Научная статья на тему 'НОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ REACH'

НОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ REACH Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
69
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕВРОПЕЙСКОЕ ХИМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО / РЕГЛАМЕНТ ПО РЕГИСТРАЦИИ / ОЦЕНКЕ (ИССЛЕДОВАНИЮ) / РАЗРЕШИТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ (АВТОРИЗАЦИИ) / ОГРАНИЧИТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ОТНОШЕНИИ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ (РИЧ) / КОМИССИЯ ЕВРОПЕЙСКИХ СООБЩЕСТВ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Курляндский Б.А., Виноградова А.А

В краткой форме изложены: цели, процедура, технические требования новой европейской системы регулирования химических вешеств, называемой Регламентом по регистрации, оценке, разрешительным и ограничительным, действиям в отношении химических веществ (РИЧ), предварительная оценка затрат, связанных в введением, этой системы, а также возможные последствия этой системы для международной торговли и, в частности, для российских экспортеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Курляндский Б.А., Виноградова А.А

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEW EUROPEAN SYSTEM FOR REGULATION OF CHEMICALS (REAСН )

The article describes in brief the structure, procedure, technical requiremen, potential costs of implementation of the new European Regulation concerning the Registration. Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals (REACH), and possible consequences it can have for international trade in chemicals and Russian importers as well.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ REACH»

УДК 614.78.07

Б.А.Курляндский, А.А.Виноградова

НОВАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ REACH

ФГУЗ «Российский регистр потенциально опасных химических и биологических веществ»

Роспотребнадзора, Москва

В краткой форме изложены: цели, процедура, технические требования новой европейской системы регулирования химических веществ, называемой Регламентом по регистрации, оценке, разрешительным и ограничительным действиям в отношении химических веществ (РИЧ), предварительная оценка затрат, связанных в введением этой системы, а также возможные последствия этой системы для международной торговли и, в частности, для российских экспортеров.

Ключевые слова: Европейское химическое агентство, Регламент по регистрации, оценке (исследованию), разрешительным действиям (авторизации), ограничительным действиям в отношении химических веществ (РИЧ), Комиссия европейских сообществ, Европейский Союз.

С июня 2007 г. вступил в силу новый регламент, утвержденный Европейским парламентом и Советом, по регистрации, оценке, выдачи разрешения на поставку на рынок, использование и применение химических веществ и по их ограничению (REACH — далее по тексту РИЧ). Вопрос о создании новой системы регулирования химических веществ был вызван признанием того факта, что существующее лоскутное законодательство ЕС по химическим веществам оказалось неадекватным обеспечению здоровой окружающей среды для настоящего и будущих поколений. К началу 21-го века ЕС сумел провести в рамках сети директив по маркировке, транспортировке и ограничению использования химических веществ оценку около 140 соединений. Действовавшее законодательство ЕС делало различие между «новыми» и «существующими» химическими веществами. Существующие химические вещества — это те, которые находились на рынке ЕС до сентября 1981 г., насчитывая более 100000 веществ или более 99% коммерческих химических веществ в тоннажном исчислении. В то время как директивы ЕС требовали, чтобы новые химические вещества, появившиеся на рынке после 1981 г. и насчитывающие более 4300 наименований, были испытаны и их риск оценен, на «существующие» химические вещества эти требования не распространялись. В результате директивы ЕС не обеспечивали получение базовых данных по проверке характеристик и воздействий большинства химических веществ. Без такой информации политика в отношении регулирования химических веществ была не эффективна. Для улучшения ситуации Комиссией европейских сообществ была предпринята разработка Регламента РИЧ, первый проект которого был представлен в 2001 г.

По замыслу авторов стратегия регламента РИЧ состоит в том, чтобы интегрированно решить экономические, экологические и социальные проблемы. Задачи, которые по мнению ее создателей должна решить система, охватывают защиту здоровья населения и окружающей среды от воздействия вредных химических веществ, повышение конкурентоспособности европейской химической промышленности, объем производства которой в денежном исчислении по их данным составляет более 600 млрд. ам. долларов, и сохранение целостности европейского химического рынка в ЕС, в том числе, поддержание среднего и малого бизнеса. Внедрение регламента РИЧ должно также способствовать выполнению Стратегического подхода к международному регулированию химических веществ (SAICM). Одновременно Регламент РИЧ призван обеспечить достижение цели, выдвинутой Всемирным саммитом по устойчивому развитию в Иоганнесбурге в сентябре 2002 г., а именно: добиться к 2020 г., чтобы производство и использование химических веществ оказывали в минимальной степени вредное воздействие на здоровье людей и окружающую среду.

Главные требования REACH содержатся в его аббревиатуре: регистрация (Registration), оценка-исследования (Evaluation) и разрешительные действия (Authorisation) в отношении обращения химических веществ (Chemicals). Регламент РИЧ призван заменить 40 разрозненных директив ЕЕС и ЕС по химическим веществам.

Являясь законодательным актом ЕС, РИЧ применяется напрямую в странах-членах, в том числе в национальном судопроизводстве, в то время как прежние регламенты вводились в практику стран-членов через их националь-

ное законодательство. Это направлено на создание единого игрового поля на внутреннем рынке ЕС, на котором ко всем производителям и поставщикам химических веществ будут предъявляться одни и те же правила.

Европейское химическое агентство. Для руководства системой РИЧ и ее реализации Комиссией Европейских сообществ* создается новое Европейское химическое агентство, выполняющее одновременно технические, научные и административные функции. Агентство является органом Европейского сообщества и представляет собой юридическое лицо. Оно будет находиться в Хельсинки. Его структура включает: Правление, состоящее из одного представителя от каждой страны-члена и шести членов, назначаемых Комиссией. Оно составляет ежегодную программу работы Агентства, представляет отчетность о его деятельности, определяет его бюджет. По предложению Комиссии Правление назначает исполнительного директора Агентства, являющегося его юридическим представителем. Исполнительный директор руководит повседневной работой Агентства, подготавливает проект позиции Правления по рассматриваемым вопросам, руководит работой секретариата Агентства, осуществляет связи с Европейским парламентом. В состав Агентства также входят: Комитет по оценке риска, подготавливающий позицию Агентства по всем вопросам, связанным с оценкой риска; Комитет по социально-экономическому анализу, разрабатывающий позицию Агентства по предлагаемым решениям с точки зрения их социально-экономических последствий; Комитет стран-членов, ответственный за разрешение разногласий между странами по принимаемой Агентством позиции; форум по обмену информацией о внедрении и соблюдении Регламента РИЧ; секретариат и арбитражное правление.

Бюджет Агентства состоит из финансирования за счет общего бюджета Европейских сообществ и поступлений от осуществляемых операций. Не располагая правом законодательного введения системы, это агентство будет полагаться на права Комиссии в части внедрения РИЧ.

Ключевая роль Агентства состоит в обеспечении и предоставлении информации. Оно будет управлять процессом регистрации, к нему будут поступать регистрационные досье, копии которых оно будет направлять соответствующим ор-

* Для справки: Комиссия Европейских сообществ (КЭС) является частью исполнительного аппарата Европейского союза. Она отвечает за разработку законодательства ЕС, внедрение принятых решений, контроль за соблюдением договора о создании ЕС, осуществляет текущую деятельность ЕС.

ганам в странах-членах. Агентство будет контролировать соответствие требованиям системы и оценивать предложения по проведению испытаний, содержащихся в досье. Оно будет вести центральную базу данных о зарегистрированных веществах и делать выборку о веществах, представляющих наибольшую потенциальную опасность; предоставлять свободный доступ к неконфиденциальной информации.

Агентство представляет собой один из научных комитетов Комиссии Европейских Сообществ, несущей ответственность за внедрение и соблюдение правил Регламента, и имеющей полномочия вносить без выполнения действующей процедуры согласования несущественные изменения в правила процедуры РИЧ, в частности, изменять процентную норму регистрационных досье, подлежащих исследованию на соответствие требованиям РИЧ и критерии отбора таких досье.

Регистрация. Для участия в системе РИЧ в каждой стране-члене должна быть создана компетентная организация, которая контролирует соблюдение Регламента в своей стране, оказывает содействие, в его применении, решает спорные вопросы, сосредотачивает информацию, связанную с выполнением обязательств в рамках РИЧ своих производителей, импортеров и потребителей.

Регламент строится на принципе, что производитель, импортер или пользователь несут ответственность за то, что производство, размещение на рынке и применение вещества не наносит ущерба здоровью населения и окружающей среде. При этом исходным является принцип предосторожности. Без наличия регистрации производитель (импортер) не может производить и поставлять свою продукцию на рынок ЕС.

Регистрации подлежат собственно химические вещества, понимаемые как химический элемент, его соединение в природном или обработанном виде, препараты, понимаемые как смеси или растворы, состоящие из двух или более веществ, а также изделия в производстве которых использовались соответствующие химические вещества. Все химические вещества, производимые или поставляемые одним регистран-том в объеме 1 тонны и более в год, подлежат регистрации. Это требование распространяется на вещества, находившиеся и находящиеся в обращении на рынке ЕС с 1981 г. до введения Регламента РИЧ, или включенные в ЕINECS-Европейский перечень существующих химических веществ, а также новые вещества. Производитель из страны, не входящей в ЕС, осуществляет регистрацию через национального представителя (юридическое или физическое лицо) в

стране-члене импортере ЕС, который и выполняет все обязательства импортера. Он должен располагать достаточными знаниям об обращении вещества и всей новейшей информацией о нем, импортируемых объемах и потребителях, которые его используют.

Регистрация не распространяется в течение пяти лет на вещества, производимые или импортируемые в ЕС для исследовательских целей и научных разработок в объемах, ограниченных для этих целей. При этом соответствующее уведомление с включением всей необходимой информации должно быть представлено в Агентство. Свое решение по этому вопросу Агентство доводит до сведения стран-членов Сообщества.

Информация, включаемая в досье, зависит от тоннажности заявленного вещества. Считается, что риск для здоровья и окружающей среды, создаваемый веществом, не обязательно пропорционален объему производства; количество является показателем воздействия, так как оно позволяет четко и законодательным образом установить первоочередность для регистрации и также дает определенную юридическую уверенность. При этом существуют следующие градации: до 10 тонн, 10—100 тонн, 100—1000 тонн, свыше 1000 тонн. Требования в отношении содержания информации, которая должна быть представлена для каждой категории тоннажности, изложены в приложениях к Регламенту.

Регистрация состоит в представление технического досье, включающего идентификацию производителя (импортера) и регистрируемого вещества, информацию о производстве и применении, классификацию безопасности и маркировку, рекомендации по безопасному использованию, краткое изложение выводов исследования вещества, предложения по проведению дополнительных испытаний (если необходимо), информацию о том, была ли представленная информация критически оценена экспертом, назначенным регистрантом, информацию о воздействиях для веществ в объеме до 10 тонн. Ре-гистрант указывает также, какая часть информации рассматривается им как конфиденциальная и не может быть помещена на сайте Агентства.

Для веществ объемом свыше 10 тонн в год, заявленных одним регистрантом, требуется представить отчет о безопасности вещества (Chemical Safety Report — CSR), включающий оценку опасности для здоровья людей и окружающей среды, документирующий его устойчивость, биоаккумуляцию и токсичность или очень высокие устойчивость и биоаккумулятивность, оценку риска и сценарий воздействия для всех выявленных видов использования и меры по регулированию риска. Такой отчет не требуется для веществ, со-

держание которых в составе или в изделии меньше установленного Регламентом уровня.

Помимо отчета о химической безопасности, Регламент предусматривает также использование карты безопасности на вещество (SDS), которую поставщик обязан предоставить получателю вещества. Требования к карте безопасности изложены в Приложении II Регламента.

Агентство проверяет полноту представленной информации в течение 3-х недель после получения уведомления, без оценки качества представленной информации. В процессе проверки регистрации Агентство может запросить дополнительные сведения у заявителя.

Вещество считается зарегистрированным и регистрация завершенной после того, как Агентство приняло решении о соответствии представленной информации требованиям Регламента. Оно присваивает регистрируемому веществу номер с указанием даты регистрации, сообщает эти данные регистранту, информирует компетентную организацию соответствующей страны и вводит зарегистрированное вещество в свою базу данных. После регистрации заявитель несет ответственность за обновление данных, которые были внесены при регистрации и при необходимости представляет в Агентство новый текст регистрации.

Представляемая в Агентство регистрация сопровождается уплатой регистрационного взноса. Оплата взимается при представлении регистрации и всех видов уведомления (например об отсутствии необходимости регистрировать вещество в случае применения его для научных целей или разработок), при представлении дополнительной информации, подлежащей рассмотрению Агентством, при обновлении регистрации и т. д. При оплате учитывается также тоннаж-ность регистрируемого вещества. Скидки предусмотрены для представителей малого и среднего бизнеса. Расходы регистрантов связаны также с оплатой использования информации, представленной первым регистрантом, а также с участием в частичном покрытии расходов на испытание вещества, в котором заинтересован данный производитель (импортер) и которое проведено другим участником Регламента.

Большое внимание уделяется методам получения представляемой информации, в том числе сокращению использования позвоночных животных, предпочтительному использованию методов in vitro; проведению испытаний в соответствии с хорошей лабораторной практикой и правилами, установленными директивами ЕС. При отсутствии необходимой информации для определения безопасности вещества уведомитель (регистрант) может представить предложения по

проведению испытаний в соответствии с положениями Регламента. Новые испытания на животных требуются только в том случае, когда невозможно получить информацию никаким другим допускаемым способом.

В целях экономии средств, а также объемов испытаний на животных Регламентом предусмотрена процедура совместного представления заявки на регистрацию несколькими производителями (импортерами) и схема разделения затрат. Заявитель на продукцию (вещество), на которые уже имеется необходимая информация обращается к владельцу этой информации (как правило, это первый регистрант) и получает возможность сослаться на нее при соответствующей договоренности с ним о цене. То же касается уже проведенных испытаний.

Оценка (исследование) включает проверку соответствия регистраций требованиям регламента, предложений по проведению испытаний и оценку вещества.

Агентство может рассмотреть любую регистрацию с целью проверки соответствия технического досье установленным Регламентом критериям, проверить, насколько представленная информация удовлетворяет стандартным требованиям, соответствие оценки химической безопасности требованиям Регламента, а также объективность приводимых обоснований. При выборе регистраций для проверки качества представленной информации предпочтение отдается биоаккумулирующим и токсичным, канцерогенным, мутагенным веществам и веществам, токсичным для репродуктивной функции. Перечень проверяемых досье сообщается компетентным органам стран-членов. Агентство направляет проект своего решения по проконтролированному досье заинтересованному регистранту, компетентным органам стран-членов и в Комитет стран-членов. При необходимости заинтересованный регистрант обязан представить дополнительную информацию.

С учетом полученных замечаний и мнений Агентство формулирует решение и доводит его до сведения регистранта, стран-членов и Комиссии. Объем проверяемых регистраций составляет не менее 5% от общего числа, полученных Агентством для каждого уровня тоннажности. Комиссия может после консультаций с Агентством изменить объем проверяемых досье, либо внести новые критерии проверки.

За нарушение правил и процедуры Регламента регистрант уплачивает штраф.

Агентство изучает предложения регистран-тов, цепочных пользователей, стран-членов и других заинтересованных сторон по проведению испытаний с целью обеспечения химической

безопасности. Информация о предлагаемых испытаниях на позвоночных животных помещается на сайте Агентства с целью получения замечаний от заинтересованных сторон. Агентство проводит исследования предложений по испытаниям, которые относятся в первую очередь к особо опасным веществам. Агентство разрабатывает совместно со странами-членами критерии приоритизации веществ для проведения испытаний. Критериями являются информация об опасности, информация о воздействиях, суммарная тоннажность веществ, зарегистрированных несколькими заявителями. В результате составляется трехлетний план исследований с указанием веществ, подлежащих исследованию каждый год. Агентство контролирует выполнение этого плана. Исследования проводятся компетентными органами стран-членов или назначаемыми ими организациями. Заявитель соответствующего вещества обязан представить дополнительно запрашиваемую у него информацию. Если заявитель (регистрант) проводит испытания, в которых заинтересованы другие ре-гистранты, эти последние обязаны покрыть соответствующую часть расходов на исследование. Такие исследования проводятся и для изолированных полупродуктов. Решение Агентства с учетом мнения заинтересованных сторон может содержать согласие на проведение испытания с указанием исполнителя, либо предложение о его изменении, либо отказ от его проведения. После принятия решения о проведении испытаний страна-член определяет вещество, которое она будет исследовать и назначает компетентную организацию. Если для исследования вещества предлагаются более одной компетентной организации, вопрос решается в Комитете стран-членов. Агентство координирует выполнение указанного плана, опираясь на компетентные организации стран-членов. После выполнения испытания компетентная организация информирует Агентство о полученных результатах и о том, как полученную информацию возможно использовать. Агентство в свою очередь сообщает эту информацию в Комиссию, соответствующему регистранту, компетентным органам других стран-членов.

Выдача разрешений (авторизация) на производство и использование запрещенных химических веществ. Задача выдачи разрешений на использование запрещенных веществсостоит в том, чтобы со временем исключить полностью их применение. Разрешение может быть выдано на определенных условиях.

Процесс авторизации состоит из двух элементов. Первым является формирование Приложения XIV Регламента, включающего список

веществ, для которых нужно получить разрешение на производство и использование. Без такого разрешения они не могут продаваться или использоваться. К таким веществам относятся канцерогены, мутагены, токсичные для репродуктивной функции, стойкие биоаккумулирую-щие вещества, эндокринные разрушители и им подобные. Подготовительную работу по включению веществ в Приложение XIV Агентство проводит совместно со странами-членами, размещая соответствующую информацию на своем сайте. На основе рекомендаций Агентства Комиссия принимает окончательное решение о включении вещества в Приложение XIV, которое пересматривается не реже чем раз в два года. Предложение о включении вещества в Приложение XIV может исходить как от стран-членов, так и от самой Комиссии. В последнем случае досье на такое вещество составляет Агентство. Информация об этом процессе помещается на сайте Агентства.

Вторым этапом является выдача разрешений, выдаваемых Комиссией, которая несет за это ответственность. Разрешение выдается, если заявитель документированно обосновывает, что вещество, создающее опасность, контролируется надлежащим образом. При этом должен быть представлен анализ возможных заменителей и аргументы «за» и «против» их применения. В некоторых случаях разрешение может быть выдано, если социально-экономические преимущества перевешивают риск, создаваемый веществом, и необходимые заменители отсутствуют. Разрешение выдается на ограниченный срок и действует до его отмены Комиссией.

Авторизация не распространяется на вещества, используемые для защиты растений, биоциды, отходы и вещества, охватываемые другими директивами Комиссии, такие как моторное топливо, косметические изделия, медицинские продукты, вещества, применяемые в пищевых продуктах, и ряд других. Заявка на получение разрешения представляется в Агентство, комитеты которого ее рассматривают. Одновременно информация о видах применения, предусмотренных в заявке, помещается на сайте Агентства. Агентство направляет мнение своих комитетов в Комиссию, которая составляет проект разрешения и направляет его для представления замечаний заявителю и странам-членам. После получения замечаний она формулирует окончательное решение. После утверждения Комиссией держатель разрешения должен внести его номер в маркировку соответствующего вещества.

Считается, что авторизация требуется для 1500 веществ. Агентство будет разрабатывать ре-

комендации по приоритизации веществ, подлежащих авторизации, основываясь в большой мере на степени риска, видах применения, объеме производства и свойствах веществ. Заявка на получение разрешения должна быть оплачена и сопровождаться документацией, состав которой строго определен Регламентом. Последующий заявитель на применение того же вещества должен получить разрешение предыдущего (первого) заявителя на использование представленного первым заявителем обоснования и соответствующих данных при надлежащей оплате.

Комиссия регулярно публикует сводные данные о выданных разрешениях в журнале Official Journal Европейского Союза.

Ограничительные действия в отношении производства и использования химических веществ. Ограничения распространяются на вещества в чистом виде, в составах или в продукте, которые квалифицируются как канцерогенные, мутагенные или токсичные для репродуктивной функции, и вводятся на их использование Комиссией. Эти вещества с указанием установленных ограничений включены в Приложение XVII Регламента. Они не должны производиться, поставляться на рынок или использоваться, если не соблюдены условия их ограничения. Новые ограничения или изменение существующих предлагаются Комиссией, по запросу которой Агентство подготавливает досье, рассматриваемое его комитетами, и в случае необходимости предлагает новые или измененные ограничения. Агентство ведет перечень веществ, для которых предлагаются или планируются новые или измененные ограничения, и публикует эти данные на своем сайте. На основании позиции своих комитетов Агентство сообщает в Комиссию свое заключение. Если все условия соблюдены, Комиссия рассылает проект нового или измененного ограничения на голосование странам-членам, после чего оно утверждается или отклоняется. Предложения по новым или измененным ограничениям могут также поступать от стран-членов. Любое индивидуальное вещество, соединение или вещество, используемое в изделии, может явиться предметом ограничительных действий в рамках всего Сообщества, если доказано, что риск контролируется неадекватно. Таким образом, ограничительные действия представляют собой контрольную систему, обеспечивающую химическую безопасность.

Действующие ограничения, содержащиеся в ряде Директив Европейской комиссии (например, касающиеся запрещения асбеста и ограничения по использованию азо-красителей), будут перенесены в сводную версию Приложения

XVII Регламента РИЧ. Туда же войдут запрещения на стойкие органические загрязнители.

Получение и доступ к информации в рамках Регламента РИЧ. Этому вопросу уделяется в Регламенте большое внимание. Каждые пять лет Агентство представляет в Комиссию отчет о функционировании Регламента в целом, а страны-члены о применении Регламента на своих территориях. В свою очередь Комиссия публикует в тех же временных рамках отчет о результатах применении Регламента РИЧ.

Следующая информация рассматривается в Регламенте как нарушающая конфиденциальность: подробный состав соединения, детальная информация об использовании вещества, в том числе в качестве полупродукта, точные данные об объеме произведенного или поставленного вещества, связь между производителем или импортером и цепочным потребителем. Такие данные могут быть раскрыты только в случае чрезвычайных ситуаций.

Агентство обеспечивает в интернете свободный доступ к следующей информации о веществах как таковых, в составе соединений и в изделиях: название по системе ШРАС (EINECS при необходимости), класс опасности и маркировка, физико-химические свойства и пути поступления в окружающую среду, результаты токсикологических и экотоксикологических исследований, обоснованный неэффективный уровень или предполагаемая неэффективная концентрация, рекомендации по безопасному использованию, аналитические методы, позволяющие выявить опасное вещество, поступающее в окружающую среду или его прямое воздействие на человека. По специальному соглашению с правительством или властным органом стран не-членов ЕС информация, не фигурирующая в открытом доступе, может быть им представлена на специальных условиях, главным из которых является соблюдение конфиденциальности. В принципе допускается участие третьих стран в работе РИЧ, например, в форумах, организуемых Агентством.

В целях экономии средств предусмотрена система использования уже имеющейся информации для целей регистрации, которая была получена предыдущими регистрантами, с покрытием соответствующей доли затраченных средств на ее получение. В частности, вводится система форумов по обмену информацией по веществам. Каждый такой форум объединяет участников, заинтересованных в регистрации одного и того же вещества. Это касается в основном «включаемых» веществ, поставлявшихся на рынок Сообщества до введения в действие Регламента, что

имеет целью обеспечить ускоренную предварительную регистрацию таких веществ и обеспечить единоообразие их классификации и марки-ровки.Участники таких форумов обязаны предоставить имеющуюся в их распоряжении информацию, касающуюся соответствующего вещества. Если для получения информации требуется проведение испытаний или участники этой системы заинтересованы в получении результатов уже проведенного исследования, то они несут соответствующую долю расходов.

Технические требования РИЧ изложены в приложениях к Регламенту. На сегодняшний день имеется 17 приложений. Помимо уже упомянутых, имеются приложения по правилам проведения социально-экономического анализа, обязанностям цепочных потребителей в части регистрации, условиям освобождения веществ от регистрации и др.

Регламент РИЧ и система международной торговли. По мнению авторов системы РИЧ этот Регламент отвечает требованиям международных соглашений, законодательств и прежде всего системы международной торговли. В январе 2004 г. в соответствии с действующим соглашением ЕС уведомил комитет ВТО ТВТ (комитет по соглашениям о технических барьерах в торговле) о введении РИЧ. Члены ВТО высказывали возражения, касающиеся ненужных барьеров в торговле, применения международных стандартов (согласно регламенту РИЧ допускается отход от международного стандарта, если его применение препятствует достижению законных целей страны-члена); интеллектуальной собственности, сохранения конфиденциальности информации и др.

По соглашению ТВТ на рынках стран-членов ВТО национальные и зарубежные производители и поставщики должны находиться в равных условиях. Имея в виду расстояния и усложненность требований РИЧ, их выполнение будет затруднено для стран-импортеров. Кроме того, первый регистрант имеет право на получение до 50% стоимости регистрации с последующего регистран-та, использующего его техническое досье. Учитывая фактор расстояния и другие моменты, импортеры в большинстве случаев могут оказаться в проигрыше, будучи «вторыми». Комитет Конгресса США открыто заявил, что введение РИЧ нанесет ущерб американскому экспорту химических веществ в Европу в размере около 20 млрд. долларов. В Европе рассматривают ряд возражений со стороны ВТО как результат давления администрации США, пытающейся привлечь на свою сторону торговых партнеров в Азии, Латинской Америке и даже в Европе. Расчеты евро-

пейских экспертов в 2003 г. показали, что затраты на РИЧ для химической промышленности составят около 2,3 млрд. евро в течение первых 11 лет после введения в действие этого Регламента, а если учесть затраты цепочных потребителей, то эта сумма возрастет до 5,2 млрд. евро. За этот период планируется зарегистрировать около 30 тыс. химических веществ. При этом, изготовители и импортеры должны будут разработать необходимую информацию для этих веществ. Затраты промышленности могут также увеличиться за счет необходимости заменить используемые химические вещества на вновь разработанные. По данным «Российской газеты» в Германии считают, что выполнение условий регламента обойдется немецким предприятиям в 3 млрд. долларов США только в части проведения лабораторных исследований. Согласно того же источника регистрация одного нового химического соединения будет стоить около 60 тыс. долларов. Как указывает «Российская газета» существуют и объективные причины для ужесточения европейского химического законодательства. Предполагается, что преимущества РИЧ будут заключаться в повышении уровня химической безопасности на производстве и для населения в целом. Введение РИЧ позволит на порядок увеличить объем информации и знаний о химических веществах, находящихся в обращении, что позволит в конечном счете уменьшить воздействие химических веществ на окружающую среду и здоровье населения. Пять лет назад к моменту начала разработки Регламента результаты медицинского обследования показали, что в организме европейцев накопилось много химических веществ, отрицательно влияющих на функции нервной и эндокринной систем, ослабляющих иммунитет, способность к репродукции. По данным европейских экспертов на 2004 г. считалось, что заболевания, вызываемые воздействием химических веществ, составляют 1% от общего числа заболеваний в странах, входящих в Евросоюз на тот период. Предполагалось, что введение РИЧ снизит указанный процент до 0,1%, что было бы эквивалентно снижению смертных случаев на 4500 в год. Если исходить из того, что жизнь человека в Европе оценивается в 1 млн. евро, то введение РИЧ даст выгоду в 50 млрд. евро за 30 лет.

Для России введение нового европейского законодательства по химическим веществам далеко не безразлично. Как свидетельствует «Российская газета», по данным Минпромэнерго под угрозой «остаться без экспорта» находятся не менее семи отраслей российской экономики в связи с введением Регламента РИЧ. Начальные «потери» российских предприятий, если они не сумеют приспособиться к Регламенту РИЧ, могут составить 150 млрд. рублей в год. Помимо этого, есть опасение, что в Россию могут хлынуть «забракованные»в ЕС товары, изготовленные на мелких предприятиях Китая и Индии.

Перед российской химической промышленностью и связанной с ней инфраструктурой по регулированию безопасности химических веществ стоит неотложная задача разработать систему мер, направленных на гармонизацию отечественного законодательства требованиям Регламента РИЧ с целью сохранения для российских экспортеров европейского рынка химических веществ.

Список литературы

1. European Union. Regulation of the European Parliament and of the Council concerning the Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals (REACH), establishing a European Chemical Agency, amending Directive 1999/45/EC and repealing Council Regulation (EEC) № 793/93 and Commission Regulation (EC) № 1488/94 as well as Council Directive 76/769/EEC and Commission Directives 91/155/EEC, 93/67/EEC, 93/105/EC and 2000/21/EC.pe-cons 3664/06, Brussels, 18 December 2006.

2. Orellana, Marcos A, Europe's REACH: A New Chapter in International Chemicals Law. Sustainable Development: Law & Policy, Vol. VI, Issue 3, Spring 2006. pp. 21-28

3. REACH in brief. How will REACH work? What are the cost and benefits? What is the state of play? European Commission, Environment Directorate General. 15.09.2004.

4. «Российская газета», 13 июля 2007г., № 149 (4412).

5. European Commision-Enterprise and Industry-RECH-Overview-FAQ. Web page: http://eu.europa. eu/enterprise/reach/faq_en.htm.

Материал поступил в редакцию 10.07.07.

B.A.Kurlyandskiy, A.A.Vinogradova NEW EUROPEAN SYSTEM FOR REGULATION OF CHEMICALS (REACH)

Russian Register of Potentially Hazardous Chemical and Biological Substances, Rospotrebnadzor, Moscow

The article describes in brief the structure, procedure, technical requiremen, potential costs of implementation of the new European Regulation concerning the Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals (REACH), and possible consequences it can have for international trade in chemicals and Russian importers as well.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.