Научная статья на тему 'НОВАЯ АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МАЛАЙЗИИ'

НОВАЯ АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МАЛАЙЗИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

140
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛАЙЗИЯ / АНТИКРИЗИСНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ / ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ / НОВАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ПРОГРАММА ПРАВИТЕЛЬСТВЕННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ / ПЛАН РАЗВИТИЯ / MALAYSIA / ANTI-CRISIS AND ECONOMIC STRATEGY / ASEAN / NEW ECONOMIC MODEL / GOVERNMENT PROGRAM OF TRANSFORMATION / PLAN OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лоссовский Игорь Евгеньевич

Малайзия - государство, прошедшее сложный путь от отсталой сельскохозяйственной, колониально зависимой страны с неразвитой экономикой ресурсной ориентации до построения крепкого индустриального независимого государства с экспортно-ориентированной экономикой. Она ставит сегодня перед собою сложные задачи построения современного успешного мусульманского государства с передовой и либеральной экономикой инновационного типа, достижения до 2020 г. уровня экономических показателей развитых стран мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

New anti-crisis strategy and economic model of Malaysia

In this article analysis of the modern anti-crisis strategy of Malaysia, as one of the leading countries of South-East Asia region, of the Muslim world and developing countries, is carried out. This country is called to be belong to the category of new "Asian tigers" in view of remarkable success of economic and social development, ambitious plans and large prospective targets raised by the state government. New economic model is called not only for the successful and efficient leading the country out of the financial and economical crises, which negative consequences are faced today by many countries of the world. It envisages also formulation and resolution of the perspective tasks for construction of the leading, liberal, innovative economy, reaching by the year 2020 of the developed countries level.

Текст научной работы на тему «НОВАЯ АНТИКРИЗИСНАЯ СТРАТЕГИЯ И ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ МАЛАЙЗИИ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Иомиури симбун, 2010, 12 июля.

2. Нихон кэйдзай симбун, 2010, 1 октября.

3. Российская газета, 2010, 22 октября.

4. The Japan Times, 2010, June 13.

5. ИТАР-ТАСС, 2010, 17 ноября.

6. Подробнее см.: Известия, 2010, 15 декабря.

7. Нихон кэйдзай симбун, 2010, 11 июня.

8. См.: Российская газета, 2010, 2 ноября

9. ИТАР-ТАСС. 2010, 15 ноября.

новая антикризисная стратегия и экономическая модель малайзии

И.Е. Лоссовский*

В 2008—2009 гг. экономику Малайзии, как и экономики большинства стран мира, поразил финансово-экономический кризис. В период его наибольшего распространения национальная экономика страны сократилась на 6,2%, внутренний спрос упал на 2,9%. Из-за резкого уменьшения мирового спроса на продукцию производственного сектора темпы производства электроники и электробытовых приборов снизились на 22,8%, добывающего сектора — на 3,8%, агропромышленного комплекса на 0,4%.

Падение объемов внешней торговли в 2009 г. составило 14,6%, однако торговое сальдо для страны оставалось положительным — 42,55 млрд дол. США [1].

На этом фоне довольно устойчиво развивался строительный сектор — годовой рост 5,7%, сфера услуг. Темп роста услуг в 2009 г. составил к 2008 г. 2,6% (2008 г. к 2007 г. — 7,2%), что дало возможность правительству поддерживать национальную экономику во время мирового финансового кризиса. Доля сектора услуг в ВВП выросла в 2009 г. до 57,4%. Рост услуг обеспечили: связь (рост на 6%), финансовые услуги и страхование (4,4%), оптовая и розничная торговля (1,2%), жилищные и ресторанные услуги (2,7%).

В 2009 г. в экономику Малайзии было привлечено прямых иностранных инвестиций на сумму 9,29 млрд долл., в свою очередь Малайзия инвестировала за границу 8,97 млрд долл. [2]. Резервы страны возросли на 4 млрд долл. и составляли 97,4 млрд долл. В течении 2009 г. внешний долг был сокращен до 67,7 млрд долл. США (35,3% от ВВП страны). Индекс потребительских цен в течение года вырос на 0,6% (2008 — 5,4%).

Несмотря на мировой финансовый кризис, банковская система Малайзии остается сегодня стабильной. Общее количество невозвращенных кредитов в банковском секторе не превышает 2,2%.

* Лоссовский Игорь Евгеньевич — кандидат физико-математических наук, чрезвычайный и полномочный посланник Украины 2-го класса, заместитель директора Третьего территориального департамента Министерства иностранных дел Украины (Киев), e-mail: lossovskiy@ hotmail.com.

28

Свидетельством способности экономики выживать в непростых условиях кризиса является улучшение позиций страны в международных экономических рейтингах. Согласно показателям «конкурентоспособности» экономики международного рейтингового агентства 1МБ (май 2010 г.), Малайзия впервые заняла 10 место среди 58 стран мира, в 2009 г. — 18 место среди 60 стран. Основными критериями расчета уровня конкурентоспособности экономики выступают: экономическая деятельность (8 место); эффективность работы правительства (9); эффективность работы бизнеса (4); инфраструктура (25) [3].

Высокие рейтинговые оценки Малайзии и по другим направлениям:

- по рейтингу «индекса глобальной конкурентности» Малайзия занимает 24 место, первое место — Швейцария, далее — Сингапур и Гонконг, Россия - 63 [4];

- «индексу экономической свободы» — 59 место, первое место — Гонконг, второе — Сингапур, третье — Австралия, Российская Федерация — 143 место [5] и т.д.

Относительно стабильное экономическое положение Малайзии связано в том числе и с назначением в апреле 2009 г. на пост Премьер-министра Малайзии Наджиба Разака11. Новым Правительством страны, вместе с решением задачи преодоления финансово-экономического кризиса, был взят курс на решение довольно сложной задачи — достичь до 2020 г. уровня развитых стран мира, в том числе — доходов на душу населения с 7 000 дол. США в 2010 г. до 17 000 долл. в 2020 г.) [6].

С целью обеспечения масштабной трансформации экономики Премьером была представлена стратегия, базирующаяся на 8 столпах (4 главных и 4 дополнительных), главными компонентами которой стали:

Концепция «Единая Малайзия» [7]; Программа правительственной трансформации (ППТ); Новая экономическая модель (НЭМ) [8]; Десятилетний план развития Малайзии (2011—2015 гг.) и до 2020 г. [9]. Дополнительно планировалось: использование преимуществ интеграции, обеспечение реальной ценности национальной валюты, ускорение процессов принятия решений с их практической реализацией и т.д. [6].

Концепция «Единая Малайзия» предполагает развитие единого поликультурного и поликонфессионного общества на основах равенства и взаимоуважения всех рас, наций и религий с целью сохранения и укрепления расовой гармонии, устранения взаимных подозрений между национальными группами в стране. Она основана на практическом опыте других многонациональных стран, где общество идентифицирует себя в первую очередь с гражданством определенного государства, а не с этническими, религиозными или расовыми признаками. При этом ударение делается на национальном единстве, межэтнической гармонии и эффективном управлении. Концепцией провозглашены 8 ключевых ценностей, исповедование которых может способствовать воплощению ее в жизнь: настойчивость, высочайшее мастерство и профессионализм, благосклонность, лояльность, образованность, скромность, честность и

1 Н. Разаку самой судьбой было предназначено стать 6-м Премьером страны, поскольку он был сыном 2-го Премьер-министра Абдулы Разака (1971—1976 гг.) и племянником 3-го Премьера Хусейна Онна (1976—1981 гг.), получил экономическое образование в Великобритании и уже в 23 года начал политическую карьеру будучи избранным депутатом Малазийского Парламента на место, освободившееся после смерти его отца.

29

достоинство. Таким образом, именно единство нации провозглашается ключевым элементом на пути достижения общей цели — построения развитого процветающего государства.

Программа правительственной трансформации рассчитана на три года и преследует две основные цели, которые отвечают главным задачам государственного строительства, сформулированным в главном стратегическом программном документе «Видение-2020» [10]. Первой целью является намерение сделать деятельность Правительства более эффективной, чувствительной к потребностям людей и ответственной за результаты. Второй — сделать Малайзию передовой и объединенной, в свете концепции «Единая Малайзия» страной с обществом высоких стандартов жизни. В целом ППТ является прогрессивным планом, направленным на активизацию всех правительственных механизмов и возможностей в преодолении имеющихся проблем в ключевых областях деятельности. Программой определено 6 национальных ключевых сфер достижения результатов, среди которых: снижение уровня преступности; борьба с коррупцией; улучшение системы и повышение уровня образования; повышение стандартов жизни домохозяйств с низким уровнем доходов; улучшение сельской инфраструктуры; улучшение городского общественного транспорта. В каждой сфере соответствующими министерствами и ведомствами страны разработаны специальные программы и комплекс необходимых мероприятий с целью эффективного достижения поставленных целей. Установлены также четкие критерии оценки достижения прогресса в той или иной сфере. Контроль осуществляется два раза в год.

Инициативы Правительства по вопросам экономической либерализации предусматривают проведение специальных мероприятий с целью привлечения прямых иностранных инвестиций путем активного участия во всемирном соревновании за глобальные финансовые ресурсы, жизненно необходимые для дальнейшего развития экономики страны. Некоторые из этих мероприятий включают: предоставление разрешений иностранным компаниям на получение контрольных пакетов акций любых предприятий и компаний за исключением отдельных стратегических областей (телекоммуникации, энергетика, банковское дело, финансовые учреждения); послабление властных полномочий и либерализация деятельности правительственного комитета по иностранным инвестициям (теперь его разрешения требуются лишь для иностранных компаний, проводящих операции с недвижимостью и затрагивающих интересы государства стоимостью свыше 7 млн долл. США); снижение минимальной квоты относительно этнических малайцев — собственников публичных компаний, зарегистрированных на бирже, с 30% до 12,5%. Мероприятия в целом получили положительные отзывы иностранных инвесторов [2].

Правительством Малайзии был осуществлен ряд мероприятий по повышению прозрачности и ответственности министерств за конкретные результаты своей работы. Такие меры включают публичный мониторинг и участие прежде в закрытых государственных тендерах, информирование населения о расходах правительства и т.д., которые отслеживаются специальной общественной комиссии при участии независимых экспертов и руководителей частного бизнеса.

Было разрешено увеличение доли иностранного капитала в инвестиционных банках с 49% до 70%. В 2009 г. Национальный Банк Негара уполномочил

30

выдать лицензии двум большим иностранным исламским банкам (с капиталом не меньше 1 млрд долл. США), в 2010 г. — еще двум, а в 2011 г. — 3-м коммерческим банкам мирового класса. До 2012 г. в стране ожидается появление 7 новых иностранных банков в дополнение к 13 уже существующим [11].

Для оперативного преодоления финансово-экономического кризиса Правительством было предложено два стимулирующих пакета [8]. Первый пакет — в ноябре 2008 г. в размере 2 млрд долл. США; второй — в марте 2009 г. в размере 16.5 млрд долл.). В 2009-2010 гг. предусматривалось финансирование мероприятий, связанных с сокращением уровня безработицы, созданием новых рабочих мест, уменьшением экономического давления на чувствительные группы населения (этнических малайцев, местных аборигенных групп), предоставлением помощи частному сектору, развитием инфраструктуры и новых перспективных проектов. Таким образом, оперативные меры были направлены не только на стимулирование экономики на ближайшую перспективу, но и на создание долгосрочных возможностей в условиях постепенного экономического выздоровления.

Новая экономическая модель (первая часть представлена 30 марта 2010 г.) была разработана национальным экономическим советом, в который входят ведущие экономисты страны, международные аналитики, представители крупнейших банков и бизнес-корпораций страны. Ее главная цель — экономическое развитие и высокая конкурентоспособность экономики страны должны опираться на новейшие технологии, высокий уровень образования и профессиональную подготовку национальных кадров.

Вторая часть НЭМ содержит конкретные мероприятия по дальнейшей реализации модели, которыми будет заложен новый фундамент на следующее десятилетие для достижения Малайзией экономического уровня развитых стран мира.

Следует отметить, что последние 30—40 лет в Малайзии активно развивался производственный сектор экономики, происходила ее перестройка с аграрно-ресурсной на индустриальную и экспортно-ориентированную. Это результат достаточно успешной реализации экономической политики премьер-министра Абдул Разака (отца нынешнего Премьера) [10]. Поэтому сегодня Малайзия относится к группе ведущих стран наибольших экспортеров мира (21 место, свыше 157 млрд долл. на начало 2009 г.).

Одно из направлений НЭМ — дальнейшая либерализация сектора услуг как главного создателя национального ВВП. В соответствии с планом Малайзии на 2006—2020 гг., сектор частных услуг должен ежегодно возрастать на 7,5% и его доля в формировании ВВП должна составить около 60,0% в 2020 г. [11].

К другим достаточно привлекательным направлениям реализации новой модели следует отнести планирование специальных мероприятий с целью привлечения молодых талантливых малазийцев, работающих в настоящее время за границей; увеличение бюджетных ассигнований на обучение и переподготовку кадров и т.п.

Согласно статистической информации Национального банка Малайзии [1], начиная с 4 квартала 2009 г., благодаря успешным мерам Правительства, направленным на оздоровление национальной экономики, удалось сдержать инфляцию и повысить внутренний спрос, ставший, в свою очередь, существенным стимулом дальнейшего развития экономики страны. Пока-

31

затели роста ВВП в 4-ом квартале достигли 4,5% вместо ожидаемых 3,2%. В первом квартале 2010 г. удалось повысить общие объемы экспорта на 30% и достичь 10,1% роста ВВП.

Сегодня наблюдается тенденция дальнейшего роста внутреннего потребления. Иностранные инвесторы продолжают поддерживать экономику Малайзии. Положительные сдвиги в экономике страны происходят благодаря активному стимулированию частного сектора и общей либерализации государственной экономической политики.

Глобализация, либерализация и высокие темпы развития экономик Китая, Индии, Бразилии, России и стран Среднего Востока подталкивают Малайзию к необходимости обеспечения высокого уровня конкурентоспособности в сферах международной торговли и инвестиций. Поэтому главной задачей десятилетнего плана стратегической программы «Видение-2020» является улучшение основных показателей развития экономики, прежде всего — ВВП на душу населения. В соответствии с задекларированными целями, этот показатель уже в 2015 г. должен достичь 12 140 долл. Также отмечается необходимость достижения годового роста ВВП на уровне 6%. Рост должны обеспечить сектор услуг, промышленное производство и производство товаров с высокой прибавочной стоимостью в сельском хозяйстве за счет развития передовых биотехнологий и инноваций.

Другая задача 10-летнего плана — стимулирование частного инвестирования для обеспечения годового роста внутренних инвестиций в национальную экономику на уровне 12,8% (около 36 млрд долл.). Планируется также создание специального Фонда в размере 6 млрд долл. для оказания содействия частному сектору в финансировании совместных проектов предприятий государственного и частного секторов.

Достижению поставленных целей должны содействовать активные меры по развитию 12 ключевых национальных отраслей экономики производственного и инфраструктурного секторов, в том числе:

- добыча нефти и газа. Принимая во внимание тенденции восстановления активности мирового бизнеса, следует ожидать, что на протяжении последующих пяти лет темпы потребления нефти и газа будут возрастать. Ожидается, что поступления от этой отрасли составят около 5,3% от ВВП;

- производство пальмового масла. Реализация имеющихся перспектив в этой области связана со стабильным экспортным спросом. Планируется создать региональный центр производства пальмового масла за счет внедрения правительственных программ, направленных на стимулирование развития производства и поступления инвестиций;

- финансовые услуги. Темпы роста сектора страхования и финансовых услуг планируются на уровне 8,3%, поступления около 12,7% от ВВП. Принимаются меры по повышению ликвидности малазийского рынка ценных бумаг;

- производство электроники и электробытовых приборов. Главной задачей является повышение уровня автоматизации и дальнейшая структуризация производства, повышение качества и увеличение объемов производства полупроводников, комплектующих компьютерной техники, оптоэлектроники, радио и беспроволочных систем;

- информационные и коммуникационные технологии. Поступления от информационной и коммуникационной индустрии в 2015 году должны достичь 10,2% ВВП.

32

Таким образом, принятые Правительством Малайзии меры уже дали определенные результаты в преодолении негативных последствий финансово-экономического кризиса 2008—2009 гг. В этом плане опыт использования правительством Малайзии определенных экономических инструментов для относительно быстрого возврата экономики на траекторию роста является поучительным не только для государств Азиатско-Тихоокеанского региона, но и для других стран с «переходной экономикой», в том числе и России.

ЛИТЕРАТУРА

1. National Bank of Malaysia. — www.bnm.gov.my .

2. Foreign Investment Committee of Malaysia. — Официальный правительственный портал Малайзии — www.Malaysia.gov.my .

3. World Competitiveness Yearbook — 2010. — www.imd.ch/research/publications.

4. World Economic Forum. Centre for Global Competitiveness and Performance. — www.weforum.org/en.

5. 2010 Index of Economic Freedom. Ranking the Countries. — www.heritage. org/index/ranking.aspx.

6. Материалы публикаций центральных малазийских ежедневных англоязычных газет «New Strates Times» (NST) — (www.nst.com.my) и «The Star» — www.thestar.com.my).

7. One Malaysia Concept. — www.1malaysia.com.my.

8. National Economic Advisory Council of Malaysia. — www.neac.gov.my.

9. Tenth Malaysia Plan 2011—2015. — www.epu.gov.my.

10. Ahmad М^. 50 Years of Malaysia's economic diplomacy: The continuing struggle for peace, security and development. //The journal of diplomacy and foreign relations (IDFR, MFA of Malaysia). - 2008. - № 1. - Vol. 10. - P. 45.

11. The Leaders Magazine. - Special edition. Government transformation program. - Malaysia. - 2010. - Volume 3. - April. - Рp. 2-31.

оценка внешнеторговых связей и их роли

в экономическом развитии вьетнама

Ле Ань Куан *

Подъем экономики Вьетнама существенно связан с активизацией внешней торговли (табл. 1), обеспечившей удовлетворение внутреннего спроса на товары и услуги, приток валюты и как следствие - хозяйственную модернизацию страны.

В свою очередь процесс отмеченной активизации связан с рыночными реформами, либерализацией внешнеэкономической деятельности и изменение внешней политики в сторону открытости, интеграции в мировое хозяйство с четким выполнением международных торговых обязательств и договоров.

Внешнеторговый оборот СРВ вырос за 15 лет (1995-2009 гг.) почти в 10 раз. Этому помимо роста экспортного производства и потребностей в им-

* Ле Ань Куан - аспирант кафедры внешнеэкономической деятельности российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, г. Москва. E-mail: anhquantvvn@yahoo.com

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.