Добыча газа в Северном море Источник:епегдууоке.сот
УДК 620.92:661.96 D0110.46920/2409-5516_2020_9151_16
Новая энергополитика ЕС: заменят ли ВИЭ и водород российский газ?
New EU energy policy: can renewable energy and hydrogen replace Russian gas?
Алексей ГРОМОВ
Руководитель энергетического департамента Фонда «Институт энергетики и финансов», к. г. н. e-mail: [email protected]
Alexey GROMOV
Head of the Energy Department, FIEF, C.G.Sc. e-mail: [email protected]
о
СЦ <
Промышленность Северного моря оказалась уязвимой к низким ценам на нефть
Источник: houstonchronicle.com
Аннотация. В статье проводится анализ последних изменений европейской энергетической политики, связанных с применением на практике европейского «Зеленого пакта». Приводится оценка их долгосрочного влияния на перспективы российского газа в странах ЕС. Рассматриваются риски и возможности российско-европейского энергетического партнерства в условиях построения углеродно-нейтральной экономики ЕС. Ключевые слова: «Зеленый пакт», природный газ, водород, энергетическая политика, низкоуглеродное развитие, стратегия комплексного развития энергетической системы ЕС.
Abstract. The article analyzes the latest changes in European energy policy related to the practical application of the European «Green Pact». An assessment of their long-term impact on the prospects of Russian gas in the EU countries is given. The risks and opportunities of the Russian-European energy partnership in the context of building a carbon-neutral EU economy are considered.
Keywords: «Green Pact», natural gas, hydrogen, energy policy, low-carbon development, strategy for integrated development ofthe EU energy system.
11
Решение Европы о создании
декарбонизированной экономики к 2050 г. означает необходимость выстраивания новых отношений с ЕС в энергосфере
Европейская энергетическая политика последних десятилетий традиционно была ориентирована на развитие возобновляемых источников энергии, сокращение зависимости стран Европейского союза от импорта углеводородов и снижение выбросов парниковых газов.
В 2019 году на фоне усиления «зеленых» протестных настроений в ряде европейских стран из-за недостаточной активности властей в борьбе с климатическими изменениями на планете, новый состав Европейской комиссии во главе с Урсулой фон дер Ляйен объявил в качестве одного из приоритетов создание условий для построения полностью декарбонизированной энергетики и экономики к 2050 году.
Протесты «зеленых» в Европе против выбросов С02 Источник: DennisJacobsen / Depositphotos.com
Первым шагом Европейской комиссии в этом направлении стала презентация так называемого европейского «Зеленого пакта» (Green Deal) в декабре 2019 года. В начале июля 2020 года в развитие его основных положений были представлены сразу два стратегических документа Евросоюза:
- Стратегия комплексного развития энергетической системы ЕС (An EU Strategy for Energy System Integration, Brussels, 8.7.2020 COM(2020) 299)
- Водородная стратегия для климатически нейтральной Европы
URL: https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/files/energy_system_ ¡ntegration_strategy_.pdf
го <
(A Hydrogen Strategy for a Climate-Neutral Europe, Brussels, 8.7.2020 COM(2020) 301)2.
Опубликованные документы представляют собой не просто декларации о намерениях властей, но вполне четкие планы Евросоюза, подкрепленные правовыми механизмами и источниками финансирования, по радикальному снижению потребления углеводородов европейской экономикой и энергетикой уже в ближайшие годы.
Для России, которая является одним из основных поставщиков углеводородов, в первую очередь, природного газа
был в свое время Третий энергетический пакет. Более того, по-видимому, именно концепция построения климатически нейтральной Европы будет определяющей во всей европейской энергетической политике на ближайшие десятилетия. России придется искать возможности адаптации к меняющейся энергетической политике Евросоюза. Причем делать это необходимо уже сегодня, иначе новые законы ЕС в этой области могут стать очень неприятным сюрпризом для российских энергетических компаний, ориентированных на европейский рынок.
Новый европейский газопровод Baltic pipe может быть построен в 2022 году
Источник: 3dmentat/ Depositphotos.com
о
сц <
в Европу, это означает не только неизбежное и устойчивое сокращение поставок, но и необходимость выстраивания новых отношений сЕС в энергетической сфере. Основой таких отношений должен стать поиск взаимовыгодных путей энергетического сотрудничества в рамках обеспечения низкоуглеродного развития европейской экономики.
Другими словами, европейский «Зеленый пакт» становится для России таким же значимым документом, каким
URL: https://ec.europa.eu/knowledge4policy/publication/ communication-com2020301-hydrogen-strategy-ciimate-neutral-europe_en
Россия на европейском газовом рынке сегодня: газовый баланс ЕС
До пандемии С0УЮ-19, которая по итогам 2020 г.,3 очевидно, приведет к существенному сокращению потребления газа европейскими странами, потребность в импортном газе в ЕС постоянно возрастала (таблица 1).
3 В настоящей статье не рассматривается влияние С0УЮ-19 на европейский газовый рынок, поскольку данный вопрос требует отдельного рассмотрения и более детального анализа, который будет осуществлен позднее, по мере выхода достоверных статистических данных.
Газовый баланс 2008 2шд 2010 20П 2012 2013 2014 2015 2тб 2017 201{ ЕС, млрд м3
Потребление 557,1 521,5 561,4 506,5 493,9 485,6 430,7 448,1 479,3 499 492,1
изменение, млрд м3 -35,6 40 -54,9 -12,6 -8,3 -54,8 17,4 31,2 19,7 -7
изменение,% г/г -6% 8% -10 % -2% -2% -11 % 4% 7% 4% -1 %
изменение,% 2008 = 100 -6% 1 % -9% -11 % -13 % -23 % -20 % -14% -10 % -12 %
Собственная 9171 добыча 195,5 199,8 178,7 167 164,6 148,1 133,7 134,6 129,4 117,9
изменение, млрд м3 -21,6 4,4 -21,1 -11,8 -2,3 -16,6 -14,3 0,9 -5,2 -11,4
изменение,% г/г -10 % 2% -11 % -7% -1 % -10 % -10 % 1 % -4% -9%
изменение,% 2008 = 100 -10 % -8% -18 % -23 % -24 % -32 % -38 % -38 % -40 % -46 %
Потребность 04П в импорте 326 361,6 327,8 326,9 320,9 282,7 314,4 344,7 369,7 374,1
изменение, млрд м3 -14 35,6 -33,9 -0,8 -6 -38,3 31,7 30,4 24,9 4,5
изменение,% г/г -4% 11 % -9% 0% -2% -12 % 11 % 10% 7% 1 %
изменение,% 2008 = 100 -4% 6% -4% -4% -6% -17% -8% 1 % 9% 10%
Импорт 437,5 424,2 460,3 449,4 435,5 436,1 405 431,9 447,8 491,4 463,4
изменение, млрд м3 -13,3 36,1 -10,9 -13,9 0,6 -31,1 26,9 15,9 43,6 -28,1
изменение,% г/г -3% 9% -2% -3% 0% -7% 7% 4% 10% -6%
изменение,% 2008 = 100 -3% 5% 3% 0% 0% -7% -1 % 2% 12% 6%
Таблица 1. Динамика изменения газового баланса ЕС-28, 2010-2018 гг.
Источник: ФИЭФ по данным [3]
Собственная добыча газа, осуществляемая лишь на истощенных месторождениях Северного моря, уже вошла в фазу падения. Ее сокращение в 2018 году по сравнению с 2008 годом составило 46 % или 99,1 млрд кубометров.
Поставки газа в Европу идут как традиционным для региона способом по трубопроводам, так и в сжиженном виде.
На долю трубопроводного газа в 20182019 годах приходилось 88 % всех поставок из внешних и внутренних источников. Цена трубопроводного газа для европейских потребителей более низкая по сравнению с СПГ С учетом развитой газотранспортной инфраструктуры, ориентированной на поставки газа из стран, не входящих в ЕС (Россия, Норвегия, Алжир), это служит одной из главных причин явного доминирования
трубопроводных поставок в структуре европейского газового импорта.
Главными внешними поставщиками природного газа по магистральным трубопроводам в Европу являются Россия, Норвегия, Алжир, Ливия, а СПГ - Катар, Нигерия, Алжир, Россия, США (рис. 1).
Основным внешним поставщиком «сетевого» газа в Европейский союз является Россия, на долю которой приходится более 43 % от европейского газового импорта.
Роль российского газа в энергообеспечении стран-членов ЕС
По данным Еигоз1:а1, в 2018 году Россия поставила в Евросоюз 150,5 млрд кубоме-
о с
СЦ <
го <
163,2
151,7 150,5
2014 2015 2016 2017 2018 I Россия Норвегия ■ Алжир ■ Ливия
25,0
20,0
15,0 -
10,0 -
5,0
24,7
0,0
2014 2015 2016 I Катар ■ Нигерия! Алжир
Рис. 1. Динамика импорта «сетевого» газа (слева) и СПГ (справа) странами ЕС из основных стран - внешних поставщиков, 2014-2018 гг., млрд м3
2017 2018 ■ Россия США
Источник: ФИЭФ по данным [3]
о
СЦ <
тров природного газа. Несмотря на общее снижение российского газового экспорта в европейском направлении по итогам 2019 года на 4,1 %, общий объем поставок российского «сетевого» газа именно в страны ЕС (не включая Турцию)4 практически не изменился и составил 150,3 млрд м3, поэтому данные Еигс^а!, актуализированные на 2018 год, вполне адекватно отражают текущее положение дел с поставками российского газа и его ролью в энергообеспечении отдельных стран-членов ЕС (таблица 2).
Как видно из данных, представленных в таблице 2, зависимость ЕС от импорта российского газа сильно отличается от региона к региону. Так, в странах Западной Европы доля российского газа в структуре потребления газа, как правило, не превышает 50 %. В странах Восточной и Юго-Восточной Европы доля российского газа в структуре потребления растет до 70 % и выше. В ряде же стран ЕС (Болгария, Чехия, Эстония, Латвия, Венгрия, Словакия, Финляндия) доля импортируемого из России газа составляет более 90 %.
Вместе с тем, стратегическая ориентация России на европейский рынок и зави-
Снижение российского газового экспорта в европейском направлении (по классификации «Газпрома») по итогам 2019 г. было связано, в первую очередь, с резким сокращением поставок российского газа в Турцию, а падение поставок в Германию на8%было компенсировано резким ростом поставок российского природного газа в страны Центральной и Восточной Европы.
Первая стыковка Arctic Lady's на СПГ-терминале в Дюнкерке Источник: reganosa.com
симость от трубопроводного транспорта делает нашу страну зависимой от европейского спроса на российский газ, поскольку на страны ЕС-28 в настоящее время приходится порядка 68% российского газового экспорта.
Контрактные основы газовых взаимоотношений России и ЕС
Сегодня в Европейском союзе доминируют долгосрочные контракты на поставку природного газа, более 50 % которых заключено с «Газпромом». Портфель России
включает долгосрочные экспортные контракты, заключенные с 17 странами ЕС, в которых преимущественно используется нефтяная индексация (таблица 3).
После принятия Третьего энергетического пакета, разработки целевой модели газового рынка и исследования Quo Vadis, постепенно формируется новое понимание европейскими контрагентами традиционных условий и обязательств долгосрочных экспортных контрактов. Это выражается, с одной стороны, в необходимости сохранить такие контракты как основу энергобезопасности, а с другой - в настоятельной
го <
Таблица 2. Роль российского природного газа в энергообеспечении стран-членов ЕС, 2017-2018 гг.
Европейский союз (28)
163,2
150,5
44%
43%
Источник: ФИЭФ по данным [3]
Страна Объем поставок российского газа, млрд м3 Доля российского газа в структуре импорта,% Доля российского газа в структуре потребления^
2017 2018 2017 2018 2017 2018
33%
31 %
Бельгия 0 0,1 0% 2% 0% 0%
Болгария 3,3 3,1 100 % 100 % 94% 95%
Чехия 8,8 8 99% 100 % 98% 93%
Дания 0 0 0% 0% 0% 0%
Германия 62,1 43,1 85% 95% 66% 47%
Эстония 0,5 0,5 100 % 100 % 99% 97%
Ирландия 0 0 0% 0% 0% 0%
Греция 2,9 3,2 51 % 63% 55% 63%
Испания 0 0,9 0% 5% 0% 3%
Франция 9,1 9,8 22% 26% 19% 21 %
Хорватия 0 0 0% 0% 0% 0%
Италия 33,1 32,8 49% 49% 43% 44%
Латвия 1,2 1,4 100 % 100 % 100 % 96%
Литва 1,3 1,3 40% 40% 56% 59%
Люксембург 0,2 0,2 28% 45% 23% 25%
Венгрия 12,7 12,1 100 % 100 % 119% 117%
Мальта 0 0 0% 0% 0% 0%
Нидерланды 9,4 14,1 25% 27% 24% 37%
Австрия 0 0 0% 0% 0% 0%
Польша 10,3 9,7 85% 76% 53% 48%
Португалия 0 0 0% 0% 0% 0%
Румыния 1,2 1,3 100 % 100 % 10% 11 %
Словения 0,2 0,3 100 % 100 % 22% 30%
Словакия 4,4 4,4 100 % 100 % 86% 86%
Финляндия 2,3 2,6 100 % 97% 96% 95%
Швеция 0 0 0% 0% 0% 0%
Великобритания 0,1 1,5 0% 7% 0% 2%
„ Заключенные контракты на поставку Экспорт газа, Доля в поставках ПАО
Страна - партнер ^ ' ^ 3 " _
^ г- г- природного газа млрд м3 «Газпром»,%
Австрия
2006-2040 гг. (34 года)
12,31
го <
Болгария 2013-2022 гг. (9 лет) 3,17 2
Великобритания Gazprom Marketing & Trading 14,26 7
Венгрия 2015-2021 гг. (6 лет) 7,41 4
Германия 2006-2031 гг. (25 лет) 2006-2035 гг. (29 лет) 58,5 29
Греция 2018-2027 гг. (9 лет) 3,29 2
Дания 2006-2025 гг. (19 лет) 1,72 1
Италия 2006-2035 гг. (29 лет) 22,77 11
Нидерланды 2000-2020 гг. (20 лет) 7,88 4
Польша Поставки природного газа в Польшу и транзит через ее территорию осуществляются подолгосрочным контрактам наоснове межправительственного соглашения от 25 августа 1993 г. 9,86 5
Румыния 2010-2030 гг. (20 лет) 1,32 1
Словакия 2008-2031 гг. (23 года) 5,08 3
Словения 2018-2022 гг. (4года) 0,46 0
Финляндия 2015-2031 гг. (16 лет) 2,62 1
Франция 2006-2031 гг. (25 лет) 12,92 6
Чехия 1998-2035 гг. (37лет) 6,49 3
Хорватия 2017-2027 гг. (Юлет) 2,04 1
Таблица 3. Российские долгосрочные контракты
на поставку природного газа в страны-члены ЕС по состоянию на 2019 г.
Источник: ФИЭФ по данным [3]
г;
о
сц <
рекомендации нейтрализовать или удалить в них негативные элементы, противоречащие антимонопольному законодательству.
Так, европейские регуляторы хоть и не называют сроки контрактов критичными, но отмечают, что долгосрочные договоры не должны пронизывать весь рынок. Иначе это будет ограничивать возможности доступа для новых поставщиков. Что касается условия «бери-или-плати», то завышение объемов таких обязательств ограничивает возможность контрагентов приобретать газ у других поставщиков и диверсифицировать импорт. Запрет реэкспорта газа и оговорки о пунктах назначения рассматриваются Европейской комиссией как противоречие антимонопольному законодательству, а именно, как препятствие свободному движению товаров и услуг внутри ЕС. Доминирующее положение одного поставщика на рынке, в свою очередь, ассоциируется сугрозой возникновения
высокой концентрации рынка и ограничением конкуренции. В результате сами долгосрочные контракты расцениваются европейскими регуляторами как ограничение конкуренции, что требует их пересмотра.
Таким образом, газовые отношения между Россией и ЕС, базирующиеся на долгосрочных контрактах, уже претерпевают значительные корректировки, вызванные фундаментальными изменениями европейской энергетической политики, ориентированной на создание единого и полностью либерализованного европейского газового рынка.
Следующим шагом европейских регуляторов, проводящих последовательную политику по снижению зависимости от импорта энергоресурсов и построение климатически нейтральной европейской экономики, по-видимому, станет полный отказ от практики заключения долгосрочных контрактов на поставки природного
6
Учитывая, что 90 % российских долгосрочных контрактов на поставки газа в Европу истекают к 2030 году, у России осталось мало времени для переформатирования отношений сЕСв газовой сфере
газа и перевод европейской экономики на собственные источники газообразного топлива (водород, биометан, синтез-газ).
Учитывая, что 90 % российских долгосрочных контрактов на поставки газа в европейские страны истекают к 2030 году, у России осталось сравнительно мало времени для переформатирования отношений сЕСв газовой сфере.
Новые «зеленые» императивы европейской энергетической политики
Европейская комиссия опубликовала 8 июля 2020 года Стратегию комплексного развития энергетической системы ЕС (An EU Strategy for Energy System Integration, Brussels, 8.7.2020 С0м(2020) 299). Данный документ разработан в соответствии сдорожной картой реализации европейского «Зеленого пакта», который предусматривает разработку в ближайшие несколько лет основ нового нормативно-правового регулирования в Евросоюзе для достижения цели формирования климатически нейтральной европейской экономики и энергетики к 2050 году.
Данный документ определяет комплексное развитие энергетической системы ЕС как обеспечение ее скоординированного планирования и функционирования через оптимизацию использования различных видов энергоносителей и энергетической инфраструктуры с максимальным учетом потребностей различных секторов экономики. Ключевыми целями стратегии заявлены: - сокращение выбросов парниковых газов в тех секторах экономики ЕС, которые наиболее трудно декарбо-низировать(использование энергии ВИЗ для энергоснабжения зданий
и дорожного транспорта, использование возобновляемого и низкоуглеродного топлива для морского транспорта, авиации и ряда производственных процессов); обеспечение более эффективного использования энергии(ускоренная электрификация для замещения использования углеводородных то-плив, использование когенерацион-ных технологий, повторное исполь-зованиетепла и пр.); усиление конкурентоспособности европейской экономики за счет опережающего развития, масштабирования и стандартизации низкоуглеродных энергетических технологий;
п <
ЕК в июле 2020 г. опубликовала новую Стратегию комплексного развития энергетической системы ЕС Источник:Рап№егМе&аЗе11ег/0ероз^р1ю1оз.сот
- обеспечение дополнительной гибкости энергетической системы ЕС за счет большего замещения углеводородов ВИЗ и низкоуглеродными топливами, а также развития разных технологий хранения электроэнергии и тепла (домашние электробатареи, электромобили,тепловые насосы и пр.).
Стратегия также выделяет б ключевых направлений трансформации энергетической системы ЕС:
- обеспечение все более энергоэффективного развития энергетики «замкнутого цикла» ЕС;
О с
СЦ <
Стратегия создает искусственное «выравнивание» конкурентоспособности углеводородов и ВИЭ путем введения дополнительной декарбонизационной составляющей в конечной цене углеводородных топлив
- ускорение электрификации энергопотребления в ЕС, основанной на широком использовании ВИЗ;
- стимулирование использования возобновляемых и низкоуглеродных топлив, включая водород, в тех секторах экономики, которые наиболее трудно декарбонизировать;
- адаптация правил функционирования энергетических рынков к требованиям декарбонизации и использования распределенных энергоресурсов;
- создание более интегрированной и комплексной энергетической инфраструктуры;
- цифровизация энергетической системы ЕС и создание системы поддержки инноваций в ней.
АЭС «Дукованы» в Чехии
Основные положения стратегии комплексного развития энергетической системы ЕС представлены в таблице 4.
Следует отметить, что Европейская комиссия придает большую значимость этому документу, который, фактически, представляет собой план действий на ближайшие несколько лет (2021-2023 гг.) по формированию принципиально новых нормативно-правовых рамок функционирования единого европейского энергетического рынка.
Среди важнейших нововведений этой стратегии, которые будут иметь долгосрочные последствия как для европейской энергетики, так и для российско-европейского взаимодействия в энергетической сфере, следует выделить следующие:
1. Ускоренное продвижение «возобновляемой» электрификации всех сфер экономики ЕС и жизнеобеспечения его населения.
2. Искусственное «выравнивание» конкурентоспособности углеводородных топлив и энергии ВИЭ на основе введения дополнительной декарбонизационной составляющей в конечную цену углеводородных топлив и смягчения налогообложения в части электроэнергии из ВИЗ и водорода.
3. Создание регуляторных предпосылок для развития конкуренто-
Источник'.МагИпизпег/ОерозкрЬоХоз.
Таблица 4. Основные положения Стратегии комплексного развития энергетической системы ЕС
с Направление
[= трансформации Ключевые цели Ключевые механизмы Сроки
Z энергетической системы ЕС
Обеспечение все более
энергоэффективного развития энергетики «замкнутого цикла» ЕС
снижение инвестиции на производство и использование энергии, а также на создание энергетической инфраструктуры;
сокращение потребления первичных энергоресурсов.
законодательное утверждение принципа «энергоэффективность прежде всего» для энергетической системы в целом вевропейском и национальном регулировании;
обеспечение нормативной базы для запуска энергоэффективной Программы реновации (Renovation Wave) жилого фонда ЕС;
пересмотр Европейской Директивы по энергоэффективности для более полного учета энергоэффективности от использования возобновляемой электроэнергии и тепла;
ужесточение нормативных требований по повторному использованию тепла от промышленных объектов и дата-центров.
2021 г.
2021 г.
Июнь 2021 г.
Июнь 2021 г.
2. Ускорение
электрификации энергопотребления в ЕС, основанной на широком использовании ВИЗ
рост доли электроэнергии в структуре потребления конечной энергии вЕСс23 до 30 % к 2030 г. и до 50 % к 2050 г.;
ростдоли ВИЗ в структуре производства электроэнергии с 25 до 55-60 % к 2030 г. идо 84 % к 2050 г.;
увеличение доли электроотопления вжилом фонде ЕС до 40 % к 2030 г. и до 50-70 % к 2050 г.;
увеличение
использования энергии ВИЗ (тепловые насосы) в промышленности;
дальнейшее стимулирование развития зарядной инфраструктуры и спроса
на электромобили;
развитие всех экономически целесообразных технологий хранения электроэнергии.
разработка Стратегии развития офшорной ветроэнергетики ЕС, предусматривающей производство «зеленого» водорода с использованием электроэнергии, производимой с помощью ветропарков;
пересмотр Европейской Директивы по энергоэффективности в части введения обязательных нормативов по доле «зеленой» электроэнергии для всех видов госзакупок;
устранение всех административных барьеров и нормативно-правовых «лакун»для масштабного производства электроэнергии на базе ВИЗ;
обеспечение приоритетного энергоснабжения зданий энергией ВИЗ (крышные солнечные панели, тепловые насосы и пр.) в рамках реализации Программы реновациижилого фонда ЕС;
запуск пилотных проектов по электрификации низкотемпературных тепловых процессов в промышленности;
ужесточение стандартов выбросов С02 для автомобилей и минивэнов для ускорения перехода потребителей на электротранспорт;
пересмотр Регулирования трансевропейской транспортной сети (TEN-T) для обеспечения трансграничной совместимости стандартов электрозаправочной инфраструктуры в странах ЕС, эффективной интеграции электромобилей в электроэнергетическую систему ЕС, развития трансевропейской водородозаправочной сети;
разработка Сетевого Кодекса обеспечения маневренности электроэнергетических систем со стороны спроса (Network Code on Demand Side Flexibility) с целью реализации потенциала использования электромобилей, тепловых насосов и других способов потребления электроэнергии для обеспечения маневренности электроэнергетических систем стран ЕС.
Конец 2020 г.
Июнь 2021 г.
До конца 2021 г.
Июнь 2021 г.
До конца 2021 г.
Июнь 2021 г.
До конца 2021 г.
Начиная с конца 2021 г.
с Направление
с трансформации Ключевые цели Ключевые механизмы Сроки
2 энергетической системы ЕС
Стимулирование использования возобновляемых и низкоуглеродных топлив, включая водород, в тех секторах
экономики, которые наиболее трудно декарбонизировать
реализация потенциала производства возобновляемого топлива из биоотходов;
продвижение использования «зеленого» водорода в качестве топлива для грузового транспорта, автобусного парка, водного транспорта, а также сырья для промышленности;
стимулирование
масштабного
применения
ССиЭ-технологий
и синтетического
топлива.
разработка всеобъемлющей терминологии для всех видов возобновляемых и низкоуглеродных топлив, а также Европейской системы их сертификации, базирующейся на учете полного жизненного цикла снижения выбросов С02 от их использования;
введение обязательной квоты в 3,5% для потребления биотоплив, включая биогаз, в дорожном транспорте;
разработка системы обязательных квот на потребление возобновляемых и низкоуглеродных топлив в тех секторах экономики, которые наиболее трудно декарбонизировать (авиация, водный транспорт);
обеспечение финансирования создания флагманских проектов по созданию углеродно-нейтральных промышленных комплексов в ЕС;
разработка основ Сертификации удаления углерода (декарбонизации).
Июнь 2021 г.
Июнь 2021 г.
Июнь 2021 г.
Начиная с 2021 г.
До конца 2023 г.
Адаптация правил функционирования энергетических рынков
ктребованиям декарбонизации и использования распределенных энергоресурсов
последовательное снижениедоли природного газа в общем объеме потребления газообразных топлив в ЕС до 20 % к 2050 г.;
введение
декарбонизационной составляющей в конечную цену различных видов энергоносителей;
обеспечение центральной роли потребителя в европейской энергетической системе;
адаптация правил функционирования электроэнергетического и газового рынков ЕС ктребованиям по декарбонизации европейской экономики и энергетики.
подготовка рекомендации для стран-членов ЕС по включению декарбонизационной составляющей в конечную цену энергоносителей для повышения конкурентоспособности ВИЗ по сравнению с углеводородными топливами;
пересмотр Европейской Директивы в сфере энергетического налогообложения для исключения двойного налогообложения для электроэнергии и водорода;
корректировка цен на эмиссию С02 и возможное распространениесистемы торговли квотами на выбросы С02 на новые сектора европейской экономики;
полная ликвидация субсидий для углеводородных топлив;
пересмотр нормативно-правовой базы для создания конкурентоспособного декарбонизированного газового рынка, адаптированного для реализации возобновляемых газов.
2021 г.
20212022 гг.
Июнь 2021 г.
Начиная с 2021 г.
До конца 2021 г.
с Направление
[= трансформации Ключевые цели Ключевые механизмы Сроки
Z энергетической
системы ЕС
5. Создание более • обеспечениек2030 г. • пересмотр Регулирований трансевропейской 2020-
интегрированной до 15 % перетока транспортной и энергетической сетей (TEN-T 2021 гг.
и комплексной электроэнергии и TEN-E) для обеспечения правовых условий их
энергетической между европейскими комплексного и взаимоувязанного развития;
инфраструктуры электроэнергетической пересмотр сферы охвата и особенностей
и транспортной
инфраструктурами; управления европейских 10-тилетних планов 2021 г.
инфраструктурного развития (TYNDR) с целью
• продвижение обеспечения скоординированного развития
низкотемпературных европейской газовой и электроэнергетической
систем инфраструктуры, а также специализированной
централизованного инфраструктуры для хранения
теплоснабжения; и транспортировки С02 и водорода;
• использование • стимулирование инвестиций в создание
существующей «умных», высокоэффективных систем
газотранспортной централизованного теплоснабжения 2021 г.
и портовой и кондиционирования, базирующихся
инфраструктуры для на использовании энергии ВИЗ.
транспортировки
и хранения «зеленого» водорода, получаемого на базе электроэнергии офшорных ветропарков ЕС;
• создание
специализированной инфраструктуры для хранения и транспортировки С02 и водорода.
6. Цифровизация • стимулирование • адаптация Плана действий в области 2021 г.
энергетической цифровизации цифровизации европейского
системы ЕС энергетической энергетического сектора с целью создания
и создание системы системы ЕС для конкурентоспособного рынка цифровых услуг
поддержки обеспечения в сфере энергетики;
инноваций в ней ее ускоренной декарбонизации. • разработка Сетевого Кодекса по обеспечению
кибербезопасности в электроэнергетике.
способного декарбонизированного газового рынка ЕС с преференциями для возобновляемых и низкоуглеродных газообразных топлив (биогаз, биометан, синтез-газ, «зеленый» водород) на фоне целенаправленного сокращения использования природного газа в экономике ЕС.
Совместное использование газотранспортной инфраструктуры ЕС для транспортировки водорода и создание принципиально новых видов энергетической инфраструктуры, предназначенной для транспортировки и хранения водорода и С02.
Риски и возможности для российско-европейских отношений в газовой сфере в новых регуляторных условиях
Представленный выше краткий обзор основных положений новой стратегии комплексного развития энергетической системы ЕС показывает, что Европейский союз перешел к практическим шагам по созданию декарбонизированного энергетического рынка, где в перспективе практически не будет места для углеводородов (нефти, природного газа, угля).
О с
СЦ <
Для России как ведущего поставщика углеводородов в страны ЕС это создает большие риски, связанные, в первую очередь, с целенаправленным и не мотивированным экономически уходом от природного газа. Учитывая, что основная часть российских долгосрочных контрактов на поставку газа в ЕС истекает к 2035 году, целесообразно посмотреть, как могла бы трансформироваться будущая структура европейского газового баланса в отсутствии значимых политических и регуляторных решений в энергетической сфере ЕС.
Так, в настоящее время собственная добыча в Европе обеспечивает лишь 25 % потребления природного газа (рис. 2), при этом ее доля в европейском газовом ба-
лансе менее чем за 10 лет уже снизилась на 13 процентных пунктов.
По прогнозам ENTSOG, к 2035 году возможно более чем двукратное сокращение собственной добычи природного газа в ЕС с текущих 118 до 52-55 млрд кубометров (рис. 3), вызванное естественным истощением газовых месторождений Великобритании, Нидерландов, Румынии и других стран.
Долгосрочные прогнозы спроса на газ в Евросоюзе, выполненные до принятия европейского «Зеленого пакта» до 2050 года, показывают относительную устойчивость потребления газообразных топлив странами ЕС в перспективе до 2035-2040 гг. и хорошие перспективы роста спроса на российский газ (рис. 4).
Рис. 2. Динамика изменения структуры газового баланса ЕС, 2010-2018 гг.% Источник: ФИЭФ по данным [3]
Рис. 3. Прогноз динамики собственной добычи газа в ЕС-28 по странам, 2020-2035 гг., млрд м3 Источник: ФИЭФ по данным [4]
о
сц <
100 80 60 40 20 0
140 120 100 80 60 40 20
I-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-1-Г-
I Собственная добыча
Импорт
■Нидерланды Великобритания Остальные страны ЕС
2010
2020
Собственная добыча
СПГ
Другие
2030 I Россия
1 Страны Африки
2040
600
500
400
300
200
100
490
Сценарий 1
Сценарий 2 Сценарий 3
IОбъем импорта
¡Собственное производство "renewable gas" Уровень добычи
го <
Рис. 4. Прогноз изменения
структуры газового баланса ЕС до 2040 г., млрд м3 Источник: [5]
Рис. 5. ПрогнозФИЭФ изменения структуры газового баланса ЕС до 2035-2040 гг.
Источник: ФИЭФ
Существует три наиболее вероятных сценария будущей динамики европейского спроса на газ на период до 2035-2040 гг. Сценарий 1 - стагнация на текущих уровнях (около 490 млрд кубометров), сценарий 2 -рост на 15-17 % и сценарий 3 - снижение на 20-22 % от текущих показателей. Таким образом, возможный диапазон значений будущего спроса на газ вЕС к 2035-2040 годам варьируется от 385 до 575 млрд кубометров (рис. 5).
Если брать во внимание сокращение собственной добычи природного газа в ЕС до 5255 млрд кубометров и ожидаемые объемы производства возобновляемых газообразных топлив, которые, по прогнозу ENTSOG, могут составить от 20 до 50 млрд кубометров, то мы получаем, что импортозависимость Европы в перспективе 2035-2040 годов ни при каких условиях не снизится ниже текущих 75 %, но может вырасти до 82-85 %.
Российский газ получал бы на газовом рынке ЕС серьезные конкурентные преимущества на долгосрочную перспективу из-за наличия развитой газотранспортной инфраструктуры и относительно низкой себестоимости добычи и транспортировки.
Однако все эти рассуждения справедливы для текущих регуляторных условий европейского энергетического рынка. Но уже сейчас идет процесс принятия новых целевых установок сетевых кодексов, директив и регламентов, и долгосрочные перспективы устойчивого положения России на газовом рынке ЕС становятся все менее очевидными.
Заявленное в стратегии ускоренное продвижение «возобновляемой» электрификации всех сфер экономики и жизнеобеспечения европейского населения, в том числе в рамках масштабной реновации жилого фонда (Renovation Wave), ведет, фактически к целенаправленному отказу от использования природного газа в коммунально-бытовом секторе Европы, который всегда был одним из наиболее стабильных источников спроса на него.
С учетом сокращения собственной добычи до52-55 млрд м3, импортозависимость ЕС в 20352040 гг. ни при каких условиях не снизится ниже текущих 75 %, но может вырасти до 82-85 %
Дополнительные меры властей ЕС, предусматривающие ускоренное развитие электрификации дорожного транспорта, а также зафиксированные в новой стратегии законодательные инициативы по использованию водорода в качестве топлива для тяжелых грузовиков, также морского и речного транспорта, не оставляют никаких сомнений в том, что европейские регуляторы не планируют
г; о с
СЦ <
стимулировать масштабное развитие газомоторного топлива в регионе, если только оно не будет базироваться на использовании возобновляемого газа местного производства.
Учитывая, что в европейской электроэнергетике природный газ уже вполне успешно вытесняется ВИЗ, власти ЕС, фактически, стремятся к максимально возможному сужению спроса на природный газ в регионе.
Следующее важнейшее направление новой стратегии ЕС - это стимулирование перехода европейских потребителей на различные виды газообразного топлива, произведенных в Европе из возобновляемых источников энергии (биогаз, биометан, синтез-газ и «зеленый» водород), которые могут быть использованы в качестве замены импортному газу.
Пока цена таких видов газообразного топлива в 3-4 раза выше для потребителя, чем цена импортируемого природного газа.
Власти ЕС нашли решение этой проблемы в искусственном «выравнивании» конкурентоспособности углеводородных топлив, энергии ВИЗ и возобновляемых топлив на основе введения дополнительной декарбонизацион-ной составляющей в конечную цену углеводородных топлив. Другими словами, власти ЕС планируютуже к концу 2021 года сформировать предложения по введению, по сути, «налога на углерод», размер которого должен обеспечить равную цену на природный газ и «возобновляемое» газообразное топливо. Такое «выравнивание» цены должно создать стимулы для более активного развития производства «возобновляемых» газообразных топлив в регионе. Одновременно планируется разработка всеобъемлющей терминологии для всех видов возобновляемых и низкоуглеродных топлив, а также Европейской системы их сертификации, базирующейся на учете полного жизненного цикла снижения выбросов С02 от их использования.
У ЕСи России существуют общие трубопроводы, технические характеристики которых позволяют обеспечивать поставки метан-водородных газовых смесей с примесью водорода от 5 до20 %
■
I
Общая газовая инфраструктура РФ и ЕС позволяет обеспечивать поставки метана с примесью водорода Источник: ft.com
Таким образом, власти ЕС планируютуже к концу 2021 года создать широкий набор регуляторных предпосылок для развития конкурентоспособного декарбонизированного газового рынка ЕС с целым спектром искусственных преференций для возобновляемых и низкоуглеродных газообразных топлив.
И здесь следует признать, что при последовательной реализации поставленных целей европейской энергетической политики, зафиксированных в Стратегии комплексного развития энергетической системы, задача по сокращению доли природного газа до 20 % в общем объеме потребления газообразных топлив к 2050 году не выглядит недостижимой.
Во-первых, за счет ускоренной электрификации экономики ЕС и жизнеобеспечения его населения, существенно сократится объем будущего спроса на газ в регионе. Во-вторых, дополнительные регуляторные меры поддержки потребления и производства «возобновляемых» газообразных топлив должны обеспечить в разы более значимый прирост его производства, чем прогнозировавшийся ранее 50 млрд кубометров к 2040 году.
Если предположить, что Евросоюз будет последовательно двигаться в направлении практической реализации заявленных целей, то к концу действия большинства долгосрочных контрактов на поставку российского газа реальная потребность в импортном газе в Европе радикально снизится.
В этих условиях, российский импортный газ в будущем будет достаточно приобретать на спотовом рынке европейских газовых хабов,
поскольку основные объемы европейского газопотребления будут закрываться поставками «возобновляемого» газообразного топлива и собственной, пусть и небольшой, добычей.
Вместе с тем, указанные изменения произойдут на горизонте 2035-2040 годов, а до этого времени России необходимо выстроить новые взаимоотношения с ЕС в энергетической сфере, учитывая не только риски постепенного сжатия европейского рынка природного газа, но и возможности, которые открываются перед Россией в свете построения углеродно-нейтральной экономики и энергетики ЕС.
Так, согласно европейским стратегическим документам, «зеленый» и низкоуглеродный водород рассматриваются в качестве основных видов так называемого «возобновляемого» газообразного топлива, которые станут основой будущего газового баланса ЕС.
Страны ЕС признают, что, по крайней мере, до 2035-2040 годов объемы собственного производства «зеленого» водорода на базе электролиза с использованием электроэнергии офшорных ветропарков будут недостаточны для удовлетворения спроса. В этом контексте страны ЕС будут заинтересованы в импорте низкоуглеродного «голубого» водорода, произведенного на основе пиролизных технологий из природного газа.
Учитывая наличие у ЕС и России общей трубопроводной инфраструктуры, технические характеристики которой позволяют обеспечивать поставки не только природного газа, но и метан-водородных газовых смесей с примесью водорода от 5 % до 20 %, для России открываются возможности по развитию экспорта таких смесей в ЕС.
Таким образом, Россия могла бы организовать на своей территории масштабное производство «голубого» водорода, основным экспортным рынком для которого стал бы газовый рынок ЕС.
Для полноценного запуска этого нового необходимо уже сегодня активизировать консультации с европейскими регуляторами с тем, чтобы совместными усилиями сформировать основы всеобъемлющей терминологии для всех видов возобновляемых ресурсов, а также европейской системы их сертификации, которые бы позволили включить «голубой» водород из России в европейский «пул» низкоуглеродных газообразных топлив.
Также необходимо активное взаимодействие с властями ЕС в вопросах снижения выбросов метана при транспортировке природного газа «по трубе» и совместного использования российской газотранспортной инфраструктуры для поставки метан-водородных смесей на европейский газовый рынок.
В этом контексте для России открывается возможность обсуждения с властями ЕС и Германии, которая, по-видимому, станет европейским центром производства водорода, перспектив использования инфраструктуры наиболее современных газотранспортных систем «Северный Поток» и «Северный Поток-2» для организации таких поставок.
Представляется, что использование российской газотранспортной инфраструктуры для поставок метан-водородных смесей в Европу может стать серьезным аргументом российской стороны для завершения строительства газопровода «Северный Поток-2» и противодействия американским санкциям в отношении этого проекта.
Таким образом, новая энергетическая политика ЕС, ориентированная на полную декарбонизацию европейской экономики и энергетики, включая построениедекарбони-зированного газового рынка, может стать стимулом к перезапуску российско-европейских газовых взаимоотношений в направлении их адаптации требованиям формирования низкоуглеродной энергетики будущего.
Использованные источники
An EU Strategy for Energy System Integration, Brussels, 8.7.2020 COM(2020) 299 [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://ec.europa.eu/energy/sites/ener/fiies/ energy_system_integration_strategy_.pdf (дата обращения 24.07.2020).
A Hydrogen Strategy for a Climate-Neutral Europe, Brussels, 8.7.2020 COM(2020) 301 [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://ec.europa.eu/knowledge4policy/publication/ communication-com2020301-hydrogen-strategy-climate-neutral-europe_en (дата обращения 24.07.2020).
3. Eurostat [Электронный ресурс]. - Режим доступа https:// ec.europa.eu/eurostat/data/database (дата обращения 27.07.2020).
4. European Network of Transmission System Operators for Gas (ENTSOG) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.entsog.eu/scenarios (дата обращения 28.07.2020).
5. BP Energy Outlook 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа https://www.bp.com/en/global/corporate/news-and-insights/press-reieases/bp-energy-outlook-2019.htmi (дата обращения 27.07.2020).
6-9 §
ОКТЯБРЯ СМ
КЛЮЧЕВАЯ ПЛОЩАДКА СФЕРЫ ТЭК
РОССИИСКИИ МЕЖДУНАРОДНЫЙ
^РМЭФ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИМ ФОРУМ
xxvii международная выставка
ЭНЕРГЕТИКА И
ЭЛЕКТРОТЕХНИКА
#
>
ПРИ ПОДДЕРЖКЕ
ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ПАРТНЁР
^ГАЗПРОМ
ПАРТНЕР
ГАЗПРОМБАНК
18+
конгрессно-выставочный центр
ЭКСПОФОРУМ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ПЕТЕРБУРГСКОЕ ШОССЕ, 64/1
ENERGYFORUM.RU ENERGETIKA-RESTEC.RU
[email protected] [email protected]
+7 (812) 240 40 40, доб.2160 +7 (812) 303 88 68
ЕХР0ГО1?иМ
6-9 ОКТЯБРЯ 2020
X ПЕТЕРБУРГСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ
ГАЗОВЫЙ ФОРУМ
ПРИЗНАННАЯ ПЛОЩАДКА ДЛЯ ДИСКУССИИ О РАЗВИТИИ МИРОВОЙ ГАЗОВОЙ ОТРАСЛИ
.РОССИИ
ит
рег ому
■^ГАЗПРОМ
ГРУППА КОМПАНИЙ
'ГАЗПРОМ
Щ ГАЗПРОМБАНК
БАНК РОССИЯ
и^И
GAS-FORUM.RU 18+ т
+7 (812) 240 40 40 (ДОБ. 2160, 2122) [email protected]