Научная статья на тему 'НОВАТОРСТВО РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА'

НОВАТОРСТВО РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
133
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and innovation
Область наук
Ключевые слова
новаторство / художественный образ / поэзия / искусство / двоемирие / innovation / artistic image / poetry / art / two worlds

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Рисолат Шайхисламова

Данная статья посвящена выявлению особенностей синтеза вербального и визуального начал в художественном мышлении русских поэтов ХХ века, определению механизмов встраивания визуальных элементов в словесный художественный образ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INNOVATION OF RUSSIAN POETRY OF THE ХХ CENTURY

This article is devoted to identifying the features of the synthesis of verbal and visual principles in the artistic thinking of Russian poets of the twentieth century, determining the mechanisms of embedding visual elements in a verbal artistic image

Текст научной работы на тему «НОВАТОРСТВО РУССКОЙ ПОЭЗИИ ХХ ВЕКА»

НОВАТОРСТВО РУССКОЙ поэзии хх века

Рисолат Шайхисламова

Студентка Чирчикского государственного педагогического института Ташкентской

области

https://doi.org/10.5281/zenodo.6684122 Аннотация. Данная статья посвящена выявлению особенностей синтеза вербального и визуального начал в художественном мышлении русских поэтов ХХ века, определению механизмов встраивания визуальных элементов в словесный художественный образ

Ключевые понятия: новаторство, художественный образ, поэзия, искусство, двоемирие

THE INNOVATION OF RUSSIAN POETRY OF THE ХХ CENTURY Abstract. This article is devoted to identifying the features of the synthesis of verbal and visual principles in the artistic thinking of Russian poets of the twentieth century, determining the mechanisms of embedding visual elements in a verbal artistic image Keywords: innovation, artistic image, poetry, art, two worlds

ВВЕДЕНИЕ

Поэтическое искусство - это форма самосознания личности, выражающей себя в соотношении с социальными, интеллектуальными, эстетическими проявлениями жизни. В эпохи катастроф романтическое начало в поэзии усиливается. В стихах присутствует двоемирие. Обостряется противопоставление материального и духовного начал. Ощущается устремленность в миры идеальные, воображаемые. Лирика как выражение «эго», как законченное воплощение единичных душевных состояний более живуча. Она и подтверждает закон сохранения художественности. В современной поэзии существует множество разных художественных систем (под поэтической системой принято понимать взаимодействие и внутреннее единство всех компонентов авторского стиля, проявляющихся в лирическом герое). Шестидесятые-семидесятые годы отмечены противостоянием как называемой «громкой» и «тихой» поэзии. Сначала проявилась «громкая» поэзия Е.Евтушенко, А.Вознесенского, Р.Рождественского, поэтов-публицистов, трибунов, ораторов, которые были сориентированы на поэзию В.Маяковского. Евтушенко стал разрабатывать традиции гражданской лирики второй половины XIX века, а Вознесенский увлекся модерном. В культурной ситуации 60-70 гг. два эти поэта представляли реализм и романтизм, конкретность и условность, демократизм и элитарность. В 60-е появилась и «тихая лирика» (Н.Рубцов, В.Соколов, О.Чухонцев). «Тихих» лириков объединяло тяготение к личностно-психологической тематике, интерес к русскому пейзажу, традиционные стихотворные размеры.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

А.Тарковский, С.Липкин, И.Лисневская связаны со сложными и многообразными проявлениями литературы «серебряного века». Этих поэтов можно назвать последними представителями «серебряного века». Поэзия, например, Арсения Тарковского продолжает традиции акмеизма. Своего рода камертоном, задающим тон современной поэзии, явилась поэма А.Т.Твардовского «По праву памяти». Забыть, забыть велят

безмолвно. Хотят в забвенье утопить Живую боль. И чтобы волны Над ней сомкнулись. Быль - забыть! В этих строчках - исток поэмы в мужественной решимости противостоять - по праву памяти - попыткам наложить запрет на правду. Эта поэма и подборки стихов Н.Тряпкина, А.Вознесенского, О.Чухонцева, С.Липкина, А.Жигулина, напитанных живой публицистической кровью - начало процесса, возвращающего поэзию к современности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И обсуждение

Совсем недавно были возвращены в русскую поэзию срытые от читателя произведения Г.Адамовича, А.Ахматовой, П.Васильева, М.Волошина и других поэтов старшего поколения, вплоть до Н.Рубцова, А.Прасолова, В.Шаламова и др. Эти публикации повлияли на литературный процесс чрезвычайно сильно, обогатили его, сделали полнокровным. Но ждут еще полного издания в России Л.Друскин, А. Морев, Н.Моршен, Ю.Одарченко, П.Перелешин. Особое явление представляет собой поэтический андеграунд. Произведе- ния авторов андеграунда бросают вызов советской системе, советским ценностям, советскому способу мышления. Этот вызов проявляется в идейно-философских установках: поэты касаются язв старого общества, батальонам государства противопоставляют свободную независимую личность, уделяя внимание трагедии бытия (Н.Коржавин, В.Корнилов, Б.Чичибабин). Был брошен вызов и отказом от жизнеподобия, от принципа доступности. Таковы стихи поэтов «Петербургской школы» И.Бродского, Е.Рейна, В.Кривулина, Е.Шварц. Пришли к читателям и неизвестные ранее стихи Г.Айги, И.Бродского, поэтов СМОГа (Самое молодое общество гениев) - Л.Губанова, Г.Арсеньева, А.Басиловой, Ю.Галанскова, а также И.Елагина, Ю.Милославского. Поэты внутренней эмиграции мало чем отличаются от эмигрантов настоящих: Мы завтрашней судьбы своей не знаем, Да и вчерашней не поймем судьбы. (И.Лиснянская) Вот эти имена: Д.Бобышев, Л.Владимирова, В.Делоне, Е.Игнатова, Ю.Карабчиевский, Б.Кенжеев, Л.Лосев, И.Рубин. Самые молодые из них - Р.Евдокимов, И.Ратушинская, А.Сопровский. Вопреки центробежным процессам, отбрасывающим человека от человека, единым гимном товариществу и взаимовыручке представлялась авторская песня, восстановившая в правах суть дружбы и братской любви. Наперекор тенденции к так называемой «ситуативной этике», когда размывается грань между добром и злом и человек ведет себя применительно к обстоятельствам, произведения В.Высоцкого, Б.Окуджавы, В.Долиной, Ю.Кима, Н.Матвеевой напоминают о том, что можно и должно жить достойно, ориентируясь на духовный завет русской интеллигенции. Эти же качества унаследовала и рок-поэзия. Поэзия А.Макаревича и Б.Гребенщикова, при всей ее эпатажности, - поэзия гражданственная, теснейшим образом связанная и со «злобой дня», и с кругом ценностей, идей, настроений сегодняшней молодежи. «Дети декабря», как не без вызова назвал Б.Гребенщиков свое поколение, остро реагируют на разрыв между социальной демагогией и рутинной социальной практикой. В рок-поэзии звучит тоска по обществу, объединявшему всех и каждого идеалу: На нашем месте должна быть звезда, Ты чувствуешь сквозняк от того, Что это место свободно... (Б.Гребенщиков) Много споров вызывает творчество поэтов нетрадиционных, не вписывающихся в систему художественного мышления «привычных» поэтов. Поэты «но- вой волны», как их часто называют, пытаются утвердить свое право говорить на языке, адекватном их времени и мироощущению. Диапазон их творческих устремлений широк: от метафоры до

примитивизма, от концептуальных опусов до панк-поэзии. К концу 90-х начался процесс расслоения «новой волны». Метафористы («полистилисты», «метареалисты») резко отмежевались от соцартовских игр постмодернистов. Если «метафористы» утверждают культ полистилистики (Ю.Арабов, И.Жданов, А.Еременко, И.Иртеньев, А.Парщиков), то поэтов-постмодернистов объединяет стремление отказаться от «учительской» роли литературы, ограничить ее чисто игровыми задачами. К постмодернизму относится концептуализм (Д.Пригов, Л.Рубинштейн, Т.Кибиров). Поэзия этих авторов строится на разрушении привычных однозначных концепций мира и на использовании знакомых читателю текстов, переосмысленных и приобретших совершенно другое звучание.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Концептуалисты стремятся доказать, что искусство как таковое исчерпало себя, что оно внутренне абсурдно. Бурные дискуссии вызывала «галантная лирика» Ордена куртуазных маньеристов (В.Степанцов, В.Пеленягрэ, А.Добрынин, К.Григорьев, Д.Быков). Их изысканный стиль - не очередное пародийное шутовство и разрушающая ирония, а блестящее следование основательно подзабытой «российской эрате» от М.Хемницера и М.Хераскова до Г.Иванова и В.Набокова. Поэты этой группы прибегают к приему «маски», соединяют высокую поэзию и средневековую эротику с современностью. В современной поэзии существует и «почвенное» направление, истоки которого - в крестьянском мировоззрении. В первом ряду поэтов-«почвенников» после Н.Рубцова стоят В.Казанцев, Ю.Кузнецов, В.Смирнов, Н.Тряпкин, В.Устинов, О.Фокина и др. Обращение к памяти, к народным истокам, к фольклору, к классической традиции, к православной духовности - общее в их творчестве. В 90-е годы в «почвенном» направлении появилось новое поколение: В.Андреев, Н.Егорова, Д.Коротаев, В.Скиф, Т.Смертина. Сейчас они все дальше уходят от страстной публицистичности и пытаются постичь глубинный смысл всего происходящего в России. Есть в современной лирике авторы, которых трудно определить в какую - либо группу или направление. Это Т.Бек, О.Седакова, В.Сидур, С.Кекова, В.Дмитриев, Л.Таран и др. В настоящее время можно говорить о постепенном преодолении кризиса в русской поэзии. Появляются новые имена, сборники, меняется общая тональность лирики, повышается роль провинции в литературном процессе - поэзия накапливает силы для будущего творческого подъема.

Список использованной литературы:

1. Пути современной поэзии (круглый стол) //Вопросы литературы. - 1994. - №1.

2. Русская поэзия в конце века. Круглый стол //Знамя. - 2001. - №1.

3. Славецкий В. Русская поэзия 80 - 90-х годов ХХ в. - М., 1998.

4. Шайтанов И. «...Но труднее, когда можно» //Литературное обозрение. - 1990.- №1.

5. Денисов И. Пока земля еще вертится. - М.: Знание, 1991.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.