Научная статья на тему 'НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАРКАСНО-ПАНЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА'

НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАРКАСНО-ПАНЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
117
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ИНДУСТРИАЛЬНОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО / КАРКАСНО-ПАНЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / УНИФИЦИРОВАННАЯ ГЕОМЕТРИЯ / СОРТАМЕНТ ДЕТАЛЕЙ / СТРУКТУРА СИСТЕМЫ / КАТАЛОГ ДЕТАЛЕЙ / СКВОЗНАЯ ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ЛОГИСТИКА / МОДУЛЬНАЯ КООРДИНАЦИЯ РАЗМЕРОВ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Макаров Андрей Георгиевич

Введение. Исследован опыт научных сообществ в развитии строительных систем и концепций индустриальных каркасных (каркасно-панельных) технологий. Обзор публикаций по совершенствованию технологии строительства в мировой практике деревянного строительства дает основание для разработки новой технологической концепции индустриальной строительной системы (ИСС). Установлено, что в независимости от предлагаемых новых методов и подходов задача разработки теории единой ИСС на основе деревянных клееных конструкций с учетом классических концепций архитектуры и промышленного строительства остается первостепенной в поисках и исследованиях ученых из многих стран и международных научных сообществ. Предлагается новая концепция в подходе решения проблемы индустриализации производства, монтажа и строительства зданий. Приведены предварительные результаты разработанной системы промышленного строительства нового поколения. Представлено краткое описаниеи структурная схема инновационной системы. Материалы и методы. На основе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предлагается новый подход к решению задач, стоящих перед мировым научным сообществом в части повышения уровня степени индустриализации, заключающийся в абстрагировании от существующих тенденций, технологических приемов и методов строительства. Результаты. Представлена новая универсальная силовая схема жесткой пространственной рамы, на основе которой создана новая конструкторско-технологическая платформа унифицированной каркасно-панельной технологии. Разработана унифицированная геометрия всех элементов и узлов, составляющих каркас здания любой архитектурно-планировочной схемы. Все детали, сборные конструкции и элементы крепления объемной пространственной рамы унифицированы и систематизированы в каталог, входящий в единую систему производственной логистики проектирования, производства и строительства, формирующую корпоративную информационную систему. Выводы. ИСС нового поколения предполагает дальнейшее научное обоснование и исследование, тем не менее можно утверждать, что внедрение ее в промышленное производство даст большие возможности реализации целей и задач, поставленных в федеральных и региональных стратегиях развития лесопромышленного, строительного и жилищно-коммунального комплексов, а также социально-экономического развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Макаров Андрей Георгиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW CONCEPT OF FRAME AND PANEL TECHNOLOGY FOR INDUSTRIAL CONSTRUCTION

Introduction. The experience of scientific communities in the development of building systems and concepts of industrial frame (frame-panel) technologies has been studied. A review of publications about development of construction technology in the world practice of wooden construction provides a basis for the development of a new technological concept of an industrial building system (IBS). It is found that, regardless of the proposed new methods and approaches, the task of developing a unified IBS theory based on glued wood structures (GWS), taking into account the classical concepts of architecture and industrial construction, remains paramount in the search and research of scientists from many countries and international scientific communities. A new concept in the approach to solving the problem of industrialization of production, installation and construction of buildings is proposed and preliminary results of the developed system of industrial construction of a new generation are presented. A brief description and an innovation system diagram are given. Materials and methods. On the basis of R&D, a new approach is proposed to solve the problems facing the global scientific community in terms of increasing the level of industrialization, which involves abstracting from existing trends, technological methods and construction methods. Results. A new universal power circuit (UPC) of a rigid spatial frame is proposed, on the basis of which a new design and technological platform (DTP) of a unified frame-panel technology has been created. A unified geometry of all elements and nodes that make up the frame of a building of any architectural and planning scheme has been developed. All parts, prefabricated structures and fastening elements of the three-dimensional space frame are unified and systematized into a single catalog, which is part of a single system of industrial logistics for design, production and construction, forming a corporate information system. Conclusions. The new generation IBS requires further scientific substantiation and research, however, it can be argued that its introduction into industrial production will provide great opportunities for achieving the goals and objectives set in the federal and regional development strategies for the timber industry, construction and housing and communal services complexes, as well as socio-economic development.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ КОНЦЕПЦИЯ КАРКАСНО-ПАНЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ИНДУСТРИАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА»

ПРОЕКТИРОВАНИЕ И КОНСТРУИРОВАНИЕ СТРОИТЕЛЬНЫХ СИСТЕМ. СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА. ОСНОВАНИЯ И ФУНДАМЕНТЫ, ПОДЗЕМНЫЕ

СООРУЖЕНИЯ

НАУЧНАЯ СТАТЬЯ / RESEARCH PAPER УДК 694.5

DOI: 10.22227/1997-0935.2023.5.673-684

Новая концепция каркасно-панельной технологии индустриального строительства

Андрей Георгиевич Макаров

Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ); г. Хабаровск, Россия

АННОТАЦИЯ

Введение. Исследован опыт научных сообществ в развитии строительных систем и концепций индустриальных каркасных (каркасно-панельных) технологий. Обзор публикаций по совершенствованию технологии строительства в мировой практике деревянного строительства дает основание для разработки новой технологической концепции индустриальной строительной системы (ИСС). Установлено, что в независимости от предлагаемых новых методов и подходов задача разработки теории единой ИСС на основе деревянных клееных конструкций с учетом классических концепций архитектуры и промышленного строительства остается первостепенной в поисках и исследованиях

ученых из многих стран и международных научных сообществ. Предлагается новая концепция в подходе решения ^ е проблемы индустриализации производства, монтажа и строительства зданий. Приведены предварительные резуль- ¡4 2

таты разработанной системы промышленного строительства нового поколения. Представлено краткое описание 2. I

и структурная схема инновационной системы. С к

Материалы и методы. На основе научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ предлагается новый 3 ^ подход к решению задач, стоящих перед мировым научным сообществом в части повышения уровня степени инду- ^ Г стриализации, заключающийся в абстрагировании от существующих тенденций, технологических приемов и мето- С У

дов строительства. • . Результаты. Представлена новая универсальная силовая схема жесткой пространственной рамы, на основе кото- ° й

рой создана новая конструкторско-технологическая платформа унифицированной каркасно-панельной технологии. Я N Разработана унифицированная геометрия всех элементов и узлов, составляющих каркас здания любой архитек- у 1

турно-планировочной схемы. Все детали, сборные конструкции и элементы крепления объемной пространственной о 9

рамы унифицированы и систематизированы в каталог, входящий в единую систему производственной логистики г 0

проектирования, производства и строительства, формирующую корпоративную информационную систему. а з

Выводы. ИСС нового поколения предполагает дальнейшее научное обоснование и исследование, тем не менее О ^

можно утверждать, что внедрение ее в промышленное производство даст большие возможности реализации целей с р

и задач, поставленных в федеральных и региональных стратегиях развития лесопромышленного, строительного и О 5'

жилищно-коммунального комплексов, а также социально-экономического развития. т I

и й

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: индустриальное строительство, каркасно-панельная технология, унифицированная геоме

о

со

трия, сортамент деталей, структура системы, каталог деталей, сквозная производственная логистика, модульная n координация размеров a о

5

о 6

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ: Макаров А.Г. Новая концепция каркасно-панельной технологии индустриального строитель- > 6 ства // Вестник МГСУ. 2023. Т. 18. Вып. 5. С. 673-684. DOI: 10.22227/1997-0935.2023.5.673-684 i о

Автор, ответственный за переписку: Андрей Георгиевич Макаров, skelpik@gmail.com. t §

u =

>

New concept of frame and panel technology for industrial §> 0

construction 3 1

<D

00

- 00 DO

Andrey G. Makarov ; e

Pacific National University (PNU); Khabarovsk, Russian Federation s y

ABSTRACT ; ;

Introduction. The experience of scientific communities in the development of building systems and concepts of industrial frame (frame-panel) technologies has been studied. A review of publications about development of construction technology in My the world practice of wooden construction provides a basis for the development of a new technological concept of an industrial

© А.Г. Макаров, 2023

Распространяется на основании Creative Commons Attribution Non-Commercial (CC BY-NC)

building system (IBS). It is found that, regardless of the proposed new methods and approaches, the task of developing a unified IBS theory based on glued wood structures (GWS), taking into account the classical concepts of architecture and industrial construction, remains paramount in the search and research of scientists from many countries and international scientific communities. A new concept in the approach to solving the problem of industrialization of production, installation and construction of buildings is proposed and preliminary results of the developed system of industrial construction of a new generation are presented. A brief description and an innovation system diagram are given.

Materials and methods. On the basis of R&D, a new approach is proposed to solve the problems facing the global scientific community in terms of increasing the level of industrialization, which involves abstracting from existing trends, technological methods and construction methods.

Results. A new universal power circuit (UPC) of a rigid spatial frame is proposed, on the basis of which a new design and technological platform (DTP) of a unified frame-panel technology has been created. A unified geometry of all elements and nodes that make up the frame of a building of any architectural and planning scheme has been developed. All parts, prefabricated structures and fastening elements of the three-dimensional space frame are unified and systematized into a single catalog, which is part of a single system of industrial logistics for design, production and construction, forming a corporate information system.

Conclusions. The new generation IBS requires further scientific substantiation and research, however, it can be argued that its introduction into industrial production will provide great opportunities for achieving the goals and objectives set in the federal and regional development strategies for the timber industry, construction and housing and communal services complexes, as well as socio-economic development.

KEYWORDS: industrial construction, frame-panel technology, unified geometry, assortment of parts, system structure, parts catalog, end-to-end production logistics, modular size coordination

FOR CITATION: Makarov A.G. New concept of frame and panel technology for industrial construction. Vestnik MGSU [Monthly Journal on Construction and Architecture]. 2023; 18(5):673-684. DOI: 10.22227/1997-0935.2023.5.673-684 (rus.).

Corresponding author: Andrey G. Makarov, skelpik@gmail.com.

остается, к сожалению, на уровне XVII-XVIII вв. [4]. Тем не менее за последние несколько десятилетий современные тенденции устойчивого развития именно для массового строительства на основе ДКК требуют от научного сообщества создания новой концепции индустриального строительства. Задача разработки такой концепции на базе каркасной (кар-касно-панельной) технологии домостроения ставится с середины XX в., и по сей день она актуальна не только для России, но для многих стран.

На основе проведенного анализа публикаций, научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) предлагается концепция системы индустриального строительства на базе каркасной (каркасно-панельной) технологии нового поколения. Эффект увеличения степени индустриализации данной концепции основан на межотраслевой интеграции всех стадий производственного и эксплуатационного циклов [2]. Только на основе такого подхода возможно добиться желаемого результата, «уровень степени индустриализации должен включать весь жизненный цикл от разработки проекта до технического обслуживания строительного продукта» [3].

Актуальность новой технологической концепции

Исследуя развитие строительной технологии, авторы [4] приходят к выводу, что «сравнивая современный энтузиазм с быстровозводимым жильем с энтузиазмом двадцатого века, есть предположения, что история повторяется, когда сторонники сборных домов заявляют о своих преимуществах, которые похожи на это в прошлом». Вместе с тем «сборное жилье, имея долгую историю, уходящую в XI век, стигматизировано из-за неудачного строительства

ВВЕДЕНИЕ

о о

N N О О N N

Начало опытного применения строительных деревянных клееных конструкций (ДКК) в Со-10 и? ветском Союзе относится к 30-м годам прошло* ® го столетия, примерно в этот период были изданы $ и первые нормативные регламенты (ТУ, СП) [1].

3 ~ Промышленное производство было налажено во со

. в конце 40-х годов XX в. по результатам фундамен-

^ тальных научных исследований советских ученых,

о ¿2 труды которых были известны далеко за пределами

•у ;> страны и переведены на многие языки. Дальней-

^ шее становление этого направления строительной

= отрасли не было стабильным, отмечалось падение

О ф производства (1955-1960, 1980 гг.) и его подъем

о о

о (1961-1970, 1990 гг.). Примерно с середины 90-х го-со ^ дов и по настоящее время наблюдается медленное о § развитие производства ДКК. Большой вклад в раз™ § работку новых версий нормативных документов

от о внесен специалистами Центрального научно-иссле-

от 2

— довательского института строительных конструк-

С

.[Е о ций имени В.А. Кучеренко, научным сообществом

6Ъ с вузов: Московского инженерно-строительного ин-

со ститута (МИСИ, ныне — НИУ МГСУ), Ленинград-

9 | ского инженерно-строительного института (ЛИСИ,

§ ° сегодня — СПбГАСУ), Хабаровского политехниче-

Т^ ского института (ХПИ, сейчас — ТОГУ), а также

от § отраслевыми НИИ. Опыт и знания, накопленные

Т ^ в области строительства на основе ДКК в миро-

Э вой практике, невозможно переоценить, но лишь Г (А

щ (¡5 в части возведения уникальных архитектурных со-

5Й Ш оружений, высотных зданий и большепролетных

| конструкций. Ситуация с развитием научно-обос-

¡3 нованных строительных технологий для массово-

££ го мало- и среднеэтажного строительства (жилого, административного, социального, коммунального)

в XX веке, все это снова используется в XXI веке при массовом строительстве» [4].

Существующие в настоящее время в мире принципы производства, сборки, а также силовая схема построения жесткой пространственной рамы идентичны, как и основные узлы каркаса и технология самого строительства. Особенность такой идентичности характеризуется обилием ручных операций на месте строительства, затратами временных и финансовых ресурсов, низким качеством строительства и высокими эксплуатационными затратами, коротким жизненным циклом (ЖЦ) строительного продукта. Каждое архитектурно-планировочное решение уникально и, как правило, является продуктом одноразового применения, при его проектировании требования модульной координации размеров1 соблюдаются либо в меньшей степени, либо вообще не соблюдаются. Критериям унификации, типизации и модульности такая строительная продукция отвечает в наименьшей степени. Рост количества типоразмеров преимущественно определяется незначительными расхождениями конструктивных размеров деталей и конструкций при весьма ограниченном выборе планировочных параметров.

Все эти недостатки многие компании Европы и Северной Америки, производящие комплекты и сборные конструкции для строительства, пытаются нивелировать путем внедрения цифровизации и автоматизации производственных процессов, тем не менее, оставаясь в плену устаревшей парадигмы ящичного строительства. Несмотря на многообразие изделий, область применения деревянных технологий крайне ограничена, тем более опираться на них с целью разработки на их основе какой-либо индустриальной строительной системы бессмысленно. В этой связи «...необходимо, во-первых, извлечь уроки из своих предыдущих ошибок, а во-вторых, рассмотреть возможность проведения комплексных исследований для оценки и устранения препятствий на пути более широкого применения таких методов, чтобы избежать аналогичных социальных и экономических проблем» [5].

В значительном большинстве публикаций общая тенденция научных поисков сводится к понятиям стандартизация, модуляция, автоматизация процессов и формулировке различных новых терминов и понятий применительно к технологии, существующей более двух столетий. Одно из прорывных направлений повышения уровня индустриализации, по предложению многих авторов, это применение как в производстве конструкций, так и в их сборке и строительстве принципов организации интегрированного промышленного производства по аналогии с автомобильной, судо- и авиапромышленностью. «Перед мировым научным сообществом стоит задача в опреде-

лении главного вектора дальнейшего прогрессивного развития индустриальных деревянных конструкций, и выявить области и формы эффективного их применения. Индустриальные деревянные конструкции должны в полной мере удовлетворять современным требованиям надежности и долговечности в эксплуатации, а также требованиям комплексной механизации и экономичности в поточном производстве по аналогии обрабатывающей промышленности» [6]. В эпоху Индустрии 4.0 менять устаревшую парадигму, не разрабатывая концепцию нового поколения, это потерять огромную отраслевую интеграцию лесопромышленного и строительного комплексов, поскольку «.разработка сложных инженерных узлов и сегодня остается первостепенной проблемой, а отправлять ее решение на строительную площадку — значит открывать путь дискредитации ДКК, как уникального строительного материала» [1].

По итогам обзора научных публикаций напрашивается вывод, что исследуемая проблема индустриализации строительной отрасли ДКК малой и средней этажности вышла из внутригосударственного уровня и приняла характер международной научной проблематики. «Новый подход к промышленному жилью должен включать повышенную ориентацию на клиента и улучшенные процессы интеграции дизайна, производства, информации и управления, которые должны быть достигнуты путем изменений и инноваций» [7].

Новая технологическая концепция

Если принять за основу, что «господствующая парадигма строительства как «промышленности» не совсем отражает сложности, заложенные в процессе создания инфраструктуры и/или здания. Динамика построения выходит за рамки динамики системы в силу характера ее сложностей. Применение текущих усилий по повышению эффективности и результативности продолжает приводить к значительным различиям между ожиданиями и результатами. Эти различия указывают на аномалии между нынешней парадигмой и реальностью» [8, 9], несложно прийти к выводу о необходимости разработки новой технологической концепции и принятия ее за новую парадигму инновационной технологической платформы. «У большинства отраслей промышленности строительства есть ресурсы, но все еще не хватает концепций конструктивности и передовых технологий, которые могут повысить скорость строительства, улучшить качество конструкции и быть в состоянии защитить окружающую среду» [10]. Вместе с тем нельзя не согласиться с тем, что «крайне важно, чтобы ИСС рассматривался как эволюция строительства с использованием новых и инновационных методов, а не революция» [3].

e е

(D (D

t О

iH

G Г

S С

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0 со

n CO

1 i

У 1

J to

u-

^ I

n о

i 3 о

=! ( n

q

CO CO

о

1 ГОСТ 28984-2011. Модульная координация размеров в строительстве. Основные положения. ISO 1006 Modular coordination of construction dimensions. General. URL: http://www.gostrf.eom/normadata/1/4293789/4293789429.pdf

n i

r 6

о о

С о

ф ) [[

® 8 л ' . DO

■ T

s □

s У с о <D *

01 Ol

2 2 О О 10 10 U W

о (О сч N о о

N РЧ 10 10 ¡г <и и 3

> (Л

с и

Ш 09 . г

00 Щ

II

Ф <и

О ё

о

о о

СО <г ™ §

(Л "

41 Л

ся

С

£= о

£ ° ^ с

ю о & «

о Е

СП ^ т- ^

С «Я

¡ЕЛ

и >

Как отмечалось выше, научная проблематика разработки внедрения концепции индустриальной строительной системы (ИСС) на основе ДКК в России освещена многими авторами советского периода и на сегодняшний день отражена в работах [1, 11-13]. Но, как видно из зарубежных публикаций за последние десятилетия, эта же проблема стоит и перед научным сообществом Европы и Северной Америки. Например, формулируя задачу создания «...сильной и конкурентоспособной промышленной сборки» [14], автор справедливо обозначил не менее актуальную проблему разработки унифицированных элементов крепления. «Критическим элементом большинства деревянных конструкций является устройство соединений между несущими элементами» [15]. В целом обозначенные в публикациях проблемы ставят задачу разработки унифицированных узлов соединений деревянных деталей и конструкций для условий заводской сборки или, как минимум, сборки готовых конструкций на месте строительства. Процессы производства и технологическая концепция могут быть приняты по аналогии автомобильного производства, следовательно, можно заключить, что «.строительные фирмы должны иметь возможность «перехватывать» технологии и реконфигурировать их для своих собственных целей» [16], в то время как существующие технологии и «технические решения, разработанные в конкретных проектах, часто имеют встроенные архитектуры продуктов, которые трудно повторно использовать в процессах непрерывного совершенствования» [17].

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Обобщая и систематизируя публикации авторов Европы, Северной Америки, Австралии, Китая, Малайзии и других стран, можно заключить, что научные поиски в большинстве ведутся по следующим трем направлениям: исследуются экономические аспекты автоматизации и цифровизации существующих не технологических операций; анализируются попытки обосновать целесообразность использования опыта поточного производства аналогичного в машиностроении; рассматривается утверждение о несоответствии господствующей технологической парадигмы современным вызовам и принципам устойчивого развития.

Исходя из системного анализа публикаций и НИОКР с выделением ключевых факторов, а также используя метод научной логики, метод полного абстрагирования от существующих тенденций, технологических приемов и методов строительства, выработанных в мировой практике в период глубокого исторического периода, было определено новое направление, основанное на формировании технологической концепции, объединяющей все три направления. Предмет разработки новой технологической концепции — это процесс формирования

жесткой пространственной рамы путем сборки как из отдельных деталей, так и сборных конструкций.

Исследуя и анализируя советский, российский и мировой опыт проектирования и строительства зданий по технологии деревянного каркаса, предложена новая конструкторско-технологическая платформа (КТП) унифицированной каркасно-панельной технологии нового поколения. КТП, представляющая собой конструкционно-технологический комплекс унифицированных узлов соединений, состоящий из деревянных строительных деталей креплений и сборных конструкций. Методом трехмерного 3D-моделирования разработана универсальная силовая схема (УСС) жесткой пространственной рамы, а также унифицированная геометрия всех элементов, составляющих тот или иной узел. Новая КТП унифицированных узлов соединения на основе УСС дала возможность разрабатывать широкий спектр архитектурно-планировочных схем зданий различного назначения (жилой, социальной или промышленной инфраструктуры) по определенным правилам, определяющим закономерность распределения деталей, сборных конструкций и элементов крепления в жесткой пространственной раме.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Формулировка задачи

Для решения задачи создания ИСС на основе ДКК в первую очередь необходимо решить более сложную задачу — разработать новую унифицированную технологию сборки деревянного каркаса, отвечающую всем критериям индустриального производства. Как уже отмечено, существующие технологии каркасного строительства, широко используемые в России и в мире, таким критериям не отвечают. Широко применяемые зарубежными компаниями строительные технологии среднего и высотного строительства на основе деревянных конструкций, изготавливаемых в заводских условиях, тем не менее критериям ИСС отвечают в наименьшей степени, поскольку среди них преобладают архитектурно-дизайнерские решения одноразового использования. Каждый проект имеет собственную номенклатуру изделий. Таким образом, на первый план выходит задача разработки инновационной унифицированной технологии, предназначенной для строительства жилой, общественной, социальной инфраструктуры, максимально отвечающей требованиям индустриального производства. Наиболее значимой с точки зрения разработки технологии как базовой для ИСС является, прежде всего, унификация геометрии и конструкций всех составных деталей деревянного каркаса, а также, что не менее важно, деталей крепления. Это даст возможность «.значительно снизить затраты при производстве и реализовать правила, регулирующие технологичность геометрии» [5].

Помимо этого необходима в том числе унификация деталей лестничных маршей, деталей оконных и дверных проемов, устройств инженерного оборудования (санитарно-технического, отопления, вентиляции, кондиционирования и т.д.). Итак, на основе универсальной геометрии и конструкционного принципа формируется архитектурно-конструктивно-технологическая система (АКТС), дающая возможность легко формировать сборочные узлы всего каркаса. Разработка ИСС — это часть общей проблемы повышения степени индустриализации при разработке технологической концепции. Следующей важнейшей задачей служит повышение качества строительной продукции, максимальное увеличение ЖЦ строительного продукта и уровня пожарной безопасности деталей и конструкций «.чтобы гарантировать, что здание может сохранять свою структурную целостность в течение достаточного времени либо для эвакуации жителей здания, либо для тушения пожара» [15].

Описание индустриальной строительной системы

В сложившейся практике количество звеньев в узле доходит до пяти. Как правило, такая конфигурация существует в самых ответственных и нагруженных узлах: «стойка - обвязка - саморез (гвоздь) -башмак (хомут) - балка» (рис. 1), каждое звено в цепи находится под максимальной нагрузкой.

С помощью 3D-моделирования разработана унифицированная пространственная геометрия узлов и конструкции всех составных элементов и деталей пространственного каркаса. Подобным образом были разработаны конструкции всех основных узлов: межэтажного узла, углового соединения и углового межэтажного соединения, узлов соединения колонны с ригелем, узла соединения перемычек проемов со стойкой и (или) колонной и т.д. В процессе моделирования конструкций всех узлов жесткого пространственного каркаса создан полный сортамент деревянных деталей, сортамент деталей крепления, в дальнейшем на этой основе скомплектован отдельный раздел каталога — сборные конструкции.

Выбор рациональных пропорций в значительной степени способствует уменьшению проблем промышленного производства, «если будут реализованы правила, регулирующие технологичность геометрии». Во многих публикациях авторы предлагают различные размеры сечений. Например, в работе [11] рекомендуется градация размеров профиля, которая больше подходит для фахверковой технологии. В этой связи для обеспечения энергетической эффективности несущей ограждающей конструкции в климатических условиях российского Дальнего Востока, а также с целью унификации геометрии

e е

ф Ф

t о

Т1н

з_

G Г

s 2

о со

n СО

y ->■

J со u S3

n 0

dd 3 о

=! (

о i n

=s ) ел —' it — u CO о СО

о » n 2

n g

» 3 r 6

0 ( g°

d ~ r =! CD )

Рис. 1. Примеры традиционного крепления балок перекрытия к стене и ригелям2 Fig. 1. Examples of traditional fastening of floor beams to the wall and to crossbars2

® CO

00 В

" T

» 3

» у

s о

Ф *

« «

M 2

о о

M M

w w

2 APA — The Engineered Wood Association. URL: https://www.apawood.org/photography

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(О (О сч сч о о

РЧ РЧ UÎ 10 ¡É (U О 3 > (Л С И 2

Ш 09 . г

00 Щ

и

ф ф

О ig

профиля и конструкций всех узлов была определена зависимость 1:4. Такая зависимость, как показали эксперименты, в наибольшей степени удовлетворяет тому, что «концепция экономного производства применяется к промышленному жилью путем сочетания индивидуализации и стандартизации при разработке эффективных производственных процессов» [6].

Сортамент профилей основных деталей каркаса Assortment of profiles of the main frame parts

Размеры профиля, мм

Profile dimensions, mm

Ширина b Высота h

Width Height

50 200

55 220

60 240

65 260

70 280

75 300

Сортамент деталей в зависимости от типа проектируемого здания, его планировочной схемы, количества и высоты этажей основывается на унифицированных сечениях профилей (табл.). Для упрощения процесса разработки АКТС необходимо задаться условным параметром сечения профиля основных деревянных элементов, образующих весь сортамент деталей каркаса здания, при выборе оптимальных вариантов конструкций и геометрии узлов принято использование профиля (позиция 1), т.е. 50 х 200 мм. Межэтажная обвязка — единственный элемент, имеющий наиболее сложную геометрию с точки зрения количества технологических операций, необходимых для ее изготовления.

В целом унифицированная геометрия строительных и крепежных деталей предполагает ограниченный набор простых технологических операций и последовательность их выполнения при изготовлении всего комплекта деталей возводимого здания, что дало возможность максимально упростить и сократить сборочные, строительные операции, а также операции по монтажу инженерных систем на месте строительства. На начальном этапе определение размеров сечения профиля основных деталей каркаса не является принципиальным, поэтому, принимая

Номер п/п Номер каталога Наименование детали Марка детали Шифр чертежа Примечание

Order Number Catalog Number Part name Part brand Drawing code Note

1. 2. 3. 4. 5. 6.

о о

CD <( ™ §

(Л "

41 Ü

^ ел с

£= о

CL ° ^ с ю о

S «I

о Е cS °

СП ^ т- ^

о

iE Л

о ф со >

1. Детали 1. Details

1.1. Стойки

1.1. Racks

1.1.1. Несущие (продольная стена)

1.1.1. Racks longitudinal wall

1.1.2. Ненесущие (торцевая стена)

1.1.2. Racks face wall

1.1.3. Межэтажные несущие (продольная стена)

1.1.3. Interstorey longitudinal wall

1.1.4. Межэтажные ненесущие (торцевая стена)

1.1.4. Interstorey face wall

1.1.5. Детали колонн, ригелей, перемычек и косоуров

1.1.5. Details of columns, rigels, rods and crosses

1.1.6. Стойки внутренних перегородок 1.1.6. Rack internal partitions

1.2. Детали лестничных маршей

1.2. Ladder parts details

1.3. Ригели и перемычки проемов

1.3. Rigels and jumper

1.4. Проемы

1.4. Details of open

1.5. Обвязка

1.5. The interstorey

1.6. Вставки

1.6. Inserts

1.7. Бруски и лаги 1.7. Brusks and lags

2. Сборочные детали 2. Assembly details 2.1. Стойки основные

2.1. Racks basic

2.1.1. Несущие (продольная стена)

2.1.1. Racks longitudinal wall

2.1.2. Ненесущие (торцевая стена)

2.1.2. Racks face wall

2.1.3. Комбинированные 2.1.3. Racks combined

2.2. Стойки межэтажные 2.2. Racks interstorey

2.2.1. Несущие (продольная стена)

2.2.1. Racks longitudinal wall

2.2.2. Ненесущие (торцевая стена)

2.2.2. Racks face wall

2.2.3. Комбинированные 2.2.3. Racks combined

2.3. Колонны

2.3. The columns

2.4. Колонны межэтажные

2.4. Columns interstorey

2.5. Ригели

2.5. The rigels

2.6. Косоуры лестничных маршей

2.6. Ladder parts details

2.7. Перемычки оконных и дверных проемов

2.7. Details of open 3. Крепежные элементы 3. Fixing elements 3.1. Продольная стена

3.1. Longitudinal wall

3.2. Торцевая стена

3.2. Face wall

3.3. Крепление угловой стойки

3.3. Fixing corner racks

3.4. Крепление Т-образной стойки

3.4. Fixing T-pillar

3.5. Крепление крестовой стойки

3.5. Fixing x-pillar

3.6. Колонна-ригель (перемычка)

3.6. Fixing columns-rigels (jumper)

3.7. Крепление фундаментной обвязки

3.7. Fixing interstorey

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3.8. Детали крепления лестничных маршей

3.8. Ladder mounting details

3.9. Ответные элементы

3.9. Responsible elements

3.10. Установочные детали

3.10. Installation details

3.11. Стандартные изделия 3.11. Standard products

Приложение № 1 Расположение элементов в профилях сборочных частей

Appendix No. 1

Location of elements in profiles of assembly parts

1.1. Колонны, ригели, перемычки

1.1. Columns, crossbars, crosspieces

1.2. Комерческие стойки

1.2. Comer racks

1.3. Стеллажи T-PILLAR

1.3. Racks T-PILLAR

1.4. Стойки X-PILLAR

1.4. Racks X-PILLAR

1.5. Лестничные колонны 1.5. Staircase columns

b

Рис. 2. Структура каталога по наименованию, маркировке и шифру конструкторской документации изделия (a); структура каталога по составу (b)

Fig. 2. Structure of the catalog by name, marking and cipher of the design documentation of the product (a); structure of the catalog by composition (b)

a

их как условные, необходимо проработать унифицированную геометрию всех элементов системы. Задача разработки системы модульной координации размеров отнесена в перечень дальнейшей научной работы. Для производства всего комплекса сортаментов разработаны технические условия (ТУ), технические требования, а также нормы и технологические параметры к качеству, заводскому контролю, приемке, упаковке, транспортировке клееных деталей и конструкций заводского изготовления, что в дальнейшем предполагается отразить в разрабатываемых нормативных документах.

Как отмечалось, в период 2009-2011 гг. на основе двухзвенной УСС и единой конструктивной геометрии были разработаны различные узлы, в том числе: «стойка - обвязка - балка»; «колонна - ригель»; «угловая стойка - обвязка»; «перемычка проема -стойка (колонна)». С более подробным описанием некоторых из перечисленных узлов можно познакомиться в работах [18-20]. Жесткая пространственная рама каркаса собирается с помощью уже описанных и в том числе других узлов с аналогичной геометрией в независимости от архитектурно-планировочной схемы и этажности здания. АКТС позволяет формировать тип пространственной рамы как со сквозными стойками (баллонная система), так и (или) по типу платформенной системы.

Таким же образом формируются стеновые панели, при этом полная заводская сборка производится как целой стены, так и, например, двух или трех фрагментов с их последующим соединением между собой на стройплощадке в единую трехслойную «пространственную» панель. Вся номенклатура составных деталей силового каркаса сведена в единый сортамент, объединенный каталогом. Структура каталога представлена на рис. 2, а. В состав каталога (рис. 2, Ь), помимо деревянных деталей каркаса, входят дополнительные деревянные, а также основные и дополнительные детали крепления. Структура каталога состоит из четырех разделов: деревянные детали, детали крепления, сборочные конструкции и приложения, в которых приводятся эскизы типовых узлов. Детали крепления состоят из двух основных типов: 1 — накладные и 2 — закладные. Тип 1 применяется для сборки узлов из деталей простых профилей, тип 2 — для сборки узлов из сложных составных профилей: колонны, ригели, перемычки проемов, косоуры лестничных маршей. Детали крепления связывают между собой деревянные элементы болтами в узлы, формируя объемную пространственную раму. Состав каталога имеет ограниченный перечень, тем не менее обеспечивает создание различных архитектурно-планировочных и объемных структур зданий, позволяющих разнообразить планировку любых типов и назначений. Например, при проектировании гаража или крупного торгового центра, благодаря унифицированной геометрии, состав и структура каталога остается

неизменной. Набор и последовательность выполнения технологических операций при изготовлении комплекта всех деталей каркаса здания любой архитектурно-планировочной схемы всегда одни и те же. При разработке рабочего проекта здания основные геометрические параметры размеров, пропорции и взаимное расположение базовых поверхностей деталей и (или) сборных конструкций остаются неизменными, изменяются только линейные размеры в соответствии с системой модульной координации:

• взаимное расположение базовых поверхностей в межэтажном узле, определяющем закономерность распределения несущих деталей в каркасе с учетом соответствующей пространственно-планировочной схемы здания;

• длина стоек и колонн для обеспечения высоты потолка проектируемого здания;

• номер и размеры профиля ригелей, балок перекрытия и перемычек оконных и дверных проемов;

• геометрические параметры деталей лестничных маршей;

• геометрические параметры деталей оконных и дверных коробок.

В рамках государственного контракта № 6914р/9185 с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, используя разработанную номенклатуру унифицированных узлов и деталей, построены 3Б-модели каркасов двух жилых зданий: одноквартирный жилой дом, жилой трехэтажный дом на 12 квартир и административное здание. В том числе по плану НИОКР собран макет фрагмента многоквартирного жилого дома в М1:10 (рис. 3). Во всех планировочных схемах для формирования силового каркаса этих зданий были использованы составные элементы, взятые из сводного каталога.

Разработанная АКТС на основе двухзвенной УСС в совокупности с унифицированной геометрией дали возможность значительно упростить и автоматизировать технологический процесс изготовления всего сортамента деталей, а также технологию заводской сборки конструкций, сократить количество и время сборочных операций. С помощью инновационной технологии решается главная задача: с одной стороны, преодоление противоречия между индустриальным производством и возможностью реализовать любой замысел архитектора; с другой — строго ограниченная номенклатура изделий (деталей и сборных конструкций) не приводит к однотипности планировочных схем зданий. В инновационной ИСС удачно «сохраняется баланс между эффективностью и однообразием» [21]. «Использование перспективы системной инженерии может быть полезно, когда все здание является общей системой, содержащей подсистемы в иерархическом порядке» [21]. На стадии промышленного освоения каталог деталей и конструкций разработанной системы, как информационная база для проектиро-

е е

® ф

¡Я с

= н

о Г

М С

о со

п СО У 1

о со

и-

^ I о

з (

о?

о п

о

СО СО

о

О м

2 £

Г 6 о о

С О

ф ) ®®

® 8 л '

ю п ■ г

(Л п (Я у с о Ф X „01 „01

2 2 О О 2 2 Ы Ы

Рис. 3. Макет входной группы и лестничной клетки Fig. 3. Layout of the entrance group and staircase

«0 «0 СЧ СЧ

о о

СЧ СЧ

Iii Iii

К Ф

и 3

> (Л

Е (Л

2 1

СО со а

СО щ Ü

с £

Ii

о

о " g<

я с ™ §

§

£

^ с Ю О

8 g о IE

ЁВ J|

СП ^

т-

Z £

w 5 СД о

* а

йЗ i

88 to >

вания на основе BIM-технологий, будет входить в состав корпоративной информационной системы (КИС) для комплексной автоматизации всех процессов под единым управлением. ИСС и созданная на ее основе централизованная информационная база «...являются неотъемлемой частью надлежащим образом сформированной информационной структуры» [22].

Система построена исходя из базовых принципов стандартизации и унификации, а также в соответствии с модульной координацией размеров в строительстве (МКРС) с учетом зарубежных стандартов (DIN, ISO, ASTM, BS и др.). По результатам проведенных исследований, анализа мирового опыта каркасного строительства, а также по проектным решениям в рамках пилотного проекта такую платформу можно рассматривать как наиболее подходящую основу для формирования единых принципов проектирования объектов жилой, социальной и промышленной инфраструктур.

Вместе с тем можно с уверенностью утверждать, что система учитывает классические положения архитектуры при индустриальном строительстве, отвечающие требованиям серийного промышленного автоматизированного производства изделий и конструкций для строительства на основе клееной древесины, как направление ИСС нового поколения. «Производство модульных домов переняло методы, разработанные для производства автомобилей, в том числе JIT3, контроль качества, использование станков с ЧПУ, где это уместно, и автоматизацию передачи и хранения деталей» [22]. Структурная схема ИСС при полном технологическом цикле представлена на рис. 4.

В соответствии со структурой разработка строительной продукции производится в следующей последовательно сти:

I ЭТАП:

1. Промышленное производство:

1) изготовление деревянных деталей;

2) изготовление деталей крепления;

3) изготовление сборных деталей и конструкций.

2. Разработка проектной документации4.

3. Производство элементов экстерьера и интерьера здания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

II ЭТАП:

4. Строительно-монтажные работы (СМР). Включает производство нулевого цикла, монтаж конструкций каркаса, монтаж инженерных коммуникаций, отделочные работы, сервисное обслуживание.

При сокращенном технологическом цикле этап производства СМР исключается, а произведенные детали и конструкции поставляются подрядным организациям в соответствии с приобретенными правами и лицензиями. Единая сквозная система логистики, входящая в состав КИС, управляет всем комплексом объединенных технологических процессов от архитектурного замысла проектировщика до построенного здания в целом. Следует отметить одно из достоинств ИСС, повышающее степень ее индустриализации, нет необходимости транспортировать на место сборки большие сборные модули. Все части здания транспортируются в виде отдельных сборных конструкций и элементов (фрагменты стен, межэтажных перекрытий, внутренних перегородок, лестничных маршей и т.д.). Монтаж здания производится путем соединения всех элементов в единую конструкцию набором простых операций.

3 JIT — аббревиатура, принятая автором [6], «поставка точно в срок».

4 О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (с изм. от 27.05.2022) : Постановление Правительства РФ от 16.02.2008 № 87.

Конструктивные решения унифицированных узлов сборки каркаса здания

Патенты ФИПС № 27014, 2393649, 2400605. Патенты ВОИС № WD201101673, W02010131993 Constructive solutions of the unified assemblies of the building framework

Patents of the RF No. 27014, 2395649, 2400605. WIPO Patents No. WD201101673, W02010131993

/* НИОКР

V R&D y

1. Деревянные детали каркаса 1. Wooden frame parts

3. Детали крепления 3. Metal fastening parts

2. Сборочные детали каркаса 2. Carcass assembly parts

4.1. Единый каталог деталей каркаса

и крепежа 4.1. Single catalog of parts of the frame and fasteners

4. Сквозная система производственной логистики 4. End-to-end production logistics system

3.1. Продольная стена 3.1. Longitudinal wall

3.2. Торцевая

стена 3.2. End wall

3.3. Крепление угловой стойки 3.3. Comer racks

3.4. Крепление Т-образной стойки 3.4. Fixings for T-pillar

3.5. Крепление крестовой

стойки 3.5. Fixings for the x-pillar

3.6. Крепление колонна-ригель (перемычка) 3.6. Column-crossbars (jumper)

3.12. Стандартные изделия 3.12. Standard products

3.11. Закладные

детали 3.11. Embedded parts

3.10. Установочные элементы 3.10. Installation elements

3.9. Ответные

детали 3.9. Response parts

3.8. Крепление лестничных маршей 3.8. Stair flights

3.7. Крепление фундаментной

обвязки 3.7. Foundation strapping

2.1. Стойки основные 2.1. Racks basic

2.2. Стойки межэтажные 2.2. Racks interstorey

2.3. Колонны основные 2.3. The columns are basic

2.4. Колонны межэтажные 2.4. Columns interstorey

2.5. Ригели 2.5. Crossbars

2.6. Косоуры лестничных

маршей 2.6. Kosovar staircase marches

2.7. Перемычки оконных и дверных проемов

2.7. Lintels of window and door openings

2.8. Стеновые

панели 2.8. Wall panels

2.9. Межэтажные перекрытия 2.9. Interfloor overlappings

Рис. 4. Структурная схема инновационной ИСС Fig. 4. Block diagram of innovative IBS

1.1. Стойки 1.1. Racks

1.2. Детали лестничных

маршей 1.2. Staircase details

1.3. Ригели и перемычки

проемов 1.3. Crossbars and crosspieces

1.4. Детали проемов 1.4. Details of openings

1.5. Обвязки 1.5. Details of straps

1.6. Вставки 1.6. Inserts

1.7. Бруски и лаги 1.7. Bars and logs

1.8. Диафрагмы 1.8. Diaphragms

Разработка проектной документации (закрытые данные) Development

of project documentation

Производство строительных деталей и сборных

конструкций Production of parts and structures

Производство окон, входных и межкомнатных дверей Manufacture of components from composite materials

Производство деталей фасада и интерьера, общих помещений Manufacture of Finishing Elements

Монтаж деталей и сборных конструкций Installation of partsand structures

Монтаж инженерных коммуникаций Installation of utilities

Комплекс гарантийного и сервисного обслуживания Complex of service

ч с

и .2

и Ja

а » a -s

S д

3

р

G S

G (U

«в M H tf

о о

N N О О N РЧ

IÍ? 10 ¡É ф U 3 > (Л С И

to eg

. г

00 Щ

и

ф ф

О ё

о

о о СО <г

Si §

(Л " ОТ Е

ЗАКЛЮЧЕНИЕ И ОБСУЖДЕНИЕ

Несмотря на огромный вклад советских, российских и мировых научных сообществ в развитие строительных систем производства и строительства на основе инженерной древесины, эволюции технологий ИСС не наблюдается на протяжении нескольких десятилетий. Аналитический обзор научных статей университетов Европы, Северной Америки и других дает основание для утверждения, что:

• актуальность смены технологической парадигмы на основе инновационных концепций ИСС все более остро обсуждается как в научных, так и производственных сообществах;

• цифровизация и автоматизация производственных процессов, основанных на технологии прошлого и позапрошлого столетия, не дают желаемых результатов;

• разработку инновационных технологических концепций необходимо осуществлять на основе новых методов с применением критериев унификации, типизации и модульности всех компонентов системы;

• высокая степень индустриализации новых технологических концепций возможна по модели полного технологического цикла на основе принципа межотраслевой интеграции.

Предлагаемая инновационная технологическая концепция в наиболее полной степени отвечает критериям индустриального производства и базовой модели технологической платформы для ИСС. Освоение инновационной ИСС в промышленном производстве и строительстве возможно и в настоящее время, тем не менее необходимо провести ряд научных исследований и разработок в области технологических процессов, методик, новых материалов и инженерных задач, в том числе:

• теоретической основы инновационной концепции для формирования единых принципов типового проектирования объектов жилой, социальной и промышленной инфраструктур, а также классиче-

ских положении архитектуры при индустриальном строительстве, отвечающих требованиям серийного промышленного производства строительных изделий и конструкций для малоэтажного строительства, как альтернативного направления ИСС;

• системы модульной координации размеров с учетом зарубежных стандартов (DIN, ISO, ASTM, BS и др.) для гармонизации и эффективного применения унифицированной ИСС для строительства с учетом различных географо-климатических условий;

• инновационных решений узлов в каркасно-панельной системе средней и большей этажности, большепролетных мостовых конструкций;

• состава и технологии производства огнезащитного и теплоизолирующего покрытия для деревянных строительных деталей и сборных конструкций;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• состава и технологии производства материалов для защиты и отделки фасадов и помещений общего пользования многоквартирных зданий;

• программного обеспечения BIM-технологии сквозного трехмерного проектирования на основе информационной системы электронного каталога деталей и конструкций инновационной ИСС;

• технологического процесса обработки древесины (гидротермическая, импрегнация и др.) для обеспечения необходимых свойств и качеств деталей, конструкций и прочности узловых соединений.

В настоящей статье инновационная ИСС приведена в сжатом виде, более полное описание со всеми основными узлами и возможными их комбинациями представить в рамках одной статьи невозможно. Тем не менее следует отметить, что за последние три года узлы и принципы их сборки изменились коренным образом при неизменной их унификации и ключевых геометрических параметрах (модульности). На основании этого можно утверждать, что потенциал развития инновационной концепции на базе указанных выше исследований еще предстоит изучить.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

£= О

CL ° ^ с Ю О

S «

о Е

feo

СП ^ т-

Z £

ОТ £

(Л °

И «Я

El ф ф

ta >

1. Серов Е.Н., Лабудин Б.В. Клееный брус: современное состояние и проблемы развития // Известия высших учебных заведений. Лесной журнал. 2013. № 2 (332). С. 137-146.

2. Makarov А.G. Innovative concept for industrial construction: A new generation of frame-panel technology // Life-Cycle Civil Engineering: Innovation, Theory and Practice. 2021. Pp. 1431-1438. DOI: 10.1201/9780429343292-190

3. Kamar K.A.M., Hamid Z.A., Azman M.N.A., AhamadM.S.S. Industrialized Building System (IBS): Revisiting Issues of Definition and Classification // International Journal of Emerging Sciences. 2011. Vol. 1. Issue 2. Pp. 120-132.

4. O'Neill D., Organ S. A literature review of the evolution of British prefabricated low-rise housing // Structural Survey. 2016. Vol. 34. Issue 2. Pp. 191-214. DOI: 10.1108/SS-08-2015-0037

5. Hashemi A. Review of the UK housing history in relation to system building // Alam Cipta. 2013. Vol. 6. Issue 1. Pp. 47-58.

6. Gann D.M. Construction as a manufacturing process? Similarities and differences between industrialized housing and car production in Japan // Construction Management and Economics. 1996. Vol. 14. Issue 5. Pp. 437-450. DOI: 10.1080/014461996373304

7. Lessing J., Stehn L., Ekholm A. Industrialised housing: Definition and categorization of the concept //

13th International Group for Lean Construction Conference. 2005. Pp. 471-480.

8. Fernandez-Solis J.L. The systemic nature of the construction industry // Architectural Engineering and Design Management. 2008. Vol. 4. Issue 1. Pp. 31-46. DOI: 10.3763/aedm.2008.S807

9. Fernández-Solís J.L., Arch B. How the Construction Industry does differ from manufacturing? Texas A&M University College Station, TX, 2009.

10. Azman M.N.A., AhamadM.S.S., Hussin W.M.A. Comparative Study on Prefabrication Construction Process // International Surveying Research Journal. 2012. Vol. 2. Issue 1. Pp. 45-58.

11. Ковальчук Л.М. Строительные деревянные конструкции на основе серийно изготовляемых стандартных элементов // Деревообрабатывающая промышленность. 2009. № 4. С. 2-3.

12. Макаров AT., Пятикоп А.И. Описание и сравнительный анализ инновационной строительной системы // Деревообрабатывающая промышленность. 2013. № 2-3. C. 32-38.

13. Макаров AT. Проблема индустриализации отрасли деревянного строительства и мостовых конструкций // Дальний Восток: проблемы развития архитектурно-строительного и дорожно-транспортного комплекса. 2016. С. 15.

14. Wimmers G. Wood: a construction material for tall buildings // Nature Reviews Materials. 2017. Vol. 2. Issue 12. DOI: 10.1038/natrevmats.2017.51

15. RamageM.H., Burridge H., Busse-WicherM., Fereday G., Reynolds T., Shah D.U. et al. The wood from the trees: The use of timber in construction // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2017. Vol. 68. Pp. 333-359. DOI: 10.1016/j.rser.2016.09.107

16. Barlow J. From craft production to mass customisation. Innovation requirements for the UK Housebuilding Industry // Housing Studies. 1999. Vol. 14. Issue 1. Pp. 23-42. DOI: 10.1080/02673039982984

17. Lennartsson M., Elgh F. Exploring product development in industrialized housing to facilitate a platform strategy // 26th Annual Conference of the International Group for Lean Construction. 2018. DOI: 10.24928/2018/0283

18. Макаров А.Г. PCT/RU 2010/000411 (WO 2011016755). Сборка межэтажных элементов объемного каркаса здания из трех модулей.

19. Макаров А.Г. PCT/RU 2010/000411 (WO 2010131995). Совместная сборка межэтажного соединения элементов объемного каркаса здания.

20. Макаров А.Г. 2009129764/03 (RU 02400605). Узел стыка перекрытий пространственного каркаса здания из трех модулей.

21. Bertelsen S. Modularization — a third approach to making construction lean? // 13 th International Group for Lean Construction Conference. 2005.

22. Scott D., Cheong M., Li H. Web-based construction information management system // Construction Economics and Building. 2012. Vol. 3. Issue 1. Pp. 43-52. DOI: 10.5130/ajceb.v3i1.2910

Поступила в редакцию 19 декабря 2022 г. Принята в доработанном виде 16 марта 2023 г. Одобрена для публикации 19 апреля 2023 г.

Об авторе: Андрей Георгиевич Макаров — инженер-исследователь; Тихоокеанский государственный университет (ТОГУ); 680035, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 136; РИНЦ ГО: 838183, ResearcherГО: ШБ-7139-2022, ORCID: 0000-0002-4020-1398; skelpik@gmail.com.

e е

(D (D t О i k 1 s, G Г S С

o n

1 ф y i

J CD I

n

ф s o

=! ( n

REFERENCES

q

СО СО

1. Serov E.N., Labudin B.V. Glued timbering: present state and development problems. Russian Forestry Journal. 2013; 2(332):137-146. (rus.).

2. Makarov A.G. Innovative concept for industrial construction: A new generation of frame-panel technology. Life-Cycle Civil Engineering: Innovation, Theory and Practice. 2021; 1431-1438. DOI: 10.1201/9780429343292-190

3. Kamar K.A.M., Hamid Z.A., Azman M.N.A., Ahamad M.S.S. Industrialized Building System (IBS): Revisiting Issues of Definition and Classification. International Journal of Emerging Sciences. 2011; 1(2):120-132.

4. O'Neill D., Organ S. A literature review of the evolution of British prefabricated low-rise housing. Structural Survey. 2016; 34(2):191-214. DOI: 10.1108/SS-08-2015-0037

5. Hashemi A. Review of the UK housing history in relation to system building. Alam Cipta. 2013; 6(l):47-58.

6. Gann D.M. Construction as a manufacturing process? Similarities and differences between industrialized housing and car production in Japan. Construction Management and Economics. 1996; 14(5):437-450. DOI: 10.1080/014461996373304

7. Lessing J., Stehn L., Ekholm A. Industrialised housing: Definition and categorization of the concept. 13th International Group for Lean Construction Conference. 2005; 471-480.

8. Fernandez-Solis J.L. The systemic nature of the construction industry. Architectural Engineering and Design Management. 2008; 4(1):31-46. DOI: 10.3763/aedm.2008.S807

q

n a g

Ф

r 6

о о

С о

ф )

Ф n л '

ю п

■ Т

s E

w у с о (D * Ol Ol

M M

о о 10 10 U W

о о

N N

О О

N РЧ

1П 10

¡г <v

U 3

> (Л

С И 2

U 09

. r

00 Щ

ц

9. Fernandez-Solis J.L., Arch B. How the Construction Industry does differ from manufacturing? Texas A&M University College Station, TX, 2009.

10. Azman M.N.A., Ahamad M.S.S., Hus-sin W.M.A. Comparative Study on Prefabrication Construction Process. International Surveying Research Journal. 2012; 2(1):45-58.

11. Kovalchuk L.M. Building wooden structures based on mass-produced standard elements. Woodworking Industry. 2009; 4:2-3. (rus.).

12. Makarov A.I., Pyatikop A.I. Description and comparative analysis of the innovative construction system. Woodworking Industry. 2013; 2-3:32-38. (rus.).

13. Makarov A.G. The problem of industrialization of the branch of wooden construction and bridge structures. Far East: problems of development of the architectural, construction and road transport complex. 2016; 15. (rus.).

14. Wimmers G. Wood: a construction material for tall buildings. Nature Reviews Materials. 2017; 2(12). DOI: 10.1038/natrevmats.2017.51

15. Ramage M.H., Burridge H., Busse-Wicher M., Fereday G., Reynolds T., Shah D.U. et al. The wood from the trees: The use of timber in construction. Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2017; 68:333-359. DOI: 10.1016/j.rser.2016.09.107

Received December 19, 2022.

Adopted in revised form on March 16, 2023.

Approved for publication on April 19, 2023.

Bionotes: Andrey G. Makarov — research engineer; Pacific National University (PNU); 136 Pacific st., Khabarovsk, 680035, Russian Federation; ID RSCI: 838183, ResearcherlD: HGD-7139-2022, ORCID: 0000-0002-4020-1398; skelpik@gmail.com.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Barlow J. From craft production to mass customisation. innovation requirements for the UK Housebuilding Industry. Housing Studies. 1999; 14(1):23-42. DOI: 10.1080/02673039982984

17. Lennartsson M., Elgh F. Exploring Product Development in Industrialized Housing to Facilitate a Platform Strategy. 26th Annual Conference of the International Group for Lean Construction. 2018. DOI: 10.24928/2018/0283

18. Makarov A.G. PCT/RU 2010/000411 (WO 2011016755). Assembly for the inter-storey of elements of a three-dimensional bilding framework comprising three modules.

19. Makarov A.G. PCT/RU 2010/000411 (WO 2010131995). Joint assembly of an interloor connection the elements of a three-dimensional building frame.

20. Makarov A.G. 2009129764/03 (RU 02400605). Unit of floor joint of spatial building frame from three modules.

21. Bertelsen S. Modularization — a third approach to making construction lean? 13 th International Group for Lean Construction Conference. 2005.

22. Scott D., Cheong M., Li H. Web-based construction information management system. Construction Economics and Building. 2012; 3(1):43-52. DOI: 10.5130/ajceb.v3i1.2910

<u <u

О ё

о

о о CD <r

Si §

(Л "

41 2

СЯ с

£= о

CL ° с

Ю О

s «

о E

CO ^

CO CO

С W

Sjl

Ф Ф U >

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.