Научная статья на тему 'Новая парадигма организации и проведения учебного процесса по физическому воспитанию студентов'

Новая парадигма организации и проведения учебного процесса по физическому воспитанию студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
366
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL UPBRINGING / ОРГАНИЗАЦИЯ / ORGANIZATION / НОВЫЙ ПОДХОД / NEW APPROACH / HIGHER EDUCATIONAL ESTABLISHMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шинкаренко О. В.

Повышение эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов является одной из актуальных проблем. В литературе предлагаются различные пути ее решения: использование разнообразных форм занятий физическими упражнениями; увеличение количества учебных занятий в неделю; введение экзамена по данному предмету и др. Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных. Материалы. В данной статье рассматривается новый подход к организации и проведению занятий по физической культуре на основе сочетания интеллектуальной и двигательной деятельности. Существующая программа по физической культуре не ориентирована на интересы, потребности и запросы студентов, их возрастные особенности, не обеспечивает связи с интеллектуальными качествами. Результаты. Разработанная методика занятий по физической культуре на основе согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности включает в свое содержание: определение показателей морфофункционального статуса; уровень развития физических и координационных качеств; проявление интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, мышления, аналитических способностей; целенаправленное воздействие на мотивационную сферу занимающихся; оценку качества выполнения физических упражнений, предусмотренных программой для студентов вузов; систематическую проверку понимания значимости выполняемых двигательных заданий. Невнимание к развитию познавательной сферы, недооценка роли средств физической культуры и спорта в совершенствовании мышления, восприятия и других интеллектуальных качеств и других познавательных процессов значительно снижают уровень физического воспитания студентов вузов. Заключение. Проверенная в ходе педагогического эксперимента методика проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на основе согласованности интеллектуальной и двигательной деятельности показала свою эффективность. Физическая культура и спорт располагают значительными возможностями для формирования интеллектуальных качеств. Повышение уровня развития восприятия, внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов средствами физической культуры и спорта обусловливает понимание значимости целенаправленного, систематического воздействия физических упражнений на организм; обеспечивают разностороннее, гармоничное развитие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шинкаренко О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A NEW PARADIGM OF AN EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION AND REALIZATION ON STUDENTS’ PHYSICAL UPBRINGING

The effectiveness increase of the educational process on physical upbringing is one of the urgent problems. In the literature there are different ways of this problem solution: the use of different forms of physical exercises; the increase of the lessons quantity in a week; an exam introduction and others. Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation. Materials. A new approach to physical culture lessons organization and realization is considered in the article on the basis of an intellectual and motional activity combination. The existing program on physical culture is not oriented at students’ interests, needs and demands, at their age-related characteristics, doesn’t provide a connection with intellectual qualities. Results. The created methodology of physical culture lessons on the basis of intellectual and motional activity co-ordination includes the following: the indices revelation of the morphofunctional status; the level of physical and coordinating qualities development; intellectual qualities demonstration: perception, attention, memory, thinking, analytical abilities; purposeful influence on the motivational sphere of students; the quality estimation of physical exercises fulfillment from the program for students of higher educational establishments; systematic control of the importance understanding of the fulfilled motional tasks. Lack of attention to the cognitive sphere development, the role of physical culture and sport means underestimation in thinking, perception and other intellectual qualities development, the level of students’ physical upbringing at a higher educational establishment decrease. Conclusion. Checked during the pedagogical experiment methodology of physical-health-improving and sports-mass work organization, on the basis of the intellectual and motional activity co-ordination, turned out to be effective. Physical culture and sport have great opportunities for the intellectual qualities formation. The level of perception, attention, memory, thinking and other cognitive processes increase by means of physical culture and sport conditions the importance understanding of the purposeful, systematic influence of physical exercises on an organism; provides a many-sided, harmonious development.

Текст научной работы на тему «Новая парадигма организации и проведения учебного процесса по физическому воспитанию студентов»

УДК 378.14 DOI 10.14526/10_2015_10

Ш 62

НОВАЯ ПАРАДИГМА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ

О.В. Шинкаренко - кандидат педагогических наук, доцент Самарский государственный технический университет,

Самара

A NEW PARADIGM OF AN EDUCATIONAL PROCESS ORGANIZATION

AND REALIZATION ON STUDENTS' PHYSICAL UPBRINGING

O.V. Shinkarenko - candidate of pedagogics, associate professor Samara State Technical University, Samara

e-mail: elena [email protected]

Ключевые слова: вуз, физическое воспитание, организация, новый подход.

Аннотация. Повышение эффективности учебного процесса по физическому воспитанию студентов является одной из актуальных проблем. В литературе предлагаются различные пути ее решения: использование разнообразных форм занятий физическими упражнениями; увеличение количества учебных занятий в неделю; введение экзамена по данному предмету и др.

Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.

Материалы. В данной статье рассматривается новый подход к организации и проведению занятий по физической культуре на основе сочетания интеллектуальной и двигательной деятельности. Существующая программа по физической культуре не ориентирована на интересы, потребности и запросы студентов, их возрастные особенности, не обеспечивает связи с интеллектуальными качествами.

Результаты. Разработанная методика занятий по физической культуре на основе согласованности двигательной и интеллектуальной деятельности включает в свое содержание:

- определение показателей морфофункционального статуса;

- уровень развития физических и координационных качеств;

- проявление интеллектуальных качеств: восприятия, внимания, памяти, мышления, аналитических способностей;

- целенаправленное воздействие на мотивационную сферу занимающихся;

- оценку качества выполнения физических упражнений, предусмотренных программой для студентов вузов;

- систематическую проверку понимания значимости выполняемых двигательных заданий.

Невнимание к развитию познавательной сферы, недооценка роли средств физической культуры и спорта в совершенствовании мышления, восприятия и других интеллектуальных

качеств и других познавательных процессов значительно снижают уровень физического воспитания студентов вузов.

Заключение. Проверенная в ходе педагогического эксперимента методика проведения физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой работы на основе согласованности интеллектуальной и двигательной деятельности показала свою эффективность. Физическая культура и спорт располагают значительными возможностями для формирования интеллектуальных качеств. Повышение уровня развития восприятия, внимания, памяти, мышления и других познавательных процессов средствами физической культуры и спорта обусловливает понимание значимости целенаправленного, систематического воздействия физических упражнений на организм; обеспечивают разностороннее, гармоничное развитие.

Keywords: a higher educational establishment, physical upbringing, organization, a new approach.

Annotation. The effectiveness increase of the educational process on physical upbringing is one of the urgent problems. In the literature there are different ways of this problem solution: the use of different forms of physical exercises; the increase of the lessons quantity in a week; an exam introduction and others.

Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation.

Materials. A new approach to physical culture lessons organization and realization is considered in the article on the basis of an intellectual and motional activity combination. The existing program on physical culture is not oriented at students' interests, needs and demands, at their age-related characteristics, doesn't provide a connection with intellectual qualities.

Results. The created methodology ofphysical culture lessons on the basis of intellectual and motional activity co-ordination includes the following:

- the indices revelation of the morphofunctional status;

- the level of physical and coordinating qualities development;

- intellectual qualities demonstration: perception, attention, memory, thinking, analytical abilities;

- purposeful influence on the motivational sphere of students;

- the quality estimation of physical exercises fulfillment from the program for students of higher educational establishments;

- systematic control of the importance understanding of the fulfilled motional tasks.

Lack of attention to the cognitive sphere development, the role ofphysical culture and sport means underestimation in thinking, perception and other intellectual qualities development, the level of students' physical upbringing at a higher educational establishment decrease.

Conclusion. Checked during the pedagogical experiment methodology of physical-health-improving and sports-mass work organization, on the basis of the intellectual and motional activity co-ordination, turned out to be effective. Physical culture and sport have great opportunities for the intellectual qualities formation. The level of perception, attention, memory, thinking and other cognitive processes increase by means of physical culture and sport conditions the importance understanding of the purposeful, systematic influence of physical exercises on an organism; provides a many-sided, harmonious development.

Введение. Изменения,

происходящие в обществе, обусловливают необходимость соответствующей

адаптации путем постоянного развития и совершенствования интеллектуальных,

морально-волевых, нравственных и двигательно-координационных качеств. Среди данных параметров человеческой деятельности ведущее место принадлежит интеллекту как фактору успешности

индивидуальных отношений с

окружающими людьми. Интеллект определяет систему материальных и духовных ценностей, индивидуальность, способы самопознания и самореализации, что делает его основополагающим качеством личностного развития [2].

Жизнедеятельность людей

характеризуется своей многогранностью, постоянным возникновением

неожиданных, разнообразных ситуаций, требующих принятия конкретного решения, соответствующего поведения, поступка, что невозможно без проявления морально-волевых и нравственных качеств, определяющих способность человека к жизни в обществе в соответствии с установленными нормами и правилами поведения. Интеллектуальные, морально-волевые и нравственные качества проявляются в деятельности, качество которой детерминировано показателями здоровья, уровнем физического развития, физической подготовленности и функциональным состоянием организма. Это позволяет рассматривать интеллектуальную,

морально-волевую, нравственную и физическую подготовленность как единый процесс развития и совершенствования человека[1, 3, 6].

Анализ специальной литературы и результаты наших исследований свидетельствуют о том, что если необходимость развития восприятия, внимания, памяти, мышления и других интеллектуальных качеств, а также духовно-нравственного развития

осознается абсолютным большинством людей разного возраста, жизненного опыта, профессиональной деятельности, то забота о собственном здоровье перекладывается на медицину, а средства физической культуры и спорта как мощный фактор оздоровления,

физического совершенствования,

воспитания и самовоспитания

недооцениваются по разным причинам.

Целью данной работы является теоретическое и методологическое

обоснование необходимости целостного подхода к процессу физического воспитания студентов на основе сочетания интеллектуальной и двигательной деятельности.

Задачи: 1. Разработать методику проведения физкультурно-

оздоровительной и спортивно-массовой работы, обеспечивающей повышение уровня интеллектуальной и физической подготовленности.

2. Проверить в ходе педагогического эксперимента

эффективность данной методики.

Методика исследования.

Оптимальная физическая активность является одним из ведущих факторов нормального функционирования

организма. Однако большая часть студентов не проявляют интереса к занятиям в секциях общефизической подготовки и по различным видам спорта, неохотно посещают учебные занятия по физической культуре. Главной причиной негативного отношения учащейся молодежи к физической культуре является низкий уровень организации и проведения учебных занятий. Программа по физической культуре не ориентирована на интересы, потребности и запросы студентов, их возрастные особенности, не обеспечивает связи с интеллектуальными качествами.

Отсутствие образовательной и воспитательной направленности,

эстетической составляющей занятия, связи с другими аспектами личностного развития, динамикой показателей физической подготовленности

существенно снижает интерес к учебному процессу по физическому воспитанию. Одной из причин несформированности потребности в регулярном использовании средств физической культуры и спорта у студентов вузов является отсутствие согласованности интеллектуальной и двигательной деятельности. Именно интеллект определяет систему

материальных и духовных ценностей, в том числе в сфере физической культуры и

спорта; индивидуальность, способы самопознания и самореализации.

Исследования А.Н. Леонтьева, 1983; С.Л. Рубинштейна, 1989, и др. показали, что восприятие, внимание, память, мышление, а также аналитические способности проявляются и развиваются только в практической деятельности. Физическая культура и спорт располагают значительными возможностями для формирования интеллектуальных качеств.

Однако существующая система физического воспитания учащейся молодежи не позволяет реализовать тот огромный потенциал положительного воздействия на личность индивида с учетом социальных и биологических аспектов его развития. В настоящее время вузовская физическая культура не предусматривает использования стимулов для удовлетворения естественных потребностей в двигательной активности; усвоения общечеловеческих ценностей, накопленных в сфере физической культуры и спорта, способствующих приобщению к нормам и правилам поведения, принятыми в обществе; системы специальных знаний,

раскрывающих роль целенаправленных физических упражнений для развития интеллекта; формирования социально значимых личностных качеств.

В ходе учебного процесса по физическому воспитанию в вузе не уделяется должного внимания

формированию мотивов двигательной деятельности, детерминирующих

потребность в самостоятельном использовании физических упражнений для реализации комплекса задач личностного развития. Это определило необходимость разработки методики проведения физкультурно-

оздоровительной и спортивно-массовой работы, предусматривающей повышение согласованности интеллектуальной и двигательной деятельности, осознание механизма воздействия систематической мышечной нагрузки, индивидуально-оптимальной для каждого студента;

создание условий для гармоничного развития занимающихся.

Методика включала в свое содержание:

- определение исходных показателей морфофункционального статуса;

- определение уровня проявления восприятия, внимания, памяти, мышления, аналитических способностей;

- определение степени развития качественных сторон двигательной деятельности;

- предварительную оценку качества выполнения физических упражнений, предусмотренных программой для студентов вузов;

- критерии оценки уровня сформированности ведущих интеллектуальных, морально-волевых и нравственных качеств;

- целенаправленное воздействие на мотивационную сферу занимающихся;

- систематический, текущий опрос для проверки степени понимания значимости выполняемых двигательных заданий.

Показатели морфо-

функционального статуса

предусматривали степень соотношения росто-весовых данных в соответствии с возрастными особенностями студентов, оценку динамической и статической осанки; функционального состояния организма (максимального потребления кислорода, жизненной емкости легких, артериального давления и др.). Уровень проявления интеллектуальных качеств оценивался по разработанным нами критериям. Так, восприятие определялось по точному воспроизведению формы изучаемого физического упражнения, правильному перечислению его

структурных частей и фаз выполнения; выявлению основного звена техники и деталей; способов выполнения и т.д.

Степень развития качественных сторон двигательной деятельности оценивалась по тестам и критериям, предложенным Л.Д. Назаренко (2003),

оценка качества выполнения физических упражнений предусматривала:

соответствие пространственно-временных и пространственно-силовых параметров моторного акта в целостном содержании учебного занятия.

Управление мотивами

использования средств физической культуры и спорта осуществлялось путем разъяснения воздействий

целенаправленной систематической

мышечной нагрузки на мыслительные процессы: внимание, память, логическое и творческое мышление, аналитические способности. Опрос на каждом учебном занятии включал систему вопросов для выяснения уровня понимания

выполняемого двигательного задания, например: от чего зависит легкость и свобода выполнения физического упражнения; в чем заключается эстетический компонент двигательного действия; при каких условиях происходит прирост показателей мышечной силы, быстроты, выносливости и других двигательно-координационных качеств.

Результаты исследования и их интерпретация. Для проверки

эффективности разработанной нами методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 138 студентов 1-2-го курсов (17-19 лет) технического вуза. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 69 человек. Перед началом педагогического эксперимента было проведено

тестирование с целью выявления исходного уровня физической

подготовленности. Применялись

следующие тесты: бег 100 м (мин); прыжок в длину с места (см); бег 3000 м (мин); подтягивание в висе на перекладине (кол-во раз); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); поднимание прямых ног до касания пола за головой из положения лежа на спине (кол-во раз).

Анализ результатов тестирования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности у

студентов КГ и ЭГ (р>0,05). Выявление исходных данных сформированности восприятия, внимания и других интеллектуальных качеств также не обнаружило существенных различий в их проявлении у занимающихся КГ и ЭГ (р>0,05).

Учебные занятия по физической культуре в КГ проводились в соответствии с программой, рекомендованной Министерством специального

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

образования, в ЭГ использовалась разработанная нами методика. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование для выявления динамики показателей физической подготовленности с применением тех же тестов. Обработка полученных результатов показала, что улучшение произошло в обеих группах: КГ и ЭГ, однако в ЭГ прирост показателей оказался более существенным. Так, в КГ результаты прыжка в длину с места при исходных данных 198,1± 15,6 см к окончанию педагогического эксперимента улучшение произошло на 7,81% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 194,7±18,3 см прирост составил 23,1% (р<0,05); в КГ при исходных данных в беге на 3000 м 14,6±1,05 мин, результаты к окончанию педагогического эксперимента

увеличились на 6,5% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 14,43±0,85 м прирост составил 12,28% (р<0,05). Подобная тенденция была выявлена и по другим тестам.

Положительная динамика

показателей была выявлена и при анализе результатов сформированности

интеллектуальных качеств. Так, в КГ, при исходных данных проявления восприятия 2,83±0,19 балла, к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились на 6,14% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 2,79±0,18 балла прирост составил 17,32% (р<0,05).

В КГ при исходных результатах развития внимания 3,01±0,22 балла к

окончанию педагогического эксперимента увеличение составило 4,88% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 3,07±0,28 балла прирост составил 19,44% (р<0,05). Подобная тенденция улучшения показателей в ЭГ обнаружилась по другим интеллектуальным качествам.

Об эффективности предложенной нами методики свидетельствуют также такие характеристики учебной

деятельности студентов, как посещение занятий по физической культуре, удовлетворенность их направлением и содержанием; повышение интереса и заинтересованности в систематическом использовании средств физической культуры и спорта, которые существенно улучшились в ЭГ.

Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что учебный процесс по физическому воспитанию следует рассматривать как сложную

многоуровневую систему, развивающуюся в соответствии со специфическими закономерностями, игнорирование

которых приводит к формальному построению занятий, неэффективному выбору средств физической культуры и спорта и методов их использования. Отсутствие оздоровительной и спортивно-массовой работы не обеспечивает улучшение морфо-функционального

статуса, разностороннего гармоничного развития студентов, снижает интерес к двигательной деятельности.

Разработанная нами методика проведения занятий по физической культуре основана на одной из ведущих закономерностей биологического и социального развития человека: согласованности интеллектуальной и двигательной деятельности.

Целенаправленные систематически

выполняемые физические упражнения являются мощным средством развития восприятия, внимания, памяти, мышления и аналитических способностей. Понимание значимости оптимального объема двигательной активности для нормального

функционирования организма

стимулирует познавательные способности.

Результаты педагогического

эксперимента подтвердили эффективность предложенной нами методики проведения физкультурно-оздоровительной и

спортивно-массовой работы студентов на основе согласованности интеллектуальной и двигательной деятельности.

Литература:

1. Кодолова, Ф. М. Совершенствование физического воспитания студентов нефизкультурных вузов / Ф. М. Кодолова, Л. Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 3. - С. 52-55.

2. Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения / А. Н. Леонтьев. -Т.1.2. - М. : Педагогика, 1983. - С. 119-137.

3. Назаренко, Л. Д. Роль интеллекта в спортивной деятельности / Л. Д. Назаренко // Теория и практика физической культуры. - 2013. -№ 10. - С. 9-12.

4. Назаренко, Л. Д. Средства и методы развития двигательных координаций / Л.Д. Назаренко. - М. : Теория и практика физической культуры, 2003. - 258 с.

5. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. / С. Л. Рубинштейн. - М. : Педагогика, 1989. - С. 189-197.

6. Чесноков, Н. Н. Профессиональная компетентность специалистов среднего, специального и высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта / Н. Н. Чесноков, М. В. Сахарова // Физическая культура и детско-юношеский спорт в современных условиях: идея, духовность воспитания : материалы II Международ. Науч.-практич. конференции. -Якутск, 2008. - С. 265-268.

References

1. 1.Kodolova, F. M. Physical upbringing development among students of not physical culture Universities / F. M. Kodolova, L D. Nazarenko // Physical culture: upbringing, education, training. -2014. - № 3. - P. 52-55.

2. Leontev, A. N. Selected works on psychology / A. N. Leontev. - Volume1.2. - Moscow : Pedagogics, 1983. - P. 119-137.

3. Nazarenko, L. D. The role of an intellect in sports activity / L. D. Nazarenko // Theory and practice of physical culture. - 2013. - № 10. - P. 9-12.

4. Nazarenko, L. D. The means and methods of motional co-ordinations development / L.D. Nazarenko. - Moscow : Theory and practice of physical culture, 2003. - 258 p.

5. Rubinshteyn, S. L. The basis of general psychology: In 2 volumes / S. L. Rubinshteyn. -Moscow : Pedagogics, 1989. - P. 189-197.

6. Chesnokov, N. N. A professional competence of the specialists of a secondary, special and higher professional education in the sphere of physical culture and sport / N. N. Chesnokov, M. V. Sakharova // Physical culture and sport for children and teen-agers in modern conditions: an idea, spirituality of upbringing : the materials of the II nd International Scientific-practical conference. - Yakutsk, 2008. - P. 265-268.

Статья поступила в редакцию: 5.02.2015г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.