tomsk State University Journal of Cultural Studies and Art History. 54. pp. 135-145. (In Russian). doi: 10.17223/22220836/54/12
Объектом исследования являются подписные датированные иконы Вятки, предметом - конкретный памятник станковой живописи: икона, написанная вятским художником XIX в., подписавшим ее подробным развернутым текстом с указанием имени заказчика, исполнителя, даты написания, места и предназначения вклада.
Исследуемая икона Святой Софии Премудрости Божьей написана в 1850 г. вятским художником Иваном Меньшиковым. Это список в подлинный размер - «исполнение и мера» - с чудотворной иконы из церкви с. Вохма Слободского уезда, в настоящее время хранящийся в собрании Чердынского краеведческого музея имени А.С. Пушкина, до сего времени не введенный в научный оборот. Икона содержит емкий информативный текст с указанием происхождения, датировки и авторства памятника, что дало импульс сотрудникам музея начать поисковую работу через Вятскую епархию, далее привело к объединению исследовательских сил, помимо названных, Вятского Государственного университета и Вятского художественного музея.
Актуальность данного исследования состоит в необходимости формирования целостного представления о собственно вятском иконописании, базируясь в том числе на подписные датированные памятники. Проблема исследования заключается в малочисленности, точнее, единичности экземпляров, изобразительного ряда атрибутированных подписных вятских икон как в музейных коллекциях, так и в храмах Вятской епархии.
Целью исследования является введение в научный оборот подписного датированного памятника вятского иконописания середины XIX в. - иконы
София Премудрость Божья из собрания краеведческого музея имени А.С. Пушкина города Чердыни. Задачи исследования определяются следующим образом: изучение письменных источников бытования иконы данной иконографии на Вятке, поиск информации по заказчику, поиск информации по исполнителю, установление храма, для которого предназначался вклад, поиск информации по протографу чердынской иконы, расширение изобразительного ряда местных икон данной иконографии (в том числе по письменным источникам), в дальнейшем - установление местонахождения, атрибуция, описание и анализ, освещение вопросов истории и почитания.
Методика исследования памятника включает анализ иконологических, иконографических, стилистических и палеографических признаков памятника, изучение содержания и характера авторской подписи, поиск источников, изучение разнообразия изводов.
Интересные, сложные с иконографической и иконологической точки зрения иконы Софии Премудрости Божией, в том числе и извода, именуемого «новгородским», в отечественном искусствознании достаточно хорошо изучены и широко представлены, например, в каталоге выставки русской иконописи ХШ-Х1Х вв. из собраний музеев России [1]. Однако атрибутированные, именно вятские иконы святой Софии отсутствовали в научном обороте отечественного искусствознания. При этом на Вятке иконы данной иконографии бытовали, более того, по письменным источникам была известна чудотворная икона Софии Премудрости Божией в одноименной церкви с. Вохма (Вохминское, Успенское) Вятской губернии Слободского уезда. Село первоначально относилось к землям Архиерейского дома, в нем «...Софийская церковь, каменная, построена в 1841 г.; расстоянием от гор. Вятки в 72 вер., от уездного города в 40 вер., от благоч. в 76 вер., старая Вознесенская церковь, деревянная, постр. в 1777 г.» [2]. В настоящее время село не существует, по местоположению принадлежит Белохолуницкому району.
Итак, в коллекции краеведческого музея города Чердыни находится большая храмовая вятская икона (109,0 х 88,0 х 0 х 5,0), написанная маслом на деревянной основе с ковчегом. Лицевая сторона иконы - изображение Софии Премудрости Божией. В основном ярусе слева - Богоматерь, на ее груди в медальоне - младенец Спаситель. Справа - фигура Иоанна Предтечи; в его руке открытый свиток с текстом: «Се, Агнец Божий, Вземляй грехи мира» (Ин. 1:29). Центральная венценосная ангелоподобная фигура Софии Премудрости изображена внутри небесной сферы, восседающей на троне с широкой спинкой и четырьмя ножками, с ниспадающими волосами, вокруг головы -нимб; у нее широко раскинуты огненные крылья, в правой руке жезл, в левой -свернутый свиток; облачена в царственный далматик с орарем, ноги опущены на шар - образ мироздания («земля же ему подножие», (Ис. 66:1)). В среднем ярусе - благословляющий Спаситель в мандорле с крестчатым нимбом. Верхний небесный звездный ярус иконы в центре держит престол с крестом и раскрытым Евангелием в окружении коленопреклоненных ангелов. Фон иконы однородный (рис. 1). Оборотная сторона иконы имеет надпись: «Истинное изображение и мера с чудотворного образа Софии Премудрости Божией, находящегося в храме села Вохмы Вятской губернии Слободского уезда. Списана сия икона усердием сына Чердынца Василия Ермолаева Калашникова, Иоаном с подружием Его Татьяною и детьми Нафанаилом, Илеею, Клав-
диею; во град Чердынь в церковь Богоявления Господня, на память их роду. Писал Вятский живописец, Иван Меншиков, в храме села Вохмы. 1850 года». Текст хорошо сохранился, читаем в полной мере, написан добротно, в шесть строк, дата написания иконы указана на церковнославянском языке (рис. 2).
Рис. 1. Икона «Образ Софии Премудрости Божией». Дерево, масло. 88,0 х 109,0 х 5,0 Чердынский
краеведческий музей имени А.С. Пушкина Fig. 1. Icon "Image of Sophia the Wisdom of God". Wood, oil. 88,0 х 109,0 х 5,0 Cherdynsky Museum of
Local Lore named after A.S. Pushkin
Рис. 2. Икона «Образ Софии Премудрости Божией». 1850 г. Чердынский краеведческий музей имени
А.С. Пушкина. Надпись на обороте Fig. 2. Icon "Image of Sophia the Wisdom of God", 1850. Cherdynsky Museum of Local Lore named after A.S. Pushkin. The inscription on the back
Сведения по исполнителю, художнику, писавшему икону, дает словарь историка Г.А. Моховой «Вятские иконописцы», где к данному периоду соотносится «Меньшиков Иван Диомидов (15.12.1814 - до 1864) - вятский мещанин, иконописец. Сын иконописца Д.С. Меньшикова. В 1850-х был учителем рисования Вятского уездного училища, губернским секретарем. 28 января 1851 г. в Спасском соборе венчался с дочерью коллежского регистратора Андрея Александрова Михайлова Екатериной (род. ок. 1823). В 1858 г. расписывал Троицкую церковь Холуницкого завода Слободского уезда» [3. С. 95]. Получается, что художник проживал в Вятке, а в Слободском уезде работал: расписывал церковь, возможно, получал иные заказы. Уместно дополнить, что отец его, Демид Меньшиков, был иконописцем, и в его активе (извод, прорись) икона была - он ее писал в 1824 г. для Успенского собора Трифонова монастыря [3. С. 94].
Попытка идентификации заказчика иконы через поисковую систему «Поколения Пермского края» (совместный продукт Агентства по делам архивов Пермского края и Государственного архива Пермского края) в результате проделанной работы дала единственное из зафиксированных совпадение по именам отца и сына: Калашников Иоанн Васильевич, рожденный у мещанина Калашникова Василия Ермолаевича 18.09.1800 г.р. и крещеный 20.09.1800 [4]. То есть к моменту создания иконы заказчику иконы было пятьдесят лет, что вполне укладывается в логику развития событийного ряда.
Установлена церковь, для которой была написана икона: храм Богоявления Господня (1751), расположенный в г. Чердыни Пермской области по улице Яборова, д. 21. В экспозиции Чердынского краеведческого музея представлены фото конца XIX в., на которых запечатлена и хранит былой облик Богоявленская церковь на Богоявленской улице (переименована). Православная кирпичная церковь - двусветный четверик, прежде с пятью главами (утрачены), граненым алтарем, трапезной и приделом Петра и Павла (1752, с 1790-х - Прокопия Устюжского). Колокольня также не сохранилась; здание в 1930 г. было отдано под хлебозавод. Документальных сведений, подтверждающих факт получения вкладной иконы, на сегодняшний день не выявлено, однако отсутствие других Богоявленских церквей в Чердыни делает наше предположение по принадлежности иконы данному храму вполне обоснованным.
Обратимся к описаниям чудотворной вятской иконы и выберем ключевые моменты. Самое раннее упоминание иконы Софии Премудрости Божией в «Дозорной книге Успенского монастыря» 1601 г., основанного первым историческим местночтимым святым преподобным Трифоном Вятским (15461612). В храмах обители описываются три иконы данной иконографии: «А в соборном храме, в Успенье Пречистые Богородицы, образов (<...>) О. Софии Премудрость Божья, на золоте, осми пядей» [5. С. 3]. «Да складней окладных (<...>) Складни в двух цках: Успенье Богородицы да Софии Премудрость Божья, венцы сканые» [5. С. 5]. «Да в монастыре же у архимарита Трифана в келье образов: (<...>) О. Софии Премудрость Божья, на золоте, пядница» [5. С. 16].
Икона неоднократно упоминалась в краеведческой литературе в последней трети XIX - начале XX в. «Въ Слободскомъ уЪздЪ: ...Въ селЪ Вохмин-скомъ - Св. Софш - премудрости Божiей. Символическая эта икона - пре-
мудрости Божiей - весьма сходна съ иконою Новгородскаго Софшскаго собора» [6. С. 31]. Далее подробнее: «Почитаемый образъ св. Софш Премудрости Божiей въ с. ВохмЪ. Изображеше на иконЬ довольно рЪдкое: по срединЬ огневидный Ангелъ съ распростертыми пламенными крылами, сидящш на престолЪ, утвержденномъ на 7-ми столпахъ въ царскомъ облаченш. На лЪвомъ плечЪ орарь, а въ лЪвой рукЪ свитокъ; подъ ногами осмигранный шаръ. По одну сторону Ангела Пресвятая Богородица, по другую - 1оаннъ Предтеча, въ ногахъ у нихъ книги, лежащiя на облакахъ. Надъ Ангеломъ ликъ благословляющаго Христа Спасителя, еще выше звЪздное голубое небо и престолъ, а на немъ крестъ» [7. С. 75].
Детальное описание чудотворной иконы из Вохмы и ее почитание опубликованы в статье 1873 г. Вятских епархиальных ведомостей: «В Софийской церкви села Вохмы, в 50 верстах от г. Слободского, имеется особенно чтимая икона Св. Софии Премудрости Божией. Икона эта давняя по происхождению и довольно редкая по своему изображению. На ней по середине изображен огневидный Ангел, с распростертыми пламенными крылами, сидящий на престоле, утвержденном на семи столбах, в царском облачении, с короною на главе и скипетром в правой руке; на левом плече - орарь, а в левой руке свиток, под ногами осмигранный шар. Изображение Ангела вмешается в круг, имеющем вид облака. С одной стороны от Ангела - Пресвятая Дева, держащая на руках Богомладенца Иисуса, с другой - св. Иоанн Предтеча, правою рукою указывающий на сидящего престоле Ангела, а в левой держащий развернутый свиток со словами: се Агнец Божий, вземляй грехи мира. Под ногами Пресвятой Девы и св. Иоанна Предтечи - книги, лежащие на облаках. Над ангелом - лик благословляющего Христа Спасителя и надпись: Образ Софии Премудрости Божией, а выше звездное голубое небо и престол, и на нем крест; по сторонам престола по три ангела. Древнейшая икона Св. Софии существует в Новгороде в Софийском Соборе. Эта икона признается списком с Цареградской иконы Юстиниановой и, по всей вероятности, современна построению собора. (<...>) Все различие Вохминской иконы от Новгородской в том, что на ней вместо книги (Евангелия) изображен на престоле крест. Нужно полагать, что Софийская икона на Вохме древнее Вохминской церкви, которая построена в 1719 году. Из храмозданной грамоты, данной в этом году Преосвященным Алексеем Епископом Вятским, видно, что вятские челобитчики просили разрешение построить первую церковь на Вохме в честь иконы Софии Премудрости Божией, а Преосвященный Алексей повелел построить церковь во имя Успения Божией Матери, потому что Софийской иконе в Новгороде празднуют в день Успения Пресвятые Богородицы. По всей вероятности, икона уже тогда была на Вохме, иначе трудно объяснить, почему жители Вохмы желали иметь церковь во имя Св. Софии, а не иную какую-либо; потому что ни в г. Слободском ни около него не было прежде, и в настоящее время во всей Вятской Епархии нет ни одной церкви во имя Св. Софии Премудрости Божией, и едва ли существует где-либо в церквах Вятской Епархии икона, по крайней мере нет таковой иконы, пользующейся известностью. Поэтому вохминскую икону нельзя считать и списком с какой-либо местной церковной иконы. (<...>) Со времени построения церкви в селе Вохме до 1847 г. она именовалась Успенскою; в 1847 году, по случаю построения новой каменной церкви, на место деревянной, по хода-
тайству местных священноцерковнослужителей, Преосвященным Неофитом епископом Вятским она переименована Софийскою...» [8. С. 185-189].
Далее, отмечено, что нет точных сведений о времени описания причин прославления иконы на Вохме, при этом икону почитали чудотворной и носили на молебны в другие приходы, например, в 1818 и 1819 гг. в Холуниц-кий завод «по случаю повальной горячки в народе и падежа рогатого скота», а с 1830 по 1834 г. икону носили по разным приходам Слободского уезда, в города Слободской и Вятку [8. С. 191]. Известия Императорской археологической комиссии также сообщают, что: «.в храме есть чудотворная икона св. Софии Премудрости Божией, копия с иконы Новгородской св. Софии, написанная еще до постройки села, т.е. до 1719 г. Время и обстоятельства появления ее в селе неизвестны» [9. С. 78].
Таким образом, мы получаем вывод о том, что чудотворная икона Софии Премудрости Божией в с. Вохма была привозная, древняя, особо почитаемая, возможно, XVII в., находилась в первоначально деревянном храме, а затем под нее построили каменный, с иконы делали списки.
Один из таких списков дошел на фотоснимке, был обнаружен в фондах краеведческого отдела библиотеки имени А.И. Герцена в альбоме 1915 г. [10. Л. 4] с подписью «Образ Св. Софии. Премудрости Божией в часовне Слободского женского монастыря. Композиция - Новгородская» (рис. 3).
НВЯШ
Рис. 3. Надпись под фото: «Образ Св. Софии. Премудрости Божией в часовне Слободского женского монастыря. Композиция - Новгородская»
Fig. 3. The inscription under the photo: "The image of St. Sophia. The Wisdom of God in the chapel of the Slobodsky convent. The composition is Novgorodskaya"
Фотография плохого качества, но все же дает возможность выполнить сравнительный анализ. Очевидно, что икона на снимке, относительно чер-дынской, более ранняя по времени, возможно, XVIII в. (исходя из типажей и палеографии). Икона почиталась, так как имеет накладные серебряные украшения: басма на полях, венцы Софии, Богоматери, Спасителя, Иоанна Предтечи, престола, крыльев. При этом икона той же иконографии, но чуть измененного извода: разворот престола в верхней части, венец Софии, положение голов Богоматери и Иоанна Предтечи, разворот фигуры и свитка. Кроме того, лики на иконах заметно разнятся, типажи разноспецифичны. Сохраняется общая иконографическая структура - Новгородская. Эта же икона, точнее, список данного извода, упоминается в «Отчете по археологической поездке по Яранскому и Котельническому уездам в апреле и июле 1915 года»: «В часовне при монастыре имеются древние иконы: Софии, Премудрости Божией, типа Новгородского (<...>)» [11. С. 4].
Бытование икон Софии Премудрости Божией также известно в некоторых храмах Слободского и Вятского уездов, а также есть упоминание о чтимой иконе данной иконографии в церкви села Кленовица Орловского уезда. «Образ весьма схожий с таковым же в Новгородском Софийском храме находится в церкви Климковского завода Слободского уезда и принесен туда преосвященным Ионой» [7. С. 75]. «В церкви села Никулицкого: (<...>) 49) св. Софии» [7. С. 78]. В Крестовоздвиженской церкви с. Кленовица Орловского уезда: «На левой стороне в этом же храме висит образ Софии Премудрости Божией; время написания сей иконы неизвестно. По словам некоторых прихожан, перенесена из с. Окатьева Котельнического уезда, из прихожан которого образовался приход Кленовицкий (1777 г.)» [12. С. 401].
Переходим к выводам. Получается, что образ Софии Премудрости Божи-ей на Вятке появился во времена христианизации здешних земель, был почитаем, распространялся в виде списков с чудотворного образа, типологически принадлежал «новгородскому» изводу.
До нас памятник дошел лишь в виде позднейшего списка XIX в., но его ценность в другом: собственно вятских икон известны единицы; на сегодняшний день не существует понятие «вятская икона», не выявлены специфические характеристики. Эти слагаемые формируются именно на подписных датированных памятниках, для чего мы и вводим в научный оборот икону с надеждой дальнейшее возможное пополнение визуально-предметного ряда.
На сегодняшний день мы имеем в активе вятских икон редкий подписной датированный памятник станковой церковной живописи Вятки, принадлежащий середине XIX в., правда, находящийся за пределами Вятки, в Чер-дыни, но с вполне объяснимой историей создания, бытования и допустимой миграцией вкладчиков в пределах региона. Проще говоря, ее в виде вклада заказал семейный пятидесятилетний человек, финансово состоявшийся, имеющий жену, троих детей и благодарную память своему роду. Проведя определенную работу, мы установили и уточнили информацию по заказчику и исполнителю иконы. Также установлен храм, для которого на Вятке писалась вкладная икона.
Территория бытования иконы Софии Премудрости Божьей и ее списков прослежена и представлена по письменным источникам: она на сего-
дняшний день охватывает Вятский, Слободской, Котельнический, Яран-ский уезды.
Расширен визуальный ряд икон Софии Премудрости Божией, подтверждающий бытование разнообразных изводов данной иконографии, выполнение с них списков. Вопросы почитания чудотворной иконы - отдельные, самостоятельные вопросы, стоящие за рамками данного искусствоведческого исследования.
Важнейший вывод по статье: поиск вятских икон не ограничен современными пределами Вятской епархии и Кировской области. Следует напомнить, что между Вяткой и Чердынью с конца XVI в. существовали прочные историко-культурные связи. Первоначально два региона духовно соединила личность преподобного Трифона Вятского Чудотворца, первого святого Вятской земли. С середины XVII по конец XVIII в. эти контакты были обусловлены тем, что Чердынь входила в состав учрежденной в 1657 г. Вятской и Великопермской епархии с центром в Вятке (Хлынове): 5 (15) декабря 1657 г. Соборным определением и повелением Патриарха Никона была учреждена Вятская епархия [13. С. 478], начавшая свою деятельность в 1658 г. с приездом в кафедральный город Хлынов первого епископа Александра, которому был дан титул «Вятского и Великопермского» [13. С. 478].
Предстоит отдельное изучение вопроса иконографии-изводов вятских икон и списков святой Софии в виде самостоятельного материала по мере накопления изобразительного ряда с дальнейшим установлением местонахождения памятников, атрибуции, вопросов истории и почитания.
Исследование расширяет знание о церковном художественном наследии Вятки, пополняет новым подписным датированным памятником, полезно в областях культуры, образования, сферы внешнего и внутреннего туризма, регионоведения.
Список источников
1. София Премудрость Божия. Выставка русской иконописи XIII-XIX веков из собраний музеев России: [Каталог] / Мин. культуры РФ, ГТГ. М. : Радуница, 2000. 381 с.
2. Церковные приходы. Родная Вятка. URL: https://rodnaya-vyatka.ru/churches/520 (дата обращения: 22.01.2021).
3. Мохова Г.А. Вятские иконописцы / Киров. обл. худож. музей им. В.М. и А.М. Васнецовых. Киров, 2001. 176 с.
4. Поколения Пермского края. URL: https://pokolenia.permkrai.ru/ (дата обращения: 20.01.2021).
5. Дозорная книга Хлыновского Успенского монастыря, городского приказчика Федорова Резанцева, 7109 (1601) году // Памятная книжка Вятской губернии за 1902 г. Отдел II. Вятка, 1903. С. 1-35.
6. Чудотворные и особо почитаемые иконы в Вятской губернии // Календарь Вятской губернии за 1880 год. Вятка, 1879. С. 30-33.
7. Спицын А.А. Каталог древностей Вятского края. Ч. XI // Календарь Вятской губернии. Вятка, 1882. С. 68-90.
8. П.К. Икона Св. Софии Премудрости Божией в селе Вохме Слободского уезда // Вятские епархиальные ведомости. 1875. № 6 неофиц. С. 185-191.
9. Известия Императорской археологической комиссии. Вып. 48. СПб., 1913. 136 с.
10. Альбом церковных древностей Вятской губернии [Изоматериал] / сост. Вят. учен. арх. комис. Вятка, 1915. 106 л. Киров. обл. науч. б-ка им. А.И. Герцена, Краевед. отд.
11. Отчет по археологической поездке по Яранскому и Котельническому уездам в апреле и июле 1915 года. Вятка, 1916. 32 с.
12. Описание приходов Вятской епархии // Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание (с картой Вятской губернии). Издание редакции Вятских епархиальных ведомостей. Вятка, 1912. 665 с.
13. Вятская епархия // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Т. 1: А-Вихрь. СПб.,1905. 478 с.
References
1. Lifshits, L.I. (ed.) (2000) Sofiya Premudrost' Bozhiya. Vystavka russkoy ikonopisi XIII-XIX vekov iz sobraniy muzeev Rossii [Sophia the Wisdom of God. An exhibition of Russian icons of the 13th-19th centuries from the collections of Russian museums]. Moscow: Radunitsa.
2. Rodnaya Vyatka. (n.d.) Tserkovnye prikhody [Church parishes]. [Online] Available from: https://rodnaya-vyatka.ru/churches/520 (Accessed: 22nd January 2021).
3. Mokhova, G.A. (2001) Vyatskie ikonopistsy [Vyatka icon painters]. Kirov: [s.n.].
4. pokolenia.permkrai.ru. (n.d.) PokoleniyaPermskogo kraya [Generations of the Perm Region]. [Online] Available from: https://pokolenia.permkrai.ru/ (Accessed: 20th January 2021).
5. Anon. (1903) Dozornaya kniga Khlynovskogo Uspenskogo monastyrya, gorodskogo prikazchika Fedorova Rezantseva, 7109 (1601) godu [The watch book of the Khlynovsky Assumption Monastery, city clerk Fedorov Rezantsev, 7109 (1601)]. In: Pamyatnaya knizhka Vyatskoy gubernii za 1902 g. [Pamyatnaya Knizhka of the Vyatka province for 1902]. Part II. Vyatka: [s.n.]. pp. 1-35.
6. Anon. (1879) Chudotvornye i osobo pochitaemye ikony v Vyatskoy gubernii [Miraculous and especially revered icons in the Vyatka province]. In: Kalendar' Vyatskoy gubernii za 1880 god [Calendar of the Vyatka province for 1880]. Vyatka: [s.n.]. pp. 30-33.
7. Spitsyn, A.A. (1882) Katalog drevnostey Vyatskogo kraya. Ch. XI [Catalog of antiquities of the Vyatka region. Part XI]. In: Kalendar' Vyatskoy gubernii [Calendar of the Vyatka province]. Vyatka: [s.n.]. pp. 68-90.
8. P.K. (1875) Ikona Sv. Sofii Premudrosti Bozhiey v sele Vokhme Slobodskogo uezda [Icon of St. Sophia of the Wisdom of God in the village of Vokhma, Slobodsky district]. Vyatskie eparkhial'nye vedomosti. 6. pp. 185-191.
9. Anon. (1913) IzvestiyaImperatorskoy arkheologichesskoy komissssii. 48.
10. Vyatka Scientific Archival Commissionю (1915) Al'bom tserkovnykh drevnostey Vyatskoy gubernii [Izomaterial] [Album of Church Antiquities of the Vyatka Province [Izomaterial]]. Vyatka: [s.n.].
11. Anon. (1916) Otchet po arkheologicheskoy poezdke po Yaranskomu i Kotel'nicheskomu uezdam v aprele i iyule 1915 goda [Report on an archaeological trip to Yaransky and Kotelnichesky districts in April and July 1915]. Vyatka: [s.n.].
12. Annon. (1912) Opisanie prikhodov Vyatskoy eparkhii [Description of the parishes of the Vyatka diocese]. In: Vyatskaya eparkhiya. Istoriko-geograficheskoe i statisticheskoe opisanie (s kartoy Vyatskoy gubernii) [Vyatka diocese. Historical, geographical and statistical description (with a map of the Vyatka province)]. Vyatka: Vyatskie eparkhial'nye vedomosti.
13. Anon. (1905) Vyatskaya eparkhiya [The Vyatka diocese]. In: Andreevsky, I.E. (ed.) Entssiklopedichesskiy sslovar'Brokgauza i Efrona [The Brockhaus and Efron Encyclopedic Dictionary]. Vol. 1. St. Petersburg: Semenovskaya Tipolitografiya.
Сведения об авторах:
Кривошеина Н.В. - доктор искусствоведения, профессор кафедры технологии и дизайна Вятского государственного университета (Киров, Россия). E-mail: [email protected]
Крупина О.В. - аспирант кафедры технологии и дизайна Вятского государственного университета, заведующая отделом научной и выставочной деятельности Вятского художественного музея имени В.М. и А.М. Васнецовых (Киров, Россия). E-mail: [email protected]
Паршакова А.А. - студентка кафедры материаловедения и основ конструирования Вятского государственного университета (Киров, Россия). E-mail: [email protected]
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Information about authors:
Krivosheina N.V. - Vyatka State University (Kirov, Russian Federation). E-mail: icona-Vyatka@yandex. ru
Krupnina O.V. - Vyatka Art Museum named after V. M. and A.M. Vasnetsov; Vyatka State University (Kirov, Russian Federation). E-mail: [email protected] Parshakova A.A. - Vyatka State University (Kirov, Russian Federation). E-mail: [email protected]
The authors declare no conflicts of interests
Статья поступила в редакцию 25.05.2021; одобрена после рецензирования 12.10.2022; принята к публикации 15.05.2024.
The article was submitted 25.05.2021; approved after reviewing 12.10.2022; accepted for publication 15.05.2024.