«НОВАЯ ДРАМА» - историко-литературное понятие, главным образом применимое к двум драматургическим феноменам рубежа веков: Н. д. конца XIX - начала XX вв. и Н. д. конца XX - начала XXI вв.
Термин Н. д. стал употребляться в отечественном театроведении и литературоведении в начале XX в. «для обозначения многообразного творчества тех драматургов и целых драматургических стилей, которые на рубеже XX в. пытались на Западе радикально перестроить традиционную драму. Сюда относят таких различных писателей, как Ибсен и Стриндберг, Золя и Гауптман, Шоу и Метерлинк и многих других» (Адмони, с. 140); «...литературная эпоха рубежа веков представляет новую модификацию жанра драмы - "новую драму", в развитии и усовершенствовании которой участвуют другие жанры.» (Кушлина, с. 9). Во вступительной статье «Спор галерки с партером: русская драматургия первый половины XX века» О.Б. Кушлина описывает историю возникновения понятия Н. д. в дискуссиях русских писателей и театроведов начала XX в. (В. Брюсова, А. Белого, Ф. Сологуба, Вс. Мейерхольда, А. Луначарского) о современных задачах театра. «Само определение - "новая драма", которым оперировали участники дискуссии, получило с тех пор вполне определенное смысловое наполнение и используется в театроведении как термин», - заключает О.Б. Кушлина (Там же).
В свою очередь, содержание термина Н. д. предполагает два основных значения. Первое (широкое) - как явление, обозначающее сходные художественные открытия в области европейской драматургии и театра. Второе значение термина Н. д. (узкое, специальное) -модификация жанра драмы. Под «модификацией жанра драмы» мы понимаем разновидность сложившегося в XIX в. неканонического жанра драмы. Как культурно-историческая индивидуальность жанр драмы на рубеже означенных эпох претерпевает ряд трансформаций, не уничтожающих определенный комплекс «устойчивых признаков» (Тамарченко, с. 263-265) жанра в целом.
Между «новой драмой» как явлением драматургии и театра и жанровой модификацией в конце XIX - начале XX вв. и в конце XX -начале XXI вв. наблюдается ряд типологических схождений. Развивая идеи В.М. Жирмунского, Н.И. Конрада, В.Е. Хализев под «типологическими схождениями» или «конвергенциями» предлагает понимать «начала сущностной близости между литературами разных стран и эпох» (Хализев, с. 378). «Типологический подход к проблеме как базовый, - отмечает А.Ю. Большакова, - прежде всего сосредотачивает нас на поиске некоей первоосновной, инвариантной (как ядро) модели - "сквозной" по отношению к общему движению литературного процесса, т.е. соединяющей реальными, сущностными скрепами самые разные, на первый взгляд, явления.» (см.: Проблемы современного литературоведения., с. 25).
----
Основу типологических схождений Н. д. конца XIX - начала XX вв. и конца XX - начала XXI вв. составляет общая историко-культурная ситуация «рубежа столетия», осознание исчерпанности традиционных форм (как жизни, так и искусства) и необходимости поиска нового.
Будучи явлением драматургии и театра, Н. д. в конце XIX - начала XX вв. была связана с возникновением национальных театров - трибунов идей «новых драматургов» в союзе с режиссерами-постановщиками: Андре Антуан (парижский «Свободный театр»), Отто Брам и Макс Рейнгардт («Свободная сцена», «Немецкий театр», «Новый театр», «Камерный театр»), Дж.Т. Грейн, Б. Шоу и Х. Гренвилл-Баркер («Независимый театр», «Сценическое общество», «Королевский театр» в Англии), К.С. Станиславский и Вл.И. Немирович-Данченко (МХТ).
Комментируя новаторскую деятельность этих известных режиссеров, театроведы обычно говорят о движении «свободных театров» (от «Свободного театра» Антуана к МХТ К.С. Станиславского и Вл.И. Немировича-Данченко). К основным принципам движения «свободных театров» относят борьбу «за современный репертуар, актерский ансамбль, глубокую, оригинальную режиссерскую интерпретацию пьес» (Образцова, с. 220).
Вопрос об исторических «границах» явления Н. д. имеет общеевропейскую, национальную и индивидуальную специфику. Каждая специфика подразумевает три основных периода развития Н. д.: начальный период подготовки (отдельные проявления), становления и расцвета, период обретения «зрелости» (в совокупности с движением «свободных театров»).
Общеевропейские «границы» явления Н. д. конца XIX - начала XX вв. охватывают период с середины 1860 гг. (пьесы «пионеров» «новой драмы» Б. Бьернсона, Т.У Робертсона, режиссерская деятельность Кронега в «Мейнингенском театре») по 1914 г. (начало Первой мировой войны, когда угас первый «реформистский пыл» движения «новой драмы»).
Экспериментальными площадками для русской и зарубежной Н. д. в конце XX - начале XXI вв. также становятся «независимые театры» (Театр. doc, центр им. Вс. Мейерхольда в Москве, американский театр Generous Company «Щедрая компания», театр «Спутник» в Лондоне). Однако спектр функционирования современного явления «новая драма» значительно расширяется: национальные, международные театральные и драматургические фестивали, лаборатории («Золотая маска», российский фестиваль драматургии «Любимовка», украинский фестиваль драматургии «Гогольфест», театр и фестиваль современной русскоязычной драматургии «Спутник» в Лондоне, WordBRIDGE/«Словесный мост» - лаборатория новой пьесы в Аме-
рике). Отдельные спектакли русской Н. д. идут на сценах известных отечественных («7 дней до Потопа» братьев Пресняковых в театре им. К.С. Станиславского в постановке режиссера В. Петрова) и «свободных» зарубежных («Боевые искусства» Ю. Клавдиева в театре университета Таусон, «Я, пулеметчик!» Ю. Клавдиева в американском театре Generous Company) театров.
Фестивальное движение Н. д. свидетельствует о начале этапа ее становления в России и за рубежом. Появилась целая плеяда молодых талантливых отечественных драматургов (Ю. Клавдиев, М. Курочкин, Я. Пулинович, О. Мухина и др.). Н. д. обращена к молодому читателю/зрителю, студенческой аудитории, способной органично воспринимать все нестандартное в искусстве.
Репертуар «свободных театров» всегда составляла Н. д. Как модификация жанра драмы в конце XIX - начале XX вв. Н. д. имела вполне определенную драматургическую модель, каждый элемент которой значим в совокупности целого, в «ансамбле». Систематизация основных характеристик Н. д. позволила нам представить типологическую модель жанровой модификации «европейская Н. д. конца XIX - начала XX вв.».
Определяя принадлежность пьес каждого отдельно взятого драматурга отмеченного периода к жанровой модификации Н. д., важно учитывать четыре принципиальных момента. Момент первый: функционирование в большей или меньшей степени всех описанных элементов модели. Второе: эволюция жанровой модификации. Третье: существование и возможность разных способов взаимодействия Н. д. с другими жанрами. Четвертое: исторические «границы» явления Н. д.
Состав модели жанровой модификации и «европейская Н. д. конца XIX - начала XX в.»: способ отражения действительности (независимость от принадлежности к литературным направлениям, течениям, школам при общем тяготении к натурализму на этапе становления), проблематика (актуальные проблемы социальной действительности и нравственности, «проблемность», выраженный социально-критический пафос), конфликт - столкновение идей, «драма идей», «интеллектуальная драма» (в контексте нашей статьи понятия «драма идей», «интеллектуальная драма» рассматриваются как синонимы исключительно с культурно-исторической точки зрения), острый морально-философский конфликт), композиция (точный колорит места и времени действия, установка на жизнеподобие, «четвертая стена», ретроспекция, открытый финал), действие (преобладание диалога над поступком, «дискуссионность»), характер (представитель «среднего» класса, носитель идеи, психологизм), изобразительно-выразительные средства (авторские ремарки, подтекст, символика, паузы).
Принципиальные изменения в составе жанровой модификации русской Н. д. спустя столетие коснулись, прежде всего, основных драматургических категорий: конфликт, действие, характер.
Конфликт в современной Н. д. в самом общем виде можно обозначить как столкновение позиций самоопределений, самоидентификаций индивидуумов в процессе коммуникации. Специфика конфликта в новейшей драматургии может быть объяснена посредством обращения к философским идеям современного радикального конструктивизма: принципиальной множественности реальности Э. Глазерс-фельда (См.: Глазерсфельд Э. фон), изобретенной действительности, коммуникативной реальности П. Ватцлавика, концепции кругообразности (выраженной через приставку само) Х. Ферстера, нейрофизиологической природы познания У Матурана, Ф. Варела.
В структуре драматургического действия современной Н. д. преобладает монолог, основанный на диалогической природе саморефлексии персонажа. Выраженная дискуссионность Н. д. рубежа XIX - начала XX вв. смещается в новейшей драматургии в область подсознания героя. Возрастает роль подтекста. Характер персонажа часто социально немотивирован, включает в себя несколько ролей-самопрезентаций в зависимости от «человеческой ситуации».
Сохраняя баланс между натурализмом и абсурдом как способами изображения действительности, проблемностью без выраженного социально-критического пафоса и метафизической, экзистенциальной природой персонажа, современная Н. д. демонстрирует активное экспериментирование драматургов/режиссеров в области формы, внесценических художественных средств (музыка, танец, освещение, экран и т.д.).
7 сентября 2010 г. в рамках фестиваля молодой драматургии «Любимовка» состоялась дискуссия «Современная пьеса в России и на Западе: пути и технологии», в которой приняли участие известные театральные деятели России, Великобритании и Америки. Размышляя о характерных особенностях русской жанровой модификации Н. д. на примере постановок пьес Ю. Клавдиева, организатор лондонского фестиваля Ноа Брикстед-Брики обратил внимание на тот факт, что «русские пьесы обогащают и удивляют» (здесь и далее высказывания участников дискуссии цитируются по записям, сделанным автором настоящей статьи). «Американские драматурги хорошо научены, что надо делать, а что не надо, - продолжил дискуссию американский драматург и теоретик драмы Эрик Рамзей. - А в русской драме нет понятия "этого делать нельзя". Драматурги и публика сами не знают, что случится. В русской драме существует подрыв <привычной> формы».
Отмеченные в ходе встречи неожиданность, непредсказуемость, необычность русской Н. д. часто проистекают из сочетания множества жанровых элементов внутри общей «социально-психологической драмы о современности» (Храповицкая) - известной жанровой модификации «Н. д. конца XIX - начала XX вв.». Например, представленную на «Любимовке» в читке пьесу Я. Пулинович «Он пропал без
вести» (режиссер М. Гацалов) можно определить как социально-психологическую интеллектуальную драму. Однако пьеса содержит элементы экзистенциальной драмы («пограничная ситуация», болезненные состояния психики), драмы абсурда (внешняя бесконфликтность в ситуации напряженного внутреннего ожидания, «снижение» образа персонажа, дисинтеграция, девальвация языка).
Примером сохранения реалистической мотивации при использовании современной экспериментальной формы драматургии можно назвать пьесы представителей тольяттинской Н. д. братьев Вячеслава и Михаила Дурненковых (в «ТеатрЛос» на фестивале «Золотая маска» (22 марта 2004 г.) шла их пьеса «Культурный слой» в постановке режиссера Вадима Леванова). Комментируя вопрос корреспондента о том, что их творчество часто рассматривают в контексте модного направления «Verbatim» (см.: Вербатим), Михаил Дурненков ответил: «Я бы сказал, что "verbatim" для нас - это всего лишь прием, когда на сцене звучит живая, органичная герою речь...».
Развитие наследуемой Н. д. конца XX - начала XXI вв. «правды жизни» социально-психологической драмы о современности конца XIX - начала XX вв. нельзя свести исключительно к языку (или используемой на сцене ненормативной лексике). Именно проблем-ность содержания (социальная, нравственная, философская) выступает на протяжении столетия связующим звеном жанровой модификации Н. д.
Лит-ра: Адмони В.Г. Генрик Ибсен: очерк творчества. Л., 1989; Глазерс-фельд Э. фон. Введение в радикальный конструктивизм // Вестник Московского университета. 2001. № 4. (Сер. 7. Философия); Кушлина О.Б. Драма первой половины XX века. М., 2000; Образцова А.Г. Английский театр // История зарубежного театра. Ч. 2. Театр Западной Европы XIX - начала XX века. 1789-1917 / [под ред. Г.Н. Бояджиева и др.]. М., 1984; Проблемы современного сравнительного литературоведения: сборник статей. Вып. 4. М., 2004; Тамарченко Н.Д. Жанр // Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001; Хализев В.Е. Теория литературы. М., 2005; Храповицкая Г.Н. Основные пути развития норвежской драмы второй половины XIX -начала XX веков: (Ибсен, Бьернсон, Гамсун, Г. Хейберг): автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 1980.
Lit-ra: Admoni V.G. Genrik Ibsen: ocherk tvorchestva. L., 1989; Glazersfel'd Je. fon. Vvedenie v radikal'nyj konstruktivizm // Vestnik Moskovskogo universiteta. 2001. № 4. (Ser. 7. Filosofija); Kushlina O.B. Drama pervoj poloviny XX veka. M., 2000; ObrazcovaA.G. Anglijskij teatr // Istorija zarubezhnogo teatra. Ch. 2. Teatr Zapadnoj Evropy XIX - nachala XX veka. 1789-1917 / [pod red. G.N. Bojadzhieva i dr.]. M., 1984; Problemy sovremennogo sravnitel'nogo literaturovedenija: sbornik statej. Vyp. 4. M., 2004; Tamarchenko N.D. Zhanr // Literaturnaja jenciklopedija terminov i ponjatij. M., 2001; Halizev V.E. Teorija literatury. M., 2005; Hrapovickaja G.N. Osnovnye puti razvitija norvezhskoj dramy vtoroj poloviny XIX -nachala XX vekov: (Ibsen, B'ernson, Gamsun, G. Hejberg): avtoref. dis. ... d-ra filol. nauk. M., 1980.
М.Г. Меркулова