Научная статья на тему 'НОВАТОРСТВО АХМАТОВОЙ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ СЮЖЕТОВ В МИНИ-ЦИКЛЕ «БИБЛЕЙСКИЕ СТИХИ»'

НОВАТОРСТВО АХМАТОВОЙ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ СЮЖЕТОВ В МИНИ-ЦИКЛЕ «БИБЛЕЙСКИЕ СТИХИ» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
библейские мотивы / цикл «Библейские стихи» / Ахматова / поэзия / серебряный век / biblicаl motives / cycle “Bible verses” / Аkhmаtovа / poetry / silver Аge

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рыбакова Анастасия Александровна

В данной статье рассмотрен мини-цикл А.А. Ахматовой «Библейские стихи». Сосредоточив внимание на женской душе, поэтесса раскрывает образ человека другой древней культуры, в то же время подчеркивая сходство женских судеб, независимо от их принадлежности к эпохе, времени, нации, культуре. С помощью ветхозаветных реминисценций поэтесса показывает всю силу всепоглощающей любви, которая соотносима с понятием жертвенности, верности и выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AKHMАTOVА’S INNOVАTION IN THE INTERPRETАTION OF OLD TESTАMENT STORIES IN THE MINI-CYCLE “BIBLE VERSES”

This аrticle discusses the mini cycle of А.А. Аkhmаtovа "Bible verses". By focusing on the femаle soul, the poetess reveаls the imаge of а person from аnother аncient culture, while аt the sаme time emphаsizing the similаrity of women's destinies, regаrdless of their belonging to аn erа, time, nаtion, or culture. With the help of Old Testаment reminiscences, the poetess shows the power of аll-consuming love, which is correlаted with the concept of sаcrifice, fidelity аnd choice.

Текст научной работы на тему «НОВАТОРСТВО АХМАТОВОЙ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ СЮЖЕТОВ В МИНИ-ЦИКЛЕ «БИБЛЕЙСКИЕ СТИХИ»»

УДК 82.1

НОВАТОРСТВО АХМАТОВОЙ В ИНТЕРПРЕТАЦИИ ВЕТХОЗАВЕТНЫХ СЮЖЕТОВ В МИНИ-ЦИКЛЕ «БИБЛЕЙСКИЕ СТИХИ»

© 2024

А.А. Рыбакова, студент

Поволжская академия образования и искусств имени святителя Алексия, митрополита Московского, г. Тольятти (Россия)

Ключевые слова: библейские мотивы; цикл «Библейские стихи»; Ахматова; поэзия; серебряный век. Аннотация. В данной статье рассмотрен мини-цикл А.А. Ахматовой «Библейские стихи». Сосредоточив внимание на женской душе, поэтесса раскрывает образ человека другой древней культуры, в то же время подчеркивая сходство женских судеб, независимо от их принадлежности к эпохе, времени, нации, культуре. С помощью ветхозаветных реминисценций поэтесса показывает всю силу всепоглощающей любви, которая соотносима с понятием жертвенности, верности и выбора.

Ссылка на Библию в творческой биографии Ахматовой - это неоспоримый факт и естественное явление. Цикл стихотворений под названием «Библейские стихи» включает всего три произведения, написанные в период с 1921 по 1961 годы. Эти произведения являются результатом многолетнего творческого процесса Ахматовой. В этих стихах она выбирает отдельные сцены из Библии, чтобы через них раскрыть свою лирическую героиню наиболее полно.

Рахиль, Мелхола и жена Лота - это сильные и страстные женщины. Они олицетворяют мироощущение, в котором каждый человек имеет право на жизнь, любовь, слезы, молитву, грехи, раскаяние и снова жизнь -полноценную и яркую. Библия дает человечеству право любить сильнее смерти, даже если человек пал в греховном падении и находится на грани гибели.

Все три стихотворения, составляющие цикл, начинаются с союза «и», представляя собой будто выхваченные из общего ряда моменты, на которых автор останавливает своё внимание. Многие исследователи подчеркивают, что цикл «Библейские стихи» представляет собой интерпретацию некоторых библейских сюжетов при максимальном сохранении ощущения первоисточника на стилевом уровне. По мнению Г.П. Козубовской, «Ахматова выбирает такие эпизоды, в которых главными действующими лицами оказываются женщины, хотя в Библии даже главы названы преимущественно по именам мужчин. Сосредоточив внимание на женской душе, поэтесса пытается понять человека другой древней культуры, в то же время подчеркивая сходство женских судеб, независимо от их принадлежности к эпохе, времени, нации, культуре» [4].

Первое стихотворение цикла «Рахиль» отличается глубокими эмоциональными переживаниями главной героини, современницы Ахматовой. Перенесение этой истории в ветхозаветное время придает ей особую остроту. Героиня испытывает огромное эмоциональное напряжение, но в соответствии с библейскими традициями, Ахматова не описывает прямо все тонкости душевных переживаний девушки. Она лишь упоминает, что главная героиня стихотворения носила «пушистые косы». Ахматова, описывая первое впечатление, которое Рахиль произвела на Иакова, не упоминает о внешних эмоциях. Поэтесса сосредоточивается на состоянии души Иакова во время и после встречи с Рахиль: «не стало в груди его сердце грустить».

Мы можем увидеть внутреннюю борьбу героини и перед нами разворачивается душевная драма оскорбленной женщины, которая является центральным событием в стихотворении Ахматовой. Однако наиболее величественной и красивой, хотя и опосредованной, предстает красота Рахили в следующих строках: Рахиль! Для того, кто во власти твоей, Семь лет - словно семь ослепительных дней. Ахматова намеренно усиливает это сравнение нехарактерно ярким и звучным для библейского текста эпитетом «ослепительные». Тем самым в стихотворении создается некий обобщенный образ величественной, ослепительной красоты, который лишает человека воли, способен довести до безумия и достоин любых жертв, принесенных на ее алтарь. Поэтесса рисует данный образ с помощью внешних проявлений: пейзажных зарисовок, описаний действий Рахили, её отчаянных призывов. Любовная страсть для героини неожиданно обернулась нестерпимой мукой и болью. Это настоящее потрясение для неё.

О.А. Троцык отмечает, что в стихотворении «Рахиль» Анны Ахматовой сохранены библейские образы прозрачного источника с чистой водой - символ новозаветного Пастыря (Слова), и овец, пьющих из источника -внемлющую Богу-Слову паству, и камень, которым завален источник - символ ветхозаветного закона: «Имеющий уши, да услышит».

Путем сравнения ахматовского текста с Библией можно увидеть, что поэтесса заимствует драматические сюжетные моменты, однако наполняет их деталями, отсутствующими в Библии. В стихотворении «Рахиль» говорится о «сердечной грусти» Иакова, что выражается в отождествлении его сердца с «открытой раной», в то время как в книге Бытия употребляется более нейтральное выражение: «Иаков полюбил Рахиль».

Второе стихотворение цикла - «Лотова жена». Ахматова останавливается на моменте ухода семейства из Содома. Образ Лота, достойного праведника, написан с особой торжественностью и выразительностью: «И праведник шел за посланником Бога, / Огромный и светлый, по черной горе». Ахматова по-своему интерпретирует библейскую сцену исхода семейства Лота из грешного города Содома. Согласно первоисточнику, уходя из него, нельзя было оборачиваться назад, но жена Лота не справилась с искушением и обернулась, за что и была наказана. Эпиграфом к стихотворению послужило последнее предложение из библейской

притчи Ветхого Завета: «жена же Лотова оглянулась позади его, и стала соляным столпом». В Премудростях Соломона соляной столп (греч. ат^Хп аХо<;) при Мёртвом море характеризуется как грозный памятник Божьего гнева.

Анна Ахматова трактует ветхозаветное предание с собственной точки зрения, через призму современности. В.И. Казан утверждает, что «религиозные начала утрачивают в ее стихотворении первостепенную значимость, и на первый план выдвигаются нравственно-психологические основания событий». Уникальное осмысление библейской легенды привело к специфическому завершению произведения, где впервые на протяжении всего цикла дано резюме и откровенно выражается авторская позиция.

«Кто женщину эту оплакивать будет?

Не меньшей ли мнится она из утрат?

Лишь сердце мое никогда не забудет

Отдавшую жизнь за единственный взгляд».

В контексте всего стихотворения Лотова жена предстает как цельная и последовательная личность. Её поступок воспринимается не как проступок, заслуживающий сурового наказания в библейском понимании, а скорее как выражение сильных человеческих чувств, проявление постоянства и верности. Анна Ахматова не называет героиню этого стихотворения, потому что она - вершина женской сущности, олицетворение женщины, для которой основными ценностями являются любовь, преданность и терпение. Только самое преданное сердце способно оценить такие величины, как целая жизнь и один взгляд, и выбрать последний, не по-жалея об этом: «Лишь сердце мое никогда не забудет / Отдавшую жизнь за единственный взгляд».

Стихотворение «Мелхола», написанное позднее других и завершающее цикл, сразу же поражает обилием деталей быта, интерьера и широкой экспозицией. Начало стихотворения представляет собой ахматовский комментарий к двум библейским строкам, использованным в качестве эпиграфа. Героиня, как всегда у Ахматовой, показана в самый напряженный момент своей жизни. Внешне Мелхола очень красива, грациозна и изящна, но ее красота контрастирует с глубоким душевным смятением. Саул желает отдать ее замуж за юного пастуха Давида. Мелхола неоднозначно относится к отцовскому решению: с одной стороны, ей не нравится идея неравного брака с бедным Давидом, а с другой стороны, она сильно его желает. Героиня рассматривает свою любовь к Давиду как «бесстыдство» и «унижение». Борьбу любви с уязвленным самолюбием можно было бы определить

как художественный конфликт этого произведения.

Мелхола ощущает, что влечение к физическим удовольствиям помрачает её «дух», лишает её свободы. Поэтическими приёмами в произведении создаются убедительные и запоминающиеся образы, особенно в портрете главной героини. Поэтесса обращает внимание не столько на черты лица, сколько на то, как внутреннее состояние героини отражается на её внешности, где ключевым элементом портрета являются «зелёные глаза». Однако Ахматову интересует не столько необычность их цвета, сколько «исступленный» взгляд, который исполнен чувств. В этом стихотворении Анна Ахматова делает акцент не на духовной любви, а на страсти. Для Ахматовой слово «любовь» здесь несёт другой смысл. Героиня разрывается между противоречивыми чувствами: гордостью, стыдом, страхом, гневом на Давида, и в то же время бесконечной любовью к нему - все это сливается в клубок сердечных переживаний. Речь Мелхолы с её короткими взволнованными репликами прерывается паузами, вызванными сильным волнением и ритмически выделяется за счёт тройной анафоры и внутренней рифмы:

А солнца лучи... а звезды в ночи... А эта холодная дрожь.

Таким образом, в «Библейском цикле» А. Ахматова с помощью ветхозаветных образов показала всю силу всепоглощающей любви, которая соотносима с понятием жертвенности (Рахиль), верности (Лотова жена) и выбора (Мелхола).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Библия. М.: Российское библейское общество, 1994. 350 с.

2. Виноградов В.В. О поэзии Анны Ахматовой (Стилистические наброски). М., 1976.

3. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм. Л., 1977. 120 с.

4. Козубовская Г.П., Малышева Е.В. «Восточные переводы» А. Ахматовой // Культура и текст. 1998. № 3.

5. Кормилов С.И. Поэтическое творчество А. Ахматовой. М.: Изд-во МГУ, 1998. 32 с.

6. Мень А. Библия и русская литература // Наука и религия. 1994. № 1. С. 17-20.

7. Руденко М.С. Религиозные мотивы в поэзии Анны Ахматовой. М., 2013.

8. Тименчик Р. О «Библейской» тайнописи у Ахматовой // Звезда. 1995. № 10. С. 201-208.

AKHMАTOVА'S INNOVАTION IN THE INTERPRETАTION OF OLD TESTAMENT STORIES IN THE MINI-CYCLE "BIBLE VERSES"

© 2024

A.A. Rybakova, student

St. Alexis academy of education and arts of Volga region, Togliatti (Russia)

Keywords: biblical motives; cycle "Bible verses"; Akhmatova; poetry; silver Age.

Аbstract. This article discusses the mini cycle of A.A. Akhmatova "Bible verses". By focusing on the female soul, the poetess reveals the image of a person from another ancient culture, while at the same time emphasizing the similarity of women's destinies, regardless of their belonging to an era, time, nation, or culture. With the help of Old Testament reminiscences, the poetess shows the power of all-consuming love, which is correlated with the concept of sacrifice, fidelity and choice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.