Научная статья на тему 'НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ'

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ Текст научной статьи по специальности «Экологические биотехнологии»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экологическим биотехнологиям , автор научной работы — Г Н. Красовский, З И. Жолдакова, Е А. Можаев

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The causes of inefficacy of water reservoir sanitary protection are considered. Principal issues of a new water protection concept and water quality control are suggested.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ»

отмечено раздражающего эффекта. Кожно-ре-зорбтивное действие ИББ также не оказывает

При изучении сенсибилизирующего действия ИББ по методу О. Г. Алексеевой и А. И. Пет-кевич, а также путем постановки реакций активной и пассивной кожной анафилаксии и гиперчувствительности замедленного типа аллергенная активность ИББ не выявлена.

Кумулятивные свойства у ИББ выражены умеренно. Коэффициент кумуляции по методу Лима и соавт. равен 3,95. При введении вещества в дозах /3— '/ю ЬО50 коэффициенты кумуляции превышают 5. Ежедневная доза, вызывающая гибель 50 % животных при 20-кратных введениях, равна 4,2, что также указывает на умеренную кумулятивную активность ИББ.

В связи с низкой летучестью ИББ смертельных концентраций при подогревании вещества до 80 °С создать не удалось. Установление порога острого ингаляционного действия проводили на крысах-самцах, подвергавшихся воздействию ИББ в концентрациях 17,2, 50,5 и 97,5 мг/м3. Воздействие ИББ в концентрации 97,5 мг/м3 приводило к снижению температуры тела и СПП, причем выявленные изменения сохранялись в течение 1 сут после окончания воздействия. В меньших концентрациях ИББ не вызывал изменений изучаемых показателей.

При исследовании биохимических показателей через 1 сут после воздействия ИББ отмечены изменения содержания в крови р-липопротеинов, мочевины, активности лактатдегидрогеназы, у-глу-тамилтранспептидазы, у-гидроксибутиратдегидро-геназы, содержания среднемолекулярных олиго-пептидов в сыворотке крови. Необходимо отметить, что некоторые из исследованных показателей (р-липопротеины, мочевина, у-глутамилтранс-пептидаза) изменялись при воздействии всех ' испытанных концентраций ИББ, что может отражать первичную реакцию печени на нагрузку соединением, детоксикация которого протекает в данном органе. На 3-й сутки воздействия ИББ все наблюдавшиеся биохимические изменения ни-

велировались, за исключением содержания средних молекул в крови животных, ингалиро-вавших высокую концентрацию вещества.

Анализ полученных данных позволяет рассматривать концентрацию 97,5 мг/м3 как пороговую по действию на интегральные показатели состояния организма животных. ПДК ИББ в воздухе рабочей зоны установлена на уровне 5 мг/м3 (3-й класс опасности).

Расчеты ОБУВ, проведенные с использованием уравнений регрессии [3], показали, что прогнозируемое значение гигиенического норматива ИББ находится на уровне:

ОБУВ=—0,00599+0,0! 15 ПДК,, ,=0,051 мг/м. ^ ОБУВ=—6,0+ 1,5 1б 1-0=0,42 мг/м.

^ ОБУВ= —1,77+0,62 ПДК,, =0,046 мг/м. ОБУВ= (0,11 +0,065л/ПДКр 3) =0,066 мг/м.

Все ранее исследованные структурно близкие к ИББ вещества нормированы в атмосферном воздухе по рефлекторному действию.

Сопоставление пороговых и недействующих концентраций по общетоксическому и рефлекторному действию свидетельствует, что ИББ оказывает преимущественно рефлекторное действие. В связи с этим гигиеническое регламентирование содержания ИББ в атмосферном воздухе целесообразно осуществлять по величине порога ощущения запаха. На основании проведенных исследований в качестве максимально разовой ПДК ИББ в атмосферном воздухе рекомендуется концентрация

0.015.мг/м3 (3-й класс опасности).

Литература

1. Временные методические указания по обоснованию предельно допустимых концентраций (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.— М., 1989.

2. Лужников Е. А., Костомарова Л. Г. Острые отравления: Руководство для врачей.— М., 1989.

3. Методические указания по установлению ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест.— М., 1982.

Поступила 17.09.93

Гигиена воды, санитарная охрана водоемов и почвы

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1994 УДК 614.445

Г. Н. Красовский, 3. И. Жолдакова, Е. А. Можаев НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ САНИТАРНОЙ ОХРАНЫ ВОДНЫХ ОБЪЕКТОВ

НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А. Н. Сысина РАМН, Москва

Ухудшение санитарного состояния водных объектов в значительной мере зависит от экономических, технологических и социальных факторов. В частности, из-за многообразия видов водопользования пересеклись интересы разных ведомств и в течение многих лет преобладала концепция Минводхоза, которая предусматривала

приоритет использования водных объектов для обеспечения промышленности, гидротехнического и мелиоративного строительства, сельского хозяйства, тепло-, электроэнергетики и др. перед интересами водоохраны. Законы, правительственные решения и соответственно концепции отражали прежде всего права и обязанности различ-

ных водопользователей и в меньшей мере вопросы безопасности вод. В последние годы обсуждаются вопросы совершенствования водоохраны, но предлагаемые рекомендации и решения направлены на уточнение частных разделов давно сформировавшейся системы [8, 9].

Вместе с тем целесообразно поставить вопрос, осталась ли удовлетворительной общая концепция санитарной охраны водоемов и обеспечения безопасных условий водопользования населения, принципы которой были заложены еще в 30— 40-е годы А. Н. Сысиным и С. Н. Черкинским [4, 12], в отношении химического загрязнения. Эта концепция как руководящая идея и конструктивный принцип разных видов деятельности определяла главное внимание к качеству питьевой воды, получаемой преимущественно из подземных источников, и к нормированию ее состава с учетом барьерной роли водопроводных очистных сооружений при использовании поверхностных вод. Концепция включала условия выбора наиболее безопасного водоисточника, организацию зон его санитарной охраны, а также охрану водоемов от загрязнения промышленными сточными водами на основе «оптимизации» сброса и соблюдения ПДК у пунктов водоиспользования населения.

Вместе с тем систематизация причин ухудшения качества воды в последующие годы и до настоящего времени показала, что оно, по-видимому, связано со следующими обстоятельствами.

Почти все крупные города в нашей стране и за рубежом стали использовать в качестве водоисточников поверхностные воды, как правило, загрязняемые сточными водами.

Ни одной из контролирующих организаций не удается организовать полноценный мониторинг за показателями состава и свойств воды в местах водопользования населения в объеме, соответствующем требованиям санитарных правил и норм (СанПиН) охраны поверхностных вод, включающим более 1500 нормативов, из-за отсутствия соответствующей аналитической базы. В лучшем случае качество воды оценивается по ограниченному числу (30—60) интегральных и специфических показателей в соответствии с формой «2-ТП-Водхоз».

Контроль за качеством питьевой воды также ограничен несколькими десятками показателей, в то время как, по данным отечественных и зарубежных исследователей, в питьевой воде отдельных городов обнаруживается несколько сотен веществ, в некоторых городах Англии — 360, США — 669, а всего в водоисточниках и питьевой воде США выявлено 2000 веществ, в Англии — 900 [1, 15]. Была предпринята попытка повысить надежность контроля путем включения в ГОСТ «Вода питьевая» пункта, согласно которому концентрации веществ, присутствующих в воде в результате реального загрязнения местными промышленными, сельскохозяйственными и бытовыми сточными водами, не должны превышать ПДК, однако она не была реализована, так как санитарные врачи не были обеспечены ни методикой выявления комплекса веществ, загрязняющих воду, ни методами их определения в питьевой воде.

Несмотря на все новые технологические раз-3 Гигиена и санитария № 2 —

работки по совершенствованию методов очистки и кондиционированию питьевой воды, на современных водопроводных станциях барьерная роль очистных сооружений ограничена; например, в отношении металлов она колеблется от 0 до 10 % для ртути, свинца, хрома, мышьяка, циркония, 20—30 % для марганца, меди и до 50 % для железа [10]. Более того, при хлорировании питьевой воды, содержащей органические соединения, могут образовываться десятки новых высокоопасных соединений, только приоритетный список которых содержит 24 наименования [2].

Ориентация на санитарный контроль качества воды у первого пункта водопользования, оправданная в 30—40-е годы, в настоящее время вошла в противоречие с реальной ситуацией. Интенсивная урбанизация, строительство оздоровительно-лечебных объектов, баз отдыха, индивидуальная дачная застройка в прибрежной полосе превратили водные объекты на всем протяжении в пункты рекреационного, децентрализованного и организованного водопользования. В этих условиях потеряли практическое значение 2 фактора, заложенные в расчеты условий сброса сточных вод: разбавление и естественное самоочищение водных объектов. К тому же санитарное состояние крупных рек свидетельствует, что эти процессы практически исчерпаны. В зимних условиях России, особенно в реках Сибири, процессы естественного самоочищения приобретают дополнительные ограничения [9].

Все усилия по совершенствованию требований к зонам санитарной охраны оказались малоэффективными не только в нашей стране, но и за рубежом. Так, в Германии зоны санитарной охраны хотя и предусмотрены, однако должный режим в них не соблюдается [14].

Неэффективным оказался и новый прием управления сбросом промышленных стоков на основе предельно допустимого сброса (ПДС), так как система расчета ПДС содержит те же недостатки, что и контроль у пунктов водопользования (ориентация на разбавление и самоочищение, несовершенство аналитической базы и т. д.).

Положение усугубляется тем, что прием сточных вод от предприятий в городскую канализацию без полной инвентаризации всего спектра токсичных веществ приводит к неверному расчету ПДС. В то же время функции санитарной службы ограничены контролем у пунктов водопользования без выяснения причин и условий формирования сточных вод, расшифровки их состава, включая исходные, промежуточные, побочные и конечные продукты производства, а также продукты их трансформации, образующиеся в процессе очистки и в воде водных объектов. В результате санитарная служба отстранена от установления источников и причин загрязнения вод.

В концепции не предусмотрена оценка диффузного загрязнения водных объектов городским, сельскохозяйственным поверхностным стоком, учет вторичного поступления химических веществ в воду из загрязненных донных отложений. Вместе с тем вклад этих факторов в ухудшение качества воды с каждым годом возрастает.

Остаются несовершенными экономические механизмы, направленные на снижение загрязнения водных объектов, в частности при опреде-

лении ПДС предприятий, расположенных последовательно в водном бассейне, а также система юридических санкций, за исключением штрафов за превышение ПДК.

Перечисленные причины недостаточной эффективности ранее предложенной концепции, а также отечественный и международный опыт учитывались нами при обосновании наиболее важных положений, которые должны быть включены в новую концепцию охраны вод в интересах сохранения здоровья населения.

1. Всем контролирующим органам необходимо воспринять профилактический принцип охраны вод на основе триады: качество и состав сточных вод — воды водных объектов — питьевой воды, где питьевая вода выступает как целевая установка водоохранных мероприятий.

2. Перейти от оценки состава и свойств воды в пунктах водопользования населения к требованию содержания веществ в концентрациях, не превышающих ПДК уже в сточных водах. Это требование уже узаконено в отношении сточных вод, сбрасываемых в водные объекты в черте населенного пункта (СанПиН № 4630—88, п. 4.3) [11], и должно быть уже сейчас распространено на все сточные воды, поступающие в водные объекты в черте II пояса зоны санитарной охраны источников централизованного водоснабжения, а в последующем и на другие участки водных объектов. Нормирование и контроль за составом сточных вод признаны целесообразными в некоторых странах, например в Германии, Франции, Великобритании [13].

3. Для проверки эффективности водоохранных мероприятий и оценки вклада диффузных источников загрязнения сохранить периодический контроль за качеством поверхностных вод, хотя бы по интегральным показателям.

4. Заменить принцип контроля за загрязнением по ограниченному и в значительной мере случайно выбранному набору оценочных показателей на перечни наиболее опасных для здоровья населения, характерные для каждой отрасли промышленности ведущих (приоритетных) показателей. Научные основы выбора приоритетных оценочных показателей были изложены ранее [6]. Пример определения ведущих показателей для оптимизации контроля за сбросом сточных вод целлюлозно-бумажной промышленности показал, что при мониторинге воды можно сократить число определяемых компонентов в 5—10 раз без потери надежности выводов об опасности загрязнения воды для водопользования населения [5]. Для объективизации выбора показателей целесообразно использовать систему критериев комплексной оценки опасности химических веществ [7]. Естественно, ведущие показатели могут различаться в разных водных объектах, регионах, створах в зависимости от состава сточных вод. Определение перечней контролируемых показателей для каждого створа с учетом реальных местных особенностей целесообразно включить в задачи и функции региональных контролирующих органов под эгидой санэпидслужбы.

В дальнейшем этот принцип оптимизации контроля за сбросом сточных вод на основе сочетания показателей общих для всех вод и дифференцированных с учетом местной ситуации дол-

жен найти отражение во всех документах водно-санитарного законодательства, включая ГОСТ и санитарные требования к качеству питьевой воды.

5. Усилить внимание и ученых, и контролирующих служб к судьбе веществ в водной среде: стабильности с выявлением и учетом сравнительной опасности продуктов трансформации, адсорбции донными отложениями, биоаккумуляции в водных организмах с учетом пищевых цепей, роли физических, биологических, химических факторов в превращениях веществ.

6. Положить в основу интегральной оценки опасности загрязнения единую индексную классификацию состава и свойств вод, отражающую комплекс признаков вредности и лимитирующий показатель. Эта классификация уже введена в ряд санитарных правил, например в СанПиН № 4630—88 [11], и нашла применение в науке и практике.

7. Дифференцировать требования к качеству вод различных водных объектов (моря, водохранилища, каналы, малые реки).

8. Применять токсико-гигиеническую оценку опасности сточных вод постоянного состава, в том числе и биотестирование, для корректировки требований к сбросу.

9. Использовать расчетные и экспресс-экспе-риментальные методы прогноза токсичности и опасности веществ не только для обоснования ПДК и ОДУ [3], но и для верификации экспериментально устанавливаемых величин, для выбора приоритетных оценочных показателей, прогноза способности веществ к трансформации и биоаккумуляции, а также расчета опасных для здоровья уровней.

10. Предусмотреть систему мер по водоохране, порядку расследования, оценке опасности для населения, локализации и устранению последствий аварийных ситуаций как негативной, но неизбежной реальности в техногенной деятельности человека.

11. При совершенствовании законодательства, в том числе водно-санитарного, в новых экономических условиях учесть международный опыт, который показал, что экономические санкции и стимулы имеют определяющее значение в охране водных объектов. Законы, постановления правительства устанавливают дифференцированную плату за воду, количество загрязняющих веществ, объем сброса, степень опасности загряз-.нения; за нанесенный ущерб здоровью и условиям водопользования населения;, за землепользование, особенно в водоохранных зонах и др.; возмещение ущерба от аварий. Экономические санкции могут иметь форму оплаты лицензий, штрафов, налогов, а с другой стороны — в виде снижения налогов с водопользователей, осуществляющих водо- и природоохранные мероприятия.

Основные положения концепции касаются различных аспектов охраны водных объектов. По нашему мнению, общая концепция охраны окружающей среды должна включать по крайней мере 6 взаимосвязанных элементов.

1. Комплекс законов по охране окружающей среды и здоровья населения, санитарных норм и правил, инструктивно-методических указаний,

перечней предельно допустимых концентраций (ПДК), предельно допустимых уровней (ПДУ), ориентировочных безопасных уровней воздействия (ОБУВ), ориентировочных допустимых уровней (ОДУ).

2. Государственный мониторинг окружающей среды и мониторинг здоровья населения.

3. Законодательные экономические санкции за нарушение санитарных норм и правил {налоги, оплата лицензий на природопользование, штрафы и др.) и законодательные стимулы.

4. Разработка и внедрение технических, технологических, планировочных и экономических мероприятий для ограничения выбросов от источников загрязнения окружающей среды до нормативных уровней и ниже.

5. Подготовка кадров, образование и санитарное (экологическое) просвещение населения.

6. Финансирование, обеспечивающее функционирование этой системы, за счет государственного бюджета, налогов и штрафов, а также отчислений из фондов предприятий независимо от. форм собственности.

Изъятие хотя бы одного из этих элементов делает неэффективной всю систему охраны природы.

Отсюда следует, что концепция охраны вод в современных условиях включает в себя комплекс различных мер, объединенных единой целью — обеспечение населения безопасной и доброкачественной водой в достаточном количестве.

Л итература

1. Гавлик Б., Халупа И. Ц Hygiene.— 1983,—№ 6,— Р. 332—338.

2. Гигиеническая оценка вредных веществ в воде. Опыт сотрудничества стран — членов СЭВ / Под ред. Г. Н. Кра-совского.—М„ 1987,—С. 81 —115.

3. Жолдакова 3. И. // Гиг. и сан,— 1987,— № 7,— С. 9—13.

4. Черкинский С. И. Санитарные условия спуска сточных вод в водоемы.— М., 1951.

5. Красовский Г. Н., Воробьева Л. В., Селюжицкий Г. В., Егорова Н. А. // Гиг. и сан,— 1991.— № 8,—С. 17—20.

6. Красовский Г. Н., Егорова Н. A. 11 Там же.— 1990.— № П.—С. 27—29.

7. Красовский Г. Н., Авалиани С. Л., Жолдакова 3. И., Косяков В. В. // Там же,— 1992.—№ 9—10,— С. 18—20.

8. Ласкорин Б. Н., Лукьяненко В. И. // Всесоюзная конф. по рыбохозяйственной токсикологии, 2-я: Материалы.— СПб., 1991,— Т. 2,— С. 5—8.

9. Новиков Ю. В., Плитман С. И. // Гиг. и сан.— 1993.— № 2.— С. 6—8.

10. Руководство по прогнозированию медико-биологических последствий гидротехнического строительства / Под ред. Л. И. Элышнера, С. А. Беэра.— М„ 1990.— С. 54—55.

11. Санитарные правила и нормы охраны поверхностных вод от загрязнения № 4630—88,— М., 1988.

12. Сысин А. Н Допустимые концентрации ядовитых веществ в водоемах.— М.; Л., 1941,—С. 1—3.

13. Технические записки по проблемам воды фирмы «Дегре-мон»,— М„ 1983.— Т. 2.— С. 756—757.

14. Hafner М. // Natur (BRD).— 1989,—N 1С'.— S. 20—24.

15. Koch R., Sirobel К. II Acta hydrochim. hydorbiol.— 1980.— Vol. 8, N 5,— P. 407—420.

Поступила 17.09.93

Summary. The causes of ineificacy of water reservoir

sanitary protection are considered. Principal issues of a new

water protection concept and water quality control are suggested.

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ. 1994 УДК 614.445(282.25(5.341)

В. Г. Клубков, Ю. И. Недомерков, Л. К. Смирнова, В. И. Блохин, А. Ю. Белобородое,

П. В. Шаповалов, В. А. Власов

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОХРАНЫ ВОДОЕМОВ В РЕГИОНЕ БАМ

ВНИИ железнодорожной гигиены, Москва; Врачебно-санитарное управление МПС, Москва; Санитарная служба БАМ, Тында

В регионе БАМ, несмотря на низкую хозяйственную освоенность, показатели химического и биологического загрязнения рек в результате техногенных загрязнений и слабой самоочищающей способности превышают нормативные величины.

Мы проводили физико-химическое изучение сточных вод после очистки на компактных установках КУ-200 и КУ-400. Степень очистки на них, по нашим данным, не соответствует гигиеническим требованиям. Отмечено, что в сточных водах содержатся трудноокисляемые органические вещества, которые неокисленными сбрасываются в водоемы. Показано, что зимой биохимическая очистка неэффективна из-за низкой температуры подаваемого в аэротенки воздуха, а в летний период из-за недостаточной его подачи. Установлено, что на очистных сооружениях, работающих с механической аэрацией без принудительной подачи воздуха, в течение основного времени окисления органических веществ их окисляемость составляет в среднем около 50 %, а на установках, использующих подачу воздуха воздуходувками,— около 70%. Таким образом, механиче-

ская система аэрирования холодным воздухом не обеспечивает полноценной очистки сточных вод. Это подтверждается содержанием органических веществ, не поддающихся окислению за 20 сут, оно в 4 раза больше при механической аэрации, чем при подаче воздуха воздуходувками. При оценке эффективности работы очистных сооружений выявлено снижение показателей взвешенных веществ зимой в среднем на 60 %, а летом — от 25 до 99 % и снижение показателей химического потребления кислорода (ХПК), которое зимой составило около 70 %, а летом — от 24 до 67 %.

Следует подчеркнуть, что многочисленные экспериментальные исследования свидетельствуют о снижении процессов самоочищения при низких температурах, характерных для данного региона. В этих условиях увеличиваются сроки выживания патогенной микрофлоры. Тормозится также деструкция поверхностно-активных веществ, что в свою очередь тормозит самоочищение от энтерококков и сальмонелл. В результате этого увеличивается риск сохранения в водоемах антропогенных загрязнений, что ока-

3

— 19 —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.