Научная статья на тему 'Новая экономика и задачи образования'

Новая экономика и задачи образования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / НОВЫЕ ФАКТОРЫ ПРОИЗВОДСТВА / ЦИФРОВОЙ КАПИТАЛ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ПАРАДИГМА РАЗВИТИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / COMPETITIVENESS / NEW FACTORS OF DEVELOPMENT / DIGITAL CAPITAL / INFORMATIONAL PARADIGM OF DEVELOPMENT / EDUCATION / PROFESSIONAL TRAINING / EDUCATION HUMANIZATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Родионов Иван Иванович, Архипова Надежда Ивановна

В статье рассматриваются современные тенденции развития экономики, условия формирования точек роста, связанных с цифровыми товарами и услугами. Появление принципиально новых корпоративных стратегий оказывает существенное влияние на глобальную образовательную среду. Авторами показано, что в соответствии с происходящими изменениями в экономике и обществе кардинально меняются во времени задачи и критерии качества образования и профессионального обучения, связанные с развитием творческих способностей человека и нахождением новых идей в разных сферах деятельности: бизнесе, социальном секторе, искусстве, науке и пр. Поле реализации этих идей -использование возможностей цифровой экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with current trends in economy development, conditions of shaping growth points connected with digital goods and services. Emergence of new corporate strategies influences the global education environment. The authors show that in line with today’s changes in economy and society objectives quality criteria of education and professional training are altering drastically, which is connected with the development of people’s creative abilities and finding new ideas in different spheres of activity such as business, social sector, art, science, etc. A potential field of these ideas realization is the use of digital economy.

Текст научной работы на тему «Новая экономика и задачи образования»

НОВОЕ В ОБРАЗОВАНИИ

НОВАЯ ЭКОНОМИКА И ЗАДАЧИ ОБРАЗОВАНИЯ

Родионов Иван Иванович

доктор экономических наук, профессор кафедры экономики и финансов фирмы НИУ ВШЭ.

Адрес: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», 101000, Москва, Мясницкая ул., д. 20. E-mail: [email protected]

Архипова Надежда Ивановна

доктор экономических наук, профессор, проректор по непрерывному образованию РГГУ.

Адрес: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный гуманитарный университет», 125993, Москва, ГСП-3, Миусская площадь, д. 6. E-mail: [email protected]

В статье рассматриваются современные тенденции развития экономики, условия формирования точек роста, связанных с цифровыми товарами и услугами. Появление принципиально новых корпоративных стратегий оказывает существенное влияние на глобальную образовательную среду. Авторами показано, что в соответствии с происходящими изменениями в экономике и обществе кардинально меняются во времени задачи и критерии качества образования и профессионального обучения, связанные с развитием творческих способностей человека и нахождением новых идей в разных сферах деятельности: бизнесе, социальном секторе, искусстве, науке и пр. Поле реализации этих идей -использование возможностей цифровой экономики.

Ключевые слова: конкурентоспособность, новые факторы производства, цифровой капитал, информационная парадигма развития, образование, профессиональное обучение, гуманизация образования.

NEW ECONOMY AND EDUCATION OBJECTIVES

Rodionov, Ivan I.

Doctor of Economics, Professor of the Department for Economics and Company Finance National Research University Higher School of Economics.

Address: National Research University Higher School of Economics, 20 Myasnitskaya Str., Moscow, 101000, Russian Federation. E-mail: [email protected]

Arkhipova, Nadezhda I.

Doctor of Economics, Professor, Pro-Rector for Continuing Education Russian State University for the Humanities.

Address: Russian State University for the Humanities, 6 Miusskaya Square, GSP-3, Moscow, 125993, Russian Federation. E-mail: [email protected]

The article deals with current trends in economy development, conditions of shaping growth points connected with digital goods and services. Emergence of new corporate strategies influences the global education environment. The authors show that in line with today's changes in economy and society objectives quality criteria of education and professional training are altering drastically, which is connected with the development of people's creative abilities and finding new ideas in different spheres of activity such as business, social sector, art, science, etc. A potential field of these ideas realization is the use of digital economy. Keywords: competitiveness, new factors of development, digital capital, informational paradigm of development, education, professional training, education humanization.

Конкурентоспособность отдельной страны проявляется прежде всего в ее способности получать от глобального мира при использовании одних и тех же ресурсов больший по стоимости продукт (в виде товаров, услуг или оценки компаний), чем в других странах.

Сегодня на формирование новой среды мировой конкурентоспособности оказывают влияние следующие факторы:

- снижение роли и значения таких традиционных факторов производства, как труд, земля и другие природные ресурсы, финансовый капитал. Эти факторы значительно подешевели и уже не являются дефицитными [1. - С. 10];

- создание новых условий и точек роста экономики, вытекающих из возможностей новой информационной парадигмы развития [2]. Здесь прежде всего следует отметить влияние мировой глобальной сети как информационной инфраструктуры с вертикальными и горизонтальными каналами. Эта сеть формально не принадлежит отдельным странам, является независимой от правительств и в соответствии с Окинав-ским соглашением (хартией) 2000 г., подписанным в том числе и Россией, развивается на основе частно-государственного партнерства. Однако по-существу эта глобальная сеть жестко управляема со стороны крупных корпораций, которые находятся под влиянием правительств тех стран, в которых капитализируется их стоимость;

- возрастание роли цифрового капитала (ЦК) и цифровых продуктов и услуг (ЦПУ) в создании стоимости валового национального продукта [10];

- использование модели постепенного распределения доходов, которая выступает основным стимулом для творчества людей [11. - С. 19];

- процесс высвобождения трудоспособного населения от работы при возможности нормальной (хотя и существенно дифференцированной по странам) жизни на финансовое пособие. Ситуация, когда более 50% (а в перспективе 80-85%) трудоспособных людей не заняты в производстве, превращается в критерий развитости информационного общества [13];

- превращение людей как потенциальных потребителей ЦПУ в глобальной сети в самоценный капитализируемый ресурс (фактор) с глобальной сферой обращения, с эластичностью спроса в зависимости от цены, которая имеет существенные отличия от цены вещественных товаров;

- появление «суперрегионов», основанных на объединении населения разных стран при сохранении суверенитетов этих стран, но со значительным усилением роли гражданского права в отношениях между странами и корпорациями как основы коллективной конкурентоспособности в глобальном мире [3. - С. 9].

Представляется, что у модели современного финансового капитализма, построен-

ного на модели капитализации стоимости, которая пришла из корпоративного сектора, есть будущее, связанное с включением в нее новых, невещественных продуктов, прежде всего цифровых [4]. Для опасений за будущее капитализма, построенного на данной модели, по-видимому, пока нет реальных оснований.

Вместе с тем с возможностями управления ростом стоимости ЦК и ЦПУ и реализации упомянутой модели на практике по-прежнему не все ясно, так как в основе стоимости и драйверов ее роста во все большей степени лежат не реальные финансовые потоки, а ожидания инвесторов (сегодня - это основная часть населения в развитых и некоторых развивающихся странах), на основе которых стоимость проявляется как потенциал роста и/ или разность потенциалов с конкурирующими объектами для инвестирования.

Очевидно, что экономика вещественного по-прежнему актуальна: люди должны питаться, носить одежду, иметь жилье, перемещаться в пространстве, получать образование, лечиться, развлекаться и т. п. Чтобы обеспечить все эти потребности, требуется промышленность, оснащенная машинами и оборудованием как для нового производства, так и воспроизводства старого. Однако вне зависимости от того, как она будет устроена и организована (на базе старого или нового технологического уклада или четвертой промышленной революции [14]), ее роль и значение с точки зрения создаваемой стоимости существенно снизятся. Стоимость, создаваемая в вещественном секторе, будет все больше зависеть от невещественных секторов (сфер цифрового капитала и цифровых продуктов и услуг), содержание которых одним из первых раскрыл Д. Белл, зафиксировав фактическое превращение индустриального общества США в информационное. Он выдвинул концепцию постиндустриального общества, конкретизировал понятие третичного сектора (ограничив его транспортом и коммунальным хозяйством) и ввел понятия четвертичного ^иайегпагу) и пя-

теричного (quinary) секторов экономики, отметив, что постиндустриальное общество характеризуется преимущественно информационным производством в форме образования, фундаментальной и прикладной науки, мастерства управления или информационных машин [8]. При этом сам первичный сектор вещественного производства претерпит существенные изменения, перестраиваясь под максимально эффективное использование ЦК и ЦПУ как в производстве, так и в реализации и развитии населения разных стран.

Уже сегодня все страны довольно легко можно выравнять по уровню экономического развития, изменив систему статистической отчетности и сведя долю материального в ВВП развитых стран до уровня менее чем 5-10%. В случае же развивающихся стран это, кроме всего прочего, можно сделать без затрат (поскольку затраты на ЦК и ЦПУ уже понесены в развитых странах), подарив или раздав огромную стоимость, хотя, конечно, этот процесс будет иллюзорным с точки зрения истинного выравнивания уровней жизни населения этих стран.

Отметим, что сегодня рост вещественного сектора сам по себе для развитых стран уже не так важен: люди подготовлены к снижению потребностей, готовы стать скромнее, поскольку, с одной стороны, достигнут уже достаточно высокий уровень разумного потребления, а с другой - все громче звучат аргументы о необходимости защиты окружающей среды, устранения социального неравенства в потреблении и т. п.

Новым явлением, привнесенным глобальной сетью, стала появившаяся не так давно иллюзия возможности ухода от диктата больших компаний, рынка и государства на основе Р2Р-взаимодействия -развития экономики прямого обмена и совместного использования.

Таким образом, проведенный анализ позволяет говорить о том, что в современном обществе и экономической системе остались и старые проблемы, связанные с

вещественной экономикой, и появились новые, обусловленные ЦК и ЦПУ. Так, несмотря на возможное формальное выравнивание уровней ВВП на душу населения за счет включения в подсчеты ВВП цифровых товаров и услуг, снижения доли вещественного до незначительного уровня, все равно материальных благ может быть (и будет) недостаточно для обеспечения достойного качества жизни всех людей. Размер вещественного в ВВП на душу населения может остаться на текущем уровне, незначительно вырасти или даже упасть, при этом существенное различие в потреблении вещественного по странам, а следовательно, и неравенство в потреблении (несмотря на формальное равенство за счет ЦПУ) реально сохраняются для разных стран. Пособия, которые распределяются среди неработающих, также могут существенно различаться по странам, и это открывает возможность покупать рабочую силу из других стран на это пособие (или его дополнение), одновременно препятствуя его росту, чтобы сделать эту покупку дешевле. Или же, напротив, открывается возможность привлекать в развитые экономики рабочую силу за дешевый (потенциально бесплатный) доступ к ЦПУ, который не может обеспечить их собственная страна.

Большие корпорации, включая весь комплекс проблем, связанных с их наличием, остаются на рынке и по-прежнему много зарабатывают, имеют высокую стоимость и, будучи независимыми формально, находятся под влиянием правительств тех стран, в которых осуществляется капитализация этой стоимости. Неработающее население, доля которого постоянно растет, «кормится с руки» власти (собственной страны, своего или чужого «суперрегиона») и перестает быть ее источником, размывая базовые идеи демократии, что, как учит история, пагубно, исходя из примера позднего Рима.

Цифровой капитал, товары и услуги в качестве инвестиций и предметов потребления не решают практических проблем

вещественного потребления. Так, в случае охраны здоровья соответствующие ЦПУ, безусловно, полезны, но не заменяют лекарства, оперативное вмешательство, процедуры; в случае образования - возможности трудоустройства с достойной оплатой; в случае духовной жизни - возможностей свободы передвижения и личного участия, многообразия видов отдыха и развлечений, а также практического воплощения результатов самосовершенствования и саморазвития. Увеличение свободного времени у людей (истинного богатства общества, в терминах К. Маркса) поднимает вопросы о рациональности этого времени и путях его использования, о борьбе с его деструктивным (для личности, семьи, общества) использованием, о превращении его в фактор роста стоимости, о возможностях и путях участия личности в капитализации данного фактора производства и др.

Среди других проблем и противоречий в этой области, решение которых пока не найдено, можно назвать обострение противоречия между корпоративным и суверенным: большие корпорации самостоятельно (и при поддержке со стороны правительств тех стран, которые являются центрами их капитализации) начинают требовать правила «игры на равных» с правительствами стран, в которых они работают. Объясняется это тем, что число стейкхолдеров, об интересах которых заботятся корпорации, вполне сопоставимо с численностью населения небольших стран, и с этой точки зрения правительство небольшой суверенной страны не должно иметь больше прав, чем большая корпорация, которая находится с ним в одном правовом поле [3. - С. 9]. Представляется, что противопоставления корпоративного и суверенного не стоит опасаться, напротив, его можно приветствовать. Действительно, корпорации и суверенная власть, по существу, равноправны и с точки зрения вовлеченных людей, и ответственности за них, и восприятия рисков. Рост роли корпоративного права в международных отношениях расширит правовое поле и сделает

обе стороны более ответственными перед обществом и стейкхолдерами, что важно, учитывая схожий уровень безответственности и risk perception менеджеров корпораций и чиновников.

Еще одно противоречие заключается в том, что глобальная экономика, которая базируется на финансовой модели, может сохраниться при расширении сферы капитализации за счет ЦК и ЦПУ, однако при этом роль финансового сектора будет падать по мере снижения значения данного фактора производства в виде удешевления денег (кредитные ставки снижаются до нулевых значений), а также сокращения доли финансового сектора в экономике при одновременном росте сектора ЦК и ЦПУ. Здесь важно отметить, что развитие невещественного сектора экономики возможно и без существенных затрат, так как за ЦПУ уже заплачено при их создании, а копирование для глобального распространения стоит относительно дешево.

Новая среда конкурентоспособности, появление принципиально новых корпоративных стратегий не могут не оказывать влияния на глобальную образовательную среду: система образования должна соответствовать состоянию общества с учетом перспектив его развития, поэтому эту систему необходимо (и возможно) устраивать по-новому, постоянно совершенствовать и развивать.

В современном обществе система образования решает несколько задач, основными из которых являются:

- формирование членов общества, готовых к жизни в современном социуме, в условиях новой экономики, описываемой, например, в таких современных концепциях, как четвертая промышленная революция, технологическая революция и новый технологический уклад, корпорация общих ценностей (Corporate Shared Value [6]), теория преобразующих инвестиций (Impact Investment [15]) и др. Эти члены общества хотят жить с более высоким качеством, чем у предыдущего поколения, они потенциально готовы к обучению по спе-

циальности, в основном бесплатно, и для всех, однако, допускают плату при обеспечении более высокого уровня качества образования;

- подготовка профессионального работника в соответствии с потребностями экономики за плату - прямо или опосредованно (через расходные статьи бюджета).

Исходя из решаемых системой образования задач следует различать собственно образование и профессиональное обучение, ориентированное на максимальную эффективность использования рабочего времени трудоспособной части общества.

Для членов общества можно выделить два основных мотива для получения образования: обязательность как требование со стороны государства; привлечение к образованию и профессиональному обучению путем обеспечения потенциально более высокого материального положения в обществе за счет будущей заработной платы в соответствии с полученной квалификацией, а сегодня - и возможностью получения большего дохода.

В соответствии с происходящими изменениями в экономике и обществе кардинально меняются задачи и критерии качества образования и профессионального обучения. Если раньше для большинства населения была характерна готовность к максимально эффективной работе в сочетании с умением принятия ее необходимости, то сегодня (со снижением необходимости работы) проявляется способность людей к содействию в развитии страны и общества не только в рабочее, но и во внерабочее время.

Наряду с прежними задачами образования возникают новые важные тенденции, связанные:

- с развитием творческих способностей человека и нахождением новых идей в разных сферах деятельности: бизнесе (идеи роста стоимости), социальном секторе, искусстве, науке и пр. Поле реализации этих идей - это использование возможностей новой экономической парадигмы, основанной на информации;

- умением эффективно в текущих условиях использовать (или просто занять) свое свободное время, объем которого для большей части общества непрерывно растет, не только не ухудшив состояние общества, но и улучшив перспективы его развития.

Доля свободного (с точки зрения возможностей распоряжения) времени населения в составе нерабочего времени постоянно растет со снижением времени на физическое восстановление (сон, питание), поддержание здоровья и лечение (быт, поездки), выполнение необходимых социальных функций, прежде всего воспитание детей, взаимодействие с родными, другими членами общества, государством и т. п.

Следует отметить, что задача организации свободного времени человека не так сложна, как это может выглядеть на первый взгляд. Считается, что сегодня в развитых странах на свободное время уже приходится в день от 5,1 часа для женщин до 5,8 часа для мужчин [8], растет число работающих в условиях сокращенного рабочего дня (4-6 часов в день), и имеется устойчивое мнение населения, что свободного времени недостаточно, а следовательно, есть видимые перспективы его использования. Это означает, что если свободное время вырастет не более чем в два раза (до 10-12 часов в день), существенных проблем с его адекватным (рациональным) использованием возникнуть не должно, хотя встает новая задача - сделать это дополнительное нерабочее время не менее полезным для общества, чем рабочее.

Свободное время может использоваться для развлечения и/ или отдыха (пассивного или активного). Сегодня отдых и развлечение постоянно сближаются, причем отдых, с одной стороны, становится частью физического восстановления, а с другой -развлечением. Свободное время реализуется в форме самодеятельности (в том числе деловой, общественной, нейтральной, полезной или деструктивной по отношению к себе и обществу) и саморазвития - делового, социального, духовного и физического. Все

эти направления использования свободного времени могут быть активными и пассивными, инспирированными другими индивидами, группами, обществом, корпорациями прямо или косвенно.

С учетом современного состояния общества и перспектив его развития возникает новая задача на стыке образования и профессионального обучения - обучение распоряжению нерабочим временем, доля которого уже сейчас велика и будет только расти. Сегодня основным потребителем услуг системы образования и профессионального обучения становится не столько экономика (как часть общества), сколько само общество, которое должно сохранить свое здоровье и потенциал развития в условиях роста нерабочего времени, причем в рамках не только своей суверенной страны, но и глобального мира.

Высшее и супервысшее (аспирантура и ее аналоги) образование сегодня становятся не столько элементами профессионального обучения как предпосылками будущего роста вознаграждения за труд, сколько естественным продолжением общего образования. В наши дни обществу и государству больше не надо думать об образовании как основном средстве формирования важнейшего фактора производства - труда: его роль в экономике, по крайней мере, в виде абстрактного, унифицированного, простого труда, неуклонно снижается. Необходимо проявлять заботу об образовании человека как источнике нового фактора стоимости, источнике идей. В условиях достижения достаточно высокого уровня общего школьного образования и существования глобальной сети профессиональное обучение можно и необходимо реализовывать по-новому, обеспечив его высочайший уровень качества, особенно с учетом постоянно ускоряющегося процесса устаревания профессиональных знаний и компетенций. В свою очередь профессиональное обучение должно стать делом не столько государства и общества, сколько бизнеса, которому требуются соответствующие специалисты.

Государству и обществу в целом необходимо думать о новом уровне общего образования, которое должно позволить человеку:

- жить в условиях информационного общества, глобальной сети, Р2Р-экономики и новой глобализации;

- стать источником идейного капитала;

- занять себя, организовать свое свободное время, саморазвиваться на протяжении всей жизни;

- в случае востребованности быть готовым для включения в систему профессионального обучения, организуемую бизнесом.

Такой подход к общему образованию вовсе не означает, что государство и общество могут ограничиться школьным образованием. Напротив, задачей государства и общества становится развитие образования на всех уровнях, востребованных членами общества: от общего к высшему и супервысшему (магистратура и аспирантура) с ориентацией не на текущие (или даже верно спрогнозированные) потребности бизнеса как части экономики, а на человека как члена общества.

Понятно, что требования к образованию и задачи образования должны измениться. На всех уровнях образование должно быть ориентировано на развитие идейного потенциала человека вне сложившегося бизнеса, а не на возможность применения человека в бизнесе в качестве фактора производства.

Сегодня даже хороший уровень развития профессионального обучения уже мало что значит, т. е. это условие необходимое, но недостаточное, поскольку работа для 15% трудоспособных, занятых в экономике, и оплата труда не гарантируются, так как такой фактор производства, как труд, требуется в существенно меньших размерах, чем ранее. В сочетании с постоянно растущими темпами устаревания профессиональных знаний это означает, что и методы обучения (передача знаний, компетенций, навыков, умений) должны претерпеть существенные изменения. Образование

должно ввести человека в современное культурное поле и научить развиваться синхронно с его развитием, пользуясь возможностями, предоставляемыми глобальной сетью. Узкая специализация образования больше не востребована, напротив, государство должно дать своему населению максимально широкое образование и заинтересовать, мотивировать, стимулировать и научить учиться на протяжении всей жизни, меняя свою специализацию.

Здесь с неизбежностью возникает вопрос о свободном времени как богатстве нации, поднятый еще в работах К. Маркса, и возможностях его вовлечения в хозяйственный оборот не в рамках коммерциализации, капитализации, а при использовании свободного времени в качестве драйвера роста. На самом деле К. Маркс никогда не писал о том, что богатство общества будет измеряться количеством не рабочего, а свободного времени человека, того времени, которое будет использовано им для восстановления физических и духовных сил, а также для совершенствования своих знаний и способностей, для духовного роста. Он писал: «...действительным богатством является развитая производительная сила всех индивидов. Тогда мерой богатства будет отнюдь уже не рабочее время, а свободное время» [5. - С. 221].

Можно, по-видимому, поставить вопрос и об образованности (уровне образования) как об истинном богатстве нации с точки зрения как привлекательности для «суперрегиона» (своего или чужого), так и всего глобального мира. Уровень образования становится фактором конкурентоспособности территории, а не способом решения текущих задач экономики. Сегодня спрос на образование и требования к системе образования формируются не экономикой в узком смысле (корпоративным бизнесом), а обществом с нацеленностью на конкурентоспособность страны.

Советская система образования решала совсем другие задачи: обеспечение экономики трудом как основным фактором производства, сохранение, устойчивость обще-

ства и защита суверенитета. В рыночных условиях задача обеспечения экономики трудом уже не является первоочередной -экономика может и должна сама о себе позаботиться. Сегодня задачи перед государством и обществом иные, и с системой образования надо работать как с научно-технической инновацией - на 20-30-летнем горизонте.

Представляется, что основным противоречием действующей в России системы образования выступает то, что колледжи и университеты по-прежнему ориентируются на подготовку специалистов для бизнеса, а надо - для общества и экономики, включая тех, кто не будет работать. Вряд ли в современных условиях следует ориентироваться в вузовской подготовке на узкий профессионализм, ведь именно в системе образования формируется и «творится» личность гражданина, который и будет

определять будущее страны. Более того, вне этого процесса обучения невозможно сформировать систему ценностей общества, осуществлять процесс социализации.

Назрел социальный запрос на гуманизацию фундаментального образования, на формирование интеллектуально-духовной составляющей у выпускника вуза как целостной творческой личности. Следует учесть и то, что сегодня при приеме на работу на первое место работодатели ставят способность к саморазвитию и обучению, мотивацию, умение работать в команде, лояльность и др. Понятно, что современное, отвечающее вызовам времени образование все проблемы роста и развития страны не решит, однако это значимый фактор, драйвер конкурентоспособности страны, роль и значение которого постоянно возрастают.

Список литературы

1. Архипова Н. И., Родионов И. И. Изменение содержания и роли факторов производства как источника конкурентоспособности в современном мире / / Вестник РГГу. Серия «Экономика. Управление. Право». - 2015. - № 1. - С. 9-16.

2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М. : ГУ ВШЭ, 2000.

3. Крутаков Л., Макушкин А. Бизнес с размахом. Три документа, способные изменить мир / / Коммерсантъ. Власть. - 2016. - № 9. - С. 9.

4. Крутаков Л., Макушкин А. Изменения приняты. Страны мира переходят в новое экономическое состояние не без помощи политики / / Коммерсантъ. Власть. - 2015. -№ 47. - С. 9.

5. Маркс К., Энгельс Ф. Экономические рукописи 1857-1959 гг. // Собр. соч. - 2-е изд. -Т. 46. - Ч. 2.

6. Портер М., Крамер М. Бизнес и общество: конкурентоспособность и социальная ответственность / / Harvard Business Review. - 2007. - № 3. - С. 73-86.

7. American Time Use Survey News Release. Friday, June 24, 2016. USDL-16-1250. - URL: https: / / www.bls.gov/ news.release/ atus.htm

8. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: а Venture in Social Forecasting. - New York, Basic Books, 1973.

9. Brynjolfsson E., McAfee A. Race Against the Machine: How the Digital Revolution is Accelerating Innovation, Driving Productivity, and Irreversibly Transforming Employment and the Economy. - URL: http://ebusiness.mit.edu/research/Briefs/Brynjolfsson_McAfee_ Race_Against_the_Machine.pdf

10. Brynjolfsson E., McAfee A. The Second Machine Age: Work, Progress, and Prosperity in a Time of Brilliant Technologies. - New Yorr : W. W. Norton & Company, 2014.

11. Brynjolfsson E., McAfee A, Spence M. New World Order. Labor, Capital, and Ideas in the Power Law Economy / / Foreign Affairs. - 2014. - July - August. - P. 19.

12. Hausmann R. The Economics of Inclusion / / Project Syndicate. - 2014. - № 11. - URL: http://www.project-syndicate.org/ commentary/inclusiveness-key-strategy-for-growth-by-ricardo-hausmann-2014-11 (дата обращения: 12.02.2016).

13. Karabarbounis L., Neiman B. The Global Decline of the Labor Share. - URL: http://faculty. chicagobooth.edu / brent.neiman / research / KN.pdf

14. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. - URL: http://www3.weforum.org/ docs/ Media/ KSC_4IR.pdf

References

1. Arkhipova N. I., Rodionov I. I. Izmenenie soderzhaniya i roli faktorov proizvodstva kak istochnika konkurentosposobnosti v sovremennom mire [Changes in the Content and Role of Production Factors as a Source of Competitiveness in the Current World]. Vestnik RGGU. Seriya 'Ekonomika. Upravlenie. Pravo' [Bulletin of RGGU: Series 'Economics. Management. Law'], 2015, No. 1, pp. 9-16. (In Russ.).

2. Kastels M. Informatcionnaya epokha: ekonomika, obshchestvo i kul'tura [Informational Epoch: Economics, Society and Culture]. Moscow, GU VShE, 2000. (In Russ.).

3. Krutakov L., Makushkin A. Biznes s razmakhom. Tri dokumenta, sposobnye izmenit' mir [Wide-Ranging Business. 3 Documents which Can Change the World]. Kommersant#. Vlast [Commersant. Vlast'], 2016, No. 9, pp. 9. (In Russ.).

4. Krutakov L., Makushkin A. Izmeneniya prinyaty. Strany mira perekhodyat v novoe ekonomicheskoe sostoyanie ne bez pomoshchi politiki [Changes have been Approved. Countries of the World are Going over to New Economic Situation with the Help of Politics]. Kommersant#. Vlast' [Commersant. Vlast'], 2015, No. 47, pp. 9. (In Russ.).

5. Marx K., Engels F. Ekonomicheskie rukopisi 1857-1959 gg. [Economic Manuscripts of 1857-1959]. Collection of works, 2nd edition, Vol. 46, Part 2. (In Russ.).

6. Porter M., Kramer M. Biznes i obshchestvo: konkurentosposobnost' i sotcial'naya otvetstvennost' [Business and Society: Competitiveness and Social Responsibility]. Harvard Business Review, 2007, No. 3, pp. 73-86. (In Russ.).

7. American Time Use Survey News Release. Friday, June 24, 2016. USDL-16-1250. Available at: https://www.bls.gov/news.release/atus.htm

8. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: а Venture in Social Forecasting. New York, Basic Books, 1973.

9. Brynjolfsson E., McAfee A. Race Against the Machine: How the Digital Revolution is Accelerating Innovation, Driving Productivity, and Irreversibly Transforming Employment and the Economy. Available at: http://ebusiness.mit.edu/research/Briefs/Brynjolfsson_ McAfee_Race_Against_the_Machine.pdf

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Brynjolfsson E., McAfee A. The Second Machine Age: Work, Progress, and Prosperity in a Time of Brilliant Technologies. New York, W. W. Norton & Company, 2014.

11. Brynjolfsson E., McAfee A., Spence M. New World Order. Labor, Capital, and Ideas in the Power Law Economy. Foreign Affairs, 2014, July - August, p. 19.

12. Hausmann R. The Economics of Inclusion. Project Syndicate, 2014, No. 11. Available at: http://www.project-syndicate.org/ commentary/inclusiveness-key-strategy-for-growth-by-ricardo-hausmann-2014-11 (accessed 12.02.2016).

13. Karabarbounis L., Neiman B. The Global Decline of the Labor Share. Available at: http://faculty.chicagobooth.edu/brent.neiman/research/KN.pdf

14. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. Available at: http://www3.weforum.org/ docs/ Media/ KSC_4IR.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.