Научная статья на тему 'НОВАЯ МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ» В МГУ: ОТ СОЗДАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ'

НОВАЯ МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ» В МГУ: ОТ СОЗДАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
61
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
магистерское образование / образовательная программа / менеджмент / мягкие и цифровые навыки / управление развитием бизнеса / master’s education / educational program / management / soft and digital skills / business development management

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Груздева Елена Владимировна, Миракян Аракся Григоревна, Шахова Маргарита Сергеевна, Говорова Ангелина Валерьевна, Суслова Ирина Павловна

В данной статье отражен процесс создания и представлены результаты почти двухгодичной работы новой магистерской программы «Управление развитием бизнеса» на направлении «Менеджмент». Все авторы принимали активное участие в формировании идеологии программы и разработке учебного плана, соответствующего требованиям современного управленческого образования. В статье представлены подходы к проектированию магистерских программ, обоснован выбор концепции жизненного цикла компании как основа учебного плана программы «Управление развитием бизнеса», предполагающий сочетание дисциплин, формирующих у студентов профессиональные (professional skills), «мягкие» (soft skills) и цифровые навыки (digital skills). В результате анкетирования магистрантов первого и второго курсов, проведенного в январе 2023 г., были выявлены факторы, определяющие интерес к программе, проведена оценка качества реализации обязательных и вариативных дисциплин. Наконец, анализ деятельности программы позволил выявить проблемные области в подготовке современных управленцев, дать более четкую характеристику выпускнику магистерской программы «Управление развитием бизнеса» и наметить направления ее совершенствования. Было предложено заменить дисциплины, получившие низкие оценки от студентов и расширить список курсов по выбору, в том числе на иностранном языке; усилить прикладную составляющую процесса обучения; внедрить в обучение сетевые модули и современные практики бизнес-геймификации, чтобы применение полученных знаний и выработанных мягких и цифровых навыков происходило без временных разрывов между образованием и карьерой. Результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований процессов трансформации управленческого образования, а также для разработки новых и обновлении существующих магистерских программ по направлению «Менеджмент».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Груздева Елена Владимировна, Миракян Аракся Григоревна, Шахова Маргарита Сергеевна, Говорова Ангелина Валерьевна, Суслова Ирина Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW MASTER'S PROGRAM IN MANAGEMENT AT MSU: FROM DEVELOPMENT TO IMPLEMENTATION

The paper reflects the process of creation and presents the results of two-year work of a new master’s program “Business Development Management”. The authors were actively involved in the program’s design and its curriculum development to meet the requirements of contemporary management education. The paper presents the approaches to designing master’s programs and substantiates company’s life cycle concept as a basis for “Business Development Management” program, which involves a combination of disciplines forming students’ professional, soft, and digital skills. Drawing on the results of a first-and second-year undergraduates’ survey, conducted in January 2023, this paper determines the factors influencing students’ interest in the program and assesses the quality of compulsory and elective disciplines. Finally, it identifies crucial problem areas in master’s education developing modern managers, shapes clearer description of a graduate of “Business Development Management” program, and outlines new areas for management education development. The authors propose to replace disciplines with poor scores and expand a list of elective courses (also taught in foreign language); strengthen the practical focus of the learning process; introduce e-learning modules and the best practices of business gamification, which will allow using the knowledge gained and the developed soft and digital skills without time gaps between education and employment. Our findings have implications both for examining management education transformation and for creating and upgrading master's degree programs in management.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ» В МГУ: ОТ СОЗДАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2023. Том 58. № 4

ТРИБУНА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ Е. В. Груздева1

МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия) А. Г. Миракян2

МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия) М. С. Шахова3

МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия) А. В. Говорова4

МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия) И. П. Суслова5

МГУ имени М. В. Ломоносова (Москва, Россия) УДК: 338, 378.1

ёо1: 10.55959^и0130-0105-6-58-4-12

НОВАЯ МАГИСТЕРСКАЯ ПРОГРАММА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ» В МГУ: ОТ СОЗДАНИЯ К РЕАЛИЗАЦИИ

В данной статье отражен процесс создания и представлены результаты почти двухгодичной работы новой магистерской программы ««Управление развитием бизнеса» на направлении «Менеджмент». Все авторы принимали активное участие в формировании идеологии программы и разработке учебного плана, соответствующего требованиям современного управленческого образования. В статье представлены подходы к проектированию магистерских программ, обоснован выбор концепции жизненного цикла компании как основа учебного плана программы «Управление развитием бизнеса», предполагающий сочетание дисциплин, формирующих у студентов профессио-

1 Груздева Елена Владимировна — к.э.н., доцент, кафедра экономики инноваций, Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: gruzdeva-msu@bk.ru, OR-CID: 0000-0002-2941-5424.

2 Миракян Аракся Григоревна — к.э.н., доцент, кафедра управления организацией, Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: araks-m@yandex.ru, OR-CID: 0000-0002-0971-7169.

3 Шахова Маргарита Сергеевна — д.э.н., доцент, кафедра экономики инноваций, Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: shakhova_msu@bk.ru, ORCID: 0000-0002-2363-6779.

4 Говорова Ангелина Валерьевна — ведущий инженер, кафедра экономики инноваций, Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: avgovorova@econ. msu.ru, ORCID: 0000-0001-7263-9282.

5 Суслова Ирина Павловна — инженер, кафедра экономики инноваций, Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова; e-mail: suslovairena@gmail.com, ORCID: 0000-0002-7483-1910.

LOMONOSOV ECON. JOUR. 2023. VOL. 58. No. 4

нальные (professional skills), «мягкие» (soft skills) и цифровые навыки (digital skills). В результате анкетирования магистрантов первого и второго курсов, проведенного в январе 2023 г., были выявлены факторы, определяющие интерес к программе, проведена оценка качества реализации обязательных и вариативных дисциплин. Наконец, анализ деятельности программы позволил выявить проблемные области в подготовке современных управленцев, дать более четкую характеристику выпускнику магистерской программы «Управление развитием бизнеса» и наметить направления ее совершенствования. Было предложено заменить дисциплины, получившие низкие оценки от студентов и расширить список курсов по выбору, в том числе на иностранном языке; усилить прикладную составляющую процесса обучения; внедрить в обучение сетевые модули и современные практики бизнес-геймификации, чтобы применение полученных знаний и выработанных мягких и цифровых навыков происходило без временных разрывов между образованием и карьерой. Результаты работы могут быть использованы для дальнейших исследований процессов трансформации управленческого образования, а также для разработки новых и обновлении существующих магистерских программ по направлению «Менеджмент».

Ключевые слова: магистерское образование, образовательная программа, менеджмент, мягкие и цифровые навыки, управление развитием бизнеса.

Цитировать статью: Груздева, Е. В., Миракян, А. Г., Шахова, М. С., Говорова, А. В., & Суслова, И. П. (2023). Новая магистерская программа по направлению «Менеджмент» в МГУ: от создания к реализации. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, 58(4), 262-286. https://doi.org/10.55959/MSU0130-0105-6-58-4-12.

E. V. Gruzdeva

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) A. G. Mirakyan

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) M. S. Shakhova

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia)

A. V. Govorova

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) I. P. Suslova

Lomonosov Moscow State University (Moscow, Russia) JEL: A22, Ml

doi: 10.55959/MSU0130-0105-6-58-4-12

NEW MASTER'S PROGRAM

IN MANAGEMENT AT MSU:

FROM DEVELOPMENT TO IMPLEMENTATION

The paper reflects the process of creation and presents the results of two-year work of a new master's program "Business Development Management". The authors were actively

involved in the program's design and its curriculum development to meet the requirements of contemporary management education. The paper presents the approaches to designing master's programs and substantiates company's life cycle concept as a basis for "Business Development Management" program, which involves a combination of disciplines forming students' professional, soft, and digital skills. Drawing on the results of a first- and second-year undergraduates' survey, conducted in January 2023, this paper determines the factors influencing students' interest in the program and assesses the quality of compulsory and elective disciplines. Finally, it identifies crucial problem areas in master's education developing modern managers, shapes clearer description of a graduate of "Business Development Management" program, and outlines new areas for management education development. The authors propose to replace disciplines with poor scores and expand a list of elective courses (also taught in foreign language); strengthen the practical focus of the learning process; introduce e-learning modules and the best practices of business gamification, which will allow using the knowledge gained and the developed soft and digital skills without time gaps between education and employment. Our findings have implications both for examining management education transformation and for creating and upgrading master's degree programs in management.

Keywords: master's education, educational program, management, soft and digital skills, business development management.

To cite this document: Gruzdeva, E. V., Mirakyan, A. G., Shakhova, M. S., Govorova, A. V., & Suslova, I. P. (2023). New master's program in management at MSU: from development to implementation. Lomonosov Economics Journal, 58(4), 262-286. https://doi.org/10.55959/ MSU0130-0105-6-58-4-12.

Магистратура... делает человека специалистом.

А. А. Аузан

Введение (предпосылки возникновения новой программы)

Последние несколько лет в истории экономического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова ознаменовались проведением радикальных изменений в организации и содержании подготовки специалистов в области управления. Это стало ответом на современные вызовы и потребности цифровой экономики в менеджерах нового типа, обладающих передовыми знаниями и умеющими решать сложные управленческие задачи в условиях меняющейся внешней среды. Проблема радикальной трансформации управленческого образования (Ви-ханский, 2011; Виханский, Миракян, 2018; Миракян, 2018; Подсыпанина, 2007; Dudin et al., 2021) неоднократно поднималась ведущими профессорами экономического факультета с целью совершенствования преподаваемых курсов и переориентации задач обучения, в том числе с учетом развития четвертой промышленной (информационной) революции (см., например, Виханский, 2014; Виханский, 2022; Иващенко, 2016; Лугачев, 2017; Gerasimenko, Razumova, 2020).

В 2018 г. Ученым советом факультета был принят новый, качественно измененный учебный план подготовки бакалавров по направлению «Ме-

неджмент». Логичным продолжением трансформации управленческого образования на экономическом факультете стало создание магистерской программы «Управление развитием бизнеса». Программа работает с 2021 г. и готовит менеджеров будущего с компетенциями, необходимыми в цифровой экономике.

Новая магистерская программа возникла не на «пустом» месте, она сохранила положительный опыт, накопленный ее предшественниками. Первая программа в направлении подготовки предпринимателей и специалистов по развитию компании открылась в 1998 г. и называлась «Экономика фирмы и отраслевых рынков». В 2004 г. в учебном плане программы был расширен блок предпринимательских дисциплин, и название изменилось на «Экономику предпринимательства». В 2016 г. произошла структурная реорганизация магистратуры экономического факультета, которая привела к образованию программы «Предпринимательство и управление проектами».

В основу разработки программы «Управление развитием бизнеса» был заложен компетентностный подход, который в режиме преемственности с образовательной программой бакалавриата направлен на углубление профессиональных знаний, развитие прикладных и исследовательских навыков. Первоначально требовалось «нарисовать» портрет выпускника программы с учетом влияния глобальных трендов на изменение роли и содержания управленческих специальностей. Во внимание был принят целый ряд исследований: "Jobs of Tomorrow Mapping Opportunity in the New Economy" (World Economic Forum, 2020a), "The Future of Job" (World Economic Forum, 2020b), «Россия 2025: от кадров к талантам» (BCG, 2017), материалы проекта АСИ «Атлас новых профессий 3.0» (АСИ, 2020) и др. Например, в отчетах Всемирного экономического форума приводятся наиболее востребованные навыки 2020—2025 гг., а именно аналитическое мышление и инновации, активное обучение, комплексное решение проблем, критическое мышление и анализ, креативность, оригинальность и инициативность, лидерство и социальное влияние и др. (World Economic Forum, 2020b). Подчеркивается возрастающий спрос на следующие профессии в бизнесе: эксперты в развитии бизнеса (Business Development Professionals), стратегические советники (Strategic Advisors), аналитики по управлению и организации (Management and Organization Analysts), специалисты по организационному развитию (Organizational Development Specialists), специалисты по цифровой трансформации (Digital Transformation Specialists) и др. (World Economic Forum, 2020a, p. 23-24; World Economic Forum, 2020b, p. 30). Более того, согласно форсайт-исследованию «Будущее управленческих профессий», наиболее влиятельными трендами являются: ускорение тотальной цифровизации и переход на умные системы, развитие электронной торговли и онлайн-платформ, масштабное применение технологий искусственного интеллекта в анали-

тической и управленческой практике1. Поэтому было определено, что выпускники программы освоят профессию универсального менеджера с новыми компетенциями, такими как: умение отслеживать появление новых тенденций в разных отраслях экономики, общественной жизни, политике и культуре, оценивать влияние новых трендов на бизнес, разрабатывать нестандартные управленческие решения, строить связи и координировать взаимодействие сотрудников разных профилей.

Цель данной статьи состоит в качественной оценке реализации новой магистерской программы с точки зрения новых тенденций и требований к современному менеджеру. Статья имеет следующую структуру: в первом разделе отражены идеология и принципы создания программы, особое внимание уделено содержательному наполнению учебного плана и функциям управляющего совета. Далее обобщен двухлетний опыт поступления на программу (мотивация абитуриентов, траектории поступления, портрет абитуриента), проанализированы результаты анкетирования магистрантов, обучающихся на программе в настоящее время. В заключительном разделе подведены итоги старта программы: выявлены проблемы и определены направления изменений в содержании учебного плана и организационных процессах.

О подходах к проектированию магистерских программ

Магистерские программы — это уникальный образовательный продукт (Петрова и др., 2021). В настоящее время в академических исследованиях уделяется достаточно большое внимание проблемам совершенствования подготовки магистров. Так, обсуждаются вопросы «сопряжения программ бакалавриата и магистратуры» (см., например: Опфер, 2021; Сенашенко, Пыхтина, 2017), степени специализации (увеличение доли узкоспециализированных магистерских программ) (см., например, Буркова, 2022; Озерникова, Пензина, 2018; Опфер, 2021), выбора типа и характера магистерских программ (прикладные (практикоориентирован-ные) и академические) (см., например: Константинова, 2013; Каспржак, Калашников, 2016; Сенашенко, Пыхтина, 2017; Стукалова, 2018), развития онлайн-обучения и роста онлайн-курсов в программах магистратуры (см., например: Воеводина, 2019; Опфер, 2021; Пименова и др., 2018), индивидуализации обучения (развитие индивидуальных траекторий) (см., например: Буркова, 2022; Корчемкина и др., 2021; Петрова и др., 2021), распространения сетевых модулей и (или) программ (см., например: Воеводина, 2019; Опфер, 2021) и др.

Большинство российских работодателей выдвигают к своим кандидатам на должности всех уровней (кроме практикантов и стажеров) обяза-

1 Форсайт-исследование «Будущее управленческих профессий». Межрегиональная общественная организация менеджеров (2021). Дата обращения 31.07.2023, Иир&// top1000forum.amr.ru/.

тельное требование к наличию степени бакалавра (высшего образования); схожие требования относительно степени магистра выдвигаются только для узконаправленных специальностей. Данной спецификой рынка труда продиктован один из основных принципов проектирования магистерских программ, реализуемых ведущими учебными заведениями в России — формальная «независимость» уровня магистратуры от уровня бакалавриата. В связи с этим наблюдается несколько основных подходов к проектированию магистерских программ:

• преемственность — магистерская программа содержательно продолжает определенную программу бакалавриата и направлена в первую очередь на выпускников бакалавриата факультета, реализующего данную магистерскую программу;

• специализация — магистерская программа содержательно погружает в определенную профессиональную область («узкую» специальность), что привлекает также выпускников других вузов/специальностей.

После реорганизации магистратуры экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова программы проектируются и управляются Советами — коллегиальными органами, которые формируются из представителей различных кафедр и осуществляют непосредственное руководство конкретными программами. В Совет программы «Управление развитием бизнеса» входят ведущие преподаватели кафедры экономики инноваций и кафедры управления организацией. Функции, задачи и полномочия Управляющего совета довольно широки и объемны. К ним можно отнести разработку проекта основной образовательной программы (перечня профессиональных компетенций, реестра дисциплин, практик и т.п.), программы государственной итоговой аттестации, согласование рабочих программ дисциплин с авторами-преподавателями, включая балльно-рей-тинговую систему оценок, участие в контроле качества обучения на программе, в разработке и реализации мероприятий по проведению приема на программу магистратуры, обновление контента страниц программы на сайте ЭФ МГУ, в социальных сетях, участие в днях открытых дверей ЭФ МГУ и многое другое.

При формировании учебного плана советы магистерских программ учитывают в основном неравномерный состав студентов, различные цели и «мотивы» поступления, к которым могут относиться как получение определенных знаний/опыта, так и «уникальный» круг общения, перспективы трудоустройства. В результате учебные планы включают:

• «вступительный» модуль, направленный на «выравнивание» знаний абитуриентов, представляет собой набор обязательных дисциплин, перечень которых закреплен в образовательном стандарте;

• «обязательный» модуль — дисциплины вариативной части учебного плана по выбору магистерской программы, обязательные для изу-

чения всеми студентами, формирующие базовые компетенции выпускника конкретной программы;

• «вариативный» модуль — дисциплины по выбору студента, дающие учащимся возможность формировать индивидуальные траектории обучения в рамках единого учебного плана магистерской программы.

Вариативный модуль является ключевым конкурентным преимуществом: каждая программа старается предоставить большую вариативность, и привлечь для прочтения данных дисциплин экспертов со стороны рынка труда.

Идеология магистерской программы

«Управление развитием бизнеса»

При проектировании программы создатели исходили из трех ключевых принципов:

• стадии развития бизнеса как основа логики учебного плана;

• практикоориентированный подход к обучению;

• развитие «мягких» и цифровых навыков наравне с традиционными «жесткими».

В отличие от стандартного подхода, когда учебный план строится по принципу «от простого к сложному», основу учебного плана программы «Управление развитием бизнеса» составляет жизненный цикл компании. Такой подход позволяет обеспечить формирование управленческих компетенций, необходимых для управления компанией на разных этапах ее развития.

Более того, данный подход к структуре учебного плана и организации учебного процесса напрямую отвечает требованиям к выпускникам не только российских, но и зарубежных работодателей, которые, в первую очередь, обращают внимание на имеющиеся у соискателей «мягкие» и цифровые навыки (Кузьминов и др., 2019; Мальцева, 2021; Терников, 2022). Возможность работать в компании любого размера или отрасли также отвечает потребностям поколения они склонны к более частой (по сравнению с предыдущими поколениями) смене рабочего места и стремятся к горизонтальному росту (т.е. переходу в новую сферу деятельности при сохранении уровня должности (Поколение /..., 2019). Спрос как со стороны студентов, так и со стороны работодателей на развитие «мягких» и цифровых навыков косвенно подтверждается и ситуацией на он-лайн-рынке дополнительного образования, где подавляющее большинство предлагаемых курсов нацелено на развитие именно этих типов навыков (Говорова и др., 2021).

Концепция учебного плана. Обучение в магистратуре экономического факультета МГУ проходит по триместрам (табл. 1). Структура 1-го триместра (вступительный модуль) идентична для всех магистерских программ направления «Менеджмент» в МГУ и содержит обязательные дисциплины, формирующие (или закрепляющие) базовые компетенции управленца.

Таблица 1

Пример учебного плана магистерской программы «Управление развитием бизнеса» для студентов набора 2021 г.

Триместр Описание

Обязательные курсы

Курсы по выбору студента

Профессиональные навыки

Мягкие навыки

Цифровые навыки

1-й триместр Введение в менеджмент

Научно-практический семинар. Иностранный язык (английский). История и методология управления (философия).

Управленческая экономика.

Методы исследований в менеджменте.

Стратегический менеджмент. Организационное поведение. Современные технологии и методы принятия управленческих решений.

Нет

Нет

Нет

2-й триместр Старт бизнеса

Научно-практический семинар. Создание бизнеса

Две дисциплины из списка: «Создание и развитие команды», «Управление финансами в бизнесе», «Предпринимательский маркетинг»

Одна дисциплина из списка: «Дизайн-мышление», «Мастерство презентаций и ораторское искусство»

Одна дисциплина из списка: «Цифровые инструменты в бизнесе», «Анализ данных»

3-й триместр Управление компанией

Научно-практический семинар. Управление компанией. Управление проектами в цифровой экономике.

Учебная практика.

МФК

Одна дисциплина из списка: «Бизнес-план как инструмент управления проектом», «Управление продажами», «Финансовая и нефинансовая отчетность компании»

Нет

Одна дисциплина из списка: «Анализ и визуализация данных», «Анализ данных: продвинутый уровень»

Триместр Описание 4-й триместр Масштабирование бизнеса

Обязательные курсы Научно-практический семинар. Стратегическое развитие компании. Производственная практика (НИР/практика по профилю профессиональной деятельности)

Курсы по выбору студента Профессиональные навыки Две дисциплины из списка: «Бизнес в формате франчайзинга», «Моделирование деятельности компании», «Риск-менеджмент в бизнесе», «Цифровая трансформация и трансфер технологий»

Мягкие навыки Одна дисциплина из списка: «Личное финансовое планирование», «Человеческий фактор в принятии управленческих решений»

Цифровые навыки Одна дисциплина из списка: «Цифровой маркетинг», «Основы программирования для менеджеров»

5-й триместр Выход на международные рынки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно-практический семинар. Производственная практика (НИР/практика по профилю профессиональной деятельности)

Одна дисциплина из списка: «Международный бизнес: слияния и поглощения» (на англ. яз.), «Международный бизнес: управление человеческими ресурсами» (на англ. яз.)

Одна дисциплина из списка: «Кросс-культурные коммуникации» (на англ. яз.), «Управление конфликтами и переговоры» (на англ. яз.)

Нет

6-й триместр Защита ВКР

Научно-практический семинар. Преддипломная практика. Государственный экзамен. Подготовка к защите ВКР

Нет

Нет

Нет

Источник: составлено авторами на основе учебного плана программы.

Обучение согласно концепции жизненного цикла компании, начинается со 2-го триместра. Еще одна особенность программы заключается в том, что дисциплины 5-го триместра преподаются на английском языке. Одновременное изучение самого предмета и иностранного языка создает эффект синергии (Чикризова, Семенова, 2019): с одной стороны, способствует повышению качества профессиональных навыков, а с другой, обеспечивает целенаправленное формирование «мягких» (Платова, 2021).

Помимо обязательных дисциплин программы, во 2-5-м триместрах студенты имеют возможность самостоятельно выбрать курсы из трех «корзин», формируя тем самым индивидуальную траекторию обучения. Дисциплины цикла профессиональных навыков направлены на формирование компетенций, необходимых менеджеру вне зависимости от сферы деятельности компании; дисциплины цикла «мягких» навыков — на формирование компетенций, тесно связанных с личностными качествами; дисциплины цикла цифровых навыков — на формирование компетенций работы с данными и принятия управленческих решений на основе их анализа. Этот блок дисциплин разделен на два уровня: базовый — для тех, кто только знакомится с аналитикой и цифровыми технологиями, и продвинутый — для тех, кто хочет разобраться в тонкостях работы с данными на основе изучения языков программирования (в первую очередь R и Python).

Последний, 6-й триместр, полностью посвящен подготовке к сдаче государственного экзамена и защите магистерской диссертации. Помимо упомянутых дисциплин, в учебном плане присутствуют обязательные межфакультетские курсы МГУ, направленные на расширение кругозора студентов, а также научно-практический семинар.

Научно-практический семинар как инструмент формирования исследовательских компетенций студентов. Научно-практический семинар (НПС) как дисциплина, помогающая студентам в написании магистерской диссертации, играет решающую роль в формировании исследовательской компетенции выпускников магистратуры. Она также способствует развитию таких «мягких» навыков, как оригинальность, гибкость, критичность и самостоятельность мышления (Сайтбагина, 2019).

В рамках научно-практического семинара на программе «Управление развитием бизнеса» реализуется идея последовательной работы над магистерской диссертацией в мини-группах (проблемных группах) по 10— 12 человек, объединенных близкими темами научных исследований. Занятия ведут преподаватели, специализирующиеся по тематике проблемной группы. Распределение студентов по группам осуществляется в конце 1-го триместра после того, как студенты выберут тему будущей магистерской диссертации и научного руководителя, согласовав свой выбор с Управляющим советом программы. Студенты работают над диссертацией, начиная с формирования концептуальной схемы исследования и определения его актуальности во 2-м триместре, заканчивая генеральной

репетицией защиты магистерской диссертации в 6-м триместре, что позволяет им своевременно подготовить качественную работу и достойно представить ее на защите.

Кроме того, неотъемлемым элементом научно-практического семинара являются регулярные встречи и мастер-классы от выпускников экономического факультета МГУ и практиков бизнеса (рис. 1), а также нетворкинг студентов (составление карты научных интересов, обсуждение выступлений на конференциях и других деловых мероприятиях, результатов профессиональных конкурсов, итогов стажировок).

Мастер-класс от директора по развитию I

интернет-агентства! и веб-студии ■■Четвёртый Рим»

О

Мастер-класс от директора по развитию интернет-агентства и веб-студии «Четвёртый Рим»

Мастер-класс от управляющего партнёра Art People Group

Мастер-классы от сооснователя Just Friends Agency

Мастер-класс от автора и

руководителя сети кондитерских Белый фартук

Мастер-класс от автора и руководителя сети кондитерских «Белый Фартук»

Мастер-класс руководителя направления розничных продаж ^ «АстраЗенека Росси»> Ангелики Бондаренко ШШ

Мастер-класс руководителя направления розничных продаж «АстраЗенека Россия» Ангелики...

Мастер-класс от компании Franshiza.ru

Рис.1. Обучение вместе с практиками из разных сфер бизнеса Источник: сайт магистерской программы «Управление развитием бизнеса»1.

Отличительная особенность программы заключается в проведении регулярных объединенных семинаров для студентов первого и второго курсов. Целью таких занятий является укрепление дружеских связей между студентами разных годов поступления посредством совместного решения нестандартных и творческих бизнес-задач, участия в воркшопах и деловых играх. Общие встречи студентов позволяют не только стимулировать общение друг с другом, но и оперативно получать обратную связь по итогам прошедших курсов.

1 Более подробную информацию см. на сайте: Новости программы Управление развитием бизнеса. Магистратура ЭФ МГУ. (2023). Сайт экономического факультета МГУ. Дата обращения 15.01.2023, https://www.econ.msu.ru/students/mag/curricula/mgm/bdm/

Траектория поступления в магистратуру:

опыт магистерской программы

«Управление развитием бизнеса»

Существует несколько вариантов поступления в магистратуру ведущих российских вузов:

• поступление через вступительные испытания, — как правило, в помощь абитуриентам вузы предлагают подготовительные курсы и специальные учебные пособия для поступающих1;

• поступление по портфолио (мотивационное письмо, эссе, имеющиеся достижения, грамоты и дипломы) — при таком варианте вуз дает рекомендации к составлению требуемых документов.

В последнее время набирает популярность еще один вариант — так называемый «короткий путь» в магистратуру, когда вместо вступительных испытаний образовательные учреждения готовы засчитывать результаты олимпиад, универсиад или других интеллектуальных конкурсов (при этом каждая магистерская программа/факультет/вуз самостоятельно определяют перечень таких мероприятий).

Прием в магистратуру экономического факультета проводится на конкурсной основе на каждую программу магистратуры в отдельности. На программе «Управление развитием бизнеса» возможны два варианта поступления: «стандартный путь» с прохождением вступительных испытаний по иностранному (английскому) языку и специальности, и «короткий путь».

Поступление через вступительные испытания. Программа «Управление развитием бизнеса» пока имеет только двухлетний опыт участия во вступительных экзаменах — в 2021 и 2022 гг. соответственно. Всего за этот период на программу поступил 131 студент. И в 2021, и в 2022 гг. большую часть поступивших на программу составили выпускники МГУ имени М. В. Ломоносова. Среди них выпускники не только экономического факультета, но и юридического факультета, факультета глобальных процессов, факультета государственного управления и др. На программу также поступают выпускники НИУ ВШЭ, РУДН, СПбГУ, РАНХиГС, МГИМО (рис. 2).

1 Более подробную информацию см. на сайте: Информация о подготовительных курсах магистратуры. (2023). Сайт экономического факультета МГУ. Дата обращения 20.01.2023, https://www.econ.msu.ru/entrance/pkmag/.

I МГУ им. М.В. Ломоносова I МАДИ МГИМО I МГТУ ИМ. Н.Э.Баумана IНИУВШЭ

I РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина г.Москва I РЭУ им. Г. В. Плеханова IСНИУ им. Академика С.П. Королёва I СПбГУ ЮУГУ

1ДГУ I МАИ I МГПУ I ММУ IРАНХиГС

РУДН I СКФУ

I СОГУ им. К.Л. Хетагурова I Финансовый университет

Рис. 2. Распределение студентов набора 2021 г. (внутренний круг) и 2022 г. (внешний круг) по вузам, в которых получена степень бакалавра Источник: составлено авторами на основе данных приемной кампании ЭФ МГУ.

Критерии отбора на магистерскую программу напрямую связаны с результатами вступительных испытаний. Средний балл по вступительному испытанию по специальности в 2021 и 2022 гг. практически не изменился и остался на уровне 65 баллов (табл. 2). Заметно снизилась доля студентов, предоставляющих результаты одного из международных языковых экзаменов, что, скорее всего, связано со сложностями участия в такого рода экзаменах в условиях изменяющейся геополитической обстановки.

Таблица 2

Статистика результатов абитуриентов магистерской программы «Управление развитием бизнеса» в 2021 и 2022 гг.

Средний балл по экзамену за специальность Средний балл диплома по результатам обучения на предыдущей ступени образования Наличие языкового сертификата (% от общего числа поступивших)

Набор 2021 г. Набор 2022 г. Набор 2021 г. Набор 2022 г. Набор 2021 г. Набор 2022 г.

Среди всех студентов 64,46 64,97 4,17 4,15 6 4

Среди

студентов, обучающихся на бюджете 80,00 85,94 4,22 4,08 1 2

Среди

студентов, обучающихся 58,49 58,68 4,14 4,17 5 2

по контракту

Источник: составлено авторами на основе данных приемных кампаний ЭФ МГУ.

Короткий путь в магистратуру. На экономическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова результаты 11 конкурсов (универсиад и олимпиад) могут быть зачтены в качестве оценки по вступительному испытанию по специальности. Данные универсиады и олимпиады проводятся силами сотрудников факультета, чаще всего — управляющими советами соответствующих магистерских программ; решение о самостоятельной организации и проведении конкурсов вызвано тем, что в этом случае магистерские программы получают действенные рычаги управления потоком абитуриентов на свою программу, могут контролировать качество и уровень подготовки.

Выбирая самостоятельную организацию и проведение конкурса, магистерские программы сталкиваются с рядом специфических проблем: привлечение и удержание участников в конкурсе, дальнейшая проработка решений победителей конкурсов об итоговом поступлении на магистерскую программу. Наряду с этим стоит учитывать большой объем работы, связанный непосредственно с подготовкой и проверкой конкурсных заданий, а также организационные вопросы.

Альтернативой является вариант, при котором медалисты, победители, призеры и лауреаты олимпиад и конкурсов, направленных на выявление наиболее талантливых абитуриентов, приравниваются к лицам, получившим максимальные баллы по результатам вступительных испытаний на образовательную программу магистратуры, соответствующую профилю конкурса.

Так, уже второй учебный год магистерская программа «Управление развитием бизнеса» активно сотрудничает с организаторами крупного кейс-чемпионата Changellenge Cup и Всероссийской олимпиады для студентов «Я — профессионал». В 2021 г. члены Совета программы выступили в роли экспертного жюри на международном кейс-чемпионате Changellenge >> Cup Moscow 2021 в русско- и англоязычных секциях1. Это способствует как продвижению программы среди целевой аудитории, так и привлечению талантливой молодежи — потенциальных абитуриентов, ориентированных на обучение и развитие в области управления. Победители получают возможность поступления без сдачи вступительных испытаний по профильному экзамену (специальности).

В настоящее время программа продолжает работу с действующими образовательными партнерами и расширяет новые направления сотрудничества. В целом, партнерство магистерской программы с крупными образовательными организациями имеет следующие преимущества:

• оптимизация «расходов» на привлечение аудитории — ежегодно участие в кейс-чемпионате принимают тысячи студентов бакалавриата, специалитета и магистратуры многих вузов России;

• высокий уровень «качества» конкурсных заданий — задания разрабатываются совместно с работодателями и имеют практическую направленность (они ориентированы на бизнес-задачи), что полностью соответствует профилю магистерской программы; при этом члены управляющего совета магистерской программы имеют возможность участия в жюри кейс-чемпионата.

И хотя сотрудничество с «внешними» партнерами (организаторами конкурсов) не гарантирует, что все абитуриенты-победители соревнований остановят свой выбор только на одной конкретной магистерской программе, это обеспечивает хороший охват аудитории, максимально возможное распространение информации о нашей магистерской программе, в том числе и среди региональных студентов бакалавриата. В этом также имеются свои преимущества: у абитуриентов, поступающих по общему конкурсу, остаются равные шансы на поступление на бюджетные места.

Первые два года реализации программы: полет успешный

Для оценки качества реализации программы управляющим советом была введена система ежегодного мониторинга удовлетворенности сту-

1 Более подробную информацию см.: Члены совета УРБ в жюри полуфинала кейс-чемпионата Changellenge >> Cup Moscow. (2021). Сайт экономического факультета МГУ. Дата обращения 07.02.2023, https://www.econ.msu.ru/students/mag/curricula/mgm/bdm/ entrance/changellenge/News.20220224145719_7864/; Поздравляем победителей кейс-чемпионата Changellenge >> Cup Moscow. (2021) Сайт экономического факультета МГУ. Дата обращения 08.02.2023, https://www.econ.msu.ru/students/mag/curricula/mgm/bdm/ entrance/changellenge/News.20220224172640_1816/.

дентов процессом обучения. В нее, помимо результатов факультетского анкетирования по отдельным дисциплинам, который с 2023 г. проводится каждый триместр, входят также внутреннее анкетирование студентов, неформальные встречи со студентами, а также пожелания и комментарии, поступающие в совет программы в течение обучения.

Каждый зимний триместр на программе проводится анонимный опрос, состоящий полностью из открытых вопросов, позволяющих оценить степень удовлетворенности студентов учебным процессом. Примеры вопросов анкеты:

1. Какие дисциплины Вам запомнились больше всего за время обучения на программе? Почему?

2. Какие дисциплины Вам не понравились? Почему?

3. Какие сильные стороны магистерской программы «Управление развитием бизнеса» Вы можете выделить?

4. Чего Вам не хватило на магистерской программе «Управление развитием бизнеса»?

5. Готовы ли Вы порекомендовать магистерскую программу своим знакомым? Почему?

Для целей данной работы все полученные отзывы студентов были закодированы при помощи ключевых фраз. Например, фразе «Также на пары часто приглашают спикеров, которые создали успешный бизнес» присваивался код «Мастер-классы и спикеры», а фразе «Очень приятно, что факультет начал предоставлять возможность изучения технических навыков (анализ данных на Python, далее будет Power BI), которые так хотят видеть работодатели» — «Отзыв о курсах». При анализе всех отзывов было построено облако слов (рис. 3) с объединением однокоренных слов и слов-синонимов, например слова «харды», «навыки» и «необходимые знания» считались как повторы слова «навыки». Сумма таких синонимов и одно-коренных слов отражалась в облаке более ярким цветом и увеличенным шрифтом как наиболее часто употребляемое слово. В ходе анализа были исключены предлоги, междометия, союзы, частицы, местоимения, а также некоторые служебные слова (например, «очень»).

по/мостыо новая Б И 3 tl^.iv, W Г"\ f- I I Л I х

современные -- frs

будущем" трансфер технологии os

^анализ'-'данных

с ПОЛеЗНО .•• • ':.>'<••,!>; бизнеса

Цифровая трансформация

1 I ¡деятельности ксыпании I «в... •»"«•- • I ■ ъ

Управление продажами-

" ^Маркетинг навыки^ "

{..J.LM .'"..Г... I— -------

а) облако с упоминанием б) облако с упоминанием

наиболее интересных курсов прикладного характера занятия

Рис. 3. Облака слов (а) и (б) на основе отзывов студентов о магистерской программе Источник: составлено авторами на основе собранных отзывов студентов в 2022—2023 гг.

лекции сди^ераыи

cocTaB4WDtgffn. заинтересованы

преподаватели

Г/З изнессП"ШфОВ

Управление»—преподавателей ..*«•

ЛбизнесаЬн

■—■ ^ II приглашают

1-г

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

развитием

Как можно видеть на рис. 3а, наиболее часто упоминаемыми дисциплинами в отзывах студентов стали «Управление продажами», «Моделирование деятельности компании»1, «Бизнес в формате франчайзинга», «Цифровая трансформация и трансфер технологий», курсы по маркетингу (в учебном плане есть несколько дисциплин, посвященных маркетингу), а также дисциплины, связанные с развитием цифровых навыков и навыков анализа данных («Цифровые инструменты в бизнесе», «Анализ данных в бизнесе», «Основы программирования для менеджеров»).

Студенты особо отмечали актуальность и новизну предоставляемой информации, вовлеченность преподавателей в работу со студентами, интерактивность занятий, а также востребованность получаемых знаний и навыков у работодателей.

В качестве сильных сторон программы студенты указывали на:

• практикоориентированность и комплексность программы;

• проектную деятельность и командную работу в рамках дисциплин программы;

• удобное расписание занятий, позволяющее совмещать учебу и работу;

• четкую и слаженную работу управляющего совета программы и координатора.

На рис. 3б представлено облако слов, характеризующих практическую ориентацию магистерской программы. Отмечается, что на многих дисциплинах проводятся мастер-классы от приглашенных практиков бизнеса, что позволяет не только получать теоретические знания, но и понимать, как они применяются на практике. Позитивный отклик также вызвали дисциплины, которые полностью вели приглашенные преподаватели-практики.

В целом, проведенное исследование также позволило выявить несколько факторов, способствующих повышенному интересу к программе, понять, что хорошо «сработало» и где получен положительный результат.

Прежде всего, это многокомпонентность и сбалансированность учебного плана. Важный фактор — широкий список дисциплин по выбору, структурированный с учетом формирования разных навыков. Очень привлекательной для слушателей программы оказалась опция «Создание индивидуальной образовательной траектории студента», которая предполагает, что в каждом триместре (кроме первого) предлагается только одна-две обязательные дисциплины, остальные студент выбирает самостоятельно, исходя из своих интересов. Так, подавляющее число респондентов выделили это в качестве сильной стороны программы: «...выбор

1 Курс «Моделирование деятельности компании» — имитационная компьютерная деловая игра по стратегии и управлению бизнесом, где слушатели управляют виртуальным производственным предприятием (Груздева и др., 2015).

элективных курсов с простым и понятным таймлайном — это, по сути, отличный инструмент создания образовательной траектории под личную картину профессионального будущего».

Однако некоторые дисциплины получили отрицательные отзывы, в основном связанные с нечетким следованием календарно-тематическому плану, несоответствием трудоемкости заданий и их оценки, сложности восприятия материала. Ряд студентов отметили неоправдавшиеся ожидания от предмета: курс показался им скучным и (или) неполезным.

Положительная оценка была дана научно-практическому семинару и практикам, в рамках которых приобретаются навыки исследовательской работы: сбор и обработка данных, построение экономических моделей, интерпретация полученных результатов. Привлекательной также оказалась возможность самостоятельного выбора «не только курсов по выбору, темы магистерской диссертации, направления научно-исследовательской работы и научного руководителя, но и места и вида практики».

Высоко оценена инновация программы — объединение ряда занятий для 1-го и 2-го курсов в рамках научно-практического семинара. По мнению респондентов, этот формат позволил быстро и эффективно установить полезные контакты между студентами разных годов обучения.

На вопросы, связанные с эффективностью продвижения программы, большинство ответили, что страница программы на официальном сайте экономического факультета и Дни открытых дверей магистратуры явились важными, но не единственными источниками информации для принятия решения о поступлении на программу. Многие основывались на собственных наблюдениях, частных беседах с выпускниками предшествующей программы, информации из социальных сетей (канал абитуриентов «Вконтакте»).

К основным причинам, которые первоначально стали решающими при выборе магистерской программы «Управление развитием бизнеса», студенты отнесли следующее:

• соответствие целей программы профессиональным интересам;

• прикладной характер программы;

• учебный план с актуальными управленческими дисциплинами;

• возможность развивать «жесткие», «мягкие» и «цифровые» навыки;

• ожидаемые перспективы для развития будущей карьерной траектории (работа в компании и (или) возможность развития собственного бизнеса).

Как отмечалось ранее, у программы еще не было выпуска. Однако студенты, прошедшие анкетирование, уже сейчас смогли дать характеристику выпускника и сформулировать общее впечатление о программе:

• «выпускник магистерской программы "Управление развитием бизнеса" является специалистом, который умеет оценивать влия-

ние новых трендов на бизнес-процессы, использует современные управленческие подходы и навыки для решения широкого спектра управленческих задач в бизнесе»;

• «программа развивает гибкость мышления и специализированные навыки, без которых сегодня невозможно стать успешным специалистом в области развития бизнеса»;

• «программа достойно и своевременно отвечает на современные вызовы и готовит специалистов в области стратегического развития компании в условиях цифровой экономики».

Заключение

В последние несколько лет мир столкнулся с изменениями, о которых так активно велись дискуссии в последние десятилетия. Человечеству брошен серьезный вызов, но преодолеть его можно только через трансформацию и развитие. В условиях перехода к цифровой экономике на стыке коренных преобразований оказалась и сфера образования. С одной стороны, она претерпевает цифровую трансформацию, а с другой — выступает важнейшим вектором и драйвером развития нашей экономики. В современном мире значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества экономики и общества увеличивается вместе с ростом влияния человеческого капитала. В конкурентной борьбе побеждает не тот, кто первым получил информацию, а тот, кто первым ее применил.

Экономический факультет успел вовремя уловить волну приближающихся трансформаций и предложил решение — новую программу на направлении «Менеджмент». Как отмечает профессор А. А. Аузан, «магистратура. делает человека специалистом» (Аузан, 2013, с. 273). Магистерская программа «Управление развитием бизнеса» дает студентам возможность стать профессиональным специалистом-управленцем в области развития бизнеса в условиях развития цифровой экономики.

Итоги старта показали, что программа оправдывает ожидания студентов, поступивших в 2021 и 2022 гг. Однако существуют проблемные области, которые могут быть новыми опорными точками для развития и обновления программы. Следует провести замену дисциплин, получивших низкие оценки от студентов, и расширить список курсов по выбору, в том числе на иностранном языке (например, внедрить такие курсы, как «Международный бизнес: общие аспекты» (на англ. яз.), «Международный маркетинг» (на англ. яз.)). Требуется установить новые способы контактов с потенциальными абитуриентами, направленные на поиск и привлечение талантливых выпускников бакалавриата. Например, с 2023 г. (после выпуска первого набора) планируется приглашение выпускников на Дни открытых дверей и публикация отзывов на сайте программы.

В дальнейшие планы развития программы входит усиление фокуса на прикладной характер процесса обучения. Для этого управляющий совет планирует внедрить выездные мастер-классы в малые и крупные компании. По мнению экспертов, мягкие (человеческие) и цифровые типы навыков становятся взаимозависимыми — особенно важно, чтобы индивид развивал эти два направления симметрично (Квачадзе, 2023). Применение полученных знаний и выработанных мягких и цифровых навыков должно происходить без временных разрывов между образованием и карьерой, поэтому планируется внедрить в обучение современные практики биз-нес-геймификации. В связи с ростом спроса на онлайн-обучение и распространением сетевых модулей обучения на программе «Управление развитием бизнеса» готовится запуск специальной дисциплины по «Ки-бербезопасности» от бизнес-партнера К^регеку. После освоения курса студенты получат специальный именной сертификат, удостоверяющий прохождение обучения.

Первые полтора года по новому учебному плану уже пройдены. Это позволило извлечь достаточное количество полезных уроков, в том числе определить направления изменений в содержании учебного плана и организационных процессах.

Будущее — в непрерывном развитии. Новый учебный год привнесет в жизнь факультета новый, не менее ценный опыт!

Список литературы

АСИ. (2020). Атлас новых профессий 3.0. М.: Альпина ПРО.

Аузан, А. А. (2013). Миссия университета: взгляд экономиста. Вопросы образования, (3), 266-286. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-3-266-286

Буркова, И. Н. (2022). Магистрант 3++: портрет и новые запросы. Высшее образование в России, 31 (1), 102-117. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-102-117 Виханский, О. С. (2011). Анахронизмы современной педагогической системы. Вестник Московского университета. Серия 24. Менеджмент, (1), 3-19.

Виханский, О. С. (2014). Концептуальное изменение бизнес-образования. Проблемы теории и практики управления, (10), 33-40.

Виханский, О. С. (2022). От планового управления народным хозяйством к менеджменту в турбулентной среде. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, (3), 232-249. https://doi.org/10.38050/013001052022311

Виханский, О. С., & Миракян, А. Г. (2018). Новое тысячелетие: управленческие аномалии и современные концепции лидерства. Российский журнал менеджмента, 16 (1), 131-154. https://doi.org/10.21638/11701/spbu18.2018.106

Воеводина, Е. В. (2019). Становление российской магистратуры: как реализуются запросы цифровой экономики в образовательном процессе. Цифровая социология, 2 (3), 16-24. https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-3-16-24

Говорова, А. В., Суслова, И. П., & Щелокова, С. В. (2021). Анализ рынка онлайн-образования в России в контексте теории экономического доминирования. Мир новой экономики, 15 (3), 77-84. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2021-15-3-77-84

Груздева, Е. В., Тимохов, А. В., & Тимохов, Д. А. (2015). Применение игровых моделей обучения в МГУ им. М. В. Ломоносова. Альманах мировой науки, 2-3 (2), 81—92.

Иващенко, Н. П. (2016). Становление и развитие новых научных направлений в условиях трансформации университетов. Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал, 8(2), 24—42.

Информация о подготовительных курсах магистратуры. (2023). Сайт экономического факультета МГУ. Дата обращения 20.01.2023, https://www.econ.msu.ru/entrance/ pkmag/

Каспржак, А. Г., & Калашников, С. П. (2016). Конструирование образовательных программ прикладной магистратуры. Университетское управление: практика и анализ, 102 (2), 14-25. https://doi.org/10.15826/umj.2016.102.001

Квачадзе, Т. (2023). Не только цифра: чему учиться в 2023 году. РБК Тренды. Дата обращения 03.02.2023, https://trends.rbc.ru/trends/education/63cfb8d49a7947dd8bf88195 Константинова, Л. В. (2013). Проблемы развития магистратуры в условиях реформирования высшего образования. Высшее образование в России, 7, 30-36.

Корчемкина, Ю. В., Белоусова, Н. А., & Фортыгина, С. Н. (2021). Индивидуальная образовательная траектория как условие повышения эффективности обучения в магистратуре. Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, 3 (193), 207-210. https:// doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p207-210

Кузьминов, Я., Сорокин, П., & Фрумин, И. (2019). Общие и специальные навыки как компоненты человеческого капитала: новые вызовы для теории и практики образования. Форсайт, 13 (2), 19-41. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.19.41

Лугачев, М. И. (2017). Информационные революции, экономика и экономическое образование. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, (4), 142-160. https://doi.org/10.38050/01300105201747

Мальцева, В. А. (2021). Что не так с концепцией готовности выпускников вуза к работе? Экономическая социология, 22 (2), 109-137. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2021-2-109-138

Миракян, А. Г. (2018). Лидерство в XXI веке: Корреспонденция теории и практики. Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика, (6), 133-151. https://doi. org/10.38050/01300105201868

Новости программы Управление развитием бизнеса. Магистратура ЭФ МГУ. (2023). Сайт экономического факультета МГУ. Дата обращения 15.01.2023, https://www.econ. msu.ru/students/mag/curricula/mgm/bdm/

Озерникова, Т. Г., & Пензина, О. Н. (2018). О применении профессиональных стандартов при проектировании образовательных программ в вузе. Baikal Research Journal, 9 (1), 105-122. https://doi.org/10.17150/2411-6262.2018.9(1).11

Опфер, Е. А. (2021). Трансформации российской магистратуры. Высшее образование в России, 30 (1), 36-48. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-36-48

Петрова О. В., Чепьюк О. Р., Макарова С. Д., Марико В. В., & Горылев А. И. (2021). Российская магистратура будущего: четыре траектории развития. Высшее образование в России, 30 (8-9), 20-33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-20-33

Пименова, А. Л., Морозова Н. В., & Агафонова А. О. (2018). Актуальные аспекты организации высшего профессионального образования (уровень магистратуры). Проблемы современной экономики, 13, 188-191.

Платова, Е. Д. (2021). Возможности иностранного языка в развитии soft skills будущих специалистов. Вестник Томского государственного университета, (468), 219-225. https://doi.org/10.17223/15617793/468/25

Подсыпанина, Т. Д. (2007). X Международная конференция Российской ассоциации бизнес-образования «Трансформация образования в современном мире: причины, проблемы и новые возможности». Российский журнал менеджмента, 5 (1), 173-178.

Поздравляем победителей кейс-чемпионата Changellenge >> Cup Moscow. (2021) Сайт экономического факультета МГУ. Дата обращения 08.02.2023, https://www.econ.msu.ru/ students/mag/curricula/mgm/bdm/entrance/changellenge/News.20220224172640_1816/ Поколение Z и рынок труда в России. (2019). М.: Hays, 28 с. Сайтбагина, Л. А. (2019). Реализация интегративно-развивающего подхода в процессе развития исследовательской деятельности студентов магистратуры. Вестник Томского государственного университета, (442), 180-188. https://doi. org/10.17223/15617793/442/22

Сенашенко, В. С., & Пыхтина, Н. А. (2017). Преемственность бакалавриата и магистратуры: Некоторые ключевые проблемы. Высшее образование в России, 12, 13-25.

Стукалова, И. Б. (2018). Развитие магистратуры в России: предпосылки, проблемы и перспективы. Современное образование, 3, 1-8. https://doi.org/10.25136/2409-8736.2018.3.26892

Терников, А. А. (2022). Профессиональные стандарты и спрос на рынке труда в сфере высшего менеджмента в России. Вестник Санкт-Петербургского университета. Менеджмент, 21 (1), 131-148. http://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2022.106

Форсайт-исследование «Будущее управленческих профессий». (2021). Межрегиональная общественная организация менеджеров. Дата обращения 31.07.2023, https:// top1000forum.amr.ru/

Чикризова, К. В., & Семенова, А. В. (2019). Сравнение моделей интеграции clil в академической среде в России и за рубежом: проблематика и перспективы исследования. Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 1 (1), 142-147.

Члены совета УРБ в жюри полуфинала кейс-чемпионата Changellenge >> Cup Moscow. (2021). Экономический факультет МГУ. Дата обращения 07.02.2023, https://www.econ.msu.ru/students/mag/curricula/mgm/bdm/entrance/changellenge/ News.20220224145719_7864/

BCG (2017). Россия 2025: от кадров к талантам. Дата обращения 19.01.2023, https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_0utline_web_tcm26-175469.pdf

Dudin, M., Shakhov, O., Ivashchenko, N., & Shakhova, M. (2021). Development of entrepreneurial competencies in the economy (evidence from digital entrepreneurship). Revista Inclusiones, 7(1), 54-68.

Gerasimenko, V., & Razumova, T. (2020). Digital competencies in management: a way to superior competitiveness and resistance to changes. Serbian Journal of Management, 10 (1), 462-478. https://doi.org/10.5937/sjm15-23865

World Economic Forum. (2020a). Jobs of Tomorrow. Mapping Opportunity in the New Economy. Retrieved January 20, 2023, from https://www3.weforum.org/docs/WEF_ Jobs_of_Tomorrow_2020.pdf

World Economic Forum. (2020b). The Future of Jobs Report 2020. Retrieved January 17, 2023, from http://www3.weforum.org/docs/WEF_Future_of_Jobs_2020.pdf

References

ASI. (2020). Atlas of new jobs 3.0. M.: Alpina Pro.

Auzan, A. A. (2013). University Mission: An Economist's Perspective. Educational Studies Moscow, (3), 266-286. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2013-3-266-286

BCG. (2017). Russia 2025: from staff to talent. Retrieved January 1, 2023, from https://d-russia.ru/wp-content/uploads/2017/11/Skills_Outline_web_tcm26-175469.pdf

Burkova, I. N. (2022). Master's Student 3++: Portrait and New Requests. Vysshee obrazovanie v Rossii = Higher Education in Russia, 31 (1), 102—117. https://doi. org/10.31992/0869-3617-2022-31-10-102-117

Business Development Management program news. Master's Degree at EF MSU. (2023). Official website of Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics. Retrieved January 15, 2023, from https://www.econ.msu.ru/students/mag/curricula/mgm/bdm/

Chikrizova, K. V., & Semenova, A. S. (2019). Comparative overview of clil models integration in Russian and Western academic environments: Problems and prospects. The Bulletin of Moscow University. Series 19. Linguistics and Cross-Cultural Communication, 1 (1), 142-147.

Congratulations to the winners of the Changellenge >> Cup Moscow. (2021). Website of the Faculty of Economics of Moscow State University. Official website of Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics. Retrieved February 08, 2023, from https://www.econ.msu.ru/students/mag/curricula/mgm/bdm/entrance/changellenge/ News.20220224172640_1816/

Foresight research "Future of management professions". Interregional society of the managers (2021). Retrieved July 31, 2023, from https://top1000forum.amr.ru/ Generation Z and labor market in Russia. (2019). M.: Hays, 28. Govorova, A. V., Suslova, I. P., & Shchelokova, S. V. (2021). Analysis of the online education market in Russia in the context of the theory of economic dominance. The world of new economy, 15 (3), 77-84. https://doi.org/10.26794/2220-6469-2021-15-3-77-84

Gruzdeva, E. V., Timohov, A. V., & Timoxov, D. A. (2015). The use of game learning models at Moscow State University. M. V. Lomonosov. Almanac of World Science, 2-3 (2), 81-92.

Information about Master programspre-study courses. (2023). Official website of Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics. Retrieved January 20, 2023, from https:// www.econ.msu.ru/entrance/pkmag/

Ivashenko, N. P. (2016). Formation and development ofnew research trends in conditions of transformation of universities. Scientific Research of Faculty of Economics. Electronic Journal, 8(2), 24-42.

Kasprzhak, A. G., & Kalashnikov, S. P. (2016). Designing educational programs for applied master course. University Management: Practice and Analysis, 102 (2), 14-25. https://doi.org/10.15826/umj.2016.102.001

Konstantinova, L. V. (2013). Problems of a magistracy development in the conditions of higher education reforming. Vysshee obrazovanie v Rossii =Higher Education in Russia, 7, 30-36.

Korchemkina, Yu. V., Belousova, N. A., & Fortygina, S. N. (2021). Individual educational trajectory as a condition for increasing the efficiency of learning in master's program. Uchenye zapiski universiteta imeniP. F. Lesgafta, 3 (193), 207-210. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2021.3.p207-210

Kuzminov, Ya., Sorokin, P., & Froumin, I. (2019). Generic and specific skills as components of human capital: New challenges for education theory and practice. Foresight and STI Governance, 13 (2), 19-41. https://doi.org/10.17323/2500-2597.2019.2.19.41

Kvachadze, T. (2023). Not just a digital: what to learn in 2023. RBK Trendy=RBC Trends. Retrieved February 03, 2023, from https://trends.rbc.ru/trends/education/63cfb8d49a7947d d8bf88195

Lugachev, M. I. (2017). Information Revolutions, Economics and Economic Education. Moscow UniversityEconomics Bulletin, (4), 142—160. https://doi.org/10.38050/01300105201747 Maltseva, V. (2021). What is wrong with the concept ofjob readiness in higher education? Economic Sociology, 22 (2), 109-138. https://doi.org/10.17323/1726-3247-2021-2-109-138

Members of the BDM Program are the jury at the semi-finals of the Changellenge >> Cup Moscow. (2021). Official website of Lomonosov Moscow State University, Faculty of Economics. Retrieved February 07, 2023, from https://www.econ.msu.ru/students/mag/ curricula/mgm/bdm/entrance/changellenge/News.20220224145719_7864/

Mirakyan, A. G. (2018). Leadership in the XXI century: Correspondence of theory and practice. Moscow University Economics Bulletin, (6), 133-151. https://doi. org/10.38050/01300105201868

Muravyev, A. A., & Garanina, T. A. (2013). Development of master's programs in Russian universities: How to respond to the heterogeneity of applicants and students. Vestnik of Saint Petersburg University. Management, (1), 155-178.

Opfer, E. A. (2021). Transformations of Magistracy in Russia. Vysshee obrazovanie vRossii =Higher Education in Russia, 30 (1), 36-48. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-1-36-48

Ozernikova, T. G., & Penzina, O. N. (2018). The scoring system of assessing industrial potential of an enterprise. Baikal Research Journal, 9 (1), 105-122. https://doi. org/10.17150/2411-6262.2018.9(1).11

Petrova, O. V., Chepyuk, O. R., Makarova, S. D., Mariko, V. V., & Gorylev, A. I. (2021). Master's Programs in Russia: Four Paths of Future Development. Vysshee obrazovanie v Rossii =HigherEducation in Russia, 30(8-9), 20-33. https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-20-33

Pimenova, A. L., Morozova N. V., & Agafonova A. O. (2018). Aktual'nye aspekty organizacii vysshego professional'nogo obrazovaniya (uroven' magistratury) = Contemporary aspects of organization of a higher professional education (Master's level). Problemy sovremennoj ekonomiki = Problems of Modern Economics, 13, 188-191.

Platova, E. D. (2021). The opportunities of a foreign language in the development of future specialists' soft skills. Tomsk State University Journal, (468), 219-225. https://doi. org/10.17223/15617793/468/25

Podsypanina, T. D. (2007). The X International RABE Conference «Transformation of the Education in the Modern World: Reasons, Problems and New Opportunities». Russian Management Journal, 5 (1), 173-178.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Saytbagina, L. A. (2019). Implementation of an integrative developmental approach in the development of research activities of master's students. Tomsk State University Journal, (442), 180-188. https://doi.org/10.17223/15617793/442/22

Senashenko, V. S., & Pykhtina, N. A. (2017). Continuity of undergraduate and graduate programs as a key factor of the quality assurance in higher education. Vysshee obrazovanie vRossii =HigherEducation in Russia, 12, 13-25.

Stukalova, I. B. (2018). Razvitie magistratury v Rossii: predposylki, problemy i perspektivy = Master's Degree Development in Russia: Background, Problems and Prospects. Sovremennoe obrazovanie = Modern Education, 3, 1-8. https://doi.org/10.25136/2409-8736.20183.26892 Ternikov, A. A. (2022). Professional standards and demand in the labor market in the sphere of higher management in Russia. Vestnik of Saint Petersburg University. Management, 21 (1), 131-148. http://doi.org/10.21638/11701/spbu08.2022.106

Vikhanskiy, O. S. (2014). Conceptual change in business education. Problems of management theory and practice, (10), 33-40.

Vikhanskiy, O. S. (2011). Deficiencies of the Present Pedagogical System. Moscow University Bulletin. Series 24. Management, (1), 3—19.

Vikhanskiy, O. S. (2022). From planned management of the national economy to the management in a turbulent environment. Moscow University Economics Bulletin, (3), 232-249. https://doi.org/10.38050/013001052022311

Vikhanskiy, O. S., & Mirakyan, A. G. (2018). New Millennium: Managerial Anomalies and Contemporary Leadership Concepts. Russian Management Journal, 16 (1), 131-154. https://doi.org/10.21638/11701/spbu18.2018.106

Voevodina, E. V. (2019). Formation of Russian magistracy: implementation of the digital economy requests in the educational process. Digital Sociology, 2 (3), 16-24. https://doi. org/10.26425/2658-347X-2019-3-16-24

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.