Научная статья на тему 'Новая парадигма образования и компетентностный подход в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура»'

Новая парадигма образования и компетентностный подход в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
468
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НОВАЯ ПАРАДИГМА / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ижболдина Е.А.

В статье проведен анализ новой парадигмы образования в свете принятия ФГОС ВПО по физической культуре на основе компетентностного подхода. Развитие современного производства предъявляет все более высокие требования к уровню профессиональной подготовки выпускников технических вузов. «Физическая культура» как социально-гуманитарная дисциплина призвана обеспечить достижение целостности знаний о человеке в единстве его биологического и социального развития, овладение физическим самосовершенствованием, обретение научно обоснованных мировоззренческих ориентаций, психофизическую готовность к социальной и профессиональной деятельности, познание глубинных процессов личностного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ижболдина Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Новая парадигма образования и компетентностный подход в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура»»

НОВАЯ ПАРАДИГМА ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Е.А. Ижболдина - доцент кафедры физической культуры Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Пермь

THE NEW PARADIGM OF THE FORMATION AND COMPETEN-TION APPROACH IN EDUCATIONAL PROCESS ON DISCIPLINE "PHYSICAL CULTURE"

E.A. Izhboldina - assistant professor of the physical culture chair National exploratory polytechnic university of Perm

Perm

e-mail: panachev@pstu. ru

Ключевые слова: образование, новая парадигма, компетентностный подход, физическая культура.

Аннотация. В статье проведен анализ новой парадигмы образования в свете принятия ФГОС ВПО по физической культуре на основе компетентностного подхода. Развитие современного производства предъявляет все более высокие требования к уровню профессиональной подготовки выпускников технических вузов. ««Физическая культура» как социально-гуманитарная дисциплина призвана обеспечить достижение целостности знаний о человеке в единстве его биологического и социального развития, овладение физическим самосовершенствованием, обретение научно обоснованных мировоззренческих ориентаций, психофизическую готовность к социальной и профессиональной деятельности, познание глубинных процессов личностного развития.

Keywords: education, new paradigm, competence approach, physical culture.

Annotation. The article gives the analysis of the new paradigm of education in light of the adoption of the Federal State Educational Standards of higher professional education on physical culture on the basis of competence approach. The development of modern industry requires higher level of professional training of the technical high schools graduates. "Physical culture" as a social-humanitarian discipline is directed to provide the knowledge about biological and social development of a person as a unity, mastering physical self-improvement, finding scientifically motivated world outlook orientations, psychological and physical readiness to social and professional activity, cognition of the deep processes of the personal development.

Введение. Уровень развития современного производства предъявляет все более высокие требования к уровню профессиональной подготовки выпускников технических вузов. Сегодняшнего выпускника вуза характеризует солидный объём знаний и почти нулевой опыт, тогда как работодателю требуются работоспособные специалисты -образованные, умелые, опытные, самостоятельные, ответственные, творческие, инициативные, настойчивые, способные с первых дней работы на высоком профессиональном уровне решать любые производственные задачи.

(б)

(а)

Рис.1. Соотношение профессиональных качеств молодого специалиста (а) и профессионала

(б).

Перечислим основные проблемы традиционного высшего профессионального образования (ВПО):

• отрыв получаемых в процессе обучения знаний от умений их употреблять;

• острая нехватка квалифицированных практико-ориентированных и компетентных кадров;

• устаревание информации быстрее, чем завершается естественный цикл обучения специалиста в высшей школе (в 70-е годы объем суммарных знаний человечества увеличивался вдвое за 10 лет, в 80-е годы - за 5 лет, в 90-е годы - каждый год, в начале XXI века счет пошел на месяцы...).

Налицо явное несоответствие уровня подготовки выпускников высших учебных заведений требованиям, предъявляемым к специалисту работодателями.

России сегодня нужны высококвалифицированные специалисты. Для их подготовки разработан Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования третьего поколения (ФГОС ВПО 3-го поколения) [1]. Он представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ (ООП) подготовки бакалавров, специалистов и магистров по направлениям подготовки (специальностям) образовательными учреждениями высшего профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.

Методы и организация исследования. Для их реализации учебными заведениями разрабатываются новые образовательные программы, основанные на компетентностном подходе. Компетентностный подход - инновационная методология современного образования, которая ориентирует всех участников образовательного процесса на достижение конкретных результатов обучения - компетенций. Компетенция - готовность действовать на основе имеющихся знаний, умений и навыков при решении задач, общих для многих видов деятельности. Компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области и достижения поставленной цели. [7] В современной педагогике признается, что конкретная компетенция, будучи продуктом обучения, не прямо вытекает из него, а является следствием саморазвития и самореализации личности в образовательном пространстве, результатом обобщения деятельности и личностного опыта. Схема процесса формирования компетенции выглядит следующим образом: Компетенция => знания + умения + навыки+ опыт деятельности.

Таким образом, компетенция - это «знания в действии». [2]

О соотношении понятий компетенция - компетентность, на наш взгляд, можно сказать следующее: компетенция + значительный опыт профессионального применения = компетентность. Целью внедрения компетентностного подхода в профессиональном образовании является формирование эффективного компетентного специалиста высокого уровня.

Результаты и их обсуждение. Результатами внедрения компетентностного подхода должны стать:

1. Востребованность и конкурентоспособность выпускника на рынке труда.

2. Готовность выпускника к эффективной профессиональной деятельности.

3. Способность молодого специалиста действовать в различных ситуациях и эффективно решать производственные проблемы.

Задачи компетентностного подхода:

1. Совершенствование и развитие ключевых компетенций, освоенных в школе.

2. Формирование, совершенствование и развитие интеллектуально-творческого потенциала студентов.

3. Внедрение активных методов обучения, адекватных видам профессиональной деятельности.

4. Освоение общекультурных и профессиональных компетенций.

5. Повышение эффективности и качества обучения путём актуализации всех видов компетенций в процессе интеграции теории и практики.

6. Формирование способностей решать профессиональные задачи.

7. Приобретение профессионального опыта.

8. Обеспечение соответствия освоенных компетенций направлению профессиональной деятельности.

Преимущества компетентностного подхода:

1. Формулируются цели и задачи программ обучения, соответствующие требованиям работодателей.

2. Повышается гибкость учебных программ.

3. Повышается мотивация получения профессии.

4. Повышается эффективность и качество профессиональной подготовки, уровень профессиональных компетенций.

5. Создаются стандартные, объективные и независимые условия оценки качества обучения.

6. Повышается уровень взаимодействия и взаимной ответственности учащихся и преподавателей.

7. Подготовка студентов к профессиональной деятельности осуществляется с учётом реальных производственных условий, за счёт чего ускоряется адаптация молодых специалистов на производстве.

8. Формируется профессиональная культура и уважение к выбранной профессии. [3] Итак, сравним старую и новую парадигмы образования:

• Традиционный подход - это формирование ЗУН (знаний, умений, навыков): Преподаватель => преподавание ^ обучение ^ оценивание • Компетентностный подход - это формирование компетенций:

Студент => цели обучения ^ результаты обучения ^ компетенции выпускника,

Заметным становится изменение ролей субъектов образовательного процесса: если раньше преподаватель обучал студента, то теперь студент учится, а преподаватель всячески помогает ему в этом. Таким образом, компетентность как более широкое понятие по сравнению со знаниями, умениями, навыками имеет в своем содержании и личностную, и деятель-ностную составляющие, что позволяет говорить о том, что компетентностный подход реализует наряду с собственно профессиональной подготовкой и определенные направления личностного развития обучающегося.[8] Компетентностный подход является способом достижения нового качественного образования. Он определяет направление изменения образовательного процесса, его приоритеты; это содержательный ресурс развития [7]. «...В данном случае речь идет о новой единице измерения образованности человека, так как триада «знания, умения, навыки» уже недостаточна для современного уровня измерения качества образования...»^]. Итак, рассмотрим компетентностный подход в образовательном процессе по дисциплине «Физическая культура».

В 2011 году вузы перешли на уровневую (бакалавриат- магистратура) систему обучения по государственным образовательным стандартам третьего поколения. Наряду с вышеуказанной, по некоторым техническим специальностям (направлениям) сохранена прежняя (одноступенчатая) система подготовки - специалитет. Новая образовательная парадигма характеризует физическую культуру в вузе не только как учебный предмет, но и в более широком аспекте - как многоуровневую структуру, в которую входят физкультурное образование, физическое воспитание, студенческий спорт, профессионально-прикладная физическая подготовка, лечебная физическая культура и физическая рекреация. Эта модель физической культуры в системе ВПО обеспечивает интеграцию физкультурной деятельности студентов с различной направленностью: обучающе-развивающей, общеприкладной, спортивной, рекреационной, профессионально-прикладной и коррегирующей. [4]

«Физическая культура» как человековедческая, социально-гуманитарная дисциплина призвана обеспечить достижение целостности знаний о человеке в единстве его биологического и социального развития, овладение физическим самосовершенствованием, обретение научно обоснованных мировоззренческих ориентаций, психофизическая готовность к социальной и профессиональной деятельности, «возделывание самого себя», познание глубинных процессов личностного развития. Возросшая востребованность качества образовательного процесса по дисциплине «Физическая культура», связанная с использованием компе-тентностного подхода (компетентностный подход является способом достижения нового качественного образования), ориентирует на такие векторы-цели, как высокая обучаемость, самоопределение, самоактуализация, развитие индивидуальности личности и ее социализации, результаты которых отражены в универсальных и профессиональных компетенциях, выступающих в роли базовых структурных элементов современного личностно ориентированного образования. Впервые, наряду с физической культурой личности, в стандарте в качестве цели определена необходимость формирования универсальных и специализированных компетенций. Напомним, компетенция (лат. сошрйепйа - осведомленность в какой-либо области) рассматривается в ФГОС ВПО как способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области. [4]. Выпускники по всем направлениям подготовки бакалавриата и специалитета должны освоить за время обучения ряд универсальных профессионально направленных компетенций. Сюда входит знание категориального аппарата, владение оздоровительными технологиями, обеспечивающими повышение адаптационных резервов организма, коррекцию психофизического статуса. От нынешнего выпускника вуза, наряду с владением профессиональными компетенциями и технологиями, требуется социальная мобильность, сформированность высокого уровня адаптивности, способности быстро переобучаться и совершенствоваться в течение жизни [56], что без высокой физической и умственной работоспособности весьма проблематично. Следовательно, выпускник вуза должен «владеть средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, быть готовым к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности». Примерно так сформулирована одна из общекультурных компетенций, относящаяся непосредственно к дисциплине «Физическая культура» во всех ГОС ВПО по инженерным направлениям подготовки (специальностям). Но было бы ошибкой считать, что в рамках этой дисциплины возможно формирование только указанной выше компетенции. Возможности применения средств и методов физической культуры в формировании множества других, не только общекультурных, но и профессиональных компетенций, имея в виду явление переноса операциональных умений и навыков из одной сферы деятельности в другие, невероятно широки. В то же время эти возможности пока не изучены и не реализованы ввиду новизны самого компетентностного подхода в образовании. Таким образом, встает задача перехода на новый, более высокий уровень интеграции образования на основе объединения возможностей дисциплин учебного плана в решении задачи формирования у студентов необходимых компетенций. Так как ком-

петенция - личностная структура, то приходится ставить и решать еще одну сверхсложную задачу: в рамках фронтальной формы и предметной (дисциплинарной) системы обучения организовать подготовку студента по индивидуальной программе, в достаточно полной мере отвечающей его жизненным и профессиональным интересам. Сверхзадачей модернизации дисциплины «Физическая культура» является творческое преобразование учебного и внеучебного процесса в целях формирования:

- адаптационных резервов и укрепления здоровья студентов;

- общекультурных и профессиональных компетенций.

Для этого предмет «Физическая культура» выделен в самостоятельный раздел (С.4) ГОС ВПО всех направлений и специальностей трудоёмкостью две зачетные единицы и реализуется при очной форме обучения, как правило, в объёме 400 часов, при этом объем практической подготовки должен составлять не менее 360 часов. Напомним о совершенно особой роли учебного предмета "Физическая культура" по сравнению с другими. Она обусловлена тем, что это одна из немногих дисциплин, которые направлены не на изучение окружающего мира, а на познание собственно человеческой природы. Кроме того, знания, составляющие содержание тех или иных дисциплин учебного плана, нередко оказываются невостребованными. Такая участь не грозит системе специальных физкультурных знаний, поскольку вся их суть направлена на содействие укреплению и поддержанию на оптимальном уровне самого необходимого и дорогого, чем одарила Природа каждого человека, - его здоровья. Именно здоровье, оптимальное физическое состояние организма являются материальной основой для нормальной жизнедеятельности и достижения успехов в любой сфере человеческого бытия. [4]. Исследованиями установлено (Чумаков Б.Н., 2006), что сила влияния человеческого фактора в успехе современного бизнеса на исследованном контингенте (руководители и менеджеры 18 коммерческих фирм нефтегазового комплекса) составила 86% (рис.2).

1 Психофизиологический фактор и соматическое здоровье 26,9% 16,1%

2 Профессионализм 21,4%

3 Социальная активность 21,6%

4 Другие абстрактно не предсказуемые факторы 14%

Рис.2 Влияние человеческого фактора на успех в бизнесе

Психофизиологический фактор и соматическое (физическое) здоровье объединены в одну ячейку, поскольку установлена сильная корреляционная зависимость между большинством психофизиологических показателей и соматическим здоровьем в группе менеджеров и руководителей фирм. Психофизиологические возможности являются отражением состояния здоровья. Формирование физической культуры личности предполагает прежде всего работу с ее духовным миром, установками, ценностями, взглядами, мировоззрением, мироощущением. Человеческая телесность, отраженная в физической культуре студента, рассматривается как условие раскрытия личностного потенциала и важнейшая форма воплощения его внутреннего мира. Физическая культура успешно реализует функцию развития личности, только если побуждает ее к деятельности, которая ведет к прогрессивным изменениям.

Выводы. Образовательный процесс по физической культуре имеет широчайший спектр потенциальных возможностей, но только если он ориентирован на формирование студента как субъекта собственной физической культуры. Понятие «субъект» характеризует

инициатора, деятеля, творца собственной жизни, который способен не только к присвоению мира предметов, действий, идей, но и к их преобразованию, созданию новых. Это значит, что осознавая свои потребности и цели, самоопределяясь в ценностях физической культуры, студент преобразует процесс педагогического управления своим физическим развитием в саморазвитие, воспитания — в самовоспитание, образования — в самообразование, совершенствования — в самосовершенствование, т.е. на первый план выходят процессы усвоения целей и присвоения ценностей физической культуры. Присвоение личностью ценностей образования и культуры, в том числе и физических, создает условия для самовоплощения на более высоком качественном уровне, обретения жизненных смыслов. Субъектность предполагает выбор своего индивидуального образовательного пути, собственного стиля жизни, подчинение его целям личностного роста. В целом, философия физкультурного образования должна строиться в плане воспитания ответственного, компетентного специалиста, осознающего ответственность перед обществом за уровень своего физического развития, работоспособности и здоровья.

Литература

1. Григорьев, В. И. Компетентностный подход к проектированию индивидуальных образовательных траекторий физического развития студентов / В. И. Григорьев, Д.Н. Давиденко, В. А. Чистяков // Ученые записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 1 (71) - С. 35-41.

2. Дячкин, О.Д. Теоретические аспекты и технологии реализации образовательных стандартов третьего поколения./ О. Д. Дячкин, О.П. Околелов // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 11. - С. 29 - 32.

3. Зимняя, И. А. Ключевые социальные компетенции - новая парадигма результатов образования / И. А. Зимняя // Высшее образование в России. - 2003. - №5. С. 15 - 20.

4. Зимняя, И. А. Компетентностный подход в образовании (методолого-теоретический аспект) / И. А. Зимняя // Проблемы качества образования : материалы XIV Всероссийского совещания. Кн. 2. - М., 2004. С.6-12.

5. Зимняя, И. А. Личностная и деятельностная направленность компетентностей как результата современного образования / КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ПРОБЛЕМЫ ЕЕ ФОРМИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ШКОЛА - ВУЗ - ПОСЛЕВУЗОВСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ) (науч. ред. проф. И.А. Зимняя) // Материалы V Всерос. научно-методической конференции "Актуальные проблемы качества образования и пути их решения". - М. : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2006. -130 с. С.6-19.

6. Лунев, ВВ. Компетентностный подход [Электронный ресурс] / ВВ. Лунев // Эффективное профессиональное обучение. - URL : http://epo.ucoz.com/index/kompetentnostnyj_podkhod/0-6. (Дата обращения: 19.07.2012).

7. Столбова, И.Д. Формирование профессиональных компетенций выпускника высшей школы. [Электронный ресурс] / И.Д. Столбова // Высшее образование сегодня. 2007.-№11. с.28-30. URL : ttp://www.logosbook.ru/VOS/11_2007/28-30.pdf (Дата обращения: 9.08.2012).

8. Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования [Электронный ресурс] // Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации. URL : http://mon.gov.ru/dok/fgos/ (Дата обращения: 14.03.2012).

Literature

1. Grigorev, V.I. Competence approach to designing individual educational trajectories of students' physical development / V.I. Grigorev, D.N. Davidenko, V.A. Chistyakov // Scientific notes of P.F. Lesgaft University. - 2011. - 1 (71) - P. 35-41.

2. Dyachkin, O.D. The theoretical aspects and the technologies of realization of educational standards of the third generation / O.D. Dyachkin, O.P. Okolelov // Higher education today. - 2009. - 11. - P. 29 - 32.

3. Zimnyaya, I. A. Key social competencies - a new paradigm of education results / I. A. Zimnyaya // Higher education in Russia. - 2003. - № 5. p. 15 - 20.

4. Zimnyaya, I. A. Competence approach in education (the methodological and theoretical aspect) / I. A. Zimnyaya // The problems of education quality : Materials of the XIV All-Russian conference. The 2nd book. - Moscow, 2004. Р. 6-12.

5. Zimnyaya, I. A. Personal and activity orientation of competences as a result of modern education/ Competence and the problems of its formation in the system of life-long learning (school-high school-further education) (scientific editor professor I.A. Zimnyaya). // Materials of the V scientific-methodical conference "Actual problems of education quality and the ways to solve them" - Moscow : Research centre of the problems of specialist training, 2006. - 130 pi. 6-19.

6. Lunev, V.V. Competence approach [Electronic resource] / V.V. Lunev // Efficient professional training // URL:http: //epo.ucoz.com/index/kompetentnostnyj_podkhod/0-6. (date of application: 19.07.2012)

7. Stolbova, I.D. Professional competencies formation of high school graduate. [Electronic resource] / I.D. Stolbova // Higher education today. - 2007.- №11. p.28-30. URL: ttp://www.logosbook.ru/VÜS/11_2007/28-30.pdf (date of application: 9.08.2012).

8. The Federal State Educational Standards of higher professional training [Electronic resource] // Site of the Ministry of education and science of the Russian Federation. URL : http: //mon.gov.ru/dok/fgos/ (date of application: 14.03.2012).

Статья поступила в редакцию: 04.02.2013 г.

УДК 796.422

СИСТЕМОБРАЗУЮЩИЕ БИОРИТМЫ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО МЕТАБОЛИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ БЕГУНИЙ В ГОДОВОМ ЦИКЛЕ

ПОДГОТОВКИ

66

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.